Истребитель Ка (Картвели) 36/38 в МГК

Янв 29 2015
+
19
-

Первым образцом самолета который частично (сборка) производился в Грузии стал истребитель Hawker Fury.

Всего за период с 1932 по 1936 гг было принято на вооружение 53 ед. Хаукеров, из которых 46 ед было собрано в Грузии на заводе ТАМ.

Освоением сборки на заводе ТАМ занимался талантливый инженер Александр Картвелишвили 

Однако уже в середине 30-х стало более не менее понятно, что бипланы сдают свои позиции в истребительной авиации. 

Сначала руководство фирмы ТАМ и командование ВВС Грузии, задумывали поиск подходящего зарубежного образца а затем, его сборка или производство по лицензии. Однако КБ Александра Картвелишвили, вызвалось взяв за основу Hawker Fury, создать проект нового истребителя моноплана.

В 1934 была разработана спецификация, и проектирование началось, первый опытный экземпляр под названием Ка-36 выкатили летом 1936 г.

Моноплан с неубирающимся шасси, и открытой кабиной был оснащен двигателем  Hispano-Suiza 12Xсrs мощн. 675 л.с. На испытаниях самолет развил максимальную скорость 419 км/ч, это в принципе устраивало военных, но пока готовилась техническая документация, КБ предложило доработать первоначальный вариант, оснастив более мощным двигателем, убирающимся шасси, и закрытой кабиной.

Новый вариант выкатили в октябре 1937 г., новый двигатель Hispano-Suiza 12Yсrs мощн. 860 л.с. и улучшенная благодаря механизму уборки шасси, и закрытой кабине аэродинамика сыграли свою роль, самолет развил скорость 508 км/ч.

Кроме скоростных характеристик, самолет показал отличные летные качества, меневреность, легкость и простоту управления, самолет прощал многие ошибки, и кроме того был неплохо вооружен, 20 мм. мотор-пушка, и 4 пулемета винтовочного калибра.

Летом 1938 началось производство I-й  Мк. под названием Ка 36/38.

 

 

 

 

В 1939 самолет немного модернизировали и с двигателем Hispano-Suiza 12Y 45, мощностью 940 л.с. II-я Мк. развила скорость 540 км/ч.

В 1940 г. истребитель оснастили двигателем Hispano-Suiza 12Y 51, мощностью 1045 л.с.

Скорость истребителя поднялась до 570 км/ч.

Всего за период с 1938 по 1943 было выпущено 110 ед, в трех модификациях.

Грузинские летчики на истребителях Ка 36/38 принимали участие в боевых действиях против немецких войск, над Черным морем и в Битве за Кавказ.

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Fri, 06/02/2015 - 19:15.

Убрал Мк. Ка36/38 с дв. Роллс-Ройс Мерлин

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Fri, 06/02/2015 - 15:15.

Вижу, появилась новая модификация. Ну что ж. В прошлый раз был забыт маслорадиатор, а теперь я спрошу: почему он такой огромный? По-моему, он стал больше водяного ;) .

Кстати, откуда вообще взят этот нос? Что-то не узнаю. И по-моему, он не в масштабе. Мерлин там не поместится.

Впоследствии по мере выработки моторесурса двигателей Hispano-Suiza 12 и в связи с прекращением в 1941 г выпуска, этих достаточно капризных дв. все ранее выпущенные образцы переоборудовались до уровня Ка36/38 Mk.IV

Что касается капризности - например, в Советских ВВС Мерлин имел репутацию гораздо более капризного двигателя, чем Испано-Сюиза ака М-105...

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Fri, 06/02/2015 - 17:37.

redstar72 пишет:

Вижу, появилась новая модификация. Ну что ж. В прошлый раз был забыт маслорадиатор, а теперь я спрошу: почему он такой огромный? По-моему, он стал больше водяного ;) .

Кстати, откуда вообще взят этот нос? Что-то не узнаю. И по-моему, он не в масштабе. Мерлин там не поместится.

Сверил вот чертежики (с маштабной шкалой)

Ка36/38 и Фейри Фулмар

по моему в масштабе

насчет масло радиатора, может у Фулмара он объеденен с водянным? 

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Fri, 06/02/2015 - 18:33.

ГОРЕЦ пишет:

Сверил вот чертежики (с маштабной шкалой)

Ка36/38 и Фейри Фулмар

по моему в масштабе

И вот насколько нос Вашего Mk.IV меньше, чем нос Фулмара:

Патрубки, правда, Вы увеличили. Но ведь патрубки - это ещё не всё, обводы самого носа как минимум не менее важны - чтобы там двигатель разместился!

Если же масштабировать до совпадения контуров носа с Фулмаром - самолёт получится такого размера, как на нижнем (красном) профиле...

насчет масло радиатора, может у Фулмара он объеденен с водянным? 

Именно так и есть:

Всё в одном блоке: и масляный радиатор (поз. 33), и два водяных по бокам от него (34). Даже воздухозаборник карбюратора (31) и тот прячется там же!

Кроме того, у Фулмара всё понятно с выходом воздуха из этого блока радиаторов, а вот у Вас... 

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Fri, 06/02/2015 - 19:02.

Спасибо что возитесь со моими "поделками"

Вы правы! Мерлин не влазит, тогда переделаю все обратно

просто на другом ресурсе меня сбили с понталыку информацией о капризности Испано

постараюсь вечерком переделать обратно

 

Еще раз Спасибо Большое!

Legio patria nostra

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Fri, 06/02/2015 - 17:13.

redstar72 пишет:

Что касается капризности - например, в Советских ВВС Мерлин имел репутацию гораздо более капризного двигателя, чем Испано-Сюиза ака М-105...

Точно а может ну его этот Мерлин, раз "Испано" не такая уж капризная

Legio patria nostra

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 06/02/2015 - 16:19.

"Что касается капризности - например, в Советских ВВС Мерлин имел репутацию гораздо более капризного двигателя, чем Испано-Сюиза ака М-105..."

 

Так Мерлин был более навороченным. Потому ему и были необходимы более качественные топливо и моторное масло. Возможно по этой же причине и ТО было более сложным.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Fri, 06/02/2015 - 17:14.

вобщем наверно тогда мк. с мерлином уберу, и обратно откачу, Испано значит вполне себе

Legio patria nostra

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Fri, 06/02/2015 - 15:39.

Прошу прощения , что без цитирования, пишу с телефона.
Нос взял от Фейри Фулмар радиатор разве больше чем у мустанга например? Масштаб старался соблюсти. Насчет надежности/капризности информация противоречивая. Поищу доп. информацию.

Legio patria nostra

NF's picture
Submitted by NF on Fri, 30/01/2015 - 02:23.

++++++++++

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

прол's picture
Submitted by прол on Thu, 29/01/2015 - 12:57.

Как и в РИ грузинская авиапромышленость пришла к ЛАГГоподобному аппарату. ))

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 13:00.

прол пишет:

Как и в РИ грузинская авиапромышленость пришла к ЛАГГоподобному аппарату. ))

 

А что значит с Вашей точки зрения ЛАГГоподобность? внешнее сходство?

ну да что то отдаленное есть

Legio patria nostra

прол's picture
Submitted by прол on Thu, 29/01/2015 - 13:53.

ГОРЕЦ пишет:
А что значит с Вашей точки зрения ЛАГГоподобность? внешнее сходство?

ну да что то отдаленное есть

Что ЛАГГоподобное ? Общая схема и двигатель,который на ЛАГГе был потомком Испано-Сюизы.

Осталось только обшивку из дельты сделать.))

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 14:11.

прол пишет:

Осталось только обшивку из дельты сделать.))

 

Фюзеляж из скрепленных заклепками и болтами стальных труб в передней его части был закрыт съемными металлическими панелями, а в хвостовой - полотняной обшивкой.

Legio patria nostra

прол's picture
Submitted by прол on Thu, 29/01/2015 - 15:19.

ГОРЕЦ пишет:
Фюзеляж из скрепленных заклепками и болтами стальных труб в передней его части был закрыт съемными металлическими панелями, а в хвостовой - полотняной обшивкой.

То есть-весовые характеристики не на высоте.Учитывая слабоватый двигатель на выходе получаем "дубоватый" аппрат типа ЛаГГа или Харрикейна.

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Thu, 29/01/2015 - 16:01.

прол пишет:

То есть-весовые характеристики не на высоте.

Почему? У ЛаГГа фермы нет и не было - наоборот, деревянный монокок; а ферма как раз была у Яков и обеспечивала отличные весовые характеристики. Что касается Харрикейна - он просто переразмерен.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 15:31.

прол пишет:

То есть-весовые характеристики не на высоте.Учитывая слабоватый двигатель на выходе получаем "дубоватый" аппрат типа ЛаГГа или Харрикейна.

Харрикейн и ЛАГГ были тяжелыми, тут же более компактный самолет

скорее типа MS406 и/или D520 да и двигатели такие же

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Thu, 29/01/2015 - 10:25.

+++++++++ yes

Хороший аппарат, мне нравится! Но похоже, Вы забыли маслорадиатор ;) . Кроме того, водяной радиатор я бы сделал побольше, а горизонтальное оперение - поменьше.

И ещё небольшое уточнение: если с мотор-пушкой, то двигатель HS 12Ycrs.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 14:19.

redstar72 пишет:

 

Но похоже, Вы забыли маслорадиатор ;) . Кроме того, водяной радиатор я бы сделал побольше, а горизонтальное оперение - поменьше.

И ещё небольшое уточнение: если с мотор-пушкой, то двигатель HS 12Ycrs.

 

исправил

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Thu, 29/01/2015 - 15:52.

ГОРЕЦ пишет:

исправил

Маслорадиатор вижу (кстати, очень современно сделанный для 1938 года!), а остальное решили не менять?

И вопрос по цветным боковикам: получается, самолёты закамуфлированы и снизу? 

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 16:00.

redstar72 пишет:

Маслорадиатор вижу (кстати, очень современно сделанный для 1938 года!), а остальное решили не менять? И вопрос по цветным боковикам: получается, самолёты закамуфлированы и снизу? 

 

маслорадиатор честно "скапитализдил" у Девуатена 520, водяной оттуда же, хвостовое оперение чуть чуть уменьшил 95% от ранишнего, насчет цветных боковичков, Ваша правда вот сейчас делаю Фоккер Д21 там низ светло-синий как и положено, а тут пусть так остается если Вы не против

Legio patria nostra

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Thu, 29/01/2015 - 16:17.

ГОРЕЦ пишет:

маслорадиатор честно "скапитализдил" у Девуатена 520, водяной оттуда же

Да это я заметил (крыло, ГО и шасси тоже) ;) . Но мне кажется, в чертежах Девуатина наврали слегка - на фото его радиатор всё же более солидно выглядит:

Да и Девуатин таки страдал перегревом двигателя.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 16:28.

redstar72 пишет:

Да это я заметил (крыло, ГО и шасси тоже) ;) . Но мне кажется, в чертежах Девуатина наврали слегка - на фото его радиатор всё же более солидно выглядит:

Смотрел разные чертежи, может быть, хотя если позволите я разницу в размерах между чертежем и фото не вижу, но утверждать не берусь

redstar72 пишет:

Да и Девуатин таки страдал перегревом двигателя.

Никто не совершенен, будем считать что и Ка 36/38 страдал тем же, с чего бы вдруг создателям грузовика "Колхида" построить идеальный истребитель

Legio patria nostra

прол's picture
Submitted by прол on Thu, 29/01/2015 - 17:22.

ГОРЕЦ пишет:
 с чего бы вдруг создателям грузовика "Колхида" построить идеальный истребитель

Дааа-грузовик"Колхида"это был пестня. Думаю-работников этого предприятия часто мучала икота,ибо шоферюги вспоминали их незлым тихим словом.Отдельная пестня авиазавод в Тбилиси-наши командировочные с завода возвращались оттуда несколько охреневшие увиденым. Надеюсь я не задел национальные чувства уважаемого Горца?

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 17:42.

Нет, все нормально, что правда то правда, да не в национальности дело, при наименьших прочих равных, при др. обстоятельствах, те же цеховики очень быстро реагировали на конъюнктуру рынка

Legio patria nostra

ГОРЕЦ's picture
Submitted by ГОРЕЦ on Thu, 29/01/2015 - 10:45.

redstar72 пишет:

+++++++++ yes

Спасибо

redstar72 пишет:

Хороший аппарат, мне нравится! Но похоже, Вы забыли маслорадиатор ;) . Кроме того, водяной радиатор я бы сделал побольше, а горизонтальное оперение - поменьше.

Насчет радиаторов, да Вы правы, переделаю, оперение Хм, тоже посмотрю

redstar72 пишет:

И ещё небольшое уточнение: если с мотор-пушкой, то двигатель HS 12Ycrs.

Это да, упустил, Спасибо

Legio patria nostra