Решающий штурм

0
0

Мифы и правда о битве за Берлин

В дни годовщины Великой Победы самое время вспомнить о сражении, которое поставило жирную точку в Великой Отечественной войне. Тем более что мифов и небылиц на тему Берлинской операции уйма. Кто только не упражнялся на эту тему и каких только "версий" и "концепций" не выдвигалось. Но факты — вещь упрямая. А они говорят о том, что советские войска завалили фашистов не трупами, а снарядами. Нередко сегодня можно услышать мнение, что Красной Армии, мол, не следовало брать Берлин штурмом, идя на многочисленные жертвы. Достаточно было взять город в плотное кольцо блокады, и гитлеровцы сами сдались бы на милость победителя. Или, мол, пусть бы Берлин брали наши союзники ради сохранения солдатских жизней. Но как было на самом деле?

Апрель 1945-го. Все генералы вермахта понимали, что война проиграна. Только Гитлер вопреки всему надеялся на силу германского духа, на некое "чудо-оружие" и, главное, на раскол между своими противниками. Основания для этого были. Несмотря на Ялтинские соглашения, США и Великобритания не хотели уступать Берлин советским войскам. Рузвельт и Черчилль сразу же после открытия второго фронта поставили перед Эйзенхауэром и Монтгомери главную задачу: взять Берлин. Президент США в 1943 году на борту линкора "Айова" сформулировал ее так:

“Мы должны дойти до Берлина и получить его. Советы могут забирать территорию к востоку”.

А вот цитата Черчилля:

“Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира. Надо немедленно создать единый фронт против стремительного продвижения. Этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на Восток. Главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин. Считаю чрезвычайно важным, чтобы мы встретились с русскими как можно дальше на Востоке”.

Пока советские части бились за каждый метр, союзнические силы продвигались вперед почти беспрепятственно.

“Города падали перед нами, как кегли, — бравировал один из американских журналистов. — Мы проехали 150 километров, не слыша ни одного выстрела. Город Кассель сдался через посредничество бургомистра. Оснабрюк сложил оружие без сопротивления. Мангейм капитулировал по телефону”.

Тогда Сталин созвал в Кремле совещание Государственного комитета обороны. Собравшимся был задан один вопрос: 

— Так кто же будет брать Берлин: мы или англо-американцы?

— Берлин возьмет Советская армия, — отозвался командующий 1-м Украинским фронтом маршал Конев. — И сделает это раньше союзников.

Маршала Жукова вопрос Сталина также не застал врасплох. Командующий 1-м Белорусским фронтом тут же продемонстрировал членам ГКО заранее заготовленный громадный макет Берлина, где были точно обозначены цели будущих ударов.

Помимо геополитики и исторической справедливости, это был еще и вопрос престижа государства. Взяв Берлин, советская сторона стала фактически принимающей стороной знаменитой конференции в Потсдаме. А оставь мы право поставить финальную точку в великой войне за союзниками — еще вопрос, состоялась ли бы вообще Потсдамская конференция. Вполне вероятно, что многие нацистские преступники ушли бы от ответственности, да и послевоенное устройство мира могло оказаться иным.

Разговоры о возможности длительной осады также несостоятельны. Противник тщательно готовил свою столицу к обороне, что наверняка включало и создание стратегических запасов продовольствия. Осада неизбежно затянулась бы не на один месяц. И все это время продолжалась бы война. Быстрое взятие Берлина спасло сотни тысяч солдатских жизней на всех участках фронта, мирное население, а также сотни тысяч, если не миллионы, узников концлагерей, "зачищавшихся" нацистами в преддверии неминуемого краха. Да и просто приблизило окончание войны, ведение которой ложилось тяжким бременем на обескровленную экономику страны СССР. 

Оплот гитлеризма был укреплен основательно. К обороне привлекли отборные части войск СС, на подмогу мобилизовали 15-летних детей, членов "Гитлерюгенда", женщин и стариков из фольксштурма (народного ополчения). Во время штурма город превратился в настоящий ад. Грохот орудий, стрельба, разрывы снарядов не смолкали ни на минуту. От жары было нечем дышать, трескались камни зданий, закипала вода в прудах и каналах. Фольксштурмовец Эдмунд Хекшер вспоминал:

“Было столько пожаров, что ночь превратилась в день. Можно было читать газету, но газеты в Берлине больше не выходили”.

К концу апреля впервые в истории в городе закрылся телеграф, перестал ходить транспорт, не стало воды, газа, прекратилась выдача продовольствия. Советские войска с большим трудом продвигались к Рейхстагу, занимая одно здание за другим. Тем временем неподалеку в своем бункере Гитлер диктовал политическое завещание. Он исключил из нацистской партии "предателей" Геринга и Гиммлера и обвинил всю немецкую армию в неумении хранить "приверженность долгу до смерти". Власть над Германией фюрер передавал адмиралу Деницу и "канцлеру" Геббельсу, а командование армией — фельдмаршалу Шернеру. Это была уже агония и полная потеря управляемости.

— В битве за Берлин особо отличились и уроженцы Беларуси: генералы, офицеры, солдаты и сержанты, — отмечает кандидат исторических наук Борис Долготович. — В завершающей операции участвовали свыше 20 генералов-белорусов, которые командовали корпусами, дивизиями, бригадами. На главном направлении наступала 47-я армия генерала Франца Перхоровича. Солдаты часто называли его “наш Суворов” не только за сухощавость и внешнее сходство с известным полководцем, но и за то, что он умел беречь людей в бою, готовил их не умирать, а выживать и побеждать.

Генерал-лейтенант Франц Иосифович Перхорович

К слову, о потерях. Их тяжесть явно преувеличена. На самом деле советские войска вместе с польскими союзниками в Берлинской операции потеряли около 80 тысяч погибшими и 280 тысяч ранеными при общей численности группировки трех фронтов 1,9 миллиона человек. У немцев погибло около 400 тысяч человек. Для сравнения: в Курской битве мы потеряли 184 тысячи погибшими и пропавшими без вести и 425 тысяч ранеными при той же примерно численности группировки. Под Сталинградом потери составили 1,13 миллиона человек. 

Борис Долготович приводит и такие данные: в боях за Берлин 13 наших земляков (белорусов – Прим. Redstar72) стали Героями Советского Союза. Среди них командир батареи, гвардии старший лейтенант Арсентий Нечаев, уроженец Копыльского района. Его гаубицы прямой наводкой разрушили несколько опорных пунктов врага, но артиллеристы попали в окружение. Арсентий Нечаев несколько часов умело руководил круговой обороной. Вскоре все его бойцы погибли, и он остался один. Вот что вспоминал герой о тех минутах:

— Вдруг из-за домов вышла вражеская самоходка и открыла огонь по орудию. Взрывной волной меня отбросило. Когда я очнулся от боли, первое, что увидел, — цепи гитлеровцев, которые, горланя, наступали на огневую. Фашисты шли по площади во весь рост. “Гаубица заряжена, — мелькнуло в голове. — Бегом к орудию!”. Дотянулся до шнура и с силой дернул его. Снаряд разорвался в гуще атакующих. Много их осталось лежать на площади перед красным зданием ратуши. Остались два последних снаряда. С трудом загнал снаряд в казенник. В голове гудело, виски стягивало, как железными обручами, из уха пошла кровь. По орудийному щиту снова защелкали пули. Вражеский пулемет бил с чердака особняка. Я повернул ствол, навел орудие и выстрелил. Крыша рухнула, похоронив под обломками пулеметчиков. 

А я хотел зарядить последний снаряд, но не смог — острая боль пронзила ногу, и я потерял сознание. Очнулся лишь в госпитале…

Герой Советского Союза Арсентий Нечаев

Среди отличившихся и танкист Александр Пятакович. Родом он из Сенно. В одном из боев на подступах к Берлину лично уничтожил 8 тяжелых танков, 4 артиллерийских орудия и 9 бронетранспортеров. А в уличных боях, пробиваясь к Рейхстагу, подбил еще 2 танка и истребил около 25 фаустников. 

Подобных примеров героизма в последние дни войны было немало. И это сильно деморализовывало врага. Известен такой факт. 23 апреля Гитлер на основании ложного доноса отдал приказ о расстреле командира 56-го танкового корпуса генерала Вейдлинга. Впоследствии приказ был отменен, и его назначили командовать обороной Берлина. Узнав об этом, Вейдлинг прямо в канцелярии произнес: "Я предпочел бы, чтобы меня расстреляли".

В ТЕМУ

Берлинская наступательная операция занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное сражение в истории. С обеих сторон в нем участвовало около 3,5 миллиона человек, 52 тысячи орудий и минометов, 7750 танков и 11 тысяч самолетов. Впервые с начала войны превосходство советских войск в живой силе и технике было не просто значительным, а подавляющим.

За штурм Берлина было вручено больше наград, чем за все остальные военные операции. Медали "За взятие Берлина" удостоены около 1 млн 100 тысяч человек, в то время как медалью "За взятие Вены" наградили более 270 тысяч, "За взятие Будапешта" — 362 тысячи, "За взятие Кенигсберга" — 760 тысяч, "За освобождение Варшавы" — около 700 тысяч, "За освобождение Праги" — 395 тысяч человек.

Евгений КОНОНОВИЧ


Источник: https://www.sb.by/articles/reshayushchiy-shturm.html

Показать полный профиль

Живу в Минске. Инженер-конструктор МЗКТ. Интересуюсь историей техники, особенно авиации. Убеждённый коммунист.

25 комментариев
  1. Ну вот зачем устраивать срачь

    Ну вот зачем устраивать срачь публикуя странные статьи? Наступающие должны иметь перевес 3-5 раз над противником, потери соответственно тоже в 3-5 а то и более раз… А тут укрепленный город да и спешили, между собой тоже соревновались…

    • Уважаемый коллега Пупс,
      Ну

      Уважаемый коллега Пупс,

      Ну вот ей-богу, до сего момента. считал Вас совершенно адекватным коллегой и искренне уважал Вас, за хоть и сильно альтернативные, но интересные и нескучные статьи. Но тут Вас, что-то понесло вразнос. Впервые за все время появления Вас на сайте поставил Вам минус. Искренне надеюсь, что мы скоро увидим прежнего, яркого и альтернативно одаренного, уважаемого коллегу Пупса. отстаивающего свои позиции, но и уважающего позиции коллег.

                                                             С уважением Андрей Толстой

      • Альтернатива, альтернативой

        Альтернатива, альтернативой да вот людей всегда жалко.

        http://back-in-ussr.info/2012/02/shturm-berlina/

        Именно накануне решающего штурма Берлина между маршалами Жуковым и Коневым развернулось не совсем оправданное соревнование за право первому доложить Сталину о прорыве войск своего фронта в столицу Третьего рейха. По сути дела, командование фронтов требовало от войск идти вперед, не считаясь ни с какими потерями в живой силе и технике.



         

        • Андрей Толстой 09.05.2018 из 19:45

          Уважаемый коллега

          Уважаемый коллега Пупс,

          Альтернатива, альтернативой да вот людей всегда жалко. Взятие Будапешта — 80 тыс. чел. Взятие Берлина — 78 тыс. чел. За Будапешт, то же Конев с Жуковым соревновались? И Вы не поверите войны без потерь не бывает. Беречь солдат не только можно, но даже нужно, но не в ущерб поставленной боевой задаче, а все остальное от лукавого. И да, ЕМНИП Берлинская операция подробно рассматривалась у нас на сайте и история соревнования Жукова и Конева, оказалась байкой.

                                                     С уважением Андрей Толстой

        • Не а, тот же Широкорад

          Не а, тот же Широкорад частенько пишет и про соревнование и про неготовность к штурмовым действиям. Недостаток технических средств…

           Мои альтернативы как раз и есть поиск  возможностей победить с минимальными потерями невзирая на стоимость.wink

          Хотя вот еще самое интересное, перед этим была статья о том что союзники уничтожили Берлин, а теперь мы нежалея снаряды(для сбережения солдат) штурмуем оный, даже описания уничтожения зданий есть от очевидцев! Даже беглый осмотр  статей про штурм, везде список уничтоженых зданий во время штурма! И он впечатляет. Выходит кто то из коллег жульничает…frown

        • Андрей Толстой 10.05.2018 из 06:44

          Уважаемый коллега Пупс,
          Не а,

          Уважаемый коллега Пупс,

          Не а, тот же Широкорад частенько пишет и про соревнование и про неготовность к штурмовым действиям. Недостаток технических средств… Широкорад, тот еще сказочник. Мои альтернативы как раз и есть поиск  возможностей победить с минимальными потерями невзирая на стоимость. Пишите, почитаем.

                                                                 С уважением Андрей Толстой

    •   ???
      Что в статье странного?

        ???

      Что в статье странного? Где в ней про спешку или соревнование? Или это Вы от себя? В таком случае – срач пытаетесь устроить именно Вы… И да, "спасибо" за минус.

      Или Вам не нравится, что наши потери убитыми были меньше, чем у немцев, в то время как "должны были" быть больше? Вам ЭТО показалось странным?

      Объяснение, что с нашей стороны были опытные, отборные войска, которым к тому же придавало силу осознание того, что ещё чуть-чуть – и всё, конец войне, тогда как немцы были деморализованы безнадёжностью своего положения и бóльшая часть их представляла из себя собранных с бору по сосенке и вооружённых чем попало необученных ополченцев, вас не устроит?

      Впрочем, если Вы упорно не желаете доверять советским данным о потерях противника (именно они приведены в статье) – сами немцы считают, что потеряли в битве за Берлин 114 тысяч убитыми и 220 тысяч ранеными. Эти цифры Вас больше устроят? В любом случае их потери были больше наших.

      • Уважаемый коллега, позволю

        Уважаемый коллега, позволю себе дополнить.

        Обороняться "втупую" против РККА образца 1945 года — занятие столь же бессмысленное, сколь и бесполезное.

        Да, немцы превратили Берлин в единый оборонительный район, город крепость, все так. Иными словами, их силы были размазаны ровным слоем по оборонительным сооружениям, домам, улицам. Мы же получали возможность концентрировать усилия там, где считали нужным, создавая подавляющее превосходство в стволах и технике в нужном месте. Вне всякого сомнения, немцы могли обороняться, могли хероически умирать, забирая с собой наших, но при таком методе войны они были обречены нести потери, кратно превосходящие наши.

        Собственно говоря, оборона наподобие берлинской против РККА давала только один выигрыш — время. Потому что уничтожение укрепрайонов не терпит торопливости. Понятно, что выведи беринский гарнизон во чисто поле в попытке "маневренно повоевать", их бы намотали на траки от силы дня за три. Ну а так…

        • Рейхс -маршал 09.05.2018 из 19:22

          Да, немцы превратили Берлин в

          Да, немцы превратили Берлин в единый оборонительный район, город крепость, все так. 

          Не совсем так. Такая оборона была на Одере, в самом городе ее почти не было. Собственно, там основной силой были батареи ПВО с тяжелыми зенитками, все остальное почти не заслуживало внимания.

        • «Обороняться «втупую» против
          «Обороняться «втупую» против РККА образца 1945 года — занятие столь же бессмысленное, сколь и бесполезное.»
          Не совсем соглашусь. Бои в Курляндии показали, что пока войска сопротивлялись, они продолжали сковывать огромные силы и Красная Армия несла потери. Немцы в Курляндии сковали целый фронт. Потери Ленинградского фронта совсем не малые. Говоров не торопился особо, но потери велики оказались. Вагоны боеприпасов просто расходовались впустую. Хорошо хоть война окончилась и они были уже не нужны особо.
          Обороняться всегда есть смысл. В конце войны все решает уже не ход боев в предыдущие годы и потери в них — а выгодная позиция войск при ее окончании, как козырь при вхождении в мирное время. До конца союзники друг другу не доверяли. Вероятность , что после очевидного ухода Гитлера его предшественник мог сговориться с союзниками, всегда была. Поэтому и для Красной Армии была полнейшая мотивация срочного завершения взятия Берлина. Как и понятная мотивация противника сдаться англо-американским войскам.

        • Андрей 09.05.2018 из 20:41

          Не совсем соглашусь. Бои в

          Не совсем соглашусь. Бои в Курляндии показали, что пока войска сопротивлялись, они продолжали сковывать огромные силы и Красная Армия несла потери.

          Коллега, нам не о чем спорить, потому что сопротивление в Курляндии было как раз построено по уму, научный термин "втупую" там неприменим. Котел, да, но — с резервами, которые бросали в контратаки навстречу атакующим советским войскам. Да та же 14-ая танковая, например. 

          Обороняться всегда есть смысл

          Если разбирать именно противостояние войск — да, в некоторых случаях, надо сказать, немцы продемонстрировали отличную мобильную оборону. В целом оборонительная стратегия обычно проигрышная, но если сил нет, а воевать надо, то грамотно построенная маневренная оборона способна выпить много крови врага и, возможно, даст возможность контрнаступления по истощении его ресурсов. Такое иногда могло сработать.

          В случае с обороной по методу Берлина — такая оборона в принципе не могла превозмочь атакующих, и могла только затягивать сопростивление 

        • Приказа сдаваться в плен нет
          Приказа сдаваться в плен нет ни в одной армии мира… Армия обязана драться даже тогда, когда шансов нет. Если бы ополченцы под Вязьмой или окруженные армии под Киевом просто посчитали бы, что их «неэффективная» оборона не наносит ущерба противнику и сразу бы сдались? Вероятно был бы в итоге повтор Франции 1940 года.
          «Тупая и бессмысленная» оборона так же необходима как и осмысленная. Сейчас много статей, что нужно было воевать «грамотно» на войне , я бы сократил «надо воевать». Вспомнился рассказ «Дожить до рассвета» , по моему Бориса Васильева. Наш раненый лейтенант умирал и мечтал подорвать колонну немцев на дороге перед смертью, а поехал на телеге какой-то полицай… Что это меняет в принципе? Ничего. В Дагестане боевики казнили милиционера, захваченного с семьей на пикнике. При этом записали на телефон его слова к коллегам «работайте братья», случайно это нашли. Посмертно милиционеру дали Героя России. Драться и сопротивляться нужно всегда…
          Немцев в принципе это так же касалось.

        • The same Fonzeppelin 09.05.2018 из 18:12

          ППКС.
          Собственно,

          ППКС.

          Собственно, единственное, что вообще могло бы что-то "дать" немецким войскам на этом этапе войны — это повязать "четверку Г" и выдать их СССР и союзникам) Можно по штуке на каждого)

        • Андрей 09.05.2018 из 20:33

          Собственно, единственное, что

          Собственно, единственное, что вообще могло бы что-то "дать" немецким войскам на этом этапе войны — это повязать "четверку Г" и выдать их СССР и союзникам)

          Возможно, но… по большому счету, ничего кроме безоговорочной капитуляции союзники не приняли бы в любом случае, хоть выдавай, хоть не выдавай:))) А капитулировать им конечно нужно было много раньше, их положение уже с начала 1944-го настолько безнадежно, что хоть волком вой. Собствено говоря, самое правильное, что могли сделать немцы — это сдаться после проигрыша битвы под Москвой… блин, сколько миллионов жизней бы сэкономили. 

        • Рейхс -маршал 09.05.2018 из 19:17

          Это — объективно. Но и

          Это — объективно. Но и Гитлер, и его армия были убеждены, что между СССР и союзниками может вспыхнуть война, и тогда Рейху удалось бы избежать поражения. Мы с Вами знаем, что это было невозможно, но они тогда — нет.

    • У вас русский язык

      У вас русский язык неродной? 

      И при чем тут некий срач?

  2. Добротная статья.

    Добротная статья.

  3. Уважаемый коллега

    Уважаемый коллега redstar72,

    Весьма интересно +++++++++++++++++++!!! Но мало :))))))

                                                                С уважением Андрей Толстой

  4. Разговоры о возможности

    Разговоры о возможности длительной осады также несостоятельны. Противник тщательно готовил свою столицу к обороне, что наверняка включало и создание стратегических запасов продовольствия. Осада неизбежно затянулась бы не на один месяц.

    Тут существенная ошибка. Никакой сколько-нибудь значимой обороны Берлина в общем-то не существовало, ни о каком 180-тысячном гарнизоне речи и не шло! Непосредственно город обороняли разбитые остатки 5 дивизий и некоторые городские силы фольксштурма и люфтваффе — в общей сложности ок. 60 тыс. Это по немецким данным. По англоязычным — и того менее, едва ли более 42 тыс. Основная масса войск, которые должны были защищать Берлин, стояли на Одере и были уничтожены Красной армией в Хальбском котле.

    • Рейхс-маршал пишет:
      Никакой

      [quote=Рейхс-маршал]

      Никакой сколько-нибудь значимой обороны Берлина в общем-то не существовало, ни о каком 180-тысячном гарнизоне речи и не шло! Непосредственно город обороняли разбитые остатки 5 дивизий и некоторые городские силы фольксштурма и люфтваффе — в общей сложности ок. 60 тыс. Это по немецким данным. По англоязычным — и того менее, едва ли более 42 тыс. 

      [/quote]

      Кхм… https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_in_Berlin – это англоязычный источник? Читаем:

      Inside the Berlin Defence Area approximately 45,000 soldiers, supplemented by the police force, Hitler Youth, and 40,000 Volkssturm.

      Итого в самом Берлине только кадровых 45 тысяч (как отмечается, бóльшая часть из них – из 56-го танкового корпуса), плюс фольксштурмов 40 тысяч, плюс полиции и гитлерюгендов неизвестно сколько. Что интересно, здесь же указаны потери – 100 тысяч военных (sic!) и 175 тысяч гражданских.

    • Непосредственно город

      Непосредственно город обороняли разбитые остатки 5 дивизий и некоторые городские силы фольксштурма и люфтваффе — в общей сложности ок. 60 тыс. Это по немецким данным

       Хм, а по советским данным только пленных в Берлине взято 134 тыс. Немцы могут и привирать. 

    • А реальную мощь частей ПВО Вы
      А реальную мощь частей ПВО Вы не учитываете? В Сталинграде падение города 23 августа 1942 не случилось благодаря дивизии зенитчиков, вступившей в бой с накатившей танковой дивизией от Дона.
      Апрель 1945 имелось у немцев 48 10,5мм зениток и 270 88мм — это силища и еще какая. Слабость кадровых пехотных частей безусловно решила все. Но по любым меркам такое количество орудий само по себе проблема для любой армии.

  5. А сколько погибло поляков в
    А сколько погибло поляков в Берлинской операции?

    +++
    Если бы наши действовали без спешки — какие были бы потери?
    Просто окружить Берлин и мутузить бомбежками, артиллерией, потихоньку продвигаясь, пока у немцев не кончились бы боеприпасы, горючка, продовольствие….
    Перекрыть плотиной Шпрее, чтоб подтопило логово))
    Аналогично с Будапештской операцией

    +++
    Мог Гитлер укрепить Берлин получше?
    Заминировать все как следует.
    Побольше сконцентрировать войск, артиллерии, насытить город бетонными подземельями, подземными ходами.
    Эвакуировать мирное население

Оставить ответ

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить