Одна ошибка для трех кораблей

26
8

Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги. Ранее в данном материале

В помощь альтернативщику. Вооружение кораблей РИФ в конце 19-го – начале 20-го века. Часть 1 — орудия калибром от 305 до 203 мм.

я уже отмечал ошибку с изображениями башен броненосцев «Победа», «Император Александр III» и «Князь Суворов» в трудах некоторых исследователей истории флота. Кратко повторюсь, в чем именно она заключалась.

Так, В.Ю.Грибовский в книге «Эскадренные броненосцы типа «Бородино». Герои Цусимы», выпущенной в 2012 году, приводит на странице 47 якобы чертеж башен Путиловского завода для «Императора Александра III» и «Князя Суворова». Но на самом деле на чертеже изображена кормовая башня «Победы». Об этом свидетельствует и цифровая разметка шпангоутов под ней, соответствующая именно расположению кормовой башни на броненосцах типа «Пересвет», и расстояние между колпаками наводчиков и командира башни (на башнях «Победы», как видно по иным чертежам и фотографиям, они были расположены ближе друг к другу, чем на «Суворове» и «Александре»), и форма барбета («ступенчатый» с равной по толщине броней нижнего и верхнего колец, а не прямой с более тонким нижним кольцом).

 

Башня Александра и Суворова-Грибовский

Башня Александра и Суворова-Грибовский

Эту же ошибку с изображением башни Путиловского завода, в действительности принадлежащей «Победе», допустил и Р.М.Мельников в своей книге «Броненосцы типа «Бородино».

Башня Александра и Суворова-Мельников

Башня Александра и Суворова-Мельников

Вторая часть данной ошибки по прихотливому изгибу судьбы нашла отражение в книге В.Я.Крестьянинова и С.В.Молодцова «Броненосцы типа «Пересвет», выпущенной в 2013 году. А равно и во всех прочих более ранних изданиях труда данных авторов об указанных кораблях. Непосредственно же в издании 2013 года на странице 56 приведен якобы чертеж башни Путиловского завода для броненосца «Победа». Однако на самом деле там изображена кормовая башня «Императора Александра III» и «Князя Суворова» – и все сказанное выше про отличия этих башен можно уже не повторять, а просто отзеркалить в обратную сторону. Плюс в этом чертеже на мысль об ошибке наталкивало и явно показанное на плане бронирование батарейной палубы в районе башни, чего на броненосцах типа «Пересвет» уж точно не было.

Башня Победы-Крестьянинов-Молодцов

Башня Победы-Крестьянинов-Молодцов

А вот откуда у этой ошибки ноги растут, выяснить удалось благодаря ознакомлению со старым, издания 1931 года, но как раз в силу своего возраста, можно сказать, уже «классическим» справочником А.Г.Дукельского «Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России 1886-1917 гг.». И, как оказалось, именно там эти чертежи и были перепутаны, как видимо, впервые – а уж потом данную ошибку старательно растиражировали все прочие авторы, пишущие о флоте. Причиной тому был факт отсутствия в распоряжении Дукельского, по его собственному признанию в предисловии к указанному справочнику, достаточно подробных сведений о башнях Путиловского завода (в отличие от башен Металлического завода, которые он как сотрудник данного предприятий знал достаточно хорошо).

Башня Александра и Суворова-Дукельский

Башня Александра и Суворова-Дукельский

Башня Победы-Дукельский

Башня Победы-Дукельский

 

В части чертежей башен «Императора Александра III» и «Князя Суворова» эта ошибка была наконец-то исправлена в книге А.Кудрявского «Эскадренный броненосец «Император Александр III». В ней помимо верных чертежей самих башен приведены также продольное сечение и сечение по батарейной палубе, на которых четко видно, что ступенчатой формой барбетов башен ГК у указанных броненосцев и не пахло. Они, как и у «Славы», «Орла» и «Бородино» с их башнями Металлического завода, создававшимися по тому же самому техническому заданию, имели прямую без «уступов» форму до самой нижней палубы.

Башня Александра и Суворова-Кудрявский

Башня Александра и Суворова-Кудрявский

Башня Александра и Суворова-Кудрявский-1

Башня Александра и Суворова-Кудрявский-1

Чертеж Александра-Кудрявский

Чертеж Александра-Кудрявский

Чертеж Александра-Кудрявский-1

Чертеж Александра-Кудрявский-1

 

А вот с «Победой» окончательно определиться помогли недавно найденные мной на цусимских форумах чертежи данного броненосца, составленные японцами после его подъема в Порт-Артуре. И на них, в свою очередь, барбеты ГК, составленные из двух разных по диаметру броневых колец, вполне явно просматриваются.

ЭБР Победа - японский чертеж-1

ЭБР Победа — японский чертеж-1

ЭБР Победа - японский чертеж-2

ЭБР Победа — японский чертеж-2

ЭБР Победа - японский чертеж-3

ЭБР Победа — японский чертеж-3

ЭБР Победа - японский чертеж-4

ЭБР Победа — японский чертеж-4

Посему для себя лично данную ошибку смею считать окончательно подтвержденной и столь же окончательно устраненной.

С уважением. Стволяр.

С иллюстрациями к данной статье в более крупном разрешении традиционно можно ознакомиться здесь:

https://stvolar.livejournal.com/25235.html

P.S. Приношу свои извинения за ряд иллюстраций из книги Кудрявского. В силу отсутствия под рукой сканера пришлось предаваться лютым извращениям с фотографиями, сказавшимся на качестве соответствующих картинок.

20
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
8 Цепочка комментария
12 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
9 Авторы комментариев
VandalanzarСтволярСЕЖBull Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Юра 27

Молодца !!!

byakin

впечатляющая работа, уважаемый коллега. хорошее подспорье для флотофилов

Vandal
Vandal

Есть еще такая фотка «Победы»comment image на ней очень хорошо видны колпаки. Похоже, Вы правы, башни перепутаны: на фотографии видно, что задний колпак выше передних или вровень с ними,, а по чертежам Крестьянинова и Молодцова должен быть ниже.

Андрей Толстой

Уважаемый коллега Стволяр,
Как всегда интересно и познавательно ++++++++++++++!!!
С уважением Андрей Толстой

NF

++++++++++

anzar

+++ уважаемый коллега Стволяр за разгадки «башенного детектива» Задам вам (как знатоку) несколько мелких вопросов
1. Почему на чертежах «Башня Александра и Суворова-Кудрявский» на продолного разреза снарядный стелаж высотой в 5 рядов, а на поперечнего- 3, от силы 4. А на попер. рзреза носовой башни Бородино нарисованы аж 7 рядов. Как ето- они не круговые?
2. Как оканчиваются те бимсы палуб, которые пересекаются барбетом- подкрепления ест, но кругового профиля не видно, т.е каждая стойка- сама за себя? Сама броня подачи нарисована от палубы до палубы… Т. е. как обезпечивается жесткость палуб у кругового выреза.
с ув. анзар

Bull

Нет никого более профессионального чем фанатичный любитель — ибо самообразование самое эффективное образование. Коллега вы ЭКСПЕРТ+++++++++++++++++

СЕЖ

++++

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить