Военно-Транспортный Самолет ТАМАН-74ТР в МГК

Dec 23 2016
+
14
-

Грузинская военно-транспортная авиация получила на рубеже 70-х – 80-х гг. 24 очень неплохих самолета ТАМ 68/78 «Томара».

http://alternathistory.com/voenno-transportnyi-samolet-tam-6878-tomara-meshok-kotomka-v-mgk

Самолеты были неприхотливы, удобны и просты в эксплуатации, очень нравились пилотам, имели вполне приемлемые характеристики (конечно не такие, как прототип с УВП) для эксплуатации в условиях гор и жаркого климата. Однако ничто не вечно, и к концу 90-х встал вопрос о скорой замене этих самолетов. Рассматривались разные варианты: и испанский CASA CN.235, и италь­ян­ский Alenia G222, однако они оба по ряду причин не устраивали командование грузинских Королевских ВВС…

4 апреля 1994 года в Киеве совершает первый полет самолет Ан-74Т-200.

Ан-74Т-200 – легкий транспортный многоцелевой самолет нового поколения. Основное назначение самолета – перевозка грузов и техники на линиях малой и средней протяженности. Самолет также может применяться для перевозки людей, выброски парашютистов, сбрасывания грузов на парашютах и перевозки больных.

Самолет заинтересовал грузинских военных, и по их заказу КБ Тбилисского завода ТАМ обратилось в КБ Антонова с предложением переработать данный самолет с использованием турбовинтовых двигателей вместо турбовентиляторных. Выбор пал на двигатели Rolls-Royce AE2100-D2A мощностью 4640 л.с. Работы велись на протяжении 1997-1999 г., и первый опытный экземпляр самолета поднялся в воздух ранней весной 2000 г. Испытания продлились до 2003 г., и в 2004 г. был подписан контракт на поставку 24-х самолетов, получивших название

TAMAN 74 TP

Поставки осуществлялись в 2005-2007 гг.

Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce AE2100-D2A мощностью 4640 л.с. и Т-образным хвостовым оперением.

Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полетных ситуациях.

Экипаж самолета состоит из трех человек летного состава:

  • командир воздушного судна;
  • второй пилот (летчик-штурман);
  • борттехник;

Возможна эксплуатация самолета и с двумя членами экипажа (левым и правым летчиками). По желанию в кабине экипажа может устанавливаться съемное кресло дополнительного четвертого члена экипажа (лоцмана).

Погрузка и разгрузка грузов, спакетированных на поддонах. грузов в контейнерах и прочих производится с помощью бортового погрузочного устройства грузоподъемностью 2500 кгс (24,5 кН). Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом. а несамоходной колесной техники – с помощью тягача и тросового погрузочного устройства.

Транспортная кабина герметизирована и оборудована системой кондиционирования воздуха, что позволяет использовать самолет для перевозки людей на высотах до 10 000 м. Переоборудование транспортной кабины самолета под предусмотренные варианты применения производится силами эксплуатанта в минимальное время.

Высокое расположение двигателей и конструкция шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают успешную эксплуатацию самолета с малооборудованных грунтовых, галечных, ледовых, заснеженных аэродромов укороченных размеров с прочностью покрытия не менее 7.5 кгс/см2 (736 кПа).

Установленное на самолете современное радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета во всех географических районах, над земной и водной поверхностями, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью с высокой точностью автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при метеоминимуме, соответ­ствую­щем 1 категории ИКАО (60×800 м).

Самолет прост в эксплуатации, без затруднений осваивается летным и инженерно-техническим составом средней квалификации.

 

 

Модификация

TAMAN 74 ТР

Размах крыла, м

31.89

Длина самолета,м

28.07

Высота самолета, м

8.75

Площадь крыла, м²

98.62

Масса, кг

 

пустого самолета

19 050

нормальная взлетная

30 500

максимальная взлетная

34 500

Внутреннее топливо, кг

12 950

Тип двигателя

2 ТВД Rolls-Royce AE2100-D2A

Мощность, л.с.

2×4640

Максимальная скорость, км/ч

600

Крейсерская скорость, км/ч

540

Практическая дальность, км

4950

Дальность полета с макс. нагрузкой, км

2850

Практический потолок, м

10 000

Экипаж, чел

3-4

Полезная нагрузка:

68 солдат или 57 парашютистов,

или 10 000 кг груза

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Wasa's picture
Submitted by Wasa on вс, 25/12/2016 - 20:34.

Не совсем поял принцип замены ТРД на ТВД.

 

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on вс, 25/12/2016 - 22:06.

Wasa пишет:

Не совсем поял принцип замены ТРД на ТВД.

ЕМНИП у АН-74 не ТРД а турбовентиляторный

если Вы о принципе имея ввиду вопрос "зачем"

то таково было требование как говорится заказчика то есть

не сочтите за грубость wink ответ "затем"

Legio patria nostra

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Sat, 24/12/2016 - 17:03.

Уважаемый коллега. Интересно. Но транспортник Ж-222 при двигателях в 3400 л.с. летает тише на 70 км/ч. При максимальном весе 28000 кг. Ан-32 при максимальном весе 27000 кг летает вообще максимально 460 км/ч. Правда приспособлен для высокогорья. Индусам нравится. А Ваш ЛА при весе 34700 максимально шпарит аж 610 при мощности 4640 л.с. 

Но еще интересней турбовинтовой аналог Д-36. Д-136 имеет мощность 11 000 л.с. Где-то надо резать.

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Sat, 24/12/2016 - 17:29.

vasia23 пишет:

Уважаемый коллега. Интересно. Но транспортник Ж-222 при двигателях в 3400 л.с. летает тише на 70 км/ч. При максимальном весе 28000 кг. Ан-32 при максимальном весе 27000 кг летает вообще максимально 460 км/ч. Правда приспособлен для высокогорья. Индусам нравится. А Ваш ЛА при весе 34700 максимально шпарит аж 610 при мощности 4640 л.с. 

Но интересней турбовинтовой аналог Д-36. Д-136 имеет мощность 11 000 л.с. Где-то надо резать.

Я посмотрел, в принципе ближайший аналог Алания С27 Спартан (тем более с теми же двигателями)  при массе 30500 имеет макс. скорость 602 км/ч но у него прямые крылья с другой стороны у Ан 32 при двигателях в 5160 л/с скорость как Вы заметили намного меньше. Я согласен что у этого (ТАМАН 74ТР)  несколько завышены показатели я исправлю ещё раз спасибо 

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Sat, 24/12/2016 - 19:04.

ГОРЕЦ пишет:

Я посмотрел, в принципе ближайший аналог Алания С27 Спартан (тем более с теми же двигателями)  при массе 30500 имеет макс. скорость 602 км/ч но у него прямые крылья с другой стороны у Ан 32 при двигателях в 5160 л/с скорость как Вы заметили намного меньше. Я согласен что у этого (ТАМАН 74ТР)  несколько завышены показатели я исправлю ещё раз спасибо 

Согласно РЛЭ Ан-32 и Ан-32Б, предельная скорость полёта составляет 540 км/ч, макси­мально допустимая – 460 км/ч. Эти цифры приведены в разделе "Эксплуатационные ограничения". Интересно, что там же указано предельное число М, равное 0,7, и максимально допустимое – 0,65; как это сочетается с указанными выше скоростями, непонятно... Зато понятно, что скорость Ан-32 ограничена, в принципе он мог бы летать и быстрее. И это логично, т.к. он всё же является модификацией Ан-26, имевшего двигатели вдвое меньшей мощности, причём целью модификации было отнюдь не повышение скорости полёта. Об этом же говорит и тот факт, что в том же разделе приведена максимально допустимая скорость полёта с выпущенными шасси, и она почти такая же – 450 км/ч. 

Также интересно, что на сайте "Антонова" указана КРЕЙСЕРСКАЯ скорость полёта 500-530 км/ч... Возможно, 460 км/ч – это приборная скорость?

Кстати, у Ан-132, который создаётся сейчас для Саудовской Аравии, обещают скорость уже 550 км/ч (наряду с улучшением прочих характеристик). Хотя его двигатели PW-150 развивают по 5071 л.с. – даже чуть меньше, чем у оригинального Ан-32.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Sat, 24/12/2016 - 19:14.

redstar72 пишет:

Согласно РЛЭ Ан-32 и Ан-32Б, предельная скорость полёта составляет 540 км/ч, макси­мально допустимая – 460 км/ч. Эти цифры приведены в разделе "Эксплуатационные ограничения". Интересно, что там же указано предельное число М, равное 0,7, и максимально допустимое – 0,65; как это сочетается с указанными выше скоростями, непонятно... Зато понятно, что скорость Ан-32 ограничена, в принципе он мог бы летать и быстрее. И это логично, т.к. он всё же является модификацией Ан-26, имевшего двигатели вдвое меньшей мощности, причём целью модификации было отнюдь не повышение скорости полёта. Об этом же говорит и тот факт, что в том же разделе приведена максимально допустимая скорость полёта с выпущенными шасси, и она почти такая же – 450 км/ч.

Также интересно, что на сайте "Антонова" указана КРЕЙСЕРСКАЯ скорость полёта 500-530 км/ч... Возможно, 460 км/ч – это приборная скорость?

Кстати, у Ан-132, который создаётся сейчас для Саудовской Аравии, обещают скорость уже 550 км/ч (наряду с улучшением прочих характеристик).

Спасибо за столь детальный и скрупулезный разбор, я у этого (TAMAN) уже поменял показатели макс. ск.  578 км/ч , крейс. 512 км/ч

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Sat, 24/12/2016 - 19:16.

ГОРЕЦ пишет:

я у этого (TAMAN) уже поменял показатели макс. ск.  578 км/ч , крейс. 512 км/ч

А я бы, пожалуй, оставил как было... Кстати, С-295 развивает 576 км/ч с двигателями всего по 2645 л.с. (хотя, конечно, он легче).

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Sat, 24/12/2016 - 19:30.

redstar72 пишет:

А я бы, пожалуй, оставил как было... Кстати, С-295 развивает 576 км/ч с двигателями всего по 2645 л.с. (хотя, конечно, он легче).

Думаете? а почему? считаете получится 610 км/ч ?

ну пусть будет 578 пока а там может я еще СASA C-295 найду ))))

Пожалуй исправлю на Макс/крейс 600/540

Legio patria nostra

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Sat, 24/12/2016 - 13:34.

Я уже в теме про ТАМ 68/78 писал 

Экспорт дело не всегда качества а чаще денег если экспортер может открыть кредитную линию покупателю, или обеспечить собственную программу военной помощи что бы покупателю были преференции, то даже не очень хорошая техника будет продаваться

Ни в коей мере не принижая достоинств С130 все таки он в тренде благодаря в первую очередь огромному госзаказу, уйме программ военной помощи союзникам (тот же госзаказ) и во вторую в принципе качеству самого самолета и отработанность как в вопросах конструктивных так и в вопросах удешевления производства.

ТАМ 68/78 все таки производился не в больших количествах серьезного успеха на экспорт не имел на момент замены (а замена не означает на свалку, скорее всего после ремонта в гражданских грузовых перевозках применят) уже не производился так что сравниват их с С130 по моему не совсем верно грузинская промышленность это такой совокупный финский Валмет что надо на данный момент соберём/произведём и тд

Legio patria nostra

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Sat, 24/12/2016 - 17:04.

Почтенный коллега. 

это такой совокупный финский Валмет

Скорее Sisu. 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Sat, 24/12/2016 - 17:10.

Уважаемый Коллега насчёт Сису ответ в принципе может быть

Насчёт же мощностей и скоростей согласен что то где то не сообразно посмотрю посчитаю по аналогии. 

Спасибо большое

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Sat, 24/12/2016 - 00:12.

Ох, даже не знаю... Идея переделки реактивного самолёта в винтовой как-то вызывает у меня большие сомнения, тем более при наличии немалого числа аналогов, с которыми ничего такого делать не нужно. Если уж решили сотрудничать с "Антоновым", почему бы просто Ан-32 не купить?

Тем более странно выглядит всё это при наличии удачного ВТС собственного производства. Что мешало провести капремонт с модернизацией имеющихся ТАМ-68/78, при необходимости построить новые в "осовремененном" варианте?

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Sat, 24/12/2016 - 07:44.

Уважаемый Коллега! 

Всегда с вниманием относился к Вашим замечаниям и теперь готов скрупулезно выслушать Ваши сомнения. Свои же ответы изложу пошагово.

Ан-32 на рубеже 2000-х по моему такой же анахронизм как и альтернативный ТАМ 68/78 (кроме того он не настолько грузоподъемный и вместительный) 

Согласен что ТАМ68/78 вполне удачный самолёт и по аналогии с ит. G222/C27 вполне мог бы ещё послужить но конструктивно он все таки чуть древнее итальянца и как то в 2000-е к нему у меня лично уже душа не лежит (не совсем аргумент но пишу как есть)

Если Ваши сомнения в конструктивных моментах то по весу Турбовинтовой не намного тяжелее турбовентиляторного. Тот же Ан-74 выпускался и с интегрированными в крыло и подвешенными на пилонах двигателями, я конечно не специалист но конструктивно серьезных проблем не вижу

(Честно говоря найди я чертёж CASA C.295 такого же качества как выше выложенный я бы тоже не стал заморачиваться cool, но вы представляете на просторах интернета я чертежей испанца увы не нашёл)

С Уважением!

Legio patria nostra

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Sat, 24/12/2016 - 17:33.

vasia23 пишет:

Может здесь чего есть 

Видел смотрел спасибо нету sad

Legio patria nostra

Prostak_1982's picture
Submitted by Prostak_1982 on Sat, 24/12/2016 - 10:45.

По поводу старости-молодости. Геркулес до сих пор в некоторых количествах производят.

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Sat, 24/12/2016 - 10:57.

Prostak_1982 пишет:

Геркулес до сих пор в некоторых количествах производят.

Чего там "в некоторых"? В приличных количествах. В течение 1998–2014 гг. построено 242 экземпляра C-130J, выпуск продолжается.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

Prostak_1982's picture
Submitted by Prostak_1982 on Sat, 24/12/2016 - 12:44.

Откровенно говоря, статистику лень было искать. )))

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 23/12/2016 - 21:43.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Fri, 23/12/2016 - 21:48.

NF пишет:

++++++++++

Спасибо Большое

Legio patria nostra