Первобытная война. Памятники геноцида

Авг 21 2017
+
18
-

Наскальные изображения, находки предметов вооружения, следы ран и повреждений на костных останках людей неумолимо свидетельствуют о том, что в первобытную эпоху люди активно убивали друг друга. С ходом времени численность населения увеличивалась, люди переходили от охоты и собирательства к производящему хозяйству. В распоряжении исследователей все чаще попадают свидетельства происходивших в этот период масштабных столкновений между людьми, сопровождавшихся массовыми насильственными акциями.

Археологические памятники неолитической культуры линейно-ленточной керамики, существовавшей на протяжении 5500–4000 гг. до н.э, встречаются на обширном пространстве в Центральной и Западной Европе. Ее носители принесли с юго-востока семена культурных растений, одомашнили скот, начали строить долговременные жилища и обрабатывать землю. Совсем недавно археологи обратили внимание на побочную составляющую этого процесса, до поры до времени не попадавшуюся им на глаза.

Талхайм

Захоронение в Талхайме, неподалеку от Хайльбронна в Баден-Вюртемберге (Германия), было обнаружено в 1983 году. Оно датируется примерно 5100 г. до н.э. Находка археологов представляет собой яму площадью 3 квадратных метра, в которую были грубо свалены тела тридцати четырех человек – девяти взрослых мужчин и семи женщин возрастом от 20 до 60 лет, шестнадцати детей от 2 до 20 лет, и еще двух взрослых неопределенного пола – с многочисленными следами смертельных повреждений. По-видимому, тела принадлежали жителям небольшого поселения, уничтоженного во время военного набега.

Яма с костями в Талхайме

Изученные исследователями раны на костях можно разделить на три категории: 18 черепов несут на себе следы тяжелого удара лезвием каменного топора или мотыги, 14 были проломлены каким-то тупым оружием наподобие дубинки, на 2 или 3 костях были обнаружены сколы, оставленные, по-видимому, стрелами. На костях исследователи нашли следы ранее полученных и залеченных ран, свидетельствующих о том, что война являлась повседневной составляющей жизни захороненных. Большинство смертельных ран было нанесено в затылочную часть черепа. Отсутствие других повреждений, характерных для рукопашной схватки, или полученных при попытках жертвы защитить себя, скорее всего, означает, что сопротивления нападающим оказано не было. Жители деревни погибли или будучи застигнутыми врасплох, например, во сне, или будучи взятыми в плен и впоследствии убитыми нападавшими.

Аспарн-Шлётц

Еще одно свидетельство массовой бойни было найдено на территории Австрии в Аспарне-Шлётце, в 33 км от Вены, при раскопках укрепленного поселения, также относившегося к культуре линейно-ленточной керамики и датируемого приблизительно 5500 годом до н.э. На дне рва, окружавшего поселение, на глубине примерно двух метров, были найдены сваленные в беспорядке останки 67 человек, отмеченные характерными признаками насильственной гибели. 26 черепов принадлежали мужчинам (16 юным, 10 пожилым), 13 черепов женщинам (4 юным, 9 пожилым), 27 – детям и 1 – взрослому неопределенного пола. Все черепа, кроме одного, были проломлены топорами или мотыгами. 1 человек, вероятно, был убит стрелой.

Массовое захоронение в Аспарне-Шлётце

Кости скелетов фрагментированы, на некоторых выявлены следы зубов падальщиков. По-видимому, прежде чем они были захоронены в земле, тела провели достаточно длительное время под открытым небом. Поскольку ров так и не был раскопан полностью, точное число захороненных в нем жертв остается неизвестным. Вероятно, речь идет о двух или трех сотнях тел.

Как и в предыдущем случае, речь идет о населении небольшого поселка, уничтоженного неизвестными захватчиками. Обращает на себя внимание выраженная диспропорция между мужскими и женскими костями, а также большое число детских черепов. Число пожилых женщин в погребении более чем вдвое превосходит число молодых. По-видимому, объясняется это тем, что женщины фертильного возраста пережили нападение и были уведены победителями в качестве пленных.

Шёнеке-Килианштедтен

В 2006 году в дополнение к первым двум захоронениям в Германии было обнаружено третье свидетельство неолитического геноцида в Шёнеке-Килианштедтене. Захоронение представляет собой V-образный ров длиной 7,5 м и шириной 1 м, в который были сброшены тела убитых людей. Найденные останки принадлежали тринадцати взрослым и тринадцати детям, десять из которых были моложе 6 лет, причем самому младшему было не более полугода. Среди взрослых преобладали молодые люди, лишь двум женщинам было больше 40 лет. Останков молодых женщин в захоронении вообще не было. Очевидно, как и в предыдущем случае, нападавшие увели их с собой. Не обнаружили в могиле и подростков от 9 до 15 лет. Возможно, они смогли убежать, однако не исключено, что их, как и женщин, захватили победители.


Массовое захоронение в Шёнеке-Килианштедтене

Кости несут отпечатки травм и болезней, обычных для того времени: сросшиеся переломы ребер и длинных костей, хорошо залеченная черепная травма, остеомиелит, дефицит витамина С. Умерли все эти люди от того, что им проломили черепа, причем удар пришелся на левую половину головы, как если бы убийца и его жертвы стояли лицом к лицу. Рядом с костями в земле были найдены два костяных наконечника. Возможно, они вонзились в тела и оказались там, где их нашли, когда плоть полностью разложилась.

В сравнении с двумя предыдущими захоронениями, находка в Килианштедтене имеет одну особенность: у всех погибших незадолго перед смертью были перебиты голени, а у некоторых и кости рук. Возможно, это было сделано, чтобы люди не могли бежать. Не исключено также, что их пытали перед смертью. По черепкам, кусочкам обожженной обмазки и другому мусору, обнаруженному на дне рва, находку можно датировать временем между 5207 и 4849 гг. до н.э.

Вайхинген

В Вайхингене под Штутгартом, недалеко от поселения, относившегося к эпохе линейно-ленточной керамики, были обнаружены две ямы со сброшенными в них останками двенадцати человек. Захоронение было произведено с нарушением норм обычного ритуала, что резко контрастирует с обнаруженными неподалеку типичными погребениями той эпохи. Некоторые из останков имеют следы ран и повреждений, или залеченных со временем, или ставших причиной смерти. В одном случае археологи обнаружили череп мужчины, проломленный ударом каменного топора, в другом – залеченный перелом руки. Анализ изотопов стронция сваленных в ямы останков показал, что 7 из них были местными уроженцами, а 5 – чужеземцами, родившимися где-то в другом месте.

Бергхайм

В 2012 г. у французской деревни Бергхайм в Эльзасе археологи обнаружили десятки захоронений эпохи линейно-ленточной керамики, датировавшихся временем около 5300 г. до н.э. Среди захоронений выделялась одна яма, на дне которой были обнаружены фрагментированные кости рук, плеч и пальцев, отделенные от тела ударами топора. Многие фрагменты костей были намеренно раздроблены.

Захоронение в Бергхайме

Кроме них, в могиле были найдены еще семь человеческих тел, каждое из которых имело следы насильственной гибели. Четверо из убитых были детьми, одному из которых не было и года. По мнению обнаруживших захоронение археологов, оно является результатом войны или междоусобного конфликта.

Каннибалы в Херцхайме

Наиболее загадочная находка была обнаружена при раскопках большого поселения эпохи линейно-ленточной керамики в Херцхайме в Пфальце (Германия) в 1996−1999 и 2005–2006 гг. Поселение существовало между 5300 и 5150 до н.э. и включало от 10 до 12 длинных домов, в которых проживала одна или две сотни человек. На территории самого поселения было найдено 9 погребений, выполненных в соответствии с существовавшей традицией.

Главный сюрприз ожидал археологов южнее, на окраине поселения, где они обнаружили множество погребальных ям, примыкавших настолько плотно друг к другу, что поначалу их приняли за оборонительный ров. На дне ям было найдено большое количество человеческих остатков, включая минимум 450 черепов и большое число костей скелета, как правило, фрагментированных и неполных. Кости находились в полном беспорядке. С ними были перемешаны осколки керамики, кремневые отщепы, разбитые зернотерки.

Количество останков, явно значительно превышавшее число жителей деревни, навело археологов на размышления об их происхождении. Хотя почти все кости несли на себе следы ударов топоров и других смертельных повреждений, когда выяснилось общее число находок, гипотезу о вражеском набеге пришлось отбросить. Со временем пришлось отклонить также гипотезу о находившемся здесь погребальном центре, где были перезахоронены останки людей, умерших вдалеке от Херцхайма.

Массовые захоронения, относящиеся к эпохе линейно-ленточной керамики

Наконец, археологи обратили внимание на многочисленные следы царапин и порезов на костях черепов и других частях скелетов. Судя по отсутствию малейших признаков заживления, эти повреждения были нанесены уже после смерти жертв. Одни и те же следы встречаются на множестве находок. На черепах большая часть порезов начинались около носа и затем шли вниз к шее, такие же следы находились на висках. По-видимому, их наличие означало, что с черепа счищалась кожа. Некоторые черепа после этого шли на изготовление характерных чаш, которые также были обнаружены на дне ям.

Тонкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями, заметны на крупных костях скелета, с которых также срезалось мясо. Когда исследователи сравнили эти следы с повреждениями на костях животных, разделываемых на бойне, их последние сомнения отпали. Тела захороненных в Херцхайме жертв подверглись расчленению: от тела отделялись голова и конечности, затем разрубался позвоночник, чтобы удалить ребра, так же, как это делают сегодня мясники. Мясо срезали с костей, сами кости раскалывали, чтобы достать из них мозг. Наконец, кости вываривались, на что указывает происходившее вследствие нагревания разрушение коллагена в их наружном слое. Следы термической обработки заметны также на костях лицевой части некоторых черепов.

Сегодня мало кто сомневается в том, что в Херцхайме археологами были обнаружены следы каннибальских трапез, хотя понимание и интерпретация этого феномена по-прежнему варьируется. Вряд ли речь идет о разовой акции жертвоприношения захваченных на войне пленников, подобия которой известны в истории. Количество найденных жертв для этого слишком велико, в несколько раз превосходя численность всего населения поселка.

Судя по анализу керамики, найденной вместе с костями на дне ям, она туда попадала по крайней мере на протяжении нескольких десятилетий. В течении этого времени человеческое мясо должно было составлять заметную часть пищевого рациона местных жителей. Между тем, некоторых исследователей настораживает отсутствие прямых признаков употребления человеческого мяса в пищу местными обитателями, а именно – отсутствие человеческого миоглобина в их фекалиях.

По мнению антропологов, для нарушения табу на поедание себе подобных, которое мы наблюдаем в Херцхайме, должно было пройти нечто из ряда вон выходящее, что-то, что разрушило привычное положение вещей и заставило людей подвергнуть сомнению базовые основания их мировоззрения. Этим потрясением могла быть длительная засуха, погубившая урожай, или обрушившаяся на них эпидемия. Археологи обращают внимание, что в это время культура линейно-ленточной керамики переживала кризис, в результате которого она в конце концов и исчезла. Возможно, люди надеялись предотвратить конец их мира, для чего им потребовалось множество керамики. А каннибализм был лишь частью практиковавшихся с этой целью ритуальных обрядов.

Реконструкция облика обитателя Европы эпохи неолита. Обратите внимание на его топор с полированным навершием из кремня. Именно таким оружием нанесены смертельные раны жертв, обнаруженных археологами в рассматриваемых здесь массовых захоронениях

Чтобы поддерживать свои варварские обряды на протяжении длительного времени, обитатели Херцхайма, очевидно, должны были совершать систематические военные набеги на соседей и захватывать в них большое количество пленных. Поскольку жители поселения, как можно заключить исходя из его предполагаемых размеров, не были особенно многочисленны, возможно, Херцхайм был каким-то ритуальным центром, куда доставлялись пленники, захваченные другими соседскими и родственными группами.

О том, кем были люди, захваченные в плен, убитые и погребенные в ямах на окраине Херцхайма, исследователям поведали результаты анализа изотопов стронция-87 и стронция-86 из проб зубной эмали черепов, принадлежавших 54 индивидам. Все они оказались чужаками, родом из других мест. Большинство происходило из горного района, простиравшегося примерно в 50 км южнее данной местности. Примечательно, что в этих местах не было выявлено следов распространения культуры линейно-ленточной керамики, а продолжали существовать археологические культуры, принадлежавшие охотникам и собирателям из числа первоначального населения Европы.

Выводы

Все перечисленные памятники соответствуют определениям войны, предлагаемыми современными антропологами. Речь идет о коллективных действиях, предпринятых членами одной группы против представителей другой. При этом находки не могут быть объяснены в концепциях личной вражды и индивидуальных действий. Судя по числу и половозрастному распределению останков, все погибшие в Талхайме, Аспарне-Шлётце и Шёнеке-Килианштедтене являлись жителями одного поселения, уничтоженного в результате военного набега. Это предположение также получило подтверждение в результате анализа образцов изотопа стронция, взятых из зубной эмали черепов погибших.

Характер повреждений, нанесенных оружием нападавших, свидетельствует о том, что в большинстве случаев те принадлежали к той же археологической культуре, что и их жертвы. Иначе говоря, речь в данном случае идет о конфликтах соседей, занимавших общую экологическую нишу. Поражает жестокость нападавших, не делавших различия между мужчинами, женщинами, детьми и стариками.

В Херцхайме мы видим другую картину. Обнаруженные здесь следы насилия являлись результатом не единственной целенаправленной акции агрессии, а целой череды подобных акций. И осуществлялись они на протяжении, по крайней мере, нескольких десятилетий. Погибшие здесь люди были представителями другой культуры и, соответственно, придерживались другого образа жизни. Возможно, с этой особенностью их происхождения следует связать практиковавшиеся в их отношении ритуалы, связанные не только с убийствами пленных, но и с предполагаемым поеданием их останков.

Литература:

  • Наталья Резник, «Пастораль». «Троицкий вариант» №22(191), 3 ноября 2015 года. elementy.ru
  • Christensen J. Warfare in the European Neolithic. // Acta Archaeologica 2004, vol. 75, p. 129–156.
  • Keeley L., Golitko M. Beating ploughshares back into swords: warfare in the Linearbandkeramik. // Antiquity 2007, vol. 81, p. 332–342.
  • Thorpe I. J. N. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare. // World Archaeology 2003, vol. 35, p. 145–165.
  • Wild E. M. Neolithic massacres: Local skirmishes or general warfare in Europe? // International Radiocarbon Conference, 01.09.2003, Wellington, New Zealand, 2004. P. 377–385.

источник: http://warspot.ru/5620-pervobytnaya-voyna-pamyatniki-genotsida

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
E.tom's picture
Submitted by E.tom on Thu, 24/08/2017 - 17:53.

Какие милые, бедные, бедные,  дикари. Милосердие - это поповские придумки.  

 Пессимист - это хорошо информированный оптимист !
Пессимист - считает, что хуже не будет, оптимист – будет, будет!

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 09:55.

 Милосердие - это поповские придумки. 

Это  очень  древние   придумки,  тогда   попов  небыло... это позволяет   консолидировать  людей повышать  общую  эфективность.  Вот  есть  народы  не придерживающиеся  милосердия  и   как  то у них  не очень...  например  чечены. 

frog's picture
Submitted by frog on Fri, 25/08/2017 - 11:49.

   Европейцы, например. Каковые не придерживаются милосердия(если я вас правильно понял), поэтому у них "не очень"...

frog

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 11:59.

У них  сейчас  "всё  очень"   потому  что  они подгребли   под себя весь   мир...      здесь  несколько  разные понятия   что   мешало  славянам  самоуничтожатся  навроде   тейпов   чечни,  различных  варфаломеевских  ночей  -  вот  ваня  не так  муку   просевает  чем   не повод   ваню   убить   и забрать   муку  для  правильного  просеивания?  

frog's picture
Submitted by frog on Fri, 25/08/2017 - 12:16.

   Видимо, князья в эпоху "разборок", равно и их дружины, временно выпали из системы славянского милосердия. Гнобили друг друга почем зря, про "простых селян" говорить просто не буду...

frog

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 22:05.

Князья и их   дружины -  это почти  всегда  инородцы ...  не  нужна  власть  обычному  славянину  он   сам  в себе   и   вполне   самодостаточен  и  не   нуждается   в   властных   компенсациях... Почему  так  много  воров в законе   грузин?  только  о них   и слышишь  а   русский  работяга   будет  годами   работать    даже  без  оплаты   но    воровать   и убивать  не станет... потому  что   он   мудрее(моральнее)    -  воровство   и убийство это путь   в никуда -  на  кладбище,  это  путь  зла...

СЕЖ's picture
Submitted by СЕЖ on Tue, 22/08/2017 - 09:17.

Иначе говоря, речь в данном случае идет о конфликтах соседей, занимавших общую экологическую нишу. Поражает жестокость нападавших, не делавших различия между мужчинами, женщинами, детьми и стариками.

Может это логика людоеда, но как раз жестокости на таком первобытном уровне нет. Мужчин - нет (скоропостижно умерли), женщин кто подходит забрали. Остаются дети и старики - одни еще не могут охотится (если бы он охотился то может и быть воином), другие - уже не могут (если бы мог охотится, то еще воином был). Да какое-то время такое племя еще попыталось бы выживать - но отбиваться от зверей проблема, принести достаточно еды - проблемы, итого - смерть. Так что убив всех, нападающие поступили великодушно (они и так умрут, а так умрут быстро)

ser.'s picture
Submitted by ser. on ср, 23/08/2017 - 12:19.

А мне  кажется  эти   экцессы   это   производные  индивидуализма...  Вспомнились   сказки  перо  "кот  в сапогах"  и  как  там  описывался  людоед  -  волшебник  индивидуалист...  да  там   по ходу   все  население  индивидуалы...    и   прямо таки  анамальное  количество   людоедов   в сказках(вот   в   славянских   сказках  чё то  кроме  бабы  яги   и  не припомнится...   мужчин  людоедов  и нет)  Т.е.  налицо   то  что  в западной  европе  каждый  жил   как  захочется,   каждый сам  за себя  и  разные   выродки    даже   приобретали   за счёт    "игры"  без   правил     преимущества   со стороны   выглядящие   волшебством  -  кругом  голод  в неурожайный  год     а     "волшебник"   только   пуще   жиреет  и  хозяйство  расширяется   -  куча молодых "служанок -служек"   обслуживает   хозяина   и   следит   за   домом   и   работает  за еду...   Короче  типичный  успешный   менеджер -  зачем  парится    самому  над  землёй...  проще  напасть  на   лохов   (на зап.  укр.   дети   - дитлахи... как  то  настораживает...  с чего  это?)    а  лохи   каждый  сам  по  себе(вне  зависимости   что   живут   в   больших   комуннах или семьях )  об  этом  и говорят  ямы   с  18 -30  труппов  -  такова  градация   того  общества... вырезал комуну-семью  и мстить  никто  не  будет  так как  нет  сообщества...  Западные   сказки   страшные    тем  что   люди   сами   по себе..  за  ними  никого  нет, пропал  мальчик  и  никому  кроме  матери  нет  дела,  а злой   волшебник  превратил  его   в горбуна    и  эксплуатирует  на   всю  катушку  а  мать  "не  узнаёт"  сыночка  (и   пареньку   просто  повезло   что  не пошёл   на   мясо)     

grunmouse's picture
Submitted by grunmouse on ср, 23/08/2017 - 17:30.

Первобытно-общинный мндивидуализм? Сомнительно. Скорее шовинизм.

ser.'s picture
Submitted by ser. on ср, 23/08/2017 - 18:53.

Первобытно-общинный  строй более  поздняя  формация   и   требует   организационных  усилий  и  здаётся  в зап.европе  этого   небыло.

Шовинизм  - возможно  но  почему  у нас  его  нет?  почему  у нас  сказок  с  людоедами  нет?Почему  у нас  нет  сказок   с добрыми   и злыми   волшебниками(а  те что  есть  это   скорее  заимствования  скажем   Вий   -похоже   на   фею..)  Потому  что  эти  вещи   присекались  тысячилетиями...   одиночка  - изгой  просто   обречён  на гибель   на  гибель  обречены  все   неестественные  отклонения...  вурдалаки уничтожались   а   в  условиях  западного индивидуализма     похоже  они  процветали...  

Как  уживаются   людоеды-волшебники,  добрые и злые  феи , тысячи   практикующих  колдунов  и   как  бы  знаменитая  борьба   с ними   в   просвящённой  европе и  полное  отсутствие   перечисленного   в     варварском языческом  русском  мире...  так  может  наоборот   на  западе  было   чёрте что,   а на  востоке  даже  следа  такой  дикости   не  осталось...    

grunmouse's picture
Submitted by grunmouse on Thu, 24/08/2017 - 20:53.

Первобытно-общинный  строй более  поздняя  формация   и   требует   организационных  усилий

С чего Вы это взяли? Пока что находки свидетельствуют о том, что он появился раньше, чем Homo Sapiens.

ser.'s picture
Submitted by ser. on Thu, 24/08/2017 - 21:54.

smiley  какие  общины?    братья  держат    самок  и   гасят   всех  чужих  самцов  wink     

grunmouse's picture
Submitted by grunmouse on Fri, 25/08/2017 - 10:55.

Родовые. Человек живёт достаточно долго, чтобы родственники разных поколений были вынуждены как-то сосуществовать. Вот и община.

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 11:42.

Община   и тейп  несколько разные  понятия...

frog's picture
Submitted by frog on Fri, 25/08/2017 - 11:50.

   Родовая община появилась чуть-чуть раньше тейпа. Если мне, конечно, не изменяет память. Ну, либо ученые, как обычно, врут))))

frog

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 12:03.

Убить  дальнего  родственника    вполне  западная   мораль...Да что там  дальнего ... 

frog's picture
Submitted by frog on Fri, 25/08/2017 - 12:13.

    Это к чему?

frog

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 22:28.

Прирезть  папашку   царя(цезаря,  князя,  графа и тд)    вполне   в духе зап.морали...  А  вот  моя мать  расказывала  быль   про  старую   мать  которую  по очереди   содержали  два  сына...  более  бедный  переходя   речку  ведя   мать  от  более  богатого   столкнул   мать  в  воду  и  старушка   утонула   а  молодая  жена  этого  брата   которая  шла  сзади   и несла   младенца      увидев  это    с   размаху   ударила  головой   младенца  о   перила   кладки  крикнув  "нехочу   в старости так  закончить  жизнь"  вот   такой   моральный  отбор  -   правильно   морально   воспитанная   женщина    пресекла   род  зверя... А  в   зверинной   морали   она  бы  только  рада  была  бы   появившемуся   лишнему куску  и молчала  бы  в тряпочку - старушка  поскользнулась,  несчасный  случай...  

Андрей's picture
Submitted by Андрей on Sat, 26/08/2017 - 01:54.

а  молодая  жена  этого  брата   которая  шла  сзади   и несла   младенца      увидев  это    с   размаху   ударила  головой   младенца  о   перила   кладки  крикнув  "нехочу   в старости так  закончить  жизнь"  вот   такой   моральный  отбор  -   правильно   морально   воспитанная   женщина    пресекла   род  зверя...

Вы в своем уме?!! Хотя... Очевидно, что нет.

ser.'s picture
Submitted by ser. on Sat, 26/08/2017 - 09:51.

Это  не выдумка  это   реальная  история...  именно  так  относились  к этим  вопросам   ещё   в царское время  хотя  о даже   приблизительной дате  разумеется  речи нет    может   царское  время  а может   и пять  тысяч  лет  назад...  Но  это  из   того   что  раньше  заменяло   телевизор   и на чём  воспитывали  молодёж.

Если  первая  история-пример  сильно  эмоциональный  приведу  другой...  были  два брата...   акробата smiley    начинают  между  собой  дратся  по  серьёзному  ну  прям   убивают   друг друга,   люди  начинают  разнимать  их  они   перестают  дратся  между собой  и совместно    метелят   разнимальщиков...smiley  разумеется  родным  от  них   перепадало   постоянно...  раз  один браток  когда  никого  дома  небыло  "повесился"  продел   верёвку  поверх шеи   и подмышками  и   висит  в хате   "мертвый"   приходит  семья  и видит   их   глава   повесился!    сперва  крики  причитания  а потом  "ну и слава  богу"  тут  повешенный  оживает   и начинает   бить   всех   кто   недостаточно   по его  мнению   горевал...smiley Другой   раз    прыгнул  в  сугроб    и   привязал  себя  к  забору  и   голосит   люди   спасите!  черти   тянут !   ну  прохожие   начинают   тянуть   и  правда   ничего   не получается  подходят  ещё    тянут  толпой  он  отцепляется  от   верёвки  и о чудо!    спасибо   люди  добрые!  если  бы  не вы   не  жить    мне  на  белом    свете!  Как  то  у  одного  нехватило  хлеба (зерна)    весна   а жрать  нечего!  и   что  удумал...  снег  только  сошёл  а  он   вышел   поле  сеять ...   выехал  на поле  сеет  хлеб    разбрасыват зерно  боронует  а   как  раз   пасха  все   в церкв   идут  а  он  кричит  что то  " Николка  сеет    а вы    лишь бы  не  работать"   потом   разумеется  ничего  не  взошло  у него  да  и войти  не могло  так как  в реале  пару  лукошек   зерна   раскидал  для  видимости... Приходит   николка   к тестю  (а  его  жена  из богатой  семьи)  и  говорит  "вот  отсеялся   а  не взошло" "дай  семян"   и   разумеется   получает   семена... вот  такой  эпизод    как  то странно  смотрится?  с  сегоднешней  ситуации...   пошёл  занял бы  под  будущий  урожай ...(возможно   процентные   операции   не  были   распространены,  или     семенной   фонд   даже   у "богатых" был   сильно   ограничен)  а  нет,  драматизировал  ситуацию...  выставил   себя   жертвой   обстоятельств,   но   самое  главное  не  придумал   кого  либо   грабить  и  не дай  бог  убивать

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on ср, 23/08/2017 - 21:35.

Вы в курсе, что старый добрый кот Баюн в оригинале рассказывал сказки отнюдь не в виду врожденного альтруизма, а с гораздо более прозаической целью усыпления путников и последующего пожирания?

Лихо одноглазое в ряде версий было одноглазым великаном, который разменивался вовсе не на мелкие пакости, а как раз на крупные (в основном, гастрономического характера).

Или взять волколаков, которых тоже вполне себе ассоциировали с людоедством? Добавьте еще, что по мнению ряда историков, легенды о волколаках - это оставшееся наследие некоего тотемического культа волка, жрецы которого, вполне возможно, и ритуальным каннибализмом пробавлялись...

Так что, дорогой мой ser., не думайте, что ваши славянские предки были такими уж благодушными растяпами. Они вполне себе сумели придумать бестиарий ужастиков, ничуть не уступающий западным...

Тот самый Граф Цеппелин

Рейхс-маршал's picture
Submitted by Рейхс-маршал on Thu, 24/08/2017 - 19:25.

В целом с Вами можно согласиться. Правда, хотелось бы добавить, что в славянском бестиарии (ЕМНИП в Средневековой Польше для него даже составляли каталоги) прослеживаются определенные параллели с мифологией германской. Так что можно логически предположить, что расхождение между "западным" и "славянским" бестиарием не столь уж древнее явление. А различия обусловлены не столько географическим фактором, сколько разницей в подходах со стороны официальной церкви.

Можно выстроить себе трон на штыках, но нельзя на него сесть!

ser.'s picture
Submitted by ser. on Thu, 24/08/2017 - 08:54.

Cовершенно  не в курсе...  единственно  помню  в мультфильме   про пионера  вовочку  он(или  не  он  ?)  птичек  присыплял.  Так  само  про лихо   совершенно  никто  не педалировал  деятельность  этого  лиха...   просто  краем  уха слыхал  что  был  такой  персонаж... Однако  все  эти  фигуранты   сообществом    лишались   человеческого   статуса(в отличии  от западных   людоедов  -  которые  походу   и стали   прототипами  добрых  и злых   волшебников...  ведь   совершить  "волшебство" возможно   только   за счёт   людей    - убив  и  ограбив  их,  или   перераспределив   результаты  труда  от тех кто  их  создал    к тем  кто   о   труде  " не   сном  ни  духом"  та  же  золушка  -  откуда   у   "доброй   феи"  ништяки   для  "сиротки" да  ещё  такие   что   превосходят   ништяки   сводных   сестёр?    Волколаки   это   вроде   фракийская(западно-южная) забава     где то  читал  чисто  военно-организационная   вещь...

  Обобщаю  -вся  нечесть  в  славянском   сообществе  задолго  до   "христианизации"  получала резко  отрицательную  характеристику  и  принадлежала  к  зверью, даже  не зверью  а хуже    т.е.  автоматом   подлежало  уничтожению...  Совершенно  не  помню  волшебников(добрых)   в русских   сказках    вернее  всё  волшебство   это  оплата   чего  либо  (и    русские добрые волшебники  это  не  люди  а   сама   природа...  лебедь,  щука,  яблынька ,конь)

Западные   сказки  это  просто  ужастики  -человек  там  никто  и   если   и  пропетляет   то   чудом...   

товарищ Сухов's picture
Submitted by товарищ Сухов on Fri, 25/08/2017 - 14:28.

Налево сказку говорит

(Хатуль мадан.)

Речь о тех временах, когда русскоговорящих интервьюеров в израильских военкоматах еще не было, а русские призывники уже были. Из-за того, что они в большинстве своем плохо владели ивритом, девочки-интервьюеры часто посылали их на проверку к так называемым "офицерам душевного здоровья" (по специальности - психологам или социальным работникам), чтобы те на всякий случай проверяли, все ли в порядке у неразговорчивого призывника. Кстати, офицер душевного здоровья - "кцин бриют нефеш" - сокращенно на иврите называется "кабан". Хотя к его профессиональным качествам это, конечно же, отношения не имеет. 
Офицер душевного здоровья в военкомате обычно проводит стандартные тесты - "нарисуй человека, нарисуй дерево, нарисуй дом". По этим тестам можно с легкостью исследовать внутренний мир будущего военнослужащего. В них ведь что хорошо - они универсальные и не зависят от знания языка. Уж дом-то все способны нарисовать. И вот к одному офицеру прислали очередного русского мальчика, плохо говорящего на иврите. Офицер душевного здоровья поздоровался с ним, придвинул лист бумаги и попросил нарисовать дерево. 
Русский мальчик плохо рисовал, зато был начитанным. Он решил скомпенсировать недостаток художественных способностей количеством деталей. Поэтому изобразил дуб, на дубе - цепь, а на цепи - кота. Понятно, да? 
Офицер душевного здоровья пододвинул лист к себе. На листе была изображена козявка, не очень ловко повесившаяся на ветке. В качестве веревки козявка использовала цепочку. 
- Это что? - ласково спросил кабан.
Русский мальчик напрягся и стал переводить. Кот на иврите - "хатуль". "Ученый" - мад'ан, с русским акцентом - "мадан". Мальчик не знал, что, хотя слово "мадан" является наиболее очевидным переводом слова "ученый", в данном случае оно не подходит - кот не является служащим академии наук, а просто много знает, и слово тут нужно другое. Но другое не получилось. Мальчик почесал в затылке и ответил на вопрос офицера: 
- Хатуль мадан. 
Офицер был израильтянином. Поэтому приведенное словосочетание значило для него что-то вроде "кот, занимающийся научной деятельностью". Хатуль мадан. Почему козявка, повесившаяся на дереве, занимается научной деятельностью, и в чем заключается эта научная деятельность, офицер понять не мог. 
- А что он делает? - напряженно спросил офицер. 
(Изображение самоубийства в проективном тесте вообще очень плохой признак). 
- А это смотря когда, - обрадовался мальчик возможности блеснуть интеллектом. - Вот если идет вот сюда (от козявки в правую сторону возникла стрелочка), то поет песни. А если сюда (стрелочка последовала налево), то рассказывает сказки. 
- Кому? - прослезился кабан. 
Мальчик постарался и вспомнил: 
- Сам себе. 
На сказках, которые рассказывает сама себе повешенная козявка, офицер душевного здоровья почувствовал себя нездоровым. Он назначил с мальчиком еще одно интервью и отпустил его домой. Картинка с дубом осталась на столе. 
Когда мальчик ушел, кабан позвал к себе секретаршу - ему хотелось свежего взгляда на ситуацию. 
Секретарша офицера душевного здоровья была умная адекватная девочка. Но она тоже недавно приехала из России.
Босс показал ей картинку. Девочка увидела на картинке дерево с резными листьями и животное типа кошка, идущее по цепи. 
- Как ты думаешь, это что? - спросил офицер. 
- Хатуль мадан, - ответила секретарша. 
Спешно выставив девочку и выпив холодной воды, кабан позвонил на соседний этаж, где работала его молодая коллега. Попросил спуститься проконсультировать сложный случай. 
- Вот, - вздохнул усталый профессионал. - Я тебя давно знаю, ты нормальный человек. Объясни мне пожалуйста, что здесь изображено? 
Проблема в том, что коллега тоже была из России...
Но тут уже кабан решил не отступать. 
- Почему? - тихо, но страстно спросил он свою коллегу. - ПОЧЕМУ вот это - хатуль мадан? 
- Так это же очевидно! - коллега ткнула пальцем в рисунок.- Видишь эти стрелочки? Они означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. А когда налево...

Не могу сказать, сошел ли с ума армейский психолог и какой диагноз поставили мальчику. Но сегодня уже почти все офицеры душевного здоровья знают: если призывник на тесте рисует дубы с животными на цепочках, значит, он из России. Там, говорят, все образованные. Даже кошки.

Dormiunt aliquando leges, nunquam moriuntur.

Пупс's picture
Submitted by Пупс on Fri, 25/08/2017 - 21:33.

Все уважаемый коллега, я нашел неоспоримые источники!!!!

Славяне отличались большим гостеприимством. Гостю отводилось лучшее место в доме и отдавались лучшие куски. Позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника. Позволялось даже любимую жену отдавать гостю.

   Но какой счет потом представлялся гостю, неизвестно историкам.

   Должно быть, счет представлялся порядочный. Это видно из того факта, что к славянам не часто ездили в гости.

http://royallib.com/read/teffi_nadegda/vseobshchaya_istoriya_obrabotanna...

grunmouse's picture
Submitted by grunmouse on Fri, 25/08/2017 - 10:56.

Однако  все  эти  фигуранты   сообществом    лишались   человеческого   статуса

Стандартный пропагандистский приём. Демонизация противника.

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 11:40.

Однако  людоеды  -волшебники  в зап. европе не исключались  из  людского  сообщества...  Вот  цеппелин  упомянул  кота-баюна  а   прокруст(с  своим  ложем)  вполне   человек (видно то что  он творил  не  нарушало общепринятой  западной  морали... только  как   предупреждение  - "не  щёлкать  клювом"  в  отличии  от  славянского  баюна  который  перестал   признаватся  человеком)

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on Fri, 25/08/2017 - 12:26.

(флегматично) Соловей-разбойник вполне себе жил в тереме, имел семью, да и очевидно воспринимался человеком - у него даже отчество было, не забываем! И что вы из этого выведете про древнеславянскую мораль, а?

Тот самый Граф Цеппелин

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 21:40.

А что  выводить  из   более - менее  реальных   и исторических  былин   богатырского  цикла - что   обычный  грабитель  с  какой то  высокотехнологичной  свистулькой должен   стать  ураганом? или   драконом?В "нелюдь"  превращается  тот  кто нарушает   моральные  нормы... А  соловей-разбойник  может  и не  разбойник  а    альтернативный  богатырь  (вот   есть  слухи  что  он был  из мордора  пардон  мордвин...)

frog's picture
Submitted by frog on Fri, 25/08/2017 - 11:47.

  Пардон, а каким образом Прокруст попал в западноевропейскую культуру? Древние греки("и хрен с ними") как бы не совсем европейская мифология.... Ну или я, как обычно, ошибся))))

frog

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 12:07.

А с какого  боку  рабовладельческая  греция     к   общинной   словении?  Латинняне  -это   фундамент  зап.цивилизации, а латины  подражали  и учились  у др.греков.  wink

frog's picture
Submitted by frog on Fri, 25/08/2017 - 12:18.

   О том, что западники, про которых мы говорим, как минимум католики, а греки.... То да. Уж не говоря пронекоторую разницу в "возрасте".

frog

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 21:11.

Ну  коллега?  мне  даже  неудобно  спускатся  до  учебника   5кл   где   ясно   написано   что  древн.греки   и  латиняне  -язычники,  и  в  принципе  религия   ничего  не поменяла

frog's picture
Submitted by frog on Fri, 25/08/2017 - 21:22.

   Коллега, коль скоро у вас без разницы, каким образом религия влияет на modus vivendi социума, тогда бешенно извиняюсь за беспокойствоcrying. Удачи вам в поисках просветленного народа-богоносца...

frog

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 22:48.

Удачи вам в поисках просветленного народа-богоносца...

 

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on Thu, 24/08/2017 - 19:06.

Cовершенно  не в курсе...  единственно  помню  в мультфильме   про пионера  вовочку  он(или  не  он  ?)  птичек  присыплял.

Так вот сначала выясните вопрос.

  Обобщаю  -вся  нечесть  в  славянском   сообществе  задолго  до   "христианизации"  получала резко  отрицательную  характеристику  и  принадлежала  к  зверью, даже  не зверью  а хуже    т.е.  автоматом   подлежало  уничтожению...  Совершенно  не  помню  волшебников(добрых)   в русских   сказках    вернее  всё  волшебство   это  оплата   чего  либо  (и    русские добрые волшебники  это  не  люди  а   сама   природа...  лебедь,  щука,  яблынька ,конь)

Опять-таки неверно. Богатырь Вольга Святославович (один из древнейших персонажей в славянском фольклоре) был чародеем и оборотнем, понимавшим язык зверей и птиц и умевшим превращать себя и других в различных существ (в одной легенде он превращает свою дружину в муравьев, чтобы незаметно преодолеть крепостные стены).

Вы попросту даже не пытались изучить вопрос, поэтому и говорите глупости.

Тот самый Граф Цеппелин

ser.'s picture
Submitted by ser. on Thu, 24/08/2017 - 21:43.

Вы   спорите  по   непринципиальным    вопросам  а главные  игнорируете...  

В  зап.европе  убить   чужака   обычай,   а  чужак   это  может   человек   через   одно   послеление...  кругом   враги ,  через  пятдесят  км   уже   может   другой   язык    и   совсем  другая   ситуация  в восточнославянской   среде  -   принимают  всех и  со временем  всё приходит к одному  знаменателю... мирное  сосуществование   не  то что  на  уровне  поселений  на  уровне   областей (княжеств,племён  в том  числе  и очень  разных)

Вот  эти  свидейтельства  геноцида    по   верхнему   течению  рейна   это  же   илюстрация    людоедских   обычаев (и  как  раз  в области   рождения   германской  нации)     и   стопудово  будь   такие   людоедские   замашки   у предков  восточных   славян   германия  бы   кончалась   бы   где нибудь   у границ   китая...  Более  сильный  людоед   побеждает      слабого  людоеда.  Вот  пруссы  что  то  диковаты  были(краем  уха  и человеческие  жертвоприношения  у них   были)    недалеко   и всякие  гордые  эсты,  фины, латыши   ушли   и   итог?   прусов  нестало   а все  остальные   сбереглись   чудом  только  из за  наличия  контрсилы препятствующей  распространению   людоедской  морали.

   И не  видеть  разницы  в  этой  морали,    не видеть  разницы   в  легендах  и сказках  это  тяжёлый  случай.

  

grunmouse's picture
Submitted by grunmouse on Fri, 25/08/2017 - 11:01.

кругом   враги ,  через  пятдесят  км   уже   может   другой   язык

Закономерный эффект затруднённости сообщения в следствие расчлёнённости местности. Языки разделяются не расстоянием, а, как правило, горами.

Это не специфическая европейская черта, такое везде, где рельеф диктует.

 

в восточнославянской   среде  -   принимают  всех и  со временем  всё приходит к одному  знаменателю

Пруфы будут?

ser.'s picture
Submitted by ser. on Fri, 25/08/2017 - 11:33.

Пруфы будут?

Шойгу   это  не исключение  это  тысячилетнее  правило...

 

кругом   враги ,  через  пятдесят  км   уже   может   другой   язык

Закономерный эффект затруднённости сообщения в следствие расчлёнённости местности. Языки разделяются не расстоянием, а, как правило, горами.

 Германия    и  Россия     нету  тверского  и  московского  языка...   и  в срение  века  поляки   и руские  прекрасно  понимали  друг друга  и  гор  между  ними  небыло...  так что  первична   вражда.

Пупс's picture
Submitted by Пупс on ср, 23/08/2017 - 21:43.

А знаете может Вы и правы! И сказака про лед во время ледового побоища просто прикрытие !!!wink

NF's picture
Submitted by NF on Mon, 21/08/2017 - 14:41.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.