Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Мар 10 2017
+
23
-

 

Уважаемые коллеги, прошу прощения за несколько большую статью, но сократить никак не получилось. Уж больно интересная тема нарисовалась. Еще хочется предупредить, что я знаю основные признаки мониторов, и для некоторой части моих кораблей скорее подходит классификация – речные канонерские лодки. И все же, рискуя вызвать непонимание уважаемых коллег, я назвал их мониторами. Будем считать это небольшим «тараканом» автора и издержками классификации.

* * *

Гонка по «запиранию Амура на надежный замок» продолжалась с удвоенным энтузиазмом. Огромная водная система Амура и его притоков, таких как Уссури и Сунгари, а также Ляохэ, требовала большого числа кораблей прикрытия. Ограничения накладывали сами реки. И главным условием была малая осадка. Наилучшим выходом в данной ситуации Морское министерство сочло создание серии амурских мониторов. Конкурс на создание подобных судов был объявлен уже в конце 1900 года. Адмиралтейство в целях экономии средств желало иметь мониторы двух типов – «большого» и «малого». Водоизмещение первого не должно было превышать 600 тонн, второго 300 тонн. В конкурсе участвовало большое количество различных судостроительных предприятий и верфей. Но неожиданно для многих победу одержал молодой выпускник корпуса корабельных инженеров, младший помощник судостроителя С.Н. Гуляев. Злые языки утверждали, что победой он обязан своему дяде – помощнику главного инспектора кораблестроения, а по совместительству адъютанту Великого князя Алексея Александровича – Э.Е. Гуляеву. Впрочем, злые языки не всегда глаголят истину. Сергей Николаевич был сторонником судостроительной практики Р.В. Хорошихина, который частенько говаривал, что «наилучшим достижением эффективности корабля является взаимозаменяемость различных механизмов, приспособлений или вооружения. Таким образом, один и тот же корабль может быть употреблен многажды». Возможно, комиссию подкупило то, что Гуляев выполнил одно из главных условий – «Иметь сильное вооружение при достаточном бронировании».

Мониторы Гуляева представляли собой мелкосидящие суда, способные действовать не только на Амуре, но и на всех его крупных притоках: Уссури, Сунгари, а также реке Ляохэ в Маньчжурии. Кризис начала 1900-х годов поставил в тяжелое положение ряд крупнейших судостроительных предприятий. Среди них оказалось и Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово». Чтобы поддержать завод казенными заказами, было принято решение о передаче ему заказа на строительство мониторов для Амура. Так как завод не имел опыта строительства подобных судов, то надзирать за работами и осуществлять поддержку заводу отправился сам Сергей Николаевич Гуляев. Изначально было принято строить 4 монитора: два больших (600 тонн) и два малых (400 тонн). Однако уже в процессе строительства аппетиты Морского ведомства возросли, а Гуляеву удалось убедить адмиралов, что массовое строительство удешевит цену. И действительно, если первые мониторы обходились по 187 тыс. руб., то цена на два последних упала до 175 тыс. руб.

Всего за период с 1901 по 1904 год было построено 10 мониторов. Все они перевозились в разобранном виде по железной дороге на станцию Кокуй, близ города Сретенска, на левом берегу притока Амура Шилки и там собирались на специально построенных для этого Сретенских судомеханических мастерских.

Все амурские мониторы подразделялись на два основных типа, отличающихся водоизмещением и составом вооружения.

«Большие» мониторы представляли из себя:

Мониторы «Сибиряк», «Киргиз», «Калмык», «Монгол»

Водоизмещение – 620 тонн. Размерения – 64,0×12,0×1,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 800 л.с. Скорость – 12,2 узла. Дальность хода – 1520 миль на 8 узлах. Запас топлива – 25 тонн угля, 35 тонн нефти. Бронирование: Пояс – 45-25 мм, траверз – 25 мм, палуба – 20 мм, башни – 40-20 мм, барбеты – 45 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 2×2×120/45-мм, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета.

«Малые» мониторы выглядели следующим образом:

Мониторы «Уйгур», «Вогул», «Остяк», «Якут»

Водоизмещение – 365 тонн. Размерения – 55,0×8,0×1,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 540 л.с. Скорость – 11,5 узла. Дальность хода – 1150 миль на 8 узлах. Запас топлива – 20 тонн угля, 32 тонны нефти. Бронирование: палуба – 16 мм, щиты орудий – 12 мм., рубка – 31 мм. Вооружение: 1х1х120/45-мм, 1х1х122/35-мм. гаубица, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета

Мониторы «Даурец», «Удэгеец», «Хант», «Гольд»

Водоизмещение – 370 тонн. Размерения – 55,0×8,0×1,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 540 л.с. Скорость – 11,2 узлов. Дальность хода – 1120 миль на 8 узлах. Запас топлива – 24 тонн угля, 36 тонны нефти. Бронирование: палуба – 16 мм, щиты орудий – 12 мм, рубка – 31 мм. Вооружение: 3х1х87/50 мм, 1х1х122/35-мм. гаубица, 2х1х7,62-мм пулемета

Летом 1895 года в крохотный поселок Осиповка, близ Хабаровска, прибывало огромное количество народа. Команда моряков из Владивостока, рота Иркутского крепостного железнодорожно-саперного батальона, гражданские и военные инженеры, рабочие, переселенцы, крестьяне с окрестных деревень, заключенные местных тюрем. За два года был возведен Амурский судостроительный завод Морского ведомства. По окончании строительства рабочие были переброшены на строительство причалов и зданий Нижне-Амурской флотилии Российского императорского флота, расположенной чуть поодаль.

Амурский судостроительный завод, Осиповский затон

К началу 1904 года в состав флотилии входили мониторы «Калмык», «Монгол», «Уйгур», «Остяк», «Вогул», «Якут», «Даурец», «Удэгеец», «Хант» и «Гольд». Мониторы «Сибиряк» и «Киргиз» находились в достройке, вступили в строй весной 1904 года.

Но эпопея мониторов на этом не закончилась. Несмотря на малую осадку – 1,2 метра, часть рек для мониторов этих серий была недоступна. Основные глубины в малую воду от Хабаровска до Благовещенска и далее до Аргуни, а также в притоках Амура – Уссури и Сунгури и большинстве рек Китая и Маньчжурии – Ялу, Пинг-Янг, Хаохэ, Ляохэ, Бейхэ, не превышала 0,61–0,75 м. Для действия в этих реках требовались уж совсем небольшие мониторы, с водоизмещением менее 150 тонн. Был объявлен конкурс, победил проект молодого кораблестроителя, выпускника Корпуса корабельных инженеров, только что вернувшегося со стажировки в Великобритании М.Д. Иконникова. За основу была взята так называемая типовая «нильская» канонерка, чрезвычайно простое и дешевое судно. На различных судостроительных заводах было построено 10 мониторов этого типа. Стоимость каждого составляла 78 500 руб. Наименования мониторы получили в честь рек Восточной Сибири, Дальнего Востока и Маньчжурии.

Бронекатера «Алдан», «Илим», «Баргузин», «Шилка», «Онон», «Орхон», «Селенга», «Селемжа», «Улинхэ», «Сугой»

Водоизмещение – 150 тонн. Размерения – 47,0×7,5×0,6 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 220 л.с. Скорость – 10,2 узла. Дальность хода – 950 миль на 8 узлах. Запас топлива – 17 тонн угля. Бронирование: палуба – 16 мм, щиты орудий – 12 мм. Вооружение: 2×1×87/45-мм, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета.

Почти все мониторы успели к русско-японской войне. На мониторы была возложена чрезвычайно важная задача. Значительная часть снабжения русской армии шла по Амуру, кроме того, крайне важной водной артерией была река Сунгари. Сунгари была судоходна до самого Гирина. Её глубины в среднюю воду составляли 5–7 футов (1,53–2,14 м), а в малую опускались до 3 футов (0,9 м). Мониторам была поручена крайне важная задача сопровождать караваны барж с военными грузами. Мониторы типа «Сибиряк» и «Уйгур» в среднюю воду доходили до Харбина, а типа «Алдан» – добирались до Гирина, контролируя эту крайне важную водную артерию почти полностью. Лишь участок длиной в 159 верст, Верхней Сунгари от Гирина до порога Лаоныхо «Страшный Старец», был для них непроходим. И то не из-за глубины фарватера, она была вполне приемлемой – 3–5 футов (0,9–1,5 м), а из-за крайне сложного рельефа дна, состоящего из камней, перекатов, каменных банок и баров. Лишь плоскодонные сунгарийские джонки, и то с опытными лоцманами, могли преодолевать этот сложный участок до пристани Тавайцзы, стоящей на «Старике».

8 (19) марта 1904 года большой отряд русских судов, под командованием адмирала Ф.В. Дубасова, сорвал высадку авангарда 1-й армии генерала Куроки. В составе отряда находились мониторы «Монгол», «Остяк», «Хант», «Улинхэ» и «Баргузин», которых вели на буксире. Несмотря на сложную ледовую обстановку в виде отдельных плавающих льдин, мониторы вошли в Тэдонган и 10 марта подошли к Пхеньяну. Одновременно с этим к Пхеньяну выдвинулась 2-я сводная бригада 1-ой Забайкальской дивизии, под командованием генерал-майора В.П. Грекова, в составе 8 тыс. человек при 24 орудиях и 44 пулеметах.

Генерал-майор В.П. Греков

Мониторы обеспечили беспрепятственную переправу русских войск, подавив огнем батарею противника. Объединенными усилиями русские войска выбили японцев у Пхеньяна и закрепились на позициях вокруг города.

10 (21) марта ситуация резко обострилась. После гибели части судов русская эскадра пока была не в состоянии некоторое время вести наступательные боевые действия. Эскадра адмирала Дубасова была срочно отозвана от Цинампо для усиления Порт-Артура. Одновременно с этим японцы резко активизировали свои действия. 17 (28) марта 12-я японская дивизия под командованием генерал-лейтенанта Иноуэ Хикару высадилась в Цинампо и 19 (30) марта подошла к Пхеньяну. В помощь ей выдвинулись срочно переброшенные в Корею 10-я дивизия и 22-я сводная бригада. Общее количество японских войск, сосредоточенных у Пхеньяна, к 26 марта (5 апреля) 1904 года составило 28 тыс. человек. Русских войск было почти втрое меньше, всего 10 тыс. человек. 2 (13) апреля развернулось Пхеньянское сражение, продолжавшееся два дня. Потери с обеих сторон впечатляли. Русские потеряли убитыми и ранеными 4228 чел. Потери японцев составили 6585 чел. Канонерские лодки принимали в сражении самое деятельное участие, прикрывая переправу русских войск и препятствуя переправы японских. В ходе боя монитор «Хант» получил тяжелые повреждения и затонул. В ночь со 2 (13) на 3 (14) апреля ввиду невозможности покинуть реку Тэдонган было принято решение затопить мониторы. Однако мичман Ильин IV, командир «Монгола», категорически не согласился с таким решением и принял самостоятельное решение: либо прорываться к своим, либо погибнуть в бою. На «Монгол» погрузили все остатки угля и боеприпасов с других мониторов. 4 (15) апреля отряд генерала Грекова начал отступление от Пхеньяна, вместе с ним уходили команды с затопленных мониторов. Однако впоследствии выяснилось, что мичман Ильин совершенно не собирался героически погибать. Пользуясь темнотой и туманом, на самом малом ходу он проскочил мимо японских дозоров и не спеша, вдоль побережья, сначала добрался до Анджу, еще не занятого японцами, а потом до Ялу.

После Пхеньянского сражения японская армия не могла наступать почти месяц. И только к середине мая японцы вышли к Ялу. В сражении на реке Ялу мониторы проявили себя с самой лучшей стороны. Сорвали атаку японской гвардейской дивизии на Тигровый холм. Обстреливали переправляющиеся японские войска. Подавляли батареи противника. Разъяренные японцы выдвинули против мониторов несколько миноносцев, минных крейсеров и канонерских лодок. В результате сражения на Ялу погибли мониторы «Якут» и «Даурец». Были вынуждены затопиться «Селемжа» и «Селенга». Командир «Монгола», мичман Ильин, решил провернуть тот же фокус, что и раньше. Но в этот раз ему не повезло. Он был обнаружен канонерской лодкой «Дайчен» и уничтожен. Впрочем, самому Ильину и значительной части команды удалось спастись.

Мониторы «Сугой» и «Орхон» служили на реке Тумыньцзян (Туманная) до самого конца войны. Мониторы «Вогул», «Уйгур», «Шилка» и «Онон» находились в Порт-Артуре. Из-за малой осадки их часто привлекали для траления мин. Из-за этого «Онон» подорвался на мине. «Вогул» и «Уйгур» вместе с другими кораблями участвовали в срыве высадки японских войск в Дагушане и Бицзыво. Разоруженную «Шилку» затопили при сдаче Порт-Артура. «Вогул» и «Уйгур» на буксире благополучно перебазировали во Владивосток, где они продолжили службу. Вошедшие в строй «Сибиряк» и «Киргиз», а также «Удэгеец», «Гольд», «Алдан» и «Илим» благополучно служили на Амуре и Сунгари.

После войны все оставшиеся в строю мониторы перевели на Амур. Все они вошли в состав Амурской флотилии.

Корабли Амурской флотилии в Осиповском затоне, 1908 год

В 1917 годы, команды всех мониторов перешли на сторону Советской власти. В 1918 году все мониторы, кроме «Сибиряка», были захвачены японскими интервентами. «Сибиряк» сумел уйти, добравшись до Зеи, и частично был притоплен на мелководье. При отступлении японцы увели «Киргиза», «Вогула» и «Уйгура» в Японию. А «Удэгейца», «Гольда», «Алдан», «Илим», «Орхон» и «Сугой» повредили и частично затопили в Осиповском затоне.

Японские солдаты в Осиповском затоне

В 1921 году «Сибиряка», «Удэгейца», «Гольда», «Алдан», «Илим», «Орхон» и «Сугой», подняли. При обследовании было выявлено хорошее состояние «Сибиряка», «Гольда». «Алдана» и «Орхона». Состояние «Удэгейца», «Илима» и «Сугоя» было признано неудовлетворительным и их сдали на слом в 1923 году.

В 1924 году, после неоднократных нот Советского правительства, японцы были вынуждены вернуть «Киргиза», «Уйгура» и «Вогула». В 1926 году все мониторы прошли модернизацию. В основном она касалась перевода машин на сжигание мазута, установки новых более мощных радиотелеграфных станций и замены вооружения. «Сибиряк» и «Киргиз» получили новые спаренные 127-мм в новых башнях и по два 37-мм ЗА конструкции Барановского. «Уйгур» получил два 127-мм орудия и заменили 47-мм орудия на 2×2×37-мм ЗА Барановского. «Гольд» получил 4×1×107-мм орудия и зенитные автоматы. «Алдан» и «Орхон» обзавелись двумя 107-мм орудиями и по 2 автоматическими зенитных пушками Барановского. Все мониторы были включены сначала в Амурскую пограничную флотилию, а затем во вновь сформированную Дальневосточную военную флотилию. Коснулись лодок и переименования. Так «Киргиз» стал «Дальневосточным комсомольцем», «Вогул» переименовали в «Память красных партизан». «Уйгур» стал «Красным забайкальцем» Повезло «Сибиряку», он просто и незамысловато стал «Красным Сибиряком». «Гольд» стал «Рабочим-дальневосточником». «Алдан» переименовали в «Амурский большевик», а «Орхон» – в «Хабаровский пролетарий».

В 1929 году все лодки учавствовали в 3-х-месячной Маньчжурской войне. Они обеспечивали высадку десантов в Харбине, Чжулине и Фуцзяне. Благодаря умелым действиям команд мониторов и советской авиации была разгромлена китайская Сунгарийская флотилия. Было уничтожено 22 корабля из 40 собранных китайцами.

В 1936 году негодным к дальнейшей эксплуатации признали «Рабочий-дальневосточник» и порезали на металл. Перед войной все мониторы прошли вторую масштабную модернизацию. Все паровые машины заменили на дизели, увеличили число 37-мм ЗА до 4-х, добавили 12,7-мм пулеметы. «Амурский большевик» и «Хабаровский пролетарий» получили по одному универсальному 100-мм орудию и по 4 пулемета калибра 12,7 мм.

Все корабли участвовали в маньчжурской десантной операции. Обеспечивали перевозку войск и военных грузов по Амуру и Сунгари.

В 1952 году дальнейшая эксплуатация «Амурского большевика», «Хабаровского пролетария», «Красного забайкальца» и «Памяти красных партизан» была признана нецелесообразной, и корабли вывели из эксплуатации. «Красный Сибиряк» и «Дальневосточный комсомолец» стали «Партизанском» и «Албазином». Служба мониторов продолжалась до 1975 года. «Партизанск» долгое время использовали в качестве плавучего пакгауза. А вот полностью разоруженный «Албазин» был передан Дальневосточному институту изучения водной среды. Он служил гидрологической станцией на Амуре вплоть до нынешних времен.

На этом я заканчиваю «Амурскую эпопею» в «Мы наш, мы новый, флот построим…» и перехожу к более интересным кораблям.

Всегда рад Вашим замечаниям, уточнениям, комментариям и дополнениям.

Продолжение следует…

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Mon, 13/03/2017 - 13:35.

Уважаемый коллега. сегодня наткнулся на интересный ресурс. Как раз по теме. http://coollib.xyz/b/330588/read

Пупс's picture
Submitted by Пупс on Mon, 13/03/2017 - 16:38.

Уряяяя!!!! Мои любимые речные ПЛ!!!!wink

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Mon, 13/03/2017 - 14:53.

Уважаемый коллега vasia23,

Уважаемый коллега. сегодня наткнулся на интересный ресурс. Большое спасибо за внимание, но Черников у меня в библиотеке практически весь, в том числе и эта книга.  Но за помощь, еще раз, благодарю.

                                                      С уважением Андрей Толстой

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Mon, 13/03/2017 - 16:12.

Упс!sad

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on вс, 12/03/2017 - 13:17.

Уважаемые коллеги,

Я внимательно прочитал все Ваши замечания и внес необходимые изменения. Первое и самое главное я убрал винты в туннельную нишу корпуса. Далее выяснилось – «не надо меня путать, я сам запутаюсь». :)))))))))))))) Вообщем, ситуация с «Уйгуром» и «Даурцем» выглядит следующим образом. Вот ТТХ реального «Бурята» («Вогула») которого я брал за прототип: 245/349 т, 54,5x8,2x1,1 м. ПМ - 2, 2 ПК, 480 и.л.с.=9,5/10,5 уз., 102 т угля+нефть. Броня: пояс, палуба и боевая рубка до 12,7 мм. Эк. 63 чел. 2—120 мм/45, 1 — 122 мм (гаубица), 4 пул. http://russiaflot.ru/korikanon/353-rechnye-kanonerskie-lodki-tipa-vogul.html Т.е. никаких дизелей на нем не было, и я элементарно перепутал его со «Шквалами». Бывает, статья большая приходилось держать в голове много разных фактов. Внешний вид я его давал и значит никакой дополнительной надстройки под МКО ему не требуется. Еще раз прошу прощения у уважаемого коллеги LPGMASTER, за непреднамеренное введение его в заблуждение.  «Хакас» стал «Хантом», надеюсь, такое переименование пойдет ему на пользу. На многострадальных «Уйгурах» и «Даурцах» установил дополнительно по одной 122/35-мм. гаубице производства Путиловского завода (АИ), с новыми щитами. На «Сибиряке» и «Алдане» ничего, кроме туннельной ниши не менял. Первый понятно почему, это сильно упрощенная версия «Шквала», а второй так мал, что даже лишний вес щита, может сказаться на его ходовых качествах. Если еще что-нибудь обнаружите, пишите.

                                     С уважением Андрей Толстой

Пупс's picture
Submitted by Пупс on Sat, 11/03/2017 - 14:15.

Хи хи, че попалось!

http://cmboat.ru/monitor/monitor152/

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/03/2017 - 15:41.

Уважаемый коллега Пупс,

Хи хи, че попалось! Чрезвычайно интересный кораблик.

                                            С уважением Андрей Толстой

СЕЖ's picture
Submitted by СЕЖ on Sat, 11/03/2017 - 11:09.

++++

 

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/03/2017 - 15:42.

Уважаемый коллега СЕЖ,

СПАСИБО! Рад, что Вам понравилось.

                                                       С уважением Андрей Толстой

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Fri, 10/03/2017 - 23:47.

++++++++++++ yes

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/03/2017 - 08:52.

Уважаемый коллега redstar72,

Большое спасибо! Рад, что Вам понравилось.

                                                          С уважением Андрей Толстой

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Fri, 10/03/2017 - 22:05.

очень здорово написано и начерчено. Браво! yes

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/03/2017 - 08:55.

Уважаемый коллега Космонавт Дмитрий,

очень здорово написано и начерчено. Браво! Большое спасибо за Ваш лестный отзыв! К сожалению это не самая моя лучшая работа придется переделывать, много ошибок.

                                                       С уважением Андрей Толстой

sergey289121's picture
Submitted by sergey289121 on Fri, 10/03/2017 - 20:40.

Андрей Толстой пишет:
Самого смущает, но прототипом служил "Вогул", а у него башен не было. 

                                    С уважением Андрей Толстой

Может просто башнеподобные щиты сделать? Без крыши для облегчения, но чтобы брезент натянуть можно было, а то расчет легко выбьют, а уж если с самозарядкой кто будет, так вообще расчет даже спрятаться не успеет.

Я уверен в бесконечности двух вещей: бесконечность вселенной и человеческой глупости. Хотя относительно первой у меня есть некоторые сомнения.
А. Эйнштейн

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 20:48.

Уважаемый коллега sergey289121,

а уж если с самозарядкой кто будет, так вообще расчет даже спрятаться не успеет. С самозорядкой там отродясь никого не было и быть не может. Может просто башнеподобные щиты сделать? Без крыши для облегчения, но чтобы брезент натянуть можно было, а то расчет легко выбьют В вот с этим вполне согласен. Есть у меня на примете один шит, попробую. Буду исправлять замечания внесу изменения.

                                                               С уважением Андрей Толстой

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Fri, 10/03/2017 - 18:25.

yes!!! Класс! Как всегда и красиво, и обоснованно.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 18:58.

Уважаемый коллега Ansar02,

Класс! Как всегда и красиво, и обоснованно. Большое СПАСИБО! Как всегда чрезвычайно рад Вашим комментариям.

                                                         С уважением Андрей Толстой

Пупс's picture
Submitted by Пупс on Fri, 10/03/2017 - 15:59.

Уважаемый коллега, 120мм для действий по малым морским(речным) целям вроде неплох, но есть еще куча целей на берегу а тут пушки 120мм уже не очень. Наши сколько игрались с пушками и вконце концов пришли, что лучше МЛ-20 нет. Тут более ранние времена но можно чет подыскать. В худшем случае 152мм КАНЭ, все таки монитору пушки самое важное!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 17:39.

Уваажаемый коллега Пупс,

Большое спасибо за Ваш комментарий. Тут более ранние времена но можно чет подыскать. В худшем случае 152мм КАНЭ, все таки монитору пушки самое важное! Я обязательно подумаю над этим вопросом.

                                                  С уважением Андрей Толстой

Wasa's picture
Submitted by Wasa on Fri, 10/03/2017 - 16:07.

В принципе для целей на берегу подойдут обычные сухопутные гуабицы.

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 19:56.

Уважамый коллега Wasa,

В принципе для целей на берегу подойдут обычные сухопутные гуабицы. Согласен.

                                                         С уважением Андрей Толстой

Пупс's picture
Submitted by Пупс on Fri, 10/03/2017 - 20:36.

В том то и замес, что нужны именно гаубицы! У рек один берег пологий, второй обрывистый, куча камышей, плавней, да и противник не дурак может спрятаться за сопкой. Пушка с настильной траекторией тут не очень. Да и квалибрик у гаубиц по более, фугасное действие по легко бронированным вражеским судам будет на загляденье!wink

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 10/03/2017 - 15:43.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 17:40.

Уважаемый коллега NF,

Большое спасибо за Ваш комментарий! Они меня неизменно радуют.

                                                        С уважением Андрей Толстой

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 10/03/2017 - 21:14.

Я в этих делах все равно мало что понимаю, но объем материала внушает уважение. За это мне такие материалы и нравятся.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

LPGMASTER's picture
Submitted by LPGMASTER on Fri, 10/03/2017 - 13:04.

МКО запихивали под настройки, у вас не везде это возможно, не хочу думать что часть речных кораблей вы задумали не самоходными.

колеса-винт-водомет:

1. Винт будет эффективным при простых условиях, на корабле с малой осадкой нужен винт малого диаметра с высокими оборотами вала (иногда его "легким" зовут, но это не верно). То есть при стандартных средних оборотах ГД 100 об/мин, нужен повышающий редуктор до оборотов 200+.
2. Для улучшения эффективности винта, винт помещают в тунельную нишу корпуса.

Именно так сейчас формируют винто-рулевую группу на подавляющем тоннаже речного флота. Это один из самых Экономически выгодных вариантов. По поводу водомета, основной его профит в Маневренных качествах (управляемость на малых ходах), остальное от лукавого (высокие, цена установки и потребление топлива).

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 17:57.

Уважаемый коллега LPGMASTER,

Большое СПАСИБО!!! Ваши комментарии мне неизменно интересны и весьма ценны. Давайте разбираться. МКО запихивали под настройки, у вас не везде это возможно, не хочу думать что часть речных кораблей вы задумали не самоходными. Если возможно, то пожалуйста укажите поточнее на каких кораблях. Как я подозреваю, речь идет о "Уйгурах" и "Даурцах"?

Винт будет эффективным при простых условиях, на корабле с малой осадкой нужен винт малого диаметра с высокими оборотами вала (иногда его "легким" зовут, но это не верно). То есть при стандартных средних оборотах ГД 100 об/мин, нужен повышающий редуктор до оборотов 200+. 2. Для улучшения эффективности винта, винт помещают в тунельную нишу корпуса. А вот тут получилась интересная ситуация. Все дело в том, что все мои мониторы имеют реальные прототипы. Но рассматривая рисунки я не совсем понял как у них устроена винто-рулевая группа (ВРГ), так как винта там вообще не было. А я не люблю "рисовать" то, что не понимаю. Вот не мудрствуя лукаво, я приделал своим мониторам винто-рулевую группу от румынских дунайских мониторов, вот точно не помню, то ли от "Темеша", то ли от "Бессарабии". Благо осадка (1,2 м.) и размеры, позволяли. Прочитав про туннельную нишу я во всем разобрался. Здесь я вижу два варианта развития событий либо оставить прежнюю ВРГ от румынских мониторов, либо перерисовать согласно реальным русским мониторам и Вашим рекомендациям. В принципе меня устраивают оба варианта, перерисовать плевое дело, полчаса работы.

                                                 С уважением Андрей Толстой

LPGMASTER's picture
Submitted by LPGMASTER on Fri, 10/03/2017 - 19:14.

Пропустил вопрос.
Несомненно туннель! Румыны....ну скажем так, не авторитет.
Туннель позволяет использовать винт который верхней кромкой находится выше действующей ватерлинии. Ибо часть эффекта "колеса" от потока воды упирается в стенку туннеля и нагнетает воду в верхнюю часть, создавая перманентное "погружение" винта при его вращении. Туннель, по существу, эрзац водомет, дешевый и эффективный.
Бельгийские и голландские хитрованы вообще по два руля ставят с углом поворота до 180 градусов, складывая рули в плоскости миделя они получают задний ход на без реверса вфш или поворота лопастей врш, типа реверса как на реактивных самолетах. Замечу, это все без дорогих игрушечек в виде водомета.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 19:52.

Уважаемый коллега LPGMASTER,

Несомненно туннель! Хорошо, соберу все замечания и переделаю рисунки, установлю туннель по подобию "Вогула".

                                               С уважением Андрей Толстой

LPGMASTER's picture
Submitted by LPGMASTER on Fri, 10/03/2017 - 18:13.

"Уйгур", "Даурец".

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 19:06.

Уважаемый коллега LPGMASTER,

Вполне себе реальные канонерские лодки 1906 года. Есть у меня смутное подозорение, что все же они были самоходными :))))))))))) Что не так?

                                                     С уважением Андрей Толстой

LPGMASTER's picture
Submitted by LPGMASTER on Fri, 10/03/2017 - 19:19.

Эк вы, батенька, меня........лицом по верхней поверхности учебной парты!
Вопрос снимаю, был не прав!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 20:21.

Уважаемый коллега LPGMASTER,

Вопрос снимаю, был не прав! Нет, похоже это я был не прав и приношу свои глубочайшие извинения. Тут вот какой вопрос. "Вогулы", несли дизеля 4 шт., общей мощностью 1040 л.с. Я же решил, что дизеля будут слишком альтернативны и поставил ПМ, посчитав, что дизеля конца 19 века, начала 20 века были весьма громоздки и сопостовыми с ПМ. Но как на самом деле я не знаю. Вполне возможно, что ПМ по своим габаритам не пройдут. Еще раз прошу прощения за несколько самонадеянное поведение. Выслушаю все замечания по приведению мониторов в соответствие.

                                                   С уважением Андрей Толстой

ZuLuS's picture
Submitted by ZuLuS on Sat, 11/03/2017 - 13:45.

Ув колега не переживайте на речной лодке- достаточтно широкой паровую машину и положить можно , а вот для котла надо будку городить, бронированную - т е цитадель , ябы впихнул в эту цитадель 1-2 гаубицы 5-6" а добавкой пару скорострелок под шрапнель если мягкие цели появятся и складную мачту с наблюдательным постом .Сугубое ИМХО

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/03/2017 - 15:45.

Уважаемый коллега ZuLuS,

Большое спасибо, за Ваш комментарий! Собственно говоря, я уже сел за переделку.

                                                                   С уважением Андрей Толстой

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 20:17.

Уважаемый коллеги,

Ошибка.

                                                       С уважением Андрей Толстой

alex66ko's picture
Submitted by alex66ko on Fri, 10/03/2017 - 15:23.

Не только. Водомет независим от заглубления в отличии от винта.

 

Bull's picture
Submitted by Bull on Fri, 10/03/2017 - 11:53.

Доброго здоровья, уважаемый коллега Андрей Толстой.

Как всегда впечатлили масштабностью охвата событий и кораблики красивые и сбалансированные. +++++++yes

С классификацией думаю тут нет ошибки. В мире полно боевых кораблей обозванных мониторами и при этом не имеющих даже намека на броню и даже орудия самых малых щитов не имели. Это так сказать класс боевых кораблей свободного отождествления. В этом отождествлении определяющим является: наличие мощной артиллерии, очень малые размеры (правда все относительно) и возможность действовать на очень мелких местах.

Однако я без вопросов не могу, вы же знаете. Вот первый вопрос: У Вас там Пхеньянское сражение, получается, что Россиия с Японией заключили соглашение о разделе экономических интересов в Корее? Второй вопрос: Вы не осветили сроки и время переброски этих кораблей с Амура в Корею - а для меня это актуально. Сам перебрасываю амурские канлодки на Ялу.

Теперь позвольте несколько Вас поправить. Шилка не является притоком Амура. Слияние рек Шилка и Аргунь образует Амур. Правда я сам затрудняюсь сказать как выразить про Шилку в контекмте вашего повествования.

Вот и еще про название кораблей. Переименуйте "Хакас" во что угодно, только не оставляйте таким. Дело в том что собственно нации хакасов (хакасцев) не существует. Этот термин предложил в 1928 году общественный деятель Майнагашев. Под термин "хакасы" объединили "койбальцев", "бельтыров", "сагайцев" и "каченцев". Потом туда прибавили "кызыльцев" - не путайте пожалуйста с тувинцами-урянхайцами. Кызыльцы это отдельная народность - исчезнувшая в данное время и похоже навсегда. Сам термин собственно существовал всегда, но только в легендах про старика Боруса и никогда не обозначал народность. Скорее положение некой народности среди других. Все эти объединененные народности имеют схожий язык и культуру. Но на столько же они и отличны друг от друга - даже народные костюмы разные. Хотя по эпосу Борус это ветви одного корня. Поэтому "Хакас" в 1900 году не соответствует исторической ситуации.

С уважением Bull.

Сделать можно все. Для этого нужно три вещи - время, возможность и желание. Вот желания как раз чаще всего и не хватает.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 18:55.

Уважаемый коллега Bull,

Как всегда впечатлили масштабностью охвата событий и кораблики красивые и сбалансированные. +++++++ Большое СПАСИБО! Рад, что Вам понравилось. У Вас там Пхеньянское сражение, получается, что Россиия с Японией заключили соглашение о разделе экономических интересов в Корее? Не совсем так. Просто в отличии от РеИ, наши адмиралы и генералы, оказались, чуть посамостоятельнее. И как только прозвучал первый выстрел РЯВ, а нога первого японского солдата вступила на корейскую землю, они наплевав на нейтралитет Кореи, ринулись к Цинампо (Инчхону) и Пхеньяну. Тем более, что Чемульпо наши все равно упустили. У тому же в Пхеньян умудрился сбежать Сунджон, тот который корейский принц, что давало нашим некоторую легетимность в Корее, впрочем весьма призрачную. Корейцы, и к нам и к японцам, относились безразлично. Помощи от них ждать не приходилось. Русские пулеметы, хоть и объяснили японцам всю пагубность их поведения, однако не остудили горячий самурайский пыл. Линевич, не помог, резервы не пришли, и пришлось героической бригаде, драпать к Ялу. Даже около Анджу, заслон не организовали. Единственный положительный момент в этой ситуации, что продвижение японцев, удалось задержать больше, чем на месяц и довольно значительные потери японцев в передовых частях.

Вы не осветили сроки и время переброски этих кораблей с Амура в Корею - а для меня это актуально. Да, честно говоря я и сам не знаю. Скажем так по мере готовности. Единственное, что следует отметить, что лодки немореходные, вели их исключительно на буксире с полностью задраенными люками.

Переименуйте "Хакас" во что угодно. Да, знаю я. Думал прокатит, надеялся, что различие между хакасами знаю только я  :)))))))))) Знаете, какой мой самый нелюбимый город? Абакан. Пришлось там "пожить". А монитор, я обязательно переминую. Хотел ради прикола даже урянхайцем назвать, но уж больно Толкиеном попахивает. Ладно, что-нибудь придумаю. И кстате в Туве, то же приходилось "жить" и местные тувинцы, вполне себя "кызыльцами" позиционировали. Так и говорили - "мы не тувинцы, мы кызыл-тува". Гордо так. А вот урянхайцев не встречал. Впрочем, слишком далеко в глубинку, я не забирался, да и этнография не мой конек, не до этого было.

                                               С уважением Андрей Толстой

Bull's picture
Submitted by Bull on Sat, 11/03/2017 - 08:40.

местные тувинцы, вполне себя "кызыльцами" позиционировали. Так и говорили - "мы не тувинцы, мы кызыл-тува". Гордо так.

Да похоже "тувинцы" это тоже собирательный образ. Там народностей тоже очень много: тоджинцы, тафалары, мончак, цаатаны, сойоты, кызыльцы, тыва, урянхайцы (проживают в районе озера Хубсугул - да в принцыпе урянхами тувинцев монголы зовут. Как правильно оценивать я не знаю). Но вот тамошние кызыльцы имеют в обиходе тувинский язык, то есть не хакасской группы. Может потеряли его, но вот тоджинцы ведь на своем говорят, а их меньше кызыльцев по численности.

Знаете, какой мой самый нелюбимый город? Абакан.

Да собстно Абакан сложно полюбить. Одни дрены чего стоят - болото оно и есть болото. И потом степной город - это вечная пыль. А с учетом розы ветров и ТЭЦ стоит - все в город отдает.

Сделать можно все. Для этого нужно три вещи - время, возможность и желание. Вот желания как раз чаще всего и не хватает.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/03/2017 - 08:59.

Уважаемый коллега Bull,

Да похоже "тувинцы" это тоже собирательный образ. Да собственно говоря, только с тувинцами проживающими в городе и общался.

                                                            С уважением Андрей Толстой

Wasa's picture
Submitted by Wasa on Fri, 10/03/2017 - 12:16.

С классификацией думаю тут нет ошибки. В мире полно боевых кораблей обозванных мониторами и при этом не имеющих даже намека на броню и даже орудия самых малых щитов не имели. Это так сказать класс боевых кораблей свободного отождествления. В этом отождествлении определяющим является: наличие мощной артиллерии, очень малые размеры (правда все относительно) и возможность действовать на очень мелких местах.

Пример?

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

Bull's picture
Submitted by Bull on Fri, 10/03/2017 - 12:19.

Итальянские и австро-венгерские вооруженные понтоны.

Сделать можно все. Для этого нужно три вещи - время, возможность и желание. Вот желания как раз чаще всего и не хватает.

Wasa's picture
Submitted by Wasa on Fri, 10/03/2017 - 12:57.

Они их для солидности называли http://sergiovillaggio.livejournal.com/414255.html это все равно были плавбатареи.

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Fri, 10/03/2017 - 11:27.

Ну мониторы и мониторы, правда в ту пору классифицировали броненосными лодками, но то ладно. Смущает отсутствие башен. Реки там зароссшие со всех сторон, спрячется какой-нить хунхуз-снайпер (или рота) и выбьет артиллеристов.

По поводу малых мониторов, может лучше бронекатера?

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 19:11.

Уважаемый коллега st.matros,

Большое спасибо за Ваш комментарий! Рад что Вам понравилось. Смущает отсутствие башен. Реки там зароссшие со всех сторон, спрячется какой-нить хунхуз-снайпер (или рота) и выбьет артиллеристов. Самого смущает, но прототипом служил "Вогул", а у него башен не было. По поводу малых мониторов, может лучше бронекатера? А вот с этим согласен. "Алданы" вполне можно позиционировать как бронекатера. Чуть позже когда соберу все замечания, исправлю.

                                    С уважением Андрей Толстой

alex66ko's picture
Submitted by alex66ko on Fri, 10/03/2017 - 10:07.

Гм, а на маленьких "Алданах" вы куда машину заныкали? Корпус то тонюсенький. Ну и чисто ИМХО мнение, для мелкосидящих судов винты дело неподходящее. Тут либо водомет, либо гребные колеса.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Fri, 10/03/2017 - 19:30.

Уважаемый коллега alex66ko,

СПАСИБО! Вы как всегда меня радуете своими комментариями. Гм, а на маленьких "Алданах" вы куда машину заныкали? Корпус то тонюсенький. Туда же куда и SMS Vaterland.

Водоизмещение:
стандартное..............................170 т.
нормальное.................................275т.
полное........................................350 т.
Длина..........................................54м
.
Ширина.......................................8,1 м.
Осадка........................................0,8 м.
2 паровых 3-цилиндровые машины тройного расширения и 2 паровых котла. 1 дымовая труба
Мощность механизмов................1300 л.с.
2 гребных винта
Запас топлива............................75 т.
Скорость максимальная..............13,0 уз.
Вооружение:
1 88-мм. полевое орудие;
2 76-мм. орудия;
2 47-мм. автоматических орудия;
2 пулемета;
2 87-мм. бомбомета;
30 речных мин
Экипаж.......................................45 чел.

Ну и чисто ИМХО мнение, для мелкосидящих судов винты дело неподходящее. Тут либо водомет, либо гребные колеса. Насчет винта в винтовой шахте, я уже написал чуть выше.

                                             С уважением Андрей Толстой

Bull's picture
Submitted by Bull on Sat, 11/03/2017 - 08:44.

Туда же куда и SMS Vaterland.

Сначала прочит только ТТХ и думаю - так этож Oter. Канонерка для Китая. Правда немецкая.

Сделать можно все. Для этого нужно три вещи - время, возможность и желание. Вот желания как раз чаще всего и не хватает.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/03/2017 - 09:03.

Уважаемый коллега Bull,

Сначала прочит только ТТХ и думаю - так этож Oter. Канонерка для Китая. Правда немецкая. Да, что-то вроде Оттера.

                                           С уважением Андрей Толстой