Quarthadast. Культурные особенности Карфагена

Апр 12 2017
+
18
-

Доброго времени суток, коллеги. Продолжаю "готовить почву" для начала публикации своей альтернативы по Карфагену, и сегодня речь пойдет о его культурных особенностях, которые были присущи городу с момента его основания и на протяжении первых 800 лет существования. Статья во многом спорная и сумбурная, но необходимая, ибо без нее встречаемые в исторической части альтернативы слова вроде "Бхормаханат", "молк", "раввы" (не раввины!) и прочие ускользнут от понимания. Также будет рассмотрен вопрос о социальной структуре народа Карфагена.

Вступление

Первоначально особенности культуры альт-Карфагена должны были составить один пост вместе с мифологией, однако объем материала неуклонно рос, из-за чего пришлось разделить его на две отдельные публикации – причем даже в этом виде их объем оказался больше, чем «стандартная» моя статья в последнее время. Мелких особенностей и нюансов, без которых статья по культуре оказалась бы неполной, набралось очень много – причем я еще не все записывал, лишь самое главное.

При проработке культуры альт-Карфагена я старался максимально использовать реальноисторический материал хотя бы в известных нам его интерпретациях, но так или иначе пришлось "колдовать". Так, описание молка – вполне исторического ритуала – было взято у Циркина и скомпоновано с несколькими сторонними источниками. Основная проблема в его описании была в самом процессе жертвоприношения – по одним источникам людей (детей) кидали в жертвенный огонь живьем, по другим – специально умерщвленных до этого, по третьим – вообще умерших естественной смертью. В конце концов молк пришлось разделить на собственно жертвоприношение и специальный ритуал над умершими детьми, и создать эдакую шкалу ценности подношения. Основные праздники также были взяты из реальности. Впрочем, были также добавлены и важные моменты, без которых Карфаген был бы у меня не тот, который удобно альтернативить в заданных мною же условиях. Так, были добавлены бойцовские арены, хотя их структура и смысл сильно отличаются от тех, которые имели место в Риме, и арены-македашим играют роль скорее тренировочных площадок и мест ритуальных битв и казней во славу богов войны. Также была добавлена структура Бхормаханата – эдакой школы подготовки царской гвардии Перворожденных и административных кадров для молодого растущего государства. Во многом эта структура копирует османских капыкулу, хотя имеются и незначительные отличия. Гвардия и управленческие кадры для Карфагена в моем понимании были критически необходимы для его выживания путем существования царской власти, ибо без нее мог бы быть лишь олигархат, а минусы олигархата так или иначе все равно привели бы Карфаген к гибели (особенность комплектования региональной администрации, раздел власти над армией во время войн и назначение конкурирующих лидеров, постоянные опасения возвышения из полководцев тиранов, и т.д.)

Есть еще одна проблема при написании альтернативы по Карфагену, а именно языковая. Я хоть и почитал литературу на эту тему, но сам ни разу не лингвист, много чего не понял – потому, читая финикийское письмо, я могу сильно косячить с расстановкой гласных букв. Кроме того, не все слова на финикийском можно найти, и приходится обращаться к близкому ивриту – но в нем я опять же ни разу не спец, а онлайн-переводчики часто выдают очень спорные результаты. Потому все подобные косяки я буду исправлять или списывать на "атлантическое влияние" – мол, под воздействием беженцев из Атлантиды, о которых я уже говорил, финикийский язык немного изменился, вот и... Да, отмазка не очень, но увы, при недостатке информации и не на такое пойдешь. Кстати, коллеги, никто из вас часом не знает финикийский?

Также выражаю благодарность коллеге Молотку за помощь с отшлифовкой некоторых моментов касательно Бхормаханата.

Ритуалы и традиции

Где-то так себе можно представить пунический македашим.

Молк – ритуальное жертвоприношение животного [1]. Животное умерщвлялось, и пока из него не вытекла вся кровь – бросалось в жертвенный огонь. Посвящались жертвы обычно Танит или Баалу, однако встречались также молки другим богам. В редких случаях допускались человеческие жертвоприношения, при этом в роли жертвы могли выступать как рабы и военнопленные, так и свободные добровольцы. Рабы приносились в жертву аналогично животным (после умерщвления), а добровольцы имели выбор – сначала принять смерть, или сразу идти в жертвенный огонь. В последнем случае ценность жертвы несоизмеримо возрастала.

Тофет – место ритуального приношения богам детей, умерших до возраста 5 лет [2]. Мертворожденные или умершие от заболеваний дети приносились в Тофет и сжигались в ритуальном костре, а их останки хоронились в урнах в самом храме. При этом считалось, что невинные души детей, повторив путь Мелькарта и освободившись от уз плоти в виде дыма, отправляются прямиком в царство Элохима.

Македашим (от слова «святилище») – традиция, попавшая в Финикию из Атлантиды и в целом похожая на римские гладиаторские арены. Отличием было то, что в качестве бойцов выступали свободные люди, которые приходили в эти места для тренировок, выступлений и решения спорных вопросов силой оружия (бой на арене мог послужить своеобразной формой дуэли между двумя людьми). Имелись несколько видов сражений – деревянным (учебным) оружием или боевым, до победы над противником "по очкам" или нанесения ему кровавых ран (до первой или третьей крови), а также смертельные и ритуальные сражения. Часто на аренах выступали представители знати или простые воины, желая отточить свое мастерство со случайными людьми. Все сражения так или иначе посвящались богам войны – Анат, Мельтору и Астарте, на каждой арене имелись их алтари, на которые после боев приносились кровь раненных или тела убитых бойцов. Иногда в Македашим совершались ритуальные сражения – казни военнопленных, преступников и особые ритуальные подношения, которые обычно проводились Перворожденными. Важным отличием пунических арен от римских было то, что упор прежде всего делался не на зрелищность и работу на публику, а сугубо на функциональность – потому македашимы пользовались заметно меньшей популярностью публики в сравнении с римскими, хотя и оборудовались специальными ложами для зрителей.

Один из немногих сохранившихся исконно пунических образцов архитектуры – мавзолей Атебана в Дугге, построенный на рубеже III и II веков до н.э.

Храмовая проституция – эта традиция была заимствована финикийцами еще у ассирийцев, хоть и перетерпела определенные изменения. Храмовые проститутки – кедеши – отличались от обычных продажных женщин. Официально они служили богам, и за услуги брали большую плату – не каждый гражданин мог позволить себе провести ночь с ней. Служба кедеши была сугубо добровольной, причем после ее оставления репутация женщины и статус ничуть не падали, и при удачном стечении обстоятельств она могла стать даже царицей. За ее оскорбление «клиент» мог получить плетей, за изнасилование кедеши мужчину обычно кастрировали. Убийца же храмовой проститутки подвергался пыткам и распинался на кресте в назидание прочим, независимо от его социального положения (аналогичным было наказание за беспричинное убийство жреца). Численность их всегда была невелика, и служить они могли лишь при самых больших храмах. Кроме того, только некоторые боги, покровительствующие любви и плодородию, могли иметь кедешей на службе. К таковым относились Танит, Анат, Астарта, Шапаш, Эгия и Цидон.

Крупные праздники Карфагена объединяли различные культуры. Среди них имелись:

– Новый год, который праздновался в начале осени (обычно в конце сентября или начале октября) [3];

– праздник обрезания деревьев в конце последнего месяца зимы;

– праздник сбора винограда;

– праздник Адонаи (смысл непонятен), отмечался 19 июля [4];

– смерть и воскрешение Мелькарта, отмечался в январе-феврале (Тирская традиция);

– праздники новолуния и полнолуния, отмечались ежемесячно в честь Танит, особого значения приобрели при отождествлении умершей царицы Элиссы с этой богиней;

– отдельный праздник в честь Танит, под названием Танитис, или Танитины;

– праздник погребения божества (какого и когда – непонятно);

– праздник основания города, праздновался 5 дней в середине лета;

– Шаббат, который праздновался в определенные числа каждого месяца [5];

– Ацербии (Ахербии) – отмечался в день гибели царя Ацербуса [6] в битве с нумидийцами и был днем памяти обо всех погибших в войнах гражданах города;

– Ниссахон – день победы над Иарбантом, один из самых почитаемых праздников города, отмечался с особым размахом, фактически являясь аналогом современного Дня Независимости во многих странах;

Обычно праздники сопровождались театральными представлениями и ритуальными действами. Так, праздник смерти и воскрешения Мелькарта сопровождался сожжением деревянной статуи бога на плоту близ города, во время Ацербий устраивались масштабные сражения на аренах, включая смертельные бои, а во время Танитин пары предавались любви под лунным светом, прося у богини здоровых и сильных детей.

Бхормаханат

Воин Бхормаханата. Ну или где-то около.

Еще одной заимствованной из Атлантиды традицией Тира было основание Бхормаханата, или «армии первенцев». Фактически это было новое образование, которое имело как атлантические, так и финикийские корни. Собственно в Финикии до рубежа II и I тысячелетий до н.э. существовала традиция детских жертвоприношений, когда первенца приносили в жертву богам (хотя не понятно, идет ли речь о живых детях, и с какой частотой эти жертвоприношения происходили). В то же время в Атлантиде, судя по сохранившимся источникам, существовала практика набирать из детей жрецов особую царскую гвардию Перворожденных, которые с детства обучались воинскому искусству и верности своему царю и богам (что в тех реалиях было почти одним и тем же). После Исхода и прибытия Мельхиоридов с беженцами в Тир две эти традиции сложились воедино – первенцев знатных семей отныне не приносили в жертву, а отдавали на воспитание в Бхормаханат (название возникло уже в Тире), где из них делали отличных воинов-жрецов, прославляющих богов каждым своим подвигом. Впрочем, традиция Бхормаханата в Тире не была особо популярной, и потому вместе с Элиссой и Ацербусом вся структура «армии первенцев» отправилась в новый город. Именно там Бхормаханат очень быстро приобрел все характерные в дальнейшем для себя черты, и стал приобретать все большую силу и влияние.

Первоначально, как уже указывалось, для обучения отбирались лишь сыновья жрецов (в Атлантиде, как и позднее в Карфагене жрецам разрешалось жениться и заводить детей). В Тире отбор шел уже среди первенцев знатных семей, чья жизнь отныне посвящалась служению богам. Однако этого источника пополнения рядов было мало, и потому уже при царе Ацербусе в Бхормаханат стали брать не только первенцев аристократов, но и простолюдинов. Однако и это оказался не предел – набор был сугубо добровольным, а вместе с ростом самого Карфагена требовалось и увеличивать численность гвардии. Сын Ацербуса, Магон, снял ограничения на порядок ребенка в семье, набирая в число воинов уже детей из всех классов свободных людей, включая сирот. Также он значительно расширил ограничения по возрасту – если раньше брались только младенцы, то теперь стали брать любых мальчиков возрастом до 5 лет. Наконец, при царе Бомилькаре Бхормаханат стал набирать детей рабов и даже иностранцев, что значительно расширило численность «армии первенцев». При этом служба ребенка в рядах этой организации считалась особо престижной, а имена прошедших обучение и поступивших на службу людей выбивались на особых каменных плитах в Бирсе, что подчеркивало элитарность Бхормаханата.

До возраста 5 лет дети воспитывались без особых излишеств, как в обычных приютах. После 5 лет мальчиков начинали учить элементарным вещам – письму, чтению, простейшим исчислениям, при этом много внимания уделялось и физической подготовке, к которым постепенно добавлялись борьба, командное обучение (строевая подготовка) и тренировки с различными видами оружия – мечами, копьями, щитами, луками, дротиками и т.д. По достижению возраста в 15 лет юноша становился полноправным мужчиной, покидал стены казарм и поступал в распоряжение гвардии. При царе Бомилькаре эта система серьезно преобразилась – Карфагену отныне требовались не только тренированные воины, но и управленцы, и дипломаты. Практика показывала, что умелые управленцы из аристократии редко готовы были хранить верность целям царя, и наоборот – хранящие верность далеко не всегда были достаточно опытны в дипломатии и администрировании. Требовалось совместить и те, и те качества – и подготовка юношей в Бхормаханате представлялась крайне удобным инструментом для создания подобных кадров. Изменения в подготовке начинались с возраста 10 лет – проводились промежуточные экзамены (испытания), по результатам которых мальчиков определяли в одну из трех основных групп – религиозную, управленческую или военную. В первой воспитывались храмовые жрецы и дипломаты, во второй – администраторы и счетоводы, а в третьей – исключительно воины. Причем все три группы имели и одинаковые предметы воспитания – так, физическая подготовка считалась обязательной для всех, поддерживались и боевые навыки, хотя у третьей группы, конечно же, боевых занятий было больше. По достижению возраста 15 лет все юноши подвергались итоговым экзаменам, после чего их определяли на работу в зависимости от проявленных способностей. При этом «теологи» и «управленцы» отныне именовались равами, и фактически переставали быть частью Бхормаханата, хотя и продолжали пользоваться их правами, привилегиями и обязанностями. Воины же становились полноправными членами Бхормаханата и поступали на службу в гвардию Перворожденных. При этом Перворожденные официально продолжали называться Бхормаханатом, хотя являлись лишь его частью (пускай и самой значительной) [7].

Перворожденные имели множество примечательных особенностей. С момента основания Карфагена гвардия делилась на братства, каждое из которых являлось постоянным формированием и имело свой номер, символ и название, что способствовало возникновению особых традиций в каждом из братств. Названия братств возникали уже в процессе службы, а не сразу после формирования, и даровались свыше царями. Так, 3-е братство Перворожденных проявило себя во время битвы при Утике, впав в буйство после гибели царя, и после этого его воины единогласно высказались за продолжение войны с нумидийцами из соображений мести. Видя их искренность и едва сдерживаемый гнев, царица Элисса даровала им имя, и с тех пор 3-е братство называлось Мстящими Сынами. Вместе с названием братство получало и символику (в случае с Мстящими Сынами – око с тремя алыми слезами). Братства обычно не расформировывались, хоть и были чисто административной единицей довольно длительное время. Даже после гибели в полном составе братство восстанавливалось – регалии изготавливались заново, а воины набирались из числа желающих других братств и новобранцев.

Пуническая кавалерия, которая станет одной из самых значимых сил на поле боя к IV веку до н.э., будет постепенно развиваться из Бхормаханата.

На поле боя Перворожденные в подавляющем большинстве случаев проявляли абсолютную дисциплину, сохраняя строй и выполняя приказы, даже если это вело их к гибели. Первоначально гвардия выступала на войну пешей, однако после того как Магон I начал создавать собственную карфагенскую конницу, Перворожденные также стали выступать и в роли всадников, не теряя при этом своих пехотных навыков и в случае нужды принимая бой пешими. В походах за каждым из Перворожденных следовал раб, который помогал ему следить за оружием и лошадьми (во время похода на каждого Перворожденного приходились 2 лошади). Также за каждым братством обычно следовали писари и прочие «бюрократы», которые вели учет и «боевые журналы», в которые заносились все важные события в жизни братства, в том числе боевые потери и подвиги отдельных воинов (в будущем подобные структуры будут создаваться и при карфагенских аналогах легионов). Вооружались Перворожденные обычно копьем, щитом-асписом, мечом-кописом и кинжалом. Защищались гвардейцы обычно лучшими образцами брони, будь то кольчуги, анатомические кирасы, шлемы, наручи или поножи. Отличительной особенностью Перворожденных были шлемы с алыми гребнями, алые плащи и полностью белая отделка доспехов и щитов (белый цвет у финикийцев, помимо прочего, символизировал также смерть). На последние обычно наносился позолоченный или алый знак солнца.

Область применения Перворожденных была куда шире, чем просто царская гвардия. Так, отдельные воины или даже братства часто выделялись в качестве телохранителей особо важных персон вроде полководцев или посланников. В мирное время гвардейцы часто выступали на аренах городов, хотя для них это были не более чем тренировки для поддержания личных боевых навыков. Имея базовые знания строителей, гвардейцы также выступали в качестве городских инженеров – так, в Карфагене они отвечали за поддержание в должном состоянии акведуков и городских укреплений. Также Перворожденных отправляли в качестве младших офицеров к обычным подразделениям армии, когда те выполняли самостоятельные действия – считалось, что опытный советник или командир повысит их эффективность. С увеличением числа братств и расширением империи их также стали использовать и в качестве гарнизонов, при этом постоянно осуществлялась ротация – надолго «отлучать» гвардейцев от царя и столицы считалось наказанием, равным ссылке. Также Перворожденные активно использовались на флоте – в качестве эпибатов передовых кораблей или даже командирами (хотя для этого требовался опыт плаваний). Наконец, Перворожденные помимо указанных выше функций могли также играть роль жрецов, ибо при обучении они получали необходимый минимум знаний и навыков для совершения ритуальных служб. Так, известна история о том, что одна ливийская женщина пожелала провести обряд молк над своим мертворожденным ребенком, однако рядом не было ни тофета, ни жреца. В это же время в поселении находился карфагенский военачальник в сопровождении Перворожденных. Узнав о ситуации, воины испросили разрешения у своего командира провести ритуал, и получили его. После проведения ритуала урна была доставлена в карфагенский тофет, и проведение ритуала в ненадлежащих условиях вне Тофета, но с участием Перворожденных не вызывало никаких нареканий.

Учебные казармы Бхормаханата обычно располагались при крупных храмах. В Тире такая казарма была лишь одна – при местном храме Мельхиора. В Карфагене постепенно каждый крупный храм приобрел такие казармы, а самое крупное училище для будущих равов или Перворожденных было построено в VI веке до н.э. при Кэлшелиме (храме всех богов). Численность Перворожденных постоянно менялась – так, на момент начала Первой Пунической войны насчитывалось 5 тысяч гвардейцев в составе 25 братств, из которых 20 находились в Карфагене. На момент основания Карфагена Перворожденных насчитывалось немногим более сотни, и числились они в составе двух братств. Командовал гвардией рабсерен, причем назначались на эту должность исключительно воины Бхормаханата, сторонний аристократ попасть на этот пост не мог. В ходе войн с Римом Бхормаханат понес серьезные потери, а решающей силой на поле боя становилась массовые армии, потеснив небольшие подразделения элитных войск. В результате этого число Перворожденных было ограничено 6 тысячами в 30 братствах, и это ограничение сохранялось и в дальнейшем – всех остальных воспитанников царских школ определяли равами, или направляли в качестве офицеров в действующую армию без зачисления в ряды гвардии.

Бхормаханат стал одной из важнейших частей Карфагенского государства и являлся опорой царей. Без гвардии царская власть рано или поздно могла закончиться, или началась бы чехарда со свержением и утверждением различных династий; без Бхормаханата Карфаген хронически испытывал бы недостачу опытных командиров и администраторов, что снизило бы эффективность государственного аппарата и общую живучесть империи. Выдающуюся роль этого института Карфагена понимали и сами пунийцы, всячески восхваляя его воинов, усердно отдавая своих сыновей на воспитание его учителям и возвеличивая подвиги Перворожденных в искусстве. Даже спустя тысячи лет существования Карфагенского государства Бхормаханат и Перворожденные все еще оставались гордостью города и государства, хотя и перетерпели множество изменений вместе со своим народом.

Социальная структура

Торговый порт Карфагена. По крайней мере, так мне сказал поисковик.

Необходимо рассказать о социальной иерархии, которая возникла на тот момент в городе. Самым многочисленным и полноправным слоем населения были граждане [8], из их числа выбирались адирамы, они же составляли основную массу городского ополчения. Граждане фактически делились на богатых и бедных [9], однако формально их права и обязанности ничем не отличались. На выборах граждане делились на территориально-избирательные округа, которые назывались мезархиями. Ниже по статусу располагались так называемые граждане Сидонского права [10], которые обычно являлись переселенцами из других финикийских городов. Они пользовались почти теми же правами, что и граждане, за тем лишь исключением, что они сами не могли быть избраны на высшие должности (но голосовать при этом могли). Уже в эпоху правления Элиссы начался постепенный перевод граждан этого типа на полные права, а во время царствования Магона I и вовсе этот ранг исчез. В то же время существовала иная социальная прослойка, которая пользовалась Сидонским правом – боды. Они пользовались многими правами граждан, но не участвовали в выборах ни в качестве кандидатов, ни в качестве избирателей. Кроме того, боды чаще всего имели того или иного покровителя из числа граждан и фактически закреплялись за ним, хоть и были лично свободны – при этом боды, не имеющие личного покровителя, фактически пользовались покровительством всего государства. Также боды имели право на владение имуществом и землей. Первоначально бодами называли лишь полусвободных производственников, однако вместе с вырождением ранга граждан Сидонского права под бодами стали подразумевать и прочих людей с частичным гражданством. Ниже них по статусу располагались гамиты [11] – переселенцы не-финикийского происхождения, которые прибывали в город и желали в нем обосноваться. Они были лично свободными, но гражданскими правами не обладали, в том числе и правом владения недвижимой собственностью. Не участвовали они и в политической жизни города. Почти все гамиты выбирали себе покровителя из числа граждан, который выделял им жилье и пропитание взамен на использование их в качестве своих рабочих. Часто гамиты нанимались на корабли гребцами или матросами. Еще нище по социальной лестнице располагались рабы. При этом рабы в Карфагене обладали достаточно большой степенью свободы из-за практики финикийцев всячески поддерживать своих рабов и хорошо с ними обращаться ради большей эффективности их использования. Так, за убийство чужого раба гражданин должен был выплатить большую компенсацию хозяину убитого, а за убийство своего раба уже следовало выплатить такую же компенсацию в царскую казну. Допускались браки как между рабами, так и между рабами и гамитами, а в отдельных случаях – и с бодами (при этом раб автоматически получал свободу и переходил в ранг своего супруга/супруги). Существовала практика освобождения детей рабов, с переводом в ранг гамитов – чаще всего это осуществлялось зажиточными гражданами по большим праздникам. Рабам было позволено владеть собственными хозяйствами (при формальной принадлежности их господину) [12] и личным имуществом, благодаря чему среди карфагенских рабов существовала зажиточная прослойка, которая вполне могла себе позволить выкупить свободу, однако не торопилась лишаться покровительства хозяина. Отдельно от этой социальной лестницы располагались воспитанники Бхормаханата – равы и Перворожденные. Формально они числились личными рабами царя, однако пользовались большинством прав граждан, а в некоторых случаях позиционировались и выше их, так как они считались мирскими представителями самих богов. «Рабство» их было почетным и пожизненным, но и наказание за преступления отличалось особой суровостью. За кражу или разбой, насилие над гражданами, гамитами или даже рабами члена Бхормаханата ожидали плети и заключение в темнице, а насильников и убийц ослепляли, оскопляли, пытали каленым железом и распинали на крестах в назидание другим (для сравнения – обычно убийц ожидало простое распятие на кресте). Также особый статус имели жрецы, хотя формально они принадлежали к числу граждан. Существовала лазейка для предприимчивых и религиозных людей при получении гражданства – верховным жрецом какого-то храма (рабкуханимом) могли избрать любого лично свободного человека, при этом он получал статус гражданина. Обычные жрецы (куханы) могли принадлежать к любой прослойке общества кроме рабов и гамитов.

Стоит также отметить и о достаточно высокой социальной мобильности в карфагенском обществе. Так, рабов позволялось отпускать – за выкуп или по воле хозяина, после чего те становились гамитами или даже бодами (в случае наличия особо ценных навыков). Гамиты могли стать бодами несколькими путями – браком с бодом, выплатой специального налога в казну города. Дети, рожденные гамитами, при совершеннолетии получали статус бодов. Также гамиты могли повысить свой ранг путем поступления на военную службу, или за какие-то особые отличия. Схожее положение складывалось и у бодов по отношению к полному гражданству – хотя их дети уже не могли получить его при совершеннолетии. Тем не менее, оставалась возможность получить гражданство в качестве вознаграждения за какие-то достижения, после уплаты особого налога или при браке с гражданином. Имелись и механизмы обратного процесса – за серьезные проступки, которые не карались смертью, человека могли лишить гражданства, перевести в гамиты или вовсе продать в рабство. Эта система обеспечивала также высокую привлекательность для богатых мигрантов – только прибывший в город торговец мог заплатить все налоги и получить гражданство буквально в тот же день. Правда, у иностранцев, «понаехавших» из-за морей, практически не было шансов стать политически весомыми фигурами – в Карфагене изначально элита строилась исключительно на финикийско-атлантических традициях, и не приобщившись к ним, любой иностранец выступал если не изгоем, то точно чужим, и не мог пользоваться особой популярностью.

Прочие особенности культуры Карфагена

Гробница одной из пунических жриц. Весьма вероятно, что работа греческих мастеров – пуническая знать очень активно эллинизировалась примерно с V века до н.э.

Финикийцы имели свой развитый алфавит, который базировался на основе упрощенного аккадского. Исходный вариант состоял из примерно 600 символов, финикийцы же сократили их число до 22. Также в этом алфавите отсутствовали гласные буквы. В свое время финикийские алфавит послужил основой для древнегреческого. При этом древнегреческий, использующий гласные буквы, получил в Карфагене определенное распространение и со временем стал вытеснять исходный финикийский из-за своего удобства. Официально греческий алфавит был принят в Карфагене в начале III века до н.э., перед самым началом войн с Римом [13].

Одевались карфагеняне, как и прочие финикийцы, в длинные туники с поясом и сандалии. При этом для мужчин пояс был не обязательным, а женщины носили их два – один на талии, и другой под грудью (подчеркивая ее). В отличие от греков, финикийцы всегда носили под одеждой набедренные повязки. Женщины активно использовали украшения, причем одним из главнейших символов был лунный серп (символ Танит), который обычно цеплялся на головной убор. Финикийцы предпочитали желтый и красный цвета одежды, хотя популярными были также пурпурные и снежно-белые вещи. Мужчины часто носили бороды, которые считались признаком личного достоинства. В то же время рабочие часто наголо выбривали себе голову и лицо из-за жары, которая была свойственна североафриканскому побережью.

Карфагеняне были очень умелыми ремесленниками. Их строители славились по всему Средиземноморью – так, дворцы и храмы в Иерусалиме при царе Соломоне строились именно финикийскими архитекторами. Также финикийцы стали первыми, кто начал изготавливать цветное стекло, а в мастерстве кораблестроения сравниться с ними в античные времена никто не мог. Развитым было инженерное дело (к примеру, с ранних времен карфагеняне начали умело и массово изготавливать осадные машины). На высоком уровне было организовано кузнечное дело и литье – Карфаген уже в первую сотню лет своего существования стал одним из ведущих центров по производству металлических изделий, его оружие и доспехи славились далеко за пределами его сферы влияния. Не последнее место в экспорте товаров играла и продукция гончарного ремесла. Наконец, именно в Карфагене сформировалась наиболее передовая технология обработки земли (по всей вероятности, вследствие поликультурности города и объединения навыков и знаний множества народов), что вместе с очень плодородной землей Северной Африки позволяло собирать огромные урожаи. Наконец, почти с самого момента своего основания Карфаген полностью обеспечивал себя тканями, для чего разводились овцы и выращивался лен, причем в этом производстве наиболее массово использовался женский труд.

Стеклянная финикийская маска. Насколько я понял, в стеклянном деле финикийцам и пунийцам не было равных.

Имелась в Карфагене своя театральная традиция, хотя она носила в основном религиозно-образовательную функцию – в особые дни при храмах устраивались представления, в которых иногда принимали участие и женщины [14], во время которых широкой публике показывались эпизоды из мифологии – о жизни богов, их деяниях и о смертных героях. Особой популярностью пользовались сюжеты про злодейства Мотона, Исход и похождения Мелькарта. Также была у карфагенян своя литература, не уступавшая греческой, а среди философов числились даже представители царской династии Элиссидов.

Именная традиция карфагенян отличалась от общефиникийской, и с каждым столетием отличий накапливалось все больше и больше. Изначально финикийцы использовали в своих семьях ограниченное количество имен из-за того, что сыновей чаще всего называли в честь их дедов. В результате в ходу было лишь ограниченное количество мужских имен, что при отсутствии прозвищ или некоего аналога современных фамилий вызывало огромные затруднения в идентификации отдельных людей. Однако многие колонисты при основании Карфагена вели свои корни от беженцев из Атлантиды, среди которых подобная традиция отсутствовала – причем в Новом Городе эту особенность быстро переняли и сами финикийцы. От них же постепенно распространилась традиция закреплять за людьми прозвища, делая их наследными, причем свое прозвище мог придумать и закрепить сам хозяин, используя его как фамилию и передавая его своим детям – так появились влиятельные династии Ганнонидов, Элиссидов, Магонидов и т.д. В финикийско-атлантическое разнообразие имен постепенно добавлялись и новые, в основном греческие или производные от греческих, что, впрочем, было более популярно среди аристократов, чем среди простонародья.

Карфагеняне использовали два способа захоронения тел умерших – ингумацию или кремацию, причем во втором случае останки умершего также помещались под землю. При этом в саркофаги также помещались предметы первой необходимости – украшения, пища и т.д., так как считалось, что душа умершего испытывает те же нужды, что и при жизни. Эта традиция имела финикийские корни, и вскоре после основания города стала вытесняться атлантическими ритуалами погребения – тела сжигались, и прах либо развеивался на свободном пространстве (обычно над морем), либо помещался в урну и хоронился под небольшой каменной плитой, на которую наносилось имя умершего. В случае со знатью применялись также барельефные портреты умерших, а урны с прахом царей и вовсе помещались под полноразмерные статуи, изображавшие их при жизни. Для этих целей в подземельях Царского Дворца в Карфагене специально был оборудован Зал Памяти, который расширялся по мере необходимости, при этом в него помещались лишь правящие цари и царицы со своими супругами. Так как потомки атлантов считали, что душа окончательно покидает тело и отныне будет жить в царстве Элохима (или Мотона), то никакие подношения в захоронениях не размещались, хотя во время кремации вместе с телом могли сжигаться какие-то вещи, выражающие почтение умершему от живых.

Также карфагеняне уделяли особое внимание чистоте тела (ванны и бани располагались в домах зажиточных граждан почти сразу после входа), не употребляли в пищу свинину, делали обрезание, уделяли особое внимание образованию и отличались достаточно высокой степенью религиозности – хотя последнее явление не было уникальным в античном мире. Практиковались единокровные браки, хотя на практике такое встречалось редко, в основном в царской семье. При этом подобный брак оставался по большей части понятием престижа, и супруги редко имели общее потомство – в случае с царями функции производства потомства брали на себя наложницы, которых, однако, редко было много, и все они носили статус личных рабынь царя с соответствующим высоким положением в обществе, аналогичным выходцам из Бхормаханата. В чем карфагеняне-финикийцы переплюнули многих других – так это в практичности: любое потенциально полезное изобретение всегда находило поддержку, а неудобные или вовсе наносящие вред традиции игнорировались или вовсе отбрасывались (к примеру, запрет воевать в Шаббат был отброшен вскоре после основания города, так как мешал его выживанию). И само собой, карфагеняне, как и все прочие финикийцы, были умелыми торговцами, превосходя в этом всех своих современников. Также особое внимание среди карфагенских граждан уделялось генеалогиям – считалось важным знать всех своих предков от самого момента их поселения в Карфагене. Семейства, которые вели свои корни к первым поселенцам, пришедшим в Африку с Элиссой и Ацербусом, пользовались особым почетом и чаще избирались в Адиру (Сенат), чем другие.

Стоит также отметить, что во многом Карфаген перенимал эллинистический опыт. Так, собственно финикийская керамика была не очень популярна из-за своей громоздкости, и использовалась лишь для внутренних нужд, но со временем пунические ремесленники переняли греческий опыт и стали активно экспортировать свою продукцию этого типа во многие «варварские» страны вроде Галлии или Иберии. Выше уже приводился пример с древнегреческим алфавитом, который был заимствован Карфагеном в III столетии до н.э.

Примечания

1) Хотя более известно, что это ритуальное человеческое жертвоприношение, но у меня альтернатива – так что будет так.

2) Граница между ребенком и подростком.

3) Финикийцы пользовались еврейским календарем, в котором было по 12–13 месяцев в году.

4) Так сказано в источнике. Каким образом эта дата синхронизировалась с еврейским календарем, я не представляю.

5) Тут есть небольшие непонятки, ибо видел упоминания о том, что в Вавилоне, откуда финикийцы переняли Шаббат (как и евреи, кстати), этот праздник праздновался лишь раз в месяц, хотя другие источники говоря о праздновании в определенные числа месяца (7, 14, 19, 21 и 28).

6) Об этом будет рассказано в следующих статьях.

7) Т.е. Перворожденные есть Бхормаханат, но Бхормаханат не есть только Перворожденные.

8) Полноправные граждане Финикии именовали себя баалим.

9) Я очень не силен в чтении финикийского языка, потому не стал приводить прямо в статье названия карфагенских патрициев и плебеев. А назывались они ‘drnm и s’rnm, и насколько я могу судить, это звучит как «эдурнам» и «шиарнум». Какой вариант будет использоваться в дальнейшем (более привычный нам римский, или вероятно неверно произнесенный финикийский), я еще не решил.

10) Содержание Сидонского права неизвестно, однако происходило оно, вероятнее всего, от определения статуса выходцев из других финикийских колоний кроме Тира. По правам они уступали гражданам, хоть и незначительно.

11) «Переселенцы», аналог греческих метэков. Полное их название – hamiteyayshevim, и я лучше убьюсь об стенку, чем попытаюсь произнести это на русском в полном виде.

12) Все это имело место и в реальности, от себя касательно рабов я вроде ничего не добавлял (и даже убирал особо сомнительные моменты).

13) Вполне вероятно, что подобный процесс шел и в реальности, однако упоминаний об этом, помимо постепенной эллинизации карфагенской элиты, я не нашел.

14) Чего не было в Греции или Риме.

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Андрей's picture
Submitted by Андрей on Fri, 14/04/2017 - 18:08.

Уважаемый коллега, хвалить не буду, ибо как всегда превосходно и интересно, и что тут еще добавить? Но хотелось бы спросить у Вас пару вопросов:)))

Бхормаханат безусловно великолепен, но не даете ли Вы им очень много воли? Они принимают любого (т.е. противовесы аристократии их не сдерживают), они обладают властью (мало того, что светской, так еще и жреческой) они - закрытый клуб (т.к. воспитываются бок-о бок друг с другом) при том что правящая династия в этот клуб не входят. Честно говоря, предчувствую опасность того, что эта гвардия очень быстро обретет черты преторианской и будет менять царей по своему усмотрению.

Я бы понял, если бы так воспитывали воинов (но не правителей), я бы понял, если бы так воспитывали чиновников (но не воинов) но Вы же сложили религию, военную силу и светскую власть в один флакон!

Допускались браки как между рабами, так и между рабами и гамитами, а в отдельных случаях – и с бодами (при этом раб автоматически получал свободу и переходил в ранг своего супруга/супруги).

Как-то некошерно, на мой взгляд. Растил девку-рабыню лет до 13, холил, лелеял, а она - раз - и замуж, и все мои труды насмарку? Купил для своей мастерской втридорога раба-искусного мастера, а он, самка собаки, соседскую вдовушку охмурил и прощай мои денежки?

Уважаемый коллега, в каком-то ином обществе - почему бы  и нет, но у нас как будто Карфаген, там же купцы, ну против шерсти это купеческому сословию, ох, против шерсти... Одно дело Русь-матушка, там ежели собственной волей в закуп продался, то выкупиться можно, а дети твои свободны - они себя не продавали. Но тут-то все по другому совсем.

делали обрезание

НЕЕЕЕЕТ!!!!!!:)))))))

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Fri, 14/04/2017 - 19:13.

Бхормаханат безусловно великолепен, но не даете ли Вы им очень много воли? Они принимают любого (т.е. противовесы аристократии их не сдерживают), они обладают властью (мало того, что светской, так еще и жреческой) они - закрытый клуб (т.к. воспитываются бок-о бок друг с другом) при том что правящая династия в этот клуб не входят. Честно говоря, предчувствую опасность того, что эта гвардия очень быстро обретет черты преторианской и будет менять царей по своему усмотрению.

Правящая династия как раз в этот клуб входит напрямую. Дело в том, что царская власть у финикийцев, особенно в Тире, была тесно завязана на религию и жречество. Не просто так отправляя ежегодно десятую часть доходов храму Мелькарта в Тире, колонии фактически выплачивали дань своей метрополии в общем и царю в частности, а верховными жрецами этого храма чаще всего были представители правящей династии, которые признавались официально потомками богов, что имело куда больший вес, чем провозглашение себя богами римских императоров. Т.е. религия играла в финикийском и пуническом обществе очень важную роль, даже большую чем у римлян - хотя тяжело поверить, что торгаши могли быть еще и религиозными)) Потому вполне естественным выглядит вариант с перенесением части жреческих функций на царских гвардейцев, что я и сделал - но тут важно понимать, что жрец все равно останется в приоритете и выше по религиозной иерархии, ибо он жрец широкого профиля, а Перворожденные (воины Бхормаханата) - жрецы войны, если можно так сказать, хоть и могут "подработать на стороне". В конце концов, никто не станет работать в ущерб жреческой верхушке, ибо для царя она фактически является одной из важнейших опор наравне с гвардией в противостоянии с зажиточными олигархами. Аналогии Бхормаханата можно проводить не только с янычарами, но и с церковно-рыцарскими орденами Средневековья, когда в одном человеке часто совмещались и воинские, и жреческие (монашеские) функции. Тем более что я лишь развил тему, которая, похоже, имела место и в реальности - встречал упоминания про храмовых воинов в Карфагене, воспитывавшихся при храмовых казармах и служащих элитой армии государства. Впрочем, эти упоминания отрывочны, и не факт что правдивы.

Что же касается смены царей, то, конечно, дворцовые перевороты будут иметь место, однако лишь в исключительных случаях. На царский трон у пунийцев может претендовать только потомок богов, принадлежащий к трем основным династиям, а цареубийство считается тяжким преступлением именно с религиозной точки зрения. Для Бхормаханата свержение царя - это нечто из ряда вон выходящее, для этого кандидат на трон должен быть именно с религиозной точки зрения более подходящим претендентом на трон, чем текущий царь, что может быть лишь в случае с близкими родственниками (и то не факт). Вообще, именно эта заморочка с религией и стала причиной того, что у Карфагена были свои тираны, взявшие единоличную власть в руки силой оружия и удерживавшие ее на протяжении поколений, но у него не было царей кроме Элиссы - ведь Элисса не оставила детей, а значит и не было ни одного достойного претендента на царский трон.

Я бы понял, если бы так воспитывали воинов (но не правителей), я бы понял, если бы так воспитывали чиновников (но не воинов) но Вы же сложили религию, военную силу и светскую власть в один флакон!

Так и янычарский корпус (точнее, капыкулу) воспитывал не только воинов, но и администраторов. В сравнении с ними я лишь наложил жреческую функцию на Перворожденных, и то - повторюсь, это очень узкая специализация и скорее вспомогательная функция, чем основная. Храмы они не держат и в религиозной иерархии фактически не находятся. Ведь де-юре они рабы потомков самих богов, и выражают божественную волю (ну или как-то так). Причем замечу, что некоторая жреческая функция имеется лишь у гвардии - те, кто идет по административному пути, играют роль лишь администраторов, а "религиозники" если и попадают в храмы, то там и остаются. Т.е. гвардеец не может быть администратором или храмовым жрецом, как администратор не может быть гвардейцем или жрецом, а храмовый жрец не может быть гвардейцем или администратором. Даже две функции один воспитанник Бхормаханата выполнять не может, так что тут есть соединение в одном флаконе обучения кадров, но не самих кадров.

Как-то некошерно, на мой взгляд. Растил девку-рабыню лет до 13, холил, лелеял, а она - раз - и замуж, и все мои труды насмарку? Купил для своей мастерской втридорога раба-искусного мастера, а он, самка собаки, соседскую вдовушку охмурил и прощай мои денежки?

Э, нет, само собой такое может быть лишь с согласия хозяина. Т.е. к примеру такой вариант - у бода есть рабыня, он захотел на ней жениться, и по закону он имеет на то полное право, после чего бывшая рабыня становится полноправным членом общества, без всяких проблем. Как бы в обычном рабовладельческом обществе подобный ход событий маловероятен, если вообще не невозможен. К тому же я не придумывал этот момент - нечто подобное мною было высмотрено касательно карфагенских рабов уже не помню где (мол, раб имел право с согласия хозяина заключить брак со свободным, что делало его самого свободным человеком - как-то так). Это я еще опустил еще один пунктик из того же источника - все дети, рожденные рабами, рождались лично свободными. С одной стороны - да кто ж такое позволит, но были ссылки на какие-то источники, потому я обдумал сей момент - и все же решил его убрать, заменив на практику отпускать детей рабов на волю, в том числе по чисто практическим соображениям - ребенок рабов требует содержания, но не приносит пользы длительное время, являясь обузой для бюджета хозяина, потому избавиться от него (но не умерщвлять!) можно вот таким способом, отпустив на волю. При этом родители могут продолжать воспитывать ребенка, но содержать его будут за свой счет, а не за счет хозяина.

Уважаемый коллега, в каком-то ином обществе - почему бы  и нет, но у нас как будто Карфаген, там же купцы, ну против шерсти это купеческому сословию, ох, против шерсти... Одно дело Русь-матушка, там ежели собственной волей в закуп продался, то выкупиться можно, а дети твои свободны - они себя не продавали. Но тут-то все по другому совсем.

Коллега, важно понимать, что у каждого народа были свои особенности института рабства. Обычно подразумевается, что карфагеняне тиранили своих рабов похлеще римлян - однако я не встретил пока ни одного тому подтверждения, и видел много обратных свидетельств. Причем здесь проявляется именно характерная для карфагенян лютая практичность - зачем тиранить раба, если его жизнь и работоспособность - важный ресурс? Обеспечить ему достаточно хорошие условия жизни, и можно будет получать с него более высокую отдачу и меньше опасаться бунта (которые все равно случались, но не приобретали столь бедственные масштабы, как бунты рабов в Риме, хотя есть очень и очень ограниченные сведения про восстания рабов и в Карфагене, но это скорее уже уровень ОБС). И определенная доля личной свободы как раз входит в эти условия - почему это не использовать, если с этого можно получить профит? Серьезно, если без эмоций (да кто они такие, они моя собственность, фу!) - то такой подход является наиболее логичным и выгодным при рабовладении, и учитывая, что карфагеняне как раз были практичными людьми, то подобные условия содержания не представляются мне невозможными.

НЕЕЕЕЕТ!!!!!!:)))))))

А шо таки делать, если у семитов своя атмосфера?))

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Андрей's picture
Submitted by Андрей on Fri, 14/04/2017 - 23:36.

Правящая династия как раз в этот клуб входит напрямую.

Никак нет, уважаемый коллега. Поставьте себя на место рядового  Бхормаханата. Родителей не помнит, а если помнит, то смутно. Близкие ему люди - такие же дети как и он, те, с кем он воспитывался. Воспитание непростое, так что он чувствует себя кастой - вместе со своими друзьями. Он из тех, кто преодолел трудности.

Вы их как угодно воспитывайте, но очень скоро они будут чувствовать свою элитарность над теми, кто не прошел обучения в Бхормаханат. Ну вот дети царей, гадство, не проходили... А подготовка по высшему разряду подразумевает элементы вольнодумства (ну не сделать нормального чиновника-управителя даже небольшой области без определенной абстракции мышления - автомат, приказы выполняющий возможен, но если мы хотим чтобы он сам отдавал приказы - то...) В общем, вопрос, "а какого счастья этот лишенец своим прыщавым задом трон протирает?) возникнет очень быстро

Вообще, именно эта заморочка с религией и стала причиной того, что у Карфагена были свои тираны, взявшие единоличную власть в руки силой оружия и удерживавшие ее на протяжении поколений, но у него не было царей кроме Элиссы

Ну, будут тираны Бхормаханат:)

Так и янычарский корпус (точнее, капыкулу) воспитывал не только воинов, но и администраторов.

И как только начал выходить за пределы воинов (ЕМНИП 16 век) тут же стал турецкими преторианцами. Янычары ведь султанов то - того...

мол, раб имел право с согласия хозяина заключить брак со свободным, что делало его самого свободным человеком - как-то так

Дык, скорее всего за самую умеренную плату:))))))) То бишь наверняка аналог выкупа присутсвовал

Причем здесь проявляется именно характерная для карфагенян лютая практичность - зачем тиранить раба, если его жизнь и работоспособность - важный ресурс?

Таки я разве против?:))) Очень даже хорошие идеи, просто свобода раба через женитьбу в это как-то неважно вписывается. 

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Sat, 15/04/2017 - 00:07.

Вы их как угодно воспитывайте, но очень скоро они будут чувствовать свою элитарность над теми, кто не прошел обучения в Бхормаханат. Ну вот дети царей, гадство, не проходили...

Да как бы я собирался обучать детей царей в Бхормаханате как раз. С определенными поблажками, конечно, но все же именно так - царь, царевич должны быть "своими" для гвардии. Конечно, обученный в Бхормаханате член династии становится естественным кандидатом на трон... Но тут опять же религиозный момент - царскую кровь проливать ой как моветон, гореть в аду за такое, в самом паршивом месте, что при религиозности Бхормаханата уже уменьшает угрозу бунта. Т.е. если Бхормаханат и будет поддерживать "своих" кандидатов, то только из числа представителей правящей династии. Тут, собственно, и имеется лазейка - если обычному пунийцу убить царя моветон, то члену царской династии убить своего родственника грех куда меньшего масштаба, ибо он сам как бы по рангу в глазах богов не ниже. Этот момент я как раз думал использовать так или иначе, как и некоторые другие особенности уже не Бхормаханата, а культуры в целом. Но Элиссиды на троне обоснуются крепко - это точно, ибо потомки богов, а общество богов чтит. А то, как они буду укокошивать друг друга (и насколько часто) - это уже совершенно другой разговор, и вот в этом Бхормаханат как раз может и будет играть важную роль.

Ну, будут тираны Бхормаханат:)

Будут, вот только ничего хорошего из этого не получится, в том числе для Бхормаханата. Тем более сместить царя не убив его и установить собственную диктатуру в огромном городе, который чтит царя как потомка богов (если тот не полный полудурок, конечно) - дело, попахивающее самоубийством.

И как только начал выходить за пределы воинов (ЕМНИП 16 век) тут же стал турецкими преторианцами. Янычары ведь султанов то - того...

Опять же, религиозные особенности и нюансы воспитания - если член Бхормаханата и тойво какого-то царя, то за это его свои же потом тоже тойво, ибо моветон так делать. Без крови и смертей смещать царей - да, такое может быть, и даже надо будет устроить (история Карфагена до стычки с Римом не может обойтись без смуты), но опять же - тут тоже не все так просто.

Вообще, конечно, Бхормаханат будет играть свою негативную роль в истории Карфагена, но все же будет оставаться более или менее надежной опорой царей (по крайней мере, лучших из них). Хотя вы меня натолкнули на мысль, что численность его можно было бы и уменьшить, да и как бы изначально я не подразумевал, что администраторы в Карфагене будут только из Бхормаханата. Здесь важно создать именно школу, саму подобную практику, дабы административный аппарата стал достаточно развитым и способным, а дальше можно будет привлекать и сторонних людей, не обучавшихся в Бхормаханате. В принципе, со временем можно и вовсе отделить обучение администраторов от воинов, уменьшив влияние Бхормаханата. Здесь важно найти баланс между относительно надежной опорой царя в государстве и потенциальным источником смут, при этом сохранив элитарность собственно воинской части Бхормаханата. Ну а то, что гвардия во времена политической нестабильности будет решать - это мы с вами по середине XVIII века в России знаем)) И тут не важно, элитное воспитание у гвардейцев, или это просто избранные аристократы.

Таки я разве против?:))) Очень даже хорошие идеи, просто свобода раба через женитьбу в это как-то неважно вписывается. 

Женитьбу с согласия хозяина. Это как бы важное уточнение. Хотя вопрос то получается мутным, если подумать - формулировка действительно не очень. Надо будет поискать, где я это вычитал, и перечитать заново - может, неверно понял.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Андрей's picture
Submitted by Андрей on Sat, 15/04/2017 - 12:19.

Да как бы я собирался обучать детей царей в Бхормаханате как раз.

Ааааа, так вот оно что... Тогда другое дело. Т.е. что случилось бы в жизни - тут возможны варианты, но для книги - самое оно, потому что если царь тоже оттедова, то он будет членом клуба, иметь друзей  и, соответственно, разумно вести политику назначений. Т.е. не берусь судить, как оно повернулось бы в РИ, но вариант "и жили они долго и счастливо" в АИ вполне применим. Спасибо за ответ!

Женитьбу с согласия хозяина.

Ааааа, так вот где собака порылась!:))))) Ну тогда конечно:)))) Согласие хозяина, оно ведь того... может недешево встать. Как говорится "Спасибо - это много, 100 рублей в самый раз"

И еще раз - спасибо за разъяснения. Теперь усе понятно, шеф!

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Sat, 15/04/2017 - 13:11.

Ааааа, так вот оно что... Тогда другое дело. Т.е. что случилось бы в жизни - тут возможны варианты, но для книги - самое оно, потому что если царь тоже оттедова, то он будет членом клуба, иметь друзей  и, соответственно, разумно вести политику назначений.

Ну, как бы Бхормаханат изначально задумывался и частично как школа элиты, просто в процессе изменений этот момент как-то "уплыл", да и храмовые школы должны были существовать вне самой структуры "Армии первенцев". Тут как бы обычная для меня проблема - сказать хочу много, а при выражении этого в словах белых пятен получается куча, много недосказанного. Ну и особая проблема с конкретно этой статьей - тезисно записывал все, что смог вспомнить и вычитать конкретно за ноутбуком, а потом уже развертывал это все в статью, причем в таком состоянии, что я откровенно удивлен отсутствию комментариев из разряда "я ничего не понял!"))

Ааааа, так вот где собака порылась!:))))) Ну тогда конечно:)))) Согласие хозяина, оно ведь того... может недешево встать. Как говорится "Спасибо - это много, 100 рублей в самый раз"

Да тут скорее лазейка для желающих заключить брак с рабом (да хоть и своим) - т.е., теоретическая возможность, разрешено по закону. А что там на практике, как оно работает (или не работает) - уже такое дело...

И еще раз - спасибо за разъяснения. Теперь усе понятно, шеф!

И вам спасибо за то, что натолкнули на пару интересных идей по поводу событий для "насыщения" 3-й исторической главы по альтернативе. Хотя до нее добраться еще надо - я опять на "Орлов Отечества" хищно смотрю, надо и броненосцы опубликовать (они ж готовы 100500 лет уже!), и что-то на тему современного флота намалевать по-серьезному вдруг захотелось, да и вообще - я ж просто перерыв с той глобально-технической альтернативой сделал...

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Fri, 14/04/2017 - 20:26.

Коллега, так у римлян в разное время - разное отношение к рабам. В раннем Риме они почти члены семьи с некоторым поражением в правах. В более позднем угнетение усиливается, но со временем появляется целый класс вольноотпущеников (значит выгодно?). Не помню кто из великих написал целое наставление по отношениям к рабам. Что-то вроде: - относись к своим рабам гуманно как хотел бы чтобы твой хозяин относился к тебе. У тебя нет хозяина? Ты еще молод, глядишь и будет.

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Fri, 14/04/2017 - 20:36.

Это мне знакомо, коллега. Брал я некую усредненную римскую модель рабства (хотя само по себе это "усреднение" ущербно по сути) времен наибольшего расцвета Рима, когда он гонял своих врагов и активно расширял свои границы - а как мне помнится, именно в это время эксплуатация рабов достигла наибольшей степени угнетения. Кстати, такое происходило в том числе и потому, что рабов было очень много, и цена их была относительно низкой - потому и позволяли себе разбрасываться этим ресурсом римляне. Карфаген же активных завоевательных войн не вел, рабов предпочитал закупать у гарамантов (а те набирали их из числа жителей экваториальной Африки), что численно выходило заметно меньше, и потому ценность этого ресурса была выше, чем в Риме указанного периода. Да и опять же - пуническая практичность не могла не сказаться на карфагенском рабстве. Хотя я и не спорю, что в зависимости от времени и места рабам других государств могло житься как минимум не хуже, а в самом Карфагене могли встречаться рабовладельцы, относящиеся к своему "имуществу" с жестокостью и особым цинизмом.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Гончаров Артем's picture
Submitted by Гончаров Артем on Fri, 14/04/2017 - 17:01.

Ещё немножко придиразма: почему на вооружении воинов Карфагена так часто изображена звезда Македонии?

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Fri, 14/04/2017 - 17:18.

Где-то видел объяснение на эту тему, но уже, увы, позабыл суть и источник, ибо искал тогда совершенно другое (иллюстрации по карфагенской армии). Вдобавок, надо понимать разницу между Вергинской 16-конечной звездой Аргеадов с ее характерной формой и прочими звездами - а в случае с Карфагеном чаще всего используются или 8-конечные звезды (прямо таки хаоситы из Вахи!), или в редчайших случаях - 16-конечные иной формы (впрочем, эти частные случаи мне встречались столь редко и в ненадежных источниках, что можно списать на авторский произвол при рисовании).

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Fri, 14/04/2017 - 09:13.

yes!!!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 12/04/2017 - 20:44.

Уважаемый коллега Артур Праэтор,

Прочитал с интересом +++++++++++++++!!! Я тут обратил внимание на архитектуру. Внимательно рассматривал мавзолей Атебана в Дугге, никак не мог понять, что он мне напоминает. Вспомнил. Готские архитектурные памятники, в Испании, времен вестготского Толедского королевства (580-700гг. н.э.) Было бы интересно проследить связь между Карфагеном и готами.

                                                   С уважением Андрей Толстой

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on ср, 12/04/2017 - 20:55.

Прочитал с интересом +++++++++++++++!!!

Спасибо, коллега.

Я тут обратил внимание на архитектуру. Внимательно рассматривал мавзолей Атебана в Дугге, никак не мог понять, что он мне напоминает. Вспомнил. Готские архитектурные памятники, в Испании, времен вестготского Толедского королевства (580-700гг. н.э.) Было бы интересно проследить связь между Карфагеном и готами.

Возможно, прямой связи и нет как таковой, а вот косвенная - запросто: Майлз указывал, что пуническая архитектура по сути гармонично объединяла в себе восточные, греческие и египетские элементы архитектурного стиля. Вполне может быть, что в Испании сложился подобный синкретический стиль независимо от Карфагена. Или же недолгое пуническое господство наложило свой отпечаток на местных - причем такой, что века римского владычества не смыли его.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

byakin's picture
Submitted by byakin on ср, 12/04/2017 - 19:20.

очень интересно, уважаемый коллега, но есть один вопрос относительно царской власти.

у вас как в греческих полисах и в риме царская власть будет упразднена или же сохранится?

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»; МОДЕРАТОР

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on ср, 12/04/2017 - 20:10.

очень интересно, уважаемый коллега

Большое спасибо!

у вас как в греческих полисах и в риме царская власть будет упразднена или же сохранится?

Царская власть сохранится, с опорой на религиозную верхушку и Перворожденных - иначе царей постепенно ограничили бы во власти и "убрали". Встречал тут на днях информацию, что в том же Тире существовало хрупкое равновесие между олигархатом и царем, причем олигархат отжимал себе все больше и больше власти, а в Карфагене Элисса и вовсе оказалась чуть ли не заложницей своих "помощников", которые не хотели делиться властью - что предопределило судьбу монархии в городе.

тогда возникает другой вопрос: будет ли это одна династия потомков мелькарта, или же (с учетом "милого" обычая кровосмесительных браков и вырождения) этих династий будет несколько?

Династия Элиссидов в Карфагене будет смешанная, Элисса как представительница династии Мелькартидов и Ацербус как представитель династии Мельхиоридов (потомки царей Атлантиды, вторая царская династия Тира с определенного момента) дадут совместное потомство, ну а дальше те будут как-то выживать, с опорой на жрецов и Бхормаханат. Что же касается кровосмешения, то эта традиция изначально будет иметь свои нюансы (про наложниц я указал), а со временем и вовсе окончательно отомрет.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on ср, 12/04/2017 - 19:32.

Вроде бы коллега уже указывал в предыдущих материалах, что царская власть у него сохранится.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

byakin's picture
Submitted by byakin on ср, 12/04/2017 - 19:38.

Вроде бы коллега уже указывал в предыдущих материалах, что царская власть у него сохранится.

тогда возникает другой вопрос: будет ли это одна династия потомков мелькарта, или же (с учетом "милого" обычая кровосмесительных браков и вырождения) этих династий будет несколько?

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»; МОДЕРАТОР

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on ср, 12/04/2017 - 19:01.

++++++++++++ yes

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

NF's picture
Submitted by NF on ср, 12/04/2017 - 17:20.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.