О рисовании

Апр 6 2017
+
17
-

 

Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.

Неандертальцы, даром что являлись подвидом человека разумного, рисовать не умели – так, линии, черточки, точки… шимпанзе тоже так могут. Первые нормальные рисунки, которые нам известны, были сделаны homo sapiens sapiens в Африке 40 тыс. лет назад, гораздо позже – в Австралии (22 тыс. лет) и в Америке (13 тыс. лет). Но это в основном неуклюжие каракули, напоминающие творчество сохранившихся до нашего времени дикарей – абстрактные орнаменты, стилизованные уродцы, человечки в стиле ручки-ножки-огуречик… Детское мышление. Исключение – Европа, где 34 тысячи лет назад вместе с кроманьонцами появилась настоящая живопись.

Лошадь. Неизвестный художник, Ласко, ок. 20 000 лет до н. э.

Они наверняка рисовали не только в пещерах, и уж конечно, в этих самых пещерах не жили – имеющие отношение к спелеологии меня поймут без дополнительных разъяснений – просто время пощадило лишь подземные изображения, укрытые от разрушающего действия климата и микроорганизмов.

На неровных сводах животные часто помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком – дело в том, что пещерные изображения – это не просто картины. Они приспособлены к изгибам, выступам и трещинам той скалы, на которую они нанесены, используют ее фактуру и цветовую гамму. Попытки воссоздать их на макетах (искусственные пещеры для туристов Альтамира-2 и Ласко-2) показали всю сложность этого процесса. 

Рисунки жестко привязаны к определенным местам пещер. Содержание рисунков определяется звуковым фоном: изображения копытных животных располагаются в наиболее шумных, а кошачьих – в наиболее тихих участках пещер. Само пространство пещер, где имеются рисунки, статистически достоверно подразделяется на семь зон: 

  • – вход с отдельными изображениями, 
  • – повороты галерей и сужения между залами (иногда каждый поворот отмечается фигуркой другого животного); 
  • – входы в ниши основных залов; 
  • – зона с последними рисунками; 
  • – центральные части стен в залах или расширениях; 
  • – периферийные части центральных стен; 
  • – центральное пространство в нишах. 

Количественное соотношение сюжетов и порядок их расположения на стенах пещер подчинены единому канону, обязательному для всех палеолитических художников Европы. 

Кроме рисунков, на стенах пещер встречаются идеограммы (знаки-указатели). Они могут быть очень простыми – вертикальная или горизонтальная черта, нечто, напоминающее наконечник стрелы или дротика, или более сложными (предполагается, например, что единичный силуэт у входа в пещеру имеет запретительное значение).

Центр этой культуры находился где-то в окрестностях Пиренеев. В одной Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Альтамира и Ласко – только самые известные из них. «Филиалы» же этой школы живописи имелись от Испании (Гибралтарская) до Индии (Бимбетка, Кришны), от Италии и Греции (Басуа и Левкадская соответственно) до Урала (Капова, Игнатьевская, М. Сыя). Все рисунки слеланы между 34 и 15 тыс лет до н. э. 

Мы очень мало знаем о той эпохе. Генетически они были людьми, причем европейского типа, практически не отличавшимися от нас с вами. Они не обрабатывали металл, они не строили городов, у них не было табу на каннибализм. И они поддерживали единую культуру на пространствах от Испании до Индии двадцать тысяч лет – вся история современного человечества от Древнего Египта до наших дней, со всеми становлениями и падениями империй, короче в три раза.

Это не были замерзающие голодные дикари, замирающие по ночам в ужасе перед ночными хищниками – эти люди сжили со свету неандертальцев, гораздо более крепких физически и лучше приспособленных к холодному климату Европы. Они имели достаточно свободного времени, а главное – их мышление не было мышлением дикаря. Это была цивилизация, не похожая на те, которые мы знаем из аграрного периода человеческой истории, непохожая на все, что мы можем себе представить. Совсем другая.

А потом, 15 тысяч лет назад, живописные приемы внезапно были забыты, подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите – снова только неуклюжие каракули. То же самое произошло и с другими предметами материальной культуры – словно все накопленные тысячелетиями опыт и мастерство оказались утрачены…


источник: http://haritonoff.livejournal.com/72783.html

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
redstar72's picture
Submitted by redstar72 on вс, 09/04/2017 - 23:47.

Неандертальцы, даром что являлись подвидом человека разумного...

Эмм... насколько я знаю, подавляющее большинство антропологов уже давно считает, что неандерталец никакой не подвид и даже не предок, а самостоятельный вид.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on вс, 09/04/2017 - 17:34.

А потом, 15 тысяч лет назад, живописные приемы внезапно были забыты, подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите – снова только неуклюжие каракули.

А позже люди попросту выбрались из пещер, и возможно рисовали в своих домах, шатрах вигвамах.

 

 

Ду-Ул's picture
Submitted by Ду-Ул on Fri, 07/04/2017 - 19:43.

А потом, 15 тысяч лет назад, живописные приемы внезапно были забыты – словно все накопленные тысячелетиями опыт и мастерство оказались утрачены…

 

Ну, вообще-то в этом нет ничего удивительного. Потому как примерно в это время (14-12 тысяч лет назад) произошло катастрофическое Событие, которое привело к вымиранию мегафауны и резкому сокращению человечества. По разным теориям это могли быть: взрыв сверхновой, падение метеорита, расширение гидридов ядра Земли (теория Ларина). Но что бы это не было - история человечества изменилась и пошла совсем по другому пути.

И. К.'s picture
Submitted by И. К. on Fri, 07/04/2017 - 21:04.

 

Примерно в это время, (14-12 тысяч лет), а точнее, 12 тысяч лет назад произошло наступление голоцена в котором мы успешно прживаем. Сиречь, очередное потепление в целом ледникового плейстоценового периода. Считать ли это "событие" катастрофическим? Не более, чем любое другое потепление плейстоцена.

А вот резкое сокращение человечества? Источник можно? Что-то не припоминаю, наоборот, с наступлением голоцен начался резкий рост человечества.

Пы. Сы. У одного меня в картиках  среди наскальных бизонов затесалась картечница Гатлинга?

Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно.
 
Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Fri, 07/04/2017 - 17:35.

yes!!!

NF's picture
Submitted by NF on Thu, 06/04/2017 - 16:04.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

товарищ Сухов's picture
Submitted by товарищ Сухов on ср, 05/04/2017 - 23:10.

cheekyСапковский. "Башня ласточки". Цитата:

То, что заканчивал изображать эльф, оказалось стилизованным животным, скорее всего бизоном. Однако пока что готов был лишь его контур — от внушительных рогов до не менее изумительного хвоста. Геральт присел на предложенный камень и поклялся себе быть терпеливым и смирным — по мере возможности.

Эльф, тоненько посвистывая через сжатые зубы, погрузил кисточку в плошку с краской и быстрыми движениями выкрасил своего бизона в фиолетовый цвет. После недолгого раздумья намалевал на боку тигриные полосы. Геральт молча смотрел.

Наконец эльф отступил на шаг, рассматривая наскальную фреску, уже полностью изображавшую охотничью сцену. Фиолетово-полосатого бизона дикими прыжками преследовали тощие, нанесенные неряшливыми мазками кисти фигурки людей с луками и копьями.

— И что это должно изображать? — не выдержал Геральт.

Эльф мимолетно глянул на него, сунув чистый конец кисточки в зубы.

— Это, — известил он, — доисторическая картина, выполненная первобытными людьми, обитавшими в сей пещере тысячи лет назад и занимавшимися в основном охотой на теперь уже давно вымерших фиолетовых бизонов. Некоторые из доисторических ловчих были художниками, ощущали необоримую потребность адекватного отображения действительности. Увековечения того, что у них в душах играло. В меру сил и способностей, конечно.

— Захватывающее зрелище.

— Именно что так, — согласился эльф. — Ваши ученые годами ползают по пещерам в поисках следов первобытного человека. И всякий раз, когда находят таковые, аж прыгают от восторга, поскольку находят доказательство тому, что на этой земле и в этом мире вы никакие не приблуды. Доказательство тому, что ваши предки якобы обитали здесь от начала времен, а стало быть, этот мир принадлежит их наследникам, то бишь вам. Ну что ж, каждая раса имеет право на какие-нибудь корни. Даже ваша, человеческая, корни которой, что бы кто ни говорил, искать следует на верхушках деревьев. Хо, смешной каламбур, не считаешь? Достоин быть эпиграммой. Ты любишь легкую поэзию? Как думаешь, что бы тут еще дорисовать?

Dormiunt aliquando leges, nunquam moriuntur.

byakin's picture
Submitted by byakin on Thu, 06/04/2017 - 05:17.

кроманьонцы съели не только неандертальцев, но еще и эльфов

В словосочетании «альтернативная история» многие авторы упирают на слово «альтернативная», совершенно забывая про слово «история»; МОДЕРАТОР

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Mon, 10/04/2017 - 02:27.

"... Почти без стука, почти без звука, пустили в действие дубинки из бамбука. Тюк прямо в темя и нету ... эльфа...". Ранний Высоцкий.

grunmouse's picture
Submitted by grunmouse on Thu, 06/04/2017 - 12:12.

Эльфов использовали как запас. Они долго не портятся.