0
0

 

С освобождением Аляски от захватчиков, я теперь ни на миг не сомневаюсь в вашей скорейшей и полной победе над империалистической Японией.

И.В. Сталин в телеграмме Ф.Д. Рузвельту. Июнь 1943

 

Глупая затея. С самого начала это была глупая затея

Генерал-полковник Т. Иваками. 1946

 

Последняя воздушная кампания

В середине весны, японский флот, осознавая, что кампания на Аляске в ближайшее время будет проиграна, торопился с развертыванием последнего воздушного наступления против континентальной территории США. Так как планируемые дальние бомбардировщики все еще не были готовы, флот решил использовать существующие; зимой 1943, два десятка дальних бомбардировщиков G4M, приближавшихся к грани износа, были модифицированы для осуществления дальних вылетов "в один конец".

На модернизируемых самолетах обычное шасси заменялось облегченным, сбрасываемым после взлета. Все ненужное оборудование демонтировалось (включая механизмы закрывавшегося наглухо бомболюка и бомбосбрасыватели) и самолеты оснащались одной 1500-кг бомбой, зафиксированной внутри корпуса. За счет этих мер по уменьшению веса и увеличению запаса топлива, дальность полета превысила 7000 км.

2 мая 1943 года, группа из четырех G4M5, перекрашенных в американские цвета и снабженных американскими опознавательными знаками, поднялась из Датч-Харбора и направилась на юго-восток, к острову Гваделупа у мексиканского побережья. Преодолев 5800 километров за двадцать часов, к утру 3 мая самолеты оказались у мексиканского побережья. Здесь, они свернули на восток, пройдя над Калифорнийским Полуостровом, и, оказавшись над заливом, ориентируясь по побережью, повернули на северо-восток.

 

Целью японцев была Дамба Гувера — крупнейшая в то время гидроэлектростанция на Западном Побережье.  Японский флот рассматривал этот удар как, одновременно, практический (нанесение удара по дамбе вызвало бы серьезные перебои в энергоснабжении всего побережья) и моральный (так как дамба была в какой-то мере символом американской индустрии). Их планы вполне могли бы осуществиться — заход со стороны Мексики позволил им избежать обнаружения радарами Западного Побережья — но когда они пролетали над Аризоной, некий доброволец из гражданского наблюдательного корпуса заметил машины, и, несмотря на их маскировку, заподозрил что-то неладное. Он известил об этом по телефону пост Национальной Гвардии, который передал предупреждение армии. Вскоре после, самолеты были замечены армейскими радарами и стало ясно, что они не отвечают на вызовы.

На базе Неллис была объявлена тревога. В воздух поднялись десять единственных машин, которые могли быть использованы для перехвата — спешно вооруженных 7,62-мм пулеметами тренировочных "Тексанов". Над Невадой разгорелось ожесточенное воздушное сражение в ходе которого два бомбардировщика были сбиты (ценой трех "Тексанов"), и один, поврежденный, промахнулся мимо цели и совершил аварийную посадку в озеро Мид. Четвертому бомбардировщику, однако, удалось совершить заход на дамбу, но защищавшие ее национальные гвардейцы открыли по нему огонь из ручного оружия и станковых пулеметов, и, видимо, поразили пилота: японский самолет дал крен, зацепил крылом склон ущелья, и врезался в основание дамбы, оставив большую, но не угрожающую обрушением выбоину.

Атака на Дамбу Гувера привела к значительному усилению внимания к обороне тыловых объектов США, которые теперь защищались зенитными батареями и аэростатами заграждения. Эта атака оказалась для нас ценным опытом, который значительно помог в отражении "Amerikablitz"[1] летом 1944.

Последующие японские бомбардировочные операции были еще менее успешны чем атака на Гувер-Дэм. 11 мая, два самолета G3M5 вылетели из Датч-Харбора в попытке нанести удар по Чикаго, но попали в сильный грозовой шторм над Канадой, и разбились; обломки их были найдены в 1948 году. 14 июня, была совершена попытка воздушного налета на Денвер, но противовоздушная оборона была начеку, и оба японских бомбардировщика были уничтожены над побережьем; при этом, один из них был сбит реактивным перехватчиком P-59 "Starcometh". Наконец, налет нашей авиации 24 июня на Датч-Харбор уничтожил оставшиеся машины G3M5, и закончил тем самым последнюю японскую воздушную кампанию.

 

Весенняя подготовка

Адмирал Кинг рассчитывал начать решающее наступление против японцев в конце мая; однако, превентивный удар Иваками вынудил отложить действия на месяц. В это время, Бастонберри, все еще страдающий от последствий ранения, был отправлен на лечение в метрополию. На его место был назначен генерал-лейтенант Куинси Маккормак, знаменитый "непреклонный Кью", на чьи таланты в позиционной войне Кинг особо рассчитывал при прорыве японских позиций.

Американская армия на Аляске была усилена до 45000 человек в составе трех полнокровных дивизий; их поддерживали 18000 солдат Территориальной Гвардии и рейнджеров. Основная часть американских сил была развернута в лагере Маунтансайд, но около двух полков имелось в распоряжении Уэллсона на побережье залива Кука. К маю, японцы оставили более не имеющие значения для них позиции озера Иламна, и связь между Уэллсоном и основными силами наконец-то была восстановлена на суше.

Флот также пополнился новыми кораблями; в состав соединения, оперирующего в водах Аляски, был перечислен отряд из трех эскортных авианосцев — USS "Роанок", USS "Нассау" и USS "Коур" — и быстроходный крейсер-авианосец USS  "Гиперион". Канадские крейсера были отозваны в Атлантику, и заменены двумя старыми американскими тяжелыми крейсерами.

Адахи, теперь в звании контр-адмирала, ныне командовал авангардным эскадроном, состоящим из "Секвойи", пяти тяжелых крейсеров ("Луисвилль", "Хьюстон",  "Сан Франциско", "Портленд" и "Солт-Лейк-Сити") и крейсера-авианосца "Гиперион".  Адмирал Пай  по-прежнему командовал Первым Эскадроном, в составе линейных кораблей "Теннеси", "Калифорния" и "Миссисипи", легких крейсеров "Филадельфия", "Саванна", "Феникс" и эскортных авианосцев "Лонг-Айленд", "Роанок", "Нассау" и "Коур".

Военно-воздушные силы на Аляске достигли пика численности почти в 250 пилотируемых и беспилотных самолетов. Самолеты старых моделей были заменены новыми, зачастую более приспособленными к местным условиям.

 

 

 

Весенние бои за Макнейл-Коув

Так как доставка тяжелого вооружения через Алеутский Хребет была связана со значительными затруднениями, для успешного контрнаступления американским войскам требовалось расширить плацдарм Уэллсона в Заливе Кука. Японские войска все еще удерживали большую часть северо-западного побережья залива, включая залив Акумварвек и устье реки Дуглас. В заливе Акумварвек ими была создана база транспортных барж, служивших для перемещения японских войск вдоль побережья по ночам. В долине реки Дуглас, японцы оборудовали аэродром[2] и создали мощные укрепленные позиции, включавшие два 152-мм артиллерийских орудия, установленные на побережье. На озере Нонвианек, японцы имели базу гидроавиации, и за счет этого располагали авиаподдержкой, которую мы не могли нейтрализовать иначе как в воздушных боях.

18 мая, артиллерия Уэлсона открыла огонь около озера Гибралтар. После артиллерийской подготовки, два усиленных батальона перешли в наступление, и, при поддержке роты морской пехоты (форсировавшей на амфибийных танках озеро Иламна) отбросили японцев с позиций. Те, не имея желания ввязываться в безнадежные бои, отступили к оборонительным позициям  у озера Кукаклек, поддерживаемым артиллерией и коммуникационной линией с основного японского плацдарма. Таким образом, была обеспечена безопасность фланга планируемой операции на побережье.

19 мая, отряд линейных кораблей адмирала Пая в составе "Теннеси" (флагман), "Калифорния" и "Миссисипи", сопровождаемых четырьмя эсминцами, вошел в Залив Кука, и, заняв позицию к востоку от острова Нордайк, подверг массированному обстрелу японские позиции у бухты Макнейла. Эти позиции поддерживали основную японскую линию обороны у побережья, проходящую вдоль реки Макнейла, и флот уделил особое внимание ее тщательной "обработке" 356-мм и 127-мм снарядами.

В это время, эскадренные миноносцы DD-439 "Эдисон" и DD-508 "Конвэй" вместе с двумя патрульными катерами атаковали стоянку японских барж в заливе Акумварвик. После ожесточенной перестрелки с береговыми батареями, эсминцы потопили или подожгли двадцать восемь японских барж, два тральщика, и малую подводную лодку типа A, одну из двух, за несколько ночей до этого перешедших в залив Кука. При этом, эсминец DD-508 "Конвэй" был поврежден попаданием 203-снаряда японской короткоствольной береговой пушки, замаскированной в лесу; в ответ, линкор "Миссисипи" обрушил на злополучную батарею огонь своих орудий и практически сравнял ее с землей.

Около 14 часов, армейский батальон Уэлсона начал наступление на японские позиции на реке Макнейла, при поддержке легких танков и роты морской пехоты. Японцы оборонялись яростно, и даже сумели подбить ручными гранатами два "Стюарта", но огонь кораблей безнадежно дезорганизовал их оборону, и помешал выдвижению подкреплений. Спустя полчаса, японская линия укреплений была прорвана у моря, и затем полностью охвачена и разгромлена. Потери американских войск оказались крайне невелики, в чем, несомненно, значительную роль сыграла поддержка корабельной артиллерией.

В 16.25, два гидроплана с озера Нонвианек, пройдя на малой высоте над горами, атаковали американские корабли, сбросив бомбы рядом с линкором "Калифорния"; зенитным огнем, один аэроплан был сбит. Около 17 часов, адмирал Нисимура послал из Датч-Харбора более значительное подкрепление в составе восьми бомбардировщиков "Кейт", прикрываемых восемью истребителями "Зеро". Воздушный патруль с эскортного авианосца "Роанок", крейсировавшего вместе с легкими крейсерами к востоку от Кодьяка своевременно обнаружил противника, и перехватил его. Три японских бомбардировщика и один истребитель были сбиты, ценой одного нашего "Уайлдкэта"; остальные японские самолеты отступили.

К 18 часам, армейская пехота окончательно разделалась с японцами у реки Макнейла, отогнав остатки неприятеля вверх в горы по долине реки. Однако, наши войска сильно страдали от огня японской артиллерии и минометов, установленных на южном склоне горного хребта, разделявшего долины реки Макнейла и реки Литл-Камишек. Чтобы сбросить японцев с хребта, потребовались мощные удары авиации из Анкориджа и долгое, медленное наступление пехоты вверх по склону. Один бомбардировщик B-25 при этом был сбит попаданием японской зенитки. После этого, закрепившись на хребте, пехотинцы установили горные пушки и вскоре окончательно сбросили японцев с гор.

Остатки японских сил отступили вглубь гор, где и были заперты. Артиллерия морской пехоты подвергала их регулярным огневым налетам, а авиация непрерывно бомбила с воздуха. Время от времени, японцы поднимались в самоубийственные банзай-атаки, но ни разу за все время они не сумели сблизиться достаточно. К вечеру 20 мая, весь регион полностью принадлежал нам.

Высадка в заливе Дуглас-Ривер

Двадцатого мая, наша морская пехота высадилась с транспортов в долине Дуглас-Ривер.  Японцы оказали ожесточенное сопротивление, но тяжелая корабельная артиллерия сломила основной рубеж их обороны, вынудив отойти выше в горы. Здесь японцы закрепились и несколько часов отражали атаки морских пехотинцев, пока плавающие танки, поднявшись вверх по долине, не выгнали их из укрытий. Один танк при этом был поврежден самоубийственными атаками японских солдат с ручными гранатами, но продолжил движение и помог пехоте выбить японцев с позиций.

21 мая, армейские отряды из Макнейл-Коув продвинулись вверх по течению реки Камишак, опрокинув остатки японских войск. Таким образом, защитники долины Дуглас-Ривер оказались охвачены со всех направлений. В безнадежном отчаянии, японские солдаты, тем не менее, цеплялись за каждую складку местности, вынуждая долго и упорно выбивать их оттуда; однако, их было уже слишком мало и они были практически полностью дезорганизованы. Многие японские офицеры совершали сэпукку, не желая допускать даже малейшего риска оказаться в плену; судя по множеству найденных морской пехотой тел с признаками самоубийства, немало японских солдат вдохновилось примером своих командиров. Те же, японцы, кто не желал свести счеты с жизнью, пытались перебраться через горы в контролируемую еще японцами лагуну Суикшак. Неизвестно, удалось ли это хоть кому-то.

К 22 мая, американские войска полностью зачистили побережье залива Акумварвек, оттеснив последние остатки японских войск в горы.

Малые подводные лодки в Заливе Кука

В середине апреля, японский флот, пытаясь оказать воздействие на ситуацию на Аляске, развернул кампанию действий своих легких сил в водах Залива Кука, в первую очередь малых и сверхмалых подводных лодок. План такой кампании был составлен еще в 1942 году, но в тот момент сверхмалые подводные лодки еще не имелись в должном количестве, да и плавание в зимних водах Аляски было сочтено для них слишком опасным.

Действующие в водах Аляски сверхмалые лодки обычно относились к Типу "А" и имели водоизмещение не более 47 тонн. Днем, эти крошечные лодки прятались под маскировочными сетями в небольших заливах и проливах вдоль контролируемого японцами побережья, подзаряжая батареи от береговых дизельных генераторов. Ночью же они выбирались в Залив Кука и крейсировали в ожидании американских кораблей.

2 мая, эскадренный миноносец "Стивенс", патрулирующий к северу от Кодьяка, подвергся атаке со стороны сверхмалой лодки, но сумел от нее уклониться.

В качестве основной меры противодействия, американский флот начал широкомасштабное минирование контролируемого японцами побережья Аляски, выставляя минные банки на расстоянии 5-7 километров от берега. Таким образом были успешно заперты Бухта Дэвиса, залив Кукак, заливы Кафлия и Кинчак. Патрулирующие истребители с Кадьяка также стали обращать внимание на подозрительные объекты в заливах, обстреливая их из пулеметов. Все эти меры привели к тому, что японские сверхмалые субмарины прекратили действовать с передовых баз; действия же с более отдаленных плацдармов не представляли значимой угрозы из-за малой скорости лодок типа А и их очень небольшого запаса свободного хода.

Июньское контрнаступление

К 18 июня, генерал Маккормак объявил, что он полностью готов к атаке. Он имел в своем распоряжении до 40000 солдат в составе девяти полков и отдельных батальонов; все войска были здоровы и боеспособны. В наличии имелся мощный артиллерийский парк, насчитывавший около 290 артиллерийских орудий калибром до 155 миллиметров. Так как доставка тяжелых орудий создавала известные проблемы, в поддержку Маккормака было переброшено значительное количество 4-дюймовых артиллерийских ракет M8, запускаемых с легких направляющих.

В качестве дополнительной поддержки запланированного наступления, в помощь Маккормаку была переброшена 2-я рота 819-го танкового батальона, укомплектованная тяжелыми танками M6A2. Эти огромные 57-тонные машины были с большим трудом доставлены в лагерь Маунтансайд; сложности с их доставкой были таковы, что адмирал Кинг позже заметил “единственной причиной, почему эти танки вообще оказались на Аляске, было опасение, что без них Куинси вообще наступать откажется”. Генерал Куинси Маккормак был одним из главных сторонников тяжелых танков в армии, и хотя мнение Кинга было явно некоторым преувеличением, он, тем не менее, настаивал на включении этих машин в свои атакующие силы.

На начало наступления, танковый парк Маккормака включал одиннадцать тяжелых танков M6A2[3] “Гамильтон”, двадцать два средних танка M3 и M4, и более чем сорок легких танков M3 “Стюарт”.

Противостоящие ему японские войска под командованием Иваками находились в далеко не лучшем состоянии. После всех зимних потерь, Иваками имел не более 11000 боеспособных солдат на всем 60-километровом фронте от Халфмун-Бэй и до озера Илиамна. При этом, значительную часть формально боеспособных солдат составляли вернувшиеся в строй из госпиталей, толком еще не оправившиеся от ранений. Артиллерийский парк насчитывал менее полусотни полевых и тяжелых орудий разных калибров, к которым имелось только весьма ограниченное количество боеприпаса. Противотанковых средств было мало; на весь фронт имелось не более двух десятков противотанковых пушек Тип 94 калибром 37 миллиметров, которые уже показали себя малополезными против брони. Как эрзац-меры, легкие гаубицы Тип 72 были изъяты из пехотных батальонов и переданы в противотанковую артиллерию.

Единственным козырем в рукаве Иваками была его линия укреплений, которую японские солдаты возводили и усиливали с первых дней пребывания на берегах Бристольского Залива. Протянувшаяся по западному берегу реки Квичак, линия эта состояла из эшелонированных траншей, ДЗОТ’ов, собранных из бревен блокгаузов и многочисленных заграждений. Передний рубеж обороны примыкал непосредственно к берегу реки; за ним, приблизительно в 1,1-2 километрах в глубину (в зависимости от участка местности) располагался основной рубеж. Однако, имелось совершенно недостаточное количество железобетонных оборонительных сооружений; чтобы как-то компенсировать эту проблему, инженеры Иваками закапывали в землю и обкладывали толстыми бревнами немногочисленные оставшиеся танки.

Местность перед основным рубежом обороны была интенсивно минирована, хотя из-за недостатка специализированных мин, японцам приходилось полагаться в основном на самодельные растяжки, изготовленные из ручных гранат. Кроме того, в нескольких местах на линии обороны были подготовлены ловушки из закопанных в землю морских мин, приводившихся в действие по кабелю.

Главным недостатком всей оборонительной системы было полное отсутствие резервирования. В среднем, на каждый километр обороны приходилось менее роты, и из них максимум половина была действительно боеспособна.

Иваками не скрывал, что считает свое положение безнадежным. В своих воспоминаниях, он писал, что “даже если бы нам удалось каким-то образом – каким-то невероятным образом, должен заметить, ибо абсолютно все говорило в пользу нашего поражения – остановить американское наступление, мы бы не получили ничего. В складывающейся ситуации на море, не было бы ни единого шанса, что командование станет тратить транспорт и топливо ради снабжения имеющего только моральное значение фронта. Командование уверяло нас, что если мы продержимся, то откроются некие “возможности”; все это было не более чем глупой и бесчестной ложью, призванной скрыть тот факт, что люди, стоящие во главе нашей военной машины абсолютно не понимали что делать с войной, которую они развязали.

19 июня, в 00:02, генерал Маккормак отправил в Анкоридж сообщение: “С Богом! Я иду вперед”.

Японское вторжение на Аляску 1942-1944: ФИНАЛ

Освобождение Аляски от японского владычества началось с артиллерийского налета в 5.30 утра. Более четырехсот орудий и минометов открыли огонь одновременно, выпуская снаряды по японским позициям от Игьюджига и до Оул-Крик. Огонь непрерывно переносился с участка на участок, тем самым вводя японцев в заблуждение относительно истинного направления атаки (не то чтобы это имело какое-то значение, так как Иваками просто не располагал резервами для маневра).

Около 5.45, армейская авиация из Анкориджа провела массированный налет на японские аэродромы на побережье. Два десятка “Тандерболтов” под прикрытием восемнадцати “Аэрокобр” подвергли полосы интенсивной бомбардировке, уничтожив два десятка японских самолетов на земле; три истребителя Ki-43, успевшие подняться в воздух, были немедленно сбиты. Зенитным огнем японцев два “Тандерболта” были сбиты. В 5.48, звено “Аэрокобр”, пройдя на малой высоте по ущельям, внезапно атаковало аэродром японской гидроавиации на озере Нонвианек, расстреляв и потопив четыре японских гидроистребителя.

Примерно в семь часов утра, под прикрытием дымовой завесы, армейские части форсировали реку и внезапной атакой с применением штыков и огнеметов выбили японцев с передовой позиции у Игьюджига. Японские солдаты в окопах, оглушенные, ошеломленные артиллерийским обстрелом, не оказали значимого сопротивления, и лишь большой ДЗОТ на берегу реки, в котором стояла мелкокалиберная пушка, доставлял значимые проблемы. Фланговые и тыловые подходы к нему контролировались японским обстрелом с основного рубежа обороны, и наличие многочисленных заграждений из обмотанных колючей проволокой древесных стволов создавало существенные затруднения. В конечном счете, пехота сумела-таки расправиться с этим препятствием, открыв ожесточенный пулеметный и ружейный огонь по амбразуре и подведя огнеметчиков на дальность выстрела.

Около 7.30, над полем боя появилась японская авиация. Четыре средних бомбардировщика попытались атаковать наши позиции, но были перехвачены барражирующими над полем боя “Аэрокобрами”; два японских самолета были сбиты.

Решающее наступление началось после двухчасовой артиллерийской подготовки, в 8 часов утра. Двести орудий, сконцентрированных на передовой позиции возле озера Иламна, сконцентрировали весь обстрел на 4500-метровом участке фронта под Игьюджигом, поставив ползучий огневой барраж. Под его прикрытием, танки и пехота форсировали реку, и начали решительное продвижение вперед.

Японские солдаты сопротивлялись отчаянно, но не организовано. Мощный артиллерийский обстрел существенно разрушил их и без того не слишком-то сильные позиции; ответить же японцы практически не могли. Их немногочисленная артиллерия была слишком рассеяна, и подвергалась непрерывным атакам с воздуха. “Тандерболты” и дроны летали в воздухе низко над японскими позициями, бомбардируя очаги любого сопротивления. В довершение всего, каждую минуту более пяти десятков артиллерийских ракет разрывалось на японских позициях.

Около 8.25, передовая японская линия обороны у Игьюджига была полностью сокрушена и занята с минимальными потерями. Однако, основной японский рубеж все еще держался, хотя и подвергался почти непрерывному обстрелу. Приблизительно в 8:38, пятьдесят бомбардировщиков B-25 сбросили барраж из двух сотен тысячефунтовых бомб на основную японскую позицию, параллельно линии фронта. Это было не самым лучшим их действием, поскольку несколько бомб упали в расположении американских частей, определенно не доставив особого удовольствия солдатам.

К 10 часам, закрепление на оставленных японцами позициях было полностью завершено. Японцы, однако, пытались контратаковать небольшими группами солдат, пробиравшихся по окопам и специально проделанным в грунте крытым траншеям, по которым они проползали в наш тыл и открывали беспорядочный огонь. После нескольких подобных инцидентов, ротные командиры выделили солдат для обнаружения таких “лисьих нор” и уничтожения их ручными гранатами и взрывпакетами. Приблизительно в десять часов, около роты японских солдат при поддержке передвигавшегося по траншее малого танка попытались внезапной атакой выбить наших солдат с позиций на северном фланге, но были отбиты пулеметным и минометным огнем.

Около 10.25, атака против основной японской линии обороны началась с барража из двух тысяч армейских ракет, выпущенного за десять минут на 4-километровом участке фронта под Игьюджигом. Затем, четыре форсировавших реку по понтонному мосту тяжелых танка M6A3 “Гамильтон” при поддержке пехоты и четырех легких “Стюартов” начали двигаться против основного узла японской обороны. Японские противотанковые и полевые орудия открыли по ним яростный огонь, но их бронебойные снаряды “просто отскакивали от лобовой брони “Гамильтонов”, как шарики в пинг-понге”. Один легкий “Стюарт” был подбит отскочившим от “Гамильтона” снарядом[4]. Легко проломив японские деревянные заграждения, тяжелые танки подошли на дистанцию прямого выстрела к японским ДЗОТ’ам и расстреляли их своими 76-мм орудиями. При этом танки неоднократно подрывались на минах, но легкие растяжки оказались совершенно неспособны их остановить.

Пройдя в пробитую “Гамильтонами” брешь, легкие подвижные “Стюарты” вышли в тыл японской позиции и быстро рассеяли обороняющихся. Наибольшую проблему для этих легких танков создавали заграждения из поваленных древесных стволов, ибо “Стюарты” были недостаточно массивны, чтобы их проламывать. “Гамильтоны” это, кажется, совершенно не замедляло, и 55-тонные танки продвинулись к Игьюджигу, расстреляв по дороге железобетонный блокгауз, с утра создававший сильные проблемы нашей пехоты.

К 12 часам, японская оборона под Игьюджигом была эффективно и полностью сокрушена. Передовые части, сопровождаемые легкими танками “Стюарт” вышли в тыл японским войскам, оборонявшим промежуток между озером Иламна и озером Кукалек, и обратили их в бегство.  Отдельные отряды продвинулись на север до Оул-Крик, и разогнали пулеметным огнем крупный отряд японской пехоты, бессмысленно шатавшийся по местности.

Около 12.30, на участке фронта около Левелока (вблизи побережья) сработала японская ловушка, состоявшая из двух крупных морских мин, закопанных и приводимых в действие по кабелю. Более 50 американских солдат пострадали от мощного взрыва. Вслед за этим, тяжелые танки “Гамильтон” сломили японскую оборону на фланге, и вошли в Левелок. Японские солдаты сопротивлялись здесь отчаянно, сражаясь за каждый дом.  За время своего пребывания на Аляске, японцы успели построить там множество оборонительных сооружений, которые вдобавок были сильно заминированы. Кроме того, несколько барж “Дайхацу”, вооруженных пулеметами и легкими пушками, поднялись по реке, обстреливая наши войска.

Приблизительно в 13.20, отряд амфибийных танков LVT(A)-4 спустился в реку и зашел в тыл Левелоку. При этом произошла стычка между ними и японскими баржами, патрулировавшими реку; один амфтанк был подожжен и один оставлен экипажем, но одна баржа была потоплена, и одна, пытаясь таранить амфтанк, выскочила на отмель, где и застряла надежно. Точку в столкновении поставил M6A3 “Гамильтон”, вышедший на берег реки и начавший расстреливать баржи из своих 76-мм и 37-мм пушек. Получив два попадания, стоявшая на мели японская баржа взорвалась, и остальные бежали к морю. После этого, амфибийные танки окружили и расстреляли крупный японский пулеметный ДЗОТ на берегу.

В 13.32, генерал Иваками, осознавая свое поражение, отдал приказ к немедленному отступлению. Около 14 часов, японские войска повсеместно стали покидать позиции, отступая на запад к озеру Накнек. Оборона держалась лишь в районе Левелока, где японские отряды стояли насмерть, прикрывая отступление остатков армии.

К вечеру 19 июня, все оборонительные позиции у реки (исключая сектор Левелока, где японцы все еще оказывали сопротивление) оказались в руках американских солдат. Японцы бежали по всему фронту; авангардные части рейнджеров, в компании “Стюартов” преследовали их и громили огнем. В 18 часов, у реки Альганак, произошла последняя на Аляске танковая битва между двумя японскими танками, прикрывавшими отход пехоты, и двумя “Стюартами”.

Утром 20-го июня, генерал Маккормак направил в Анкоридж радиограмму “дело сделано”. Японской армии на Аляске больше не существовало; в боях на линии обороны она потеряла безвозвратно более 4000 человек, причем значительное количество сдалось в плен, что ясно свидетельствовало о осознании японцами безнадежности сопротивления. Основные оборонительные позиции японцев были оставлены, и они потеряли 80% всего своего оружия и боеприпасов. Потери нашей армии были много легче; суммарные составили всего около 1100 человек, причем из них более половины вернулись в строй менее чем через неделю.

Эвакуация японских войск

Генерал Иваками считал необходимой эвакуацию еще весной 1943 года; однако, армейское командование все еще лелеяло некую абсурдную мечту, что положение на Аляске удастся каким-то образом стабилизировать, и отказывалось разрешить эвакуацию. Понимая, что таким образом ничего добиться не удастся, Иваками был вынужден договариваться напрямую с Нисимурой в Датч-Харборе о предоставлении транспортного тоннажа для эвакуации японских солдат с материковой Аляски. Нисимура, несмотря на противоречия между армией и флотом, вошел в положение (вероятно, потому что сам понимал необходимость скорой эвакуации) и еще с мая 1943 начал вывозить тяжелораненных в Датч-Харбор.

Официальное разрешение на эвакуацию было дано 24 июня, но уже заранее Иваками отдал приказ оставить рубеж у озера Накнек, и отступать к озеру Бочарова. Этим ему удалось на сутки упредить новый удар Макормака, который рассчитывал окончательно покончить с японской армией. Двое суток боев у реки Накнек носили вялый, нерешительный характер; японцы не высказывали никакого желания вступать в бой, и в то же время сложный рельеф препятствовал их охвату и уничтожению.

Эвакуация японских войск проходила по ночам, баржами “Дайхацу” из Порт-Хейден и Порт-Моллер. Ввиду постоянной угрозы со стороны наших самолетов, японские баржи двигались короткими переходами вблизи побережья, днем отстаиваясь в лагунах и бухточках под маскировочными сетями, в то время как эвакуируемые солдаты размещались в палатках. Всего с 22 по 30 июня, таким путем было эвакуировано более 2000 человек.

К 30 июня, остатки японских войск на Аляске отошли за озеро Бочарова, закрепившись на склонах горы Аниакшак. Здесь, Иваками создал некое подобие оборонительной позиции, используя сложный рельеф. Передовые отряды рейнджеров, следуя за японцами, вышли к горе уже 2 июля, но не решились на штурм без поддержки артиллерии, которая прибыла лишь 4 июля. К этому времени, основные японские силы после двухдневной передышки отошли еще дальше, оставив только передовые отряды прикрытия. Три дня шли бои за гору, и к тому моменту, как они завершились нашей убедительной победой, стало ясно, что кампания закончена: Иваками ушел.

Морское сражение у острова Санак

В то время как армия выбивала с Аляски остатки японской армии, наш военно-морской флот также не сидел без дела. За время оккупации Аляскинского Полуострова, японский флот создал на его южном побережье множество небольших аванпостов, военно-морских баз и аэродромов. С разгромом армейских частей, флот был вынужден начать эвакуацию своего персонала; ввиду невозможности эффективно переводить его через горы, эвакуация эта также велась в основном по морю.

Наиболее крупным аванпостом флота на континентальной территории Аляски была база Колд-Бэй, бывший аэродром Форт-Рэнделл. Расположенная на западной оконечности полуострова, база предоставляла удобную стоянку для японских кораблей и аэродромы для самолетов. С зимы 1942, наша тяжелая бомбардировочная авиация регулярно бомбила Колд-Бэй, но полностью вывести ее из строя не могла.

Так как рельеф местности крайне не благоприятствовал наступлению на Колд-Бэй по суше – единственным таким путем мог быть лишь крайне узкий, заболоченный перешеек шириной не более четырех километров, где наши войска были бы легкими жертвами для японского огня – то разумным было атаковать и взять Колд-Бэй с моря. Захват этой базы вернул бы нам удобный аэродром и стоянку флота менее чем в 300 километрах от Датч-Харбора, что позволило бы совершенно блокировать эту последнюю цитадель Нисимуры. Тяжелая авиация с Кодьяка и Анкориджа не могла в должной степени воздействовать на японские коммуникации вокруг Датч-Харбора а пикировщики и истребители в Колд-Бэй сделали бы то же самое без малейшего труда.

Японское вторжение на Аляску 1942-1944: ФИНАЛ

К концу июня, японские силы в Датч-Харборе были все еще достаточно велики, чтобы предоставлять существенную угрозу. Основу их по-прежнему составляла 2-я дивизия линейных кораблей, в составе линкоров “Фусо” и “Ямаширо”; самые старые линкоры японского флота, они все же были еще достаточно опасны благодаря своим 356-мм орудиям и 23-узловой скорости. Их дополняли четыре тяжелых крейсера – “Начи”, “Ашигара”, “Микума” и “Кумано”, и два старых легких крейсера “Киму” и “Тама”. Десять эсминцев и два миноносца завершали состав японского флота. Кроме того, несмотря на активные американские бомбардировки аэродромов Датч-Харбора, японцы имели еще около четырех десятков истребителей и бомбардировщиков ВМФ на аэродромах Кыски и Атту.

Ночью 8 июля, отряд из десяти американских миноносцев прошел к северу от Унга-Айленд и атаковал японские корабли и батареи на входе в Колд-Бэй. Произошла интенсивная перестрелка, в ходе которой были потоплены два японских сторожевых корабля и несколько транспортов. Эсминцы не получили повреждений.

Утром 8 июля, основные силы американского флота – четыре линкора, пять авианосцев, пять тяжелых и три легких крейсера – вошли в воды Колд-Бэй. Обогнув Дир-Айленд, линкоры адмирала Пая заняли позицию на входе в бухту Тин-Поинт, откуда их тяжелые орудия могли полностью контролировать вход в Колд-Бэй. В это же время, отряд из восьми эсминцев, сопровождающих эскадру из четырех десантных кораблей APD, вошел в залив, и приступил к высадке войск на его западном побережье. Два стоявших в Колд-Бэй японских малых миноносца, “Томозуру” и “Отори”, вступили с ними в перестрелку.

Как только Нисимура получил сведения о вторжении американских войск в Колд-Бэй, он немедленно начал готовить флот к выходу в море и высылать самолеты в атаку. Эти налеты, однако, не имели практически никакого успеха; патрулирующие истребители с эскортных авианосцев своевременно перехватывали приближающихся японцев. В воздушных боях было сбито 12 японских истребителей и бомбардировщиков, ценой потери всего трех “Уайлдкэтов”.

Около 11.30, два звена японских торпедоносцев, пройдя на предельно малой высоте со стороны залива, сумели прорваться к плацдарму, и повредить попаданием торпеды десантный транспорт USS “Сэндс”. Два бомбардировщика были сбиты зенитным огнем. К этому времени, “Отори” уже был потоплен, а “Томозуру”, с трудом выйдя из-под огня американских эсминцев, выбросился на мель, где был вскоре добит палубной авиацией.

Наконец, около двух часов дня, появился Нисимура. Патрульные самолеты “Каталина”, летавшие у прохода Унимак обнаружили крупное соединение японских крейсеров и эсминцев, спешащее на юго-восток. Следом за ними, рассекая волны, шли линейные корабли “Фусо” и “Ямаширо”; Нисимура бросил на чашу весов все, что имел, пытаясь в последний раз преломить ход битвы за Аляску.

Подойдя к острову Санак, японские силы разделились; медлительные линкоры Нисимуры продолжили путь прямо на восток, в то время как быстроходные крейсера, обогнув Санак с юга, прошли мимо Кэтон-Айленд. Нисимура надеялся зажать американские корабли в заливе между двумя своими отрядами, но его планы неожиданно оказались сорваны; американская авиация осуществила налет на “Фусо” и “Ямаширо”. Мощный зенитный огонь и патрулирующие “Зеро” позволили японским линкорам избежать атаки восемнадцати “Авенджеров”, но уклоняясь от бомб и торпед, линкоры потеряли много времени и выбились из графика.

В 16.25, обогнув с юга Кэтон-Айленд,  японские крейсера открыли огонь по отряду коммодора Адахи, патрулирующему у Хоуг-Рок. “Секвойя” немедленно развернула орудия и ответила японцам залпами с большой дистанции, в то время как тяжелые крейсера Адахи устремились на противника. Выписав циркуляцию, японские крейсера выпустили свои дальнобойные торпеды (которые ни в кого не попали) и уже собирались отходить, как вдруг внезапно, залп “Секвойи” с восемнадцати километров накрыл “Ашигару”; два тяжелых 305-мм снаряда пенетрировали броню носовых погребов, и тяжелый крейсер буквально испарился в огромной вспышке взрыва.

Уцелевшие японские крейсера бросились убегать, преследуемые по пятам американцами. Идущий в хвосте японской колонны “Кумано” оказался под сосредоточенным огнем одновременно “Хьюстона”, “Сан-Франциско” и “Луисвилля”, которые стреляли по нему без перерыва. Кормовые башни японского крейсера были разбиты вдребезги; осыпаемый снарядами, он внезапно покатился с сильным креном влево, вывалившись из строя. Выписав огромную дугу, он прошел в обратном направлении вдоль всего американского построения, и после нескольких мощных взрывов разломился и затонул у Кэтон-Айленд.

К этому времени, два линкора Нисимуры уже обошли Кроули-Рокс к северу от острова Санак и с дистанции в 23,5 километра открыли огонь по американским крейсерам. Оказавшись под обстрелом тяжелых орудий, крейсера немедленно поставили дымовую завесу и отступили; контр-адмирал Адахи выдвинулся вперед на “Секвойе” чтобы прикрыть их отход. С большим искусством его старый авангардный линкор маневрировал под огнем двух сильнейших противников, связывая их боем.

Наконец, со стороны Созаварика-Айленд на помощь подошли спешащие изо всех сил линкоры адмирала Пая. Завидев их, линкоры Нисимуры отвернули на запад, но недостаточно быстро, чтобы избежать боя. В 18.45, выстроив свою эскадру параллельно японцам, адмирал Пай приказал “Теннесси”, “Калифорнии” и “Миссисипи” открыть огонь по “Фусо” и “Ямаширо”, к которым примкнул “Микума”.

Хотя Нисимура в общем-то был настроен решительно, он опасался оказаться зажатым между Паем и Адахи, и поэтому отказался от сближения. Японские линкоры интенсивно маневрировали у Тринити-Айленд, ведя огонь по американским кораблям. “Теннесси” был накрыт и поражен двумя 356-мм японскими снарядами; однако, в ответ “Калифорния” и “Миссисипи” накрыли залпом “Ямаширо”. Башня R японского линкора была подбита, в ней произошел взрыв порохового заряда. Вскоре после этого из-за поломки вышла из строя башня X, тем самым оставив линкор без половины вооружения. “Фусо”, поврежденный огнем с “Секвойи” также был вынужден в итоге отступить. Около 20 часов, японские эсминцы поставили дымовую завесу, и линкоры отступили на запад; при этом, их вновь атаковала наша авиация, добившись двух попаданий в “Ямаширо”.

Отступление Нисимуры означало окончательный конец присутствия японского надводного флота в водах Аляски. Это также означало неминуемое падение Колд-Бэй. К утру 9 августа, американская морская пехота начала наступление на город при поддержке корабельной артиллерии и вскоре выбила японцев с аэродрома. Ночью 10 августа основной контингент противника был эвакуирован по морю в Датч-Харбор, и Колд-Поинт вновь оказался в наших руках.

Завершающие бои

Битва у острова Санак стала завершающим сражением Аляскинской Кампании. Вскоре после этого боя, японский флот покинул Датч-Харбор;с захватом нашими войсками Колд-Бэй и его аэродромов, дальнейшее пребывание тяжелых японских кораблей в водах Аляски стало слишком рискованым.

Дальнейшая кампания на Аляске представляет уже незначительный интерес. Американские войска несколько месяцев прочесывали полуостров, ликвидируя отдельные группы сопротивляющихся японцев. 27 июля, форсировав Фолс-Пасс, армейские силы высадились на Унимаке и после недели упорных боев зачистили остров.

Датч-Харбор еще продолжал оказывать некоторое сопротивление, несмотря на крайне интенсивные бомбардировки и обстрелы с моря. 5 августа, морская пехота штурмовала и заняла остров Акутан. 11 августа, был взят Умнак, а уже 14, морские пехотинцы высадились на западной оконечности Уналашки. Неприятель некоторое время вел оборонительные бои, но в целом, бессмысленность сопротивления была уже очевидна, и 20-го августа остатки гарнизона были эвакуированы японскими подводными лодками. К 28 августа, зачистка Восточных Алеут была завершена; однако, одиночные японские солдаты еще продолжали бродить в лесах Аляски вплоть до самого конца войны[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Название серии бомбардировочных операций, предпринятых Люфтваффе против Восточного Побережья США с помощью дальних бомбардировщиков Ju 390, и позднее — крылатых ракет V1 с борта таковых бомбардировщиков.

[2] Который, однако, оказался крайне неудобен и никогда не использовался

[3] Один сломался при переходе и не был восстановлен к тому моменту.

[4] Популярная, но маловероятная история.

[5] Последний японский солдат на Аляске вышел из укрытия в горах и сдался 21 августа 1946 года.

76
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
15 Цепочка комментария
61 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
землякNFingineer02ArtemV Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Рейхс-маршал

С освобождением Аляски от

С освобождением Аляски от захватчиков, я теперь ни на миг не сомневаюсь в вашей скорейшей и полной победе над империалистической Японией.

И.В. Сталин в телеграмме Ф.Д. Рузвельту. Июнь 1943

Мне тут такая дикая крамола в голову залезла: а чего мы-то? Чего же мы дурака сваляли? Земля пусть и далекая, но не совсем уж и чужая…

Анонимно
Анонимно

Эм, не понял. Вы имеете в

Эм, не понял. Вы имеете в виду, что СССР должен был вступить в войну с Японией в 1942? При всем желании, но даже в МТК СССР в 1942 находился все еще в сложном положении и не мог позволить себе еще один фронт.

Рейхс-маршал

Я просто смеюсь, коллега! Мне

Я просто смеюсь, коллега! Мне вообще не нравится, когда кто-то у нас говорит, что типа Аляску у Америки назад отобрать!

Вадим Петров

Рейхс-маршал пишет:
Я просто

[quote=Рейхс-маршал]

Я просто смеюсь, коллега! Мне вообще не нравится, когда кто-то у нас говорит, что типа Аляску у Америки назад отобрать!

[/quote]

… было бы интересно узнать, а где Вы предлагаете остановиться, на границе Московского княжества или МКАД?

Рейхс-маршал

… было бы интересно узнать,

… было бы интересно узнать, а где Вы предлагаете остановиться, на границе Московского княжества или МКАД?

Коллега Вадим, не стоит приписывать мне подобное пораженчество. Я в данном случае имел в виду не МТК, а реальную ситуацию. На той же Чукотке природных богатств не меньше, чем на Аляске, впрочем во всей остальной России их еще больше. та же Украина для на куда важнее! Я просто согласен с тем, что если хочешь что-то завоевать, разберись с тем, что уже завоевано!

Вадим Петров

Рейхс-маршал пишет:
… Я

[quote=Рейхс-маршал]

… Я просто согласен с тем, что если хочешь что-то завоевать, разберись с тем, что уже завоевано!

[/quote]

Я в общем-то именно этой позиции и придерживаюсь, поэтому многие не разделяют моих взглядов по РЯВ. Но тут есть один момент и он лежит в плоскости того, мы строим страну, возникшую в 1991 году или возрождаем ту страну, памятник которой стоит в Новгороде. Если таки второе, то не следует забывать слова Николая I, который говорил: — «Где хоть раз поднят русский флаг, он никогда не должен спускаться…».

Анонимно
Анонимно

«Не спускать» русский флаг
«Не спускать» русский флаг над Аляской невозможно без океанского флота и баз на ДВ.

Максим ....

Плюс, конечно, но: Их планы Плюс, конечно, но: Их планы вполне могли бы осуществиться — заход со стороны Мексики позволил им избежать обнаружения радарами Западного Побережья — но когда они пролетали над Аризоной, некий доброволец из гражданского наблюдательного корпуса заметил машины, и, несмотря на их маскировку, заподозрил что-то неладное. Он известил об этом по телефону пост Национальной Гвардии, который передал предупреждение армии. Вскоре после, самолеты были замечены армейскими радарами и стало ясно, что они не отвечают на вызовы. На базе Неллис была объявлена тревога. В воздух поднялись десять единственных машин, которые могли быть использованы для перехвата — спешно вооруженных 7,62-мм пулеметами тренировочных "Тексанов". Над Невадой разгорелось ожесточенное воздушное сражение в ходе которого два бомбардировщика были сбиты (ценой трех "Тексанов"), и один, поврежденный, промахнулся мимо цели и совершил аварийную посадку в озеро Мид. Четвертому бомбардировщику, однако, удалось совершить заход на дамбу, но защищавшие ее национальные гвардейцы открыли по нему огонь из ручного оружия и станковых пулеметов, и, видимо, поразили пилота: японский самолет дал крен, зацепил крылом склон ущелья, и врезался в основание дамбы, оставив большую, но не угрожающую обрушением выбоину. Коллега, а не многовато ли случайностей?  “единственной причиной, почему эти танки вообще оказались на Аляске, было опасение, что без них Куинси… Подробнее »

Анонимно
Анонимно

Коллега, а не многовато ли

Коллега, а не многовато ли случайностей? 

Не-а. Американский корпус воздушных наблюдателей был очень велик и хорошо подготовлен. Идентифицировать машины они умели отлично.

P.S. А что, правда мог не выполнить приказ о наступлении?

Нет, конечно. 

Максим ....

Не-а. Американский корпус

Не-а. Американский корпус воздушных наблюдателей был очень велик и хорошо подготовлен. Идентифицировать машины они умели отлично.

424242 " face="Lucida Grande, Verdana, Helvetica, sans-serif" size="2">Ну, допустим. Воздушный бой тоже опустим, но сбитие из винтовок и пулемётов какого-никакого, но двухмоторного бомбардировщика (хоть и "зажигалки")… может лучше просто промахнулся по дамбе?

Анонимно
Анонимно

Коллега, здесь не

Коллега, здесь не утверждается, что они его сбили: smile

гвардейцы открыли по нему огонь из ручного оружия и станковых пулеметов, и, видимо, поразили пилота: японский самолет дал крен,

Т.е. предполагается, что это было так. 

 

Максим ....

Т.е. предполагается, что это

Т.е. предполагается, что это было так. 

Ну ладно-ладно, убедили. laugh

rudiy_dik734

изумительно!!!!! ваше

изумительно!!!!! ваше пресмыкание перед сша поразительно!  корпус воздушных наблюдателей-их что бомбили??????? страна сша где 96%населения уверены что в европу можно проехать на машине а украина граничит с сирией и непонимающее разницы между ираком и ираном где 45% населения писать не умеют

страна имевшая на начало войны 200 танков и 0 войск

да вы и в бинокль не отличите бетти от дакоты! я не ругаюсь а констатирую факт 

наблюдатели и на фронте путали тип самолета и не могли опознать

сша меркантильная сутяжная и бюрократическая страна затхлое болото сектантов изуверов и сказки о техническом развитии вельми преувеличены

NF

«изумительно!!!!! ваше "изумительно!!!!! ваше пресмыкание перед сша поразительно!  корпус воздушных наблюдателей-их что бомбили??????? страна сша где 96%населения уверены что в европу можно проехать на машине а украина граничит с сирией и непонимающее разницы между ираком и ираном где 45% населения писать не умеют страна имевшая на начало войны 200 танков и 0 войск"   Страна имевшая на начало войны 200 танко и 0 войск имела на вооружении ВМФ не то 14-не то 16 не плохих линкоров построенных в годы ВМВ и сразу после неё. Плюс 3, если я не ошибаюсь, авианосца и около 40 лёгких и тяжелых крейсеров. Эта же страна развернула строительство 6 новых линейных кораблей, готовилась к постройке еще 6 более мощных чем предыдущие линкоров типа "Айова", в июле 1940 года были заказаны еще 5 новых и еще более мощных линкоров типа "Монтана". К этоиу следовало бы добавить постройку 24 авианосцев типа " Эссекс": Тип «Эссекс» (англ. Essex class) — серия тяжёлых ударных авианосцев США периода Второй мировой войны. Спроектированы в1938—1940 годах, при этом первоначально предполагалось построить лишь один корабль этого типа, в дополнение к авианосцамтипа «Йорктаун». Однако уже вскоре были заказаны ещё два, а вступление США в войну в декабре 1941 года потребовало массовой постройки авианосцев, в качестве которых, как наиболее современный, был выбран тип «Эссекс». В общей сложности, с… Подробнее »

Tungsten

NF пишет:
Или у Вас

[quote=NF]

Или у Вас отсутствуют реальные знания о том что США построили в годы ВМВ и эти знания Вам заменяют Ваши ура-патриотические рассуждения.

[/quote]

Коллега , а это , чисто случайно — не очередная инкарнация безвременно забаненного 20262 ?

По уровню "познаний" и безапелляционности абсурдных утверждений — похож , как минимум …

byakin

это разные люди

это разные люди

Tungsten

byakin пишет:
это разные

[quote=byakin]

это разные люди

[/quote]

Клонирование ?!

byakin

нет, просто разные люди

нет, просто разные люди

NF

«Коллега , а это , чисто

"Коллега , а это , чисто случайно — не очередная инкарнация безвременно забаненного 20262 ?

По уровню "познаний" и безапелляционности абсурдных утверждений — похож , как минимум …"

 

Да разве мало таких? Тот к стати был не 20262, а 20624. Но от этого ничего не меняется. Будь он хоть 12345679. Ура-патриотизм в крайней степени. Осень на дворе.

ingineer02
ingineer02

rudiy_dik734

[quote=rudiy_dik734]

изумительно!!!!! ваше пресмыкание перед сша поразительно!  корпус воздушных наблюдателей-их что бомбили??????? страна сша где 96%населения уверены что в европу можно проехать на машине а украина граничит с сирией и непонимающее разницы между ираком и ираном где 45% населения писать не умеют

[/quote]

Браво, коллега! Так его, сипициалиста кислых щей! Мистера Америку!!!! Фейсом об тейбл!

NF

Инженер. Кто всё же

Инженер. Кто всё же переправил на морское дно в 1942-1945 довольно не слабый японский флот как не американцы? Или японцы сами по своей прихоти попали? 

ingineer02
ingineer02

NF пишет:
Инженер. Кто всё же

[quote=NF]

Инженер. Кто всё же переправил на морское дно в 1942-1945 довольно не слабый японский флот как не американцы? Или японцы сами по своей прихоти попали? 

[/quote]

Я конечно не большой специалист по морским сражениям и тем более между США и Японией, но помнится там не одни янки отдувались, но и британская империя (в смысле Англия и её сателлиты) отметилась…. Да и мы им малось крови пустили… Так что это меняет?

Флот — это флот, авиация — это авиация, а ополчение — есть ополчение…. И если наши деды ещё в ПМВ и гражданскую повоевали и в 41 многим "кадровикам" фору дали, то откуда этот опыт у американского "межгалактического" сброда, главной жизненной целью которого является не защита "Родины", которой у американца нет по определению, а бабло?!

NF

То что Вы не только не

То что Вы не только не большой специалист, а вообще мало чего знаете сразу заметно. Мне только не вполне понятно зачем Вы регулярно с ходу даёте подобные комментарии с ура-патриотическим уклоном в тех темах в которых мало что знаете. Пар на американцев выпускаете? Так они чхали на это дело. 

Достаточно поинтересовать сражением при Мидуэе, в Коралловом море, битвой в Филиппинском море и тогда станет понятно что основная тяжесть всех этих решающих сражений пришлась именно на американцев которые уничтожили процентов 90 Японского ВМФ .и авиации. Да и японской армии тоже порядком досталось и он американцев и от китайцев, а СССР в 1945 году добивал уже остатки роскоши былой которая к тому не почти не имела топлива благадаря всё тем же американцам.

ingineer02
ingineer02

NF пишет:
То что Вы не только

[quote=NF]

То что Вы не только не большой специалист, а вообще мало чего знаете сразу заметно. Мне только не вполне понятно зачем Вы регулярно с ходу даёте подобные комментарии с ура-патриотическим уклоном в тех темах в которых мало что знаете. Пар на американцев выпускаете? Так они чхали на это дело. 

Достаточно поинтересовать сражением при Мидуэе, в Коралловом море, битвой в Филиппинском море и тогда станет понятно что основная тяжесть всех этих решающих сражений пришлась именно на американцев которые уничтожили процентов 90 Японского ВМФ .и авиации. Да и японской армии тоже порядком досталось и он американцев и от китайцев, а СССР в 1945 году добивал уже остатки роскоши былой которая к тому не почти не имела топлива благадаря всё тем же американцам.

[/quote]

Да божеж мой… а разве не янки устроили всю эту бойню под названием ВМВ, как перед этим и ПМВ?! Вы считаете что мы мало жизней положили на алтарь победы американского доллара?! Полноте, должны же и янки чем-то жертвовать…

П.С.

Мне нет необходимости, досконально изучать исторические события, до самой заклёпки…. Для меня важно получить ответ на вопрос: кому это нужно?! И не надо мне парить про достижения "западной демократии"…. всё что ею достигнуто — это украдено или разбойниче ограблено у слабых!

NF

В первую очередь в

В первую очередь в возникновении ПМВ и ВМВ виноваты недалёкие руководители стран Европы которые и развязали эту войну и только потом США воспользовавшиеся чужими ошибками. Примерно тоже самое происходит и сейчас на Украине. Это майданутые по врождённому слабоумию пляшут под американскую дудку, но ни как не сами хитроопые американцы. И при чем тут достижения западной демократии когда я во многом разделяю Ваши взгляды и про эту демократию и не заикаюсь? Всё. Я пошел почивать. До завтра.

Из майкудука.

Японские противотанковые и

Японские противотанковые и полевые орудия открыли по ним яростный огонь, но их бронебойные снаряды “просто отскакивали от лобовой брони “Гамильтонов”, как шарики в пинг-понге”.

Если бронирование как и на реальном тяжёлом М6, то всё же 75мм Тип-90 может потягаться с ним, в лоб метров с 300, а 44мм борт вовсе с более чем 1000 метров пробьёт.

Кроме того, несколько барж “Дайхацу”, вооруженных пулеметами и легкими пушками, поднялись по реке, обстреливая наши войска.

Ну почему только "Дайхацу", у японских армейцев большой набор катеров и "малых канонерок", некоторые можно перевезти целиком, всего 10-25 тонн, а те же знаменитые "Умпото" вообще из трёх секций собирали на любых островах.

Анонимно
Анонимно

Если бронирование как и на

Если бронирование как и на реальном тяжёлом М6, то всё же 75мм Тип-90 может потягаться с ним, в лоб метров с 300, а 44мм борт вовсе с более чем 1000 метров пробьёт.

Шанс встретить Тип 90 был не так уж и велик. На Тихоокеанском Театре она встречалась крайне редко, даже в армейских частях. Если я правильно помню, то она могла пробить 90 мм вертикальной брони с 500 ярдов, но я сомневаюсь что она так легко пробьет 83 мм под углом в 30 градусов.

Ну почему только "Дайхацу", у японских армейцев большой набор катеров и "малых канонерок", некоторые можно перевезти целиком, всего 10-25 тонн, а те же знаменитые "Умпото" вообще из трёх секций собирали на любых островах.

Хм, логично.

byakin

наконец то таки

наконец то таки дочитал 

++++++++++++++

Анонимно
Анонимно

Спасибо! Потом доработаю и

Спасибо! Потом доработаю и выложу единым файлом, с картами и приложениями (например, что в МТК по этому поводу снимет Дисней… wink )

Рейхс-маршал

что в МТК по этому поводу

что в МТК по этому поводу снимет Дисней

yesyesyes

NF

В очередной раз могу

В очередной раз могу отметить: написано замечательно!

Анонимно
Анонимно

Спасибо!

Спасибо!

Ansar02

Осилил! Интересно, хотя, кое

Осилил! Интересно, хотя, кое где и не бесспорно. Однако плюс.

Анонимно
Анонимно

Спасибо! А что вам показалось
Спасибо! А что вам показалось «не бесспорным», коллега?

Ansar02

Да в общем много чего. Ну, Да в общем много чего. Ну, ежели желаете выслушать извольте. Прежде всего размах операции. По логике, это должно было быть что-то навроде рейда на Дьепп канадцев и только. Не дураки ведь в японском генштабе сидят. Отвлекли малыми силами (которыми естественно пришлось пожертвовать) большие, заставили американцев тратить дополнительно огромные ресурсы на укрепление западного побережья и Аляски — и ладушки. Во вторых, как-то слишком уж гладко всё в последней части для американцев складывается  — это при их-то убогом опыте ведения подобных военных действий (не вообще, а у непосредственно задействованных частей и их командиров). Наконец полным абсурдом выглядит обнаружение и точная идентификаций японских бомберов. Да, формально есть какие-то наблюдатели. Но! Не имея постоянной угрозы, эта функция должна была по факту свестись к пустой формальности и перерастать в нечто реальное только после каких либо конкретных донесений и распоряжений, касающихся определённых участков и определённого времени. Иначе — опять всё снизойдёт до пустой формальности. (Проще говоря, те кто должен бдить, будут банально пиво пить). Далее. Если уж американские военные — в т. ч. лётчики безобразно плохо идентифицировали самолёты противника которые видят днём и с которыми вступают в бой, то что уж говорить о непрофессиональных наблюдателях далёкого тыла, изучавших авиацию потенциального… Подробнее »

Анонимно
Анонимно

Да в общем много чего. Ну, Да в общем много чего. Ну, ежели желаете выслушать извольте. Прежде всего размах операции. По логике, это должно было быть что-то навроде рейда на Дьепп канадцев и только. Не дураки ведь в японском генштабе сидят. Коллега, см. первую часть. В которой я подробно все изложил. Во вторых, как-то слишком уж гладко всё в последней части для американцев складывается  — это при их-то убогом опыте ведения подобных военных действий (не вообще, а у непосредственно задействованных частей и их командиров). Значительная часть задействованных частей уже имела опыт действий в условиях Аляски в 1942. И я что-то не помню каких-либо архисложных операций в последней части. Все они предпринимались против заведомо уступающего оппонента, к тому же основательно истощенного. Наконец полным абсурдом выглядит обнаружение и точная идентификаций японских бомберов. Да, формально есть какие-то наблюдатели. Но! Не имея постоянной угрозы, эта функция должна была по факту свестись к пустой формальности и перерастать в нечто реальное только после каких либо конкретных донесений и распоряжений, касающихся определённых участков и определённого времени. Иначе — опять всё снизойдёт до пустой формальности. (Проще говоря, те кто должен бдить, будут банально пиво пить). Сразу видно, что вы с американскими наблюдателями плохо знакомы. Не буду вас винить —… Подробнее »

Ansar02

Ну вот — сами просили

Ну вот — сами просили конкретизировать "не бесспорное" и тут же обиделись!

"…я ТЩАТЕЛЬНО изучал каждый аспект того, о чем пишу. Возможно, не идеально. Но явно лучше чем вы с вашими общими предположениями что "так быть не может, гражданские наблюдатели это же фуфло!"

Т. е. Вы писали либо в расчёте на читателя, изучившего с той же стороны что и  Вы "каждый аспект" того о чём Вы же и пишете (причём сугубо в превосходных степенях!), либо предлагаете просто наслово поверить в Ваши неприлично проамериканские пассажи? Поверьте, и то и другое маловероятно. Старайтесь всё же не обижаться на критику даже состоящую из "общих предположений" (тем более Вы сами просили), а лучше поделитесь тем сокровенным знанием о великом… ну и о мере преклонения перед некими идолищами тоже надо бы помнить, иначе срамотно до неприличного лакейства несколько получается.

Если позволил себе лишнего прошу прощения.

Анонимно
Анонимно

Коллега, я все же предполагал

Коллега, я все же предполагал что под конкретизацией вы подразумеваете некие ускользнувшие от моего внимания аспекты а не формулировки в стиле "американцы ну не могли этого сделать, потому что не могли". Ну а уж не посмотреть, как выглядят подходы к Гувер-Дэм прежде чем критиковать… непрофессионально, коллега! sad Вы же отлично меня знаете: как вы думаете, мог бы я написать про сбитие бомбардировщика из ручного оружия, если бы не имел каких-то оснований для этого?

Моя претензия в том, коллега, что вы очень категорично заявили свои претензии, явно не имея представления о том, что критикуете. Вот это меня несколько и покоробило. Извините, если я отреагировал экспансивно.

 

Ansar02

Коллега! Ну безусловно Вы
Коллега! Ну безусловно Вы правы — я понятия не имею о всех тонкостях, о которых Вы писали. Но я и поставил Вам за материал плюс с оговоркой — что для меня в нём не всё бесспорно. И только. Согласитесь, я имею на это право.
Вы пожелали узнать что именно я имел ввиду. Я высказал своё ИМХО. Простите, если без сугубой детализации и конкретики — в общих фразах. Но чтоб иметь что-то более конкретное, нужны знания. У меня их по вашей теме нет. Так что уж простите.

Анонимно
Анонимно

Это вы меня простите, тут,

Это вы меня простите, тут, видимо, наложилось раздражение от нашего нового номерного клоуна. Крайне бесят.

Ansar02

Ну, про первую часть я Вам

Ну, про первую часть я Вам тоже скромно намекал — точнее про бессмысленность столь масштабной операции.

Ну, так и напишите тогда, что истощённые (во всех смыслах) японцы просто сдались. Хотя на дворе вообще-то 43-й, а не 45-й. И воюют японские солдаты против самого смертельного врага Японии.

Точно! Пиво с наблюдателями не пил. А Вы? Опять наслово верите разным хвастунам и сочинителям сказок? Я вот не верю просто потому, что знаю некоторые реалии без сказок. У нас на флоте, матросы второго года службы бывало самолёты путали — хотя силуэты наиболее распространённых натовских самолётов нарисованы прямо на внутренней стороне граждений мостиков и в теории учили их до посинения и зачёты по ним сдавали. Так что не надо мне тут рассказывать…

Коллега, Вы предлагаете японскому лётчику вести самолёт к дамбе по руслу ущелья?!!! А просто всерху на неё спикировать госдеп запретил специальной нотой? Или японцы в этот рейд отправили только дураков которых не жалко?

Да не к правде я стремлюсь, а сугубо к некоему балансу правдоподобия ради. Ну верите вы в святой корпус наблюдателей — Ваше право, но не навязывайте свою веру людям, повидавшим всякое.

Анонимно
Анонимно

Ну, про первую часть я Вам Ну, про первую часть я Вам тоже скромно намекал — точнее про бессмысленность столь масштабной операции. Ну, поход "Ямато" тоже в общем-то был весьма бессмысленной операцией… И?   Ну, так и напишите тогда, что истощённые (во всех смыслах) японцы просто сдались. Хотя на дворе вообще-то 43-й, а не 45-й. И воюют японские солдаты против самого смертельного врага Японии. Это отменяет тот факт, что у них крайне мало оружия и боеприпасов? На Гвадалканале японцы тоже как бы выступили не блестяще. У нас на флоте, матросы второго года службы бывало самолёты путали — хотя силуэты наиболее распространённых натовских самолётов нарисованы прямо на внутренней стороне граждений мостиков и в теории учили их до посинения и зачёты по ним сдавали. Так что не надо мне тут рассказывать… Newsflash: я имею основания полагать, что во время войны гражданские наблюдатели как бы с большей ответственностью относятся к своим обязанностям. Да и организация американского корпуса — только этим и занимавшегося — полагаю, была лучше чем отработка вспомогательных навыков воздушного обнаружения в советском флоте… Коллега, Вы предлагаете японскому лётчику вести самолёт к дамбе по руслу ущелья?!!! А просто всерху на неё спикировать госдеп запретил специальной нотой? Или японцы в этот рейд отправили только… Подробнее »

NF

«У нас на флоте, матросы

"У нас на флоте, матросы второго года службы бывало самолёты путали — хотя силуэты наиболее распространённых натовских самолётов нарисованы прямо на внутренней стороне граждений мостиков и в теории учили их до посинения и зачёты по ним сдавали. Так что не надо мне тут рассказывать…"

 

Так с другой стороны горизнотальная и вертикальная скорости современных самолётов значительно выше и времени на то чтобы их более менее разглядеть и определить тип на у наблюдателя в распоряжении имеется на много меньше чем в годы ВМВ.

rudiy_dik734

а что мешало высадиться

а что мешало высадиться японцам прямо на территории сша по прямому направлению на вашингтон? зачем поперлись на аляску? нонсенс. с момента высадки на континент первого японского солдата сша перестала бы существовать! нация лоеров и торгашей воевать не будет.

ваши построения авиарейда основаны на фильме пирлхарбор .позвольте возразить из дробовика и ручьного оружия самолет не собьешь (на высоте полета и атаки бетти) это киноляп. тексан с пулеметами ни кого не собьет это два

и третье разведка сша за неделю уведомила армию и рузвельта об ударе на гаваййи и сингапур  радары и службы перехвата загодя обнаружили самолеты яппов так вот американцам нехватило времени банально обьявить тревогу ! а вы говорите доброволец сообщил по телефону………более того в малайе после пирлхарбора так и не удасужились принять меры к отражению налета хотя внезапности небыло. и еще новые корабли то из гавани и авианосцы рузвельт увел…….

NF

«а что мешало высадиться

"а что мешало высадиться японцам прямо на территории сша по прямому направлению на вашингтон? зачем поперлись на аляску?"

 

Высадиться мешало то, что им просто не дали бы высадиться и перетопили как котят еще на подходе к побережью.

 

"нонсенс. с момента высадки на континент первого японского солдата сша перестала бы существовать!"

 

Да уж. Так и перестала бы существовать? С чего бы это?

 

"нация лоеров и торгашей воевать не будет."

 

Японцы и немцы по итогам ВМВ на своём горьком опыте убедились как раз в обратном. По началу они тоже примерно как и Вы считали что США не способны воевать, но по мере развития событий это предположение оказалось ложным. А итогом стало подписание актом о капитуляции в Берлине и в Токийском заливе на борту американского линкора "Миссури". В это время торгаши отправили почти весь ВМФ Японии на дно.

byakin

а что мешало высадиться

а что мешало высадиться японцам прямо на территории сша по прямому направлению на вашингтон? зачем поперлись на аляску?

хотя бы потому, что

  1. длинное плечо,
  2. на континенте ввс+армия

нонсенс. с момента высадки на континент первого японского солдата сша перестала бы существовать!

Двойной фейспалм / VFL.Ru это, фотохостинг без регистрации, и быстрый хостинг изображений.

нация лоеров и торгашей воевать не будет.

на тот момент добавьте еще нация инженеров, рабочих, ученых.

NF

«на тот момент добавьте еще

"на тот момент добавьте еще нация инженеров, рабочих, ученых."

 

Я бы перед словом "инженеров" добавил  слово "высококвалифицированных".

byakin

Я бы перед словом «инженеров»

Я бы перед словом "инженеров" добавил  слово "высококвалифицированных".

тогда уж и перед словом "рабочих"

NF

«тогда уж и перед словом

"тогда уж и перед словом "рабочих"

 

Ну а как же без них. Я вообще то и имел в виду что словосочетание "высоко квалифицированных" относится ко всем перечисленных Вами категориям.

byakin

Я вообще то и имел в виду что

Я вообще то и имел в виду что словосочетание "высоко квалифицированных" относится ко всем перечисленных Вами категориям.

уважаемый коллега вы правы. с утра до конца не въехал в смысл.

rudiy_dik734

позвольте как я понял события

позвольте как я понял события разворачиваються после ПЕРЛ-ХАРБОРА? ИЛИ Я ОШИБАЮСЬ? и чем бы бравые янки топили японский флот? это самураи топили бы янки.Как раз события в европе и на тихом океане и показали что наемное амерское войско способно воевать только с безоружным населением бомбя города ДРЕЗДЕН ДА ТОКИО-первый же удар в Аденнах и янки драпают. а подписали договора по тому что СССРсломал хребет фашизму и вступил в войну с японией хотя я не буду вас обзывать непонятными словами я в отличии от некоторых умею уважать чужое мнение.

долгое время читая материалы на сайте невольно стал относиться к авторам как к друзьям ,так и отношусь уж извените,а то что указал на то что с моей точки зрения превознесено,так уж извените-уведомьте и если мое мнение вас так оскорбляет не буду вас беспокоить хотя каждый коментарий должен бы вас радовать-людям важно интересно -оценили 

с уважением RISHARDT

Анонимно
Анонимно

Товарищ Руди-Дик явно спятил.

Товарищ Руди-Дик явно спятил. Такой концентрации чуши не часто встретишь и по первому каналу…

 что наемное амерское войско

Справка: в 1941-1945 (в общем-то с 1917 по 1970-ые) американская армия была вполне себе призывной. 

и чем бы бравые янки топили японский флот?

Вам слова "сражение в Коралловом Море" или "сражение при Мидуээ" или "битва в Филиппинском Море" ни о чем не говорят, нет?

Tungsten

rudiy_dik734 пишет: это [quote=rudiy_dik734] это самураи топили бы янки. [/quote] В нашем суровом реальном мире почему то у самураев это плохо получилось . Даже после Пирл-Харбора . Подсказка : основная ударная сила флота — авианосцы , не пострадали .   [quote] Как раз события в европе и на тихом океане и показали что наемное амерское войско способно воевать только с безоружным населением [/quote] Т.е. высадка в Нормандии всем приснилась , взятие Иводзимы с Окинавой , превращённые японцами в крепости , были массовой галлюцинацией , а на Одере американцы появились ВНЕЗАПНО , благодаря телепортации ?   [quote] бомбя города ДРЕЗДЕН ДА ТОКИО [/quote] СССР бомбил Берлин . Вывод — советская армия умеет воевать только с безоружным населением ? Я Вас правильно понял ?   [quote] первый же удар в Аденнах и янки драпают. [/quote] А первый же удар 22 июня , и русские драпали аж до самой Москвы . Напонить Вам , чем закончилась арденская операция ? Кто в итоге провёл контрудар и почему в итоге немцы "наступали" в обратном направлении ?   [quote] а подписали договора по тому что СССРсломал хребет фашизму и вступил в войну с японией [/quote] Подписали , потому что именно США сломали не только хребет ,… Подробнее »

byakin

А первый же удар 22 июня , и

А первый же удар 22 июня , и русские драпали аж до самой Москвы .

вообще то было шесть с половиной месяцев оборонительных боев

Подписали , потому что именно США сломали не только хребет , а множество других костей и жизненно важных органов японского организма .

а китайцы считают, что именно они победили японию, т.к. вынесли основную тяжесть боев

Потому и капитуляцию принимали американцы , на палубе своего линкора . Советской делегации там и рядом не стояло . 

генерал деревянко с вами категорически не согласен

NF

«позвольте как я понял "позвольте как я понял события разворачиваються после ПЕРЛ-ХАРБОРА? ИЛИ Я ОШИБАЮСЬ? и чем бы бравые янки топили японский флот? это самураи топили бы янки."   Кто кого утопил при Мидуэе? Неужто японцы американцев? А с"ражение в Коралловом Море" , "битва в Филиппинском Море" всего этого в Вашем "мире" или, в мире Ваших фантазий, просто не былои японский Военно-морской флот просто так от скуки решил сам по своей воле перебраться на морское и океанское дно или его туда отправил кто то другой?   "Как раз события в европе и на тихом океане и показали что наемное амерское войско способно воевать только с безоружным населением"     А куда, простите, к середине 1945 года переместился практически весь военно-морской флот Японии? И чьими страниями он там оказался?   "бомбя города ДРЕЗДЕН ДА ТОКИО"   Было и такое.   "-первый же удар в Аденнах и янки драпают."   И далеко они драпали?   "а подписали договора по тому что СССРсломал хребет фашизму"   Хребёт фашизму ломала антигитлеровская каолиция в составе СССР, США и БИ, но ни как не один СССР и при этом СССР использовал не только свои ресурсы, но и поставки по Ленд-Лизу без которых СССР уже к лету 1942 года не имел бы возможности оказывать… Подробнее »

byakin

коллега коллега rudiy_dik734  уважаемые коллеги NF, фонцеппелин и тунгстен уже ответили вам. кое в чем я с ними не согласен (роль ленд-лиза + участие в разгроме германии и японии), но в большей части они правы. позвольте как я понял события разворачиваються после ПЕРЛ-ХАРБОРА? ИЛИ Я ОШИБАЮСЬ?  именно так. рассматривается 1942 год.  поскольку вы же сами сказали, что с момента высадки на континент первого японского солдата сша перестала бы существовать! нация лоеров и торгашей воевать не будет. то речь идет о защите материковой части сша и чем бы бравые янки топили японский флот? авиацией армии сша, а десанты отражали армейскими частями + куча народу записалась бы в ополчение Как раз события в европе и на тихом океане и показали что наемное амерское войско способно воевать только с безоружным населением бомбя города ДРЕЗДЕН ДА ТОКИО-первый же удар в Аденнах и янки драпают. армия сша на тот момент была призывной + они будут воевать на своей родной земле поинтересуйтесь обороной бастони СССРсломал хребет фашизму и вступил в войну с японией с этим я не спорю хотя я не буду вас обзывать непонятными словами я в отличии от некоторых умею уважать чужое мнение коллега rudiy_dik734 . прочитайте относительно фейлспама  Facepalm (англ. face — лицо, palm — ладонь, английское… Подробнее »

rudiy_dik734

и правда почему аляска а не

и правда почему аляска а не тихоокеанское побережье?

Анонимно
Анонимно

К клубу патриотических
К клубу патриотических клоунов присоединился еще один лауреат премии «плавание патриотическими слюнями на дальность». Может, сразу его и задании, коллеги? Если некто начинает с лозунгов типа «США нация торгашей «, то ценности он явно не представляет…

NF

 «то ценности он явно не

 "то ценности он явно не представляет…"

 

Это точно.

Слащёв

В то время как армия выбивала

В то время как армия выбивала с Аляски остатки японской армии, наш военно-морской флот также не сидел без дела.   (Морское сражение у острова Санак)

Чей военно-морской флот?

 

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить