Несостоявшаяся альтернатива Panzer IV – проект танка VK 2801

Май 1 2013
+
10
-

В статье посвящённой альтернативному Pz III коллега knyaz упомянул, что существовала реальная альтернатива Pz IV – танк VK-2801. Представляю вашему вниманию статью об этой машине.

Я как то писал в своих статьях о полезности в деле популяризации истории танкостроения игры World of Tanks. Я не отказываюсь от своих слов, но в данном случае игра очень сильно помешала поиску информации по этой машине. Все первые страницы поисковиков плотно оккупировали различные фан-сайты по WoT. И очень трудно было найти информацию о реальной машине.

Итак. В 1943 году, немецкие военные, уже отчётливо ощущали, недостатки конструкции Pz IV, особенно по сравнению с нашими новейшими модификациями Т-34 (справедливости ради, нужно отметить, что это они ощущали с первого дня войны), в плане дальнейших модернизаций и усиления своего основного среднего танка. По своим ТТХ, Pz IV могли бы заменить Пантеры. Но, первые же бои показали, что конструкция Пантеры, очень и очень сырая и нуждается в длительном процессе доработки и модернизации. Да и цена машины оказалась, просто запредельной. Что не могло не сказаться на её будущих тиражах. Поэтому потребовалась какая то недорогая альтернатива заслуженной машине.

Изначально, с большой натяжкой, в качестве таковой рассматривалась опытная модель танка VK 1602 «Леопард». Но машина получилась уже слишком лёгкой. И если могла кого то заменить, то только Pz III.

Известно, что проектов с обозначением VK 2801 у немцев было два.
1. «Тяжелый» разведывательный танк (доработка Леопарда) предложенный фирмой Daimler-Benz в июле 1942 года. Проект был сразу отклонен, поэтому детали его не прорабатывались. Единственные известные подробности это двигатели Maybach HL 230 (700 л.с.) или МВ 507 (600 л.с.) и бронирование превосходящее пантеру (лоб 80, борт 50).
Чтобы разобраться с тем как этот танк должен был выглядеть, нужно вспомнить историю создания VK1602 (Леопарда). Изначально, этот танк проектировался в пару к Пантере как разведчик боем в соединениях «линейных» танков (и был в значительной степени с Пантерой унифицирован). От Пантеры он отличался более слабым вооружением и более сильным бронированием (лоб 80, борт 40). Соответственно, проектированием занимались те же фирмы что проектировали будущую  Пантеру Daimler-Benz и MAN (впоследствии MAN передала доработку Леопарда фирме MIAG). Даймлеровский Леопард по форме корпуса и компоновке копировал VK 30.01 (D). И выглядел примерно так:

После того как проект VK 30.01 (D) был закрыт, Леопард этой фирмы автоматически выбыл из конкурса.  А после того как бронирование лба Пантеры дорастили до 80 мм, прикрыли и Миаговский Леопард. Фирма MIAG пыталась спасти свой проект, превратив его в общевойсковой разведчик, при этом сильно облегчив: лоб 50, борт 30 (этот вариант представлен в игре). Однако Даймлеровцы пошли другим путем, попытавшись вновь обогнать Пантеру по толщине брони. Они реанимировали своего Леопарда под обозначением VK 2801, дорастив лоб до 90 мм. Получавшийся «тяжелый» разведчик безоговорочно зарубили. Кстати, официально идентификатор VK 2801 ему так и не присвоили.

2. Второй раз обозначение VK 2801 использовали в июне 1943 года применительно к программе создания нового многоцелевого шасси (среднего танка, зенитного танка, истребителя танков, Арт. сау), призванного заменить в производстве тройки и четверки. Разработка принадлежала фирме Крупп. Ведущее и ленивец предполагалось использовать от четверки, а все остальные элементы шасси изготовить заново. Траки шириной 600 мм. Катки диаметром 700 мм. Новая трансмиссия Олвар 55 11 17. Двигатель Argus12LD 330H (550 л.с.). Бронирование ВЛД и НЛД 50 мм, борта 30 мм. На линейном танке предполагалось использовать башню от четверки оснащенную Пантеровской ком. башенкой.

Что же мы видим на игровой модели? На сей раз разработчики не ограничились насильственным скрещиванием ежа с ужом, а организовали самую настаящую групповуху (ибо в процесс вмешался некто третий).
1 От даймлеровского проекта мы получили 700 сильный Maybach HL 230 и само упоминание о том что под обозначением VK 2801 скрывается разведывательный танк.
2 От крупповского проекта позаимствовали четверочную башню с ком. башенкой от Пантеры (которая является его уникальной особенностью).
3 А вот внешний вид модели сдернули с одного забавного рисунка.


Одна беда, к реальности (как и к проекту VK 2801) этот рисунок не имеет отношения. Состряпали эту фантазию, в числе многих других, фанаты на сайте www.achtungpanzer.com. Причем в рисунке используются комплектующие появившиеся уже после того как Даймлеровский проект (а больше разведчиков под обозначением VK 2801 не было) был похоронен. К примеру: поздний ленивец от Пантеры, тигриные катки с внутренней амортизацией.
Кстати, башня на нем вообще от VK 1301(VK903b). Башня картонная и без крыши.
И есть еще один вопрос к этой забавнейшей модели. На крыше моторного отсека расположены две выхлопные трубы и две стандартных, Пантеровских, бронировки отверстий забора воздуха в систему охлаждения (кстати, от модификации G, появившейся, опять таки, уже после закрытия проекта VK 2801), и все. Вопрос залу - а как воздух забирается (и для двигателя, и для системы охлаждения), ведь вентиляторы создающие тягу отсутствуют? Благодаря духу святому? И главное (если допустить что вентилятор скрыт в корпусе) куда этот воздух потом девается?

Ну и в самом конце предлагаю вам оценить альтернативные модификации данной машины созданные разработчикаи упомянутой выше игры World of Tanks.

1. С 7,5 cm пушкой KwK 37 L/24 (в РИ устанавливалась на Pz IV первых модификаций)

Что касается данной пушки, то не думаю что она бы могла при каких бы то ни было условиях появиться на данной машине. Всё-таки, к 1945 году, да и гораздо раньше, она полностью себя изжила в качестве танкового орудия. Хотя в качестве эрзаца для старых машин которые ещё были в строю были разработаны камулятивные снаряды, которые давали хоть какой то шанс устаревшим Pz IV в танковой дуэли. Но не думаю, что бы кто-то её ставил на новые машины.

2. С 7,5 cm пушкой KwK 40 L/43

По этому орудию у меня то же большие сомнения так как ещё с 1943 года существовала, более современная, длинноствольная модификация данной пушки.

3. С 7,5 cm пушкой KwK 40 L/48.

Думаю, именно с этим орудием должны были появиться первые танки VK-2801.

4. С 10,5 cm гаубицей KwK 42 L/28

В РИ это не пушка а гаубица которая ставилась на мелкосерийные САУ на базе PZ IV - Pz.Sfl.IVb «Dicker Max». И почти уверен, что в представленную на рисунке башню оно бы ни когда не влезло.

PS. У нас на сайте достаточно альтернатив в которых германия воюет в силу разных причин несколько дольше чем в реальности. Например, недавно публиковалась альтернатива по которой Франция полноценно воюет на стороне Германии, в том числе и на восточном фронте. Или альтернатива в которой в 1941 году Германия формирует Пятую танковую группу.

На мой взгляд, именно в этих мирах VK-2801 мог, вполне появиться на полях сражение, под названием Panzer IV.

PPS.  Коллеги, буду всем благодарен за предоставление иллюстраций не из WoT.

Статья написана по материалам - http://www.achtungpanzer.com/panzerkampfwagen-iv.htm

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
NF's picture
Submitted by NF on Thu, 02/05/2013 - 18:58.

Единственные известные подробности это двигатели Maybach HL 230 (700 л.с.) или МВ 507 (600 л.с.) и бронирование превосходящее пантеру (лоб 80, борт 50).

 

МВ-507 в танковом варианте еще в 1938 году при 2200 об/ мин развивал 850 лс. При 1950 об/ мин он развивал 750 лс и мог довольно долго работать на таком режиме. На  самоходной мортире Карл был уcтановлен дефорсированный двигатель МВ-507 и развивал он будучи значительно дефорсированным 580 лс.

  • Bezeichnung des Fahrzeugs: Gerät 040
  • Typ: Selbstfahrlafette
  • Hersteller: Rheinmetall
  • Baujahr: 1940 bis 1942
  • Motor: Daimler Benz 507
  • Zylinderzahl, Anordnung: 12 Zylinder, V-Anordnung
  • Hubraum: 42.300 cm³
  • Drehzahl: 2300/min
  • Höchstleistung: 427 kW (580 PS, gedrosselt, normal 850 PS möglich

http://www.google.de/imgres?q=bilder+zur+panzer+VK-2801&client=firefox-a...

RU251 Prototyp

Это уже якобы более поздний вариант танка после 6-й серии VK-2801. Трудно сказать в каком году он мог бы реально появиться .Как минимум Германия не должна была бы проиграть войну.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

knyaz's picture
Submitted by knyaz on Thu, 02/05/2013 - 22:21.

МВ-507 был разаботан 1938 году специально для торпедного катера. Именно на катере (без проблем с охлаждением и разницей рабочих нагрузок) он развивал 850 л.с. Для службы на суше его попытались приспособить в 1941. В результате мощность упала до 580 л.с. (собственно, это обычная ситуация для двигателей пришедших из моря или авиации). С таким двигателем, действительно, каталсь три "Карла". Этот же двигатель Даймлеровцы собирались установить на свою VK 30.01 (D), при этом "разогнав" его (за счет усовершенствованной системы охлаждения) до 600 л.с. Затем на этот двигатель строил планы Порше, собираясь установить на своего Мыша. Но мощность оказалась маловата. Работы над форсировнным вариантом забуксовали. Задачу удалось решить только к 1944-му. Радикально переработав двигатель и оснастив его турбонагнетателем  конструкторы смогли выжать 1200 л.с. Так получился МВ-517.

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 03/05/2013 - 00:33.

"МВ-507 был разаботан 1938 году специально для торпедного катера. Именно на катере (без проблем с охлаждением и разницей рабочих нагрузок) он развивал 850 л.с. "

Коллега .Откуда у Вас такие странные и имеющие слишком мало общего с реальностью  сведения? Источник не укажете?Еще 28 октября 1935 года Даймлер- Бенц предложила управлению сухопутных войск разработать на базе авиационого карбюраторного двигателя ДВ-600 бензиновый танковый двигатель который при 2200 об/ мин развивал бы 600 лс. (при продолжительной мощности 550 лс). Так же фирма предложила разработать на базе этого двигателя танковый дизель. Военные от этого предложения отказались.Но  3 июня 1937 года были заказаны специально в качастве ТАНКОВЫХ двигателей сразу 2 варианта созданных на базе авиационного двигателя ДБ-603; дизельный МВ-507 который развивал максимальную мощность 850 лс при 2200 об/ мин и бензиновый МВ-503 если не ошибаюсь ,то МВ-503 развивал 1080 лс. Уже в марте 1938 года оба двигателя успешно прошли испытания. Военные снова не проявили к ним интереса так как не особо спешили с разработкой тяжелых танков которым такой двигатель и был нужен. Тогда же Даймлер-Бенц приступила к разработке другого дизельного двигателя МВ-809. Их выполнили аж в 3-х -12-ти цилиндровых вариантах: 25 литров мощностью 360 лс. показался военным слишком большим и тяжелым,22 литра с той же мощностью тоже показался тяжелым. Тогда в окончательном варианте всё же было решено принять 17,5 литра вариант с мощностью в 360 лс. Не нужные до поры до времени МВ-507 после отказа сухопутчиков решили пристроить на лёгкие торпедные катера где они кратковременно в течении 30 минут развивали мощность 1000 лс. при 2400 об/мин ,850 лс. в течении 3-часов при 2200 об /мин  750 лс. при 1950 об/мин они могли работать продолжительное время.

"Для службы на суше его попытались приспособить в 1941. В результате мощность упала до 580 л.с. (собственно, это обычная ситуация для двигателей пришедших из моря или авиации). С таким двигателем, действительно, каталсь три "Карла". Этот же двигатель Даймлеровцы собирались установить на свою VK 30.01 (D), при этом "разогнав" его (за счет усовершенствованной системы охлаждения) до 600 л.с. Затем на этот двигатель строил планы Порше, собираясь установить на своего Мыша. Но мощность оказалась маловата. Работы над форсировнным вариантом забуксовали. Задачу удалось решить только к 1944-му. Радикально переработав двигатель и оснастив его турбонагнетателем  конструкторы смогли выжать 1200 л.с. Так получился МВ-517."

Слабо придание да не верится не то,что с  трудом,а вообще. Советский В-2 при рабочем объёме около 39 литров в варианте для КВ при 2000 об/ мин развивал максимум 600 лс., а тут 44,5 литрa при 2400 об/мин на катерах и 2200 об/мин на танках да еще более высокое качество изготовления ?Е Эти книги можете сами по искать. Возможно где скачаете Spielberger: Der Panzerkampfwagen Tiger und seine Abarten

и Harald Fock: Die deutsche Schnellboote 1914 -1945.

И еще

Und tatsächlich hatte deutsche Motorenentwicklung solch einen Motor,
MB 507 von Daimler-Benz.
Vergleichsdaten:
Motortypen: MB 507/W2
Arbeitsverfahrende Kühlung: 4-Takt-Diesel wassergek./
Leistung, ps:850/600
Drehzahl min-1:2300/2000
Zyl.-Zahl u. Anordnung:12V/12V
Bohrung/Hub(mm):150/180-150/180/186,75
Zyl.-Volumen dm³:3,18/3,3
Hubvolumen dm³:38,16/38,88
Literarbeit kJ/dm³:0,854/68
Kolbenflächenleistung kW/cm²:0,269/0,19
mitt. Kolbengeschw. m/s:12,3/12/12,45
Bauvolumen dm³:1427/1300
Bauvolumen/Hubvolumen:37,4/33,4
Leistung/Bauvolumen:438/339

wie man sieht brauchte deutsche Dieselmotorenentwicklung hier einen Vergleich nicht scheuen. MB 507 zeigt sich sogar noch als leistungsfähiger als W 2, nur wollte die Wehrmacht einen Dieselmotor für Kampfpanzer eben nicht.
Der Grund waren niedrige Verfügbarkeit an Dieseltreibstoff und eben auch hervorragende Maybach Benziner.
Zum Vergleich, der Wert Leistung/Bauvolumen bei HL 230 und seiner Weiterentwicklung HL 234:
548 und 665.

Nach Prof. Dr.-Ing. Stefan Zima, "Entwicklung Schnellaufender Hochleistungsmotoren in Friedrichshafen "

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

knyaz's picture
Submitted by knyaz on Fri, 03/05/2013 - 05:20.

Где же вы видите "мало общего с реальностью"? Приведенная вами ссылка на Спилбергера подтверждает только одно - в 1938 был построен демонстрационный образец MB-507. При этом Силбергер утверждает что разработку финансировала WaPruf 6, а Франк пишет что готовый двигатель равно пытались пристроить и армии и морякам (Hans Frank - Die deuthschen Schnellboote im Einsatz. Von den Anfangen bis 1945.). Армейцы остались равнодушны. А вот моряки заказали малую серию адаптированную для установки на шнельботы (причем до рабочего состояния их доводили еще целый год). И уже потом данный дизель "выбрался на сушу".

А относительно 1200 л.с. которые, якобы, выдавал MB-517 – верите, не верите, это не ко мне. Есть куча источников которые эту цифру приводят.
 И Спилбергер, на которого вы сами ссылаетесь:
Spielberger -  Der Panzer Kampfwagen Panther und seine Abarten
Spielberger -  Spezialpanzerfahrzeuge des deutschen Heeres
И Йентц:
Panzer Tracts 6-3 - Schwere Panzerkampfwagen Maus and E 100
И весьма обстоятельная техническая энциклопедия еще «сталинских» времен:
Машиностроение. Энциклопедический справочник в 15 т., Том 10, М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1948.
И, весьма популярный ныне, Юрий Пашолок (у него, кстати, история MB-507 довольно подробно расписана):
Panzerkampfwagen Maus. Конструирование и производство.
NF's picture
Submitted by NF on Fri, 03/05/2013 - 15:21.

"Где же вы видите "мало общего с реальностью"? "

 

Мало общего с реальностью это  в плане развиваемой двигателем мощности и то, что их изначально  специально разрабатывали как танковые дизеля и только затем на них обратили внимание моряки, а не наоборот.

 

"И уже потом данный дизель "выбрался на сушу"."

К тому времени когда на него вновь обратили внимание сухопутчики Германии уже нужны были мощные авиационные двигателя и идея установки МВ-507 на танках продвинулась не особо далеко.
 
 
"И весьма обстоятельная техническая энциклопедия еще «сталинских» времен:
Машиностроение. Энциклопедический справочник в 15 т., Том 10, М.: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1948."
 
К сожалению в этих обстоятельных энциклопедиях  сталинских времён далеко не всегда отражена правдивая информация .
 

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

knyaz's picture
Submitted by knyaz on Fri, 03/05/2013 - 16:27.

NF пишет:
Мало общего с реальностью это  в плане развиваемой двигателем мощности и то, что их изначально  специально разрабатывали как танковые дизеля и только затем на них обратили внимание моряки, а не наоборот.

Тоесть вы категорически придерживаетесь версии Спилбергера а остальным отказываете в праве на существование? А как тогда объяснить что строительство LS-1 и LS-2 было начато уже в 1938. А проект и концепция применения существовали еще раньше? Причем проект с самого начала предусматривал установку именно МВ-507 (хотя даймлеровцы так и не смогли предоставить работоспособные двигатели к нужному сроку). Откуда в Kriegsmarine зарание знали о разработке подобного мотора и даже проект катера под него подготовили?

NF пишет:
К тому времени когда на него вновь обратили внимание сухопутчики Германии уже нужны были мощные авиационные двигателя и идея установки МВ-507 на танках продвинулась не особо далеко.

Ну кто-ж с этим спорит. Да и интриги в министерстве воорущений со счетов сбрасывать не стоит. Говорят что с Maybach-ом практически официальный договор был заключен. И конкурентов на этот рынок они старались не допускать.

NF пишет:
К сожалению в этих обстоятельных энциклопедиях  сталинских времён далеко не всегда отражена правдивая информация .

Помимо энциклопедии я предложил и другие источники. В том числе и уважаемого вами Спилбергера. Если все они "неправда", то где он - ваш источник абсолютной истины?

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 03/05/2013 - 22:24.

"То есть вы категорически придерживаетесь версии Спилбергера а остальным отказываете в праве на существование? "

Остальные версии тоже имеют полное право рассматриваться потому что я всего знать тоже не могу .Но не плохо бы что либо более конкретное в качестве доказательства привести.

"А как тогда объяснить что строительство LS-1 и LS-2 было начато уже в 1938. А проект и концепция применения существовали еще раньше? Причем проект с самого начала предусматривал установку именно МВ-507 (хотя даймлеровцы так и не смогли предоставить работоспособные двигатели к нужному сроку). Откуда в Kriegsmarine зарание знали о разработке подобного мотора и даже проект катера под него подготовили?"

 

Cтроительство этих катеров было начато в конце 1938 года, а их разработку ОКМ приказало начать в 1936-м году когда разработкой МВ-507 еще ни кто не занимался заказ на них по имеющимся и приведённым мной данным был выдан летом 1937 года. Осенью 1936 года Даймлер-Бенц предложила RLM ДВ-603 и его дизельный вариант  ДВ-607 в качестве авиационного двигателя, но в то время RLM не проявило к ним особого интереса. Хорошо хоть сразу  не запретили вообще работы по ним.Еще до начала строительства катеров было решено временно установить на них американские V -образные карбюраторные двигателя фирмы Паккард мощностью в 600 лс. поскольку производившиеся в то время дизеля фирмы МАН и Даймлер-Бенц были для этих катеров слишком велики и тяжелы. Про разработку танкового дизеля МВ-507 моряки знали и решили ,что когда он будет готов попробовать его. Но МВ-507 не стали производить серийно поскольку он не особо нужен был сухопутчикам да и его нужно было еще довести на что требовалось какое то время.Тогда временно решили попробовать и  Юмо-205 как альтернативный вариант.Так что проект катера не готовили конкретно под МВ-507. МВ-507 просто был наиболее подходящим вариантом из того, что у немцев могло появиться или имело шансы появиться в ближайшие несколько лет. Кроме указанных выше двигателей вполне могло появиться еще что то подходящее по размеру и весу для установки на малые ТК. Это просто должен был быть подходящий по размеру и весу дизель .И это что то еще тоже возможно по пытались бы опробовать .

"Помимо энциклопедии я предложил и другие источники. В том числе и уважаемого вами Спилбергера. Если все они "неправда", то где он - ваш источник абсолютной истины?"

Приведите где либо данные в виде копии страницы, что МВ-507 заказывали не как танковый дизель, а для ТК и тогда видно будет кто из нас источник истинной истины, а кто ошибаееся коли это для Вас так принципиально важно. Я копию страницы где об этом сказано  Вам еще вчера привёл. В другом источнике говорится что МВ-507 рассматривали как танковый и катерный двигатель . Но дело в том,что RLM в письме датированном 11 марта 1937 года вообще распорядилось прекратить разработку ДВ-603, а у Даймлер-Бенц со своими финансами было тогда еще довольно туго и этим двигателем не занимались ,но в то же время и не забросили его совсем так что тут разобраться что и как не так то просто .Почему бы Вам не привести в качестве доказательства страницу с соответствующим текстом ? Только желательно чтобы это был всё же немецкий источник поскольку многие исcледователи в советские времена  после войны имели привычку переворачивать некоторые факты в угоду пожеланиям сверху, да и всей информаци они по вполне понятным причинам не всегда имели .

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

youROKer's picture
Submitted by youROKer on ср, 01/05/2013 - 20:47.

К сожалению в игре эта машина пала жертвой балансировки - и 700 сильный движок и 105мм гаубицу установили, что бы она соответствовала своим конкурентам.

boroda's picture
Submitted by boroda on ср, 01/05/2013 - 17:41.

Коллега knyaz внёс ваш комментарий целиком без купюр в статью. Поэтому сам коммент решил удалить что бы не было дублей.

Да ешё саму статью выложил от вашего имени. Думаю так будет справедливо и правильно вы по этой машине гораздо блоьше меня знаете.

За Ваше мнение, я готов перегрызть Вам глотку, но за Ваше право его высказать - я отдам свою жизнь.

Вольтер