Компромиссные адмиралы

Авг 10 2016
+
17
-

Наконец-то свершившееся глумление над "Севастополями". И спешу успокоить коллегу NF – мой последний ЛК с линейно-монотонной схемой.

 

"Линкоры типа «Адмирал Ушаков» можно без сомнения назвать одними из самых много­страдальных кораблей русского флота. Из-за неготовности промышленности они не получили ни новых машин, ни новой артиллерии и даже лишились части старой."

Контр-адмирал Н.В. Руднев  

          Но обо всём по порядку. К 1908 г. в составе русского флота уже находился линкор «дредноутного» типа «Андрей Первозванный», ещё 4 находились в разных степенях строитель­ства, В Германии строились первые 4 дредноута типа «Нассау», а в Британии в достройке находились 4 линкора типа «Беллерофонт» и ещё 4 линкора типа «Сент-Винсент» были начаты постройкой. Учитывая отставание от британцев (а в перспективе и от немцев, имевших мощную судостроительную промышленность), МТК и ГУКС были озабочены подготовкой нового линкора, «имеющего превосходство в огневой мощи над современными и перспективными линкорами зарубежных государств». В качестве меры, обеспечивающей таковое превосходство, было предложено разработать новое, 356-мм орудие главного калибра с длинной ствола в 50 калибров. Разработать орудие должен был всё тот же Обуховский завод, который вот уже долгое время оставался основным поставщиком корабельной артиллерии. В остальном же, вооружение линкора должно было остаться на уровне предыдущего проекта: 16 152-мм орудий обр. 08 г. и 12 76,2-мм орудий обр. 1895 г. Проект был утверждён к строительству в октябре 1908 г. Тогда же началось и размещение заказов на производство комплектующих и материалов. В сентябре 1909 г. состоялась закладка всех 4-х ЛК.

Корабль

производитель

Дата закладки

Спуск на воду

Ввод в строй

Адмирал Ушаков

Балт. Завод

6.09.1909

4.05.1911

13.07.1912

Адмирал Нахимов

Балт. Завод

12.09.1909

12.05.1911

29.07.1912

Адмирал Гейден

Нов. Адм.

17.09.1909

14.06.1911

23.09.1912

Адмирал Грейг

Нов. Адм.

22.09.1909

18.06.1911

1.10.1912

 

Линкор "Адмирал Ушаков" после вступления в строй.

Корпусные конструкции и бронепрокат должны были поступать в срок, и пришла пора заключать контракты на механизмы, вооружение и другое наполнение корпуса. Вот тут-то и грянул гром. Занятые разработкой ряда новых артсистем для флота и армии, передачей части оборудования и персонала на новый тульский артиллерийский завод и реорганизацией, связанной с вхождением в состав СП «Обухов-Крупп», конструкторы Обуховского завода не успевали изготовить испы­татель­ные образцы нового 356-мм орудия ни в 1909, ни в 1910 гг. Кроме того, как выяснилось, с ноября 1908 г. было прекращено производство старого 75-мм орудия обр. 1895 г. в пользу нового 102/50-мм орудия, о чём конструкторам линкора «забыли» сообщить. Попытка закупить 14-дюймовые орудия за границей тоже окончилась ничем: там таких орудий ещё просто не произ­во­дили, и всё, что могли предложить – это 280- и 305-мм орудия, да ещё и с худшими, по сравне­нию с отечественными образцами, характеристиками (не считая того, что время, потраченное на поиски производителя, заключение контракта, собственно производство и доставку на россий­ские заводы, привело бы к тому, что новые линкоры вряд ли вступили бы в строй ранее 1914-1915 гг.).

Приемлемое решение предложил молодой инженер А.И. Маслов, первым вспомнивший об имеющемся у Металлического завода проекте трехорудийной башни для 305-мм орудий. В итоге обсуждения было решено использовать их, т.к. лучше иметь линкор с 305-мм артиллерией, чем с высокой степенью вероятности иметь линкор вовсе без артиллерии. С трехдюймовками решили поступить ещё проще. Вовсе не ставить их. Хотя подкрепления палубы для установки орудий так и остались на месте, что здорово помогло при оснащении кораблей зенитной артиллерией в течение 14-15 гг.

Не меньшей проблемой стала и неудача нижегородского завода в создании комбинированной турбинной установки, из-за чего устанавливать на корабли пришлось уже освоенные промышленностью турбины Парсонса. Морское министерство предпринимало все возможные меры для введения кораблей в строй в установленные сроки, морскому министру Дубасову приходилось значительное внимание уделять строительству этих кораблей, подчас лично ездить по заводам и ругаться с их руководством. К сожалению, эта нервотрёпка (как и вся предыдущая, связанная со строительством и модернизацией флота во время и после Русско-Японской войны), сказалась на здоровье адмирала, и 4 мая 1911 г. во время спуска на воду линкора «Адмирал Ушаков», когда заело один из блоков и появилась опасность перекоса корабля, что неизбежно привело бы к повреждению корпуса, у Фёдора Васильевича случился инфаркт. 8 мая 1911 г. заслуженного адмирала не стало.

Несмотря на трагическую смерть адмирала Дубасова, строительство кораблей продолжалось без какого либо промедления, и немалую роль в этом сыграл человек, сменивший Дубасова на посту морского министра. Им стал боевой адмирал, имеющий опыт эскадренного сражения Русско-Японской Войны, Иван Константинович Григорович, ранее занимавший пост заместителя морского министра. Несмотря ни на что, корабли вошли в состав флота в течение 1912 г. По сравнению с линкорами «Андрей Первозванный» и типа «Кронштадт», новые «адмиралы» смотрелись эффектно: мощные трехорудийные башни, скошенный вперёд форштевень, новые 152-мм пушки в новых казематах. На испытаниях весной 1913 г. «Адмирал Ушаков» достиг скорости в 22,9 узла, а месяцем позже его систершип «Адмирал Гейден» развил проектные 23 узла. В отличии от кораблей типа «Кронштадт», линкоры типа «Адмирал Ушаков» успели совершить несколько зарубежных походов. Собственно сам «Ушаков» летом 1913 г. совершил заходы в порты Германии, Великобритании, Португалии и Франции, а «Адмирал Грейг» в том же году ходил в порты Швеции, Дании и Великобритании. Начало Первой мировой войны корабли встретили в составе 2-й бригады линкоров Балтийского флота. Помимо этого, стоит отметить, что линкоры типа «Адмирал Ушаков» стали последними линкорами русского флота с линейно-монотонным расположением башен ГК и последними же линкорами русского флота с 305-мм артиллерией. Заложенные следом линкоры типа «Император Николай I» имели уже линейно-возвышенное расположение башен ГК и 356-мм орудия ГК.

Линкор "Адмирал Грейг" после модернизации 1916 г.

Конструкция корабля:

Корпус линкоров типа «Адмирал Ушаков» получил наклонный форштевень с умеренным развалом бортов наружу, для увеличения мореходных качеств корабля. В отличие от своих предшествен­ников, линкоры не получили ледового усиления ватерлинии, непотопляемость корабля обес­печи­вается 18-ю водонепроницаемыми переборками. Башни ГК размещены так же, как на линкорах типа «Кронштадт». На палубе имеются подкрепления под трехдюймовые орудия обр. 1895 г., однако сами орудия не установлены. В башнях ГК размещены артиллерийские дальномеры, которые допускают использование как индивидуально, так и в составе СУО корабля.

Силовая установка:

На кораблях используется 4-вальная паротурбинная установка, в целом аналогичная по основным конструкторским решениям силовой установке линкоров типа «Кронштадт». Основными отличиями является большая мощность (получение которой потребовало установки большего числа котлов – 25 против 20 на «Кронштадтах») и полный перевод котлов на нефтяное отопление.

Вооружение:

Основу вооружения корабля составили 305-мм орудия обр. 1907 г. конструкции Обуховского завода. Их число увеличено по сравнению с предшественником в 1,5 раза, до 12 стволов. Увеличилось также и число 152-мм орудий, до 16 единиц. В отличие от предыдущих кораблей, «Адмиралы», лишились 76,2-мм орудий из-за прекращения их производства, однако на оставленных в проекте подкреплениях палубы в 1915 г. были установлены 76,2-мм зенитные орудия.

 

Основные тактико-технические элементы линкоров типа «Кронштадт»

Линейные измерения:

  • Длина по ВЛ: 183 м
  • Ширина: 26,4 м
  • Осадка: 9 м

Водоизмещение:

  • Стандартное: 25 163 т
  • Нормальное: 26 265 т
  • Полное: 27 146 т

Вооружение:

  • 4х3 305/52 орудий Обуховского завода обр. 1907 г.
  • 16х1 152/50 орудий системы Канэ обр. 1908 г.
  • 12х1 76,2-мм зенитных орудий Лендера обр. 1914 г. (после модернизации)

Бронирование:

  • Главный бронепояс (толщина/длина/высота):  279 мм/110 м/4,1 м
  • Верхний бронепояс (толщина/длина/высота):  102 мм/110 м/3,5 м
  • Оконечности (толщина/длина/высота):  102 мм/55 м/3,5 м
  • Противоторпедная переборка: 51 мм/110 м/7 м
  • Боевая рубка: 305 мм
  • Верхняя бронепалуба: 25 мм
  • Нижняя бронепалуба: 51 мм
  • Башни ГК (лоб/борт/барбет): 279 мм/152 мм/279 мм
  • Казематы СК (лоб/крыша/задняя стенка): 152 мм/51 мм/51 мм

Силовая установка: 4-вальная паротурбинная общей мощностью 45 000 л.с.

Полный запас топлива: 1983 т

Максимальная скорость хода: 23 уз.

Крейсерская скорость хода: 14 узлов

Максимальная дальность плавания: 3500 морских миль на 14 узлах

Экипаж: 1247 человек.

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
NF's picture
Submitted by NF on Thu, 18/08/2016 - 08:26.

"Наконец-то свершившееся глумление над "Севастополями". И спешу успокоить коллегу NF – мой последний ЛК с линейно-монотонной схемой."

 

 

Ах, молодца. Как бы я вообще дальше жил бы с этим? Просто ума не приложу. Не иначе как пришлось бы стреляться.

 

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Миха's picture
Submitted by Миха on Thu, 18/08/2016 - 08:01.

Великолепно написано. Талант литературный у вас Андрей, несомненно.  За  нехваткой времени  замечание только (пока)  по снарядам.   При равном весе  они имели разную длинну и  слегка форму, т.е. обладали различающейся баллистикой.( для условий стрельбы по морским целям)

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Thu, 11/08/2016 - 11:18.

+++++++++ yes

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

Ponchik78's picture
Submitted by Ponchik78 on Thu, 11/08/2016 - 09:29.

Если мне память не изменяет, то в те времена должность заместителя министра официально именовалась товарищ министра.

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on Thu, 11/08/2016 - 10:03.

Да, точно было что-то такое. Спасибо за напоминание, проверю и исправлю.

С уважением, Анохин Сергей.

NF's picture
Submitted by NF on ср, 10/08/2016 - 09:48.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on ср, 10/08/2016 - 13:11.

Спасибо за плюс, коллега. Надеюсь он не только за фразу в эпиграфе :)

С уважением, Анохин Сергей.

NF's picture
Submitted by NF on ср, 10/08/2016 - 14:23.

Довольно сбалансированный корабль. Единственное что мне не совсем нравится, это малая дальность. Ну и линейная схема башен ГК. При таком водоизмещении и линейно-возвышенном расположении башен ГК можно было бы получить несколько более мощное бронирование и большую ширину ПТЗ на против погребов ГК.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on ср, 10/08/2016 - 15:18.

Ну, с дальностью всё просто, издержки Балтийско-Черноморского мышления. Ну куда там плыть? А для ТОФ-а первые дредноуты отечественной постройки только в 12-м году заложат. Там конечно с дальностью будет сильно лучше.

С уважением, Анохин Сергей.

NF's picture
Submitted by NF on Thu, 11/08/2016 - 09:22.

"Ну, с дальностью всё просто, издержки Балтийско-Черноморского мышления. Ну куда там плыть?"

 

Во время боевых действий линкоры будут идти не только на крейсерской скорости и как только они по какой либо причине будут вынуждены увеличить ход до максимальной или около того скорости, так малый запас топлива напомнит о себе, а остаться с минимумом топлива когда корабли противника находятся рядом это не самое удачное решение с какого бока на это не по смотришь.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on Thu, 11/08/2016 - 09:43.

Это верно. Но тут вопрос в том, а насколько долго им надо ходить полным ходом. От Кронштадта, до датских проливов всего около 700 миль. Так что запаса топлива ан 3500 экономичным, вполне должно быть достаточно для оперирования в Балтийском море. 

Ну и это не считая того, что вполне вероятно, расход топлива у меня завышен. Надо будет сесть посчитать "по аналогам".

 

С уважением, Анохин Сергей.

NF's picture
Submitted by NF on Thu, 11/08/2016 - 10:11.

 "Но тут вопрос в том, а насколько долго им надо ходить полным ходом. От Кронштадта, до датских проливов всего около 700 миль."

 

А вот тут нет "единого рецепта". Если по какой либо причине придётся сильно спешить, то топлива может быть достаточно только на прогулку с ветерком туда и назад. А то и не хватит. Если еще по какой либо причине придётся провести в море какое то время по мимо переходов туда и обратно и погода не позводит перегружать уголь на линкор или перекачивать нефть или будет не до этого, то станет вообще туго.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 10/08/2016 - 07:36.

Уважаемый коллега Sergey_Devion,

Любопытно. Однозначно ++++++++++++! Есть правда пара моментов.

Занятые разработкой ряда новых артсистем для флота и армии, передачей части оборудования и персонала на новый тульский артиллерийский завод и реорганизацией, связанной с вхождением в состав СП «Обухов-Крупп», конструкторы Обуховского завода не успевали изготовить испытательные образцы нового 356мм орудия,  А в августе 1914 году СП "Обухов-Крупп" не развалиться?

И с мощностью вы явно перестраховались. Для достижения скорости в 23 узла, Вашему линкору вполне хватит 35000-36000 л.с.

                                                  С уважением Андрей Толстой

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on ср, 10/08/2016 - 13:06.

А в августе 1914 году СП "Обухов-Крупп" не развалиться?

Ну, если РИ с ГИ воевать не будут- то не развалится, а если будут.... то национализируем.

Что касается мощности. Схожий по размерениям "Севастополь" имел мощность машин в 42000 л.с. И на них, достигал что-то в районе 24 узлов, емнип. У меня побольше осадка, и чуть пополнее обводы, так что и мощность должна быть несколько выше. Надо понимать, я указываю полную форсажную мощность.

С уважением, Анохин Сергей.

 

P.S. Посчитал адмиралтейский коэффициент для "Ушакова", получилось что-то в районе 223. Что конечно больше, чем у РИ "Севастополя", но всё равно не впечатляет.

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 10/08/2016 - 14:10.

Уважаемый коллега Sergey_Devion,

Что касается мощности. Схожий по размерениям "Севастополь" имел мощность машин в 42000 л.с. И на них, достигал что-то в районе 24 узлов, емнип. Посчитал адмиралтейский коэффициент для "Ушакова", получилось что-то в районе 223. Ага, а я считал по Императрицам, у них поавантажнее выходит.

                                                      С уважением Андрей Толстой

alex66ko's picture
Submitted by alex66ko on ср, 10/08/2016 - 06:26.

 

 

было прекращено производство старого 76,2мм орудия обр. 1895г,

Может таки 75 мм орудия? На море трехдюймовок у нас вроде не было.

 

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on ср, 10/08/2016 - 10:00.

Могу ошибаться, как когда-то в детстве где-то прочитал про трехдюймовки, так по прежнему и проскакивает. С другой стороны, у меня изменения с 1894 пошли, почему бы вместо 75мм, 76,2мм не ставить :)

С уважением, Анохин Сергей.

alex66ko's picture
Submitted by alex66ko on ср, 10/08/2016 - 11:04.

Sergey_Devion пишет:

Могу ошибаться, как когда-то в детстве где-то прочитал про трехдюймовки, так по прежнему и проскакивает. С другой стороны, у меня изменения с 1894 пошли, почему бы вместо 75мм, 76,2мм не ставить :)

С уважением, Анохин Сергей.

 А не было адекватных аналогов. Либо Канэ, либо Армстронг. Своей вменяемой артиллерии тоже не было. Разводить собственный НИОКР-долгострой смысла пока не было. Проще лицензию купить.

 

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on ср, 10/08/2016 - 11:07.

То же верно. Надо будет и остальные тексты проверить.

С уважением, Анохин Сергей.

Skidrow's picture
Submitted by Skidrow on ср, 10/08/2016 - 06:07.

Приветствую!
Не подскажите, почему у Вас линейные корабли имеют имена БрБо и крейсеров?
Емнип, исторически в РИФ имелась достаточно четкая система названий и утверждались они для кораблей I ранга лично императором.

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on ср, 10/08/2016 - 06:13.

Ну, в целому потому и имеют, что утверждаются Е.И.В. С началом строительства серий линкоров-дредноутов, был принят принцип единообразности названий внутри серии или подсерии(предыдущая серия была "крепостной", следущая будет "императорской"). В общем, чистый волюнтаризм первого лица государства.

С уважением, Анохин Сергей.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 10/08/2016 - 05:43.

yes!!! Красавчег.

Почтенный коллега, а Вы уверены что такие броньку и СУ в 25 килотонн мы сможем утоптать?

Sergey_Devion's picture
Submitted by Sergey_Devion on ср, 10/08/2016 - 06:09.

Сможем. У "Севастополя" стандартное 23- полное 25. У "Ушакова"- стандратное 25, полное 27 (т.е. грубо говоря, "Ушаков" без припасов, топлива, котельной воды и т.п. водоизмещает как "Севастополь" загруженный припасами "под пробку"). В 2 кт доболнительное бронирование влезет точно. Масса СУ вряд-ли увеличится, т.к. я от смешанного отпления перешёл к чисто нефтяному.