Кто кого: огромный боевой робот против танка

19
9
Кто кого: огромный боевой робот против танка

Кто кого: огромный боевой робот против танка

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Содержание:

Дизайны в жанре «суперме́ха» максимально странные и подчёркнуто нереалистичные Дизайны в жанре «суперме́ха» максимально странные и подчёркнуто нереалистичные[/caption]

С жанром реалистичной ме́хи всё куда интереснее. Её авторы не только рассказывают истории о больших роботах и их пилотах, но и пытаются понять, как они встроятся в реальный мир, как изменят тактику и стратегию. И, хотя и у них с физикой и логикой не всегда всё хорошо, о таких ОБЧР уже имеет смысл говорить.

И для того, чтобы упростить себе задачу, рассматривать всё это мы будем на примере одного аниме-сеттинга — Mobile Suit Gundam.

Это целая франшиза, включающая в себя множество разных «таймлайнов» (различных вселенных с разной историей и иногда даже разной физикой), которые объединяет наличие в них огромных боевых роботов. Некоторые истории ближе к нашим дням и более-менее реалистичны, другие скатываются в откровенное фэнтези.

Главный герой первого сериала франшизы — мобильный костюм RX-78-2 Gundam

Главный герой первого сериала франшизы — мобильный костюм RX-78-2 Gundam

Наиболее интересна, с нашей точки зрения, самая первая вселенная (Универсальный, или вселенский век — сокращённо UC), представленная в рамках франшизы. История в ней происходит в 2179 году, к этому моменту человечество уже неплохо освоило Солнечную систему и построило множество искусственных колоний в точках Лагранжа (где силы притяжения Земли и Луны уравнивают друг друга). Конечно, колонисты быстро начинают ощущать гнёт со стороны Матушки-Земли и стремятся сначала к независимости, а потом и к ответному порабощению угнетателей. Именно войне между единым земным правительством (Земной Федерацией) и союзом части колоний (Республикой, а затем Герцогством Зион) и посвящён самый первый сериал франшизы.

Герцогство Зион по своей стилистике — что-то среднее между Вторым и Третьим рейхом, а также Японией времён Второй мировой

Герцогство Зион по своей стилистике — что-то среднее между Вторым и Третьим рейхом, а также Японией времён Второй мировой

Мех и логика

Сериал был впервые показан в 1979 году, и об этом стоит помнить. Техника — особенно вычислительная — с той поры ушла невообразимо далеко вперёд, что предсказать заранее было почти невозможно. Отсюда происходит, например, явная недооценка автором управляемого вооружения даже в специфичных условиях сеттинга. Мехи, показанные в сериале, относительно реалистичны и следуют внутренней логике повествования. Более того, у них есть не только сильные, но и слабые стороны. Попробуем разобрать их.

Ме́хи во вселенной UC появились изначально как космические строители — способные к работе и маневрированию как в вакууме без гравитации, так и в земных условиях. В дальнейшем «мобильные доспехи» (местное название для человекоподобных роботов) сначала приспособили для космических боёв, а потом и для наземных. В чём же плюсы этих монстриков высотой в 18 метров? Это, конечно же, тактическая подвижность. Человекоподобная схема куда манёвреннее, чем обычный танк — тот может ехать вперёд, ехать назад и поворачиваться (иногда даже на месте). А теперь сравните это с тем многообразием, что может вытворять человек. Второй плюс — скорость. Человекоподобная схема при прочих равных и правда может бежать куда быстрее, чем танк, оснащённый схожим мотором. А главное — эту скорость можно развить на пересечённой местности, просто переступая через препятствия, серьёзно замедляющие гусеничную технику. Главное — решить вопрос с устойчивостью бегущей махины в 60-70 тонн…

Основные мехи герцогства Зион MS-06 Zaku II в родной среде обитания — космосе. По сути изначально это вот такой универсальный космический истребитель

Основные мехи герцогства Зион MS-06 Zaku II в родной среде обитания — космосе. По сути изначально это вот такой универсальный космический истребитель

Недостатки также очевидны. Главный из них, конечно же, размеры. Нога банально больше, чем гусеница. Как ни старайся, но при равном весе ОБЧР будет значительно больше танка. А из этого вытекают и другие минусы. Больше размер — больше площади надо бронировать, а значит, тоньше броня по итогу. Частично это компенсируется бо́льшим объёмом — меху ещё надо попасть в уязвимую часть тела. Некоторые минусы авторы «Гандама» понимали и пытались показать их решение. Например, не стали рисовать робота на узком каблуке (этим страдают многие художники), а выдали ему нескромных размеров широченную лапищу, в итоге обеспечив вполне нормальное давление на грунт.

Про танки в UC не забывают и активно их используют

Про танки в UC не забывают и активно их используют

Но всё равно, как-то не выходит ОБЧР сильным противником. Да, он будет опасен для танка на малой дистанции за счёт своей отличной манёвренности, но до этого ближнего боя надо сначала дойти. Шагающего в полный рост восемнадцатиметрового робота просто уничтожат издалека — ведь он не танк, который легко укрыть складками местности (и то — в наше время уже и для танков это проблема).

И тут в дело вступает, наверно, самая главная особенность всей франшизы Mobile Suit Gundam — физика Миновского.

Это пример «одного большого допущения», отвечающего за все местные фантастические штуки — от компактных термоядерных реакторов и до энергетических сабель. Следует отметить, что в ранних произведениях авторы пытаются поддерживать хотя бы внутреннюю логику и строго определяют, что с помощью физики Миновского сделать можно, а что — нет.

Физика Миновского отвечает и за существование местных наземных линкоров на антигравах

Физика Миновского отвечает и за существование местных наземных линкоров на антигравах

Термоядерные реакторы Миновского не только приводят в движение местных ОБЧР и даже позволяют им прыгать с помощью реактивных двигателей. Побочным эффектом их работы становится поле частиц Миновского, которое просто блокирует любые радиолокационные и инфракрасные лучи низкой интенсивности. Как итог — нет радиосвязи, не работают радары, серьёзно усложнено тепловое обнаружение и наведение.

Более того, в поле Миновского быстро деградирует любая сколь-либо сложная неэкранированная электроника, а необходимая защита довольно массивна.

В итоге во вселенной UC ушло в прошлое любое дальнобойное и высокоточное вооружение.

Проблемы со связью мешают проведению сложных скоординированных операций — сражение теперь обычно сводится к стычкам сравнительно небольших отрядов, выполняющих заранее полученный приказ.

Кто кого: огромный боевой робот против танка

Конечно, если мы посмотрим на это из нынешнего времени, то понятно, что создать оптические системы наведения, запихнуть в средних размеров беспилотник самостоятельный ИИ — не так уж и сложно (ведь электроника тех же мобильных костюмов вполне хорошо экранирована). Но в 1979 году термоядерный реактор казался меньшей фантастикой, чем современные процессоры. Простим это автору и не будем придираться. В итоге применение ОБЧР в UC достаточно логично. В ближнем бою (а другой почти невозможен) подвижная машина даже с не самой выдающейся бронёй и вооружением покажет себя на «отлично». Но и танки при должном применении остаются серьёзной силой, что и не стесняются показывать в рамках продолжений сериала.

вернуться к меню ↑

Смертельный бой

Смоделировать исход столкновения нашей техники с техникой UC, с одной стороны, просто, а с другой — почти невозможно. Проблема в том, в рамках каких правил мироздания происходит бой. Предположим, что отряд наших танкистов на Т-90 попадёт в UC и вступит в противоборство с отрядом мобильных костюмов MS-06 Zaku II — самого распространённого боевого робота в рядах армии Герцогства Зион.

Ещё до самой стычки наши танкисты столкнутся с невозможностью связи между танками и быстрой деградацией любой электроники за бронёй — даже частично экранированные бронёй электронные устройства будут выдавать частые сбои. Использование ПТУР окажется невозможно, даже лазерный дальномер практически недоступен. Если в таких условиях противник и будет визуально обнаружен издалека — попасть в него будет непросто.

Кто кого: огромный боевой робот против танка

На ближней же дистанции решающей станет подвижность. И пускай Zaku II очень слабо бронированы, и пускай они вооружены 120-мм пушками с достаточно слабыми снарядами (каморными с небольшой дульной скоростью), которые не берут Т-90 в лоб. Наши полуслепые и малоподвижные танки просто будут расстреляны в борта и корму.

Попасть же в прыгающего и бегающего на скорости до 80 км/ч робота, да попасть так, чтобы отстрелить ему что-то важное, — задача очень нетривиальная.

Кто кого: огромный боевой робот против танка

И ровно обратной будет ситуация, произойди попадание уже Zaku II к нам. В таком случае большие и заметные ме́хи могут быть расстреляны ещё на большой дистанции — практически как в тире. Сами ответить они не смогут, не имея почти никакого по-настоящему дальнобойного оружия.

Несмотря на все допущения и все «но», сеттинг UC остаётся по-прежнему одним из самых логичных и проработанных в вопросе ОБЧР. Во многом именно им вдохновлялись уже создатели западной вселенной про больших роботов — BattleTech. И, хотя многие считают её более серьёзной и реалистичной, на самом деле у неё гораздо больше проблем с внутренней логикой, чем у японского прародителя.

К сожалению, чем дальше развивалась франшиза, тем больше она скатывалась в цветастую суперме́ху

К сожалению, чем дальше развивалась франшиза, тем больше она скатывалась в цветастую суперме́ху

Поэтому даже если вас мало интересуют огромные роботы и похождения их пилотов, посмотреть некоторые произведения из франшизы всё-таки стоит. Можно попробовать и сам оригинальный сериал, но сейчас он всё же подустарел, особенно по графике. Неплохо пойдут в таком случае Mobile Suit Gundam: 08-th MS Team или серия достаточно недавних короткометражек Mobile Suit IGLOO — особенно вторая часть про превозмогание неприятельских ОБЧРов силами вполне обычной пехоты и танков.

Автор благодарит за помощь в написании статьи Алексея Широ он же The same Fonzeppelin.

источник: https://warhead.su/2020/03/12/kto-kogo-ogromnyy-boevoy-robot-protiv-tanka

31
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
5 Цепочка комментария
26 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
11 Авторы комментариев
СамаэльРоман КругляковСЕЖTrott02knyaz Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
barbud
barbud

«А если слон и вдруг на кита налезет, кто кого сборет?»)

СЕЖ

Слон.
Отдавит киту все что можно, и особенно легкие — не даст киту дышать.

frog

Продавец травы………..

barbud
barbud

Хех, точно, а Кассиль и не догадывался)))

Михаил С

Не, продавец травы только в том случае, если кит на слона налезет. wink grin grin

frog

Ну что вы, коллега)))) В этом разе — строго синтеты))))

СЕЖ

«Подозрительная сова» вспомнилась. Там кит на слона мог бы и запрыгнуть

Роман Кругляков

Лучшая и насколько возможно, технически грамотно прописанная вселенная Батлмехов -это конечно Батлтех (Мехварриор). Далеко за пол-сотни книг в серии, написанные разными авторами в 80е и 90е годы.. потом мульты и серии компьтерных симуляторов и стратегий. В ней, вес меха колебался от 20 до 100 тонн (легкие, средние и тяжи + ассаулты-штурмовики) Двигатель -компактный термояд, роль мышц играют миомерные волокна, броня и конечно, мощный гиро, дабы железяка бегала и прыгала не падая (скорость мелких мехов за сотню км/ч). Пилот управляет мехом через нейрошлем. Хотя действие большинства книг идет в 31 столетии, мехи безумно дорогие, производятся мало да и технологии утеряны. Потому, на поле боя огромное количество танков, броневиков, ракетных установок, вертолетов… и все это может задавить меха только количеством, 1 к 10, и то если повезет. Единственный танк, который мог доставить неприятности -древнее наследие Звездной лиги, тяжелый танк «Алакорн», который сам под 80 тонн.. А так, практически без шансов. Ну, на 80е годы, действительно неплохо написано, подозреваю что анимешники жанра «меха» этой серией и вдохновлялись, примерно с того времени и начали.

БПМ
БПМ

Потому, на поле боя огромное количество танков, броневиков, ракетных установок, вертолетов… и все это может задавить меха только количеством, 1 к 10, и то если повезет.

Неа 1 к 3 м пруф Потерянная судьба (Lost Destiny) правда там повезло мехам…

Роман Кругляков

Битва на Токкайдо? Но там как раз у ком-стара и были «алакорны» с хорошо подготовленными экипажами. Кланерам пришлось неожиданно тяжело, да.

The same Fonzeppelin

Лучшая и насколько возможно, технически грамотно прописанная вселенная Батлмехов -это конечно Батлтех (Мехварриор).

Смешно. Лучшая? Технически грамотно прописаная?

Поинтересуйтесь у любителей Батлтеха, что мешает применять против мехов ПТУР’ы с проводным наведением. Или с оптико-контрастным. Или с инфракрасным, учитывая сколько распинались о бешенном перегреве мехов.

Ну, на 80е годы, действительно неплохо написано, подозреваю что анимешники жанра «меха» этой серией и вдохновлялись, примерно с того времени и начали.

Facepalm.

Как бы строго наоборот.

Battletech начался с воровства дизайнов из японских меха. Из Макросса, Даграма и т.д. Из-за этого даже был грандиозный скандал, и часть дизайнов батлтеха пришлось спешно переделывать.

БПМ
БПМ

Поинтересуйтесь у любителей Батлтеха, что мешает применять против мехов ПТУР’ы с проводным наведением. Или с оптико-контрастным. Или с инфракрасным, учитывая сколько распинались о бешенном перегреве мехов.

Хм..вы уверены что 12-15 летние подростки знали тогда о ПТУРах то?))Это аудитория как бэ..

The same Fonzeppelin

Хм..вы уверены что 12-15 летние подростки знали тогда о ПТУРах то?))Это аудитория как бэ..

Я прозаически знаю, что авторы баттлтэха делали игровую систему для боев морского флота. smile После того, как продать ее не удалось, они обратили внимание на нарастающую популярность гигантских роботов (в т.ч. и японскими стараниями), и наспех перекорячили под шагающие избушки.

Естественно, тогда знали о ПТУР’ах. Просто авторы понятия не имели, как именно они наводятся, и думали, что с помощью какой-то шаманской радиомагии, которую можно диспеллить контрзаклинанием, то бишь магическими супер-РЭБ.

Роман Кругляков

Если помню, эти двое были основателями серии, менеджерами что-ли, а сами книги не писали. Опять таки, на то время, идея казалось вполне живуча. Читал что и «трансформеры» берут корни из этой серии (в одной из ранних книг описан проект меха с прыжковыми движками, с возможностью частичной трансформации, с целью не прыгнуть на 300-400 метров а пролететь километр-полтора). Основатели серии вроде и сами армейские офицеры, но какие-то совсем кабинетные. Но, что правда, то правда: Если игры по книгам были вполне популярны, да и сейчас есть свежие, народ не игнорит, мультик так сяк, а вот фильма кошмар кошмарный. С нынешней графикой можно было бы и переснять, но видимо, сценаристы ажиотажа не ждут.. Фиг знает, когда книги серии появились в СНГ, были очень популярны. А, еще и настолка есть, чуть не забыл.

The same Fonzeppelin

Читал что и «трансформеры» берут корни из этой серии (в одной из ранних книг описан проект меха с прыжковыми движками, с возможностью частичной трансформации, с целью не прыгнуть на 300-400 метров а пролететь километр-полтора).

«Трансформеры» берут начало опять-таки из Японии — из серии трансформирующихся игрушек-роботов компании «Такара». По сути дела, Трансформеры были ребрэндингом уже существовавшего товарного ряда для американского рынка (который неожиданно «выстрелил»). Появились Трансформеры в том же 1984-ом, что и первый Battletech, так что, боюсь, абсолютно никакого заимствования тут нет.

Трансформирующиеся же мехи в Японии — это как минимум «Макросс» (1982 год), а до этого еще и много образцов супер-мехи.

Роман Кругляков

Спасибо! Честно, с жанром «меха», тем более 80х слабо знаком, надо бы глянуть, для общего развития. Из того что видел, «Гуррен-Лаганн» понравился, бодрый такой. Ну и наверное самый большой из придуманных мехов)

Роман Кругляков

Да, это помню конечно. Ручной гранатомет «Дракон» расплескивал напалм или похожую огнесмесь по меху, не прожигая или разрушая, а просто перегревая мех. Не раз в книгах серии это описано, но пехотинцу нужно было подобраться на сто метров и обладать большим везением. Все же, это фантастика, авторам очень хотелось довести битву мехов до «рукопашной» и даже были соответствующие модели.(например «Рубила», вооружен 3х тонной секирой). Потому, например ракетное оружие било на пару км максимум (потеря технологий, дешевая электроника в системах наведений). А кое что (редкие т-звездолеты или полноценные костюмы пилотов вместо хладожилета) и вовсе артефакты Звездной Лиги. Пока не вернулись Кланы, сфероиды не шевелились.

Facepalm.

Как бы строго наоборот. А вот этого, извините, не знал. Точно читал, что серия должна должна была называться «батлдроид», но к тому времени R2D2 вовсю катался по киноэкранам и Лукас скрутил фигу. Пришлось наскоро выдумывать термин «мех»

The same Fonzeppelin

. Ручной гранатомет «Дракон» расплескивал напалм или похожую огнесмесь по меху, не прожигая или разрушая, а просто перегревая мех.

Ну и собственно, что мешает просто сбросить на эту бронеизбушку на курьих ножках бомбу с инфракрасным наведением — простейший «Феликс» Второй Мировой! — и прибить ее на месте?

отому, например ракетное оружие било на пару км максимум (потеря технологий, дешевая электроника в системах наведений).

Это вот пример незнания авторами матчасти. Управляемые боеприпасы вполне себе делали еще на старой доброй ламповой технологии. И ситуация, когда можно построить бронепроплавляющий лазер но нельзя организовать производство ПТУР — заведомо нелепа.

СЕЖ

Ну и собственно, что мешает просто сбросить на эту бронеизбушку на курьих ножках бомбу с инфракрасным наведением — простейший «Феликс» Второй Мировой! — и прибить ее на месте?
Банальное отсутствие птичек.
Авиация во вселенной изначально показана как «где-то что-то есть».
Конечно потом авиации стало по больше… но не ломать же вселенную из-за авиации!
Это вот пример незнания авторами матчасти. Управляемые боеприпасы вполне себе делали еще на старой доброй ламповой технологии. И ситуация, когда можно построить бронепроплавляющий лазер но нельзя организовать производство ПТУР — заведомо нелепа.
Учитывая как обстоят дела с военным делом, то ситуация с ПТУР не выглядит такой и нелепой.

Роман Кругляков

Были и АКИ и атмосферники, но воздушных боев описано не в пример меньше, конечно. АКИ еще на порядок дороже, сохранилось и выпускается их совсем крохи, на переферийных планетах внутренней сферы часто Мех или АКИ вообще передается из поколения в поколение, столетиями..

The same Fonzeppelin

Точно читал, что серия должна должна была называться «батлдроид», но к тому времени R2D2 вовсю катался по киноэкранам и Лукас скрутил фигу. Пришлось наскоро выдумывать термин «мех»

«Мех» — это просто адаптация японского «меха», обозначающего в принципе механизмы вообще, но традиционно применяемого к гигантским роботам)

А так да, первое издание Battletech так и называлось — Battledroids. Но затем в дело включились адвокаты, и пришлось срочно переименовать игру.

Роман Кругляков

Да точно, вспомнил! Спасибо большое за разъяснения и уточнения, может, что-то перечитаю..друг собирал тогда книги, штук 30, пока серия не загнулась. Потом уже дописывали и местные аффторы, в духе самлиба и фанфиков. Мне в юности показалось, что эта даже не боевая, а какая-то политфантастика: куча текста посвящена всяким подковерным интригам на всех уровнях..

СЕЖ

100 метров для «Дракона» или «Дьявола» — какой вы оптимист.
Там речь шла о 20-30 метрах!
100 метров — это хотя и небольшая, но дистанция для самих БР, еще чуть-чуть и в рукопашную (поэтому и стали появляться «Рубилы» и «Дровосеки»).

Роман Кругляков

Да, Вы правы, подзабыл.

СЕЖ

Есть и другое свидетельство
Декхан передвинул свой батальон, сменил позицию прикрытия. «Йота» неплохо справилась с броней Вульфа, щелкая танки один за другим, словно стальные орехи, что катились им навстречу. Но, надвинувшись плотнее, танкисты тоже стали не на шутку ковырять броню боевых роботов.

Декхан увидел, как тяжелый танк «Каратель», выкатившись из прикрытия, внезапно атаковал «Молот Войны» наемников. Очередь из громадного двуствольного скорострельного орудия раздробила одну из нижних конечностей семидесятитонного «Молота». Едкий дым, сопровождаемый вспышками, выплеснулся из торса боевого робота, и «Молот» упал с грохотом, возвестившим о первой потере в рядах батальона «Йота». Экипаж «Карателя» заплатил за победу своими жизнями, когда звеньевые «Молота» обрушили огонь на танк.

Deviant Momo
Deviant Momo

Сама идея Батлтеха была хорошая, но на идее всё и закончилось, а дальше понеслось по кочкам всё))) И всё эта «радость» по идее должна бы вызывать лишь снисходительную усмешку, если бы не… Boston Dynamics. И вот тут танкодр… любителям танков, вертолётов и пИхоты становится не смешно от слова СОВСЕМ. Во первых, что есть Mech/Мех… это не только ценный шерсть, но и высоко расположенные сенсоры и прочие средства обнаружения которые позволяют довести огневой контакт до стадии NLOS(Non Line Of Sight) то есть вне поля видимости. Во вторых… про «пересечёнку» здесь уже писали, а кроме того гуманойдные машины при использовании откалиброванного нейро-управления способны брать препятствия с уклоном более 60 градусов. Привет всем танкистам) В третьих, мех это лишь условно chassis/шасси… на самом деле это MSR(Mobile Suspension Rig) проще говоря, «подвижная подвеска» или «подвижный скелет» если будет угодно и не имеет колёс или гусениц выход из строя которых полностью обездвиживает технику. Человек или животное с раненной ногой/лапой может продолжать движение… танк или бтр без гусеницы или колеса — недвижимость. Ко всему прочему такой «подвижный скелет» требует меньшей защищённости хотя-бы по тому что сами несущие части «подвижного скелета» могут быть выполнены из брони. Так что поражения ПТУРом уже не столь ультимативно для меха. Что-же… Подробнее »

E .tom

Лет десять назад именно с попытки натянуть сову мехвара на глобус реальности появился проект «Механический солдат» который обрел литературную форму и был выпущен в бумаге в двух книгах, в процессе написания энтузиазм масс падал, в итоге третью книгу до мучал до конца последний из могикан Hildor.

Роман Кругляков

О, конечно читал! Правда, только две, но, весима понравилось)

СЕЖ

Так третья книга есть?

knyaz

Самый интересный вариант столкновения ОБЧР и реальности что мне попадался это фанфик по Батлтех:
http://samlib.ru/z/ziganshin_s_o/mehi1.shtml
Прыжковый корабль с командой наемников попадает на Землю 70-ых. Правда автор все равно более за мехов.
Упс, пока писал опередили.

Trott02
Trott02

Хм, мне больше мехов импонируют танки типа «Боло». smile

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить