Кировская Весна. 1941 год. 17 июня

Nov 4 2015
+
20
-

произведение пишется

16 июня 1941 года. 21 час.

Генеральному Секретарю ЦК ВКП(б), Председателю Совнаркома СССР тов Кирову.

Копия: Наркому Обороны, Наркому Оборонной промышленности, Наркому Внутренних дел, Наркому Иностранных дел

Совершенно Секретно

По агентурным сведениям из Берлина на основании сообщения «Старшины» и «Корсиканца» № 4261 и 4262 от 16.VI.41 г.,

Источник, работающий в штабе германской авиации, сообщает: Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время.

В кругах штаба авиации сообщение ТАСС от 6 июня воспринято весьма иронически. Подчеркивают, что это заявление никакого значения иметь не может. Объектами налетов германской авиации в первую очередь явятся: электростанция «Свирь-3», московские заводы, производящие отдельные части к самолетам (электрооборудование, шарикоподшипники, покрышки), а также авторемонтные мастерские. В военных действиях на стороне Германии активное участие примет Венгрия. Часть германских самолетов, главным образом истребителей, находится уже на венгерских аэродромах. Важные немецкие авиаремонтные мастерские расположены: в Кенигсберге, Гдыне, Грауденце, Бреславле, Мариенбурге. Авиамоторные мастерские Милича в Польше, в Варшаве — Очачи и особо важные в Хейлигенкейле.

Источник, работающий в Министерстве хозяйства Германии, сообщает, что произведено назначение начальников военно-хозяйственных управлений «будущих округов» оккупированной территории СССР, а именно: для Кавказа назначен Амонн, один из руководящих работников национал-социалистской партии в Дюссельдорфе, для Киева — Бурандт, бывший сотрудник Министерства хозяйства, до последнего времени работавший в хозяйственном управлении во Франции, для Москвы — Бургер, руководитель Хозяйственной палаты в Штутгарте. Все эти лица зачислены на военную службу и выехали в Дрезден, являющийся сборным пунктом.

Для общего руководства хозяйственным управлением «оккупированных территорий СССР» назначен Шлотерер — начальник иностранного отдела Министерства хозяйства, находящийся пока в Берлине.

В Министерстве хозяйства рассказывают, что на собрании хозяйственников, предназначенных для «оккупированной территории СССР», выступал также Розенберг, который заявил, что «понятие «Советский Союз» должно быть стерто с географической карты».

Народный комиссар государственной безопасности СССР В. МЕРКУЛОВ

/Примечание автора: текст донесения подлинный, доложено Сталину на следующий день 17 июня 1941 года. Зеленым карандашем - резолюция Сталина:  Т-щу Меркулову. Может послать Ваш "источник"  из штаба Герм . авиации к еб-ной матери. Это не "источник", а дезинформатор. И.Ст.

17 июня 1941 года. 7 часов утра.

Эпиграф

22 июня 1941 года

 

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

 

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

 

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

 

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

 

Степан Щипачев

Уже отыграли в шесть часов утра горны побудки, завершилась зарядка в войсках Московского часового пояса. Словно с тяжелым вздохом, Красная Армия неохотно встречала новый день – 17 июня 1941 года. Новости были все тревожнее и тревожнее. Выводы ГРУ были однозначны. Перечитав доклад во второй раз, Уборевич не нашел иного выхода, кроме звонка Кирову. Оставалось надеяться, что весенние тренировки по учебному приведению войск в боевую готовность, при всей их условности,  хотя бы в какой-то мере помогут вывести войска на боевые позиции.

- Понимаю, что рано, Римма Петровна, а все-таки прошу разбудить Сергея Мироновича – проговорил в трубку первой советской ЗАСовской линии связи нарком обороны Уборевич. На линии использовалась аппаратура, которая работала по алгоритму мозаичной шифрации.

- Перевожу звонок на квартиру.

Через две томительные минуты послышался хриплый спросонья голос Кирова

- Что у тебя, Иероним Петрович?

- ГРУ Генштаба завершило анализ вчерашнего Донесения Наркомата госбезопансости, вчерашних и ночных донесений из Германии по линии ГРУ, донесений военных атташе наших полпредств, данных вчерашней авиаразведки и ночной заброски фронтовых трансграничных разведгрупп. Сомнений нет. Совершенно точно наступил «Угрожаемый период». Прошу разрешения объявить в войсках боевую готовность номер два.

- Ты понимаешь, что этими действиями мы подтолкнем немцев к началу войны?

- Их подталкивать не надо. Они уже начали непосредственную подготовку к войне, просто Границу пока не перешли. Ни замедлить, ни ускорить начало боевых действий у них уже не получится.

- Уверен?

- Так точно, товарищ Киров

- Разрешаю. Вечером жду доклад.

17 июня 1941 года. 7 часов 10 минут утра.

- Иона, слышишь меня? – спросил в телефонную трубку ВЧ-связи нарком Обороны Уборевич командующего Украинским Фронтом, как с 1 июня начали называть Украинский военный округ, Якира

- Слышу, Иероним – ответил командующий Украинским Фронтом Якир, уже по голосу давнего друга понимая, что услышит затем.

- Прямо сейчас начинай переводить дивизии на Боевую Готовность Номер Два, по исполнении доложишь. Официальная телеграмма тебе уже выслана, но пока ее расшифруют, ты время не теряй.

- Скажи прямо, Иероним, что, - таки началось?

- Еще нет, но со дня на день начнется. Как доложишь, начну на Первую переводить.

- Ну, значит, вот оно и пришло… И готовились два года – а надеялся, что пронесет.

- Что, страшно, брат, помирать? – невесело усмехнулся Уборевич

- Веришь – нет, не страшно. А вот красноармейцев жалко. Раньше были бойцы вроде взрослые, потом как-то молодые стали, а вчера только глянул на часового у штаба фронта – ну дитя дитем, щечки розовые, пушок над губой, елки-палки.

- Ты, главное, не журысь там. Чему можно  - ты их научил, а дальше немец научит.

- Разрешите выполнять, товарищ Нарком Обороны?

- Выполняйте, товарищ командующий фронтом. И, Иона, береги себя.

- И ты себя береги, Иероним, - послушав мирные гудки в телефонной трубки, Якир на минуту сжал лицо руками, и вскоре распрямился, развернул плечи, налил себе из графина стакан воды и медленными глотками выпил. Достал из стопки бланков верхний, и написал простые слова, впервые не начинающиеся со слова учебная «Боевая Готовность номер два». 17.06.1941. Якир

Звонок командующего подбросил задремавшего в кресле адъютанта, добиравшего сладкий утренний сон, как пружиной.

- Слушаю, товарищ командующий!

- Дежурному передашь вот это – На новеньком бланке Распоряжений по Украинскому фронту чернели буквы, значение которых уже приелось полковнику Артамонову. Боевую готовность номер два только за весну объявляли четыре раза, и уже один раз две недели назад.

- Иона Эммануилович, Вы слово «учебная» забыли написать – мягко улыбаясь, протянул листок Якиру адъютант.

- Товарищ полковник, слова учебная тут нет потому, что это Не Учебная Боевая Готовность, - в голосе Якира прорезались новые, пугающие нотки, В армии я позвоню сам, в корпуса и полки отправить телефонограммы через отделение связи. Кру-у-гом. Бегом, марш! – полковник, все еще не вполне веря в происходящее, побежал по коридору в комнату дежурных.

* * *

- Ока Иванович, Якир говорит

- слушаю, Иона Эммануилович

- прими, друг, телефонограмму, и не спрашивай, не забыл ли я чего: Боевая готовность номер два. 17.06.1741. Якир. Принял?

- ну что ж, чему быть, того не миновать. Начинаю по своей линии корпуса да дивизии переводить, а Вы там из Штаба округа, значит, для дублирования по своей?

- Запомни, наконец, Ока Иванович. Нету больше Украинского военного округа. Есть Украинский Фронт.

- Прости старого дурака, Эммануилыч. Обшибся. А в остальном ты знаешь – не подведу. Старый конь борозды не испортит.

* * *

Пять телефонов в комнате связи, казалось, раскалились добела:

- Штаб командующего украинским фронтом. Полковник Сергеев. Дайте командира дивизии срочно. Товарищ генерал-майор, примите телефонограмму. Боевая готовность номер 2. 17.06.1741. Якир. Нет, слово учебная в телефонограмме отсутствует. Повторите как приняли… верно. Кто принял телефонограмму. Личный номер? Личный пароль? Верно. Действуйте.

- Штаб командующего украинским фронтом. Полковник Сергеев. Дайте командира корпуса срочно. Товарищ генерал-лейтенант, примите телефонограмму. Боевая готовность номер 2. 17.06.1741. Якир. Нет, вы не ослышались, слово учебная в телефонограмме отсутствует. Повторите как приняли… верно. Кто принял телефонограмму. Личный номер? Личный пароль? Верно. Действуйте.

.. И так 15 корпусов, 45 дивизий – 60 разговоров. Пальцы дрожат, лица потные, в горле комок. Надо.

17 июня 1941 года. 9 часов 20 минут утра.

Товарищи красноармейцы и лица начальствующего состава 350-го мотострелкового полка! Все воинские части нашей отдельной противотанковой дивизии получили команду боевая готовность номер два. Международное положение вы все знаете. Гитлеровская Германия вошла в Австрию и Чехословакию в тридцать восьмом, развязала войну против Польши в тридцать девятом, а в прошлом году одержала победу над Францией. В этом году Германия сконцентрировала свои войска вблизи государственной границы Союза ССР. Положение тревожное.

Слушай боевой приказ № 16 от 17.06.1941:

  1. Личному составу части получить личное оружие, полный боекомплект и сухой паек. Оружие почистить, обмундирование привести в надлежащий вид.
  2. Увольнения прекратить. Начальнику штаба списки отсутствующих представить к 11:00 17.06.1941, доложить принятые меры по возвращению в часть.
  3. Командиру автороты к 19:00 17.06.1941 вернуть в часть автомобильное и тракторное имущество части, временно прикомандированное к колхозам и совхозам. Выход колонны сегодня в 11:00.
  4. Текущий ремонт техники и вооружения к 19:00 17.06.1941 завершить, разобранные ранее механизмы собрать, технику и топливозаправщики заправить до полного.
  5. Командиру первого батальона к 11:00 17.06.1941 выделить автороте три взвода красноармейцев с оружием для сопровождения техники. В пути при нападении на колонну приказываю открывать огонь на поражение.
  6. Начальникам складов к 19:00 17.06.1941 провести внезапную инвентаризацию, о недостачах и избытках немедленно доложить.
  7. Командирам подразделений к 19:00 17.06.1941 организовать осмотр внешнего вида подчиненных, осмотр коллективного оружия, по окончании осмотра о готовности коллективного оружия, списочном и фактическом наличии личного состава в строю доложить по команде.
  8. Личному составу - подготовиться к выдвижению в районы боевого развертывания для защиты священных рубежи нашей социалистической Родины.

Командир полка полковник Свиридов

17 июня 1941 года. 12 часов 18 минут. Колхоз Красный Путь.

- Доброго здоровьишка, Иван Микитович!

- И тебе не хворать, Петр Сергеевич, шефам завсегда рады. Чем помочь любимой Красной Армии

- Грузовики с тракторами забираю. Вот Расписка комполка.

- Извиняй, нету твоих грузовиков, товарищ командир. Что я тебе, рожу что ли?

- Куда же девались? Только неделю назад были на месте?

- А.. в район зерно повезли.

- Какое зерно в июне месяце, Савелич, ты о чем? Может, ты Урожай убрал?

- .. Ну, это,  семенное, вот! По приказу райкома, в центральные зернохранилища возим.

- Ты, Савелич, ври, да не завирайся. Тебе три автомашины Красная армия дала, и два трактора. Имущество воинской части. Должон понимать. Открывай ворота, не то бойцов кликну, ломать будем.

- Как, народное имущество ломать?! Да тебя за такие дела..

- Хватит, батя, - построжал голосом капитан, - поломался – и будя. Угрожаемый период – слыхал такое слово?

- Ну?!

- Вот и ну!

- Чего ж ты сразу не сказал? Я ж красный партизан! Мне ж людям обсказать надо!

- Рано еще пересказывать. Вот газету получите – тогда жги. А ныне дело секретное. Я не говорил, а ты – не слышал.

- Чего уж, две машины отдам. Только одна машина не заводится, мы починим и завтрева сами в часть пригоним. Давай ты ее оставишь, а?

- На буксире возьму.

Грузный, немолодой уже председатель колхоза вдруг с маху бухнулся перед командиром автороты на колени.

- Не губи, милостивец. Ты ж народная армия, не капиталист какой-то! Оставь хоть трактор один! Как же я пахать буду? Христом Богом, Карлом Марксом прошу! Не обидь, уважь старика! Ты ж только добро от нас видел!

-Какая в июне пахота, совсем сдурел на старости лет? Так что – откроешь гараж, или ломы в кузове доставать?

- Эх ма, твоя власть. Пойдем уж.

Достав из ящика стола ключи, тяжелой походкой двинулся Савелич наружу.

17 июня 1941 года. 21 час 20 минут.

Командующий Украинским Фронтам Якир в сердцах бросил трубку, в которой причитал Городовиков. Из пяти армий только одна доложила о переходе на боевую готовность номер два без замечаний. В остальных армиях что-то было не готово: то технику из колхозов частично не получили (а ведь были идеи в начале тридцатых годов автомашины вначале ставить на баланс колхозов, а потом уже мобилизовать в Красную Армию при наступлении Угрожаемого периода – вот чушь какая!), то капитальный ремонт затеяли и танки стоят разобранные, то ключи от складов потерялись, то вдруг снарядов нет, то топлива. В авиации цифры боеготовых самолетов настолько отличаются от доклада недельной давности, что хоть стой, хоть падай. Капониры для самолётов выкопаны на 20%. Бензина нехватка. Истребители нового типа не всеми освоены. Но у Городовикова дела обстояли хуже всего. Как у него корпусные артполки оказались на артиллерийском полигоне, что было прямо запрещено еще в мае? Где нормативный запас топлива? Как могла образоваться недостача на складах? Уму непостижимо!

Ну, семь бед – один ответ сказал себе Якир и пододвинул аппарат ВЧ связи с Наркомом.

- Иероним Петрович, разрешите доложить?

- Докладывай, Иона.

- Части и соединения Украинского Фронта на боевую готовность номер два в обусловленный срок перешли частично. Всего перешли 62% полков. В остальных 38% частей проводится комплекс мероприятий по переходу на боевую готовность номер два. Большинство не перешедших частей относятся к 12-й армии. Штаб Фронта ходатайствует Оку Ивановича Городовикова с должности командующего армией снять.

- Что, значит был командиром 1-го конного корпуса Червонного казачества, а теперь вышел?

- Так точно.

- Кого думаешь назначить?

- Командира 4-го танкового корпуса Рокоссовского

- Хорошо, высылай представление. За срыв перехода Фронта на боеготовность номер два объявляю тебе выговор. Сколько надо времени для исправления ситуации на Украинском Фронте?

- Два дня?

- Почему так много?

- В 12-й армии корпусные артполки оказались на полигоне, а средства тяги ушли в плановый ремонт.

- Так, выговор отставить. Получишь предупреждение о неполном соответствии. Объявляю боевую готовность номер один. Если к вечеру 21-го числа не перейдешь ста процентами частей – не обижайся, Иона Эммануилович, - завершил разговор Уборевич. 

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 22:42.

Я хотел показать, что делалось в западных округах в предвоенные дни: приводились ли войска в боевую готовность, какие планы войны были в НКО и Генштабе и как это повлияло на начало войны и трагедию 22 июня. Также я излагал, как отдельные генералы выполняли предвоенные приказы и директивы, как срывали вывод войск по планам прикрытия перед 22 июня подобные факты разоружения целых дивизий к 21 июня.

Из Москвы от начальника Генштаба Г.К. Жукова вечером 21 июня шли предупреждения о возможном нападении в ночь на 22 июня, но после этого некоторые генералы, командующие округами и армиями шли в театры отдыхать. Жуков в полночь давал команду командующим округами «быстрее передавать директиву о приведении в боевую готовность в войска», а они игнорировали эти указания. Получив и расшифровав «Директиву № 1» от 22.00 21 июня для войск ПВО и ВВС по приведению их в полную боевую готовность к 1.30, одни командующие округами игнорировали ее, и их войска будили в момент нападения немецкие снаряды и бомбы. А потом эти же командующие округами продолжали запрещать приводить свои войска в боевую готовность и не разрешали своим подчиненным применять оружие чуть не до обеда 22 июня. Некоторые оставшиеся за командующих начальники штабов округов, получив «Директиву № 1» к 1 часу ночи, также не поднимали войска по тревоге, хотя обязаны были это делать в отсутствие старшего начальника за него.

Хотя другие начштаба в том же ОдВО это делать. Другие командующие около 1.30 ночи 22 июня обзванивали своих командармов, но они не поднимали свои армии. Например, три дивизии в Бресте. До момента нападения Германии там дали команду за неделю изъять патроны в казармах Бреста и сдать их на склады.

А командующие ВВС приграничных округов, получив с 19 июня прямые приказы о приведении в повышенную боевую готовность своих авиадивизий, умудрялись своей властью отменить готовность «№ 2» 21 июня, распуская летчиков по домам (хотя от начальника генштаба Жукова пришло предупреждение о возможном нападении в эту ночь), разоружая наиболее боеспособные истребительные полки вечером 21 июня.

Все эти страшные факты измены и саботажа минимум приводились и разбирались в перечисленных книгах, однако, похоже, пришло время попытаться разобраться с мотивацией странного поведения отдельных генералов и прочей антисталинской оппозиции…

И весь этот бардак при уже работающей системе контроля и управления. А теперь представьте, что вместо нее, имеем большое количество гениев со своими амбициями и прочими ужимками. Вы рискнете утверждать, что такая новая "керенщина" сможет противостоять германской военной машине?

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Thu, 05/11/2015 - 20:58.

Тут дело в вере. а не в аргументах и цитатах

Вы видимо верите, что у системы управления СССР может быть только две альтернативы: "физическое уничтожение виновных и заподозренных в виновности" или "хаос"

Я верю что это не так. 

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Fri, 06/11/2015 - 23:46.

КосмонавтДмитрий пишет:

Тут дело в вере. а не в аргументах и цитатах

Вы видимо верите, что у системы управления СССР может быть только две альтернативы: "физическое уничтожение виновных и заподозренных в виновности" или "хаос"

Я верю что это не так. 

Я всегда предпочитаю знать! Вероятно вы не случайно ставку делаете на тех, кто собственно и был инициатором того, чего вы, вроде как, избежать хотите.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on вс, 08/11/2015 - 12:43.

Вадим Петров пишет:

Я всегда предпочитаю знать

...Сказал человек, несколько лет пытающийся убедить всех, что И-180 с мотором М-89 - это вундерваффе...

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on вс, 08/11/2015 - 13:19.

redstar72 пишет:

...Сказал человек, несколько лет пытающийся убедить всех, что И-180 с мотором М-89 - это вундерваффе...

Ну я вежлив и считаю, что прежде чем делать вывод, надо исходить из лучшего. Скажем предполагать, что визави разбирается в вопросе. Увы, оказалось, что знание архивной информации - это одно, а знание предмета - совсем другое. За столько лет вы у вас было много возможностей возразить против моего тезиса, но увы, я такого не дождался! cool

И, это, как бы сказать помягче! Я про вундерваффе ничего не писал, просто на фоне гоночных самолетов с пушкой, И-180 - это истребитель, наилучшим образом отвечавший требованиям реальной войны. Собственно Ла-5 и появился по той причине, что наконец-то это стало понятно даже тем, кто снял с плана новый завод по воздушникам, заменив его планом на увеличение производства М-105.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 23:10.

Именно поэтому я советовал почтенному автору начать АИ не с 31-го, а с 29-го года, когда в РККА ещё было достаточно компетентных людей, чтоб начать строить новую армию как продолжение старой, а не лепить руками болванов-карьеристов "колосса на глиняных ногах".

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 23:15.

Ansar02 пишет:

Именно поэтому я советовал почтенному автору начать АИ не с 31-го, а с 29-го года, когда в РККА ещё было достаточно компетентных людей, чтоб начать строить новую армию как продолжение старой, а не лепить руками болванов-карьеристов "колосса на глиняных ногах".

С одной стороны вы правы, но с другой - надо найти соразмерную Сталину фигуру. Если бы не он, к власти пришел бы Троцкий.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

keks88's picture
Submitted by keks88 on Fri, 06/11/2015 - 05:18.

Почитайте Колганова "Жернова Истории". На данный момент издано две книги, третяя готова, четвертая пишется (правда медленно).

Вкратце (дальше спойлеры) - в 24-25 годах ГГ уговорил Троцкого засунуть амбиции куда подальше и притихнуть. В итоге почти не состоялось разгромов левой/правой оппозиции, а Сталин к 30 году хоть и более чем влиятельное лицо, но не настолько, как в реале (в частности вроде бы не может бесконтрольно проталкивать своих людей на рук.посты). Троцкий при этом жив,занимает какой-то хоз. пост и по неподтвержденным домыслам читателей готовит какую-то "бяку" (в силутого что шило в попе не утаишь и за 5 лет мог "созреть").

Из плюшек - менее напряженная коллективизация, обнаружение золота и алмазов в Сибири, более сбалансированная индустриализация (при наличии остатков НЭПа). 

Жив Фрунзе (наркомвоенмор) и Котовский (нач.вооружения РККА). Комиссия Халепского в Европу уехала почти на год раньше, также почти на год раньше осваивается М-34. Курчевскому уже слегка надавали по рогам и вместо его схемы предложили а ля СПГ-9 (ненагруженный ствол).

Кроме того пока не состоялись дела "Шахтинское", "Трудовой партии" и "Весна" (ФЭД жив до конца 29ого вроде).

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Fri, 06/11/2015 - 08:38.

Бандит Котовский - начальник вооружений РККА?!!! И чем он будет лучше Тухача? Тот хоть на комвзвода выучился. Пацталом....

Комиссия Халепского уехала в Европу на год раньше... - Смысл?

Курчевский делал свои ДРП и с нагруженными стволами и ненагруженными. Это по фоткам видно.

А почему "Дело Промпартии" состоялось?

Спасибо за наводку. Интересно.

keks88's picture
Submitted by keks88 on Fri, 06/11/2015 - 12:54.

Ненагруженный ствол - это ведь типа базуки? У Курчевского убей б-г не помню таких систем, везде одна и та же схема с нагружения стволом.
Халепский и ко поехали вроде в марте 29ого (в РИ - в декабре). Посмотрел по срокам - вроде все что нужно готовое уже есть. Да, там в итоге решили делать гибрид Т-19 и Т-26.
Дело Промпартии - по причине живущего Дзержинского.
Да, на самиздате - далеко не весь текст. Обновления - только на ВВВ.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Thu, 05/11/2015 - 21:00.

это была бы в высшей степени интересная альтернатива. Я бы с удовольствием почитал.

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on Thu, 05/11/2015 - 21:09.

Читал такую альтернативу. Американец из МТИ какой-то накатал. Троцкий сожрал Сталина и взял курс на перманентную революцию. Накопил сил и вторгся в Польшу в 30-е. На выручку ляхам пришел Гитлер. Началось мочилово лет на 10. С применением химии и бактерий. Потом у янки повилась атомная бомба и они ударили по Москве с Питером. СССР хана, Троцкий исчез, Гитлер объявлен спасителем Европы, и только лет через 20 выяснилось, что Гитлер под шумок замочил почти всех евреев. В связи с чем снесли его памятники.

MIG1965's picture
Submitted by MIG1965 on Thu, 05/11/2015 - 20:06.

     "К власти пришел бы Троцкий".   Вот тут даже интересно: насколько это плохо.  Товарищ с "козлиной бородкой" был вовсе не из дураков.  И это он доказал не в спокойное мирное время, а в труднейшие моменты Гражданской войны.    Опора в армии, НКВД (как без нее в нашей стране?) была сильная, собственные сторонники в партии так же были.  Голова на месте. Если бы его не зациклило на борьбе с "партийной бюрократией Сталина", то предположить, что страной управлять он сумел бы, вполне возможно.  То, что не хуже Кирова делал бы это - как минимум.   В данной альтернативе - если Кирова заменить на Троцкого вполне возможно результаты будут одинаковые, по крайней мере комсостав РККА точно такой возможен. Если конечно ранее военные сами Троцого не отстранят.

    P.S. Сам конечно представить не могу житье в стране Троцкого (чур меня!), но что-то подсказывает, что маневр у руководства страны при любых руководителях был ограничен. А историю делают победители. Тогда бы нам писали в учебниках "о разгроме антипартийной группы Сталина, пытавшейся подменить идеи коммунизма  идеологией партийной бюрократии и взятием под контроль ею всех сторон жизни пролетарского государства".  Трудящиеся наверняка бы одобрили разгром этой клики бюрократов... 

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 04/11/2015 - 21:20.

Уважаемые коллеги

не исключаю, что объективно говоря военные знания Якира были слабее военных знаний некоторых иных военначальников тех лет.

Однако, я пишу альтернативную историю в которой Киров стал лидером партии и правительства в 1931, а Уборевич стал наркомом обороны в 1932

В рамках этих двух допущений убежден, что Уборевич в силу личной симпатии не уволит Якира с поста комвойсками военного округа до 1941 года. 

Дальнейшая его судьба, как и судьба Украинского Фронта, пока для меня не ясна.

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on Fri, 06/11/2015 - 00:16.

Да понятно, что Рундштедт разгромит Якира.
Даже если у Якира будут лучше танки, самолеты, пушки и пулеметы.
Это как гроссмейстер с третьеразрядником... может дать фору ферзя и без всякого напряжения мозга выиграет. Десять партий подряд. Ну если контроль времени будет жесткий))

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 21:46.

Безусловно, в своей АИ Вы хозяин. Но, добрый совет - чтоб в дальнейшем, Ваши ГГ не вызывали такого отторжения у коллег, обязательно отправьте того же Якира "учиться, учиться и учиться" хоть вместе с Будённым в Академию. Конечно, не имея даже минимального военного образования ему там будет очень и очень трудно, но для таких малограмотных там были специальные академические курсы. Пусть учится лично у Свечина, Триандафиллова и Нёмитца - того самого, который за него в гражданскую все стратегические операции планировал. Выходит в "любимые ученики" и становится докой в тактике и стратегии. По настоящему стажируется в Германии, а не водку хлещет, чтоб ему не античную мурзилку "Канны" с издевательской надписью там подарили, а немецкое издание Шапошникова "Мозг армии" в двух томах о работе Генштаба.

Вот тогда в Вашего Якира поверят.

С уважением. Ансар.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Thu, 05/11/2015 - 20:51.

большое спасибо за конструктивное предложение. обязательно обдумаю этот вопрос.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 22:39.

Ansar02 пишет:

Безусловно, в своей АИ Вы хозяин. Но, добрый совет - чтоб в дальнейшем, Ваши ГГ не вызывали такого отторжения у коллег, обязательно отправьте того же Якира "учиться, учиться и учиться" хоть вместе с Будённым в Академию. Конечно, не имея даже минимального военного образования ему там будет очень и очень трудно, но для таких малограмотных там были специальные академические курсы. ...

Увы, но даже если он закончит пять академий, это ничего не изменит! Коллега сделал принципиальную ошибку. Он пытается подменить систему ... лирикой. Никакого другого варианта как полный проигрыш это дать не может. Из-за проблем с вставкой приведу фрагмент в следующем посте.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on ср, 04/11/2015 - 21:54.

И многотомник Клаузевица. А также полное собрание сочинений Мольтке, Шлиффена и Гинденбурга.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 22:47.

Почтенный коллега! ЕМНИП Клаузевиц написал лишь одну книгу "О войне" и ту издала его жена уже после его смерти. За Гинденбургом вообще никаких трудов я лично не помню. Вот Мольтке и Шлиффен - те да. Но, все стоящие немцы подробно разбираются у Свечина в "Эволюции воинского искусства".

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on ср, 04/11/2015 - 22:50.

Странно, почему-то отложилось, что у Клаузевица много что написано.
Ничего... Ради Якира копнут архивы, нарастят объемы и издадут))
А что если Якир , будучи природным дипломатом, возьмет и раскрутит Гинденбурга на многотомные воспоминания, за что весь немецкий генералитет будет от Якира в полном восторге)))

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 04/11/2015 - 20:56.

Уважаемый коллега, Космонавт Дмитрий,
Как всегда, отличная альтернатива. Сочно, емко, зримо, а эпизод в колхозе, очень удачная находка. Однозначно +++++++++++!!! Если позволите мне немного помочь, то обратите внимание на довольно забытую фигуру Н.Ф. Ватутина. В 1937 г. окончил Академию Генерального штаба. С 1938 по 1940г. начальник штаба Киевского особого военного округа. С 1940г. начальник оперативного управления Генерального штаба и 1-ый заместитель начальника Генерального штаба (1-ый зам. Жукова). 04.06.1940г. присвоено звание генерал-лейтенант. На начальном этапе войны, вместе с Ворошиловым осуществлял удар под Сольцами. Советские офицеры звали его «генерал от наступления», Манштейн звал «Гроссмейстером». Все отмечают, что к солдатам он относился, чрезвычайно бережно. Во внутрипартийных разборках не замечен. Из отрицательных черт, терялся, если обстановка на фронте резко менялась, но если ему давали пару дней, то тут же составлял новый план и выигрывал.

                                                                            С уважением Андрей Толстой

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 04/11/2015 - 21:13.

большое спасибо.

Да, Ватутина планирую ввести в число действующих лиц. Спасибо за подсказку.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 04/11/2015 - 20:20.

спасибо

NF's picture
Submitted by NF on ср, 04/11/2015 - 17:44.

Это могла быть и отлично сработанная англичанами или американцами деза. Пока разберутся, пока всё основательно проверят и пере проверят, станет уже поздно. Не думаю что таких агентурных сообщений в СССР пееред самой войной мало получали.

 

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 04/11/2015 - 20:57.

уважаемый коллега NF

тот факт что война является достаточно вероятным событием стало ясно еще в 1940 году когда немцы разгромили Францию и не начали реальной подготовки к высадке в Англию

о том что немцы начнут воевать с СССР летом 1941 года стало ясно когда они начали сосредоточение дивизий на границе - примерно в мае.

Боевая готовность № 2 была объявлена на флоте Кузнецовым 17 июня, и 21 июня - БГ № 1

в моей реальности БГ 2  и БГ1 объявляется не только на флоте но и в сухопутных частях

ничто не мешало объявить БГ № 1 и, продержав ее пару недель, отменить при отсутствии реального  нападения

NF's picture
Submitted by NF on ср, 04/11/2015 - 22:48.

"о том что немцы начнут воевать с СССР летом 1941 года стало ясно когда они начали сосредоточение дивизий на границе - примерно в мае."

 

Немецкие войска находились на востояных границах Рейха еще до мая. Сначала там находилось сравнительно не много войск которые постепенно подготавливали всё необходимое для того чтобы в дальнейшем на восток можно было перебросить основную часть сухопутных войск Вермахта. В начале 1941 года на восток постепенно перебрасывали всё больше соединений, но это были пехотные соединения и это не вызывало у руководства СССР серьёзных опасений. Переброска моторизованных соединений и основных сил авиации была начата немцами в мае/начале июня. Пока в СССР перепроверили поступающие данные время было потеряно. К тому же пропускная способность находящихся в распоряжении Германии железных и автомобильных дорог была в 2-2,5 разы выше чем в западной части СССР из за чего СССР к тому же не имевший в необходимом количестве автотранспорт для РККА-только 37,5 %. Вот и получилось что немцы на много быстрее успели сосредоточить все задействованные в нападении СССР силы чем СССР успел перебросить основные силы РККА ближе к границе.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 21:14.

Тут такая ещё проблема - когда Вы твёрдо знаете что войны не избежать, но не знаете когда это произойдёт, психология меняется и чем дольше война не начинается, тем меньше верится что она вообще начнётся. Так и в 41-ом - прошёл май. когда она должна была начаться, подходил к концу июнь - а значит срок летней кампании уже становился критически мал. В войну уже почти перестали верить подсознательно. Именно поэтому её начало 22 июня оказалось шоком.

И ещё. БГ-2 и БГ-1 - это вообще-то огромный комплекс мероприятий, под который затачиваются огромные ресурсы, включая начало мобилизации и полную перестройку графиков движения ж/д транспорта и такие вещи нельзя вводить "на всякий случай". Не зря объявление мобилизации всегда означало войну, даже если её формально не объявляли.

БГ-1 нельзя просто так объявить на пару недель, а потом отменить. Это для войск развёрнутых у границы лишь "раздать патроны и паёк". А для служб тыла - это полный переход на военные рельсы и мобилизация.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 04/11/2015 - 21:41.

спасибо

я подробно опишу что такое БГ1 и БГ2 в моей АИ для 1941 года

мобилизация у меня в эти понятия не входит, а является отдельным мероприятием, которую к тому же осуществляют вообще другие люди.

БГ у меня это те или иные манипуляции с имеющимися силами и средствами РККА.

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on ср, 04/11/2015 - 17:09.

Извините уважаемый коллега, но ерунда.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 04/11/2015 - 20:26.

уважаемый коллега  vasia23 

Что Вы имеете ввиду?

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 16:17.

Пожалуй, наименее известная из описанных в книге битв – окружение немецкой группировки под Сольцами, заставившее прежде непобедимого Манштейна отступить на 40 километров и тем самым сорвавшее план быстрого взятия Ленинграда. (Ей посвящен очерк Вячеслава Гончарова, редактора и составителя сборника.)

Столь незавидная судьба постигла эту операцию главным образом по той причине, что организовал и провел ее не кто иной, как «назначенный» одним из антигероев войны Климент Ефремович Ворошилов.

(На взгляд рецензента – фигура категорически недооцененная нашей историографией, ибо созданная именно под его руководством в 30-е годы Красная Армия оказалась единственной на европейском континенте, выдержавшей удар вермахта.)

В ходе контрнаступления наши войска отбросили противника к западу на 40 км, а 8-я танковая дивизия немцев оказалась отрезанной от основных сил – это было едва ли не первое соединение вермахта, попавшее в окружение.

Как сухо сообщает сам Манштейн о событиях в районе Сольцы: «Нельзя было сказать, чтобы положение корпуса в этот момент было весьма завидным... Последующие несколько дней были критическими, и противник всеми силами старался сохранить кольцо окружения... 3-й моторизованной дивизии удалось оторваться от противника, только отбив 17 атак».

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 04/11/2015 - 21:12.

с рецензентом согласиться не могу. Достаточно посмотреть послужной список Ворошилова, чтобы сделать вывод о его талантах.

а Красную Армию создавал не только Ворошилов, но и многие другие. Она не была резуоттато его единоличного усилия.

 

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 17:03.

А не тогда ли ещё и "мётрвоголовым" накидали, едва не сточив дивизию в ноль? 3-я мотодивизия - не она ли?

Flaner's picture
Submitted by Flaner on ср, 04/11/2015 - 17:28.

Чуть не сточили в ноль 8-ю, попавшую в окружение, в результате отступления 3-й дивизии. "Мёртоголовые", скорее наоборот, спасли 8-ю от полного истребления.

MIG1965's picture
Submitted by MIG1965 on ср, 04/11/2015 - 20:02.

  Про "истребление 8 танковой дивизии" - это перебор с оценкой ситуации.  Окружение было "флажками" ,  Так шороху навели, разгромив тылы корпуса Манштейна. Более того, что немцев окружили, сами узнали гораздо позже.   Сами мало тогда в этой каше что-то понимали.  

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 21:05.

Согласен. Скорее всего так и было! Но, то, что мертвоголовым тогда хорошо перепало - даже Типпельскирх признаёт.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 19:04.

Надо будет Типпельскирха освежить в памяти. ЕМНИП, как раз разгром и беспорядочное отступление "мертвоголовых" и привело к окружению 8-й.

Flaner's picture
Submitted by Flaner on ср, 04/11/2015 - 21:21.

Это интересный момент) Типпельскирх так подробно, до дивизий, боевые действия не описывает, он оперирует армиями,  — максимум, он упоминает, это 4-я танковая группа. Сомневаюсь, что проясите что-либо в его труде.

Интересен он вот почему. Этот момент упомянут в у Манштейна, по тесту — непосредственно перед описанием боёв за Порхов и наступления на Шимск 56 тк, он даёт характеристику дивизии СС "Мёртвая голова", дескать, что у них боевой дух на высоте, но они недостаточно хорошо обучены и т.п., эти его слова часто цитируют. 

Знаете, у Алексея Исаева как-то спросили: "Что Вас больше всего удивляет в изучении архивов?", он ответил, что иногда диву даёшься когда сравниваешь, например, какие приказы отдавал человек в реальной обстановке, и как он описывает те же самые события двадцать лет спустя в мемуарах. Он не уточнил о чём речь, но мне сразу подумалось о Манштейне. Так, в мемуарах он "очень сожалеет", что из состава его 56 тк вывели дивизию СС "Мёртвая голова", и его правый фланг остался без прикрытия принаступлении по линии Шимск — Новгород, хотя он сам приказал остаться этой дивизии в Порхове в резерве. 8 тд наступала Шимск, слева её прикрывала 3 мд, но столкнувшись с жесточайшим сопротивлением, вынуждена была отступить, и 8 тд осталась неприкрытой ни слева, ни справа, и попала в окружение. Ну и ещё: по итогам этой операции в мемуарах он формулирует примерно так: 8 тд была заменена дивизией СС и получила "короткий отдых" (с), хотя сам считал потери и докладывал начальству о необходимости отведения в тыл для переформирования.

В общем, Манштейн косвенно возлагает вину на руководство 4 тг, и на необученых ссовцев, хотя, по-сути, его вина как командующего 56 тк в потере 8 тд значительно больше. Отсюда, со слов Манштейна, видимо, и родился миф о том, что наваляли именно мертвоголовым, но это не совсем так.

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on ср, 04/11/2015 - 15:56.

Подставляетесь с Якиром по крупному. Он же абсолютный нуль в военном отношении. В отличие от Уборевича.
Тухачевский, Буденный, Тимошенко, Жуков, рокоссовский да тот же Городовиков с Книгой как вояки куда смышленнее Ионы.
И Киров должен это понять самое позднее после больших маневров.
И если нет дела Весна, нет прочих репрессий, то Миронычу спокойно все объяснят. Специалисты.
Егоров, Каменев и прочие живы?
А может Слащев? Вот любопытная кандидатура на роль комфронта. Клейсту капец))
А Якира убрать за полный развал работы в КОВО. Году в 36-м. Пусть читает лекции в военно-политической академии.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 16:07.

VladimirS пишет:
.... И Киров должен это понять самое позднее после больших маневров. И если нет дела Весна, нет прочих репрессий, то Миронычу спокойно все объяснят. ....

А с чего вы решили, что талантливый оратор мог что-то подобное понять? Вот сказать речь, он мог. Поднять энтузиазм - мог, за это его Сталин и ценил. А понять? Это явно не для него ... Да и зубры из политбюро давно бы его уже "съели", ему ли с ними бодаться. А значит только митинги. И далеко страна уедет на митингах? Поэтому автор прав, события пойдут быстро и разгром будет мгновеным. Вероятно даже быстрее Франции.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on ср, 04/11/2015 - 18:24.

Ну то что Киров организационный ноль это писал косноязыкий и завистливый Молотов. Ведь Сталин планировал Кирова в Совнарком. Чуть ли не вместо Молотова?
Если бы Киров был только болтуном вряд ли Сталин двигал бы Кирова вверх. Значит были серьезные успехи в Ленинграде.
В плюс говорит и обширная библиотека Кирова. Киров читал не меньше Сталина. Занимался самообразованием.

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 04/11/2015 - 18:55.

Почтенный коллега! С чего вы взяли, что Молотов был косноязыким и завистливым? У него за плечами была не только активная революционная деятельность (что требовало ораторских данных - ведь боевиком, в отличие от Сталина, он как раз не был), но и реальное училище и 4 курса экономического факультета Петербургского университета. Завидовать Кирову ему смысла не было - он занимал более важную должность и образован был значительно лучше.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 18:36.

VladimirS пишет:
Ну то что Киров организационный ноль это писал косноязыкий и завистливый Молотов. Ведь Сталин планировал Кирова в Совнарком. .....

Не знаю что там писал Молотов, но я его организационным нулем не считал и не писал такого. Более того, я как раз это и отметил, как его плюс. Но речь то и идет о исполнительских функциях, а руководитель страны - это философ. Без умения понимать сложные процессы и правильно ставить цели, далеко не уйдешь. А вот этого Киров не умел. Он умел исполнять ... Не случайно даже власть делится по принципу исполнительной и законодательной ... дающей указания, направление.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on ср, 04/11/2015 - 18:38.

Сталин тоже при Ленине был Исполнителем.
Не Боги горшки обжигают)))

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 18:45.

VladimirS пишет:
Сталин тоже при Ленине был Исполнителем. Не Боги горшки обжигают)))

... к середине 50-х и Киров подрос бы, а в конце 30-х - это не соперник Кагановичу и прочим. Съедят и не заметят.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on ср, 04/11/2015 - 19:35.

По факту оказалось что Каганович и Молотов туповатые исполнители Сталина. Не блещущий мозгом Хрущов сожрал их в один момент.
Антисталинские настроения в партии начала тридцатых было довольно серьезными и разгром сталинского окружения в случае гибели Сталина вполне вероятен.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 04/11/2015 - 19:43.

VladimirS пишет:
По факту оказалось что Каганович и Молотов туповатые исполнители Сталина. Не блещущий мозгом Хрущов сожрал их в один момент. Антисталинские настроения в партии начала тридцатых было довольно серьезными и разгром сталинского окружения в случае гибели Сталина вполне вероятен.

Так о том и речь, что Киров вааще не выживет ...

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on ср, 04/11/2015 - 21:59.

Почему?? На Кирова же делал ставку антисталинская оппозиция. За которой маячили Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рютин, Рыковю. Если сжираются Молотов и Каганович, то наступает вторая стадия разборки внутри антиста и добиваются Зиновьев с Каменевым , которые всех достали еще в 20-е. А вот Рыков и Рютин вполне могут пойти вверх. И Киров тут опять компромиссная фигура, нужная всем.