Ассирия

История Карфагена. Часть I - Финикия и ее колонии

Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я публикую совершенно нетипичный для меня пост. Почему нетипичный? Ранее я уже публиковал посты с альтернативами, недавно вот родились посты с "диванной анатиликой". А сегодня, по просьбам коллег, я решил начать публиковать статьи на историческую тему. "Жертвой" станет история Карфагена, которую необходимо изложить вкратце, но как можно более ясно. Для простоты понимания все сказание будет разделено на отдельные статьи, складывающиеся в цикл. Вопросы религии и культуры будут рассмотрены отдельно.

Катастрофа Бронзового века. Часть 7 Мы отменяем Апокалипсис

В прошлой, финальной части рассказа о Катастрофе Бронзового Века я постарался поставить последнюю, жирную точку в деле описания кризиса поздней бронзы. Однако, обратившись к иллюстративному материалу, который я давным-давно почерпнул в журнале уважаемого neznaika_nalune, я с ужасом увидел, что большинство ссылок в его записях уже нерабочие, а ряд иллюстраций давным-давно «протухли». Вот так и встречаешь демона Второго Начала стоящим за неплотно прикрытой дверью.

Поэтому – небольшая компилятивная зарисовка того, что бывает там, «за гранью» коллапса и распада. За моментом Апокалипсиса. Который всё-таки не жирная точка, а всего лишь слабое, но оптимистическое многоточие. Многоточие в длинном пути человека наверх, в этом постоянном споре и в сражении падшего ангела человеческого духа с поднимающейся с колен обезьяной.

Катастрофа Бронзового века. Часть 6 Батька Махно смотрит в окно – а Рамзес в гробу давно

Честно говоря: давно хотелось закончить цикл о катастрофе бронзового века. С одной стороны – вроде как и материал был весь в наличии, и канва рассказа была, в общем-то, очерчена, да и внимательные и любопытные читатели уже и сами поняли, откуда прилетели к цивилизациям бронзы «неправильные пчёлы», которые принесли в их уютный и устроенный мир горький мёд Тёмных Веков бронзового века. В общем, собрал я всё под один тег «Катастрофа бронзы», да и решил дать последний салют по поводу этого сюжета. Ну а чтобы мораль сей истории была для нас ясна и понятна – я дам ещё раз эскизно канву тех исторических событий. Ну и попутно я увяжу Катастрофу бронзы с новыми аккордами «Арабской весны», которая и дала мне вдохновение на написание этого цикла. Ведь Катастрофа бронзы – это и про нас с вами тоже. Люди не настолько сильно поменялись за 3000 лет.

Катастрофа Бронзового века. Часть 5 Последний довод королей

В предпоследней части рассказа о Катастрофе Бронзового века у нас будет оружие. Потому что именно оружие выходит на сцену мировой истории, когда все остальные аргументы уже исчерпаны. Ведь недаром оружие и шире того – войну, всегда называли "Последним доводом королей" (Ultima Ratio Regnum).

"Если состязание в гонке вооружений затянется, потребуются такие материальные издержки, которые либо заставят нас пойти на войну, либо ввести у нас диктаторское правление"
Дуайт Эйзенхауэр, 1953 год.

В Древнем Египте или Хеттской Державе правителям вводить диктаторское правление было бессмысленно – оно там и так уже существовало по жизни. Поэтому – война была для них единственным возможным и привычным выходом.

Катастрофа Бронзового века. Часть 4 Отлив опускает все лодки

Хорошо известна крылатая фраза экономической теории: "Прилив поднимает все лодки". В самом деле, говоря о повышательной волне экономического цикла, мы часто употребляем слова "бум", "ажиотаж", "лихорадка" и даже "взрыв".

Именно так люди, оказавшиеся современниками повышательной волны, называют явления экономического и социального роста – тучные и сытные года, когда положительная тенденция в климате, технологии, демографии, экономике и доступных ресурсах позволяет миру быть "сегодня богаче, чем вчера, а завтра – богаче, чем сегодня".

Однако метафора "взрыва" уже сама по себе задаёт пределы роста. Невозможно расти по экспоненте вечно – рано или поздно параметр, вроде бы являющийся в начале процесса несущественным, вдруг оказывается определяющим и ограничивающим рост.

Катастрофа Бронзового века. Часть 3 Картина Репина: Приплыли

На самом деле, если кому интересно, такая картина у  Ильи Репина в творчестве отсутствует. Близкая по смыслу картина, называющаяся "Не туда заехали", и изображающая трёх монахов в лодке, попавших в место купания деревенских женщин, есть другого русского художника – Льва Григорьевича Соловьёва. Тут уж точно "приплыли, так приплыли".

Впрочем, иногда в качестве картины "Приплыли" приводят всё же картину кисти Репина. Вот она:

Катастрофа Бронзового века. Часть 2 Убийца – садовник

Я знаю точно наперёд

Обсуждение прошлой статьи о кризисе конца Бронзового века (как здесь, так и на сайте "Афтершок") заставило меня ещё раз задуматься над тем, почему многие люди воспринимают науку в целом и историю человечества – в частности, в виде пёстрого собрания неупорядоченных и несвязанных между собою фактов.

То есть – в таком вульгарном представлении, история – не более, чем "грязная партитура" из миниатюры Жванецкого:

"Тут играем, тут – не играем, тут вообще пропустите, тут мы рыбу ею заворачивали".

На самом деле – это не так. Из науки или из истории невозможно произвольно выкинуть какие-либо чётко установленные факты, а по понравившимся лично вам фактикам выстроить свою уютненькую концепцию.

Катастрофа Бронзового века. Часть 1 Первая глобализация

Контуры грядущего...

Они всегда расплывчаты, неясны и парадоксальны с точки зрения тривиальности и неспешности текущего момента.

Да, абсолютно ясно, что существующая кривая роста народонаселения мира и роста мирового же энергопотребления, если просто механистически продлить её куда-то за горизонт событий, приведёт нас к ситуации, когда вся Земля будет покрыта плотно стоящими на ней людьми, а потребление энергии, которое так или иначе всё уходит в тепло окружающей нас среды, согласно закону Стефана-Больцмана, вполне сможет нагреть поверхность Земли до точки кипения воды.

Однако часто прообраз будущих изменений можно найти в прошлом развитии биологической жизни или человеческого общества. Да, аналогии всегда бывают неполны и приблизительны – но всё же это лучше, чем бесцельное гадание на кофейной гуще: "А как будет там, в этом неизбежном завтра?"

Вглядитесь вот в этих двух воинов:

Загадка Прометея

Это изданный в СССР в 1977 году роман произвел в те годы впечатление разорвавшейся бомбы, став настоящим бестселлером. Слишком непривычен он был для советского читателя: удивительныйсплав реальной истории древнего мира, мифологии, фантастики (точнее даже совершенно неизвестной в те годы в СССР фэнтези – ведь главным героем романа является бог), мягкого юмора и злой политической сатиры, вызывал настоящую оторопь.

Сейчас роман Мештерхази незаслуженно забыт, но как мне кажется представляет интерес и для современного читателя.