К вопросу о меткости стрельбы в русско-японскую войну. Часть I.

0
1

 На следующее, после атаки японских миноносцев, утро, около 08:00 японские лёгкие крейсеры под командованием вице-адмирала С. Дэва отправились на разведку под Порт-Артур с целью выяснения результатов ночного налёта. В это время русские корабли по-прежнему находились на внешнем рейде Порт-Артура, а повреждённые «Ретвизан», «Цесаревич» и «Паллада» стояли, приткнувшись к берегу.

Японцы, до поры до времени остававшиеся незамеченными в тумане, сумели выяснить, что русская эскадра находится на внешнем рейде, а несколько кораблей, будучи сильно повреждёнными, стоят на мели.

 Воодушевлённый оптимистичным докладом подчинённого, решившего, что русская эскадра дезорганизована и парализована, адмирал Х. Того предпринял попытку атаковать остатки русского флота главными силами. Придавая большое значение предстоящему бою, «молчаливый адмирал» распорядился поднять на «Mikasa» сигнал : «В этом сражении заключается решительная победа или поражение. Пусть каждый старается изо всех сил». Японская эскадра насчитывала 15 вымпелов и включала в себя Первый боевой отряд (броненосцы «Mikasa», «Asahi», «Fuji», «Yashima», «Shikishima» и «Hatsuse»), Второй боевой отряд (броненосные крейсера «Idzumo», «Adzuma», «Yakumo», «Tokiwa» и «Iwate») и Третий боевой отряд (крейсера «Chitose», «Takasago», «Kasagi» и «Yoshino»).

К вопросу о меткости стрельбы в русско-японскую войну. Часть I.

На снимке броненосцы "Hatsuse" и "Fuji".

Русское командование узнало о приближении главных сил противника в 10:35, когда возвращающийся крейсер «Боярин» поднял сигнал «неприятель приближается».

 Японская эскадра, шедшая 16-узловым ходом, в 11:07 открыла огонь с дистанции 46,5 каб. Русские корабли, ответив через минуту, начали было сниматься с якоря, крейсера «Баян» и «Новик» даже порывались выйти в море, но тут с берега поступил приказ наместника : «Ожидать начальника эскадры, с якоря не сниматься». Временно исполняющий должность командующего Флотом Тихого океана адмирал О. В. Старк вернулся на эскадру через семь минут после открытия японцами огня, и наша эскадра, построившись в строй кильватера, пошла на сближение с противником, ведя огонь из носовых орудий. Стоявшие на мелководье повреждённые корабли также открыли огонь по неприятелю. В 11:23 русская эскадра легла на контркурс с японскими кораблями и открыла по ним огонь правым бортом.

Бой, в котором японский флот в течение 35-40 минут (по японским сведениям 50 мин.) двигался с О на W вдоль рейда Порт-Артура на дистанции от 46 до 26 каб., обстреливая береговые батареи и русские боевые корабли, продолжался недолго, поскольку японцы, не желая рисковать своими кораблями в бою с объединёнными силами крепостных батарей и эскадры русских, к 11:45 отряд за отрядом повернули и отошли к S.

К вопросу о меткости стрельбы в русско-японскую войну. Часть I.

 Попадания в японские корабли.

1) Броненосец «Mikasa». Основание грот-мачты со стороны правого борта было проломлено внутрь в результате попадания снаряда 10", также была снесена часть заднего мостика, ранено семь человек, упавшими вниз осколками нанесены повреждения коммуникациям; снаряд 10"-12" срезал клотик грот-мачты, сорвав боевой флаг. На юте, со стороны левого борта, выбоина от снаряда 4,7".

2) Броненосец «Fuji». В передней трубе сквозная пробоина от 12", в нижней части кормовой боевой рубки, со стороны правого борта, след от попадания снаряда 3".

3) Броненосец «Yashima». Нижняя часть грот-брам-ванты броненосца перебита снарядом 6".

4) Броненосец «Shikishima». C правой стороны передней дымовой трубы броненосца пробоина от попадания 8" снаряда и квадратная пробоина метрового размера от 6".

5) Броненосец «Hatsuse». 6" снаряд перебил одну из стоек основания грузовой стрелы фок-мачты на спардеке со стороны правого борта; 4,7" снаряд повредил орудийный щит; 4,7" снаряд пробил борт адмиральского салона и разорвался, ударившись о переборку спальни; артиллерийская установка на спардеке по левому борту получила повреждения шита и основания снарядом 6".

6) Крейсер «Yakumo» получил два снаряда 6", один в кормовую башню; второй в кормовую часть палубы, повредив орудие 47 мм по правому борту.

7) Крейсер «Iwate» получил снаряд 10"-12" в районе офицерской кают-компании на средней палубе, осколками нанесены множественные повреждения; два 6" снаряда, три 3" и один 47 мм. Кроме этого, семью осколкам от семи разных снарядов, размером около 3", были причинены различные повреждения.

8) Крейсер «Kasagi» получил два 12" снаряда;

9) Крейсер «Chitose». Снаряд 3" осколками сделал выбоину на верхнем краю порта спонсона орудия № 21; второй снаряд 3" осколками повредил 120 мм орудие № 1.

 Подведём итог. В корабли трёх боевых отрядов попало три снаряда 12", два снаряда калибра 10"-12" и один 10"; один 8"; восемь снарядов 6"; четыре 4,7"; шесть 3".

К вопросу о меткости стрельбы в русско-японскую войну. Часть I.

 В броненосец «Петропавловск» попали два 12" снаряда и один 6"; в броненосец «Севастополь» попал один снаряд калибра 6"-8", два 3" и 1 57 мм; в броненосец «Полтава» попали два 12", два снаряда калибра 6"-8" и три 3"; в броненосец «Победа» попал один снаряд 12" и один 3"; в крейсер «Аскольд» два 8" снаряда, три 6" снаряда и один неустановленного калибра, сбивший грот-стеньгу; крейсер «Новик» получил один 8"; крейсер «Баян» получил один снаряд 12", два 6", шесть попаданий снарядов 6"-8", кроме того, один 11" снаряд с береговых мортир; крейсер «Диана» получил один снаряд 6"; в транспорт «Ангара» попало 2 8" снаряда; в минный заградитель «Амур» попал один 12"; в минный заградитель «Енисей» попал один 6"; в транспорт «Казань» попал один 12".

Подведём итог.

В корабли русской эскадры попало восемь 12"; пять снарядов 8"; девять снарядов 6"-8", восемь 6"; шесть 3" и один 57 мм.

 Из береговых батарей в бою приняли участие батарея № 5 («Электрический утёс»), № 15 (Золотая гора), №№ 9, 7, 17, 18, позже всех открыли огонь №№ 2, 4, 5 и «Артиллерийская». Непосредственное участие в бою приняли 35 орудий и 18 мортир (орудия : 5 10", 12 9", 8 6" «190 пудовых» и 10 6" Канэ; мортиры : 10 11" и 8 11"). Было выпущено 30 10", 21 9", 49 6" и 28 6" «190 пудовых», 17 11" мортирных и 6 9" мортирных — всего 151 снаряд. Из всех батарей, принявших участие в бое, лишь батарея № 9 (пять 6" орудий Кане, израсходовано 25 снарядов) реально могла добросить снаряды до японцев. Забавно, но японцы были уверены, что почти все снаряды, попавшие в их корабли, были выпущены с береговых батарей. 

Определение процента попаданий.

Японцы выпустили 1 685 снарядов калибра от 3" до 12", русские 2 215 снарядов калибра от 47 мм до 12". Зафиксированы попадания с идентификацией калибра в японские корабли 37, и в русские – 25 (снаряды неустановленного калибра выведены за рамки подсчёта). В процентах это выглядит следующим образом : 1,129 % у русских и 2,196 % у японцев. Однако, если мы подсчитаем меткость стрельбы для каждого калибра в отдельности, ситуация изменится.

 Русские :

— 12" – 7,32 % (Реальная меткость стрельбы могла быть выше – 9,75 % или 12,12 % – всё зависит от того, сколько из двух снарядов невыясненного калибра было именно 12", оба или лишь один);

— 10"-12" – 3,07 %;

— 10" – 4,17 % (Реальная меткость стрельбы могла быть выше – 8,33 % или 12,5 % – всё зависит от того, сколько из двух снарядов невыясненного калибра были именно 10", оба или лишь один);

— 8" – 3,6 %;

— 6" – 1,18 %;

— 4,7" – 2,27 %;

— 3" – 1,00 %.

 Японцы :

— 12" –10,13 % (Реальная меткость стрельбы могла быть выше, но насколько, выяснить невозможно, поскольку несколько 12" снарядов были выпущены японцами по батарее «Электрического утёса». Сколько именно – неизвестно, но всего по береговым объектам было выпущено тридцать снарядов главного и среднего калибра, так что у японцев по 12" снарядам погрешность невелика, если она вообще есть);

— 8" – 2,4 % (Реальная меткость стрельбы могла быть выше – всё зависит от того, сколько из девяти снарядов невыясненного калибра было именно 8", а не 6");

— 6"-8" – 0,79 %;

— 6" – 0,86 % (Реальная меткость стрельбы могла быть выше – всё зависит от того, сколько из девяти снарядов невыясненного калибра было именно 6" а не 8");

-3" – 1,8 %.

Конечно, в силу вышеуказанных причин (не все снаряды идентифицированы; часть может быть отнесена к двум калибрам) данный метод не лишён изъяна, и всё-таки, полученные результаты дают, на мой взгляд, более объективное представление о меткости стрельбы, чем некие усреднённые показатели, смешивающие в кучу орудия главного калибра и пушки, оказывающие своей частой стрельбой лишь ободряющий эффект на экипаж корабля. Разрыв между японскими 2,196 %  и русскими 1,129 % носит, на первый взгляд трагический характер – ну как же, наши почти в два раза хуже стреляли – но если разобраться с каждым калибром в отдельности, то перед нами предстаёт совершенно иная картина.

P. S. Материал готовился в спешке, поэтому приношу извинения за возможные опечатки и механические ошибки, возможно выложить, если будут просьбы, схемы маневрирования в ходе боя отдельных японских кораблей и отрядов.

 

 

27
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
9 Цепочка комментария
18 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
G1359АндрейземлякAnsar02Из майкудука. Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Анонимно
Анонимно

 Отличный анализ! Респект,

 Отличный анализ! Респект, коллега!

земляк
земляк

 Отличный анализ! Респект,

 Отличный анализ! Респект, коллега!

Благодарю, очень приятно слышать. Если будет интерес у коллег, подумываю подобную работу проделать по 28 июля 1904 г., все материалы под рукой, вопрос лишь за временем.

st .matros

Если будет интерес у коллег,

Если будет интерес у коллег, подумываю подобную работу проделать по 28 июля 1904 г., все материалы под рукой, вопрос лишь за временем.

Будет,  будет! Ждем!!!

земляк
земляк

 Ждем!!!
Приложу все усилия,

 Ждем!!!

Приложу все усилия, чтобы не разочаровать

Cobra_7

Коллеги все украдено до

Коллеги все украдено до Вас..

 

Смотрите работы Евгения ПОломошнова там все это дело расписано от первого боя до боя 28 Июля.

Кемпебелл Цусима, анализ.

ДАнилов АРтиллерия в Цусимском сражении. 

земляк
земляк

 Смотрите работы
Смотрели

 Смотрите работы

Смотрели уже, я бы ещё Сулигу добавил… Версий много, увы, некоторые авторы в своих работах вступают в конфликт даже с архивными данными, например, о части лопасти винта "Цесаревича", отбитого 12» снарядом.

G1359

 +! Понятно, что в спешке,

 +! Понятно, что в спешке, но 

я бы ещё Сулигу добавил..

может, добавить полный список литературы?

666666 " face="'Lucida Grande', Verdana, Helvetica, sans-serif">

земляк
земляк

 может, добавить полный

 может, добавить полный список литературы?

Не вижу смысла, тем более, что сделать это будет непросто, поскольку статей в интернете на подобные темы множество. Уверяю Вас, как это ни вызывающе и самонадеянно может звучать, мой текст гораздо более полон и точен, не содержит случаев двойного счёта и фактических ошибок. Проблемой, поднятой в тексте, занимаюсь с середины восьмидесятых, и письмо примерно аналогичного содержания отослал Ю. В. Грибовскому ещё в СССР, когда в своей статье "Эскадренные броненосцы типа "Бородино" в Цусимском сражении", впервые увидевшей свет в сборнике "Гангут", он указал, что точность стрельбы японцев составила 3,2 %. Откуда такие сведения, на что он опирался в подсчётах, он так и не смог ответить.

Мы на форуме, и я с удовольствием поддержу беседу, если кто-нибудь, ссылаясь на сведения других авторов, возразит мне по существу.

Из самых известных статей-долгожителей можно назвать статью В. Кофмана "Цусима : анализ против мифов", впервые появившаяся в первом выпуске московского альманаха "Наваль", примерно одновременно со статьёй Ю. Грибовского, и ссылку на которую выкладывал коллега Андрей.

G1359

 Спасибо за информацию,

 Спасибо за информацию, коллега.

земляк
земляк

 Спасибо за информацию,

 Спасибо за информацию, коллега.

Не за что, спасибо и Вам за поддержку.

Aley

  Ждем вторую часть.

  Ждем вторую часть.

земляк
земляк

 Ждем вторую

 Ждем вторую часть.

Постараюсь сделать, сейчас за "Ушакова" засел. Сейчас прикинул, что вторая часть великовата получается, решил разбить её на две половины, первая будет посвящена меткости стрельбы японцев. Недели через две попытаюсь закончить.

Андрей

Выложить на главную успел, а

Выложить на главную успел, а прочитать — нет:)))

Коллега, просто блестящий материал !

Взял и скопировал себе на комп всю статью, чтобы был справочный материал под рукой, когда понадобится. Метод анализа прост и понятен. Целиком разделяю и поддерживаю.

Мне только одно непонятно — если Вы располагаете столь детализированными данными, описывающих попадания почему же мы до сих пор не видим Вашей книги на полках магазинов? "К вопросу об эффективности артилерии в РЯВ" к примеру ? Ведь то, что вы делаете тянет на очень серьезное исследование. Кроме шуток, но разобравши этот вопрос станете общепризнанным мэтром по РЯВ.

P.S/ :))))))) Только не забудьте меня упомянуть в благодарностях

P.P.S. Прошу простить мой высокомерный тон, когда я "учил Вас жизни" насчет Мэйдзи. Да уж….нашел кого лечить

земляк
земляк

Коллега, просто блестящий Коллега, просто блестящий материал ! Спасибо большое за комплимент, не стану скрывать, мне очень приятно. Взял и скопировал себе на комп всю статью, чтобы был справочный материал под рукой, когда понадобится. Текст неполный, потому на справочный материал не тянет. Давайте я лучше Вам всё остальное пришлю. Метод анализа прост и понятен. Целиком разделяю и поддерживаю. Ф-у-у-у, гора с плеч, откровенно говоря, думал, что общепринятый метод Вам окажется ближе. У меня в "Военных флотах 1909" есть подобная статья А. В. Колчака (того самого), но там все цифры приближённые, и он также всё свёл к нескольким процентам с обеих сторон. Ваше одобрение для меня очень важно, значит, я не свихнулся и рассуждаю здраво. Мне только одно непонятно — если Вы располагаете столь детализированными данными, описывающих попадания почему же мы до сих пор не видим Вашей книги на полках магазинов?  Попадания есть не только у меня, но и у профессионалов, но работы их отличаются друг от друга — одни умалчивают о нескольких попаданиях, другие уверенно идентифицируют снаряд неустановленного калибра, что было затруднительно даже для разглядывавших пробоину "вживую" и трогавших их края специалистов. Я любитель, поэтому могу себе позволить написать всё, известное на текущий момент в более полном объёме, а также… Подробнее »

Андрей

Уважаемый Земляк ! Текст Уважаемый Земляк ! Текст неполный, потому на справочный материал не тянет. Давайте я лучше Вам всё остальное пришлю. С радостью принимаю Ваше предложение, отправил Вам письмо со своим ящиком через форму контактов:)) Ф-у-у-у, гора с плеч, откровенно говоря, думал, что общепринятый метод Вам окажется ближе. Вот уж нет:))) Ведь судя по Вашим данным ИМХО происходило следующее — комендоры наших 75-мм орудий, на радостях, что наконец-то им дали пострелять, развили совершенно бешенную пальбу "куда-то в ту сторону" совершенно забыв о том, что "стрелять" и "попадать"  — вещи принципиально разные. Спустя какое-то время (и, наверное, не без помощи кувалды и чьей-то матери) их видимо смогли призвать к порядку офицеры:))) А вот огонь орудий более крупных калибров, за которыми контроля было больше корректировался существенно лучше. Соответственно очень правильно то, что Вы не "смешали в кучу пони, люди и залпы тысячи орудий" а разложили все по полочкам, да еще и расписали попадания неустановленных калибров, за что Вам, как говорит уважаемый коллега Ansar02 "персональный рахат-лукум" в количестве не менее тонны. Попадания есть не только у меня, но и у профессионалов, но работы их отличаются друг от друга — одни умалчивают о нескольких попаданиях, другие уверенно идентифицируют снаряд неустановленного калибра, что было… Подробнее »

земляк
земляк

 отправил Вам письмо со своим  отправил Вам письмо со своим ящиком через форму контактов:)) Извините, наверное, я ещё не освоился с интерфейсом, но нигде не вижу окна для "личных сообщений". судя по Вашим данным ИМХО происходило следующее  Данные не мои, а командиров кораблей русской эскадры, после боя указавших в своих рапортах количество израсходованных снарядов, некоторые командиры также указали их типы. Из рапортов же взяты сведения о попаданиях, там же можно прочитать о погибших и раненных.  Служебные рапорты вообще сослужили мне отличную службу, один из авторов, которых упоминает коллега ниже, затруднился привести расход снарядов на броненосце "Полтава", и указал их примерное число, о чём и написал. Мне довелось натолкнуться на рапорт Ухтомского, где указан расход снарядов по всем вернувшимся в Порт-Артур кораблям, поэтому цифра в грядущей статье будет не приближённая, а точная. Насчёт комендоров 75 мм орудий — так и японцы из них не блистали, видимо, снаряды крупного калибра дают меньшее рассеивание. Соответственно очень правильно то, что Вы не "смешали в кучу пони, люди и залпы тысячи орудий" а разложили все по полочкам, да еще и расписали попадания неустановленных калибров Люблю ковыряться в мелочах и наглядно их потом раскладывать. Обещаю следующие таблицы ещё больше "раздраконить", собственно, они у меня уже лет… Подробнее »

Андрей

Извините, наверное, я ещё не Извините, наверное, я ещё не освоился с интерфейсом, но нигде не вижу окна для "личных сообщений". Коллега, Вы когда регистрировались, указывали свой ящик эл.почты? Посмотрите в него, там должно быть письмо от меня. А вообще форма личных контактов работает так — Вы заходите в блог человека, которому хотите отправить личное сообщение и у него там будет вкладка "форма контактов" Но тут бывает всякое, например лично у меня, до того как меня наделили правами модератора эта вкладка почему-то отсутствовала (хотя у других коллег-немодераторов она была) Данные не мои, а командиров кораблей русской эскадры, после боя указавших в своих рапортах количество израсходованных снарядов Да я понимаю:)))) Оборот "Ваши данные" употребил для краткости, хотя конечно следовало бы писать "приведенные Вами данные" Насчёт комендоров 75 мм орудий — так и японцы из них не блистали, видимо, снаряды крупного калибра дают меньшее рассеивание. Коллега, а Вы посмотрите на общее количество выстрелов 75 мм орудий по японцам и нашим. Одна "Диана" умудрилась выпустить снарядов больше, чем весь японский флот! Да и ,ЭБР наши отстреляли в 4-5 раз больше японских. На мой взгляд, тут одно из трех — или же японцы вели огонь только в момент максимального сближения с противником, т.е. с… Подробнее »

Ansar02

Ув. коллега Андрей! Может

Ув. коллега Андрей! Может быть, большой расход трёхдюймовиков у наших кораблей, объясняется активностью яповских миноносцев, а вовсе не дурной стрельбой "от нервов"? Офицеры-то поди, эти стволы, анархистам на время боя в аренду не передавали. Ну и ущерб от стрельбы "по воробьям" типа миноносцев оценить наверное труднее?

С уважением, Ансар.

Андрей

Уважаемый Ansar02 !
Может

Уважаемый Ansar02 !

Может быть, большой расход трёхдюймовиков у наших кораблей, объясняется активностью яповских миноносцев, а вовсе не дурной стрельбой "от нервов"?

Коллега, я бы не назвал эту стрельбу дурной. Наши ЭБР под прикрытием ночи сильно изобидели, японцы, гады — вот они как на ладони, стрельбы боевыми снарядами — не так уж часто и были, ну как тут душеньку-то не отвести? Это, я бы сказал, совершенно нормальная реакция человеческой психики. Тем более что пристреливаться и вносить корректировки когда все стреляют по всем и не пойми кто в кого, а всплески 75-мм и так теряются на фоне 6" и 12" а видимых поражений нет — естественно хочется стрелять чаще, чаще и еще раз чаще:)))

Это все — совершенно адекватная реакция людей, впервые оказавшихся под обстрелом. Ну а вот офицеры, которым по долгу службы положено было угомонить естественные реакции — они несколько сплоховали.

Насчет миноносцев — что-то не помню, чтобы они там светились в количествах, достаточных для столь интенсивного обстрела

G1359

 Да, уважаемый коллега, это

 Да, уважаемый коллега, это подтверждается. Была, однако, и методологическая ошибка.

В.П. Римский-Корсаков

"Управление артиллерийским огнем" 1925г.

 

земляк
земляк

 Коллега, Вы когда

 Коллега, Вы когда регистрировались, указывали свой ящик эл.почты? Посмотрите в него, там должно быть письмо от меня.

Понял, спасибо.

Конечно, все это не факты, а всего лишь догадки.

Однако, Ваше предположение весьма убедительно звучит. Скорее всего так оно и было.

книжка-то лежит, оно конечно, но беда в том, что книжка эта — аж 1940 года.:))))

Извините, не понял, разве приведённые данные там неточны ? 

Так я Вот и говорю — почему бы Вам не стать первопроходцем?

В электронном виде можно попробовать сделать.

Ищите и обрящете

Надеюсь, что сработает.

mister_xy

 :)))))

 :)))))

Дмитрий

отлично

отлично

земляк
земляк

 Спасибо !

 Спасибо !

Из майкудука.

 Спасибо, материал нужный. 

 Спасибо, материал нужный. 

Ansar02

Преотличнейшая статья,

Преотличнейшая статья, коллега! Огромное Вам спасибо!

С уважением, Ансар.

 

земляк
земляк

 Спасибо вам большое,

 Спасибо вам большое, коллеги, за добрые слова. 

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить