Quarthadast. Карфаген и его боги

Апр 9 2017
+
17
-

Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я начинаю публиковать свою большую (как минимум по задумкам) альтернативу касательно античного Карфагенского государства. Начну я издалека, ибо понять те или иные моменты исторической части альтернативы будет сложно без описания кое-каких моментов, а именно – религии и культуры. Эта статья будет касаться именно религии, причем альтернативной – так как по некоторым причинам я решил не придерживаться реального канона, ибо его попросту не было.

Вступление

Я уже не единожды упоминал, что с богами Карфагена не все в порядке. Точнее, с ними не понятно вообще ничего. Причин тому хватает – к примеру, западносемитский языческий пантеон был не более или менее единым для всех народов, а отличался в каждом городе-государстве. Свой пантеон был в Угарите, Сидон и Тир также имели своих богов. Причем отличалось не только разделение на основных и второстепенных, а и сами боги – их функции, имена. Один бог мог со временем преобразоваться в другого, а затем и в третьего, или вернуться к изначальным функциям. Самая сложная, но характерная ситуация получается с Астартой, которая является одним из ликов Анат, а затем и Танит – т.е. фактически это одна и та же богиня, но в разных местах и в разное время они отличались по функциям. Сама Астарта была заимствовала у шумеров. Кстати, о заимствовании богов – греческие боги также пользовались спросом финикийцев, а затем и пунийцев – в Карфагене на момент его гибели имелись храмы Юноны и Аполлона (хотя так пунических богов могли называть греки и римляне, а на самом деле там были, к примеру, Астарта и Решеф). В результате получается настоящая каша.

Потому я решил создать свой пантеон для альтернативного Карфагена. Он во многом будет основываться на тех особенностях финикийской религии, которые мне удалось понять, однако все элементы будут систематизированы и приведены в порядок. То же коснется и мифологии. В процессе систематизации также будут добавлены новые элементы – обычаи, мифы и даже боги. Будет присутствовать и некий фэнтезийный элемент (в конце концов, мы же о мифологии речь ведем), а именно – легенда об Атлантиде будет доведена до статуса факта, а выжившие после ее гибели собственно и обусловят некое отклонение от реальной истории. Кто хочет, может считать этих выживших попаданцами – в любом случае, не они станут главными героями всей альтернативы [1], но их дети, внуки и прочие потомки, которые вместе с торговцами-финикийцами создадут некий уникальный сплав, позволяющий истории идти по отличимому от реальности пути. Впрочем, это все же фэнтезийный элемент, и потому в определенном смысле планка качества этой альтернативы уже подразумевается не самой высокой.

Акцентирую внимание на том, что весь указанный ниже текст – это именно альтернатива, а не описание реальной религии Карфагена. Реальность, увы, столь раздражающе неопределенна в этом месте, что я лучше пока воздержусь от попытки ее охвата. К тому же существуют серьезные проблемы с графическим материалом на эту тему – про греко-римский пантеон у нас валом всего, включая скульптуру, картины и прочее, также кучу всего можно найти по египетским богам, но вот по западносемитским божествам информации удручающе мало (да и не только графической).

Также замечу, что вся эта история пишется для создания жесткой основы, которая будет использована мною для написания книги на эту тему. По крайней мере, таков план – вероятность того, что я что-то таки напишу, пока что чуть больше нуля, но надежда умирает последней….

Чуть не забыл! Большой альтернативе – запоминающееся, но лаконичное название. Первым делом в голову приходит всякая попса вроде «Карфаген не должен быть разрушен» или «Пунический мир», но тут я с выбором долго не тянул – вариант приглянулся очень быстро, и мне он чертовски нравится. Называться будет вся альтернатива оригинальным названием Карфагена, которое на финикийским звучит как Quarthadast. Такое ни с чем не спутаешь! Да и тег на сайте еще не был использован, что тоже немаловажно. В общем, понеслась….

Краткая история

Храм Баала работы некоего LordGood. Слева от него - еще один пунический храм.

История богов Карфагена начинается на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., вместе с возникновением древних ханаанских языческих верований на территории Палестины и Сирии, а главное – в Финикии. Точный и полный список всех богов составить не представляется возможным – в течении столетий ханаанский пантеон постоянно менялся, старые боги забывались, а новые, в том числе заимствованные у соседей, появлялись вновь. Ярким примером тому может служить бог земледелия и плодородия Дагон, который впервые упоминается еще в аккадских документах в XXIII столетии до н.э. К X веку до н.э. про него успели забыть, а его функции на себя взяли другие боги и богини. При этом на протяжении всей истории этой религии отсутствовал какой-то единый канон – в разных городах и регионах какие-то общие боги дополнялись собственно местными, их функции смешивались, и если в одном городе Астарта могла быть обычной богиней плодородия, то в другом она становилась неистовой покровительницей войны и разрушений.

Верования финикийцев во многом подпитывались извне. Так, одним из самых главных источников заимствования богов в древности стало Междуречье (именно оттуда пришел Дагон), откуда в Финикию пришла богиня Астарта (Иштар). Другим источником чуть позднее послужили древние евреи – именно благодаря их влиянию в Финикию пришли верховные боги Элохим и Ашера, которые хоть и считались «отошедшими от дел», однако все же признавались «своими» и главенствующими сущностями. Но самым главным «донором» стала далекая Атлантида. Контакты с ней финикийские мореходы установили еще в XV веке до н.э. Известно, что Атлантида являлась островным государством к западу от Геркулесовых столбов, и ее климат, богатые недра и плодородные земли представляли собой рай для людей. Атланты достигли значительных высот в мореходстве, и после установления связей с финикийцами быстро наладили с ними торговлю. Шел и активный культурный обмен – в Финикии начал утверждаться культ бога Мельхиора, а его женой [2] стала финикийская Астарта. В Атлантиде имелся и свой богатый пантеон богов, однако о нем практически ничего неизвестно – сохранились упоминания лишь о тех богах, которые прижились в Финикии, а также теории о том, что черты многих из них позднее были приписаны западносемитским божествам Карфагенского пантеона. Примерно в XII веке до н.э. Атлантиду постигло несчастье – после серии извержений вулканов большинство островов ушли под воду, унеся за собой практически всю цивилизацию атлантов. Выжила лишь небольшая часть во главе с царицей Дидоной Мельхиорид [3], которая отправилась в дружественную Финикию и нашла убежище в Тире. Вместе с ней там обосновались немногочисленные беженцы и культы некоторых атлантических богов – Мельхиора, Эгии и Элии, Мельтора и синкретической Астарты. Часть беженцев основала небольшой городок Цитадель в Северной Африке, который также получил финикийское название Бирту, или Бирса. Тем не менее, этот анклав атлантов проживал с большими затруднениями – несмотря на выгодное расположение поселения, постоянные набеги местных племен нумидийцев не позволяли надежно закрепиться в регионе. В Тире же Мельхиориды, будучи потомками богов, стали соправителями царей Тира, которые были потомками другого бога – Мелькарта. При этом один из членов династии постоянно занимал должность верховного жреца храма Мельхиора, построенного вскоре после Падения и Исхода [4].

Последним этапом формирования пунического пантеона богов стали конфликты между царями и жрецами в X–IX веках до н.э. [5], в результате которой все боги наконец-то были систематизированы, и был создан упорядоченный канон мифологии, объединяющий атлантических и финикийских богов в одну единую общность. Это вызвало раскол между традиционной и реформистской частью как жрецов, так и населения города. К тому моменту, как завершился конфликт между царем Пигмалионом и его дядей Сихеем, уже сформировалась достаточно многочисленная группа диссидентов во главе с Ацербусом Мельхиоридом, которая по традициям Тира должна была отправиться в изгнание и основать новую колонию. Именно с началом истории Карфагена и связано начало истории пунического пантеона богов, стоящего обособленно от западносемитских языческих верований.

Карфагенский пантеон

Знак Танит. Служил символом Карфагена почти с самого его основания.

В пантеон Карфагена входил 21 бог. Все они отличались рангом, полом и покровительствовали разным силам. Кроме того, все они приходились друг другу родственниками. В обиходе вместо имен богов чаще всего использовались их прозвища (эпитеты), так как называть богов по именам считалось чем-то грубым и некорректным. Собственно в скобках будут указаны эти самые прозвища всех богов. Поколения богов разделены на три ранга – верховные, старшие (прямые дети верховных) и младшие (дети старших).

Еще одной особенностью карфагенских богов является их «многофункциональность». Так, официальным покровителем войны является Мельтор, однако не меньшую роль в этом плане играет Анат. Та же Анат фактически совмещает функции богини любви, плодородия и домашнего очага с Танит и Элией; при этом она же сохраняет за собой покровительство разрушениям, хотя «официально» это удел Решефа.

Генеалогическое древо богов Карфагена

Элохим (Отец) – верховный бог и создатель мира, правит собственным царством на небесах. Отец всех старших богов. Несмотря на то, что он – самый сильный и влиятельный из всех богов, ему практически не поклонялись и не молились в Карфагене (даже храм ему как таковой отсутствовал, лишь в Кэлшелиме – храме всех богов – имелась его статуя), так как после создания мира людей он отошел от дел, оставив править вместо себя своих детей, и не имеет никакого влияния на происходящее. Также считалось, что в царство Элохима после смерти отправляются души умерших младенцев, похороненных в Тофете, а также души героев, мучеников и прочих достойных людей. Фактически единственный настоящий бог карфагенского пантеона, за исключением Ашеры – все остальные являются лишь его потомками и посланниками, уступая ему в силе.

Ашера (Мать) – верховная богиня, жена Элохима и мать всех старших богов. Если Элохим отвечал за создание мира как такового, но Ашера дала ему все живое – животных, птиц и людей. Так же, как и Элохим, официально не почиталась карфагенянами и упоминалась лишь вскользь, так как находится в царстве Элохима, которое мало связано с царством людей.

Так можно себе представить Танит.

Танит (Госпожа) – старшая богиня луны и плодородия, жена Баала, главная покровительница Карфагена. По популярности превосходит всех богов, включая своего мужа. Также покровительствует храбрым воинам, власти и любви. Особую популярность приобрела после смерти Элиссы Дидоны и провозглашения ее реальным воплощением Танит. Несмотря на общую миролюбивость, считалась также и воительницей, хоть и уступала в этом Мельтору и Анат. Отождествляется с греческой богиней Герой в некоторых пунических и греческих городах.

Баал (Господин) – старший бог солнца, грома и молний, муж Танит, покровитель Карфагена и всего мира людей. Самый сильный из всех богов за исключением Элохима и, возможно, Мельхиора. В начале своего царствования стал участником войны с Ямоном за власть. Был убит в результате заговора Мотона, однако его воскресили Анат и Шапаш, вытащив его душу из загробного мира. Карает грешников ударами молний, а также дарует людям дождь. Отождествляется с греческим богом Зевсом.

Баал-Хаммон собственной персоной.

Анат (Девица) – старшая богиня любви и красоты, несостоявшаяся жена Мотона и любовница Баала. Одна из самых ярких и разносторонних богинь всего карфагенского пантеона. Ведет развратную жизнь с братом и простыми смертными, оставаясь при этом девственницей. Покровительствует также войне, плодородию, охоте и разрушениям. Непредсказуема, воинственна и жестока. В битвах превосходит многих богов. Стала причиной ссоры Баала и Мотона, отказавшись становиться женой последнего и выбрав вместо него бога солнца. После смерти Баала вместе со своей подругой Шапаш проникла в царство мертвых, изранила Мотона и воскресила своего возлюбленного, похитив его душу из царства мертвых. После любовных утех со смертными часто производит на свет экстраординарных детей – к их числу приписывают многих героев Карфагена. Отождествляется с греческой богиней Афиной.

Мотон (Смерть) – старший бог смерти и правитель своего собственного царства мертвых, куда отправляются те, кто не заслужил путь в царство Элохима. Из-за предательства Анат стал единственным старшим богом без пары и детей, после чего превратился в изгоя и ненавистника всего живого. Ослаблен после того, как его изранила Анат во время спасения души Баала, однако исцелен Эшмуном. Погубил царство Мельхиора, из-за чего Спаситель стал его непримиримым врагом. Отождествляется с греческим богом Аидом.

Вообще это статуя Афродиты, но раз она отождествляется с Шапаш, то почему бы и не сказать, что это Шапаш? В конце концов, в античности греки и пунийцы частенько "развлекались", переставляя статуи из храмов в захваченных городах в свои. Так статуя Зевса могла оказаться в храме Баала, а статуя Астарты – в храме Венеры.

Шапаш (Небо) – старшая богиня неба, жена Ямона и близкая подруга Анат. Также участвует в войнах, однако не испытывает к ним особой тяги. Помимо этого, выступает покровительницей красоты. Обладает даром предвиденья, благодаря чему помогла Анат найти душу Баала в царстве Мотона. В целом спокойная, однако подвержена вспышкам гнева. Близка к своему брату Баалу, однако не вступала с ним в интимные связи, оставаясь верной своему мужу Ямону. Также способствовала примирению Баала и Ямона после их конфликта. Отождествляется с греческой богиней Афродитой.

Ямон (Море) – старший бог моря и морской стихии. После создания мира людей пытался захватить власть над ним и провозгласить себя верховным богом, однако был побежден Баалом. В ходе их борьбы погиб Левиафан – чудовище, личное творение Ямона. После своего поражения какое-то время конфликтовал с Баалом, однако после подвигов Мелькарта и благодаря содействию своей жены Шапаш помирился с Баалом. Любит посылать испытания морякам в виде бурь. Отождествляется с греческим богом Посейдоном.

Мельхиор (Спаситель) – старший бог жизни и мудрости, муж Астарты. Также покровительствует воинам и странникам. При создании мира людей получил свое личное островное царство и не участвовал в конфликте Баала и Ямона, после которого признал верховное положение Баала. Со временем у него начался конфликт с Мотоном, который попытался отобрать у него жену Астарту, в результате которого Мотон был побежден, а его легион безымянных демонов был уничтожен Мельхиором. Тем не менее, Мотону удалось погубить царство своего брата, разрушив его и утащив под воду, и лишь немногие из его жителей спаслись благодаря вмешательству своего царя-бога, за что он и был прозван Спасителем. Стал отцом нескольких человеческих детей, старший из которых, названный в честь отца, стал основателем династии царей-жрецов, которая позднее, объединившись с представительницей династии Тира, положит начало династии Элиссидов, царей Карфагена. Один из самых уважаемых богов Карфагена.

Астарта (Судьба) – старшая богиня надежды, справедливости и мести, жена Мельхиора. Также покровительствует воинам, правде и сильным женщинам. Воинственна, хотя по силе и уступает Анат. Стала причиной войны Мотона с Мельхиором, была похищена первым, однако вскоре освобождена своим мужем. Часто отождествляется с греческой богиней Фетидой, хотя имеет с ней мало общего.

Мелькарт (Странник) – младший бог, сын Баала и Танит. Покровитель мореплавания, странствий и торговли. После рождения был утерян, воспитан простыми смертными. Совершил много подвигов, прославился как защитник людей. Стал основателем царской династии Тира. Когда его человеческое тело достигло старости, добровольно взошел на костер и окончательно принял свою божественность в форме дыма. Один из самых почитаемых богов Карфагена. Отождествляется с греческим полубогом Гераклом.

Эшмун (Целитель) – младший бог, сын Баала и Танит. Покровитель целительства и жизни. Не выбирает ничью сторону и лечит всех, кого встречает – таким образом, им был излечен Мотон после битвы с Анат, и Мельтор после битвы с Решефом. Иногда разочаровывается в людях, и тогда насылает на них эпидемии в качестве испытания. Соблюдает обет безбрачия, и потому не имеет смертных детей.

Цидон (Охотник) – младший бог, сын Баала и Танит. Покровитель охоты, лесов и животных. Славится своим пристрастием к молодым девушкам, однако ни разу не зачинал детей. Дружит с Анат, часто помогает ей в ее сражениях. Почитается также как покровитель меткой стрельбы и боевых животных.

Талай (Росная) – младшая богиня воды и божественного света, дочь Баала и Анат. Является полной противоположностью своей матери, отличаясь тихим нравом и спокойным поведением. «Унаследовала» от матери также вечную девственность, но не ведет столь распутный образ жизни. Возлюбленная Мельтора. Однажды была похищена Решефом, который попытался сделать ее своей женой, однако была освобождена Мельтором, после чего с разрешения Баала навсегда осталась с ним.

Шалем (Рассвет) – младший бог утренней зари и ветра, сын Баала и Анат, брат-близнец Шахара. Бодрствует днем и спит ночью. Насылает бури на суше и может вызвать дождь.

Шахар (Закат) – младший бог вечерней зари и удачи, сын Баала и Анат, брат-близнец Шалема. Бодрствует ночью и спит днем. Также считается покровителем азартных игроков.

Решеф (Разрушитель) – младший бог разрушения и огня, сын Ямона и Шапаш. Непредсказуем и жесток, часто поддерживает безудержную войну до последнего. Конфликтует с Мельтором из-за Талай и с Анат, пытаясь превзойти ее по воинским навыкам. Считается «плохим» богом наряду с Мотоном, однако ему также приносятся жертвы для предотвращения пожаров и землетрясений.

Котар (Мастер) – младший бог ремесла и кузнечного дела, сын Ямона и Шапаш. Один из самых сильных богов физически, однако миролюбив и не ввязывается в конфликты. Также является покровителем строителей. Влюблен в Элию. Ковал оружие и доспехи всем богам, включая своего деда Элохима. В начале конфликта Баала с Мотоном был спровоцирован последним и убил Баала, после его воскрешения покаялся и был прощен. Отождествляется с греческим богом Гефестом.

Мельтор (Воитель) – младший бог войны, воинской славы, храбрости и победы, сын Мельхиора и Астарты. Влюблен в Талай, сражался за нее с Решефом. Играл важную роль во время войны своего отца Мельхиора с Мотоном. Не самый сильный воин, однако грамотный стратег и тактик, способный за счет своего ума победить в заведомо проигрышной ситуации. Из-за этого считается также покровителем мудрости и различных наук. Также Мельтор, как и его отец, проявляет высокую стойкость и выдержку даже по меркам богов. Считается первым Перворожденным [6].

Эгия (Забавница) – младшая богиня искусства и веселья, дочь Мельхиора и Астарты, сестра-близнец Элии. Веселая и распутная, часто предается любви со смертными мужами и женщинами. Также покровительница виноделия. Некоторыми отождествляется с греческим богом Дионисием, при этом утверждается, что Эгия – мужчина. Сами карфагеняне относятся к такой точке зрения с легкой ненавистью.

Элия (Берегиня) – младшая богиня домашнего очага и семейного благополучия, дочь Мельхиора и Астарты, сестра-близнец Эгии. Влюблена в Котара. Тихая и скромная, как и любая жена-хранительница. Отождествляется с греческой богиней Гестией.

Мифология

Примерно так можно себе представить гибель Атлантиды

Сотворение царства Элохима. Изначально существовала лишь одна не знающая времени пустота, холодная и равнодушная. Но так должно было случиться, что в ней появились первые чувства и отрывочные мысли, которые сталкивались и разлетались в хаотичном порядке, пока, наконец, не собрались воедино. Но сила противоречий между ними была столь сильна, что эта единая совокупность разделилась на две части, и постепенно из них вышли два бога – Элохим и Ашера, являющие собой разделенное одно целое. Сила их была столь велика, что ради собственной прихоти они начали собирать из ничего целый мир, с землей, горами и лесами. Последним, что сотворили Элохим и Ашера, был их дворец [7], в котором они и начали управлять вновь созданным миром.

Сотворение мира людей. Жизнь вдвоем для Элохима и Ашеры казалась скучной, и потому они, полные любви друг к другу, завели детей – четырех сыновей, и четырех дочерей. Однако те быстро росли, и вскоре сами потребовали собственные дворцы и царства для правления. Не желая обижать своих детей или конфликтовать с ними, Элохим поставил им условия – каждый брат возьмет себе в жены сестру и будет править своим собственным царством, не подчиняясь никому, в новом мире, который он создаст. Ямон поставил условие, что этот новый мир не должен будет подчиняться Элохиму, и тот согласился. В результате Элохим и Ашера создали новый мир для своих детей, а также сотворили людей, дабы те подчинялись воле своих господ. Дабы верховным богам не было скучно в своем царстве, Элохим даровал право самым лучшим из них после смерти попадать в его владения, где они обретали бессмертие и безбедное существование до самого конца времени. Те же, кто не заслужил такого права, после смерти отправлялись в подземное царство Мотона, который должен был взять в жены Анат. Баал получил земное царство в свое правление, взяв в жены Танит; Мельхиор попросил отца создать островное царство вдали от остальных и взял в жены Астарту. Ямону же вместе с Шапаш досталось морское царство. Как только создание мира завершилось и дети отбыли править им, Элохим и Ашера прекратили вмешиваться в их судьбу, лишь наблюдая и отбирая праведников и героев для своего божественного мира.

Борьба Баала с Ямоном. Как только старшие боги прибыли в свой мир, они тут же приступили к постройке дворцов. Первым свой дворец завершил Ямон, после чего объявил, что раз так – то его теперь следует считать верховным богом всего этого мира, а остальные его братья и сестры должны ему подчиниться. Мельхиор проигнорировал его слова, а Мотон поспешил принести клятву верности – но Баал напрямую выразил несогласие. Чтобы не дать разрушить свой дворец, Ямон создал чудовище Левиафана, которое всюду следовало за ним. Когда Баал собрался с силами, то на побережье произошла великая битва между ним и Ямоном с его чудищем. Левиафан был убит, а Ямон тяжело ранен. После долгих раздумий о том, что же делать со своим братом, Баал решил вернуть все к тому, как и было в начале, по указке отца – все четыре брата были равными друг другу, включая уязвленного Ямона. Столь милосердное отношение со стороны повелителя, а также содействие Шапаш в будущем позволили примириться двум братьям и забыть старый конфликт.

Борьба Баала с Мотоном. Мотон был самым тихим и спокойным из всех старших богов, однако в жены себе он выбрал абсолютную свою противоположность – агрессивную и вспыльчивую Анат. Они плохо ладили, часто ссорясь и даже устраивая драки, в которых Анат оказывалась победительницей. В конце концов, Анат ушла от него к Баалу, которого страстно любила. Мотону это сильно не понравилось, и он потребовал у брата, чтобы тот вернул ее ему. Баал ответил, что не ему решать, с кем быть Анат, а лишь ей одной. Это необычайно разозлило Мотона, и он загорелся идеей мести. Понимая, что ему никак не справиться с Баалом одному, он решил натравить на него племянника Котара – единственного из богов, кто был сильнее самого Баала. Подмешав слабый яд в кубок Котару во время застолья в дворце Баала, Мотон заставил молодого бога думать, что Баал хочет его убить, и не контролируя собственного гнева, Котар убил Баала, а его душу тут же похитил и забрал в свое царство Мотон. Узнав об этом, Анат без промедления бросилась к своей подруге-провидице Шапаш, которая узнала, где находится душа Баала, и вместе они отправились за ней. Для того, чтобы освободить душу Баала, ей пришлось сразиться с Мотоном, которого она изранила и сказала, что если тот еще раз попытается убить Баала, то Мотон умрет. Подняв душу Баала наверх, Анат вернула ее в тело своего возлюбленного, воскресив его. Тот быстро простил Котара, который был лишь марионеткой, и все вернулось на круги своя. Анат стала любовницей Баала и фактически его второй женой, а Мотон превратился в озлобленного и мрачного бога, лишенного жены и детей.

Подвиги Мелькарта. Мелькарт, будучи еще младенцем, был утерян своими родителями и выращивался простыми смертными. Будучи сыном богов, он отличался от обычных людей силой, выносливостью и умом, и как только он повзрослел, то отправился странствовать по миру в поисках ответа на вопрос – кто он такой? В конце концов он достиг края земли, где ему во сне пришел его отец Баал, который рассказал о том, кто он такой, и что для возвращения своей божественности ему требуется совершить великие подвиги. По их завершении ему было предложено вознестись во дворец отца, однако вместо этого Мелькарт попросил побыть еще среди людей, дабы помочь им лучше обосноваться в этом жестоком мире. Полюбившаяся ему женщина Гиальда позднее родила ему сына Итобаала, который стал первым царем города Тира. Постарев, Мелькарт почувствовал скорую смерть своего физического тела, и попросил жителей города сложить для него погребальный костер, в который он сам и взошел. Тогда же он окончательно принял свою божественность, развеявшись вместе с дымом, и заслужив огромное уважение как смертных, так и богов – не было среди младших богов более почитаемой личности, чем он.

Статуэтка Танит, резьба по слоновой кости. Очень даже симпатично, и выглядит лучше, чем большинство сохранившихся до нашего времени финикийско-пунических статуй. Впрочем, как я уже говорил, иногда отличить греко-римскую скульптуру от финикийско-пунической крайне сложно.

Борьба Мотона с Мельхиором. Мотон, оправившийся от ран, был полон гнева на своих братьев и вознамерился найти себе новую жену, и выбор его пал на Астарту, которая была замужем за Мельхиором. Сам Мельхиор к тому времени мало проявил себя, предпочитая мудро править и направлять людей из своего царства, и потому казался абсолютно не воинственным и слабым, не способным отстоять в бою свои интересы. Пользуясь внезапностью, Мотон похитил Астарту и забрал ее в свой подземный мир. Мельхиор, узнав об этом, сохранил хладнокровие и пошел вызволять свою сестру из плена. Мотон любыми способами пытался остановить его, однако Мельхиор внезапно проявил себя умным и воинственным богом, справляясь с препятствиями или обходя их со свойственным ему смекалкой и стоицизмом. В конце концов, он явился во дворец Мотона, разрушил его часть, освободил Астарту и отбыл обратно в свое царство. Мотон был разгневан и решил отомстить брату за разрушение и позор, лишив его царства. Одарив силой души умерших людей, которые попали в его царство, он отправил их в Атлантиду, которой правил Мельхиор. Разразилась настоящая война, по жестокости превосходящая все, что было до нее. Несмотря ни на что, Мельхиору и его сыну Мельтору удалось изгнать души умерших обратно в подземный мир. Мотон, кипя от гнева, пошел на крайние меры, и обрушил ту часть своего подземного царства, которая находилась под Атлантидой. Большая часть ее населения погибла, немногие вместе со своими богами спаслись и нашли пристанище в царстве Баала, который радушно принял своего верного брата, и даже построил ему новый дворец. С тех пор Мельхиор и его дети враждуют с Мотоном, а сам Мотон, едва не лишившись рассудка из-за своих неудач и амбиций, превратился в мрачного бога-одиночку, став истинным покровителем Смерти.

Исход. Легенда, повествующая о скитаниях семи сотен беженцев из погибшей Атлантиды во главе с Дидоной Мельхиорид. Ее людям пришлось столкнуться как с различными чудовищами, так и с интригами африканских и греческих правителей, которые хотели прибрать к рукам богатства, которые беженцы везли с собой. Ее скитания превратились в настоящее противостояние богов – если одни (в основном Мотон) пытались погубить беженцев, то другие (Мельхиор и Баал) всячески направляли путников и помогали им выжить в безвыходных ситуациях. В конце концов, пять сотен выживших прибыли в финикийский город Тир, который радостно приютил близких ему по духу людей, а Дидона стала основательницей второй царской династии этого города.

Борьба Мельтора с Решефом. Схожая история вскоре случилась и с сыном Мельхиора, Мельтором. Его прекрасную невесту Талай похитил непредсказуемый и жестокий Решеф, бог огня и разрушений. Точно так же, как и отец, Мельтор отправился освобождать свою возлюбленную, однако для этого ему пришлось пройти через Чертоги Пламени, в которых обитал Решеф, а затем еще и сражаться с ним, будучи обожженным жестоким пламенем. Несмотря на страдания и могучего противника, Мельтор победил Решефа, потушил огни его чертога и вывел из них Талай, после чего умер. Над его телом долго лила слезы бедная Талай, пока не привлекла внимание Эшмуна, бога врачевания. Он излечил раны тела Мельтора, после чего его душа вернулась, и он вновь воссоединился со своей невестой.

Прочие легенды и мифы. Небольших легенд и мифов о различных богах, историях их любви со смертными и сражениях с различными чудовищами в Карфагене имелось предостаточно. Наиболее популярными были сказания о военных и любовных похождениях Анат, в которых она показывалась жестокой и страстной женщиной. Так, она полюбила смертного мужа, правителя трех городов, и возлегла с ним, однако вскоре того убили недруги с целью захватить власть. Во время праздничного пира Анат явилась в каждый из городов и убила в отмщение по пять сотен знатных аристократов, а из их голов сделала себе бусы. Вторыми по популярности были легенды и мифы о похождениях Цидона и Эгии, в большинстве которых они сталкивались с обычными людьми. В целом, карфагенский пантеон имел достаточно развитую мифологию, которая могла отличаться в различных уголках его государства.

Примечания

1) Надеюсь, что не только альтернативы.

2) Изначальное имя не сохранилось.

3) Именно в эту Дидону и влюбился Эней. По крайней мере, у меня так – благодаря этому я сохранил красивую легенду каноничной, при этом не нарушая общей хронологии событий до основания Карфагена.

4) Падение – мифическое название гибели Атлантиды. Исход – процесс скитаний беженцев из Атлантиды, пока те не прибыли в Тир и не нашли в нем убежище. Подробнее будет рассказано в разделе мифологии.

5) Об этом будет рассказано в следующей статье.

6) О них будет рассказано в другой статье.

7) У семитов дворец являлся признаком власти, и царь без дворца быстро переставал быть царем. В дальнейшем эта особенность будет играть важную роль.

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Bull's picture
Submitted by Bull on Tue, 11/04/2017 - 10:50.

Танид - созвучно с Таня. Прикольно однако. Кто нибудь знает - эти вещи связаны межу собой?

Сделать можно все. Для этого нужно три вещи - время, возможность и желание. Вот желания как раз чаще всего и не хватает.

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Tue, 11/04/2017 - 11:51.

Скорее всего не связаны. Татьяна - греческий вариант сабино-латинского Татия (Tatius), а это уже мало похоже на Танит (или Тиннит - мне первый вариант больше нравится, хотя правильнее вроде как раз второй, у Циркина и Майлза именно он).

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Андрей's picture
Submitted by Андрей on Mon, 10/04/2017 - 19:56.

Все сложно:))))

С одной стороны - уважаемй коллега, поздравляю с прекрасной альтернативой. Составленная Вами мифология весьма интересна и, на мой непросвщенный взгляд очень даже имеет право на жизнь. Но есть пара нюансов:

1) Как Вы совершенно справедливо и многократно писали, с богами в те времена были большие путаницы. В то же время Ваша мифология упорядочена и понятна, но это будет выглядеть неисторично. С другой стороны, если Вы будете делать художественное произведение, то чрезмерная историчность и не нужна. Народ книги читает не из за того, а наличие простой и понятной мифологии только упростит неискушенному читателю понимание мира.

2) Я бы настоятельно рекомендовал вставить пару "псхальных яиц" - шуток юмора. Ну вот к примеру в индийской мифологии имеет место быть Яма - бог смерти. И Дхарма (в случае персонификации) - бог закона. А у Желязны в его "Боге света" есть Яма-дхарма - и это бог смерти:)

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Mon, 10/04/2017 - 21:01.

С одной стороны - уважаемй коллега, поздравляю с прекрасной альтернативой. Составленная Вами мифология весьма интересна и, на мой непросвщенный взгляд очень даже имеет право на жизнь.

Большое спасибо, уважаемый коллега!

Как Вы совершенно справедливо и многократно писали, с богами в те времена были большие путаницы. В то же время Ваша мифология упорядочена и понятна, но это будет выглядеть неисторично.

Путаницы были, в основном, при сопоставлении мифологий различных городов. У меня же указанная выше мифология характерна лишь для одного Карфагена, хотя какие перспективы у такого подхода будут - я еще не решил. Да и сомневаюсь, что чисто теоретически невозможень вариант с созданием упорядоченого политеистического канона во времена античности, с постепенным утверждением в регионе. Сначала - исключительно городская мифология, а потом постепеннь, понемногу - и с небольшими отличиями в регионе уже общегосударственная... Что вроде как, кстати, и имело место в Карфагене - религиозные взгляды столицы распространялись так или иначе в регионы, и это даже без отсутствия канона.

С другой стороны, если Вы будете делать художественное произведение, то чрезмерная историчность и не нужна. Народ книги читает не из за того, а наличие простой и понятной мифологии только упростит неискушенному читателю понимание мира.

Собственно, одна из причин создания канона. Стороннему человеку будет легче разобраться с упорядоченной структурой, чем с кашей, которую я и сам не до конца понимаю после всех копаний.

Я бы настоятельно рекомендовал вставить пару "псхальных яиц" - шуток юмора. Ну вот к примеру в индийской мифологии имеет место быть Яма - бог смерти. И Дхарма (в случае персонификации) - бог закона. А у Желязны в его "Боге света" есть Яма-дхарма - и это бог смерти:)

Ох, не знаю, коллега. Все же настолько сильно не хочется отходить от реальной западносемитской мифологии. Я ведь лишь в небольших деталях изменения вносил (вроде более удобных имен - Ямон вместо Ям, Цидон вместо Цид, и т.д.), да и добавленные "собственные" боги у меня назывались как можно более по-финикийски (или хотя бы около). Если как-то называть богов с "пасхалками", то по образцу семитских богов - а там и так они друг на дружку и по функциям, и по именам похожи (Шамаш-Шапаш-Шамшу к примеру, или Астарта-Иштар). Ну или у египтян брать - они там рядом...

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Андрей's picture
Submitted by Андрей on Tue, 11/04/2017 - 17:41.

Все же настолько сильно не хочется отходить от реальной западносемитской мифологии.

А не хочется, так и не отходите:))) Зачем еще писать книги, как не для собственного удовольствия?:)))

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Tue, 11/04/2017 - 17:51.

А у меня пока иначе и не получается)) Текста написано было много, но толку - мало, ибо ничего не завершено, и почти все отправилось в утиль. Но желания толкают вновь и вновь на эти грабли))

 

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Tue, 11/04/2017 - 20:56.

Уважаемый коллега, если позволите дать вам совет (хотя кто я такой?), не рассказывайте историю страны. Расскажите историю человека, может быть даже попаданца (особенно если хотите опубликовать), как он жил, любил, воевал, ошибался... причем так чтобы вам самому стало интересно чем все кончится:))) Это я шучу, вы можете не знать что будет в середине повествования, но чем все кончится знать должны. (Это я Бориса Васильева цитирую, точнее его преподавателя в литинституте).

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Tue, 11/04/2017 - 21:32.

Ну вы таки уже кто-то, тем более что изданные книги есть - а значит, очень даже пример для подражания.

И да, само собой это будет история человека. Для истории государства есть альтернатива. Собственно, я ее пишу как основу и приложение к возможной будущей литературе, в чем образцом для меня выступает, конечно же, Толкиен, с его увесистой предысторией Средиземья - даже без собственно литературной части это будет уже что-то. Главгероем (хотя планирую и второстепенные сюжетные ветки) будет последний живой Элиссид, которому предстоит Карфаген и к войнушкам с Римом подготовить, и трон себе вернуть, и династию от уничтожения спасти, попутно решая "мелкие" проблемы личного характера.

Что же касается попаданцев... Ох, не люблю я их, хотя и помню то, что вы говорили (без них издавать книжку не будут). Переступать через себя как-то вот не хочется, хотя намеков на попаданчество я и в альтернативе разбросал (один из вариантов того, откуда взялись атланты в Тире), да и еще подкинуть планирую эдаких неоднозначных трактовок того или иного (к примеру, на счет матери главгероя). Но прямо заявлять, что главгерой - Петя Пяточкин из России 2017 года, это мне как серпом по одному месту, да и в складывающийся сюжет не вписывается никак. Потому на издание пока даже не замахиваюсь - под изменчивый мир прогибаться и писать то, что самому не нравится, как-то неохота.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Tue, 11/04/2017 - 21:42.

Знаете коллега, мой выпускающий редактор Александр Варакин (кстати, интересные книги писал по истории, гляньте как-нибудь), на прямой вопрос ответил: будет интересный проект- напечатают.

так что не все так плохо ( по крайней мере я надеюсь ) 

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Mon, 10/04/2017 - 13:51.

yes!!! Весьма интересно.

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on вс, 09/04/2017 - 22:28.

Вот не очень мне нравится имя Мельтор. Как-то не к месту вспоминается толкиеновский Мелькор, он же Моргот Бауглир, он же Чёрный Враг, он же Душитель;). Думаю, Вы вряд ли хотели такой аналогии, ведь Ваш Мельтор вроде бы вполне положительный персонаж, хоть и бог войны;). Может, стоило бы как-то изменить его имя?

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on вс, 09/04/2017 - 22:42.

Ох, не знаю, коллега. У меня уже четко отложилось, что сын Мельхиора носит имя Мельтор (даже не задумывался над тем, как его назвать, вариант пришел в голову мгновенно). Да и если по принципу нехороших ассоциаций менять имена, то надо бы и Баала переименовывать - помнится, по-христиански он таки очень плохой персонаж. Плюс, не каждый фанат Толкиена вспомнит Моргота, а что он еще и Мелькор - так вообще информация далеко не обзеизвестная. Я вот знал это все, но уже успел забыть про все, кроме имени Моргот, да и у Толкиена оно чаще употребляется (если я правильно помню).

И да, с "Мелькором" еще созвучен "Мелькарт", которого точно не вариант менять. Так что.... Нет, я подумают, конечно, но скорее всего нет. Уж больно привязался я к этому имени.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

тохта's picture
Submitted by тохта on вс, 09/04/2017 - 19:00.

Он во многом будет основываться на тех особенностях финикийской религии, которые мне удалось понять, однако все элементы будут систематизированы и приведены в порядок.

 

Для  начала  было  бы  неплохо, если  бы  автор  все  таки  выписал  те  особенности  финикийской  религии, которые  он  считает  базовыми.

Спорить  с  альтернативными  богами  трудно, поскольку  это  альтернатива  автора, и  ему  виднее  но  все  же  замечу, что  языческие  боги  весьма  сильно  различались  по  своим  функциям  в  разных  городах. Так, относительно  греческой  религии  мы  знаем  в  первую  очередь  так  сказать  афинскую  версию, в  то  время  как  в  других  городах  положение  и  описание  отдельных  богов  вполне  могло  частично  различатся, например  положение  Ареса, покровителя  Спарты  и  Коринфа, во  многом  дублирующего  и  конкурирующего  с  Афиной.

Так  же  следует  отметить, что  с  точки  зрения  язычников  заимствование  богов  это  вещь  нормальная, Римляне  их  вообще  своизили  в  город  как  добычу

каждый  сходит  с  ума  по  своему

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on вс, 09/04/2017 - 19:45.

Для  начала  было  бы  неплохо, если  бы  автор  все  таки  выписал  те  особенности  финикийской  религии, которые  он  считает  базовыми.

Собственно большинство богов (17 из 21) и мифов (5 из 7 больших - основа реальная, я лишь немного переписал их) - я старался действовать с максимальной опорой на реальность. Тут, коллега, в идеале надо для сравнения реальную западносемитскую мифологию привести - но это труд огого, ибо там гораздо больше богов, и каша вообще гораздо гуще и наваристее. Планировал как-то заняться этим и организовать эдакую "выжимку", как с историей Карфагена, но это будет не в ближайшее время точно, ибо решил все же продвинуть альтернативу, пока (тьфу-тьфу, постучал по дереву) не перегорел с ней.

Спорить  с  альтернативными  богами  трудно, поскольку  это  альтернатива  автора, и  ему  виднее  но  все  же  замечу, что  языческие  боги  весьма  сильно  различались  по  своим  функциям  в  разных  городах.

Так я с этим и не спорю, и не единожды упоминал про отличия в каждом отдельном городе. Просто если собственно для финикийских городов еще можно составить какую-то картину по пантеону и мифологии (для каждого города в отдельности), то по Карфагену белых пятен гораздо больше, что и заставило меня заместить не самую богатую информацию о реальности альтернативным подходом на основе главных западносемитских богов (их то намного больше было, чем 21, и все разбросаны во времени) и своей фантазии. Жесткая, пускай и частично выдуманная основа лучше, чем зыбкая структура с кучей белых пятен.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Гончаров Артем's picture
Submitted by Гончаров Артем on вс, 09/04/2017 - 18:28.

Только режет глаз Элохим. Потому как это вообще не имя, это "боги". Эл (бог)+ хим (окончание множественного числа).

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on вс, 09/04/2017 - 18:39.

На сколько я помню, это вообще вечная тема для спора. По крайней мере, слово "Элохим" звучит лучше, чем "Эль", а кроме того

слово, в зависимости от контекста обладающее единственным или множественным числом и обозначающее Бог или боги

Т.е. употребляется и в единственном числе для подчеркивания уважения и возвышения бога над другими, несмотря на множественную форму собственно слова. Так что не вижу в этом большой проблемы. Тем более, что есть и такие утверждения:

В большинстве случаев, несмотря на множественное число, это слово в Танахе согласуется с глаголами и другими частями речи в единственном числе и означает единого Бога.

В Библии слово Элохим (אלוהים) две тысячи раз переведено словом Бог

Окончание имени Элохим – «хим» имеет важное значение. В еврейском языке оно обозначает множественное число. Элохим – имя Бога – Создателя (Творца). Оно встречается в Быт.1:1 «В начале сотворил Боги небо и землю». Но это не значит, что существует более одного Бога. Об этом говорится в Втор.6:4 «Ибо Господь (Иегова), Бог (Элохим) наш, Господь един есть».

Поскольку к Богу полагается обращаться очень уважительно, то евреи уже с древних времён стали говорить о нём вомножественном числе אֱלוֹהִים – Элоhим 

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on вс, 09/04/2017 - 17:27.

греческие боги также пользовались спросом финикийцев, а затем и пунийцев – в Карфагене на момент его гибели имелись храмы Юноны и Аполлона (хотя так пунических богов могли называть греки и римляне, а на самом деле там были, к примеру, Астарта и Решеф). В результате получается настоящая каша.

Насколько помнится Юнона всё же не греческая богиня. Да и Аполлон хоть и греческий, но культ пришёл с Ближнего Востока, впрочем как и ещё многие элинские боги были позаимствованы. Так что каша во всех этих древних религиях действительно наваристая. Не понятно были ли это разные боги с единой функцией или один бог но с разным наименованиями у разных народов.

Схожесть богов у всех древних народов имеет под собой простую основу, обожествлялись силы природы, затем при разделении форм труда каждый "получал" своего небесного покровителя, вплоть до воров. 

В статье поражает воинственность богинь, насколько помнится воинственность женщин для протосемитских народов не свойственна.

В остальном большой и позитивный труд, хоть какой то порядок выстроить в карфагенском пантеоне.

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on вс, 09/04/2017 - 17:59.

Насколько помнится Юнона всё же не греческая богиня. Да и Аполлон хоть и греческий, но культ пришёл с Ближнего Востока, впрочем как и ещё многие элинские боги были позаимствованы. Так что каша во всех этих древних религиях действительно наваристая. Не понятно были ли это разные боги с единой функцией или один бог но с разным наименованиями у разных народов.

С Юноной накладочка - богиня римская. И да, понять все нюансы античных богов действительно сложно, особено с ограниченным количеством источников и почти одинаковыми богинями вроде Танит-Анат-Астарты.

В статье поражает воинственность богинь, насколько помнится воинственность женщин для протосемитских народов не свойственна.

Так женщины это одно, а богини - совсем другое! Вообще, есть у меня смутные подозрения, что воинственность многих богинь как раз и обусловлена этим фактом - семитским мужчинам хотелось большего)) Хотя это не та теория, на которой настаивают. А так, Танит-Анат-Астарта и частично Шапаш так или иначе были воинственными и в реальности у семитов (троица вероятно потому, что это по сути были лики одной и той же богини, а я их утвердил все три у себя, ибо видел упоминания о том, что храмы всех трех существовали в Карфагене), я ничего не добавлял. Да, странно и чудно - но это действительно так. Особенно "отличалась" Анат - по-моему, ни одному богу войны мужского пола не приписывали подобную безбашенность и жестокость. По крайней мере, аналогов легенды про бусы из голов (вполне реальная, я лишь немного ее видоизменил - добавил "уважительную" причину, в оригинале вроде как ей просто захотелось себе такое украшение) я не припоминаю касательно Марса, к примеру, или кого-то еще. Хотя в античных мифологиях мои познания невелики.

В остальном большой и позитивный труд, хоть какой то порядок выстроить в карфагенском пантеоне.

Спасибо, коллега! Порядок нужен был не только для того, чтобы самому разобраться в декорациях альтернативы (и прочих трудов), но и сделать эдакий задел на будущее - у подобной упорядоченой религии больше шансов выжить с течением времени, а то и преобразоваться в монотеистическое течение - самостоятельное, или как часть христианства, еще не решил, кого куда, и что к чему, но на всякий случай основа уже есть (царство Элохима и сама его сущность как бога не от мира сего, дети-пророки, в том числе и один падший сын Мотон, который становится главной злой силой, и т.д.).

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

byakin's picture
Submitted by byakin on Tue, 11/04/2017 - 21:10.

Порядок нужен был не только для того, чтобы самому разобраться в декорациях альтернативы (и прочих трудов), но и сделать эдакий задел на будущее - у подобной упорядоченой религии больше шансов выжить с течением времени, а то и преобразоваться в монотеистическое течение - самостоятельное, или как часть христианства, еще не решил, кого куда, и что к чему, но на всякий случай основа уже есть (царство Элохима и сама его сущность как бога не от мира сего, дети-пророки, в том числе и один падший сын Мотон, который становится главной злой силой, и т.д.).

в перу и чили испанцы, насмотревшиеся на ужасы ацтекской религии, быстро пришли к выводу, что гораздо более гуманные инки - "стихийные католики". подобную формулировку вы вполне можете применить при переходе карфагенян от политеизма к христианству

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Tue, 11/04/2017 - 21:34.

Нечто подобное было и при стихийном переходе западносемитских язычников в иудаизм в свое время. По крайней мере берберы, которые до того активно перенимали религию Карфагена, перед мусульманским вторжением в большинстве своем уже были иудаистами, как и потомки финикийцев. Весьма вероятно, что языческий Карфаген по инициативе снизу принял бы иудаизм, хотя без конфликтов этот процесс не пройдет в любом случае при существующей жреческой верхушке.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on Mon, 10/04/2017 - 18:47.

Так женщины это одно, а богини - совсем другое! Вообще, есть у меня смутные подозрения, что воинственность многих богинь как раз и обусловлена этим фактом - семитским мужчинам хотелось большего)) Хотя это не та теория, на которой настаивают.

Не соглашусь, у греков конечно женщины то же сидели по светёлкам, а богини вон как и стрелами и копьями разбрасывались, да ещё доспехи таскали. Только вот всё они пришедшие из степей, и тех кого мы называем эллинами и боги. А про нравы девиц и женщин тех мест понаписано достаточно. Повоевать то же были любительницы. Это позже они приняли устои покорённых коренных народов, у тех богини (выступающие как старые греческие, та же Гея) куда более покладистые жёны, мечами не машут. Да и в Ветхом завете у семитов про амазонок молчёк, как и в арабских сказаниях. Просто три К, кюхен, киндер, кирхен. Хотя племена то же кочевые. Так что вряд ли семитские народы таким богиням поклонялись, ещё научат чему непутёвому женщин их.

 но и сделать эдакий задел на будущее - у подобной упорядоченой религии больше шансов выжить с течением времени, а то и преобразоваться в монотеистическое течение - самостоятельное, или как часть христианства, еще не решил, кого куда, и что к чему, но на всякий случай основа уже есть (царство Элохима и сама его сущность как бога не от мира сего, дети-пророки, в том числе и один падший сын Мотон, который становится главной злой силой, и т.д.).

Да не мучайтесь, возьмите одну из усохших ветвей раннего христьянства, что посимпатишней и потерпимей, вот люди и потянутся в такое государство. Как там Кайзер-капрал говаривал, "чем больше сорятся священники в мире, тем больше у меня подданых". Может зороастризм прижевётся, вроде как вечная борьба между злом и добром.

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on Mon, 10/04/2017 - 19:11.

Не соглашусь, у греков конечно женщины то же сидели по светёлкам, а богини вон как и стрелами и копьями разбрасывались, да ещё доспехи таскали.

 Верно, но не в таких масштабах, насколько я помню. Хотя согласен на счет бредовости озвученной мною версии)) Вообще, я как бы сам удивлялся, когда разбирался в основных богах западносемитского пантеона - действительно для торгашей-финикийцев слишком уж воинственно получается, да еще и женищ-воительниц много. Но этот момент я решил не убирать полностью. Да и в самом Карфагене, надо заметить, положение женщин могло быть более свободным, чем в обычных патриархальных общинах того времени - сведения я встречал, но уж очень мало и неопределенные, чтобы утверждать о подобном с точностью.

Так что вряд ли семитские народы таким богиням поклонялись, ещё научат чему непутёвому женщин их.

И все же Танит, Анат и Астарте западные семиты поклонялись очень даже активно, а в Карфагене Танит по сути главная богиня и покровительница города (или Астарта - они то вроде разные, но иногда подразумеваются как одна и та же, что просто полнейший п-ц при попытке разобраться). При этом Танит, конечно, не была такой двинутой, как Анат, но все же некая воинственность ей была характерна - не зря ведь ее иногда с головой львицы изображали. Тут скорее во всех случаях, за исключением Анат (ЕМНИП частично заимствованной у кочевых народов), женщины воинственными делались по необходимости - да, мирные хранительницы домашнего очага, но как припрет - способны и сражаться. Та же Танит в первую очередь богиня плодородия, к примеру.

Да не мучайтесь, возьмите одну из усохших ветвей раннего христьянства, что посимпатишней и потерпимей, вот люди и потянутся в такое государство. Как там Кайзер-капрал говаривал, "чем больше сорятся священники в мире, тем больше у меня подданых". Может зороастризм прижевётся, вроде как вечная борьба между злом и добром.

Дык я пока всерьез этим делом и не занимался даже - задел сделал на всякий случай (лучше сделать сразу, чем потом переделывать). Как я уже где-то говорил, альтернативу пока думаю вести до начала нашей эры, не дальше. Тут и на 800 лет после основания города работы выше крыши.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

byakin's picture
Submitted by byakin on Mon, 10/04/2017 - 18:59.

Не соглашусь, у греков конечно женщины то же сидели по светёлкам, а богини вон как и стрелами и копьями разбрасывались, да ещё доспехи таскали.

имхо этим только афина прославилась, а она божество древнее и скорее всего догреческого населения пелопонесса

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on Tue, 11/04/2017 - 03:14.

имхо этим только афина прославилась, а она божество древнее и скорее всего догреческого населения пелопонесса

А уже упомянутая Артемида.

byakin's picture
Submitted by byakin on Tue, 11/04/2017 - 19:22.

А уже упомянутая Артемида.

в функционале афины помимо покровительства ремеслам была помощь в справедливой войне (поэтому изображение ее в доспехах и с копьем вполне естественно), тогда как артемида всего лишь отметилась убийством неосторожных охотников и детей болтунов типа ниобы

 

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on Thu, 13/04/2017 - 06:02.

в функционале афины помимо покровительства ремеслам была помощь в справедливой войне (поэтому изображение ее в доспехах и с копьем вполне естественно), тогда как артемида всего лишь отметилась убийством неосторожных охотников и детей болтунов типа ниобы

А в функционале кого находилось покровительство амазонкам. Кто считался их олимпийским покровителем. Явно не Афины.

byakin's picture
Submitted by byakin on вс, 09/04/2017 - 17:41.

Да и Аполлон хоть и греческий, но культ пришёл с Ближнего Востока

из малой азии. в вилусе аппалиунас занимал одно  из ведущих мест в пантеоне (в списке богов, приведенном в хеттском источнике, он шел вторым-третьим номером (это если считать или не считать жену бога, шедшего под номером 1)).

Так что каша во всех этих древних религиях действительно наваристая. Не понятно были ли это разные боги с единой функцией или один бог но с разным наименованиями у разных народов.

можно еще вспомнить и изменение функционала. например у италийцев марс был богом плодородия и весенних всходов,  а потом его олицетворили с аресом и добавили функции бога войны. или уже упомянутый апполон. из страшного и свирепого бога-насылателя чумы, мышей, волков и прочих напастий времен крепкостенных микен, священной трои и песчаного пилоса в классическую эпоху сделали полурадужного персонажа.

Схожесть богов у всех древних народов имеет под собой простую основу, обожествлялись силы природы, затем при разделении форм труда каждый "получал" своего небесного покровителя, вплоть до воров. 

но тем не менее, можно проследить важную черту. у индоверопейцев верховным богом был бог грозы и бури: у хеттов и хурритов - тешуб, у греков - дий (зевс), у римлян - юпитер, у славян - перун и т.д..

 

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on Mon, 10/04/2017 - 18:29.

можно еще вспомнить и изменение функционала. например у италийцев марс был богом плодородия и весенних всходов,  а потом его олицетворили с аресом и добавили функции бога войны. или уже упомянутый апполон. из страшного и свирепого бога-насылателя чумы, мышей, волков и прочих напастий времен крепкостенных микен, священной трои и песчаного пилоса в классическую эпоху сделали полурадужного персонажа.

Насколько помню ничего связанного с чумой у Аполлона не было, а вот "мокроделом" небесного масштаба он подрабатывал и на "родине" и уже в Греции, причем на пару с сестричкой близняшкой. То же дамочкой непойми что, вроде охотница, а вроде как егерь. Причём за животинку могла и немало человечиков прибить ненароком, наплевав на счастье этих людей в браке, а ведь то же отвечала за енто самое. А ведь покровительница всего живого на земле и при родах помогает, хотя вроде в этом ничего не понимает потому как девственница. А уж культ распространён почти по всему средеземноморью и причерноморью.

но тем не менее, можно проследить важную черту. у индоверопейцев верховным богом был бог грозы и бури: у хеттов и хурритов - тешуб, у греков - дий (зевс), у римлян - юпитер, у славян - перун и т.д..

Не соглашусь, у тех же саков был главным божеством Бог солнца, у Скифов богиня домашнего очага. У Гуннов это бог бесконечного синего неба. 

byakin's picture
Submitted by byakin on Mon, 10/04/2017 - 18:35.

Насколько помню ничего связанного с чумой у Аполлона не было

сминфей - одна из ипостасей апполлона - насылатель чумы и мышей. в илиаде аполлон насылал чуму на ахейцев

Не соглашусь, у тех же саков был главным божеством Бог солнца, у Скифов богиня домашнего очага. У Гуннов это бог бесконечного синего неба.

скифы/саки спорить не буду, но вот гунны - не индоевропейцы

 

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on Mon, 10/04/2017 - 19:04.

скифы/саки спорить не буду, но вот гунны - не индоевропейцы

Так и тюрки так же поклонялись Тенгри, а уж их к индоевропейцам по любому относят. А гунны скорее собирательное название той толпы что припёрлась в Европу. И думается народов там было немеренно, вернее части народов которые последовали на запад пограбить богатеньких римлян.

Да и Персидский Митра или более поздний Ахура-Мазда бог солнца и света, но никак не грозы. А уж эти то арийцы ещё те.

Гончаров Артем's picture
Submitted by Гончаров Артем on Tue, 11/04/2017 - 15:50.

///Так и тюрки так же поклонялись Тенгри, а уж их к индоевропейцам по любому относят. ///

Фейспалм!

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on Tue, 11/04/2017 - 16:29.

///Так и тюрки так же поклонялись Тенгри, а уж их к индоевропейцам по любому относят. ///

Фейспалм!

По русски можно написать.

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on вс, 09/04/2017 - 17:27.

++++++++++++ yes

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

byakin's picture
Submitted by byakin on вс, 09/04/2017 - 16:04.

+++++++++++++++++++++++

не силен в западно-семитской мифологии и потому

Шапаш (Небо) – старшая богиня неба, жена Ямона и близкая подруга Анат. 

сильно удивился, т.к. в междуречье солнце было богом по имени шаМаш.

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on вс, 09/04/2017 - 16:20.

+++++++++++++++++++++++

Спасибо, коллега.

сильно удивился, т.к. в междуречье солнце было богом по имени шаМаш.

Скорее всего, Шамаш и был заимствован западными семитами, просто в процессе сменил пол и чуть-чуть имя. В оригинале Шапаш именно богиня солнца, "сменила специальность" она у меня из-за того, что богом солнца стал Баал, который в связке с женой Танит (богиней луны) смотрится куда лучше в качестве покровителя небесного светила. Ну а при переделе Шапаш досталось небо.

Вообще, раскладку по богам менял несколько раз, так как многие финикийские боги фактически противоречат друг другу, являясь главными покровителями одного и того же. Решил, что это не пойдет, и лучше разделить покровительства на главные и второстепенные - главные должны быть уникальными, а второстепенные могут повторяться у разных богов. К примеру богов войны получилось несколько, но у них война - второстепенная роль, а главный бог войны - Мельтор (полностью выдуманный бог), у которого это главная роль..

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

byakin's picture
Submitted by byakin on вс, 09/04/2017 - 16:36.

Скорее всего, Шамаш и был заимствован западными семитами, просто в процессе сменил пол и чуть-чуть имя. 

скорее подходил аналогия с греческими и италийскими богами. у греков был бог вина и веселья дионис, а у италийцев двойное божество либер-либера. сначала женскую ипостать пытались отождествить с ариадной или еще ким либо из его окружения, но потом она забылась.

м.б. у западных семитов солнце было двойным божеством, у которого мужская ипостать "стерлась".

В оригинале Шапаш именно богиня солнца, "сменила специальность" она у меня из-за того, что богом солнца стал Баал, который в связке с женой Танит (богиней луны) смотрится куда лучше в качестве покровителя небесного светила. Ну а при переделе Шапаш досталось небо.

ну с божествами такое было сплошь и рядом. у шумеров львиноголовая птица анзу положительный персонаж, тогда как в старовавилонский период это коварный похититель таблички судеб.

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»

arturpraetor's picture
Submitted by arturpraetor on вс, 09/04/2017 - 16:56.

скорее подходил аналогия с греческими и италийскими богами. у греков был бог вина и веселья дионис, а у италийцев двойное божество либер-либера. сначала женскую ипостать пытались отождествить с ариадной или еще ким либо из его окружения, но потом она забылась.

м.б. у западных семитов солнце было двойным божеством, у которого мужская ипостать "стерлась".

У Шапаш был муж Шамшу, тоже бог солнца, о котором я видел еще меньше упоминаний, чем о Шапаш, и потому решил попросту его убрать (одинаковые боги не нужны, а Шапаш важна именно из-за близкой дружбы с Анат), и даже успел о нем забыть. Так что таки да, вы правы - солнцу покровительствовали два бога, мужчина и женщина.

Дальше всех заходит тот, кто не знает куда идти.

NF's picture
Submitted by NF on вс, 09/04/2017 - 15:17.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.