17
8
Водноопера

Водноопера

К вопросу о претензиях:

— …Вас там не было. Вы этого всего не видели, — седой ветеран, устало покачав головой, потянулся к кружке. Пальцы его — девушка только сейчас заметила, что половины указательного не хватает — еле заметно дрожали, — А вот я, считай, каждую ночь закрываю глаза — и снова вижу ту морскую бойню посреди Изумрудного Залива. Пули свищут со всех сторон, падают в воду сплошь и рядом. Стрелки княжества засели в прибое, стреляли из-за каждой волны, из-за каждого чертового мелкого бурунчика. А наша гвардия — вся на спокойной воде, как на ладони. И артиллерия не помогает: пока там распрягли, пока зарядили, а стрелять-то куда? Во что? У княжеских каждый выстрел — под грохот волн, прибой маскирует дым, поди пойми, откуда стреляют. Полковник тогда скомандовал «в штыки», и двадцать первый Балисардский пошел… ну, далеко они не ушли. Как сейчас помню, гладь залива алая от крови, и под самой поверхностью воды — только тела, тела, свисают в пучину с опущенными руками. И лишь водоступы на сапогах над водой торчат…

Глубоко вздохнув, ветеран пригубил горячий напиток.

— Гиблое это дело — с княжествами воевать, — заключил он, — Если бы к ним по суше добраться можно было, а по воде одного только пешего маршу полтора месяца.

Полагаю, вы уже удивились «что это за нелепица?». Вроде бы серьезным языком — не пародийным, не нарочито нелепым — рассказывают о морском сражении, в котором воевала пехота в водоступах и прячущиеся за волнами снайперы. Что это вообще такое?

Так вот, господа и дамы, это — космоопера. Или, вернее, это принцип «Космос — это океан», примененный в формулировке «море — это суша».

В самом деле, если мы можем уподобить Космос — океану, и описывать сражения космических кораблей в практически дословно скопированной стилистике парусного/парового/авианосного флота, то почему нельзя то же самое делать со сражениями морскими? Почему мы не можем их описывать в терминах «пехота в водоступах совершила марш-бросок через Черное Море»? Причем не выделяя это как отдельную «изюминку» мира, а просто как нечто само собой разумеющееся?

Ответ довольно прост: потому что как только читатель сообразит, что это не «изюминка» отдельно взятого сеттинга, а постулированная автором норма, то читатель немедленно возмутится. Ибо это идет вразрез с даже самыми базовыми представлениями о войне на море у простого читателя (не говоря уже о любителях литературных боевок). Читатель совершенно справедливо заявит, что автор пишет нелепицу, что так не бывает, и что если даже допустить существование фантастических водоступов, то воевать все равно будут корабли и флоты — пускай даже в их конструкции водоступы и будут учитываться.

Так почему же такой подход допустим — и даже защищается — в космоопере? Ответ опять-таки довольно прост: потому что о Космосе читатель имеет очень смутное представление, сформированное в первую очередь космооперой же. Читатель, скорее всего, смутно догадывается, что «так на самом деле не бывает», но это не вызывает у него такого сильного диссонанса, как бегущая через волны пехота.

Я практически готов биться об заклад, что как только космические перелеты перестанут быть невероятной экзотикой, доступной лишь отдельным смельчакам, оборона в стиле «это художественная условность, мы о людях пишем!» перестанет работать. Читатель в 2050 году, могущий купить билет на суборбитальный перелет «Байконур-Бока Чика» (да, я верю в Маска 🙂 ) будет с изрядным скепсисом относиться к закладывающим виражи космическим истребителям и сражающимся борт к борту космическим линкорам. Просто потому, что это будет вступать в такой же жесткий диссонанс с его пониманием, как и пехота в водоступах.

Ergo: я не вижу оснований, по которым космоопера прямо-таки обязана следовать тропу «Космос — это океан». Я не вижу реальных препятствий — в наш-то век интернета! — почему автор не может посвятить немного времени и изучению теоретических аспектов тактики, а также и стратегии войны в Космосе. Особенно… необычно это смотрится в тех случаях, когда автор уделяет огромное внимание изучению, скажем, тактики наземной войны, принципам действий механизированных соединений, деталям вооружений и организации воюющих сторон. И опираются при этом на реальность и теорию. Неужели космический флот — сердце жанра космооперы! — не заслуживает столь же тщательного изучения и продумывания?

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/114261.html

5
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
5 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
5 Авторы комментариев
СЕЖBarkunГоплитanzarАлександр Шумейко Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Александр Шумейко
Александр Шумейко

Космос — это океан — весьма упрощенно и условно. Стратегия — наверное, как и раньше — занять и удерживать точки в пространстве. Найти и использовать их ресурсы. На этом сходство заканчивается — космос.Конкурировать между собой — это как? С одной планеты — неважно — русские, китайцы, американцы. Чего делить в космосе? Смысла нет — перемещать ресурсы между мирами. Если существуют другие расы — взаимодействовать с ними как? Воевать, торговать?. Если окажется что им — ничего от нас и не нужно. Как то обмениваться знаниями? Если они по развитию намного дальше ушли. Тактика — симбиоз тактик подводных лодок и авиации с ракетным вооружением — если воевать людям против людей. А за что? — с одной планеты.Что делить в космосе? Жаль конечно что романтика летит к чорту. И космических империй не создать. А может и к лучшему. Развитие пойдет по другому.

anzar

будет с изрядным скепсисом относиться к закладывающим виражи космическим истребителям и сражающимся борт к борту космическим линкорам

Граф, вы о «Starwars»? Так ето они не «опера» а сказка. (но задавшая стандарт всей нише) А в сказках сражаться с точками на екранах как то… незрелищно))
Но ранее имелось более правдоподобных штучек.Помню (в каком то…) корабли (сражались) на огромном разстоянии наносили друг другу гравитационные удары- при помощи своих главних двигателей искривляли пространство вблиз противника и гравитац. волны разходясь… Неправдоподобность там более «тонкая»- скрип ломающихся шпагоутов… а ведь им что до того в КАКОЕ искривленое пространство находятся? grin

Особенно… необычно это смотрится в тех случаях, когда автор уделяет огромное внимание изучению, скажем, тактики наземной войны, принципам действий механизированных соединений…..

А ето кто из авторов Космоопер имеет такие познания? Таких не знаю.

Гоплит

Полагаю что тут все будет завесить от того, какое именно будет оружие у звездолетов (убойность, дальность, точность) и какая защита, пресловутое соперничество снаряда и брони. С появлением артиллерии на флоте и до начала принятия противокорабельных ракет на вооружение, количество попаданий нужных для выведения из строя равнозначного корабля противника неуклонно снижалось, от нескольких сот ядер, до нескольких снарядов калибра 12 — 16 дюймов. А дальность боя росла, от нескольких десятков метров, до стрельбы за горизонт с помощью радаров.

P.S. Наиболее «реальную» на мой взгляд картину космических сражений я увидел в произведении «Долгая дорога домой» Александра Демьянова.

Александр Демьянов. Долгая дорога домой. Скачать

Barkun

Бурлеск. Но, что характерно, внятно smile Единственное, с чем у автора не соглашусь, так с тем, что глупость перестанет быть применима. Сейчас её оправдывают постмодерном и тем «что художник так видит». Потом будет какой ни будь «гиперромантизм», ну и опять же «художник» :). Само по себе это не плохо, плохо что оно картинку формирует, от которой потом избавиться сложно.

СЕЖ

Водноопера может быть у какого-то пустынного мира, типа марсианского или ящеров тердлава. Земля то же подойдет, но условия (если не брать единый суперматерик типа пангеи или ньюпангеи), должны быть специфичны ( близко в «слепых поводырях 3»).

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить