Сколько раз воевала Россия?

Май 20 2013
+
4
-

Согласно хронологии войн, размещенном на сайте "Военная история России", известно, что за период с IX по начало XXI века наша страна приняла участие в более чем в 70-ти войнах и других различных локальных вооруженных конфликтах.

http://history-of-wars.ru/war_hrono.html
     Другие источники указывают, что Россия воевала гораздо чаще, так например известный русский генерал Куропаткин в своем меморандуме царю в 1900 году писал: 
"что за предыдущие 200 лет Россия была в состоянии войны 128 лет и имела 72 года мира.   

      Из 128 лет войны - 5 лет пришлось на оборонительные войны и 123 на завоевательные." И.А. Ильин «О России»:

      "Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) — двести войн и нашествий.

      С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни." ссылка на www.modernlib.ru
       Александр III, "Миротворец", говорил, что Россия за свою 1000 летнюю историю, не воевала, только при нем. Это не совсем верно, воевали даже при правлении и этого государя: Столкновения с Афганистаном  1885 г. в районе Кушки.

           Так, согласно хронологии войн только Древнерусское государство за  период с 862 по 1054гг.  приняло участие в пяти различных крупных походах и войнах:

            Византийские походы -     IX-X в.

            Походы Святослава -          I-X в.

             Походы Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого  X-XI в.

             Борьба против кочевников - X-XI в.

             Разгром Хазарского каганата -     985 г.

http://history-of-wars.ru/war_hrono.html

             В период раздробленности, русские княжества  также продолжали воевать, известно, что с 1054  по 1547 гг. русские князья приняли участие в 16-ти различных крупных военных походах, ,битвах,  оборонительных и наступательных войнах.

Битва на реке Немиге      1067 г.           Свержение золотоордынского ига  1439-1480 гг.

Битва на Стугне  1093 г.                        Пограничная война 1487-1494 гг.

Битка на реке Калке  1223 г.                 Русско-шведская война  1495-1497 гг.

Невская битва 1240 г.                             Русско-ливонско-литовская война  1500-1503 гг.

Ледовое побоище 1242 г.                        Русско-литовская война  1507-1508 гг.

Походы на Русь Батыя 1237-1257 гг.     Русско-литовская война  1512-1522 гг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Битва на реке Ирпень 1321 г.         Завоевание Средней Азии  начало XVI в.-1839 г.

Куликовская битва  1380 г.                       Стародубская война 1534-1537 гг.

         Во времена русского централизованного государства в период с 1547 и до образования  Российской империи, вплоть до 1721г. Россия участвовала в 6-ти крупных войнах,  цифра кажется на первый взгляд небольшой, однако это был наиболее трудный период в истории существования русского государства со времен монгольского нашествия.

            Именно в этот период  с 1598 по 1613гг. в так называемое «смутное время» русское государство боролось за свою независимость,  войны этого периода носили исключительно затяжной и кровопролитный характер.

Русско-шведская война  1554-1557 гг.

Ливонская война  1558-1583 гг.

Крымский поход на Москву 1571 г.

Молодинская битва  1572 г.

Смутное время  1598-1613 гг.

Великая Северная война 1700-1721 гг.

http://history-of-wars.ru/war_hrono.html

            Однако, наибольшее количество войн Россия вела во времена когда стала Российской империи, это когда  к стране присоединялось множество соседних территорий и народов, в связи с чем Россия постоянно вступала в конфликты со своими многочисленными и воинственными соседями.  

           Всего за этот имперский период,  наша страна приняла участие почти  в 30-ти  различных крупных войнах, военных походах и других вооруженных конфликтах, одна из войн была общемировой (Первая мировая война), в это же число входят и подавления различных вооруженных мятежей и восстаний.

            Отдельно в этом перечне стоит известная Кавказская война, которая  с перерывами и перемириями переходит из одного века в другой.

Персидская война  1722-1723 гг.                                   Вторая Турецкая война  1787-1791 гг.

Война за Польское наследство  1733-1735 гг.              Шведская война  1788-1790 гг.

  Турецкая война  1736-1739 гг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Вторая Польская            

("Инсуррекционная") война 1795 г.

  Шведская война  1741-1743 гг.                                Персидский поход графа Зубова  1796 г.

  Семилетняя война  1756-1763 гг.                              Первая война с Францией  1799 г.

  Первая Польская война  1768-1772 гг.                      Война с Персией  1804-1813 гг.

  Первая Турецкая война Екатерины 1768-1774 гг.  Вторая война с Францией 1805-1807 гг.

  Пугачевский бунт  1773-1775 гг.                               Война с Турцией  1806-1812 гг.

  Война со Швецией 1808-1809 гг.                              Отечественная война 1812-1814 гг.

  Война с Турцией 1828-1829 гг.                                  Польская война 1830-1831 гг.

   Венгерский поход 1849 г.                                           Восточная война 1853-1856 гг.

   Польское восстание 1863 г.                                       Война с Турцией  1877-1878 гг.

  Ахалтекинская экспедиция  1880-1881 гг.                Столкновения с Афганистаном 1885 г.

  Памирские походы  1891-1895 гг.

  Война с Японией 1904-1905 гг.                                Первая Мировая война  1914-1917 гг.

http://history-of-wars.ru/war_hrono.html

            В советский период Россия приняла участие в 12-ти войнах, одна из которых была общемировой (Вторая мировая война) и различных других вооруженных конфликтах.

            Уже современная Россия и та успела принять участие  в 3-х войнах на пороге 21 века.

      Кто чаще других стран и народов были  нашими противниками на полях сражений?

      В 17-18 веках больше всех Россия воевала со Швецией,  с этой страной  Россия сходилась на  полях сражений  почти  8-мь раз, последняя война завершилась в 1809г., это когда  потеряв свою провинцию Финляндию, шведы против России уже больше не воевали.

        Следующая  страна, которая больше всех воевала против России,  это была Турция, в период с 18 по 19 век русские войска воевали против турецкой армии на почти  в 7-ми войнах, в основном всегда успешно.  И только одна война завершилась неудачно, это Прутский поход ПетраI.

          В последний, 8 раз Россия воевала против Турции уже в начале 20 века, в первую мировую на южном Кавказе.

          Довольно много Россия воевала и против  Польши.

         Из истории известно, что, начиная  почти, что с 16 века,  Россия и Польша с некоторыми перерывами воевали против друг друга в 7-ми различных войнах и других вооруженных конфликтах.

          Что интересно,  если в 16 веке против поляков вели освободительную войну русские, то  в 19 веке уже теперь поляки боролись против царской власти за свою независимость, это когда они подняли два крупных вооруженных восстания, подавленное не без труда русской армией.

            Были у поляков  и довольно приличные успехи в борьбе с Россией, это когда в 1920г. «Красный Бонапарт» переоценил свои возможности и недооценил противника, в результате советская Россия получила позорное поражение.     

          Последний раз  Россия и Польша противостояли друг другу в 1939г. в ходе «освободительного похода» Красной Армии. По итогам похода были ликвидированы все завоевания поляков по итогам 1920 года.

                 Самым грозным противником русской армии на полях сражений была, конечно, германская (прусская) армия. С немцами русские воевали по крупному трижды.

           Но если в 18 веке в ходе семилетней войны прусаков громили даже и не очень одаренные русские полководцы, то в 20 веке  русские и немцы сражались на смерть в двух мировых войнах, в которых реально решалась судьба всего человечества.  

           Были у России и другие достойные уважения противники, так с Францией Россия сходилась на полях сражений четыре раза,  наиболее известными  из них были три войны, это война 1805 -1807г.г., известная позором Аустерлица, Отечественная 1812 года, но и конечно Крымская (Восточная) война.

        Четыре раза против нас воевала Япония,  в 1904-1905гг.  царскую армию им удалось одолеть, а на море и того больше одержать блестящую победу, однако в дальнейшем против Красной Армии японцы удачно воевать так и не смогли.  

          Если в пограничном конфликте у озера Хасан самураи с Красной Армией воевали на равных, то на Халхин-Голе и далее в Манчжурии в 1945г. они потерпели полнейшие поражения. Японские дипломаты до сих пор не оставляют усилий сгладить позор своей армии неким мирным договором в обмен на потерянные острова.

           Соседи японцев – китайцы тоже бывали нашими противниками, из истории известны три вооруженных конфликта России с этой страной  это когда в 1900 г. русские войска участвовали в подавлении так называемого «боксерского восстания», в 1929г. вооруженный конфликт в районе Хабаровска, в ходе которого войска Блюхера заставили бежать всю китайскую группировку войск, но и конечно события на Дамаском и у Жаланашколя.

       Были у России и другие противники, так например, против такой небольшой страны как Венгрия русские воевали четыре раза, из них дважды в 1848 и в 1956 гг. подавляли  восстания.

       А в период с 1914 по 1916гг. воевали уже на полях первой мировой  и один раз венгры пришли в Россию сами в качестве оккупантов в составе германского вермахта.

        Больше трех раз Россия воевала с Литвой,  в своем большинстве в 16 веке.

        Дважды против нас воевали финны, в зимнюю войну 1940г. и во второй мировой.  

        Один раз против нашей страны воевали англичане ( Крымская война), австрийцы (в первую мировую), румыны и итальянцы (во вторую мировую). Эти  страны, официально находились в состоянии войны с Россией.

       Были еще и многочисленные тайные войны, оказание братской интернациональной помощи в Испании, Китае, Вьетнаме, Афганистане, Эфиопии, Анголе, Корее и т.д.

         В этом списке нет нигде Америки, извечного противника России в  20 веке и это не удивительно, с этой страной в горячих войнах, то есть официально  Россия никогда не воевала, за исключением одного раза, это когда  американцы приняли ли участие в интервенции  и  гражданской войне в России в 1919-1920гг. на Дальнем Востоке. 

       В последний раз, а это  уже в своей новейшей истории, Россия воевала в 2008г. против Грузии.      

  http://byrnas.livejournal.com/37573.html

 

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Аватар пользователя Гончаров Артем
Опубликовано Гончаров Артем в Втр, 21/05/2013 - 15:26.

Список очень неполный, количество войн занижено. 

Аватар пользователя Дрозд
Опубликовано Дрозд в Втр, 21/05/2013 - 18:07.

Гончаров Артем пишет:

Список очень неполный, количество войн занижено. 

И толку от этого списка? На основе списка, даже не полного должен быть какой-то анализ. В таких-то войнах проиграли и потеряли то-то и то-то, в таких-то выиграли приобрели то-то и то-то. В этих выиграли, но это потеряли, а это приобрели. Тут проиграли, но получили что-то. Итого: в среднем по больнице, на такой-то момент имеем следующее.... И вывод - умеем  побеждать,  не воевать, а именно побеждать, т.е. пользоваться плодами военных успехов, или нет. И по эпохам: тут умели, тут нет.

И определиться с базой. По какой версии истории считать? Например: если по ТИ - Орда "-", если по АИ - то "+".

Аватар пользователя Pisel
Опубликовано Pisel в Втр, 21/05/2013 - 09:00.

Где-то попадалась инфа, что абсолютным рекордсменом по выигранным войнам является Франция. Что-то вроде 2/3 войн в свою пользу закончила

Аватар пользователя Leopold
Опубликовано Leopold в Втр, 21/05/2013 - 09:20.

По общему количеству участия в войнах да, именно Франция является мировым рекордсменом, однако и историю свою эта страна ведет не с 18 века как США, так что американцы являются самой воинственной нацией, можете убедится в этом сами если посмотрите сколько раз США воевали  всего за 200 лет своего существования...........

Аватар пользователя old_max
Опубликовано old_max в Пнд, 20/05/2013 - 21:22.

Статистика-то неполная. Ну, например,

Один раз против нашей страны воевали ... итальянцы (во вторую мировую)

а в Крымской войне 1853-1856 гг Сардинское королевство разве не участвовало?

 

Аватар пользователя rapax07
Опубликовано rapax07 в Пнд, 20/05/2013 - 18:19.

Коллега Леопольд. Так по другим странам есть статистика или для России исключение сделали? А то не понятно с чем сравнивать.

Кто с мечом к нам придёт тот в орало и получит.

Аватар пользователя Leopold
Опубликовано Leopold в Втр, 21/05/2013 - 07:38.

По другим странам статистику обязательно подготовлю, оказывается есть государства которые воевали даже еще больше чем Россия...........

Аватар пользователя st.matros
Опубликовано st.matros в Втр, 21/05/2013 - 08:21.

Что значит "даже"? Были государства вся история которых сплошные войны.

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Аватар пользователя Leopold
Опубликовано Leopold в Втр, 21/05/2013 - 08:52.

Точнее сказать сплошные захватнические и колониальные  войны, так к примеру, Франция с Англией в своей истории один раз  беспрерывно провоевали аж целых сто лет, это когда между ними велась так называемая "столетняя война" . Однако главные лидеры по войнам это США.

Так только за период с 1798 по 2002 годы США применяли военную силу за рубежом 238 раз. За последние два века Конгресс США семь раз обсуждал возможность объявления войны - в 1812 году (война против Великобритании), в 1846 году (против Мексики), в 1898 году (против Испании), в 1917году (против Германии), в 1941 году (против Японии, Германии и Италии), в 1964 году (против Вьетнама) и в 1991 году (против Ирака). Четырежды Конгресс официально объявлял войну - в последний раз в 1941 году. Подробный список войн которые вели США настолько велик что для его оглашения необходима целая отдельная статья, поэтому прилагаю пока только ссылку:

http://0padonag.livejournal.com/2648.html

 

Аватар пользователя st.matros
Опубликовано st.matros в Втр, 21/05/2013 - 09:01.

Гренаду пропустили... я, как сейчас помню, на политинформации заклеймил позором агрессора!cheeky

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Аватар пользователя Из майкудука.
Опубликовано Из майкудука. в Пнд, 20/05/2013 - 16:14.

Коллега подсчитывать бесполезно, так как на протяжении периода с образования Руси и до захвата Крыма в 18 веке были практически не прекращающиеся набеги, причём явно не мелкие. Вобщем военная напряжённость от соседства со степью была постоянной.

Аватар пользователя NF
Опубликовано NF в Пнд, 20/05/2013 - 15:28.

Сколько же народа было потеряно во всех этих войнах в которых принимала участие Россия даже если рассматривать только те войны которые имели место за последние 200 лет !?А во всём мире за тот же период?

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Аватар пользователя Nevrychan
Опубликовано Nevrychan в Пнд, 20/05/2013 - 13:46.

Примерно 10 лет назад мне попалась книга по военному искусству России с Рюрика и до наших дней. До 11 века очень трудно было что то систематизировать, но с сер 11 века до наших дней в среднем на 1 год мира приходилось примерно 5 лет войны. И это не показатель агрессивености, это просто статистика

Аватар пользователя вервольф
Опубликовано вервольф в Пнд, 20/05/2013 - 12:40.

Каша. Тупая и злонамеренная. СССР путают с Российской империей и РФ.

Аватар пользователя Leopold
Опубликовано Leopold в Пнд, 20/05/2013 - 13:05.

Ничего не путают, как известно, СССР, являлся правоприемником Российской империи, со всеми ее долгами, договорами,  большей частью  населения и т.д., РФ является правоприемником СССР с его долгами, договорами,  частью населения и т.д..................

Аватар пользователя вервольф
Опубликовано вервольф в Пнд, 20/05/2013 - 13:16.

Бред, достаточно прочитать статью.

Аватар пользователя boroda
Опубликовано boroda в Пнд, 20/05/2013 - 18:19.

Коллега Вервольф. Скиньте мне на почту пароль к вашему аккаунту постараюсь восстановить доступ.

За Ваше мнение, я готов перегрызть Вам глотку, но за Ваше право его высказать - я отдам свою жизнь.

Вольтер

Аватар пользователя Serg
Опубликовано Serg в Пнд, 20/05/2013 - 12:25.

Спасибо очень интересая обобщающая стстистика. А вот выводы о потенциальной агресивности восточных словян - это очень забавно!))) Не более, не менее чем другие старые нации. Сравните с Францией например или Венгрией)) Война- это неотемлимая часть истории человечества, что поделать. 

С уважением, Сергей Сыч
Si vis pasem, para bellum...и сало надо перепрятать!
 
Аватар пользователя yassak
Опубликовано yassak в Пнд, 20/05/2013 - 12:04.

Самый страшный враг - внутренние распри. При отсуствии оных Россия побеждала всегда. При наличии распрей война на 2 фронта частенько заканчивалась поражением. Одно из редких исключений Русско-Японская война 1904-05гг.
Ну и самый заслуженный противник - монголы.

Темна вода в облацех...

Аватар пользователя СЕЖ
Опубликовано СЕЖ в Пнд, 20/05/2013 - 11:21.

Вывод? - Россия страшный агрессор, который пересорился со своими соседями. И который только и думает и ждет что бы кого-нибудь еще завоевать... пусть даже путем освободительной / обороняющейся войны. Следовательно все страшилки Запада что коварная Россия готова в очередной раз напасть и захватить мир - имеют под собой реальную основу, со всеми вытекающими. При этом на свою статистику не глянут.

По материалу.

Почему восстания и войны в одной категории? Например Пугачевский бунт - это внешнее вторжение, или что-то в этом роде. Если это внутреннее дело, тогда будем счить Булавина, Разина, Медный и Соляной бунт, то же войнами, и их в статистику то же надо включить. 

Не включена война с Австрией, когда Россия и Франция были союзниками. Да война маленькая, но ведь была.

Не включена война с Англией, опять же когда Россия и Франция были союзниками. Война тихая, не активная, но война.

Финны дважды воевали почему-то. Гражданская война в России за одну считается, и 2 финские войны тут не в счет? 

Эмоции надо уметь сдерживать (напоминание)

Аватар пользователя Leopold
Опубликовано Leopold в Пнд, 20/05/2013 - 11:23.

Это чисто информативный материал, добавления приветствуются..............

Аватар пользователя o.lazarev64
Опубликовано o.lazarev64 в Пнд, 20/05/2013 - 14:25.

Забыли оборону Камчатки во время Крымской войны

Тяжко не падение, а то, чтобы, упавши, лежать и уже не вставать, помыслами отчаяния прикрывать слабость воли. Иоанн Златоуст

Аватар пользователя СЕЖ
Опубликовано СЕЖ в Пнд, 20/05/2013 - 12:37.

дубль

Эмоции надо уметь сдерживать (напоминание)

Аватар пользователя СЕЖ
Опубликовано СЕЖ в Пнд, 20/05/2013 - 12:32.

Тогда. Англо-русская война 1807-1812 годов Советско-финская война 1918-1921, Советско-финская война 1921-1922 (Из Википедии)

Эмоции надо уметь сдерживать (напоминание)

Аватар пользователя st.matros
Опубликовано st.matros в Пнд, 20/05/2013 - 10:48.

И какой же вывод?

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Аватар пользователя Дрозд
Опубликовано Дрозд в Пнд, 20/05/2013 - 14:03.

st.matros пишет:

И какой же вывод?

А х...р его знает!?

 И для затравочки: не указаны многие битвы. Например: битва под Конотопом и взятие Москвы Тохтамышем в 1382г.

Аватар пользователя st.matros
Опубликовано st.matros в Пнд, 20/05/2013 - 14:09.

Ну там перечислялись, все же, войны, а не битвы... но вы правы Смоленской войны нет.

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Аватар пользователя Дрозд
Опубликовано Дрозд в Пнд, 20/05/2013 - 14:21.

st.matros пишет:

 вы правы .

Я ж для затравочки... эти битвы (а не войны) назвал. Тогда 1382 можно отнести (с натягом) к войне Орды с Тимуром? Как пролог.

Аватар пользователя Leopold
Опубликовано Leopold в Пнд, 20/05/2013 - 11:21.

Вероятно поэтому так плохо и живем, так как очень часто воюем...............

Аватар пользователя Вадим Петров
Опубликовано Вадим Петров в Пнд, 20/05/2013 - 20:27.

Leopold пишет:

Вероятно поэтому так плохо и живем, так как очень часто воюем...............

Очень мало связи между "причиной" и выводом, хотя она конечно же есть. Однако, надо подчеркнуть главное, мы все ЕЩЕ живем, потому что могли воевать и защищать.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Аватар пользователя romtzr
Опубликовано romtzr в Пнд, 20/05/2013 - 14:57.

Вы абсолютно правы, коллега!

Если бы в 41-ом не стали наши предки воевать, то мы бы с вами так плохо не жили... просто не существовали бы.

Статистика интересная, но явно неполная. Интересно было бы увидеть ссылки на подобную статистику других европейских стран.