Выбор редакции

Третий Рим. Глава седьмая. Окончание польской войны 1609–1618 годов (Часть 5)

19
2

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Продолжаю публиковать главы альтернативы «Третий Рим». Завершаю публикацию седьмой главы: «Окончание польской войны 1609–1618 годов», в которой изложены военные действия с 1613 года и окончание русско-польской войны 1609–1618 годов. Пятая часть главы посвящена Смиловическому перемирию 1618 года. В части приведены внешнеполитическая обстановка к началу и ход переговоров, условия, итоги и значение перемирия, завершившего русско-польскую войну 1609–1618 годов. В повествовании учтены изменения в военно-политической обстановке, произошедшие в сравнении с реальной историей. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Глава седьмая. Окончание русско-польской войны (1609-1618)

Смиловическое перемирие 1618 года

Содержание:

Смиловическое перемирие (польск. Rozejm Śmiłowicki) – соглашение, заключённое в селе Смиловичи в 25 верстах восточнее Минска 1 (11) декабря 1618 года между Русским Царством и Речью Посполитой на 20 лет. Перемирие завершило русско-польскую войну 1609–1618 годов и Смутное время в России.

Внешнеполитическая обстановка к началу переговоров

Кроме итогов боевых действий важнейшим условием, в которых начинались переговоры являлся внешнеполитический фактор, складывавшийся явно не в пользу поляков. Нарастал кризис в отношений Речи Посполитой с Турцией и Швецией. 8 декабря 1618 года было подписано перемирие, остановившее, но не завершившее польско-шведскую войну 1617–1618 годов.[1] В тоже время в 1618 году на турецкий престол вступил Осман II. Молодой султан немедленно начал подготовку к войне с Польшей (которая началась в сентябре 1621 года[2]). 23 мая 1618 года восстанием чешских сословий против власти Габсбургов началась Тридцатилетняя война, в которую немедленно вмешался польский король Сигизмунд III.[3]

вернуться к меню ↑

Начало переговоров

10 (20) октября 1618 года русские войска вновь заняли Березино, а 14 (24) октября 1618 года передовой отряд русского войска вышел на дальние подступы к Минску, в котором продолжал обороняться русский гарнизон под командованием Федора Волынского. Князь Огинский Богдан Матвеевич, стремившийся к прекращению войны на землях, населенных православными литвинами (белорусами), и владевший поместьем в селе Смиловичи к которому подступил Казачий полк князя Дмитрия Трубецкого, предложил выступить посредником в проведении переговоров о заключении перемирия.[4]

Переговоры начались 21 (31) октября 1618 года в имении Богдана Огинского.

Со стороны Речь Посполитой их вели «польские комиссары», прикомандированные к армии польские вельможи, которые контролировали действия Владислава и Ходкевича, подчиняясь непосредственно королю и Сенату:

Лев Сапега – Великий канцлер Литовский;[5]

Адам Новодворский – епископ Каменецкий;

Константин Плихта – каштелян Сохачевский;

Александр Гонсевский – референдарий Литовский.

С русской стороны посольство на переговорах возглавляли:

князь Волконский-Кривой Григорий Константинович – Глава Московского приказа, посол Государя Царя и Великого Князя Дмитрия Александровича;

князь Хованский Иван Андреевич – Главный воевода Русского Войска;

князь Долгорукий Владимир Тимофеевич – Первый Московский воевода;

князь Пожарский Роман Петрович – Первый воевода Государева войска;[6]

Дьяки Иван Болотников и Иван Сомов.

Основные пункты будущего перемирия были согласованы польско-литовскими представителями – Богданом Огинским и Кшиштофом Сапегой[7].

вернуться к меню ↑

Ход переговоров

По существовавшей дипломатической традиции при первой встрече стороны выставили максимальные требования, обозначая рамки предстоящих переговоров.

Русская делегация потребовала отказа королевича Владислава от титула царя Московского, передачи русскому государству территорий Полоцкого, Витебского, Мстиславского воеводств, занятых русскими войсками, Минского и Киевского воеводств, на части которых стояли русские войска, а также территории Ливонии (Перновское, Дерптское, Венденское Воеводство, Инфлянты Польские), отвоеванные русскими войсками в Ливонскую войну 1558–1583 годов и отошедшие к Речи Посполитой по Ям-Запольскому миру 1581 года. Кроме того, Русскому Царству должно было быть выполнено возмещение за разорение, принесенное польскими войсками на русской земле (компенсация), в размере 1 миллион червонных золотых (40 миллионов дукатов), в течение 5 лет (по 200 тыс. червонных золотых (800 тыс. дукатов) в год).

Польско-литовская сторона настаивала на признании Владислава русским царём, выводе всех русских войск с территории Речи Посполитой, возвращение Смоленска и всех литовских земель, потерянных в XV–XVI веках, компенсации военных расходов, возвращении пленных и беглых крестьян, примкнувших к русскому войску, в свои поместья.

Во время второй встречи 23 октября (2 ноября) 1618 года русская делегация согласилась взамен 20-летнего перемирия уступить города и земли Минского воеводства, занятые русскими войсками, а также отказаться от претензий на Ливонию, территории Полоцкого, Минского и Киевского воеводств, не занятых русскими войсками, при условии гарантий свободы вероисповедания православным христианам, возвращении имущества православным приходам, отчужденным в пользу униатов. В свою очередь, польская сторона допускала возможность отказа Владислава от титула царя в обмен на Минск.

Второй этап переговоров проходил в Минске, осада которого была прекращена польскими войсками, и в окрестностях Заславля, куда переместился воеводский полк князя Дмитрия Трубецкого. Положение обеих сторон ухудшалось. Польско-литовское войско терпело большие лишения от холодов и недостатка продовольствия. Не получая жалования, наёмные хоругви грозили покинуть армию. С другой стороны, снабжение русских войск в Минске было затруднено, а в случае возобновления военных действий существовала угроза их окружения и отрыва от главных сил русского войска в Могилеве.

Третий Рим. Глава седьмая. Окончание польской войны 1609–1618 годов (Часть 5)

Спасо-Преображенский храм в Заславльском замке

Третий Рим. Глава седьмая. Окончание польской войны 1609–1618 годов (Часть 5)

Спасо-Преображенский храм в Заславльском замке (вид с высоты птичьего полета)

Споры продолжали вестись по поводу списка передаваемых Речи Посполитой городов, срока перемирия, титулов царя Дмитрия Михайловича и королевича Владислава Вазы, а также размеров возмещения русскому государству.

20 (30) ноября 1618 года в Заславль прибыло русское посольство. В ходе трёх встреч русское посольство настаивало на подписании привезённого варианта перемирия, не допуская внесения поправок.

Третий Рим. Глава седьмая. Окончание польской войны 1609–1618 годов (Часть 5)

Каменный крест на месте древнего «Замэчка» (крепости X-XI веков), куда была сослана Рогнеда с сыном Изяславом

Наиболее напряженной была встреча 26 ноября (6 декабря) 1618 года, когда поляки и литовцы напрямую угрожали русским послам возобновлением войны и даже Смуты, обещая поддержать очередного самозванца. Со своей стороны, русское посольство предупредило о возможности продолжения наступления русских войск в пределы на только Великого княжества Литовского, но и Королевства Польского. Для подтверждения серьезности намерений казачьи отряды русского войска выдвинулись к Лиде и Новгородку, где находилось ставка польского королевича Владислава. В итоге сторонам переговоров пришлось согласиться на внесение поправок.

После паузы для получения одобрения правительствами Речи Посполитой и Русского Царства согласованных условий перемирия переговоры продолжились в поместье Богдана Огинского в селе Смиловичи.

1 (11) декабря 1618 года перемирие было подписано.

Третий Рим. Глава седьмая. Окончание польской войны 1609–1618 годов (Часть 5)

Требования русской стороны и территории, отошедшие к Русскому Царству по Смиловическому перемирию 1618 года

вернуться к меню ↑

Условия перемирия

Срок перемирия устанавливался в 20 лет с 25 декабря 1618 года (4 января 1619 года) по 25 декабря 1638 года (4 января 1639 года).

Королевич Польский Владислав Ваза навсегда отказывался от претензий на русский престол и титула царя Московского.

Речь Посполитая уступала русскому государству земли Полоцкого воеводства до по правому берегу реки Западная Двина с городом Полоцк, Витебское воеводство, Мстиславское воеводство, земли Минского воеводства до реки Днепр с городами Гомель и Любеч, земли Киевского воеводства по левому берегу реки Днепр с городами Остер, Переяславль, Лубны, Глинск, Кременчуг, Полтава, город Киев с окрестными землями, включая города Дружня, Бышев, Васильков. Шляхта и католическое население передаваемых городов и земель имело право уйти с польско-литовскими войсками.

Русское Царство возвращало Речи Посполитой следующие города: в Минском воеводстве – Минск, Борисов, Свислочь, Бобруйск, Лукомль, Друцк, Рогачев, в Киевском воеводстве – Канев, Черкассы с окрестными землями. При этом захваченные в этих городах оружие оставалось за русским войском. Православное население передаваемых городов и земель имело право уйти с русскими войсками. Оставшимся жителям этих городов гарантировалась неприкосновенность при занятии польскими войсками. Ценности, находящиеся в католических храмах оставлялись нетронутыми. Указанные территории должны были быть переданы до 15 (25) февраля 1619 года.

С передаваемых сторонами территорий до 15 (25) февраля 1619 года должны были быть выведены как польско-литовские войска, так и русские войска. В тот же день должен был произойти обмен военнопленными.

Русская и польско-литовская стороны обязывались 1 (11) июня 1619 года выслать на новую границу комиссаров для межевания земель.

Речь Посполитая обязалась выплатить русскому государству 600 тыс. золотых (24 миллиона дукатов), в течение 5 лет (по 100 тыс. червонных золотых (400 тыс. дукатов) в год).

Русским и польско-литовским купцам предоставлялась возможность свободного перемещения по территории страны, за исключением Москвы, Вильны и Кракова.

вернуться к меню ↑

Итоги и значение перемирия

Смиловическое перемирие 1618 года является крупнейшим успехом русской дипломатии, закрепившей победы русского войска, на 20 лет остановившее противостояние Речи Посполитой с Русским Царством. Король польский и великий князь литовский официально прекратили претендовать на русский трон. Перемирие ознаменовало отказ Речи Посполитой от продолжения экспансии в Россию и ознаменовало окончательное расширение Польши. Граница между двумя государствами отодвинулась далеко на запад.

Часть исконно русских земель была возвращена в состав русского государства. До пяти сотен православных литвин (белорусов), проживавших на отвоеванных землях, а также ушедших с русскими войсками стали подданными православного монарха. От поляков был освобождена матерь городов русских, колыбель русского православия – город Киев.

Как отмечал известный историк Казимир Валишевский: «На деле Польша потеряла значительно больше: для нее была потеряна последняя возможность использовать спор, тянувшийся с шестнадцатого века с ее соседкою за гегемонию в славянском мире. Теперь уже становилось ясным, что раз Владислав отступил …, не добившись наследия Рюрика, Варшава станет однажды добычею других претендентов, которых он оказался не в силах отразить».

Была достигнута главная цель: Смиловическое перемирие стало истинным завершением Смутного времени – после 13 лет кровавых междоусобиц и борьбы с внешними врагами Русское государство вернулось к нормальному развитию.

Окончательно условия перемирия были закреплены Вечным миром 1686 года.

вернуться к меню ↑

Примечания:

[1] Польско-шведская война 1617–1618 годов – продолжение польско-шведской войны 1600–1611 годов. В начале 1617 года Швеция заключает мирный договор с Россией. Шведский король Густав II Адольф решил закрепить за Швецией всю Ливонию. Этому благоприятствовали затяжные войны (Русско-польская война 1605–1618 годов, набеги крымских татар), которые вела в то время Речь Посполитая. Правительство Голландии согласилась выплачивать шведскому королю субсидию в 40 тысяч флоринов в месяц, а английский король разрешил ему вербовать в Англии солдат. 19 июня 1617 года шведская эскадра из четырёх кораблей блокировала крепость Дюнамюнде на побережье Рижского залива, которая уже 21 июня капитулировала. Через два дня шведский десант занял Виндаву в Курляндии, а шведский флот блокировал рижский порт. 11–14 августа шведы взяли Пернау. 18 августа – Салис. За два месяца шведские войска захватили всё побережье Задвинского герцогства и Курляндии от Гробина до Пернау, кроме Риги. Но уже вскоре польско-литовские войска под предводительством талантливого полководца гетмана польного литовского Христофора Радзивилла сумели нанести ряд поражений шведам и освободить захваченные в начале войны земли, кроме Пернау. Густав II Адольф запросил мира. Сигизмунд III, из-за затянувшейся войны с Россией и неспокойной ситуации на границах с Османской империей, согласился на предложение шведского короля. 11 января и 8 февраля 1618 года были приняты решения о заключении перемирия, по условиям которых Швеция должна была вернуть Речи Посполитой Пернау. 7 августа Швеции было позволено временно удержать Пернау. 8 декабря 1618 года в замках Каркус (Задвинское герцогство) и Тольсбург (Шведская Эстляндия) было подписано перемирие сроком на два года, до 21 ноября 1620 года. Швеция обязывалась вернуть Речи Посполитой Пернау через год и один день с момента ратификации перемирия. Но это условие не было выполнено.

[2] Польско-турецкая война 1620–1621 годов, также известная как Хотинская война – война Османской империи и Речи Посполитой за контроль над Молдавским княжеством. С конца XVI века польские магнаты всё больше вмешивались в дела Молдавии, которую Османская империя рассматривала как сферу своих интересов. Помимо этого, турки были разгневаны постоянными походами казаков, которые формально были подданными Речи Посполитой, на турецкие территории. Речь Посполитая не была затронута Тридцатилетней войной, разразившейся в Европе, однако польский король Сигизмунд III в помощь союзным Габсбургам послал отряд наёмников. В 1619 году они разбили войско трансильванского князя Юрия I Ракоци в битве при Гуменне, после чего Трансильвания обратилась к османскому султану за военной помощью. В то же время, правитель Молдавии Гаспар Грациани перешёл на сторону Польши. Султан согласился помочь Трансильвании и собрал крупную армию, стремясь произвести карательный рейд на Речь Посполитую. Осенью 1620 года он разгромил польско-литовскую армию в Цецорской битве, в которой пал и знаменитый польский полководец Станислав Жолкевский. На время зимы военные действия были остановлены, однако продолжились в 1621 году. Весной возглавляемая Османом II турецкая армия, численность которой составляла 35 тыс. чел., вышла из Стамбула и двинулась к польской границе. Польская армия, противостоявшая ей, состояла из 8280 гусар, 8200 казацкой кавалерии, 1400 литовской кавалерии, 2160 западной наёмной конницы, 6800 польских и 800 венгерских пехотинцев, а также 25 000 запорожских казаков. Турки, вдохновлённые победой при Цецоре, надеялись завоевать Украину или даже саму Польшу, выйдя на Балтийское море. Однако в Хотинской битве они были остановлены армией Речи Посполитой. Последовавший мирный договор не принёс каких-либо изменений границ, однако Речь Посполитая отказывалась от каких-либо вмешательств в дела Молдавии. Обе стороны считали войну выигранной. Речь Посполитая воспринимала победу под Хотином как успешное отражение османского натиска на её земли, в то время как Османская империя заявляла о достигнутой цели – устранении угрозы своим молдавским владениям. Заключённый мир продлился недолго. Уже в 1633 году началась новая польско-турецкая война.

[3] 23 мая 1618 года в Праге участники собравшегося, съезда выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса. Несмотря на то, что все трое остались живы, нападение на представителей императора расценивалось как символическое нападение на самого императора. Этот акт, получивший название «Второй пражской дефенестрации», стал фактическим объявлением войны и началом восстания чешских сословий против власти Габсбургов. Началась Тридцатилетняя война 1618–1648 годов.

[4] Богдан Матвеевич Огинский (польск. Bogdan Marcjan Ogiński, ум. 1625) – общественный, военный и государственный деятель Великого княжества Литовского, полковник, подкоморий трокский (1580). Представитель знатного шляхетского и княжеского рода Огинских. В звании полковника Великого княжества Литовского Богдан Огинский командовал войском в ходе Русско-польской войны 1577–1582 годов. Участник взятия в 1579 году Полоцка, который в ходе Ливонской войны с 1563 года пребывал в составе Московского государства. Неоднократно выполнял дипломатические поручения правителей Речи Посполитой. В 1587 и 1612 годах направлялся послом в Москву для ведения мирных переговоров. В ходе польско-шведской войны 1601-1602 годов участвовал в сражениях со шведами. Был ревностным защитником православия в Великом княжестве Литовском. Занимался строительством монастырей. Положил основание новому Вевицкому православному монастырю Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с сыновьями Яном и Александром был основателем монастыря Петра и Павла в Минске. Был избран старостой Свято-Троицкого Виленского Православного братства. Руководил работой Виленской Свято-духовской типографии. После её закрытия унией в 1610 году организовал типографию Виленского православного братства в своем имении.

[5] Лев Иванович Сапега (4 апреля 1557 года, Островно – 7 июля 1633 года, Вильна) – государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и политический мыслитель. Происходил из магнатского рода Сапег герба «Лис». Старший сын старосты дорогичинского и подстаросты оршанского Ивана Ивановича Сапеги (ум. 1580) и Богданы Друцкой-Соколинской. Родился в православной семье, перешёл в кальвинизм, в 1588 году принял католичество. Был сторонником воссоединения христианской церкви, поэтому деятельно участвовал в подготовке церковной унии (Брест, 1596 год), поддерживал её саму, но не жёсткие меры её претворения в жизнь. Воспитывался в несвижском имении Николая Радзивилла Чёрного, который затем послал его учиться в Лейпцигский университет. Службу начинал писарем в городской канцелярии г. Орши, что вполне естественно, поскольку его отец являлся оршанским старостой. Начав службу с самых нижних ступенек в государственной иерархии Лев Сапега в возрасте 70 лет достиг наивысшего поста в Великом княжестве Литовском – великого гетмана, то есть военного министра и главнокомандующего войсками. Эта должность позволяла принимать решения, не согласовывая их с королём польским и великом князем литовским. На должности городского писаря прослужил достаточно долго, затем мощным толчком в его карьере послужило личное знакомство с королём и великим князем Стефаном Баторием. В 1581 году стал писарем Великого княжества Литовского. Совместно с тогдашними канцлером и подканцлером он участвовал в создании Главного Трибунала Великого княжества Литовского. С 1581 года был королевским писарем при Стефане Батории, затем подканцлером (c 1585 по 1589 годы) и великим канцлером Великого княжества Литовского (с 1589 по 1623 годы). Добровольно отказался от этой должности, чтобы усилить своё влияние и влияние клана Сапег(ов) в Великом княжестве Литовском и всей Речи Посполитой. С 1621 года – виленский воевода, с 1625 года – великий гетман Великого княжества Литовского. Проявил себя на заключительном этапе Ливонской войны (1558–1583). Сформированный им ещё в молодости на собственные средства гусарский полк успешно действовал в битве при Великих Луках и осаде Пскова. Позднее возглавлял посольства Великого княжества Литовского, в продление Ям-Запольского мира (1582) заключавшие мирные договоры с Фёдором Иоанновичем и Борисом Годуновым (1600). В Смутное время участвовал в подготовке интервенции войск Речи Посполитой в Московское царство, поддерживал Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. В его слонимском имении воспитывался лже-Ивашка I – Ян Фаустин Луба, который якобы был сыном Марины Мнишек от Лжедмитрия II. Инициатор создания Льву Сапеге выдающегося памятника правовой и политической мысли Европы – Статута Великого княжества Литовского 1588 года, кодификационного акта, который определял государственное устройство Великого княжества Литовского. На коронационном сейме в январе 1588 года выступил с речью, убеждающей короля и великого князя Сигизмунда III Вазу и сейм Речи Посполитой утвердить новую редакцию статута. Стараниями Льва Сапеги Третий Литовский статут был издан, вследствие широкого употребления неоднократно переиздавался, был переведён на польский язык, затем на русский, поскольку в качестве кодекса законов действовал на территории Литвы. Последние годы жизни Лев Сапега занимался упорядочиванием архивов Литовской метрики. Был основателем ряда костёлов, в том числе и костёла Святого Михаила в Вильне, где и захоронен его прах.

[6] Биография князя Волконского-Кривого Григория Константиновича приведена в Главе шестой. Восстановление государственного порядка. Биографии князей Хованского Ивана Андреевича, Пожарского Романа Петровича, Долгорукого Владимира Тимофеевича приведены в Главе четвертой. Возрождение Русского Войска.

[7] Кшиштоф Стефан Сапега (польск. Krzysztof Stefan Sapieha, 1590 год – 9 апреля 1627 года), Дубровляны) – государственный деятель Великого княжества Литовского, писарь великий литовский (1621–1627), староста вильковский, лидский (с 1614 года).

Представитель чарейско-ружанской линии магнатского рода Сапег герба «Лис», младший сын подкомория оршанского Григория Ивановича Сапега (ум. 1600) и Софии Стравинской (ум. до 1611). Старший брат – каштелян витебский и чашник великий литовский Александр Даждьбог Сапега. Племянник великого канцлера литовского Льва Ивановича Сапеги. При рождении был кальвинистом. В 1603-1605 годах вместе с двоюродным братом Яном Станиславом Сапегой учился в иезуитском коллегиуме в Бранево, где перешел в католичество. Продолжил образование в Вюрцбургу, Франкфурт-на-Майне и Париже. В 1608 году вернулся из-за границы на родину. В 1609-1611 годах Кшиштоф Стефан Сапега участвовал в осаде польско-литовской армией Смоленска во время русско-польской войны (1609–1618). В 1613 и 1616 годах избирался послом на сеймы, в 1617 году стал маршалком Трибунала Великого княжества Литовского. В 1614 году получил во владение лидское староство, а в 1621 году назначен писарем великим литовским.

21
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
6 Цепочка комментария
15 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
8 Авторы комментариев
AntaresГвардии-полковникmaster1976ChugaysterNF Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Chugayster
Chugayster

Коллега гвардии-полковник, вы не устаёте радовать нас продолжениями отличного таймлайна.

1. Жаль, что Минск пришлось отдать. Думаю, что России можно было было чуть больше земель в свою пользу.
2. Полагаю, что польско-литовским купцам не дали бы свободу передвижения по Уралу и в Сибири.
3. Полагаю, что в тексте допущена опечатка. Имелось ввиду до пяти сотен тысяч?

До пяти сотен православных литвин (белорусов), проживавших на отвоеванных землях, а также ушедших с русскими войсками стали подданными православного монарха.

4. Не сказано про религиозные права католиков и униатов на переданных России землях, и, наоборот, религиозные права православных на оставшихся за Речью Посполитой землях. Считаю, что стороны оговорили бы эти права при заключении перемирия.

VladimirS
VladimirS

Грамотная граница. Между Крымом и опять русским Киевом пропольская Запорожская сечь?
Могилев тоже Москве отошел?
Откуда только денег поляки наскребут на репарации?

arturpraetor

Откуда только денег поляки наскребут на репарации?

Да вполне себе наскребут, цены на зерно на мировом рынке хоть и падают, но прибыль панам еще идет, а раз на мир согласились — впрягутся и будут платить. Точка невозврата в плане бедности и даже нищеты Речи Посполитой еще не достигнута. А если платить не будут не будут — что ж, Casus Beli для Москвы, и айнене по новой воевать…

master1976

Casus Beli для Москвы, ежели верить автору-в 1638 году.

master1976

Про земли передаваемые туда-сюда-есть.про состав делегаций на переговорах-есть.Про репарации-есть.
Я невнимательно читал или просто не увидел важной религиозной составляющей, а именно-отмены действия Брестской унии 1596 года?Полагаю, данный вопрос был более чем животрепещущ для Москвы-третьего Рима.

Ansar02

+!!!

Antares

«На деле Польша потеряла значительно больше: для нее была потеряна последняя возможность использовать спор, тянувшийся с шестнадцатого века с ее соседкою за гегемонию в славянском мире.»
Вопрос к размышлению , а если бы Польша была православной страной, такое было возможно? Честно не знаю при каких обстоятельствах это может произойти. Но чисто гипотетически? Ваше мнение?

VladimirS
VladimirS

Само простое — Владик ради шапки Мономаха принимает православие и становится царем. Окатоличивание граничных в Русью воеводств Литвы поворачивает вспять, магнаты ушедшие было от православия вертаются в это православие обратно. Ну о окрестная шляхта вместе с ними. Москва и Варшава ведут успешные войны против Турции и Варшавы. Крым нахрен вырезан. Авторитет Владика растет как на очумелых сахарных дрожжах. После смерти Сиги, возможно скоропостижной, православные и протестанты устраивают католикам небольшой геноцид — ну как недавно это было проделано в Англии, поэтому Владик выбран королем. Единогласно. Польша-Русь выступают на стороне протестантов в 30-летке. Соответственно ПольшаРусь прирастает Померанией, Мекленбургом, Брауншвейгом, Восточной Пруссией, а возможно и Богемией. Ну а в среднесрочной перспективе… Освобождение православного Царьграде. Пока турецкий султаноид торчит под Веной, почему бы не десантироваться на причалы Константинополя?))

Antares

О как могла история закрутиться

NF

++++++++++

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить