Пять раздражающих ошибок в изображении псевдо-Средневековья

17
8
Пять раздражающих ошибок (и якобы ошибок) в изображении псевдо-Средневековья

Пять раздражающих ошибок (и якобы ошибок) в изображении псевдо-Средневековья

Несмотря на происхождение с яндекс-дзена эта небольшая статья, думаю, заинтересует коллег.

Содержание:

Мне довелось прочесть немало книг фэнтези, действие которых разворачивается в псевдо-средневековом мире. Понятно, что эта приставка «псевдо» надёжно защищает автора от любых формальных претензий. Авторский произвол — великая вещь, и я не хочу сказать, что книги, написанные без оглядки на реальность, не могут быть хорошими. Но иногда у меня возникают проблемы с подавлением недоверия по следующим вопросам (давайте сразу оговоримся — я не профессиональный медиевед, но кое-что читал на тему средневековой жизни):

Мир излишне мобилен и открыт

В Средние века (впрочем, и раньше) не было поездов и самолётов. Люди могли прожить всю свою жизнь, не выбираясь из своей деревни дальше, чем в соседнюю. Путешествие в ближайший город могло произойти раз или два за всю жизнь (хотя это могло быть и чаще). Это порождает и обратный эффект — поставьте себя на место жителя средневековой деревни. И представьте, что в кругу знакомых лиц вы неожиданно встречаете новоприбывшего незнакомца. Конечно, он будет вам подозрителен. Он может накуролесить и сбежать — и искать его придётся долго, потому что фотороботов нет, паспортов нет и вообще. Мало того, в условиях плохо поставленной медицины зачастую нежданные гости были ещё и разносчиками болезней.

Так что если вы изображаете чёрного мага, которого с трудом принимают в дальних деревнях, пусть он не задаётся вопросом «это потому что я — чёрный?». Белого мага тоже вряд ли примут с распростёртыми объятьями. Показательно, что IRL куда позже Средних веков Пётр Первый и митрополит Феофан (Прокопович) практически силком заставляли русских архиереев объезжать подведомственные сёла.

Насколько я понимаю, скучная реальность такова, что большинство путешественников в Средние века были странники по долгу службы — купцы или чиновники, и двигались они не в одиночку, а с соответствующей охраной, будучи по сути винтиком либо гильдии, либо государственной машины (если мы говорим о мире не в духе Европы, а в духе Византии или танского Китая, например). Индивидуальный боец с нечистью всегда рисковал получить вместо денег нож под ребро от благодарных селян.

вернуться к меню ↑

Отсутствие ксенофобии и литературная речь

Пять раздражающих ошибок в изображении псевдо-Средневековья

Следствие первого, так что объединю в один пункт. Не только шотландцы и англичане и жители Иль-де-Франса и Прованса терпеть друг друга не могли. Просвещённые жители Константинополя не считали исаврийцев за греков, замечая полное их одичание, в то время как исаврийцы из своего византийского замкадья насмехались над полным вырождением жителей столицы. Вольные певцы южной Индии высмеивали северных брахманов и создавали свою философскую систему.

Внешность могла быть поводом для издёвок как над отдельным человеком, так и над целым народом. Лиутпранд Кремонский не стеснялся высмеивать византийского императора за то, что тот был слишком старым. Стереотипы о рыжих волосах остались в Японии, как мне говорили, до сих пор (впрочем, не могу проверить).

Исходя из этого, шанс, что в компанию после одной бурной пьянки в таверне войдут дварф, эльф и орк, — боюсь, минимальны. Причём это ведь не просто так происходит — люди, которые маломобильны и мало видели в жизни, естественно будут опасаться назнакомого и придумывать о нём побасёнки. А давление культурной среды может поддерживать стереотипы даже среди тех, кто, казалось бы, мог от них отказаться (например, среди странников).

Ещё один пункт здесь — речь. В Средние века у многих народов в качестве «высокой», «книжной» речи использовалась архаичная форма языка: вэньянь, санскрит, древнегреческий (в Византии произведения разных жанров писались на разных вымерших диалектах древней Греции — например, философия писалась аттически, «под Платона», а история «в ионийской манере» — под Фукидида и Геродота). Иногда это был фактически отдельный язык с другой грамматической системой: см. пары древнерусский\церковнославянский или французский\латынь (тем более английский\латынь и вьетнамский\вэньянь).

На этом фоне и в связи с множеством местных особенностей речь была наполнена диалектизмами. Понятие «литературный язык» в таких условиях нужно использовать очень осторожно. К сожалению, передать в современной русской художественной прозе эту реальность почти невозможно.

Ну и, конечно, в разных странах обычно разные языки. Нередко авторам просто лень с этим заморачиваться. «Властелин Колец» — редкое исключение, а цикл о Квоуте Патрика Ротфусса дарит пример ещё и постоянных областных диалектизмов, что, к сожалению, лишь в одном месте удержано в переводе (там, где вокруг этого построен разговор).

вернуться к меню ↑

Канцелярское мышление

Пять раздражающих ошибок в изображении псевдо-Средневековья

Строго говоря, это то, что я считаю примером якобы ошибки. За пределами Европы и в Средние века хватало бюрократии: свод законов Юстиниана в Византии повлиял даже на кодекс Наполеона, а китайская бюрократия вошла в легенды. Вообще, тут всё зависит от сеттинга — если у вас страна, скажем, склеенная из нескольких, с климатом, где плодородные годы сменяются непредсказуемо долгими зимами, то следует ожидать не рыцарского хаоса, а организованной бюрократии, способной к мобилизации всех сил населения ради выживания страны.

Но вот вольнолюбивые рыцари или клановые бойцы, скорее всего, будут руководствоваться не пыльными книгами и старыми свитками, а кутюмом, то есть обычаем. Когда неплохой, вроде бы, автор, рассказывает, что король одной страны вызвал следователя, чтобы он дал ему бумажку о ненасильственной смерти принцессы соседней страны, чтобы он эту бумажку показал соседу-королю… Нет, в Средние века это так не работало (конкретно это и сейчас, думаю, не сработает)! На эту тему даже написали юмористическое (на этот раз по-настоящему!) фэнтези.

вернуться к меню ↑

Всеобщая грамотность

Пять раздражающих ошибок в изображении псевдо-Средневековья

Опять всё зависит от сеттинга. Берестяные грамоты показывают, что, скажем, на Руси грамотность была более распространена, чем можно было бы подумать. Китайские романы дарят нам прекрасный пример частичной грамотности (что бывает, конечно, только с иероглифическим письмом, не с алфавитным) — когда человек может прочесть только некоторые слова. Ну, и так далее. Проблема в том, что на это вообще редко кто обращает внимание (правила D&D тут исключение).

В этом смысле выгодно выделяется «Орден Манускрипта» Тэда Уильямса, который, несмотря на либеральные личные взгляды, без колебаний включит в состав братства хранителей мудрости двух священников, монаха, монахиню, жреца, доктора и одного «потомственного члена ордена» (который перед смертью передал должность архивариусу-священнику). Понятно, что состав участников здесь подобран так, чтобы их грамотность и хотя бы некоторая способность взглянуть на мир за пределами деревни не вызывали сомнений.

И да, не бывает специалистов по «древним языкам». Скорее эльф знает древнеэльфийский, а тролль — древнетролльский. Древние языки в Средние века были вообще известны плохо, скажем, египетские иероглифы, не говоря уж про клинопись, расшифровали сильно позже. Но в отличие от предыдущих случаев, тут я не вижу логического объяснения. В принципе, в Индии знания структурной лингвистики и грамматики были на высоте уже в Средние века. Т.е. сама по себе расшифровка иероглифов средствами средневековых умов у меня не вызывает недоверия. Если, конечно, это происходит не на коленке с незнакомого языка.

вернуться к меню ↑

Устные предания старины глубокой

Пять раздражающих ошибок в изображении псевдо-Средневековья

Кажется, некоторые древние культуры (индийская, например), были заточены под устную передачу данных от учителя ученику. Но это редкость. Как это ни печально, книги зачастую хранят историю лучше, чем народная память. Русские былины с трудом дожили до времён сбора фольклорного материала на берегах Белого моря, но получить из них значимый исторический материал вряд ли можно.

Хроники и записи сохраняют память о прошедших событиях куда лучше, хотя это не так весело. Мы до сих пор не знаем, что говорилось в утраченных томах «Авесты», священного писания зороастризма, хотя зороастрийцы пережили разгром своей религии. Но уцелевшие страницы сохранили историю лучше, чем сами верующие.

Ситуация может измениться для расы долгожителей, где такой способ передачи традиционен — например, для эльфов. Или драконов, возможно. Но тут полезно задаться другим вопросом — насколько долгожителей будут волновать проблемы однодневок? Скорее всего, такая устная история эльфов или драконов будет крутиться вокруг собственно этих народов, без особых надежд извлечь что-то о происходящем в других странах.

источник: https://zen.yandex.ru/media/scrolls_of_fantasy/piat-razdrajaiuscih-oshibok-i-iakoby-oshibok-v-izobrajenii-psevdosrednevekovia-5f1da0f9dae5eb159063f431

37
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
7 Цепочка комментария
30 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
11 Авторы комментариев
Alex22AlexandrKyassakДмитрий Кузин Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Дмитрий Кузин

аха

AlexandrK

«9 июня местные крестьянки, отправившись за водой, обнаружили на берегу реки Воронеж труп неизвестного человека. Они немедленно сообщили об этом в Воронеж воеводе М.А. Вельяминову, который прибыл на место и немедленно начал расследование. В конечном итоге следствие показало, что были убиты крестьяне, отец и сын, отправившиеся к казакам на Дон для покупки лошадей. К убийству оказались причастны почти все мужчины — жители деревни. Они пригласили своих гостей вечером на застолье, в разгар которого крестьянин и его сын были зарезаны, а их трупы брошены в реку. …
Поводом для убийства были деньги (70 рублей), которые проезжавшие крестьяне везли на Дон для покупки лошадей. Никто из виновных не был жестоко наказан, что объясняется несколькими обстоятельствами: во-первых, убит был крестьянин, работавший на земле частного лица и не представлявший для государства большого интереса, во-вторых, казнь виновных могла бы нанести серьезный урон обороноспособности деревни, ведь виновные были служилыми людьми»

Ляпин Д. А. На окраине царства: повседневная жизнь населения Юга России в XVII веке

Это к раскрытию пунктов 1 и 2.

Дмитрий Кузин

вы уверены? что то верится в это с трудом боюсь: что аффтор из либеральной когорты упоротых

Дмитрий Кузин

Поводом для убийства были деньги (70 рублей)
РЖУНЕМОГУ ПАДСТОЛОМ крестьянин 70 рублей в 17 веке???? поехал на Дон покупать лошадей : )))) крепостной крестьянин поехал покупать лошадей? (работавший на земле частного владельца? боярина? верстанного боярского сына или дворянина????) хоть понимаете, какая это колоссальная сумма по тем временам? да за неё всю деревню можно было купить и не раз!

AlexandrK

Мой вам совет — поменьше ржите, побольше читайте.
И — главное — поменьше пока пишите.

Дмитрий Кузин

сам с усам : ) а многое из написаного полный бред! не каждый купец имел 2 кг серебра в наличии

AlexandrK

Смотрю, вы даже потрудились погуглить содержание тогдашних рублей. Вы растете. Все-таки, уточню немного: в 1630 г. были установлены нормы чеканки с весом копейки 0,475 г. Поэтому 70 рублей для указанного выше примера это 3 кг 325 грамм. Но нужно было тогда двигаться дальше. И глянуть, например, тогдашние цены, оборот на рынках, примерное количество денежек на руках у населения и т.д. Да вот, к примеру: В 1645 году крестьянин пригородного села Фрязиново В. Ананьин привез на двор англичанина Романа Иванова 2 воза нечищеных щетин на 70 рублей. Так, в конце 1640-х годов «в торговом ряду на Вологде сало ворвань и деготь» примерно за 200 рублей в год «держала» состоящая из четырех человек артель крестьян сел Фрязиново и Турунтаева В 1629 году вологжанин Я. Д. Башаровец подрядился поставить голландцу Ф. Фабианову говяжьего топленого сала, чистого, «без всякого охулу», более 400 пудов по 7 рублей 4 гривны и по 7 рублей с полтиною за берковец (10 пудов), а всего на 359 рублей. Так, в декабре 1634 года в Вологду «явил на двух санях 2 бочки питья ценой 60 руб[лей] дворник Киприан голландца Игнатья Маркова» (дворник подрядился просто, питье не его было собственностью, привожу ради цены) 19 октября 1634 года голландец Игнатий Мартынов «явил… Подробнее »

Дмитрий Кузин

и где там было написано, что серебро на руки получили? и потом написано 17 век, даты не стояло : ))))

AlexandrK

Какое серебро? Причем тут серебро или не серебро? silly Вы о чем вообще, писатель?

где там было написано, что серебро на руки получили? — в биткойнах на айфон, блин.

Насчет даты — я вам файл зачем скинул с обсуждаемой работой?
Очевидно, чтобы вы её прочитали. Прежде, чем писать.
«Начнем с дела об убийстве двух крестьян в деревне Ситная Воронежского уезда летом 1638 г.»
Вы читайте, читайте. Много читайте. Писать потом будете. Лет через пять усиленного чтения.
Не меньше! (© Кролик)

Alex22

Безотносительно к участникам дискуссии. smile

Лет через пять усиленного чтения.

«Пять лет усиленного чтения» — звучит как приговор суда. grin

AlexandrK

Вот вам статья целиком — см.прилагаемый файл — читайте, сверяйте с источниками, оспаривайте, опровергайте.
Вот почта автора — Ляпина Дениса Александровича, доктора исторических наук, доцента, зав. кафедрой — LYAPIN-DENIS@YANDEX.RU — пишите, задавайте вопросы, дискутируйте.
Если результат будет того стоить, отпишите нам — всем будет интересно.

Дмитрий Кузин

уже видел, к сожалению опустились до уровня «британских ученых»

Что ещё раздражает, так это то, что рыцарей времён крестовых походах изображают в турнирных доспехах XVI века. На старых рисунках английских рыцарей не отличишь от русских витязей — кольчуги, островерхие шишаки, червлёные щиты. Тут ничего удивительного — и в Англии, и на Руси военная элита принадлежала к одному и тому же народу, который в Англии называли норманнами, а на Руси варягами.
Ещё слышал мнение о фильме «Александр Невский», что рыцари редко применяли тактику «Кабаньей головы». Похоже на правду — их противники задолго до Александра могли догадаться до взятия атакующей колонны в клещи. Режиссёр приписал рыцарской коннице тактику Вермахта — рассечение обороны противника на узком участке и ввод в прорыв подвижных соединений. Тогда же я узнал, что создатели фильмов о войне для красочности батальных сцен делали зеркальную ошибку — приписывали панцерваффе тактику средневековых рыцарей. Те атаковали по всему фронту и сминали пехоту. Точно так же в военных фильмах выстроившиеся в линию танки с крестами наползают на наши окопы. Между тем танкисты Гудериана старались обходить узлы обороны и замыкать кольцо окружения (как раз сейчас читаю «Воспоминания солдата»).
Будет интересно услышать мнение людей, которые разбираются в этой теме лучше меня.

boroda

Это всё фигня а вот чернокожие рыцари в крестовых походах. Это действительно раздражает настолько что дальше смотреть не хочется. Для примера:

Это король Артур из сериала Проклятая.

00.png
Alex22

Это король Артур из сериала Проклятая.

А в реале король Артур и был афроангличанином.
Это потом белые узурпаторы-летописцы-расисты все извратили и сделали его подобным себе.

Дмитрий Кузин

тююю варяги и норманы не синонимы, варягу скорей синоним викинг — а это уже образ жизни

yassak

Варяг-воряг-враг! Скорее всего наши предки отличали татей от воров/врагов по повадкам. Отсюда и различие понятий.

Дмитрий Кузин

вы уверены, что в то время эти слова имели современный смысл?

yassak

Слова относящиеся к жизненно важным понятиям вообще наиболее устойчивые.

Дмитрий Кузин

задорновищиной попахивает

yassak

У Вас есть обоснование неправоты Задорнова в определениях?

Anton
Anton

Не согласен по пункту 1.
Бывал в таких далёких странах где люди денег в руках не разу не держали — не то что мобилу.
Везде был интерес и уважение. Может немного страха, но никакой агрессии.
Да и каждый из вас сам может это проверить. Когда приезжаете в отдалённую деревню в РФ к вам сразу интерес.
Даже местные гопники иногда пиво предлагают вместе попить.

yassak

А вы к староверам заявитесь без спроса, если деревня лесная, то и искать потом никто не будет!

Дмитрий Кузин

сектанты всегда изверги

yassak

Староверы не сектанты, а вот например лютеране — таки да! И где там изверги? Кстати изверги — это выгнанные из общества. Позже данное слово стало ругательным, хотя по началу обозначало несогласных с главой рода и отлучённых в следствии того.

Когда в киношке «Викинг» князя Владимира показывают грязным оборваным чуханом возникает невольный вопрос — а пойдут ли верные дружинники за таким чмошником или им будет реально впадлу?
Средневековые вожди были «красивые» как нынешние дембеля, ходили разряженые в пух и прах, это был вопрос престижа и авторитета.
Когда режиссер Герман в киношке «Трудно быть богом» показывает кругом кучи *овна, то это его «авторский взгляд» не совпадающий со средневековыми реалиями.

СЕЖ

Учитывая, что в некоторых фэнтези маги/герои владеют телепортацией или открывают проходы, то мобильность населения может быть повыше. В результате, до местных последние 200-300 лет внятным образом донесли «одинокого чужеземца не трогай». Понятливые не трогают, не понятливые трогают, и… до остальных быстро доходит почему «одинких чужеземцев не трогать».
Есть еще один нюанс. Маги в основном занимают место жрецов (редко когда правитель и маг — одно и то же лицо) — но обладают силой куда больше чем иной Папа. Почему, тогда маги тогда не заняли место королей.

Дмитрий Кузин

король это всего лишь верхушка системы, а система вынесет любого сверхсильного одиночку

СЕЖ

1. Маг может основать династию. Скажем воин который может поджигать (огнем/молниями) противника и одновременно орудует мечом, лучше чем воин который просто орудует мечом. Следовательно — карьерный рост, сначала воин, потом командир отряда, потом глава деревни — глава города-государства. Учитывая, что вождь-маг может и туман вызвать, и оружие заговорить (+ 5 к стойкости, + 5 к убойной силе), то его будут поддерживать и рядовые воины. Ну а далее — либо верная жена, либо куча любовниц, и в результате рождаются дети со способностью к магии ну и далее рост силы (у нас пулемет есть, у вас его нет) 2.Маг начинает искать по государству других магов, объясняет им что «вместе мы сила, по одиночке никто, люди — прошлый этап эволюции, мы настоящая раса будущего». Далее поднять восстание, стать во главе восставших (долой коррупцию, нет первой брачной ночи, нет поклонов до колен), ну и владея магией добиться побед на поле боя, и захватить власть. Пока народ доволен и не подозревает, всячески содействовать — обильные урожаи, нет эпидемий. Через 10-15 лет народ забудет про старую власть, и будет совершенно нормально относиться что у власти чародеи. Более того будет ясно почему именно чародей на престоле — его бог так наградил (у нас большие урожаи, нет болезней,… Подробнее »

yassak

Маг скорее будет искать других магов для того, чтобы их уконтрапупить, то же проделает и со своими бастардами, да и законным детям скорее всего не поздоровится.

СЕЖ

Такой вариант совсем не исключен.
Но пока одни будут проводить политику «всех убью — один останусь»
Другие, начнут объединиться — мы такие-растакие, а они вечно недовольны — то урожай им, то мор предотврати, то доспехи закали.

Дмитрий Кузин

а потом вмешались «боги» и гори все синим пламенем

СЕЖ

Подробнее про «богов»

Дмитрий Кузин

ну назовите их «революционной ситуацией» : )

Автор остроумно, аргументированно, взвешенно и тонко разъясняет, что сугубо развлекательная литература с сюжетами про средневековье, должна быть гораздо более скучной, с гораздо меньшими вариациями возможных поворотов сюжета. Ну вот и нахрена, спрашивается….

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить