Кировская Весна. 1937 год. Часть 11

Окт 27 2015
+
18
-

произведение пишется

12 Июня 1937. СССР. Грабин

Вскоре по окончании комиссии Главного военного совета нам сообщили, что на войсковом полигоне начинаются повторные испытания пушки Ф 22. Почему, с какой целью?

Если начинаются повторные войсковые испытания пушки, которая успешно прошла первые испытания и была рекомендована на вооружение армии, присутствие представителей завода совершенно необходимо хотя бы для накопления опыта.

Ко времени нашего приезда на полигон комиссия, назначенная Артиллерийским управлением, была уже в сборе. Ее председателем был Владимир Давыдович Грендаль. Все было готово, но по каким-то причинам испытания не начинались. Я ознакомился с программой – она почти ничем не отличалась от прежней. Тогда я обратился к Владимиру Давыдовичу может быть, он объяснит причину и цель повторного войскового испытания уже принятой на вооружение пушки?

Грендаль ответил, что это делается по настоянию нового начальника артиллерии Н. Н. Воронова.

– По видимому, он не доверяет первым войсковым испытаниям, которые проводились прежде, так надо понимать? – спросил я. А про себя подумал: «Ну, что ж, у Воронова есть основания не доверять своему снятому с поста предшественнику. Я на его месте тоже, наверное, не слишком бы доверял». Но, по моему убеждению, для оценки служебно эксплуатационных и тактических свойств пушки Ф 22 повторные войсковые испытания были не нужны, безусловно, они вызваны чем то другим.

Во время повторных войсковых испытаний Воронов приказал проверить силами орудийных расчетов, без помощи конструкторов и рабочих и без подъемных средств, взаимозаменяемость стволов на двух пушках. Конструкторам, рабочим и мне тоже было велено находиться в блиндаже. Орудийные расчеты приступили к замене стволов. С большим трудом сняли ствол с одной пушки (он весил с затвором около 425 килограммов) и положили его на землю, сняли второй и установили на свободный лафет. Затем наложили на другой лафет ствол, лежавший на земле. Старший командир на батарее доложил, что батарея готова к бою.

Последовала команда «открыть огонь». Прогремел выстрел левого орудия, полуавтоматический затвор сработал – выбросил гильзу. Прогремели выстрелы второго и третьего орудий – полуавтоматы сработали. Это можно было определить, даже находясь в блиндаже, по характерному двойному металлическому стуку. Если слышен двойной стук, значит, все в порядке. И вот раздается четвертый выстрел, а характерного стука нет. Полуавтомат не сработал как раз на том орудии, на котором поменяли ствол. Сердце так и защемило. Почему? Воронов и члены комиссии вышли из укрытий и направились к орудиям, а мы остались в блиндаже – такой был установлен порядок. И вдруг слышу голос Н. Н. Воронова:

– Конструкторов и рабочих к орудиям не допускать. Что то случилось с одним орудием…

Выглянув из укрытия, я увидел, что на лафете, на котором сменили ствол, этого ствола нет. Куда он мог деться? Разглядел: лежит между станинами.

Самые разные предположения возникали у меня и моих товарищей, которым я сообщил об увиденном. Хотелось бежать к этому орудию, но приказание было ясное: не приближаться, пока не последует разрешение. Невыносимо долгими и томительными показались нам минуты нашего «заточения». Наконец начальник артиллерии разрешил подойти к орудию конструкторам и рабочим. Все бросились из блиндажа бегом.

Ствол с закрытым затвором лежал между станинами, зарывшись в песок. Подошли к лафету, осмотрели его – никакой аварии нет. Просто при замене ствола орудийный расчет забыл повернуть головки штоков тормоза и накатника, то есть не скрепил ствол с лафетом. После выстрела, под действием энергии пороховых газов, ствол сошел с полозков люльки и свалился. Так я и доложил инспектору артиллерии и членам комиссии. Когда все удостоверились в этом, последовала команда продолжать стрельбу.

Но этот случай показал нашу недоработку. Если в полигонных условиях забыли скрепить ствол с лафетом – правда, в присутствии большого начальства, как правило, совершается больше ошибок, – то в боевых условиях тем более возможны такие случаи. При проектировании пушек мы всегда стремились к тому, чтобы на огневой позиции орудийному расчету не нужно было думать: все ли я сделал? Мы создавали конструкции, рассчитанные на почти автоматические действия артиллеристов. И теперь решили внести в Ф 22 поправку, которая исключала бы в будущем повторение случившегося. У конструкторов, которым было дано это задание, возникла идея поставить выстрел в зависимость от закрепления ствола на лафете. Вскоре был создан механизм взаимной замкнутости, если ствол не закреплен на лафете, выстрел невозможен. Впоследствии этот механизм был установлен на всех пушках Ф 22.

 [3]

В сентябре мы получили два новых тактико-технических задания.

Для дивизионной пушки калибра 76 мм от нас требовалось, обеспечив возможность стрельбы старыми французскими и русскими трехдюймовыми снарядами, снизить и массу, и длину орудия (как в боевом, так и в походном положении), без использования дульного тормоза. То же задание получило и конкурирующее с нами КБ Кировского завода под управлением Маханова. Закипела работа, и к 1938 году была создана и после заслуженной победы на конкурсе принята на вооружение значительно более легкая и технологичная дивизионная пушка Ф-22 УСВ, сохранившая 50% деталей от уже освоенной к тому моменту Ф-22. К 1940 году наша работа привела к созданию еще более легкого и технологичного дивизионного орудия, которое получило новый индекс по новому названию нашего завода – ЗиС-3.

Второе тактико-техническое задание 1937 года касалось корпусной пушки. Красной армии требовалось современное корпусное орудие на раздвижном лафете с подрессоренным колесным ходом калибра 100 мм, по снаряду и баллистике однотипное с морским орудием «Минизини». В отличие от дивизионной пушки, разработка корпусного 100-мм орудия затянулась, и оно было принято на вооружение только в конце 1939 года.

13 июля 1937. Китай.  Мао Цзе-Дун.

Бумага и писчие принадлежности, сборники переводов на китайский язык трудов Маркса, Ленина, Сталина, Кирова расположились на полке в уютном кабинете Мао-Цзедуна в пещере лессового холма в городе Яньань провинции Шэньси. Лидер коммунистической партии Китая Мао Цзе-дун писал «курс лекций» для антияпонского университета:  

 

ОСОБЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ВОЙНЫ В КИТАЕ

Люди, не признающие, не понимающие или не желающие понимать, что революционная война в Китае имеет свои особенности, рассматривают войну Красной армии против гоминдановских войск как нечто тождественное обычной войне или гражданской войне в России. Опыт этой гражданской войны, которой руководила коммунистическая партия большевиков и лично товарищ Ленин, имеет всемирное значение. Этот опыт и его теоретическое обобщение Лениным, Сталиным, Кировым  служат компасом для всех коммунистических партий, в том числе и для Коммунистической партии Китая. Однако это вовсе не означает, что мы должны механически применять этот опыт в наших условиях. Китайская революционная война во многих отношениях имеет свои особенности, отличающие ее от гражданской войны в Советском Союзе. Не учитывать этих особенностей или отрицать их, разумеется, было бы ошибкой. Это положение целиком подтверждается десятилетней историей нашей войны.

Первая особенность заключается в том, что Китай является обширной полуколониальной страной, развивающейся в политическом и экономическом отношении неравномерно и пережившей революцию 1924–1927 годов. Эта особенность говорит о том, что революционная война в Китае может развиваться и победить.

Вторая особенность революционной войны в Китае состоит в том, что наш враг силен. В каком положении находится противник Красной армии, то есть гоминдан? Гоминдан — это партия, которая захватила политическую власть и в известной степени упрочила ее. Она пользуется помощью всех основных государств лагеря контрреволюции. Она перестроила свою армию таким образом, что эта армия отличается от всех армий, существовавших когда-либо в истории Китая, и в общих чертах схожа с армиями современных государств мира. По своему вооружению и прочему материальному обеспечению эта армия значительно превосходит китайскую Красную армию, а по численности превышает китайскую армию любой исторической эпохи и постоянную армию любого государства в мире; она совершенно несоизмерима с Красной армией Китая. Гоминдан прибрал к рукам все ключевые позиции и командные высоты в политике, экономике, в области сообщений и связи и в культуре Китая, и его власть носит общегосударственный характер. Вот какого мощного врага имеет перед собой китайская Красная армия. В этом вторая особенность революционной войны в Китае. Из этой особенности вытекает, что операции китайской Красной армии не могут не отличаться во многих отношениях от войн вообще, от гражданской войны в СССР и от Северного похода.

Третья особенность революционной войны в Китае состоит в том, что китайская Красная армия слаба. Красная армия родилась из партизанских отрядов после поражения первой великой революции в Китае. Наша власть распылена и изолирована в горных районах и захолустьях и не получает никакой помощи извне. По своему экономическому и культурному развитию революционные базы стоят ниже районов, находящихся под властью гоминдана. На территории революционных баз имеются только деревни и маленькие города. Красная армия численно мала, плохо вооружена и находится в чрезвычайно тяжелом положении в отношении снабжения продовольствием, обмундированием и другими материальными средствами.

Четвертой особенностью революционной войны в Китае является руководство коммунистической партии и аграрная революция. С одной стороны, несмотря на то, что Китай и весь капиталистический мир переживают период реакции, революционная война в Китае может победить, так как она ведется под руководством Коммунистической партии Китая и пользуется поддержкой крестьянства... Красная армия, несмотря на свою малочисленность, отличается исключительной боеспособностью, так как ее личный состав, руководимый коммунистической партией, пришел к нам в ходе аграрной революции и борется за свои собственные интересы, причем между командирами и бойцами существует политическое единство. С другой стороны, гоминдан находится в прямо противоположном положении. Гоминдан выступает против аграрной революции и поэтому не пользуется поддержкой крестьянства. Хотя его армия очень велика, он не может заставить солдатскую массу и многочисленных младших командиров, вышедших из среды мелких производителей, сознательно отдавать свою жизнь за гоминдан. Между офицерами и солдатами существует политическая рознь, и это снижает боеспособность гоминдановской армии.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ВОЙНА В КИТАЕ

Начавшаяся в 1924 году революционная война в Китае прошла уже два этапа — этап 1924–1927 годов и этап 1927–1936 годов; теперь начинается этап антияпонской национально-революционной войны. На всех этих трех этапах революционная война проходит под руководством китайского пролетариата и его партии — Коммунистической партии Китая. Главными нашими врагами в революционной войне в Китае являются империализм и феодальные силы. …

Революционная война 1924–1927 годов в основном проходила в условиях политического воздействия международного пролетариата и китайского пролетариата и его партии на китайскую национальную буржуазию и ее партию, в условиях их политического сотрудничества. Однако в напряженный момент революции и войны, прежде всего в результате измены крупной буржуазии, а также и в результате того, что оппортунисты в рядах революционеров добровольно отказались от гегемонии в революции, эта революционная война потерпела поражение.

Революционная аграрная война, начавшаяся в 1927 году и продолжающаяся до настоящего времени, проходит в новой обстановке. Врагом в этой войне является не только империализм, но и блок крупной буржуазии и крупных помещиков. В тяжелой борьбе, стоившей крови и жизни сотням тысяч отважных членов партии и нескольким десяткам тысяч смелых руководящих партийных работников, Коммунистическая партия Китая сыграла великую роль воспитателя многомиллионных масс народа. Эти великие исторические успехи Коммунистической партии Китая в революционной борьбе привели к тому, что сегодня, в критический момент, когда национальный враг вторгся в страну, Китай уже обладает залогом спасения от гибели — у него появился пользующийся доверием огромного большинства народа, испытанный им в течение долгого времени и потому избранный самим народом политический руководитель. Сейчас народ прислушивается к коммунистической партии больше, чем к любой другой политической партии. Без предшествующей тяжелой пятнадцатилетней борьбы Коммунистической партии Китая спасение от грозящей нам новой опасности национального порабощения было бы невозможно. [48]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Антияпонская национально-освободительная война, о необходимости которой так долго говорили коммунисты и здоровые силы гоминьдана, активного ведения которой так настойчиво требуют широкие народные массы, теперь становится непреложным фактом. Японская армия очень сильна, и ни Китайская красная армия, ни вооруженные силы Гоминьдана по отдельности не сравнимы с ней по боеспособности в открытом сражении. Вот почему все силы Китая: и Коммунистической партии Китая, и Гоминьдана, и провинций - должны выступить единым антияпонским фронтом. Наряду с достижением военной цели – изгнания японских захватчиков, Антияпонская национально-освободительная война послужит нам и для достижения наших политических целей. Лозунг единого антияпонского фронта будет подхвачен массами и послужит дальнейшему упрочению авторитета  Коммунистической партии Китая.

Подобно тому, как в 1917 году фокус международного революционного движения сместился из Германии в Россию, так и теперь он сместился из России в Китай. Именно победа или смерть Китайская революции ложится теперь в основу или дальнейшего расширения и окончательной победы мировой революции, или в основу ее постепенного угасания и окончательного поражения.

Вот почему, сохраняя единство в понимании основной задачи сегодняшнего дня – изгнание с территории Китая японских захватчиков, - мы не можем упустить из виду главной цели Коммунистической партии Китая: окончательной победы в революционной войне. Революционная война может быть завершена только победой одной из сторон: или победой буржуазии, возглавляемой Гоминьданом, над трудовыми классами (пролетариатом и крестьянством), или победой трудовых классов, возглавляемых Коммунистической партией Китая, над буржуазией.

Понимание главной цели диктует нам и задачи сегодняшнего момента:

  1. Совместное с вооруженными силами Гоминьдана и Провинций участие в боевых действиях против японской армии на фронтах антияпонской национально-освободительной войны.
  2. Воспитание, укрепление и всемерное расширение кадров китайской Красной армии.
  3. Расширение коммунистической политической активности в наших опорных базах, а особенно на оккупированной японцами территории  и на территории, контролируемой Гоминьданом.
  4. Развертывание широкого партизанского движения в тылу японских войск.
  5. Подготовка к развертыванию широкого партизанского движения в тылу территории, контролируемой Гоминьданом.
  6. Подготовка к тому, чтобы превратить победу в национально-освободительной войне в крепкую основу для новой Революционной аграрной войны, в которой рука об руку с Китайской Красной армией встанет Советский союз и его вооруженные силы.

Немного подумав, Мао Цзедун выложил главу ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ из папки "Лекции" и переложил в шкатулку с отдельными документами. Пусть пока полежит там. Задачи можно ставить и устно, и не всем одновременно, а отдельным, проверенным товарищам. Чтобы не вышло как с противным черепашьим яйцом -  Чжаном Готао, который после стольких лет, отданных коммунистической партии, постыдно бежал к Чан Кайши из-за уязвленного самолюбия.

/Примечание автора: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ в таком виде письменно сформулированы не были, но отражены  в том виде, в каком они, по всей видимости, ставились Мао Цзедуном своим соратникам в реальной истории в 1937 году. Чжан Готао сбежал от коммунистов и переметнулся к Чан Кайши в апреле 1937 года/

Июль 1937. Китай. Начало Японо-Китайской войны.

Шел шестой год войны, которой не было. Она не началась в 1931 году, когда  японцы вторглись в Маньчжурию и пригласили последнего цинского императора Пу И восстановить маньчжурское государство.  Она не началась 1 марта 1932 года, когда было образовано и немедленно признано Японией государство Маньчжурия. В признании не было ничего удивительного: командующий Квантунской армией имел право вето на все указы императора, а манчжурские министры имели японских заместителей, приказам которых безоговорочно подчинялись. Она не началась, когда новое государство Манчжоу Го стало ареной сражений между японцами и китайскими вооружёнными формированиями. Сражения велись, но Китай (в лице председателя Национального правительства Китайской республики в городе Нанкине и председателя правящей партии Гоминьдан Чан Кайши) и Япония (в лице императора Хирохито, тронное имя Сёва) в состоянии войны не находились. Впрочем, отсутствие формального состояния войны не мешало японцам постепенно увеличивать размер оккупированной китайской территории, а китайским войскам (как относящимся к центральному гоминдановскому правительству, так и относящимся к местным губернаторам провинций) – по мере сил сопротивляться нашествию. С 1931 по 1937 год японцы последовательно оккупировали провинции Жэхэ, Чахар и ряд иных территорий, приблизив границу оккупированных территорий к городу Пекину, утратившему столичный статус и переименованному в Бэйпин. Тем временем центральное правительство Чан Кайши преимущественно сосредоточилось на укреплении своей власти: с одной стороны нужно было привести к покорности полунезависимых губернаторов провинций и с другой стороны наконец додавить китайских коммунистов. В декабре 1936 года Чан Кайши при попытке форсировать события был арестован в городе Сиань бывшим гоминьдановским правителем Манчжурии, молодым маршалом, своим заместителем и исполняющим обязанности начальника штаба Чжан Сюэляном, и после длительных переговоров, в которых в том числе участвовали китайские коммунисты, был через 60 дней освобожден под обещание прекратить боевые действия против коммунистов, выпустить политических заключенных и, наконец, начать боевые действия с Японией. Боевые действия против коммунистов действительно были прекращены, но война все равно не началась.

Война началась 7 июля 1937 года по ничтожному поводу: как обычно в те годы, несколько сотен японцев проводили регулярные военные учения вблизи моста Марко Поло у южного пригорода города Пекина (Пекин столицей Китая в то время не был). Командир роты направил телефонограмму командиру города-крепости Ваньпин на противоположном конце реки, из которой вытекало,  что из числа проводящих учения вблизи города Пекина военнослужащих Императорской армии пропал без вести и предположительно взят в заложники и содержится в Ваньпине один японский солдат. Армия требует разрешения войти в город на поиски солдата. Полковник Цзи Синвэнь (219-й полк 37-й дивизии 29-й армии) по приказу своего начальника, генерала Цинь Дэчуня, отклонил требование. Вечером 7 июля Мацуи вручил Циню ультиматум, требующий от Гоминьдана допуска в город в течение часа. В противном случае предлагался обстрел города. В момент передачи ультиматума японская артиллерия уже была нацелена на город. В полночь 8 июля японская артиллерия начала обстрел города, а танки и пехота вошли на мост. Цзи по приказу Циня двинул свои войска, численностью около 1000 человек, с приказом защитить мост любой ценой. Во второй половине дня японские войска частично удерживали мост, но на следующий день войска Гоминьдана получили подкрепление и полностью установили контроль над мостом. Японские войска, которые продолжали находиться около западного конца моста, запросили подкрепления.

29 июля 1937. СССР. Москва.

Наркоминдел Литвинов, Нарком обороны Уборевич, Предсовнаркома СССР и  Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Киров

- Товарищ Литвинов, изложите  кратко ситуацию в Китае за последний месяц.

- Товарищи, вскоре после незначительного инцидента у Моста Марко Поло под Пекином 7 июля 1937 года, японская армия начала переброску к Пекину крупных воинских соединений. 26 июля Япония перешла к полномасштабным боевым действиям. 28 июля японские войска захватили Пекин (в настоящее время он называется Бэйпин) и движутся в направлении на Тяньцзинь.

- Товарищ Уборевич, каковы силы сторон?

-В настоящее время японцы перебросили к месту конфликта 3 дивизий и 2 бригады: около 40 тысяч человек, плюс орудия, танки и самолёты. Всего они, по нашей оценке, японцы готовы использовать в боевых действиях около 200 тысяч человек, и, дополнительно, располагают в качестве резерва Квантунской армией, дислоцированной в Манчжурии и на Квантунском полуострове численностью около 150 тысяч человек и оперативно подчиненной им манчжурской армией численностью около 100 тысяч человек. Вооруженные силы Китая включают в себя около 300 тысяч военнослужащих, подчиненных центральному Нанкинскому правительству, а также порядка миллиона в частях провинциального подчинения. Дополнительно, примерно с 1927 года коммунистической армией Китая развернута китайская Красная армия, о численности которой на сегодня точно сказать затруднительно. Вооруженные коммунистические отряды представляют собой партизан, преимущественно из крестьян, от крупных соединений в 30-40 тысяч человек до мелких групп до 100 человек. Части и соединения действуют, иногда поддерживая связь, а иногда изолированно и без связи друг с другом. Всего, вероятно, китайская Красная армия включает от 70 до 100-150 тысяч человек.

- Получается, китайцы легко разгромят японцев, при таком численном превосходстве?

- К сожалению, это маловероятно. Десять лет, с 1927 года и до соглашения в Сиане в декабре 1936 года,  гоминьдановское правительство пыталось уничтожить Китайскую Красную армию, но при всем превосходстве сил и средств, эта цель достигнута не была. Отмечу, что китайские коммунисты совсем не имели современной боевой техники и обученных военному делу командиров. Японская армия по своей выучке и укомплектованностью артиллерией, танками, самолетами стоит на голову выше армии китайских коммунистов. Из чего вытекает, что победа Китая над Японией может быть одержана только при одновременном выполнении двух условий: во-первых, если все вооруженные силы Китая сплотятся под единым командованием, и, во-вторых,  если Китай получит нашу военную помощь по примеру Испании: самолетами и летчиками, танками и танкистами, артиллерией и военными советниками.

- Максим Максимович, какова будет реакция западных держав на наше вмешательство в конфликт?

- Япония за вторжение в Китай исключена из Лиги Наций, нанкинское правительство пользуется благорасположением Великобритании, Франции, США. Полагаю, что помощь именно Нанкину будет воспринята без предубеждения, но только если мы не вмешаемся в гражданскую войну на стороне компартии Китая.

- Максим Максимович, пожалуйста, известите китайского посла и нашего полпреда в Китае Богомолова,  что СССР готов предоставить кредит Китаю на закупку самолётов, танков, артиллерии и предоставить военных советников.

Вскоре - 21 августа 1937 года - был подписан Советско-китайский договор о дружбе и военной помощи, и советские военные грузы в сопровождении командированных военных специалистов двинулись в Китай.

18 июля 1937. СССР. Саратов. Танкист Саня Бурцев.

Дорогие мои мама и папа!

Я жив, здоров, учусь в Саратовском танковом училище. Не писал потому, что только сейчас завершили слияние нашего училища и еще одного и нам выдали нашу полевую почту.

Поскольку еще в школе я научился хорошо стрелять и обращаться с оружием, узнал устройство трактора - Так что учеба мне дается легко. Поэтому через два месяца после принятия присяги мне уже присвоили звание младший сержант и назначили командиром отделения, а затем и замкомвзвода. Курсанты ходят в ботинках с обмотками, а нам, "начальству", выдали латанные-перелатанные юфтевые сапоги. Чистить чем? Крема нету. Беру сахар, замачиваю до кашеобразного состояния, и этой кашицей драю сапоги - блестят как хромовые!

В столовой за столом сидит восемь человек. На завтрак, обед, ужин дают бачок с едой и белый или черный хлеб, а к завтраку еще и двадцать грамм масла. На обед обязательно первое, второе и компот. Вермишель с тушенкой - я такую дома не ел! Так нас кормят. 9-я норма! Поправились здорово, а все равно голодные - нагрузка-то большая. Подъем в 6 часов. Вне зависимости от погоды в нижней рубашке, галифе и сапогах бежим на физзарядку. Потом занятия восемь часов, потом самоподготовка, пара часов личного времени и отбой в 23 часа. На обед идешь, командир роты из-за угла смотрит, как идет рота. Только доходим до столовой, выскакивает: "Рота, кругом!" Еще кружочек: "плохо идете, песни поете плохо". Поели, выходим разморенные. Он на крыльце стоит: пятнадцать минут строевой подготовочки. Вот так приучают к порядку, к дисциплине.

Особой формой военной подготовки являются марш-броски. Что это такое? Каждый день нужно пройти 10 км в походной форме и уложиться в 1 час 45 мин. Отправляемся каждый день в путь в 11.30, на втором километре надеваем противогаз и идем до третьего километра, снимаем и ускоренным шагом идем следующие два километра, затем преодолеваем овраг на четвереньках. Далее полигон, ползти по-пластунски 200 метров, встаем, выпускаем по 5 патронов каждый в 10 секунд. Далее на пути крутой подъем, который надо взять одновременно с броском гранаты, впереди преодолеваем частокол, совершаем штыковую атаку в мешки с песком, затем форсирование реки на тоненьких бревнышках-плотиках. Последнее препятствие - заграждение из колючей проволоки, которое из последних сил преодолеваем и выходим на дорогу. Возвращаясь в лагерь, при любой погоде приказывают песню петь. А ведь многие уже винтовки нести не могут. Но я справляюсь.

Учат нас хорошо. Теорию проходили в классах, а практику на полигоне, где последний раз занимались неделю подряд - водили, стреляли, разбирали тактику действия одного танка и танка в составе подразделения. Причем изучали не только действия танков, но и пехоты, поскольку требовалось умение взаимодействовать с десантниками. Командует нашим учебным батальоном старый кавалерист Бурлаченко, воевавший в Гражданскую войну.

Учат нас на танк Т-26, хоть и старый, но надежный танк с хорошей пушкой. Хотя он конечно не такой быстрый, как БТ. Недавно к нам в училище приезжал с лекцией воевавший в Испании танкист, и сказал, что скоро будут для атаки другие танки, толстобронные, а нашими танками воевать можно только в обороне, потому что современная противотанковая пушка наш танк дырявит из любого направления. Он рассказывал, как делать танковую засаду – за каменным или земляным естественным укрытием, либо из окопа.

Но Бурлаченко говорит, что неумелому танцору завсегда что-то мешает, а умелый танкист все может преодолеть и на любом танке, хоть на Рено. Мы конечно у него окопы копать научимся, но этим мы не отделаемся. Значит надо учиться нам усердно, стрелять без промаха, водить так, чтобы машина не заглохла, а тормозить резко – вот и все, и тогда и на нашем танке можно на пушку противника неожиданно наскочить и раздавить ее.

Бывайте здоровы и передавайте привет бабе Нюре, деду Толе и всем знакомым.

Почти что лейтенант танковых войск

Ваш Александр Бурцев.

 

Литература

[3] Василий Гаврилович Грабин. Оружие победы

[48] Мао Цзедун Избранные произведения

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Fri, 30/10/2015 - 00:18.

уважаемые коллеги

если я кого-то обидел, огорчил  - приношу свои извинения, такой цели не ставил, вышло случайно.

удивительное дело: жил человек, умер в 1953 году - а как трогает за сердце до сих пор многих из нас, когда кто высказывается не так, как думаешь о нем ты! Вот чудо!

постараюсь воздерживаться от этой темы. Она затрагивает личные убеждения и воспринимается болезненно.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Fri, 30/10/2015 - 00:38.

КосмонавтДмитрий пишет:

уважаемые коллеги

если я кого-то обидел, огорчил  - приношу свои извинения, такой цели не ставил, вышло случайно.

удивительное дело: жил человек, умер в 1953 году - а как трогает за сердце до сих пор многих из нас, когда кто высказывается не так, как думаешь о нем ты! Вот чудо!

постараюсь воздерживаться от этой темы. Она затрагивает личные убеждения и воспринимается болезненно.

Уважаемый коллега, не надо переводить вопрос в такую плоскость. Я его рассматриваю абсолютно вне эмоций и прочей лирики, а сугубо с точки зрения эффективности и направленности системы управления страной, на фоне сопутствующих социальных процессов и не более того.

Есть серьезное исследование "Десятилетие триумфа советской экономики". Оно объективно показывает, что с приходом Хрущева эффективность управления стала неуклонно падать. И это факт. Дело то не в самом Хрущеве, а в отказе от базовых принципов организации экономики и ее управления. Позднее ни реформа Косыгина, ни другие попытки так и не смогли восстановить не только ранее достигнутый уровень темпов роста производительности труда и прочего, но даже просто переломить спад.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Thu, 29/10/2015 - 11:59.

Сталинский период был периодом подлинного народовластия, был вершиной народовластия. Если вы не поймете эту фундаментальную истину, вы ничего не поймете в этой эпохе. Народовластие не есть нечто очень хорошее – пусть слово «народ» не сеет на этот счет иллюзий. Сталинский террор, массовые репрессии и все такое прочее – это суть признаки именно народовластия. Десталинизация страны, включавшая в себя ликвидацию народовластия, была шагом вперед в эволюции коммунистической государственности.

Сталинская власть была народовластием прежде всего в том смысле, что это была не профессиональная, а дилетантская власть. Подавляющее большинство постов в ней с самого низа до самого верха заняли выходцы из низших слоев населения и люди, никогда ранее не помышлявшие о том, чтобы кем-то управлять. Это общеизвестный факт, на который теперь почему-то перестали обращать внимание. А это – миллионы людей. И по образу жизни это множество людей мало чем отличалось от управляемой массы. Для большинства из них это была бедная и трудовая жизнь, причем в толще прочего населения; для многих из них это была тяжелая обязанность по настоянию коллективов и вышестоящих властей, обязанность временная и рискованная. Люди менялись на всех постах с неслыханной быстротой. Еще не умели управлять. Коррупция, бытовое разложение. Невозможность решить проблемы, которые заставляли решать. Процент репрессированных в этой среде был если не самым высоким, то близким к тому.

Характерной чертой сталинского народовластия, далее, было то, что вышедший из народа руководитель обращался в своей руководящей деятельности непосредственно к самому народу, игнорируя официальный государственный аппарат, но игнорируя его так, что тот служил руководителю и средством власти, и козлом отпущения дефектов власти. Народным массам государственный аппарат представляется как нечто враждебное им и как помеха их вождю-руководителю. Тем более государственный аппарат тогда имел такой вид, что вполне заслуживал такого отношения. Человеческий материал, доставшийся от прошлого, был неадекватен новой системе по психологии, образованию, культуре, профессиональной подготовке и опыту. Постоянно складывались мафиозные группы. Склоки. Жульничество. Одним словом, сама эта система нуждалась в контроле со стороны еще какой-то системы сверхвласти, стоящей над ней. Эту функцию и взяло на себя сталинское народовластие. Не будь ее, миллионы людей, вовлеченных в государственные органы, сожрали бы все общество с потрохами, разворовали бы все, развалили бы страну. Когда партийно-государственная власть приобрела более или менее приличный вид, сталинизм как форма власти изжил себя и был отброшен. Народовластие кончилось, к великому облегчению жизни именно народа.

Характерными для народовластия являются волюнтаристские методы управления. Высший руководитель мог по своему произволу манипулировать чиновниками нижестоящего аппарата официальной власти, назначать и смещать их, предавать суду, арестовывать. Руководитель выглядел народным вождем, революционным трибуном. Власть над людьми ощущалась непосредственно, без всяких промежуточных звеньев и маскировок. Власть как таковая, не связанная ничем, кроме еще более высокой инстанции (если таковая имелась).

Схематично власть в стране в целом выглядела так. Наверху – сам высший вождь (Сталин) с ближайшими соратниками. Внизу – широкие народные массы. Между ними – механизм управления страной, рычаги власти. Эти рычаги многочисленны и разнообразны. Это личные уполномоченные вождя, органы государственной безопасности, партийный аппарат, Советы, профсоюзы, комсомол, многочисленные общества и союзы (вроде союзов писателей, художников, музыкантов) и т.д. Это суть именно рычаги, орудия системы народовластия, а не самодовлеющие элементы государственности. К их числу следует добавить еще номенклатуру, выдвиженцев, систему осведомительства и т.п.

Народ при этом должен был быть определенным образом организован, чтобы его вожди могли руководить им по своей воле. Воля вождя – ничто без соответствующей подготовки и организации населения. Такие средства организации масс, как партийные и комсомольские организации, общие собрания, митинги, коллективные мероприятия и т.д., общеизвестны. Я хочу здесь особое внимание обратить на такой важный элемент народовластия, как феномен активистов. Масса людей в принципе пассивна. Чтобы держать ее в напряжении и двигать в нужном направлении, в ней нужно выделить сравнительно небольшую часть. Эту часть следует поощрять, давать ей какие-то преимущества, передать ей какую-то долю власти над прочей пассивной частью населения. И во всех учреждениях и на предприятиях возникли неофициальные группы активистов, которые держали под своим наблюдением и контролем всю жизнь коллективов и их членов. Они приобрели огромную силу мафий. Они могли кого угодно «сожрать», включая руководителей учреждений. Руководить коллективами без их одобрения и поддержки было практически невозможно. Была выработана своего рода «технология» работы таких активов. Она лишь в малой степени была затронута в художественной литературе, но осталась совершенно не изученной научно.

Важнейшим элементом народовластия была оргия разоблачений врагов (обычно воображаемых), открытых и тайных доносов, репрессий. Сейчас предают анафеме тайное доносительство. Но открытое доносительство и разоблачительство было распространено еще более, приносило еще больший эффект.

Помимо активистов, получили распространение и приобрели большое влияние на массы всякого рода зачинатели, инициаторы, новаторы, рационализаторы, ударники, герои. Если активисты держали под своим контролем первичные деловые коллективы, то упомянутая категория выделяемых граждан служила целям разжигания энтузиазма масс, поддержки решений властей, побуждения людей своим примером на действия, желаемые с точки зрения руководства страны.

В самой системе власти и управления сложился особый институт номенклатурных работников. Сейчас слово «номенклатура» употребляется в ином смысле, чем в сталинские годы. Тогда в номенклатуру включались особо отобранные и надежные с точки зрения высшей власти (т.е. сталинской клики) лица, которые руководили большими массами людей в различных районах страны и в различных сферах общества. Ситуация руководства была сравнительно простой. Общая линия руководства была ясна и стабильна. Методы управления были примитивны и стандартны. Культурный и профессиональный уровень масс был сравнительно низкий. Практически любой функционер, включенный в номенклатуру, с одинаковым успехом мог руководить индустрией, целой областью, спортом, сельским хозяйством и литературой. Главная задача руководства заключалась в том, чтобы установить единое и централизованное руководство страной, приучить население к новым формам управления и любой ценой выполнить то, что требовалось высшей властью.

Я дал далеко не полную, конечно, характеристику сталинского периода с точки зрения власти и управления. Подводя итог сказанному, я хочу подчеркнуть, что изображение советской истории этого периода как разделения на кучку злодеев во главе со Сталиным и прочую массу невинных жертв этой кучки есть идеологический кретинизм. В реальности происходила организация всей многомиллионной массы населения страны в грандиозную систему власти и управления, причем в систему народовластия и самоуправления. Тут мы имеем один из многочисленных примеров действия законов ныне презираемой диалектики: взяв власть в свои руки, народ сам оказался в тенетах своего собственного народовластия. Ощутив на своей шкуре все его реальные ужасы, народ отрекся от него так же добровольно, как и ухватился добровольно за него ранее. Основу безудержной тирании образует ничем не ограниченная свобода!
http://coollib.net/b/32237/read

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 28/10/2015 - 18:14.

Кстати, к вопросу о "весне" wink Обратите внимание на перечень нерабочих дней

 

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on ср, 28/10/2015 - 22:35.

Вадим Петров пишет:

Кстати, к вопросу о "весне" wink Обратите внимание на перечень нерабочих дней

 

Прекрасная иллюстрация - полностью разбивает миф о гонениях Большевиков на РПЦ и репрессиях служителей церкви! - Большая половина праздников-выходных - церковные!!!

Из майкудука.'s picture
Submitted by Из майкудука. on Thu, 29/10/2015 - 03:22.

Прекрасная иллюстрация - полностью разбивает миф о гонениях Большевиков на РПЦ и репрессиях служителей церкви! - Большая половина праздников-выходных - церковные!!!

А не смущает, что Рождество РПЦ празднует 7 января, а 25 января Обнавленческая церковь. И что уже в 1928 году церковных праздников уже нет в официальных, но ещё сохранились 6 "особых выходных", отменённых в 1929 году. 

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Thu, 29/10/2015 - 19:27.

Из майкудука. пишет:

Прекрасная иллюстрация - полностью разбивает миф о гонениях Большевиков на РПЦ и репрессиях служителей церкви! - Большая половина праздников-выходных - церковные!!!

А не смущает, что Рождество РПЦ празднует 7 января, а 25 января Обнавленческая церковь. И что уже в 1928 году церковных праздников уже нет в официальных, но ещё сохранились 6 "особых выходных", отменённых в 1929 году. 

Нет, не смущает! Мне совершенно по барабану, кто и когда празднует церковные праздники - Китайцы, Монголы, Лютеране или Католики, по новому стилю или по старому - факт остаётся фактом: половина государственных праздников-выходных является церковными, и это в государстве в котором церковь отделена от государства!!!!

Посчитайте для начала, сколько сегодня церковных праздников является выходными.... И это при том, что наши власти носятся с РПЦ как баба со ступою.....

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 28/10/2015 - 21:34.

спасибо очень интересно

не знаете когда отменили?

Wasa's picture
Submitted by Wasa on ср, 28/10/2015 - 06:41.

Не побоюст выглядеть глупо, но я потерял нить повествования. А почему КИРОВСКАЯ весна?

Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 28/10/2015 - 07:00.

Уважаемый коллега Wasa,

Если я правильно следил за альтернативой, то 1931г. И.В. Сталина, на прогулке, убивает английский агент. После короткой внутрипартийной борьбы к власти приходит С.М. Киров. Отсюда и название "Кировская весна".

                                                  С уважением Андрей Толстой

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 28/10/2015 - 09:19.

совершенно верно

слово "кировская" происходит от прихода Кирова к власти в 1931 году

теперь о слове "весна"

я пытаюсь скрестить хрущевскую "оттепель 60х годов" и сталинский СССР первой -второй пятилетки

 время желаний, роста, развития, не омраченное излишним размахом репрессий 37-38 годов, но при этом коммунистическое

заодно в заклепочной части ищу варианты развилок, которые без попаданчества помогли бы РККА иначе провести трагический 1941 год и тяжелый 1942, и, как следствие, такие развилки помогут ускорить  окончание войны для СССР, и к тому же достичь ее с меньшими людскими и материальными потерями 

этот замысел еще очень далек от реализации, 

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on ср, 28/10/2015 - 22:30.

КосмонавтДмитрий пишет:

я пытаюсь скрестить хрущевскую "оттепель 60х годов" и сталинский СССР первой -второй пятилетки

 время желаний, роста, развития, не омраченное излишним размахом репрессий 37-38 годов, но при этом коммунистическое

Жаль коллега, что Вы поддались всеобщему антисоветскому оболваниванию аля 90-х....

Ведь достоверно известно, что Хрущёв и "иже с ним" состовляли "расстрельные списки" и требовали карать политических противников смерью - достаточно посмотреть что он сделал со-своими соучастниками после убийства Сталина - и именно Сталин, был человеком, который сдерживал этих "деятелей"..... а "чистили" по Сталинскому приказу уже НКВД, и как-раз от тех самых "деятелей".

И реабилитацией невинно осуждённых с 1937 г. занимался Берия по распоряжению Сталина. 

Так-что, если-бы Сталин погиб, то Киров бы пережил его ненадолго, а в стране началась делёжка власти аля 90-е, но с гораздо более трагичным исходом....

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Thu, 29/10/2015 - 11:38.

уважаемый коллега  operation barbarossa

жизненный и профессиональный опыт подсказывает мне, что истории про доброго царя и злых бояр  - сказка на 100%  злой боярин - всегда буйствует по прямому или косвенному  указанию "доброго царя" . Указание царя даже косвенное читается безошибочно.

Задавал тон лично Сталин, и у власти удерживались только те, кто угадывал его желания 

Вы действительно верите, что Сталин пытался сдержать Ежова два года подряд и плакал от бессилья, а после набрался смелости, перевел его в наркомы водного транспорта и дал команду Берии реабилитировать невинно осужденных? - в такое я поверить не могу.

В 1998 году Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала Николая Ежова не подлежащим реабилитации.

«    Ежов… организовал ряд убийств неугодных ему лиц, в том числе своей жены Ежовой Е. С., которая могла разоблачить его предательскую деятельность.
Ежов… провоцировал обострение отношений СССР с дружественными странами и пытался ускорить военные столкновения СССР с Японией.
В результате операций, проведённых сотрудниками НКВД в соответствии с приказами Ежова, только в 1937—1938 гг. было подвергнуто репрессиям свыше 1,5 млн граждан, из них около половины расстреляно.
Из Определения № 7 н — 071/98 Военной коллегии Верховного суда РФ

 

насчет дележки власти

Лично помню: когда были выборы Ельцина все говорили - кто же может его заменить?? в стране нет таких политических лидеров!  Или Ельцин или Зюганов!

неужели не вспомните?  И что? все пропало? Нет! нашелся лидер получше Ельцина!

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Thu, 29/10/2015 - 19:49.

КосмонавтДмитрий пишет:

уважаемый коллега  operation barbarossa

жизненный и профессиональный опыт подсказывает мне, что истории про доброго царя и злых бояр  - сказка на 100%  злой боярин - всегда буйствует по прямому или косвенному  указанию "доброго царя" . Указание царя даже косвенное читается безошибочно.

И Генеральный секретарь - это всё-таки выборная должность и по наследству не передаётся, а история со-смещением Хрущёва наглядно показывает, что если человек "зарвался", то "товарищи" его быстренько поправят...

Хрущь со товарищи "повесил" свои трупы и свою бездарность на Сталина, что-бы отмыться от крови политических опонентов и солдат Красной Армии, которых он будучи Представителем Ставки ложил полками под немецкие танки......

ссука самка собаки та ещё!

 

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Thu, 29/10/2015 - 19:40.

КосмонавтДмитрий пишет:

Задавал тон лично Сталин, и у власти удерживались только те, кто угадывал его желания 

Это мягко говоря неправда.

Вы-же не будете утверждать, что арест Туполева или Королёва были вызваны личной неприязнью Сталина?

КосмонавтДмитрий пишет:

Вы действительно верите, что Сталин пытался сдержать Ежова два года подряд и плакал от бессилья, а после набрался смелости, перевел его в наркомы водного транспорта и дал команду Берии реабилитировать невинно осужденных? - в такое я поверить не могу.

Насчёт веры - это в церковь.....

Если Вы пишите АИ роман, то должны оперировать фактами. А по-факту - именно Берия начал процесс реабилитации с поддержки Сталина. И именно при Сталине и Берии в СССР отменили смертную казнь в 1946 г. (через год после окончания войны, когда леса ещё кишели бандеровцами!). А вернул смертную казнь дерьмократ и общечеловек Хрущёв, который "зачистил" всех своих подельников и остатки Сталинской команды!

КосмонавтДмитрий пишет:

В 1998 году Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала Николая Ежова не подлежащим реабилитации.

«    Ежов… организовал ряд убийств неугодных ему лиц, в том числе своей жены Ежовой Е. С., которая могла разоблачить его предательскую деятельность.
Ежов… провоцировал обострение отношений СССР с дружественными странами и пытался ускорить военные столкновения СССР с Японией.
В результате операций, проведённых сотрудниками НКВД в соответствии с приказами Ежова, только в 1937—1938 гг. было подвергнуто репрессиям свыше 1,5 млн граждан, из них около половины расстреляно.
Из Определения № 7 н — 071/98 Военной коллегии Верховного суда РФ

Что и требовалось доказать.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Fri, 30/10/2015 - 00:21.

согласен: ни к Туполеву ни к Королеву личной неприязни Сталин видимо не испытывал, а Берия с поддержкой Сталина действительно многое сделал для реабилитации жертв 1937 года.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Thu, 29/10/2015 - 13:42.

КосмонавтДмитрий пишет:

жизненный и профессиональный опыт подсказывает мне, что истории про доброго царя и злых бояр  - сказка на 100%  злой боярин - всегда буйствует по прямому или косвенному  указанию "доброго царя" . Указание царя даже косвенное читается безошибочно.

Задавал тон лично Сталин, и у власти удерживались только те, кто угадывал его желания 

Вы действительно верите, что Сталин пытался сдержать Ежова два года подряд и плакал от бессилья, а после набрался смелости, перевел его в наркомы водного транспорта и дал команду Берии реабилитировать невинно осужденных? - в такое я поверить не могу.

А я даже знаю, почему вы, уважаемый коллега, не можете поверить! Вы просто очень мало знаете о ситуации того времени. Я это уже давно заметил, а сейчас окончательно это понял.

Понимаете, Сталин не был ни злым ни добрым,ни гением и ни злодеем. Его главная роль - это умение работать с теми, кто есть. Вы полностью игнорируете такой факт, что после ПМВ и гражданской, очень тонкий слой образованных людей (вспомните историю Российской империи) понес просто катастрофические потери. В стране не хватало миллионов техников, инженеров, учителей, управленцев и т.д и т.п. Вы вообще можете себе представить, как происходило управление страной в таких условиях? Судя по тому, что вы пишите, вы даже вопросом таким не задавались.

Когда управленец неграмотен, ну не в плане того, что он читать не умеет, а в том, что он не знает того, чем он управляет, то проблемы и достаточно частые - это неизбежная норма. В этих условиях объективно появляется сооблазн объяснять проблемы вредительством, со всеми вытекающими последствиями.

Так вот, ни Киров, никто другой, сдержать раскрущивающийся маховик такого поведения не могли. С этим мог справляться только один человек. Может и были другие, но нам они неизвестны. Таким образом ваше желание "чтобы меньше ...", оно понятно, но в том то и дело, что в реальности это было бы все равно, что тушить костер поливая его бензином.

Единственный специалист, который смог разобраться и описать ситуацию того времени - это Александр Зиновьев. Я приводил выдержку из его книги, надеясь, что вы ее прочтете, но судя по всему вы или не читали или сделали это поверхностно. Приведу этот фрагмент еще раз и надеюсь вы попробуете понять, а не просто руководствоваться своими сложившимися представлениями, в которых Сталин даже не император с абсолютной властью, а чуть ли всесильный владелец золотой рыбки, которому достаточно ей повелеть и получить результат.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Thu, 29/10/2015 - 15:07.

Вадим, цитату я прочитал.

Думаю что в Вашем мировоззрении преклонение перед Сталиным затмевает критическое отношение к жизни вообще и к периоду его правления в частности.

я не утверждал что Сталин злой.  Я даже не утверждал что он придумал репрессии. Они начались до Сталина и не закончились с его смертью

Но маховик репрессий  лично он раскручивал и лично он тормозил, в различные годы правления, по различным причинам. И в его власти было их снизить. А члены ПБ ЦК ВКП(б) и наркомы Ежов, Берия и т.п - были послушные исполнители его воли (инициативные, волевые, умные, организованные), каждый из них имел личностные особенности - но исполнители.

вывод же, что ""ни Киров, ни Рудзутак, ни Рыков, ни Куйбышев, никто другой во всем СССР не могли управлять страной и привели бы ее к распаду на нац республики" -  не основан ни на чем, кроме Вашей личной любви и уважении к личности И.В. Сталина 

мой вывод основан на дследующих аргументах:

и в период правления Горбачева, и в период правления Ельцина я необнократно читал в газетах и слышал по телевизору от авторитетных людей, что "иной альтернативы нет". Жизнь же показала - что "иная альтернатива есть".

 

NF's picture
Submitted by NF on Thu, 29/10/2015 - 23:34.

Коллега Космонавт Дмитрий. Если бы Сталин был просто капитаном большого корабля, то он мог бы сам лично постоянно обходить весь вверенный ему корабль и следить за порядком. Но СССР был слишком велик по размерам и по этой причине Сталин или хотя бы наиболее надёжные и проверенные люди из его окружения не имели возможность следить за всеми госслужащими которые случалось перегибали палку. Не забывайте что в СССР после завершения Гражданской войны на высоких постах находилось слишком много людей которые как позднее Че Гевара всё не могли успокоиться и что на руководящих постах находилось много людей которые по ряду причин просто не соответствовали занимаемым долностям. Со временем этих людей могли бы постепенно убрать куда либо, но эти люди так просто не желали терять власть и всё в том же духе.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Fri, 30/10/2015 - 00:48.

Согласен с Вами коллега! Вон с Коллективизацией местные товарищи так разошлись, что пришлось Сталину статью в Правду напечатать о критике злоупотреблений!

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 30/10/2015 - 18:55.

В кои то веки мы сошлись во вмении.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Fri, 30/10/2015 - 20:15.

NF пишет:

В кои то веки мы сошлись во вмении.

Ну почему-же, мы частенько имеем схожие мнения.....

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 30/10/2015 - 22:55.

"Ну почему-же, мы частенько имеем схожие мнения....."

 

Это смотря в чем. Вы помнится очень поддерживали молодое дарование Юру-27 с его нетленными разработками до которых как то не додумались кто этими разработакми в своё время по настоящему разбирался. Они не могли-а Юра 27 враз смог-нарисовал и всё пошло и поехало. При чем всё пошло и поехало, правда только на бумаге и у него, самым лучшим образом.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Sat, 31/10/2015 - 18:47.

NF пишет:

"Ну почему-же, мы частенько имеем схожие мнения....."

Это смотря в чем. Вы помнится очень поддерживали молодое дарование Юру-27 с его нетленными разработками до которых как то не додумались кто этими разработакми в своё время по настоящему разбирался. Они не могли-а Юра 27 враз смог-нарисовал и всё пошло и поехало. При чем всё пошло и поехало, правда только на бумаге и у него, самым лучшим образом.

Я скорее пытался оградить его от слишком агрессивной критики и унижений. Если молодым дарованиям постоянно бить по рукам и поливать помоями за искренние заблуждения, то это не только на позволит человеку стать со-временем грамотным специалистом, но и превратит его в озлобленного неудачника.....

Кроме того, очень трудно оценивать "бумажные" проекты, проверить реализуемость которых "в железе" не представляется возможным.... А любые теоретические рассчёты имеют определённые допущения, связанные с достоверностью исходных данных. Т. е., если Вы ставите задачу посчитать 2+2, то с большой долей вероятности ответ будет =4. Если-же исходный параметр равен плюс-минус бесконечность, то ответ будет иметь ещё большую погрешность....

Соответственно, любая АИ базирующаяся на "условно достоверных" фактах РИ, будет "ещё более достоверной"......

NF's picture
Submitted by NF on Sat, 31/10/2015 - 23:28.

"Я скорее пытался оградить его от слишком агрессивной критики и унижений. Если молодым дарованиям постоянно бить по рукам и поливать помоями за искренние заблуждения, то это не только на позволит человеку стать со-временем грамотным специалистом, но и превратит его в озлобленного неудачника...."

 

Бить по рукам ему стали после долгих пояснений которые молодой дарований в упор не желал не то чтобы понимать, или принимать в расчет-он всегда знал лучше всех, ладно бы тоьлко участников дискуссий, но он знал и знал всенгда на много лучше специалистов которые работали в те времена. И баста. Он их в упор не желал видеть как нынешние свидомые на Украине не желают видеть реалий того во что они вляпались.

 

"Кроме того, очень трудно оценивать "бумажные" проекты, проверить реализуемость которых "в железе" не представляется возможным.... А любые теоретические рассчёты имеют определённые допущения, связанные с достоверностью исходных данных. Т. е., если Вы ставите задачу посчитать 2+2, то с большой долей вероятности ответ будет =4. Если-же исходный параметр равен плюс-минус бесконечность, то ответ будет иметь ещё большую погрешность...."

 

Я знаете ли на много больше верю спецам которые в то время реально работали чем нынешним любителям не принимаюшим в расчет ни какие реальные факты.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Sat, 07/11/2015 - 16:23.

Уважаемый коллега, если Вы и другие "знатоки" что-то кому-то не можете доказать - а делаете Вы это весьма аггресивно - хотя совсем не факт что Вы правы, то это ещё не повод, что-бы обливать его помоями. Достаточно просто проигнорировать дальнейшее обсуждение и тема просто "сдуется".....

NF's picture
Submitted by NF on Sat, 07/11/2015 - 23:20.

Для него представленные доказательства, а конкретно результаты тех или иных испытаний, а для него это нечто типа ничего не значазих портянок, то это уже очень становится похожим на стиль проходица. Тото тоже всё и всегда лучше всех знал и "любил думать своейй гоолвой". Когда то же он должен начать по настоящему думать своей головой и понять что на практике не всё и всегда было так просто и однозначно. То что по Вашему его обливают помоями, он уже не раз очень даже заслужил. Его долго и упорно просили взглянуть на реальные и давно известные факты. Если он этого по прежнему не желает, то пусть и получает то, что он заслужил. Реальной полезной информации от того что он что то там глядя в потолок или еще куда то сам придумал, нет.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

operation barbarossa's picture
Submitted by operation barbarossa on Thu, 29/10/2015 - 20:13.

КосмонавтДмитрий пишет:

Но маховик репрессий  лично он раскручивал и лично он тормозил, в различные годы правления, по различным причинам. И в его власти было их снизить.

Вы знаете, коллега, если процесс наведения порядка в стране назвать "раскручиванием маховика репрессий", то Вы окажетесь полность правым. По-своему правым. Что однако к реальности никакого отношения не имеет....

Простые примеры:

Аресты и серьёзные тюремные сроки для подростков. А что делать, если нельзя было пройти по улице без ограбления или изнасилования - освежите в памяти "Как Закалялась Сталь". Но именно при Сталине решили проблему беспризорников..... Ваша любимая царская власть оказалась на такое неспособна, как и дерьмократы 90-х.....

И кстати, в демократической РФ уголовная ответственность наступает уже с 14 лет!!!

"Ни шагу назад", Загрядотряды и Штрафные роты. А что делать, когда целые подразделения, даже не вступив в боевой контакт с врагом разбегаются или драпают на Восток? И что, в других армиях было как-то иначе?

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Thu, 29/10/2015 - 15:25.

Вадим, цитату я прочитал.

Увы, прочитали, но даже не попытались понять!

Думаю что в Вашем мировоззрении преклонение перед Сталиным затмевает критическое отношение к жизни вообще и к периоду его правления в частности.

У меня нет преклонения вообще ни перед кем ...

вывод же, что ""ни Киров, ни Рудзутак, ни Рыков, ни Куйбышев, никто другой во всем СССР не могли управлять страной и привели бы ее к распаду на нац республики" -  не основан ни на чем, кроме Вашей личной любви и уважении к личности И.В. Сталина 

Он основан на фактах, которые вы не в состоянии опровергнуть! Достаточно посмотреть на динамику любых процессов после 1955 года. Везде упадок и если были какие-то достижения, то только и исключительно на инерции предыдущих наработок ...

мой вывод основан на дследующих аргументах:

Исключительно на пожеланиях. Аргументов у вас нет. Вы не можете привести ни одного примера, подтверждающего ваши слова. Скажем перл про царя и бояр, к той реальной ситуации не имеет никакого отношения. Почему? Да очень просто. Все достижения того периода, хорошие и не очень, результат согласованного труда миллионов. Когда же пытаются выдать Сталина за царя, коим он никогда не был, неизбежно все достижения приписывают ему и пытаются сотворить из него некоего супер пупер мена. Эдакого супергения и супергероя, в противном случае не понятно, как же удалось достичь такого результата. А уж попытаться разделить все на светлые деяния и темные, а последние приписать ему лично, то это всего лишь помощь Хрущеву и прочим, сбросить свои "достижения" на него, а самим сделаться белыми и пушистыми.

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Fri, 30/10/2015 - 00:12.

после 1955 года не было достижений, кроме как по инерции?

давайте посмотрим:

  1. авиация МиГ-31, Су-35, Су-25
  2. гражданское строительство, чистота на улицах, детские площадки, парки: город Москва
  3. судно на подводных крыльях Ракета
  4. программное обеспечение: лаборатория Касперски

да достижений очень много. мне жаль что Вы живете в мире, в котором не видете всего этого.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Fri, 30/10/2015 - 00:41.

КосмонавтДмитрий пишет:

... да достижений очень много. мне жаль что Вы живете в мире, в котором не видете всего этого.

... на фоне падения темпов роста уровня жизни и продолжительности жизни населения, технический прогресс вы считаете достижениями? Я вообще-то в недоумении. То вы там собрались "уменьшить", а там, где вопрос угрозы стране уже снят, в качестве достижений рассматриваете частные случаи обычного и вполне естетственного роста технических возможностей страны?

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 28/10/2015 - 12:35.

КосмонавтДмитрий пишет:

... я пытаюсь скрестить хрущевскую "оттепель 60х годов" и сталинский СССР первой -второй пятилетки

... с неизбежно сопутствующим ему результатом! Только теперь он будет не в 1991 году, а в 1941 ...

Ведь не случайно есть такое выражение "Благими намерениями вымощена ..."

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on ср, 28/10/2015 - 02:45.

Уважаемый коллега, Космонавт Дмитрий,

Отличная альтернатива!!! Однозначно плюсую. Не знаю почему, но последние Ваши статьи мне нравяться больше "испанской эпопеи", возможно из-за Вашего роста как автора.!!! Единственное что удивило, уж простите великодушно за ворчание, но кирзовые сапоги у младшего сержанта в 1937г.?!! Ага, и старенький АК-47 :))))) вридачу. История кирзы весьма любопытна. Изобретателем кирзы, согласно архивам Политехнического музея, считается Михаил Поморцев который с 1903г. проводил опыты с заменителями каучука. В 1904г. Михаил Михайлович нашёл такой состав эмульсии, состоящей из смеси яичного желтка, канифоли и парафина, пропитал ею многослойную ткань и получил ткань, непроницаемую для воды, но проницаемую для воздуха — прообраз кирзы. Ткань была успешно испытана в 1904 году во время Русско-японской войны как материал для изготовления конской амуниции, сумок, чехлов и т. п. Когда началась Первая мировая война, М. М. Поморцев предложил безвозмездно использовать изобретённые им заменители кожи для изготовления солдатских сапог. По результатам испытаний опытных партий Военно-промышленный комитет рекомендовал изготовить крупную партию таких сапог для войск, но фабрикантам кожаной обуви это было невыгодно, и они всячески препятствовали передаче заказа, а после кончины Михаила Михайловича в 1916 году и вовсе похоронили это дело. В 1934г. ученые-химики Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения весьма дешёвого искусственного бутадиен-натриевого каучука. А в 1935г. инженеры Александр Хомутов и Иван Плотников сконструировали технологическое оборудование и, используя недавно открытый новый материал и метод Поморцева, получили первую советскую кирзу. Качество первой советской кирзы, где вместо состава Поморцева использовался недавно полученный синтетический каучук, оставляло желать лучшего: материал трескался и ломался. Вследствие неудовлетворительности производимой обуви, а также достаточного количества натуральной кожи для её изготовления про кирзу вскоре забыли. Однако к началу Великой Отечественной войны обнаружилось, что натурального материала для производства обуви стало катастрофически не хватать. Поэтому было решено вновь наладить производство кирзы. В августе 1941 года Ивана Плотникова назначили главным инженером завода «Кожимит», дали ему в распоряжение несколько научных работников и поставили задачу. Примерно через год производство материала и пошив сапог были налажены. Обувь из усовершенствованной кирзы оказалась лёгкой, прочной и удобной, отлично держала тепло и не пропускала влагу. Если Вы хотите одеть своего сержанта в сапоги, то лучше одеть его в юфтевые. Материал для сапог весьма распространенный и не слишком дорогой в отличии от яловых и хромовых сапог. Собственно говоря, все солдатские ботинки как раз шились из юфти, а на ботинки Красная армия как раз перешла из-за экономии на голенище. Кстати и все кирзовые сапоги ВОВ были не сплошь кирзовые. Низ шился из той же самой юфти, а голенище было кирзовым.

                                             С уважением Андрей Толстой

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 28/10/2015 - 12:42.

большое спасибо.

тут я брал за основу  кусок из "япомню" более позднего периода (видимо 1940 или еще позже) и дополнял по смыслу

нигде не нашел описание реальной жизни в военных учебных заведениях в 1935, 1936, 1937 году. 1938 годах  если есть ссылки буду благодарен

переобую Саню на юфтевые сапоги

 

да Испанию придется переписывать - и сокращать. ЭХ. так до пенсии проводусь.

Oleg Arch's picture
Submitted by Oleg Arch on Tue, 27/10/2015 - 20:06.

Меня всегда удивляла легкость , с которой СССР отдал Манжурию Китаю ,Все таки сами маньжуры не считали себя китайцами ,имели свое , пусть и марионеточное , государство ,плюс КВДЖ, плюс Дальний с Порт - Артуром .Как вы считаете ,не следовало пытаться присоеденить эти территории к СССР.

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on Tue, 27/10/2015 - 23:38.

Oleg Arch пишет:

Меня всегда удивляла легкость , с которой СССР отдал Манжурию Китаю ,Все таки сами маньжуры не считали себя китайцами ,имели свое , пусть и марионеточное , государство ,плюс КВДЖ, плюс Дальний с Порт - Артуром .Как вы считаете ,не следовало пытаться присоеденить эти территории к СССР.

... а зачем? У СССР было мало проблем и нам нужен был еще один недоброжелатель?

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on ср, 28/10/2015 - 00:02.

в смысле был в 1950 году доброжелатель Мао Цзедун, и важно не превратить его в недоброжелателя?

 

 

Вадим Петров's picture
Submitted by Вадим Петров on ср, 28/10/2015 - 00:21.

КосмонавтДмитрий пишет:

в смысле был в 1950 году доброжелатель Мао Цзедун, и важно не превратить его в недоброжелателя?

Нет! В том смысле, что был, есть и будет  ... Китай. Вот и нельзя давать основания нас с ним ссорить.

Сталин всего лишь не захотел повторять "успешный" опыт Российской империи, воспользовавшейся тяжелым положением Китая, чтобы прихватить Маньчжурию. Прихватить то прихватили, но потом потеряли многократно больше ...

А кто такой Мао? Также как и Киров, который отличный ... исполнитель. Но сам он не способен был не только ни один серьезный вопрос решить, но просто выжить. Ведь политбюро - это банка со скорпионами. Его бы схарчили за год. ...

Если вы  заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться! (Марк Твен)

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Tue, 27/10/2015 - 23:33.

уважаемый коллега

большое спасибо

должен сказать, что об этой идее я не думал. действительно Манчжурия вполне могла бы и стать предметом торга с Мао Цзедуном в 1945-1950 годах

гражданская война в Китае к слову не закончилась победой ни одной из сторон - обе партии существуют и сегодня и не смирились с сущестованием противника. и в мире две китаские республики

к примеру мало кто задумывается, что одной из немногих стран имеющих на сегодня териториальные претензии к РФ явяется частичо признаное госудаоство Тайвань (считающий себя Китайской республикой). Китайская Республика всё ещё предъявляет претензии на территорию российской Республики Тыва, которая принадлежала Империи Цин до её распада в 1911 году, и потерю которой Китайская Республика никогда не признавала. При этом 26 февраля 2002 года Китайская Республика признала независимость Монголии

словом если Тува вошла в СССР (1944) почему Манчжурия нет? буду знакомиться с предметом. пока вопросом не владею

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Tue, 27/10/2015 - 18:01.

yes!!!

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Tue, 27/10/2015 - 18:48.

спасибо

NF's picture
Submitted by NF on Tue, 27/10/2015 - 16:27.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Tue, 27/10/2015 - 17:28.

спасибо

КосмонавтДмитрий's picture
Submitted by КосмонавтДмитрий on Tue, 27/10/2015 - 09:40.

в целом описанная  в части 11 года 1937 альтернативная история никак не  отличается от реальной, кроме разве что 100мм корпусной пушки на снаряде от флотской минизини, порученной в АИ Грабину в 1937 году.