Русский «Аверов» или Юнона и Наяда.

Июн 18 2011
+
14
-

 23 октября 1904 года только что вступивший строй крейсер 1 ранга Аврора прибыл в итальянский порт Специю, что бы присоединится к отряду судов, направляющемуся на Дальний Восток под командованием контр-адмирала Вирениуса. Отряд состоял из броненосца Ослябя, крейсера Дмитрий Донской, яхты Алмаз и нескольких миноносцев и пароходов Добровольного флота. Каково же было удивление авроровцев увидеть среди знакомых силуэтов два крейсера типа Гарибальди под Андреевскими флагами. От прибывшего для смотра командующего отрядом и его свиты было получено невероятное известие. Русский золотопромышленник «миллионщик» Никита Мохов купил строившиеся для аргентинского флота крейсера Ривадия и Морено и подарил их Российскому Императорскому Флоту. Именным указом Государя благоприобретенным кораблям было высочайше присвоены имена: Юнона и Наяда.


Вечером того же дня в кают-компании Авроры все разговоры вертелись только о столь неожиданно приобретенных Россией кораблях. Старший артиллерист лейтенант Лосев и его подчиненный мичман князь Путятин не на шутку сцепились, не обращая внимания на пытавшегося их утихомирить старшего офицера Небольсина.
-Вы не правы дорогой Алексей Николаевич, категорически неправы. Эти новейшие крейсера чрезвычайно полезное приобретение для нашего флота!
-Полноте Александр Владимирович так уж и чрезвычайно!
-Именно что чрезвычайно! Посудите сами и по бронированию и по вооружению эти крейсера за пояс заткнут любые броненосные крейсера, построенные на российских верфях и даже столь любезный вашему сердцу Баян!
-И с чего же вы столь низкого мнения о Баяне позвольте узнать?
-Судите сами водоизмещение у гарибальдийцев с Баяном почти одинаково, скорость тоже, бронирование как бы ни лучше, а артиллерия сильнее в два раза!
-А вот со скоростью вы юноша не правы! Вмешался механик Гербих. Самые скоростные из Гарибальди больше 19,5 узлов не показывали, да и те с котлами Никлоса, а Ривадия и Морено с их цилиндрическими… думаю, их и мы обгоним.
-Господи, а наше корыто, причисленное к крейсерам 1 ранга лишь по недоразумению, вы Николай Карлович к чему приплели?
-Мичман! Попросил бы вас! Взвился Небольсин.
-Прошу прощения Аркадий Константинович, но разве я не прав? Разве наша Аврора по вооружению и скорости может считаться полноценным боевым кораблем?
-Позвольте мне ответить этому юнцу. Обратился к старшему офицеру готовому низвергнуть на мичмана громы и молнии лейтенант Лосев. – В конце концов, это я начал с ним спорить.
-Извольте. Скрипнул зубами Небольсин.
- Любезнейший князь! Если уж вы изволите высказывать свои «гениальные» мысли в присутствии офицеров прослуживших несколько более вас и смею думать не менее вашего разбирающихся в морском деле. То будьте готовы выслушать своих старших товарищей, даже если они вам выскажут нечто нелицеприятное. И так чего ради  вы юноша вздумали сравнивать Баяна и Гарибальди! Эти корабли совершенно разные и построенные для разных целей. Баян это действительно крейсер! Построенный, прежде всего для службы при эскадре. Он может, несомненно, участвовать в эскадренном сражении для чего он собственно, и бронирован 8ми дюймовой броней, но главная его задача это разведка и защита главных сил от миноносцев противника! И для этого его вооружение совершенно достаточно и адекватно! Ривадия же и Морено, к какому бы классу их формально не относили это броненосцы. И построены они для боя в линии. И сравнивать их нужно с броненосцами. Хотя бы и с такими как наш Ослябя. Который, кстати говоря, будучи в этом смысле, совсем, не эталоном расправится, с любым из них шутя. Поскольку броневой пояс у  Гарибальдийцев всего 6 дюймов. А уж ушедший недавно на Дальний Восток Цесаревич съест их обоих не поперхнувшись. Если же судьба сведет один на один Баян и любой из Гарибальди, то если будет, хоть не большое волнение большая часть артиллерии этих низкобортных корабликов просто не сможет действовать, будучи залитой водой. А Баян этого волнения просто не заметит! Полубак-с, знаете ли, милостивый государь. Если же паче чаяния будет штиль, то Баян может самым не вежливым образом развернутся к противнику кормой и уйти. А может, кстати, и померится силами. Вы юноша что ни будь слышали о скорострельности одноорудийных башен и двухорудийных? А о том, что в башнях Гарибальдийцев хранится добрая половина боезапаса? Так что зря вы князь умствуете зря. Что же до нашей Авроры, а равно и ее предшественниц… все далеко не так как вам видится. Проблема Авроры не в проекте, а в исполнении.… Построили бы их как сразу собирались с концевыми восьмидюймовками был бы наш крейсер по вооружению равен Баяну. Да и скорость можно довести было бы, если бы время было. Но даже в том виде, в каком Аврора сейчас, будь она в Порт-Артуре, пользы от нее было бы больше чем от Итальянцев на Балтике! А они нас помяните мое слово, задержат!
-Отчего же вы Алексей Николаевич, думаете, что они нас задержат?
-Да уж будьте покойны. Команды для новоявленных Юноны и Наяды по вашему стратеги из под Шпица, где возьмут? Пока не пришлют с Балтики, экипажи нашей эскадры тасовать будут как заправский шулер карты.
-А отчего же не прислать с Черного моря? Быстроходными пароходами Добровольного Флота.
-Можно и так, только это тоже не так быстро. Да и из кораблей с современной артиллерией в Севастополе только Три Святителя да Ростислав.
-А это здесь причем?
-Господи! Но вы же Артиллерист! Какие орудия на наших черноморских броненосцах помните? А на итальянцах? То-то что Армстронг! На Балтике хотя бы в учебном отряде три Адмирала с современной башенной артиллерией. Что бы ни говорили об этих маленьких броненосцах, а для подготовки артиллеристов они не заменимы.
-Так что же, по-вашему, эти корабли для нашего Флота бесполезны? И брать их не следовало?
-Бесполезны? Этого я не говорил! Пользу, коль скоро они оказались под Андреевским Флагом извлечь можно. Ну во первых то что они оказались в нашем флоте гарантирует что они не окажутся в японском. К которому они по своим данным подходят как нельзя лучше. Во вторых корабли новые и современные, их эксплуатация даже в качестве учебных может принести много пользы, в смысле изучения не знакомой нам техники. А случись война, так пригодятся и в бою. А на Дальнем Востоке сейчас пахнет порохом. Медленно, медленно мы идем туда господа! Продолжил Лосев, обращаясь уже к остальным собравшимся в кают-компании. - Наше место сейчас в Порт-Артуре!
-Вы Алексей Николаевич, несомненно, правы! На этом предлагаю считать дискуссию завершенной! Тоном, не терпящим возражений, подытожил старший офицер.
-И в правду господа давайте лучше о дамах! Заявил ревизор лейтенант Захаров. – О может вы что ни будь интересное расскажете? Обратился он к зашедшему вахтенному начальнику Дорну и смотревшему на присутствующих ошарашенным взглядом.
-Дорн голубчик, что с вами?
- Господа получены известия… не знаю верить ли…настолько все невероятно…
-Да не тяните же! Что случилось!
- Русская эскадра на рейде Порт-Артура атакована японскими миноносцами. Крейсер Боярин блокирован в Чемульпо. Это война господа!
-А где наши Цесаревич и Баян?
-Неизвестно.
Через неделю отряд Виренниуса получил приказ следовать на Балтику. Тогда же стало известно о судьбе Цесаревича и Баяна. Цесаревич из-за поломок машин вынужден был зайти в Сингапур где, не успев отремонтироваться, был интернирован, Баян же прорвался во Владивосток на соединение с крейсерами Рейценштейна. Русско-Японская война только начиналась.
Примечания. Автор может быть не согласен с доводами и аргументами своих героев. Автору также известно что Н.К.Гербих стал гл.мехом во время подготовки второй эскадры и не мог быть в кают-компании в указанное время равно как и некоторые другие офицеры. Купец Мохов в отличии от остальных персонажей лицо вымышленное.

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
DSP007's picture
Submitted by DSP007 on Tue, 21/06/2011 - 17:45.

Не , это нереально. Не потому что русские купцы были недостаточно богаты (многие из них нехило нажились на  Ленской золотой лихорадке  и контрабанде китайского барахла) , а потому что это уже был  большей чаастью "не народ, а публика."  Промотать состояние  дедов на  кутежи  и пьянки с цыганками - это запросто, но чтобы купить царю боевой корабль... чай не колхозники.

 А вот вариант  что из-за ошибки маневрирования Ослябя размазывает Кассугу прямо посреди Суэцкого канала и  как после этого изменяется ход русско-японской войны (Япония остается без шимозы и запчастей , Британия под этот повод нападает на РИ  но при этом у нее начинаются проблемы в Индии) - более реальный разворот событий.

Что касается сравнения  кораблей.

 И Кассуга и  Баян предназначены для драки в Средиземном море, при этом шансы Кассуги  при бое на дистанции свыше 20 кабельтовых выглядят  более предпочтительно  (корабль значительно ниже и более рационально бронирован, артиллерия Кассуги также намного мощнее - 152 мм Армстронга за счет большей длины снаряда и его более тонких стенок  по фугасному действию приближаются к французким 8 дюймовкам, а 203 и 10 дюймовые снаряды француза многократно превосходят,  150 мм пушки Кане  вообще имеют очень слабые фугасы ), у Баяна же появляются серьезные шансы в ближнем бою и только при применении  "макаровских " бронебойных снарядов , за счет лучшей механизации башен и более высокой скорострельности. Плата за вооружение и броню- очень малый   запас угля, а у Кассуги еще и слабая мореходность.

Обитаемость у Кассуги была никакая. Гальюны и водяные цистерны  на Ниссине и Кассуге были сделаны столь  плохо что на них всю войну не прекращалась эпидемия  желтухи (гепатита С) и дизентирии , унесших жизни свыше 1000 японских моряков (переболело ими свыше 3000 японцев).  Сравните эти потери с Цусимой.

Русская же Аврора - это именно крейсер. С слабой бронезащитой и  вооружением , относительно низкой скоростью (впрочем при гонке с Кассугой все решит состояние  машин , котлов и  конденсаторов , мастерство кочегаров и рулевых  и степень обрастания корпуса - 1-2 узла это тьфу)  но при этом отличной мореходностью и  огромной дальностью плавания ,  радиусом действия (более 6000 миль, у Баяна с Кассугой - только 1500 -2000 миль экономичным ходом) и автономностью (более полугода , Баян - пара недель, Кассуга - неделю максимум ) . Для  боя в линии он заведомо не предназначен, его задача  - воевать с вражеским торговым флотом - тут он великолепен. Может неделями  незаметно болтаться к примеру  на входе в  Ла-Манш, Сингапурский пролив  или Токийский  залив, поджидая жертву. А потом резкий рывок  и высадка абордажной партии для досмотра военной контрабанды . Гоняться за Авророй в открытом море даже при технологиях   начала 40-х годов  практически бесполезно, как показала практика германских рейдеров, имевших сходные ТТХ , безнаказанно захватывавших и топивших сотни тысяч тонн  британского  грузового тоннажа  несколько лет подряд . 

Поэтому в Порт-Артуре от Авроры никакого толку. Зато во Владивостоке, Петропавловске-Камчатском (при условии обеспечения  запасами топлива, которых в реале там просто не было)  с периодическими рейдами  до Камрани и Сан-Франциско- самое оно. 5-6 крейсеров во Владивостоксом отряде  при грамотной тактике одиночных рейдов  попросту бы парализовали японскую торговлю  , поставив  и японскую промышленность и армию в позу рака. А был бы императором не ублюдочное чмо Николашка , а государь решительный и дальновидный  -  можно было бы  наплевать на международные  законы и использовать крейсера  типа Авроры    для японии  убийственно.

...Солнце село  за гору Фудзияму и на Токио спустилась ночь . Кое где в  Генде  еще светились электрическим светом окна- старшие менеджеры корпораций не спали , думая над увеличением производства  фенола и железа  и  закупками американского хлопка , но остальной город спал.  Сквозь стены некоторых домов тускло  светили жаровни.  Император   отпустил  премьер министра   , повесил на вешалку неудобный  мундир, кинул в угол трусы (гайдзинское изобретение) и  запахнувшись в кимоно подошел к керосиновой грелке.  Ночь была на редкость холодна.  Неожиданно   деревянные столбы дворца  вздрогнули как при сильнейшем землятресении  , и пробив бумажную стену что -то пролетело с визгом и ударило в керосинку . Как в замедленном сне император смотрел как впитываясь в пол   вытекает  керосин, в котором ярким светом светился непонятный шарик. Вдруг  перед ним возник  столб огня и   дыма  и  одновременно с чудовищным грохотом  ударная волна мягко подняла его и бросила в разгорающуюся лужу.   Боли император сразу не почувствовал , сорвал с себя пылающее кимоно и голым бросился к спасительной ширме  за которой спали дочери ... и отшатнулся - за ней уже бушевало пламя... С уст невольно сорвалось плебейское 火災悲しみ保存 , но император совладал с собой - было ясно что он проиграл и должен уйти как подабает воину  - катана была еще доступна .

С филосовским спокойствием, собрав в кулак кишки  император наблюдал   как падают горящие стены его дворца, и за ними открывается вид на  пылающую столицу и  звездное небо  с которого падали  сотни звезд  горящего термита... почему то подумалось что у варваров упавшая звезда означает смерть.  Вот в небе вспыхнула еще восемь или десять  огоньков и  распалась на тысячи пылающих звездочек ... ну что ж , сегодня умрут многие ,  и  он , и  маленькие Набуко и Тосико и  еще  другие... Хорошо если  Есихито выживет... он давно хотел стать Тайсе.

 

 

st.matros's picture
Submitted by st.matros on ср, 22/06/2011 - 18:13.

Уважаемый коллега  DSP007  наконец то дождался нормального критика!

Промотать состояние  дедов на  кутежи  и пьянки с цыганками - это запросто, но чтобы купить царю боевой корабль

Тут я с вами согласен, но этот ход мной придуман с единственной целью, оправдать появление крейсеров в русском флоте. Хотя купцы разные были и ничего невероятного в моем предположении нет.

И Кассуга и  Баян предназначены для драки в Средиземном море, при этом шансы Кассуги  при бое на дистанции свыше 20 кабельтовых выглядят  более предпочтительно

Тут как бы не факт, но очень к нему близко. Я бы поставил на Баян, но при нормальном командире.

), у Баяна же появляются серьезные шансы в ближнем бою и только при применении  "макаровских " бронебойных снарядов , за счет лучшей механизации башен и более высокой скорострельности. Плата за вооружение и броню- очень малый   запас угля, а у Кассуги еще и слабая мореходность

Тут вы несомненно правы, но кто же об этом знал до РЯВ.

Поэтому в Порт-Артуре от Авроры никакого толку. Зато во Владивостоке

И это верно, но тут вопрос тактики, повторюсь Аврора в Порт-Артуре полезнее чем оба гарибальди на Балтике на начало войны.

 Гоняться за Авророй в открытом море даже при технологиях   начала 40-х годов  практически бесполезно, как показала практика германских рейдеров, имевших сходные ТТХ

Полностью с вами согласен! ( вы мне в голову не заглядывали?)

...Солнце село  за гору Фудзияму и на Токио спустилась ночь . Кое где в  Генде  еще светились электрическим светом окна- старшие менеджеры корпораций не спали

Потрясен! Но этот комент согласитесь более подходит к посту о второй РЯВ был тут такой.

... С уст невольно сорвалось плебейское 火災悲しみ保存 ,

Вы знаете японский? еще более уважаю!

Дорогой СЭР пытаясь доказать коллеге Атеная что не все так просто с покупкой Гарибальди, сам себя  загнал в нехорошие рамки, по моим прикидкам Цесарь с Баяном должны быть максимум в Красном  Море, на момент начала РЯВ.

Ждите продолжения буду старатся.

 

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

DSP007's picture
Submitted by DSP007 on ср, 22/06/2011 - 21:11.

Тут я с вами согласен, но этот ход мной придуман с единственной целью, оправдать появление крейсеров в русском флоте. Хотя купцы разные были и ничего невероятного в моем предположении нет.

Ну купцы безусловно разные были, но к 1905 году русских купцов для которых было твердо слово купеческое  в рамках рыночной экономики сильно потеснили проходимцы из инородцев, в первую очередь  "немцы" и жыды.  Хуже того , сработал принцип который тут обсуждался в " теории разбитого окна" - гдлядя на "успехи" мошейников  на поприще пропивания  украденного и честнОй русский купец начал пропивать заработанное. "Не народ а публика"- это из Гиляровского, "Москва и москвичи", слова сибирского купца в Астории как раз в этот момент. Поэтому  или на полвека раньше  (1855, Равелановский редут) , или   на тридцать лет  позже (1945, Яки Головатого).

Тут как бы не факт, но очень к нему близко. Я бы поставил на Баян, но при нормальном командире

 Я бы на итальяшек, опять же при вменяемом командире.   Хотя сильно зависит от условий - в  эскадренном строю при  артиллерийском бое Кассуга  намного сильнее ,    в открытом море один на один как вы правильно заметили Баян попросту уйдет от боя, если к примеру будет стоять задача охраны  броненосцев от миноносцев  или атаки конвоя - то тут  большая фора у Баяна .

Тут вы несомненно правы, но кто же об этом знал до РЯВ

Кому нужно- те знали. Именно после приобретения лицензии на скорострельную пушку Кане (темп огня 12-20 выстрелов в минуту при весе  унитарного патрона в 50 кг и длинном стволе под бездымный порох с дальностью огня в 50 кабельтовых)   русские конструкторы  отказались от установки на крейсера  "устаревшей" 8 дм с темпом огня в 1,5 выстрела в минуту из-за раздельного заряжания и неподъемного снаряда в центнер. Если у корабля был решительный и  мужественный  командир, подготовленные комендоры и нормальные  снаряды с  немецким тротилом  крейсер класса авроры влегкую  рвал броненосный крейсер в 10000 тонн с 8 дм пушками, что подтвердил бой Аскольда с Ямато. Главное  маневрируя на максимальной скорости сблизиться в упор.  Ну а если командиром корабля  был нифига  не соображавший царедворец , типа Руднева- то получался Варяг.

И это верно, но тут вопрос тактики, повторюсь Аврора в Порт-Артуре полезнее чем оба гарибальди на Балтике на начало войны.

 Вы немного неправы. Аврора в Петербурге на конец войны намного важнее чем  100 гарибальди в Порт-Артуре на ее начало.

Полностью с вами согласен! ( вы мне в голову не заглядывали?)

 Просто у нас близкие  интересы и сходные знания.

 

Потрясен! Но этот комент согласитесь более подходит к посту о второй РЯВ был тут такой.

 Нет, это конец  первой РЯВ .  Возмущенные сдачей российских интересов грф Витте  "лига стариков" типа Победоносцева  снюхивается с мраксистами  Ульянова  , устраивает дворцовый  переворот,  арестовывает невменяемого царька и  среди прочего денонсирует  Портсмутский мир, точнее по обвинению в коррупции и измене  ставит премьера Витте "вне закона" в момент переговоров.  А этот эпизод - попытка забить "гол престижа"  после Порт-Артура и Цусимы.

Вы знаете японский? еще более уважаю!

 Я нет, гугла знает...

Дорогой СЭР пытаясь доказать коллеге Атеная что не все так просто с покупкой Гарибальди, сам себя  загнал в нехорошие рамки, по моим прикидкам Цесарь с Баяном должны быть максимум в Красном  Море, на момент начала РЯВ.

Уважаемый  СЭР, в этом случае совершенно ни к чему тратить  народные деньги!   Нужно действовать по английски . В тот момент когда  управляемые итальянскими перегоночными экипажами Кассуга с Ниссином  выходят из створа  Суэцкого канала  к ним подскакивает  Баян, лепит  по паре торпед в борт первому и второму и уходит не пращаясь.

maxik's picture
Submitted by maxik on Tue, 21/06/2011 - 18:10.

ЕМНИП (а также - если это правда) перед рейдом Дулитла пилотов предупредили, чтобы они ни в коем случае не бомбили Императорский дворец в Токио. Завязка рассказа - очень интересная, как с продолжением? 

Полагаю, что последствия смерти Императора Японии как для для капитана корабля, обстрелявшего дворец, так и для РИ в целом были бы самыми негативными. Во-первых, это вызвало бы отрицательную реакцию со стороны европейских царствующих домов и принесло бы японцам изрядную долю сочуствия (хотя в реальности недостатка в сочуствии они и так не испытывали); во-вторых к экипажу русского корабля прочно прикрепилась бы слава "убийцы коронованной особы" а ничего положительного этот "почетный титул" не дает. То есть отставка старшего офицера - как минимум, и хорошо, если не судебное преследование. В-третьих... Если честно, даже не представляю, как смерть Императора в начальный период войны отразится на боевых действиях.  

st.matros's picture
Submitted by st.matros on вс, 19/06/2011 - 10:59.

Спасибо Коллеги!

Очень интересно, но я бы добавил  ещё пару-тройку купцов в компанию меценатов. Типа, сибирские купцы скинулись и купили крейсера.

Да вы несомненно правы, для одного купца даже трижды миллионщика, это слишком круто

за "юнца" тогда можно было и вызов на дуэль схлопотать со всеми вытекающими.

Угу, а за "корыто" обструкцию кают-компании. То же весело, хотя вы правы, тут я перегнул.

Идея поста появилась после заявления одной нашей юнной, но от этого не менее уважаемой коллеги, о не обходимости покупки Гарибальдийцев. В нем я попытался показать какие от этого возможности появятся, а какие будут упущены.

А продолжение будет? Очень интригующее начало. Очень!

В общем не собирался, но если коллеги попросят...

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Имперец's picture
Submitted by Имперец on вс, 19/06/2011 - 11:46.

 Просим, просим...

 Не бывает плохих и хороших народов. Бывают плохие и хорошие люди.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on вс, 19/06/2011 - 06:45.

Прекрасный рассказ! Хотя, за "юнца" тогда можно было и вызов на дуэль схлопотать со всеми вытекающими. Это прямое оскорбление офицера, к тому же князя - молодого, горячего и, соответственно воспринимающего подобные выпады гипертрофированно. Впрочем, это смотря какие люди. А продолжение будет? Очень интригующее начало. Очень!

С уважением, Ansar02.

Имперец's picture
Submitted by Имперец on вс, 19/06/2011 - 02:08.

Очень интересно, но я бы добавил  ещё пару-тройку купцов в компанию меценатов. Типа, сибирские купцы скинулись и купили крейсера. И от Государя им ордена, хотя бы Владимира. И названия соответствующие, к примеру, "Ермак" и "Баргузин". Ну это конечно, всё на усмотрение автора.

 Не бывает плохих и хороших народов. Бывают плохие и хорошие люди.

byakin's picture
Submitted by byakin on Sat, 18/06/2011 - 21:35.

 интересный рассказ +

пишите еще!

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»