Пророчество Менделеева

Окт 22 2016
+
12
-

 

Почему не сбылось предсказание ученого? В чем главная демографическая проблема России? Чем ее ситуация отличается от германской? Об этом рассказывает доктор экономических наук, директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский.

– Как за прошедшие 100 лет изменилась структура населения России?

– XX век в России – это конфликт между модерном и традиционной культурой. Во время революционных катаклизмов высвободилась огромная энергия крестьянской России, имевшей свою культуру и свои традиции. Болезненный переход от традиционного уклада к современному обществу занял все столетие, да и сейчас он еще не завершился. Крестьянское общество очень устойчивое и по-своему цельное, но в процессе модернизации и урбанизации (в России все это проходило очень быстро) появляются десятки миллионов людей, которые уже не крестьяне, но еще не горожане.

– Их называют маргиналами?

– Да. Это слово не несет никакой отрицательной окраски – это научный термин ,– обозначающий переходный характер явления. Появляющиеся в переходные периоды (а страна стремительно переходила от аграрного и сельского к промышленному и городскому обществу) маргинальные неустойчивые слои населения служат идеальным топливом для любых– социальных катаклизмов. Они легко поддаются на разные манипуляции и постоянно впадают  в крайности. Посмотрите на коммунистов, которые недавно взрывали храмы, а теперь стоят в церквях со свечками.

– А сейчас в России устоялось городское общество? Ведь с 60-х годов большинство населения живет в городах.

– Вплоть до 90-х абсолютное большинство населения России составляли горожане в первом поколении или люди, родившиеся и выросшие в деревнях. С каждым следующим городским поколением маргинальность изживается.

– Менделеев в 1906 году предсказывал, что к концу XX века население России увеличится до полу миллиард а. Насколько прогноз был обоснован?

– Во времена Менделеева мало кто понимал современные механизмы роста населения. То, что за снижением смертности неизбежно следует снижение рождаемости, тогда еще не знали. Другое дело, что Россия тогда стояла на пороге демографического взрыва, который мог действительно привести к быстрому росту ее населения.

– То есть сейчас население России было бы больше, но не настолько, как прогнозировал Менделеев?

– Да. Российский демографический взрыв не состоялся из-за огромных потерь. Две мировые, войны, революция, Гражданская война, эмиграция, коллективизация, голод и массовые репрессий – Россия пережила настоящую демографическую катастрофу. Если бы удалось ее избежать, то к концу столетия население страны могло быть почти на 113 млн. человек больше, чем оно было в действительности. А если бы к концу века в России добились снижения смертности, как на Западе, то превышение составило бы почти 137млн. человек.

– Значит в России сейчас проживало бы практически вдвое больше людей?

– Примерно так, Россия упустила свой демографический взрыв, его свели на нет катаклизмы XX века.

– Возможен ли для нее второй шанс?

– Нет, такая возможность появляется лишь однажды. Россия в XX веке навсегда упустила свой шанс. И это печально. Ведь остаются незаселенными, огромные пространства за Уралом. Это большая проблема, когда такую гигантскую территорию занимает малочисленное население. В Индонезии или Нигерии живет больше людей, чем в России. Посмотрите, какие города в Америке и какие в России, на всю азиатскую часть приходится лишь один единственный настоящий мегаполис – Новосибирск.

В любой стране крупные города выполняют функцию центров развития и притяжения, стягивая государство в единое пространство. А в России эту роль играют лишь Москва и Петербург. В Москве и Московской области сейчас проживают около 20 млн. человек – примерно столько же, сколько в Сибири, и втрое больше, чем на Дальнем Востоке. Чуть менее 15% всего населения России. Разве это нормально?

– Но это не самая большая проблема?

– Большая проблема – старение населения. Этот процесс происходит во многих странах. Но особенность России в том, что в развитых странах, Германии, например, сейчас идет «старение сверху» – за счет снижения смертности пожилых, а в России «старение снизу» – за счет низкой рождаемости. Продолжительность жизни в России значительно ниже, чем в развитых странах. Особенно это касается мужчин.

– В чем причина? Много пьют?

– Причины комплексные, если коротко, то Россия не прошла важный этап, который иногда называют «второй эпидемиологической революцией». Она происходила последние 50 лет в большинстве развитых стран. В середине 1960-х Россия, как и Запад, достигла успехов в борьбе с инфекционными болезнями. А потом Запад взялся за неинфекционные, хронические заболевания, в Европе резко сократили смертность от сердечно-сосудистых заболеваний,– от насилия, несчастных случаев. В России этого сделать не смогли.

– Почему так произошло?

– Недостаточные затраты на здравоохранение, образ жизни (пьянство) и низкая цена жизни в обществе. Из-за неспособности справиться с аномальной преждевременной смертностью, когда миллионы женщин и особенно мужчин погибают в трудоспособном возрасте, Россия несет Огромные потери. Сегодня это один из главных вызовов национальной безопасности.

источник: Андрей Мозжухин «Пророчество Менделеева» «КОНТАКТ-ШАНС» 43/2016

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
NF's picture
Submitted by NF on вс, 23/10/2016 - 13:04.

Мне как то попадалась статья в которой автор утверждал что для того чтобы после распада СССР Россия получила возможность полноценно развиваться, население России должны быть не менее 500 миллионов и в Сибири желательно поселить около половины от этих 500 миллионов.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on вс, 23/10/2016 - 23:08.

"...в Сибири желательно поселить около половины от этих 500 миллионов".

За что?! Из моего Архангельска половина молодёжи мечтает уехать, поскольку климат не айс. И это Европа.

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 28/10/2016 - 10:36.

За что?! Из моего Архангельска половина молодёжи мечтает уехать, поскольку климат не айс. И это Европа.

 

Не за что, а для чего: для того чтобы получить возможность полноценно развивать Сибирь. Возможно авторы статьи предполагали что со временем климат и в Сибири может стать по мягче или предполагалось расселить людей большй частью в южных регионах Сибири. Я теперь точно уже не помню.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Sat, 29/10/2016 - 04:58.

Почтенный коллега! Я прекрасно понимаю ЗАЧЕМ. Не понимаю только ЗА ЧТО людям это терпеть. В СССР БАМ строили в надежде, что вдоль ветки начнётся заселение прилегающих районов. Однако, добровольцев "блаженствовать" в сибирском климате и кормить тучи гнуса, нашлось не так уж много.

 

 

NF's picture
Submitted by NF on Thu, 10/11/2016 - 09:48.

Почтенный коллега! Я прекрасно понимаю ЗАЧЕМ. Не понимаю только ЗА ЧТО людям это терпеть. В СССР БАМ строили в надежде, что вдоль ветки начнётся заселение прилегающих районов. Однако, добровольцев "блаженствовать" в сибирском климате и кормить тучи гнуса, нашлось не так уж много.

 

Гнус в Сибири тоже не на всей территории. Что же касатеся низких температур, то я родился и вырос в местах где зимой температура не редко опускалась ниже -40 С, летом поднималась до + 35 С. Не скажу что в сухом климате это тяжело переносили большинством людей. Зима 2000/2001 году в нашием городке "подарила" морозы до -48 С. Это уже был перебор. В поселке где жил один мой хороший знакомый температура той зимой опускалась до -55 С. Это уже было совсем перебором. Но опять таки такие низкие температуры в наших краях были редкими, но лично я там при морозах доходивших до -40-43 С имел меньше проблемм со здоровьем чем в Германии где температура зимой "топчется" по близости от 0 С, но с высокой влажностью и редким солнцем. Не один я испытал на себе такое.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Sat, 22/10/2016 - 10:18.

Сам жаргонизм "ботаник" появляется тогда и там, где исчезает потребность в творчестве и появлении нового!

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Антон Кузьмин's picture
Submitted by Антон Кузьмин on Sat, 22/10/2016 - 10:25.

Вадим Петров пишет:

Сам жаргонизм "ботаник" появляется тогда и там, где исчезает потребность в творчестве и появлении нового!

 

Категорически не согласен! Он появляется там, где его повторение оплачивается теми, кто хочет обойти более образованного конкурента.

Упрямый заклёпкометрист -хуже тролля! :)

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Sat, 22/10/2016 - 01:08.

Если бы удалось ее избежать, то к концу столетия население страны могло быть почти на ИЗ млн. человек больше, 

113? 

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

NF's picture
Submitted by NF on вс, 23/10/2016 - 11:49.

113? 

 

Да.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Fri, 21/10/2016 - 23:54.

Ну, насчёт плача по "упущенному шансу" - вопрос довольно спорный. Особенно если всполмнить, что в такой огромной стране и имеющемуся на тот момент населению, уже катастрофически не хватало пригодных для сельского хозяйства земель в районах где климат благоприятствовал тому самому сельскому хозяйству.

Автор как-то совсем забыл, что комфортной для проживания территории у России, не так уж много - вполне себе европейские масштабы.

Т. е. совсем не факт, что удвоение населения при ещё дико примитивном сельском хозяйстве, было бы для страны благом - а вот постоянным недоеданием значительно части населения и неизбежными социальными взрывами - запросто. Возможно, все те катаклизмы, что Россия пережила - и был тот самый "предохранительный клапан" что позволил сбросить излишки населения, как имеющиеся, так и потенциальные. Главное - страна-то - уцелела.

А то, что в России сейчас всего 146,5 млн. чел. - вовсе не трагедия. В Канаде плотность населения ещё меньше. Напротив - при наших-то природных богатствах. в принципе, можно каждого ГРАЖДАНИНА озолотить - было бы к тому желание и умение у властей.

Что касается нынешней демографии - плач по "мы вымираем" - уже в прошлом. Государству с огромным трудом - и то до сих пор далеко не везде, удалось частично выправить положение с дичайшей нехваткой мест в детских садах. Теперь другая проблема - многие школы вынуждены учить детишек в две смены (что и при СССР было вовсе не массовым явлением).

То, что медицина у нас до сих пор "кривая" - целиком "заслуга" властей, уверенных, что деньги решают всё. Хрен там! Чтоб поднять медицину, нужно начинать с реформы медицинского образования - сейчас в России огромная масса медицинских ВУЗов выпускает огромное количество "врачей" а их как не было в районных поликлиниках - так и нет. Куда вся эта свора, выученных за деньги народа "врачей-выпукников" девается - одному Богу известно. При этом, Россия занимает одно из первых мест в мире по общему количеству медиков на душу населения! Кто эти сука "медики" если людей лечить некому? И кто всей той своре зарплату платит? Точнее, в чей карман уходят наши деньги, если в больницах нет врачей и нет санитарок? Зато зарплата главврачей больниц и их заместителей, БОЛЬШЕ чем зарплата ВСЕХ врачей и санитарок вместе взятых (это не шутка!). Если в каждой области, на шее народа висит собственное целое МИНИСТЕРСТВО здравоохранения с гигантским бюрократическим аппаратом при такой зарплате. какя ни одному врачу не снилась!

Кто придумал дебильную систему, при которой врач, занимая должность профильного врача в государственной поликлинике и получая за это ПОЛНЫЙ оклад, позволяет себе появляться на рабочем месте 2 раза в неделю на 2 часа, за которые он УСПЕВАЕТ принять больных сколько ему положено принимать исходя из того ОКЛАДА, а всё остальное время он ЗАРАБАТЫВАЕТ в какойнить частной клинике? Почему нельзя дать врачу НОРМАЛЬНУЮ зарплату, но при этом ОБЯЗАТЬ его суку РАБОТАТЬ на СВОЁМ рабочем месте с 9 до 18? А не устраивать там цирк два раза в неделю по два часа? Ведь самое паршивое - врач государственной поликлиники фактически никого НЕ ЛЕЧИТ! На приёме, он заполняет свои бумажки и азартно выдаёт направления - зачастую к себе же в частную клинику!

Да что я рассказываю - кто с нашей медициной связывался сам всё это знает. После этого стоит ли удивляться, что у нормальных мужиков продолжительность жизни маленькая?

 

 

ser.'s picture
Submitted by ser. on Sat, 22/10/2016 - 04:00.

 если всполмнить, что в такой огромной стране и имеющемуся на тот момент населению, уже катастрофически не хватало пригодных для сельского хозяйства земель в районах где климат благоприятствовал тому самому сельскому хозяйству.

Целиком поддерживаю  это...  И на фоне  такого отказ  от планов  преобразования природы,  от переброски  воды  с северных районов  на  юг и отказ от милиорации это  просто  завуалированное преступление. 

 Возможно, все те катаклизмы, что Россия пережила - и был тот самый "предохранительный клапан" что позволил сбросить излишки населения

Опять же целиком поддерживаю... любая война, любое недовольство  это  ограниченность  ресурса, устрани  конкурента  и  твоё положение  улучшится...  мог сохранится  царизм - да легко ... , мог сохранится  СССР - да  сколько угодно.

Что касается нынешней демографии - плач по "мы вымираем" - уже в прошлом.

А вот здесь  не согласен  -  положение  продолжает   показывать негативный  тренд.

Длинный рассказ  про   главврача   -  хотели  капитализма - кушайте и необляпайтесь...  Это же альфа и омега  капитализма  - тот кто выше  в пирамиде   получает  больше на порядки(при меньших на порядки  вкладе  в дело) Из той же оперы  про  многочисленных  мед. выпусников   ( вузы - это машина  по зарабатыванию на  студентах - больше студ. для них лучше) а мед.студенты  это  жертвы  обмана (реальных  медиков  нужно  в тысячи раз меньше  чем рабочих ) им просто нет  места  в жизни,  а занимать  места  по выносу  уток и   мытью полов ... при  капитализме  низ пирамиды  -это  изгои...    

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Sat, 22/10/2016 - 06:43.

ser. пишет:

 Возможно, все те катаклизмы, что Россия пережила - и был тот самый "предохранительный клапан" что позволил сбросить излишки населения

Опять же целиком поддерживаю... любая война, любое недовольство  это  ограниченность  ресурса, устрани  конкурента  и  твоё положение  улучшится...  мог сохранится  царизм - да легко ... , мог сохранится  СССР - да  сколько угодно.

Интересно, а что же Вы поддерживаете, если сразу же все отрицаете? Гибель Российской империи и СССР произошли в результате того, что те наплевали на интересы населения, после чего люди плюнули на них и те просто расползлись. 

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

ser.'s picture
Submitted by ser. on Sat, 22/10/2016 - 20:26.

В.П. пишет: Гибель Российской империи и СССР произошли в результате того, что те(элита) наплевали на интересы населения, после чего люди плюнули на них и те просто расползлись. 

 А термин "плюнули" это  же   синоним   урезали  (перераспределили) резко уменьшившиеся  ресурсы... выход   - возобновление  баланса  (увеличение  ресурса,  или  репресии  на какую то часть  ресурсопотребителей... )  и что  от  изменения  власти  что то  поменялось?   всё равно  угнетение  ресурсопотребителей ...  просто  старая  власть   самоустанилась  от  возобновления  баланса...лозунг земля крестьянам, фабрики - рабочим  это это же  призывы  к возобновлению  баланса. Развал  союза  тоже  резкое  снижение ресурсопотребления  - подсели  на зависимость  от  запада(нефтедоллары)  обрушение  цен и пожалуста  электорат  готов...  особенно   те  кто  заслуживал   репрессий  при правильном  управлении.И лозунги  те же (балансные)   нечего " кормить"   республики  "берите суверинитета сколько можете"  т.е.  другими словами  отделяйтесь  от  моей  "кормушки"

Коммунар2's picture
Submitted by Коммунар2 on Sat, 22/10/2016 - 06:30.

Врачей сильно нехватает. Это люди тратят деньги на всякую хрень, вместо того чтоб реально увеличивать себе жизнь и её качество.
Если бы выпускник школы/вуза год жил с родителями, а заработаные деньги вкладывал в самоуправление. То требывалось бы по врачу, учёному, агенту(спасателю) на каждые 100 человек.

 

MIG1965's picture
Submitted by MIG1965 on Sat, 22/10/2016 - 08:03.

   С увеличением продолжительности жизни вылезут специфичные проблемы.  Это неоправданное увеличение ресурсов затрачиваемых на обеспечение старости. Совершенно непонятно как будет строиться пенсионная система.   

 Помимо финансовых вопросов есть вопрос управленческий.  То, над чем смеялись в СССР  в 80-е годы прошлого века (престарелые члены Политбюро) - будет всеобщей картиной.  Т.е. общество "старых маразматиков" (перебор конечно, но по-сути верно) будет всеобщим. 

   Если рассматривать развитие отдельных стран в виде соревнования между собой, то страны несущие бремя проблем "стареющего населения" неизбежно проиграют странам таких проблем не имеющих.  Возьмите как пример театры.  Выдающиеся театры с 50-летними Джульеттами обречены. А ведь будут и 60-летние!!!

  Возможно своевременный уход - это условие развития человечества и незачем тратить чудовищные усилия на попытки это изменить.  

 

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Sat, 22/10/2016 - 08:38.

MIG1965 пишет:

   С увеличением продолжительности жизни вылезут специфичные проблемы.  Это неоправданное увеличение ресурсов затрачиваемых на обеспечение старости. Совершенно непонятно как будет строиться пенсионная система.  

Как раз те племена, где стариков изгоняли, ожидаемо вымерли, ибо у них не было накопления опыта и знаний. Тут та же самая ситуация. Не случайно немногие умные люди знают, что самый ценный капитал на земле - это человеческий капитал. Во-первых, продолжительность жизни и качество жизни далеко не одно и тоже. А, во-вторых, пока человек работает, он вынужден заниматься всякой ерундой, а выйдя на пенсию и обладая хорошим здоровьем, сможет создавать реально ценные и нужные вещи. Это как с тем, что в СССР практически не было такого размаха самодельщиков, который был на Западе. У нас, в отличие от забугорья, практически каждый мог свое хобби сделать профессией. Именно по этой причине наша наука была впереди.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

MIG1965's picture
Submitted by MIG1965 on Sat, 22/10/2016 - 09:30.

Сказку про то, как отменили закон, по которому дети сбрасывали стариков с горы, читал в детстве. Не надо повторять.

 пока человек работает, он вынужден заниматься всякой ерундой, а выйдя на пенсию и обладая хорошим здоровьем, сможет создавать реально ценные и нужные вещи

А это уже очень спорно. Вадим! Читая Ваши статьи и комментарии 2-3х летней давности ну никак не скажешь, что с возрастом "самый ценный капитал" растет.  Извините, за сравнение.  

 Стив Джобс считал смерть самым лучшим стимулом для жизни и для достижения успехов.  Но никак не затянувшаяся старость .

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Sat, 22/10/2016 - 09:42.

MIG1965 пишет:

А это уже очень спорно. Вадим! Читая Ваши статьи и комментарии 2-3х летней давности ну никак не скажешь, что с возрастом "самый ценный капитал" растет.  Извините, за сравнение.  

 Стив Джобс считал смерть самым лучшим стимулом для жизни и для достижения успехов.  Но никак не затянувшаяся старость .

Два - три года назад был другой уровень общения. Вот буквально вчера написал очередную статью, но потом передумал размещать. Сомневаюсь, что большинство сможет понять. Когда сталкиваешься с тем, что не понимают азов, как то сложно делиться теми открытиями, которые делаешь для себя. Приходит такой весь из себя "знайка" и обкладывает все, на что затрачены месяцы раздумий и десятки прочитанных книг. Зачем же тратить время на его обучение?

Затянувшаяся старость и долгая жизнь, примерно из той же оперы. Первое - это мысли о ежедневном наполнении желудка, а второе - это возможность познания и творчества.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Антон Кузьмин's picture
Submitted by Антон Кузьмин on Sat, 22/10/2016 - 23:16.

Вадим Петров пишет:

Вот буквально вчера написал очередную статью, но потом передумал размещать. Сомневаюсь, что большинство сможет понять. 

 

 

 Реклама заЩитана! :)

 Пипл заинтригован и готов хавать! /ржёт/ :)

Упрямый заклёпкометрист -хуже тролля! :)

MIG1965's picture
Submitted by MIG1965 on Sat, 22/10/2016 - 10:10.

   Знайка и Незнайка...  Незнайка то достиг большего в сказке Носова.  Видимо по тому, что жил исключительно ежедневными мыслями ...  А Знайка - так и остался "ботаником"