Выбор редакции

О реформах и правлении Лжедмитрия I в альтернативе «Что, если? Россия после победы Самозванца»

17
9

Данный комментарий коллеги AlexandrK к статье «Что, если? Россия после победы Самозванца» мне показался очень интересным, и я разместил его отдельной статьей (byakin).

«Хотя первое время преподавателей пришлось приглашать из всех стран Европы, вскоре Университет в Москве стал одним из крупнейших в Восточной и Северной Европе»

Чтобы стать крупнейшим, нужно, чтобы доктора и магистры предпочли ехать в «дикую Московию» (с) заместо Кракова, Уппсалы да Печа. Для этого им нужно предложить очень выгодные условия. Где деньги брать? Или автор за счет качества количеством будет брать?

Обычный набор факультетов в тогдашних университетах – богословский, медицинский, юридический. Первый – понятное дело, вообще мимо. Второй – как поспособствует быстрому продвижению в чинах, чтобы туда «ринулись учиться»? Докторов на госслужбу возьмут, обеспечив их жалованьем? Третий – а европейские учителя разбираются в русском праве? Допустим, через пару лет разберутся настолько, чтобы преподавать его. А кому? Наберут на первый год полсотни студиозусов, научат, выпустят … всё. Эти полсотни тогдашнюю потребность русского государства в бюрократии покроют с перебором. Это еще не учитывая, что прежних дьяков с подьячими нужно на улицу выбрасывать. С боярами заодно. Они будут очень рады.

« … отныне всякий отрок мог получить знания русской грамоты и основ арифметики»

Эти школы за чей счет? Тоже государства? Или церкви? Она будет очень рада. Но еще больше она будет озадачена – и совершенно справедливо – а зачем всем этим крестьянам грамота и арифметика? Подавляющее большинство из них за всю свою жизнь дальше нескольких соседних деревенек ни разу не выедет и книгу в глаза не увидит.

«Он отменил указ царя Фёдора Иоанновича о запрете Юрьева дня и восстановил право крестьян уходить к другому землевладельцу»

Цари русские не по злобе душевной в переходах крестьян ограничивали.

Это конец всем мелким землевладельцам. То есть, конец русскому войску. Да и крупным тоже не поздоровится.

«Освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне ринулись в города, где новые рабочие руки много способствовали росту ремёсел и торговли»

Они туда с украденными господскими деньгами и с прирожденными навыками ремесла и торговли ринутся? Если нет, то там их ждет только сума. А позже – и тюрьма, поскольку этих нищих безработных бродяг вскорости начнут вылавливать по типу английских законов против бродяг и отправлять куда-нибудь типа каторги, но больше – вешать, ибо работных домов на Руси пока нет, и большинству просто работу дать неоткуда. Даже только за пайку.

«Посмотрев, как устроена торговля в Речи Посполитой, Дмитрий лично убедился в полезности привилегий городам и купечеству. Уже в 1609 году Архангельску, Новгороду, Пскову и Астрахани было даровано Магдебургское право»

Не знаю, как во всей Речи Посполитой, а на Литве Магдебургское право заменил Литовский Статут 1588 года. Посему, при блаженной памяти государе-императоре Николае I уже, когда вознамерились указанием Сената в 1827 году применить местными судами в спорах горожан магдебургское право, за отсутствием сих законов в писаном виде во всех почти городах литовских, от мысли этой решили отказаться. Заодно государь-император принял мудрое решение впредь и Литовским статутом не пользоваться.

Да и отменялось оно по всей Европе в указанные как раз века. Ибо соответствовало феодальным порядкам больше, нежели зарождавшимся национальным абсолютистским государствам. В Польше разве что и сохранилось.

«Дворяне вместо участия в ополчении были теперь обязаны служить в регулярной армии, в должностях офицеров стрелецких или рейтарских полков»

Сколько тех стрелецких полков было? И сколько в них офицерских должностей? Порядка 500 – 1000. Рейтарских полков не будет. Ибо создание их потребует громадных денег. Даже Петр через сто лет с одними драгунами воевал – то есть, обычная пехота плюс абы какие лошадки.

«Чтобы решить проблему избытка благородного сословия, по польскому образцу начали формироваться гусарские хоругви — в них дворянину считалось незазорным служить на рядовой должности «товарища».

Во-первых, как это «решит проблему избытка благородного сословия»? Благородное сословие в поместном войске службу несет. Если их перекинуть в гусарские хоругви – что поменяется?

Во-вторых, товарищи со своим вооружением и со своими пахоликами приходили к ротмистру, включались в состав роты и служили, получая жалованье. Точно также дворяне и дети боярские приходили к воеводе со своим вооружением и своими послужильцами и включались в состав земских сотен. В чем разница? По сути, ни в чем. По мелочи – русские дворяне за службу получали натурой — поместья, денежный оклад был придатком, да и не всем давался. Русские дворяне были победнее, поэтому ооочень мало кто мог позволить себе вооружиться на уровне польского гусара, да еще «пахоликов» почти так же вооружить. Большинство подавляющее в одиночку в бехтерце и саадаке или с 1-2 послужильцами в тегиляях службу несло. И оттого, что их назовут гусарами, соответствующий комплекс вооружения с неба им не свалится.

Итогом сей реформы будет создание четырех-пяти гусарских хоругвей.

«Экономическое положение страны при новом царе улучшилось»

Ну-ну-ха-ха.

6
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
5 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
6 Авторы комментариев
doktorkurganst .matrosAlexandrKAnsar02W_Scharapow Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
NF

++++++++++

W_Scharapow

Хорошо прописано

Ansar02

Согласен. Но никто не мешает идеи, изложенные в АИ, реализовывать не столь радикально, а соразмерно и бюджетным возможностям и потребностям государства, причём не только насущным, но и на перспективу. Вектор-то в принципе, задан правильный.

st .matros

Ну, Богословский факультет, это, пожалуй, даже хорошо… в тех условиях, ессно. Именно на Богословском изучался такой предмет как философия, а в курс философии Аристотеля и входили все естественные науки кроме астрономии. А кроме того изучались все схоласты имевшие несчастье прокомментировать античного титана мысли:))) М=До наших дней дошел рукописный учебник физики по Аристотелю написанный братьями Лихудами . В первых девяти главах первой книги этого учебника разбирается и излагается учение о началах естественных , т.е.вся онтология Аристотеля с его учением об материи и форме . В второй и третьей книге излагается и разбирается учение Аристотеля об четырёх основных видах причин и учение об страданиях тел — т.е. учение об количестве , качестве , движении , месте и времени . Затем следуют книги посвященные «частной физике» , т.е. подробный и комментированный пересказ всех натуралистических сочинений Аристотеля о природе . Здесь самым подробным образом излагается и комментируется вся космологическая система Аристотеля , объясняющая весь Мир-Космос , как шарообразную конструкцию из четырёх низших начал ( земли , воды ,воздуха и огня ) и высшего начала -эфира ( или квинтэссенции ) образующего небо . Из которых шарообразная Земля , как самое твердое и тяжелое начало занимает центральное место во Вселенной . Что изменится, когда появится университет?… Подробнее »

doktorkurgan

Плюс к этому можно будет предположить неплохое такое удушение в обьятьях от польского короля с деликатной просьбой отдать немножко «кемска волость».
Да и подключившееся к процессу польское дворянство будет сильно желать каких-нибудь земель и хлопов. И чего государю Дмитрию при таких раскладах делать?

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить