Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые слоны России.

Июл 4 2017
+
20
-

Уважаемые коллеги,

Прошу прощения, что долго не выкладывал продолжение «Мы наш, мы новый, флот построим…», но был занят одной замечательной картой. Больше месяца приводил её к необходимому мне, состоянию. Наконец сей, труд окончен, и позвольте мне опять «помучить» Вас альтернативным флотом русско-японской войны.  Это последняя, 4 часть, из подцикла «Плавучий порт адмирала Макарова». Следующие части я посвящу совсем другим кораблям.  Приятного чтения.

Главными игроками на российском рынке морских, товарно-пассажирских перевозок, в начале 20 века являлись: Добровольный флот (Доброфлот), Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), Русское Восточно-Азиатское общество (Русазиатик), Общество железных дорог и морских перевозок «Русский Север» (ОЖДиМП «Русский Север» или просто ОЖДиМП), Русско-американское торговое общество (РАТО). Последнее было создано исключительно для перевозки оборудования и станков закупаемых в США для 3-х новых судостроительных верфей во Владивостоке и Порт-Артуре. Однако впоследствии РАТО стала вполне себе самостоятельным игроком, уверенно конкурирующим с Доброфлотом и Русазиатик.

Изначально РАТО ограничивалась небольшими 5-7 тыс. тонн товаро-пассажирскими пароходами. История покупки РАТО, своего первого лайнера «Иртыша», началась в 1893 году, когда известный американский промышленник, железнодорожный магнат и финансист У.Филдс, решил заняться еще и морскими перевозками.  В этом году было заложен лайнер «Латиния».  Водоизмещение 13 тыс. тонн. Полезная нагрузка 3550 тонн. Пассажировместимость составила – 90 пассажиров I класса, 440 пассажиров II класса и 1720 пассажиров III класса. Лайнер сошел со стапелей в 1895 году. Но У.Филдс не имел к нему, уже никакого отношения. К этому времени он разорился из-за нескольких спекулятивных железнодорожных концессий. Новые владельцы забрали лайнер за долги и поставили на линию Буэнос-Айрес – Гавана – Нью-Йорк, как изначально и собирался делать Филдс. Увы, рейсы из-за высокой конкуренции, приносили лишь одни убытки. Выручил пожар, случившийся в1897 году в здании Федерального иммиграционного центра на острове Эллис (США). Правительство США выкупило «Латинию» и поставив её на прикол, превратило во временную карантинную гостиницу для прибывающих иммигрантов. В 1901 году новый иммиграционный центр был построен. Корабль решено было продать, но за 4 года, от прежнего роскошного лайнера практически ничего не осталось. Иммигранты изрядно его загадили. Цена за «Латинию» упали до 800 тыс. долларов. Подсуетившееся руководство РАТО, выкупило лайнер. Отремонтированный корабль получил название «Иртыш» и встал на линию Сан-Франциско – Владивосток – Шанхай. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что не каждый рейс «Иртыша» приносил прибыль. И часть расходов брала на себя русская казна в виде помильных субсидий. На случай войны с РАТО был заключен отдельный договор на мобилизацию корабля.

Войсковой транспорт «Иртыш»

Водоизмещение – 13400 тонн. Размерения – 162,5х17,5х8,7 м. СУ – 2ПМ, 12ПК. Мощность - 18500 л.с. Скорость – 20,8 узлов. Дальность хода – 8000 миль на 10 узлах. Запас топлива – 2220 тонн угля.

В 1902 году адмиралтейство выкупило лайнер «Иртыш», за 1 млн. руб. и отправило его в Севастополь. Там «Иртыш» переоборудовали под плавучий госпиталь для Порт-Артурской эскадры. Специально для «Иртыша» во Франции, было закуплено 4 комплекта рентгеновских аппаратов, комплекты для 6 операционных. Благодаря Красному Кресту и частным пожертвованиям было приобретено большое количество медикаментов. Еще одним нововведением был монтаж двух кислородных аппаратов для заполнения кислородных подушек. «Иртыш» мог принять на борт до 160 раненых офицеров и до 580 нижних чинов. Обслуживали госпиталь 103 человека медицинского персонала. Впервые на «Иртыше» установили специальные люльки для подъема тяжелораненых, которых не рекомендовалась поднимать по трапам. Двери для удобства транспортировки раненых были расширены, а переборки между каютами III класса убраны. Это было первоклассно оборудованный медицинский корабль.

«Иртыш» в окраске госпитального судна

В 1900 году ОЖДиМП, впервые решило организовать рейсы из России в Америку по северному маршруту, Архангельск – Екатерининская гавань -  Ливерпуль – Галифакс – Нью-Йорк. Для этого верфи «Вулкан» (Штеттин), по измененному проекту лайнера «Шпрее». был заказан товарно-пассажирский пароход «Енисей». Часть денег на постройку судна внесла русская казна, так как морское ведомство хотело видеть «Енисей» в качестве вспомогательного крейсера. Руководство ОЖДиМП этому не препятствовало. В 1901 году состоялись сдаточные испытания «Енисея». При мощности машин – 19500 л.с., пароход развил скорость в 22 узла. Но ОЖДиМП просчитался. Если рейс в США еще как-то заполнялся пассажирами и товарами, то обратно «Енисей» возвращался практически пустым. В целом линия оказалась убыточной, поэтому совет директоров «ОЖДиМП, был несказанно рад, когда морское министерство в 1903 году арендовало «Енисей» почти на год и отправило его на Дальний Восток. Пожалуй, это был самый опасный рейс «Енисея». Среди множества  военных грузов перебрасываемых во Владивосток, глубоко в трюме, разобранные на несколько частей и тщательно упакованные находились 6 подводных лодок типа О – «Окунь» (ВИ-152 т.) ПЛ типа «Окунь» предназначались для Порт-Артура, где их не было совсем. Вместе с 4 ПЛ, уже находящимися во Владивостоке, отряд подводных лодок, должен был увеличиться до 10 единиц. Кроме того в трюме «Енисея» находились, двигатели и оборудование для 4-х совершенно новых, только, что строящихся в Порт-Артуре и Владивостоке, подводных лодок типа У – «Угорь», с вдвое большим водоизмещением, чем у «Окуня».  Был еще один, абсолютно мирный, но очень важный и нужный груз, для Порт-Артура - оборудование и насосы для новых, опреснительной и насосной станций. В Порт-Артуре «Енисей» зачислили в строй, как вспомогательный крейсер, перевооружили на 120-мм. орудия и подняли на нем, Андреевский флаг.

Вспомогательные крейсера «Енисей» и «Урал»

Водоизмещение – 10500 тонн. Размерения – 167,5х15,8х8,5 м. СУ – 2ПМ, 10ПК. Мощность - 19500 л.с. Скорость – 22,8 узла. Дальность хода – 11200 миль на 12 узлах. Запас топлива – 2400 тонн угля и дополнительно 1500 тонн в «эмигрантском» трюме. Вооружение – 6х1х120-мм. 8х1х63,5-мм. 2х1х457-мм.

У «Енисея» был полный брат-близнец, систершип «Урал». Доброфлот, заказал его на той же верфи, что ОЖДиМП. Спущен он был в 1902 году и практически сразу же, после сдаточных испытаний, ушел во Владивосток. Судьба предназначила его в качестве плавучего госпиталя для Владивостокской эскадры. На «Урале» установили 2 рентгеновских аппарата, 4 операционные, карантинный лазарет, 90 коек для офицеров и 650 коек для нижних чинов. Для удобства транспортировки раненых внутренние помещения значительно реконструировали.

«Урал» в окраске госпитального судна.

В 1892 году, Государственный совет, продлил субсидии Доброфлоту еще на 10 лет с условием построить четыре парохода крейсера и два грузовых парохода.  В 1895 Морское ведомство забрало в качестве учебного судна «Прут», пароход «Москва-II». Руководство Доброфлота посовещавшись решило построить четыре новых корабля в Великобритании. С 1896 по 1900 год, были построены «Херсон», «Москва-III», «Смоленск» и «Чернигов».  Новые корабли строились по значительно улучшенному проекту «Москвы-II». По сравнению с «Москвою-II» корабли увеличились в размерах, их остойчивость улучшилась. На судах установили силовые установки Таганрогского механического завода Русско-Бельгийского промышленного общества. Количество дымовых труб увеличилось до трех. На кораблях отказались от парусного вооружения и третьей мачты, оставив только две. «Херсон» и «Смоленск» заказали на верфи «Хозон, Лесли и К°», а «Москву-III» и «Чернигов» на «Клайдбэнк инжиниринг энд шипбилдинг и К°» в Шотландии. За каждый пароход было заплачено около 2 112 000 руб.  Суда могли принимать на борт 24 пассажира I класса, 74 пассажира II класса и 1450 пассажиров III класса и безклассных пассажиров. В трюме помещалось до 3250 тонн груза. До 1900 года все корабли вступили в строй, показав на испытаниях скорость от 21,2 до 21,8 узла.

В 1903 году Морское ведомство выкупило «Москву-III» и «Чернигов», за 3,75 млн. руб. и переоборудовало их в вооруженные транспорты. При покупки транспорты получили имена «Ангара» и «Обь».

Вооруженные транспорты «Ангара» и «Обь»

Водоизмещение – 12100 тонн. Размерения – 147,5х17,8х7,5 м. СУ – 2ПМ, 30ПК. Мощность - 21000 л.с. Скорость – 21,5 узла. Дальность хода – 6500 миль на 12 узлах. Запас топлива – 1700 тонн угля и дополнительно 900 тонн в трюме. Вооружение – 6х120-мм. 6х87-мм. 6х47-мм., 2х1х457-мм.

У всех кораблей сведенных в Порт-Артуре и Владивостоке, оказались различные, но интересные судьбы. «Иртыш» ушел во время эвакуации Порт-Артура, в составе транспортного конвоя. Во время знаменитого боя он принимал раненых матросов с русских кораблей. Кроме этого на нем разместили свыше 1200 раненых защитников Порт-Артура. Вместе с эскадрой он благополучно прибыл во Владивосток. После русско-японской войны, «Иртыш» выкупило «Русазатик». В преддверии ПМВ, его перевели на Балтику и переделали в гидроавианосец. В этом качестве «Иртыш» участвовал в нескольких операциях. В сентябре 1916 года он был торпедирован немецкой подводной лодкой  и затонул.

«Енисей» был отправлен в крейсирование. Однако ему, почти сразу, не повезло. При попытке покинуть Порт-Артур он был замечен японским крейсером «Токива». Командир «Енисея» А.С. Шелигин, отдал приказ отступать к Порт-Артуру. В ходе преследования «Енисей» получил несколько повреждений и вынужден был стать на ремонт. Вместе с транспортным конвоем «Енисей» покинул Порт-Артур. После русско-японской войны, в ввиду плохого технического состояния корабля его решено было продать. Покупателями стали … японцы! Выкупив «Енисей» они переделали его в рыбоконсервный завод. Дальнейшая судьба бывшего «Енисея» не известна.

Госпиталь «Урал» после войны оставили в составе Тихоокеанской эскадры. В качестве плавучего госпиталя он служил вплоть до ПМВ. Перед самой войной его переделали в гидроавианосец. В этом качестве он прослужил всю Первую мировую войну. После революции «Урал» как водиться переделали в «Красный Урал». К качестве плавучей, учебно-тренировочной базы гидроавиации он прослужил вплоть до середины 30-х годов. Потом из-за плохого технического состояния «Красный Урал»  отправили на слом.

«Обь» была переделана в вооруженный войсковой транспорт, Участвовала в высадке наших войск на Сахалине. Выкуплена «Русазиатик». Выполняла регулярные рейсы Владивосток-Шанхай-Нагасаки.  Во время ПМВ служила на Балтике, в качестве подвижной базы эсминцев и подводных лодок. В 1918 году была переименована в «Кронштадтский коммунист», но после Кронштадтского мятежа, ей было возвращено прежнее имя «Обь». Снова переделана в товаропассажирский пароход, совершала рейсы Ленинград-Гамбург. В ВОВ опять переоборудована в базу подводных лодок. Динамо-машины «Оби» во время блокады снабжали ленинградцев электричеством. В качестве войскового транспорта «Обь» участвовала в десантной операции в Прибалтике. По возвращении домой подорвалась на мине. Команда «Оби» сумела довести корабль до Новокроштадтского судостроительного завода. Специальная комиссия обследовав судно признала его негодным к дальнейшей эксплуатации. Сдана на слом в 1948 году.

«Ангару» изначально предполагалось использовать как вооруженный войсковой транспорт. Однако, её почти сразу же пришлось разоружить, отправив артиллерию на сухопутный фронт.  В качестве невооруженного войскового транспорта, она все время простояла в Порт-Артуре. В октябре в неё попало два крупнокалиберных японских снаряда. Ремонт в полном объеме произвести не удалось. В составе транспортного конвоя «Ангару» пришлось брать на буксир. Во Владивосток она прибыла в крайне плохом состоянии с частично затопленными трюмами. Из-за нехватки ремонтных мощностей, ремонт «Ангары» был отложен на окончание войны. После русско-японской войны Морское ведомство пыталось продать поврежденный корабль, требующий серьезного ремонта, но покупателей на «Ангару» так и не нашлось. Денег на ремонт корабля не было. В 1908 году, после демонтажа машин и котлов, было принято решение разобрать «Ангару» на металлолом.

Как всегда жду Ваших замечаний,  уточнений, предложений и комментариев.

                                ПРОДОЛЖЕНИЕ, несмотря ни на, что все-таки следует :)))))))))))

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Alex22's picture
Submitted by Alex22 on Fri, 07/07/2017 - 15:05.

Да, можно вспомнить фильму "День ангела" 1968 г. Станислава Говорухина

по мотивам Бориса Житкова "Механик Салерно".

Гибель грузопассажирского транспорта РОПИТ "Цесаревич" из-за

самовозгоравливания угля в Красном море.

Единственный вариант - выбрасываться на берег.

Онлайн:

https://zona.mobi/movies/den-angela-1968

Alex22

Bull's picture
Submitted by Bull on Fri, 07/07/2017 - 09:31.

Доброго здоровья коллега, рад продолжению вашей АИ. Понравились ваши госпитальные суда. И особенно их скорость. Да простому госпиталю скорость не нужна. А эскадренному? Оно не должно стеснять эскадру в маневре. И кто сказал, что 1-й тихоокеанской эскадре не требовалось госпитальное судно в Желтом море? Или 2-й ТОЭ не нужны были госпитальные судна? Так что я за скоростные госпитали. +++++++++++

Сделать можно все. Для этого нужно три вещи - время, возможность и желание. Вот желания как раз чаще всего и не хватает.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 07/07/2017 - 16:53.

Уважаемый коллега Bull,

Доброго здоровья коллега, рад продолжению вашей АИ. Понравились ваши госпитальные суда. И особенно их скорость. Спасибо, рад, что Вам понравилось. Да во общем я специально скоростными их не делал. Просто брали первые подходящие грузопассажиры. Вот и получились скоростные госпитали.

                                                С уважением Андрей Толстой

Alex22's picture
Submitted by Alex22 on Thu, 06/07/2017 - 01:00.

Для начала P.S. -

если я кому-то интересен, скажу разу, в ближайжее время

я работать не буду. Не смогу. Только что похоронил отца,

от которого не отходил полгода.

Забот - выше крыши...

---

Теперь по теме - великолепная статья, супер, отличная проработка!

+++

Некоторые замечания:

1.госпиталю скорость не нужна.

Если договоримся, что будете его выводить буксирами с ходом 3 узла в час -

ради Бога, пришлем быстроходный буксир.

2.оправданность скоростных грузо-пассажирских перевозок -

всё упирается в "скорость/время/комфорт" по сравнению с альтернативой.

Как-то не сильно бедствовали хозяева...

 

По поводу силуета:

вот специально построенные истребители торговли:

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1996_05/05.htm

Бронепалубные крейсера типа «Колумбия» — 2 ед.

37.jpg

 

С-12 «Колумбия» (Columbia)                           Kp     30.12.90/26.7.92/23.4.1894     искл. 1922

С-13 «Миннеаполис» (Minneapolis)                Kp     16.12.91/12.8.93/13.12.1894   искл. 1921

7370/8300 т, 125,91x17,7x6,9 м. ПМ - 3, 8 ПК. 21 500 л.с. = 21 уз., 1670 т уг. Броня: палуба до 102 мм, артиллерия до 102 мм. Эк. 477 чел. 1 - 203 мм/40, 2-152 мм/40, 8 - 102 мм/40, 18 МК, 4 ТА 356/457 мм надв.

Крейсера, предназначенные специально для рейдерской службы. Силуэт напоминает пассажирские суда конца XIX века. Вооруже­ние принесено в жертву скорости и запасу угля. 203-мм орудие в корме на ВП, два 152-мм — в носу. К 1-й мировой войне 203-мм орудие заменено на третье 152-мм. Во вре­мя боевых действий сняты 4 102-мм пушки и ТА, установлены 2 76-мм зен. орудия. В 1906 — 1915 гг. находились в резерве.

В этом отношении мне нравится рассказ "Лишенный удачи" Ольга Тонина. Александр Афанасьев -

как еле живой ВсПКр решил итог РЯВ. Советую!.

http://samlib.ru/t/tonina_o_i/not_glory.shtml

 

2Moderators: вот чего Ваш редактор размер шрифта меняет?

Потом скажетеЯ, что я не прав... wink

Alex22

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Fri, 07/07/2017 - 09:14.

Соболезную, почтенный коллега.

СЕЖ's picture
Submitted by СЕЖ on Thu, 06/07/2017 - 14:53.

Коллега, примите мои искренние соболезнования.

NF's picture
Submitted by NF on Thu, 06/07/2017 - 14:46.

Примите мои соболезнования.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Thu, 06/07/2017 - 08:51.

Уважаемый коллега Alex22,

Только что похоронил отца, от которого не отходил полгода. Приношу свои глубочайшие соболезнования. Теперь по теме - великолепная статья, супер, отличная проработка! Огромное ВАМ спасибо за комментарий, он чрезвычайно интересен. госпиталю скорость не нужна. Знаю, но тут, тот самый вариант, типа "брали, что было под рукой". Изначально делать из них госпитали никто не собирался. За "Колумбию" большое спасибо! Но я отлично знаю подобные корабли, а так же и один из лучших бронепалубников "Олимпию". В этом отношении мне нравится рассказ "Лишенный удачи" Ольга Тонина. Александр Афанасьев - как еле живой ВсПКр решил итог РЯВ. Еще раз спасибо. Произведения Ольги Тониной я прекрасно знаю, но вот этот рассказ как-то упустил. Почитаем.

                                          С уважением Андрей Толстой

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on Thu, 06/07/2017 - 07:06.

Мои соболезнования, коллега.

Тот самый Граф Цеппелин

NF's picture
Submitted by NF on ср, 05/07/2017 - 16:36.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 05/07/2017 - 16:50.

Уважаемый коллега NF,

Большое спасибо!

                                             С уважением Андрей Толстой

anzar's picture
Submitted by anzar on ср, 05/07/2017 - 11:49.

Уважаемый коллега Андрей Толстой, +++, для вспомагательных крейсеров- самое то. В мирное время однако надо субсидировать, посколько убыточные. Мощная, неекономичная силовая, оправданна на линиях и в конфигурации с большом колличестве первоклассных пассажиров. Третьему классу пофиг лишные 2 дня в пути, однако цена- нет...Поетому такие даже на линии через Атлантику стали убыточные, за исключением самых больших и луксозных (для "первоклассных" пассажиров престиж рулит, как и "общество" на борте) Поетому в начало 1900-1905г. такие суда можно дешево купить (что и делали в реале)

Особенно не нужна большая скорость для госпитальных судов, которые большее время в порту.

Возможно дело чуть подправить уменьшение "крейсерской" скорости с 20-21 до 16,5-17,5 уз. Но зная вашу любовь к мониторам и "канонеркам" с скоростью за 20уз. оставьте так- и какой же русский не любит быстрой езды?

с уважением: anzar

Vis pacem - para bellum

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 05/07/2017 - 16:35.

Уважаемый коллега Anzar,

Большое спасибо за проявленный интерес. В мирное время однако надо субсидировать, посколько убыточные. Мощная, неекономичная силовая, оправданна на линиях и в конфигурации с большом колличестве первоклассных пассажиров. Увы, да, не слишком экономичные. Казна постоянно платила помильную премию. Но иначе, Дальний Восток, никак не освоишь. Особенно не нужна большая скорость для госпитальных судов, которые большее время в порту. И здесь не поспоришь, но брали то, что есть, для размещения большего числа раненых, а это и большое водоизмещение и опять увы и ах, мощная СУ.

                                            С уважением Андрей Толстой

СЕЖ's picture
Submitted by СЕЖ on ср, 05/07/2017 - 02:28.

++++
Будем ждать продолжения

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 05/07/2017 - 08:09.

Уважаемый коллега СЕЖ,

Большое спасибо. Будем ждать продолжения. Сам на это сильно надеюсь.

                                                         С уважением Андрей Толстой

СЕЖ's picture
Submitted by СЕЖ on ср, 05/07/2017 - 19:57.

На бифуркацию надейся, да сам не плошай!

alex66ko's picture
Submitted by alex66ko on Tue, 04/07/2017 - 23:12.

Гм, возникает сомнение что наши коммерсанты стали бы закупать для себя эти весьма узкоспециализированные корабли. По сути это трансокеаники, для окупаемости они должны плавать круглый год, а с незамерзающими портами у нас не очень.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 05/07/2017 - 08:18.

Уважаемый коллега alex66ko,

Гм, возникает сомнение что наши коммерсанты стали бы закупать для себя эти весьма узкоспециализированные корабли. Забавно. Монография-приложение к "М-К" 6(96)2007, Ю.Н. Трифонова и А.Е. Волкова "Добровольный флот России" как бы намекает, что покупали и весьма охотно. Собственно говоря у меня из АИ только один "Иртыш". Все остальные корабли вполне себе РеИ, построенные и эксплуатирующиеся до 1905 года с практически микроскопическими изменениями.

                                                       С уважением Андрей Толстой                                         

LPGMASTER's picture
Submitted by LPGMASTER on Tue, 04/07/2017 - 23:12.

Красиво но....... Что возит такой пароход мирное время? Типа конкурирует с транссибом? Ну а на войне, на фиг пассажир России? Войсковой транспорт для переброски войск, опять конкурируем с транссибом? Есть очень большие сомнения в эффективности данного судна для России, как в мирное время так и в военное. Собственно, ставка на грузо-пассажирские суда с треском проиграла в РЯВ.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 05/07/2017 - 08:52.

Уважаемый коллега LPGMASTER,

Спасибо за Ваш комментарий, он мне очень интересен. Начну с конца. Собственно, ставка на грузо-пассажирские суда с треском проиграла в РЯВ. Не спорю, ну так и у меня не идеальная альтернатива. То, что эта ставка проиграла - послезнание. До РЯВ, никто, даже такой проницательный адмирал как Р.В. Хорошихин, этого знать не могли. До РЯВ подобные транспорты двойного назначения вполне вписывались в концепцию будущей войны. Доброфлот и РОПиТ, не зря создавались и постоянно увеличивались. Ставка на собственный грузо-пассажирский флот вполне себя оправдывает. И практически все представленные корабли, вполне себе реальные, существующие до 1905 года. Что возит такой пароход мирное время? Пассажиров и грузы :)))))))) Войсковой транспорт для переброски войск, опять конкурируем с транссибом?  А вот и нет. Вы удивитесь, но в то время наши военные, были уверены в победе над Японией. И на подобных войсковых транспортах наши генералы всерьез планировали высадку десантов на Японские острова. Вот такие наши военные в начале 20 века были оптимисты :))))))))))) Кроме того на полном серьезе, существовала концепция крейсерского отряда, для борьбы с Англией на случай войны. По задумке адмиралов, вот такие вот вооруженные транспорты с войсками под охраной больших бронепалубников, должны были высажавать десанты в ключевых точках английских морских коммуникаций и выводить их из строя. Есть очень большие сомнения в эффективности данного судна для России, как в мирное время так и в военное.  Вроде как существование Доброфлота и РОПиТа, несколько развеивают Ваши сомнения. Вообще в то время шло довольно бурное развитие Дальнего Востока, плюс увеличение собственного, российского торгового флота. Было, что вывозить, не было чем вывозить. Так, что с концепцией бесполезности в мироное время, я бы поспорил. В военное, согласен, делать из них вспомогательные крейсера, не есть гут. Вот поэтому, два корабля, я и переделал в плавучие госпитали. Да и остальные у меня особыми военными успехами не блистали. Опять же согласно моей АИ, будет серьезная эвакуация Порт-Артура. Вывозить придется многое и многих. Так, что большие транспорты, здесь будет то, что доктор прописал.

                                                                     С уважением Андрей Толстой

LPGMASTER's picture
Submitted by LPGMASTER on ср, 05/07/2017 - 12:26.

Ну что могу сказать, ответ вполне аргументирован, но...... Вопрос о постройки/закупки таких судов остался открытым и вот почему: 1. 1500 пехоты судно повезет из Питера или Одессы? Если да, то понятно зачем потратить достаточно большой тоннаж на перевозку относительно не большего количества л/с (но в таком случае Аморалов надо прямиком в дом скорби определять). Но в случае выхода конвоя с десантом из Владика или Порт Артура, это выглядит как использования 911 боксера в качестве Газельки маршрутки. 2. Есть подозрение что, выгода от таких судов получали те люди кто обслуживал транс атлантические перевозки иммигрантов в одну сторону и поставку товаров в другую. вот такие спец пароходы для обслуживания отнюдь не Российских интересов. Собственно, можно сказать, что п.1 появился как обоснования для реализации п.2. вот такое конcпироложество! Ну а серьезно, "ПОСЛЕЗНАНИЕ" перечеркивает притянутую за уши идею использования грузо-пассажирских судов и это факт. Эти суда имели только один профит - скорость и дальность плавания. Но цена их постройки вполне сопоставима с крейсером при явном провале в боевом качестве.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 05/07/2017 - 20:11.

Уважаемый коллега LPGMASTER,

"ПОСЛЕЗНАНИЕ" перечеркивает притянутую за уши идею использования грузо-пассажирских судов и это факт. Согласен. Но против три аргумента. 1) "послезнание" - враг, и мы с ним боремся :))))))))))) 2) для эвакуации раненых и личного состава из Порт-Артура, требуются большие, быстроходные, госпитальные суда. 3) для эвакуации из Порт-Артура, большого числа ценного оборудования требуются быстроходные суда, большой вместимости. И наконец они просто были в реале и "Ангара" и "Урал". Кроме того подобные суда легко переоборудуюся в гидроавианосцы, что тоже немаловажная деталь. Лично мой вердикт - пригодятся, впрочем это лишь мое мнение.

                                                              С уважением Андрей Толстой

LPGMASTER's picture
Submitted by LPGMASTER on ср, 05/07/2017 - 22:49.

Да ладно.....Я то думал что у АЛЬТЕРНАТИВЫ "ноги" растут из полслезнания!
Батенька, вы прочтите что вы пишите, П.А. опять в осаде!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Нужна Эвакуация!!!!!!!!!!!!! Ну тогда да, тогда только "эвакуаторы"! Но вы автор, безусловно, вам виднее.
Ну а теперь только мысли деформированные профессиональной нагрузкой:
Мобилизационное судно конца 19 века начала 20:
1. ВИ равно максимуму капитал шипу (10 либо 15, до 20 кт, в зависимости от года постройки), то есть судоверфь должна быть заполнена перманентным заказом судами максимального тоннажа в заполнении паузы между капиталшипами РИФ.
2. "Тяжелая" машина расположена на "миделе", скорость 13 узлов (коммерческая), 15 узлов (мобилизационная, то есть увеличенный экипаж)
3. 4 трюма твиндечного типа.
4. спаренное грузовая Т колонна с 4 стрелами на 2 трюма.
5. кофердам для установки подводных ТА (между трюмами)
6. усиление палуб для установки 6" орудий на баке, юте, носовой и кормовой второй палубы надстройки.
7. возможность перевозки 50 пассажиров (резерв помещений для команды военного времени).

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Thu, 06/07/2017 - 09:24.

Уважаемый коллега LPGMASTER,

Да ладно.....Я то думал что у АЛЬТЕРНАТИВЫ "ноги" растут из полслезнания! Не всегда : ))))))))))))) Вот если я напишу про гениального изобретателя и промышленника, который в 1900 году сможет наладить выпуск автоматов Калашникова, то меня коллеги за послезнание засмеют. А вот улучшенный патрон с остроконечной пулей для Мосинки, вполне себе реальная вещь. А так чуток улучшить экономическую ситуацию в России, разогнать гонку морских вооружений с Японией, и ву а ля, уже совсем другая РЯВ с возможно другим исходом. Батенька, вы прочтите что вы пишите, П.А. опять в осаде!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Нужна Эвакуация!!!!!!!!!!!!! Ну тогда да, тогда только "эвакуаторы"! Представьте себе совершенно неожиданную вещь, я  читаю и понимаю смысл того, что написал. По порядку. Изначально морское ведомство, данные корабли, ни как «эвакуаторы», ни как «госпитали» строить не планировали. Согласно, «победных реляций» их планировали использовать или как войсковые транспорты при высадке, на Японские острова, или если дела пойдут похуже, то как вспомогательные крейсера. Дела пошли еще хуже. Ставка на крейсирование подобными кораблями себя не оправдала. Пришлось уходить из Порт-Артура. Тут то эти суда и пригодились как «эвакуаторы» и «госпитали». И что здесь нелогичного или послезнанского? Мобилизационное судно конца 19 века начала 20: А вот за это БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Нечто подобное у меня уже есть, правда чуток поменее. 7-8-тыс. тонн. Пассажиров поменьше, грузовместимость побольше.  Я Вам по нему обязательно напишу, но позже. Сейчас сижу над одной интересной темой по кораблям, которых у нас на сайте вообще не было, от слова совсем. Как закончу хотелось бы списаться и получить Вашу квалифицированную консультацию.

                                                               С уважением Андрей Толстой

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Tue, 04/07/2017 - 21:11.

yes!!! Охренительно красиво и несомненно нужно. Не ясно тока - зачем три трубы-то?

И ещё...

В 1914 - 1917 годы среди прочих обыденных объявлений в архангельских газетах нередко встречались такие: «Русское восточно - азиатское пароходство. Пароход «Двинск» отправляется из Архангельска прямым рейсом в Америку (Галифакс и Нью-Йорк), от пристани у вокзала северной железной дороги. Принимает пассажиров». 
Русское Восточно-Азиатское общество было основано в Санкт-Петербурге в 1899 году, позднее появилось Архангельское отделение, расположенное по адресу пр. Троицкий, д. 82. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту. В 1900 году оно открыло регулярное пассажирское сообщение на трансатлантической «Русско-американской линии», которую обслуживали пароходы: «Двинск» (1897 года постройки), «Курск» (1910), «Царь» (1912) и «Царица»(1917) и другие. 
Обычно океанские суда пароходства принимали пассажиров на пристани Левого берега, у вокзала северной железной дороги (сегодня у спуска Северодвинского моста). Сохранились рисунки посадки пассажиров на океанский пароход «Курск» на Красной пристани в Архангельске, отправлявшийся в Нью-Йорк. Есть свидетельства людей, которые в 1914 году добирались на нем в Америку. 
Эмигранты, отправлявшиеся на пароходе «Курск», были преимущественно из западных и центральных губерний России, и ехали на заработки. Кроме того, безземелье вынуждало массы крестьян, не имевших ее, искать лучшей жизни в Америке. Океанское судно, кроме помещений первого и второго классов, рассчитывалось на 1700 человек эмигрантов, причем там были отделения для семейных и для одиноких мужчин и женщин. Эти отделения представляли собой большие светлые помещения над водой, с железными кроватями-нарами в два этажа с матрацами, подушкой, простыней и одеялом. Ночью горело электричество, имелись особые столовые, служащие одновременно залом для развлечений, чтобы во время плавания пассажирам не было скучно. Неудивительно, можно и заскучать, т. к. пароход шел до Нью-Йорка 14 дней. 
После большевистской революции по ленинскому декрету в феврале 1918 года все суда были национализированы, несмотря на отчаянное сопротивление частных судовладельцев, у которых экспроприировали (лишили собственности), а проще фактически насильно отняли, около 50 морских судов. Естественно, в эту категорию попали все грузопассажирские пароходы. Однако 1 августа 1918 года Архангельск захватили белогвардейцы и интервенты. Декрет о национализации флота сразу отменили, а часть пароходов увели за рубеж. Среди них оказался пароходы «Колгуев» и «Император Николай II», получивший у большевиков название «Михаил Сидоров». 
Хотя первое вскоре вернулось в Россию и получило имя «Юшар», то второй пароход навсегда покинул свою родину в 1918 году. Интересно, что судьба у «Императора Николая II», перевозившего когда-то пассажиров до Золотицы, оказалась очень схожей с уделом судов, появившихся через 50 лет на Белом море, теплоходов «Буковина» и «Татария», о чем подробнее остановлюсь ниже. 
Угнанный из Архангельска пароход «Император Николай II» в 1918 году англичанами, был передан компании «C.G.Wilkinson, Newcastle», занимающейся морскими перевозками. При невыясненных обстоятельствах, через четыре года судно перегнали в Средиземное море и продали египетской компании «Egypt & Levant S.S. Co Ltd» под именем «ANTIOCH», а в 1924 году оно было продано турецкому правительству как «ANTALYA», где пароход совершал пассажирские перевозки. Последнее пристанище «Император Николай II» нашел у турецких берегов, где в 1959 году его разобрали в Стамбуле. 
К февралю 1920 года Архангельск освободили, а в апреле было создано Управление морского транспорта – «Беломортран» и проведена опись оставшихся судов, вторично национализированных большевиками. Их осталось всего 25 единиц, включая пароходы «Великая княжна Ксения», «Королева Ольга Константиновна», «Колгуев», «Умба» и другие суда. Получается, что половина морских судов было уведено англичанами за границу.
 
Пароход "Царица"
 
 
Может пригодится... С уважением, Ансар.
Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 05/07/2017 - 09:16.

Уважаемый коллега Ansar02,

Не ясно тока - зачем три трубы-то? Консепсия, однако. Это все вполне себе реально существующие суда, кроме "Иртыша", но вот он как раз таки двухтрубный :))))))))) И ещё... Большое спасибо! Очень интересно, особенно о моем любимом минзаге "Юшар" :))))))))) Очень интересные подробности, возможно я ими и воспользуюсь, но боюсь не в этой альтернативе. В "Мы наш, мы новый, флот построим..." у меня на Севере главным агентом выступает ОЖДиМП "Русский север". В качестве вклада от государства ОЖДиМП передали железные дороги Ярославль-Вологда и Екатеринбург-Пермь. Все это предназначено для вывоза богатств Севера и Западной Сибири за границу.  Общество железных дорог и морских перевозозок "Русский Север" за свои и заемные средства, построило железные дороги Вологда-Архангельск и Вятка-Ветлуга-Вологда, причем обе широкой колеей. Строиться дорога Петрозаводск-Кемь-Кандалакша-Екатериненская Гавань и Котлас-Вельск-Коноша. ОЖДиМП, получило практически монопольное право на перевозки на русском Севере. Главная контора ОЖДиМП находиться в Петербурге, отделения в Перми, Вятке, Архангельске и ... Лондоне. ОЖДиМП эксплуатирует большое количество пароходов. Так, что увы "Русазиатик" места нет. Но все равно за подсказку большое спасибо!

                                               С уважением Андрей Толстой

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 05/07/2017 - 15:34.

А всегда пжалста! (Я посчитал полезным обозначить реальные объёмы перевозок и реальные транспортные средства).

С уважением, Ансар.