Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XV. Макаров с отрядом дозорных, обходит владенья свои… Продолжение

Мар 20 2017
+
19
-

 

Продолжаю выкладывать материал по сторожевым кораблям, т.е. тьфу… крейсерам III класса  :)))))))))) по моему же циклу статей «Мы наш, мы новый, флот построим…». Приятного чтения.

Не успел Мефодий Валерьевич Донец избавиться от нервических припадков в Кисловодске, как его потребовали представить пред ясные очи морского министра Хорошихина. В этот раз заказ был более внятным. Хорошихин желал иметь «нечто вроде речной канонерской лодки, но мореходной». При этом требования, как к водоизмещению, так и вооружению сокращались. Обошлось без нервических припадков. Концепция нового крейсера была выработана практически сразу. В качестве прототипа для нового корабля решено было выбрать минно-канонерскую лодку «Джейсон» (Ясон или HMS «Jason»), Великобритании, которая вошла в строй в 1892 году. Параметры «Джейсона» составляли: 810 тонн, 20,5 узла, 2×1×120-мм, 4×1×47-мм, 5×1×450 ТА. Отечественная канонерская лодка, по замыслу министра Хорошихина, должна была быть значительно дешевле, легче, менее скоростной. Единственно неизменным из английского проекта осталось вооружение, но при отказе от минного вооружения. Внимательно изучив добытые русской разведкой эскизные чертежи HMS Jason, Донец понял, что ничего сложного в задании Р.В. Хорошихина нет. Уже через два месяца, в августе 1897 года, чертежи нового корабля отправились в МТК.

Крейсера III ранга «Гюйс», «Галс», «Рейд», «Курс», «Румб», «Шкот», «Шкерт», «Клюз».

Водоизмещение – 450 тонн. Размерения – 60,0×8,5×2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1400 л.с. Скорость – 16,0 узлов. Дальность хода – 1400 миль на 8 узлах. Запас топлива – 60 тонн угля. Бронирование: палуба – 12 мм, рубка – 16 мм, щиты орудий – 16 мм. Вооружение: 2×1×120/45-мм, 4×1×47-мм, 1×7,62-мм пулемет, 20 мин, минно-тральное оборудование

Стоимость каждого крейсера составила 275 тыс. рублей без вооружения. Заказ на строительство новых крейсеров ушел на те предприятия, на которых уже строились крейсера первой серии типа «Причал». Кроме этих заводов были задействованы Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово» и Рижская судостроительная и судоремонтная верфь. Всего предполагали заказать 8 кораблей подобного типа. Но тут М.Ф. Донец предложил вариант корабля с 4×1×87-мм орудиями, в результате была дозаказана серия еще из 6 кораблей.

Крейсера III ранга «Бимс», «Брас», «Бушприт», «Лацпорт», «Створ», «Трюм».

Водоизмещение – 458 тонн. Размерения – 60,0×8,5×2,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 1440 л.с. Скорость – 15,8 узлов. Дальность хода – 1400 миль на 8 узлах. Запас топлива – 60 тонн угля. Бронирование: палуба – 12 мм, рубка – 16 мм, щиты орудий – 9 мм. Вооружение: 4×1×87/50-мм, 3х1х7,62-мм пулемета, 20 мин, минно-тральное оборудование

Все корабли приняли участие в Русско-японской войне. Задачи у них были те же, что и у крейсеров III ранга первой серии. «Лацпорт» погиб в первый же день войны – в него попала торпеда, предназначенная для «Кронштадта». «Клюз» погиб, героически приняв неравный бой с 4-мя японскими миноносцами (скорость не позволила ему уйти). «Шкот» подорвался на мине, находясь во Владивостоке в составе тралящего каравана. «Брас», высланный на разведку вдоль восточного побережья Ляодунского полуострова, по возвращении попался японским крейсерам «Отова» (3388 тонн, 2×152-мм, 6×120-мм) и «Окуми» (3245 тонн, 8×120-мм), которые не дали шансов «Брасу» пробраться в Порт-Артур. Почти такая же судьба ожидала крейсер «Курс» во Владивостоке. Он попался на зубок японскому крейсеру «Хибура» (5348 тонн, 2×2×152, 10×120-мм). В отличие от «Браса», команда которого перед превосходящими силами противника предпочла затопить свой корабль, команда «Курса» сдалась и выкинула белый флаг.

Все остальные корабли благополучно пережили русско-японскую войну. Отличились крейсера «Румб» и «Рейд». «Румб», находясь в дозоре, встретился с японской канонерской лодкой «Кёдзе» (1480 тонн, 2×152-мм, 4×75-мм). Отступая и отстреливаясь, «Румб» сумел метким выстрелом повредить японскую канонерку, а подошедшие на выручку русские крейсера заставили японцев спустить флаг. «Рейд» вообще сумел самостоятельно пленить и привести во Владивосток военный транспорт «Кейко Мару» (4000 тонн, 4×75-мм).

После русско-японской войны часть кораблей перевели на Балтику и Черное море. При переходе попал в шторм и погиб «Шкерт». «Гюйс» и «Бимс» благополучно добрались до Кронштадта, а «Румб», «Бушприт» и «Створ» до Севастополя. Остальные три крейсера остались во Владивостоке.

Перед самой войной крейсера переименовали сначала в сторожевые крейсера, а затем и в сторожевые корабли. Все корабли, оказавшиеся на Балтике и Черном море, приняли участие в ПМВ. Участвовали в разведке, охране караванов траления, конвоировании транспортов. В 1916 году, подорвавшись на собственной мине, погиб «Бушприт».

В 1917 году все экипажи сторожевиков приняли революцию и подняли красные флаги. Впрочем, судьба у сторожевиков оказалась разная. «Створ» был захвачен моряками, примкнувшими к белому движению. Его ждала страшная судьба. При эвакуации из Крыма он принял на борт слишком большое количество беженцев. Кроме того, поговаривают, что среди команды оказались большевистские агитаторы. Так это или иначе, но «Створ» в Константинополь не пришел. Судьба его неизвестна. Последняя радиограмма сообщала о неисправности в машине и поступлении воды в трюм, а также содержала просьбу о помощи. Вышедший на помощь пароход Доброфлота «Курск» никого не обнаружил. На «Створе» вместе с командой было 722 человека, в том числе женщины, дети и раненые.

Зато опять отличился героический «Румб»: его моряки сумели вывести корабль из Одессы, совершить плавание вокруг Европы и прийти в Кронштадт. В Дании судьба корабля была на волоске, морякам с трудом удалось убедить представителей датского правительства и английской миссии в лояльности к Белому движению. Но команде до конца не доверяли. «Румб» под конвоем английского эсминца был направлен в Либаву. Однако в темноте и тумане «Румб» «потерялся», и обнаружился уже в Кронштадте.

После Гражданской войны все корабли прошли модернизацию. Они получили по два новых 127-мм орудия и по две 63,5/60-мм зенитные пушки Барановского (впоследствии их заменили на два спаренных 37-мм зенитных автомата).

Оставшиеся во Владивостоке корабли тоже пережили ряд приключений. Во время интервенции японцы попытались захватить корабли, но команда «Рейда» увела его вглубь Амура, где «Рейд» был посажен на мель. Команда «Трюма», плюнув на всех, увела сторожевик прямиком в Китай. Японцам достался только «Галс» который и был уведен на оккупированный японцами Сахалин. В 1930 году, во время 2-й Маньчжурской войны, «Трюм», ставший китайской канонерской лодкой «Чжу-Сянь», был захвачен советскими войсками и возвращен на родину.

В середине 30-х годов японцы вернули захваченный «Галс».

К началу ВОВ все корабли прошли модернизацию. На всех паровые машины заменили на дизеля. Все были вооружены 127-мм орудиями и 37-мм зенитными автоматами. «Гюйс» и «Бимс», ставшие «Балтийским комсомольцем» и «Рабочим-путиловцем», остались на Балтике. «Румб» и «Рейд», оказавшиеся «Красным черноморцем» и «Николаевским рабочим», перевели на Черное море. А ставшие после переименования «Красным Иманом» и «Уссурийским партизаном», «Галс» и «Трюм» очутились на дальнем Востоке.

Во время Великой отечественной войны на долю кораблей выпала нелегкая судьба. «Рабочий-путиловец» погиб во время Таллиннского перехода, до конца выполнив свой долг. «Балтийский комсомолец» пережил блокаду, участвовал в освобождении Прибалтике и погиб в 1946 году при проведении работ по разминированию Данцигской бухты. «Красный черноморец» был потоплен немецкой авиацией на Черном море, а вот «Николаевский рабочий» благополучно пережил войну. Перешел на Балтику. Прослужил до 1960 года, а потом был переведен в разряд учебных судов.

«Красный Иман» участвовал в Сахалинской операции и был торпедирован японской подводной лодкой в 1945 году. «Уссурийский партизан» дожил до 1968 года, пока не был превращен в мишень для испытания новых противокорабельных ракет.

Как всегда, жду Ваших замечаний, уточнений, дополнений и комментариев.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАДЕЮСЬ, БУДЕТ…

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
СЕЖ's picture
Submitted by СЕЖ on Thu, 23/03/2017 - 00:16.

++++

Эмоции надо уметь сдерживать (напоминание)

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Thu, 23/03/2017 - 12:57.

Уважаемый коллега СЕЖ,

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

                                                      С уважением Андрей Толстой

Rio's picture
Submitted by Rio on ср, 22/03/2017 - 20:13.

Очень хорошо. ))) Похоже коллега, Вы сразу замахнулись на одну из главных отрицательных особенностей российского кораблестроения. Отсудствую пропорционально развитого вспомогательного флота. В РИ всегда надеялись на мобилизацию и на авось. Вы походу решили с этим бороться. Так держать!))

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 22/03/2017 - 20:44.

Уважаемый коллега Rio,

Большое спасибо!!! Рад, что Вам понравилось. И таки да, несбалансированный флот наш враг и мы будем с ним бороться :))))))))))

                                                  С уважением Андрей Толстой

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on ср, 22/03/2017 - 19:45.

++++++++++++ yes

Маленькая поправочка: по тексту (как я понял) вторая серия должна иметь вооружение 4×1×87 мм, а в ТТХ указано то же, что и у первой серии... И я бы не переименовывал "Румб", при такой-то биографии. Не обязательно же переименовывать буквально ВСЕ корабли! 

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 22/03/2017 - 20:58.

Уважаемый коллега redstar72,

Спасибо! Рад, что Вам понравилось. по тексту (как я понял) вторая серия должна иметь вооружение 4×1×87 мм, а в ТТХ указано то же, что и у первой серии... Вот... !!!, в черновике исправил, причем все ТТХ, а в выкладку почему-то пошел неисправленный вариант. Большое СПАСИБО!!! Уже внес исправления.

И я бы не переименовывал "Румб", при такой-то биографии. Не обязательно же переименовывать буквально ВСЕ корабли!  Ну в то время шел целый вал переименований, причем таких... Я и так, как могу выкручиваюсь, стараясь подобрать наименования кораблей, созвучных тому революционному времени. Впрочем можно переименовать в "Красный Румб", мне собственно говоря это не принципиально. Главное, что бы времени соответсвовало.

                                                    С уважением Андрей Толстой

anzar's picture
Submitted by anzar on Tue, 21/03/2017 - 11:11.

Уважаемый коллега  Андрей Толстой

настойчиво развиваете вы малый флот, даже слишком :)), видимо как реакция на реалное положение дел. Ведь он очень полезний, поетому +++.

Внимательно изучив добытые русской разведкой эскизные чертежи HMS Jason, Донец понял, что ничего сложного..

Вот ето не понравилось, выходит даже малую канонерку русские без подсказки сделать не могут. Да и в те годы из кораблей секретов никто не делал, даже из больших.

С уважением: anzar

Vis pacem - para bellum

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 21/03/2017 - 11:24.

Уважаемый коллега Anzar,

Спасибо за комментарий, он мне весьма интересен. настойчиво развиваете вы малый флот, даже слишком :)), видимо как реакция на реалное положение дел. Ведь он очень полезний, поетому +++. Не слишком. Просто это реакция на отсутвие малого флота в РеИ. Когда он был так необходим. Опять же флот должен быть сбалансирован, а малых кораблей всегда больше чем больших. Ну и напоследок. Этой статьей я закончил тему русских сторожевиков. Следующий пост будет совсем о другом.

Вот ето не понравилось, выходит даже малую канонерку русские без подсказки сделать не могут. Да и в те годы из кораблей секретов никто не делал, даже из больших. А Вы минно-канонерскую лодку Джейсон (Ясон) видели. Посмотрите. Сильно удивитесь. Единственное с чем согласен так это с тем, что из кораблей секретов никто не делал... Это да. Но и бесплатно чертежи не раздавал.

                                                             С уважением Андрей Толстой

anzar's picture
Submitted by anzar on Tue, 21/03/2017 - 12:47.

А Вы минно-канонерскую лодку Джейсон (Ясон) видели. Посмотрите

А где посмотеть? (линк)

Нашел (Аларм класс). Ничего необичного, 2х120мм, только много торпед и скорость 18,7уз.! Зачем ето канонерке? Прямь крейсер III класса (как у вас :))) Или бавноходний есминец?

Vis pacem - para bellum

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 21/03/2017 - 13:38.

Уважаемый коллега Anzar,

А где посмотеть? (линк). Прошу прощения, что я немного ввел Вас в заблуждение. Аларм и Джейсон HMS Jason, одно и тоже. Но согласитесь, ведь правда, красавцы. И вид скорее для ПМВ подходит, чем для РЯВ. А появились в 1891 году. Такие не грех и спереть. Во всяком случае в других флотах я ничего подобного не встречал. Хотя может быть я и ошибаюсь.

                                              С уважением Андрей Толстой

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Tue, 21/03/2017 - 06:35.

yes!!! Симпатяжки!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 21/03/2017 - 10:18.

Уважаемый коллега Ansar02,

СПАСИБО!

                                                       С уважением Андрей Толстой

alex66ko's picture
Submitted by alex66ko on Tue, 21/03/2017 - 00:53.

Душевно. Но во всем этом я вижу большую юридическую коллизию. Кому собственно будут подчинятся эти суда? По уму конечно следовало подчинить их военному коменданту порта, но до этого у него вообще никогда не было в подчинении вооруженных судов, а значит нужны будут инструкции и артикулы, родить которые специалистов "под шпицем" нет от слова совсем. Ибо по сути это новая служба. Собственно флоту эти суда ни к селу ни к городу, слишком узкая специализация. На Амуре желательна так же координация с ОКПС, и даже как бы полное им подчинение. Так что собственно кроме пополнения состава судов я вижу и большие структурные изменения, во что верится с гораздо большим трудом, чем правильное составление ТЗ перед МТК. Слишком неповоротливая машина.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 21/03/2017 - 10:17.

Уважаемый коллега Alex66ko,

Душевно. Большое СПАСИБО! Рад, что Вам понравилось. Но во всем этом я вижу большую юридическую коллизию. Почему? Еще в 1850-х, никаких миноносцев, не существововало, но когда потребовалось, все было создано. Теперь давайте порасуждаем. Корабли предназначены для охраны кораблей эскадры, т.е. нести службу при эскадре. Значит подчинятся они будут командиру эскадры. Сводится всего будут или во флотилию или в дивизион или несколько дивизионов, по принципу тех же миноносцев. Командир - капитан в ранге не ниже второго. Я думаю это не потребует слишком больших бюрократических изменений, вполне можно обойтитсь полумерами.

                                                          С уважением Андрей Толстой

NF's picture
Submitted by NF on Mon, 20/03/2017 - 23:54.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 21/03/2017 - 10:20.

Уважаемый коллега NF,

Спасибо. Рад, что Вам понравилось.

                                      С уважением Андрей Толстой

Wasa's picture
Submitted by Wasa on Mon, 20/03/2017 - 17:35.

Коллега а Вы в курсе что у вас только на дальнем востоке кораблей 2-3 ранга столько же как у Франции. Не много ватоли?

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Mon, 20/03/2017 - 18:00.

Уважаемый коллега Wasa,

Как всегда я рад Вашему комментарию. Коллега а Вы в курсе что у вас только на дальнем востоке кораблей 2-3 ранга столько же как у Франции. В курсе. У меня даже табличка с росписью кораблей по трем флотам России и флоту Японии имеется. Просто в моей АИ к 1904 году стало ясно, что война с Японией, если не низбежна, то вполне возможна. А так как Япония, то же пересмотрела свои планы в сторону увеличения флота, то соответственно и России пришлось перебрасывать на Дальний Восток, болшее количество кораблей, в ущерб ЧФ и БФ. Где-то прибыло, где то убыло. Кроме, того перед, началом боевых действий я буду делать генеральную выкладку по флотам. А заодно и "резать осетра". Все сомнительные, или не понравившиеся мне корабли, или просто те количество которых зашкаливает, я буду безжалостно "топить" в архиве. Кстати после еще нескольких, важных, но проходных выкладок - транспорты, буксиры, минные заградители, я приступлю к выкладке боевой части флота. Крейсера I и II ранга, броненосные крейсера, ББО, броненосцы, подводные лодки, вот тогда мне бы хотелось списаться с Вами и еще несколькими уважаемыми коллегами, по их, численности, расположению, ТТХ. Мне было бы интересно узнать мнение Вас и нескольких уважаемых коллег, если Вы не против.

                                                        С уважением Андрей Толстой

 

Wasa's picture
Submitted by Wasa on Mon, 20/03/2017 - 18:31.

рейсера I и II ранга, броненосные крейсера, ББО, броненосцы, подводные лодки, вот тогда мне бы хотелось списаться с Вами и еще несколькими уважаемыми коллегами, по их, численности, расположению, ТТХ. 

Всегда пожалуйста, адрес мой у Вас есть.

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Mon, 20/03/2017 - 18:53.

Уважаемый коллега Wasa,

Всегда пожалуйста, адрес мой у Вас есть. Ловлю на слове :))))))))))

                                           С уважением Андрей Толстой

GromoBoy's picture
Submitted by GromoBoy on Mon, 20/03/2017 - 16:56.

Расположение нижнего ряда иллюминаторов несколько непонятно...

"История будет ко мне благосклонна, ведь я сам пишу её" (с) Сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Mon, 20/03/2017 - 17:21.

Уважаемый коллега GromoBoy,

Большое спасибо за Ваш комментарий. Очень интересно. Ориентировался на:

Вроде бы иллюминаторы расположены выше. Но у меня бак ниже, а поэтому я пропорционально сместил иллюминаторы. Неужели ошибся? Что не так?

                                       С уважением Андрей толстой

 

GromoBoy's picture
Submitted by GromoBoy on Tue, 21/03/2017 - 08:36.

Судя по высоте полубака, у вас нет сплошной верхней палубы, а под полубаком платформа, ступенчато смещённая относительно остального корпуса. То есть, иллюминаторы на полубаке Вы правильно сместили, а вот на остальном корпусе они должны остаться на месте :) Вот нижний ряд иллюминаторов под полубаком на своём месте, но, ИМХО, их надо совсем убрать — очень уж низко, они всё время будут заливаться.

"История будет ко мне благосклонна, ведь я сам пишу её" (с) Сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 21/03/2017 - 10:30.

Уважаемый коллега GromoBoy,

очень уж низко, они всё время будут заливаться. В принципе согласен. Но насколько это критически. Если на мореходность не влияют, то пусть остаются хуже не будет :)))))))) Впрочем, соберу все замечания и переделаю.

                                               С уважением Андрей Толстой

GromoBoy's picture
Submitted by GromoBoy on ср, 22/03/2017 - 18:08.

Через них просто ничего не будет видно, кроме как на стоянке в самую спокойную погоду :)

 

Должно быть как-то так:

 

"История будет ко мне благосклонна, ведь я сам пишу её" (с) Сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 22/03/2017 - 19:14.

Уважаемый коллега GromoBoy,

Большое спасибо за подсказку. Так и переделаю.

                                                            С уважением Андрей Толстой

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Mon, 20/03/2017 - 16:34.

++++

Дружище, не делай заголовков в тексте. ПОЖАЛУЙСТА! А то на главной их будет два:))))

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Mon, 20/03/2017 - 17:13.

Уважаемый коллега st.matros,

Большое спасибо за комментарий, он мне очень интересен. Дружище, не делай заголовков в тексте. ПОЖАЛУЙСТА! А то на главной их будет два:)))) Понял, чес слово больше не буду :))))))))))

                                                  С уважением Андрей Толстой