Экскурсия по атомоходу "Ленин"

Янв 15 2012
+
7
-

Конечно, многие из Вас знают этот корабль и его славную историю. Тем не менее, думаю, что 

некоторые моменты будут для вас внове

Атомный  ледокол  “Ленин”

back-in-ussr.ru                      Маруся Павлова

 

Этот корабль стал частью флота СССР третьего декабря 1959 года. Этот день и стали считать днем рождения гражданского атомного флота.
Атомный ледокол “Ленин” заложили в Ленинграде на Адмиралтейском заводе тремя годами ранее, в 1956 году. Уже через год, 5 декабря его торжественно спустили на воду, и начали его достройку на плаву. В сентябре 1959 произошли ходовые испытания, которые были успешно завершены, и 3.12.1959 на корабле был поднят флаг СССР, ознаменовав начало новой вехи в гражданском судостроении СССР.

Этот корабль имеет особые возможности, решающим образом открывая новые перспективы в освоении Арктики, и, что, очень важно – в увеличении сроков навигации по Северному морскому пути – кратчайшей морской дороге из Европы в Азию. Благодаря атомной энергии, этот ледокол преодолевал льды толщиной до 2,5 метра. Длина судна составляет 134 м, ширина 27,6 м, водоизмещение 16000 т.  Этот корабль по мощности в два раза больше американского судна «Глетчер», которое считалось крупнейшим в мире.

Проект разрабатывали в ЦКБ-15 (сейчас – «Айсберг») с 1953 по 1955 годы под названием проект № 92 по решению Совета министров СССР, принятого 20 ноября 1953 года. Главным конструктором проекта выступил В. И. Неганов. Судно строили многие специалисты по всему Союзу. Так, судовые турбины  изготовлены на Кировском заводе, главные турбогенераторы — на Харьковском электромеханическом заводе. Гребные электродвигатели были изготовлены на ленинградском заводе «Электросила». Над проектом этого корабля работали ученые-ядерщики под руководством А.П. Александрова. Кроме того, в конструкции корабля реализованы сложные задачи по созданию энергетической установки, создания корпуса с необычайной прочностью, и решение автоматизации управления ядерной установкой. Корабль принес огромную пользу за свои 30 лет работы, пройдя более 654 тысяч морских мили и проведя через льды 3741 корабль.
Этот первый в мире атомоход был списан по банальной причине – старости, в 1989 году. Его полностью обезопасили, законсервировали, и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Но, что интересно, судно до сих пор числится в оперативном резерве на случай боевых действий,  в качестве судна берегового охранения.
Этот корабль был действительно инновационным для своего времени, кратко рассмотрим основные его технические решения.
Самое важное – ядерная установка, использующая в качестве замедлителя и теплоносителя воду, вырабатывала постоянный ток. От него уже приводились в движение три особо прочных гребных винта. При всем размахе, корабль был достаточно экономен. За сутки он использовал около 45 граммов урана, позволяя находиться в пути очень долго. При этом, мощность реакторов составляла 32,4 мегаватта, что составляет около 44000 л.с. Силовая установка позволяла развить скорость до 18 узлов на чистой воде (33,3 км/ч).
Корабль был безопасен  – ядерная установка надежно экранирована. Корабль имеет совершенно уникальный корпус, действительно делающий его уникально проходимым во льдах. Была установлена, кроме всего прочего, специальная система, которая позволяла раскачивать судно при помощи перекачивания воды из балластных цистерн, не допуская застревания во льдах.
Атомоход, кроме всего прочего имел вертолетную площадку в кормовой части. Стоит более детально остановиться на отделке судна. При более детальном осмотре, понимаешь, что это судно – целый плавучий город, с цехами, каютами, и всем необходимым для очень длительного плавания.

Это – кают-компания, в этом зале побывало множество знаменитых гостей, среди которых, Александра Пахмутова, Фидель Кастро.

А это – парадная лестница, весьма роскошная, особенно для советского корабля.
Поражает размерами и оснасткой рубка – огромное помещение, начиненная по последнему тогдашнему слову советской техники.

Управление гребными винтами осуществлялось при помощи этих реверсов.

Машинное отделение тоже очень большое, вид сверху захватывает масштабами. Кстати, первоначальная трехреакторная установка была впоследствии заменена на двухреакторную. Как оказывается, на одной загрузке топлива, атомоход может работать от 4 до 7 лет, и в атомоход сразу загружают около 1 тонны урана. При чем, новый уран не опасен, очень радиоактивно только отработанное топливо.

Судовые телефоны явно отличаются от современных мобильных по размерам и функциональности. Таких на корабле великое множество.

Корабль имеет свой цех, где можно сделать практически любую деталь.

Свою операционную, рентгеновский кабинет, лабораторию.

Каюты разные – для персонала различного ранга. Но в целом, понятно, что созданы условия для долгих плаваний.
Что же, вот таково это чудо советской техники. Поражает советский шик и размах. Что лично меня удивляет, так это то, что при такой активной функциональной нагрузке, на корабле столько роскоши и удобства.

 

 

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Frujin's picture
Submitted by Frujin on Mon, 16/01/2012 - 13:22.

Насчет газета, я помню как моя соседка, тогда в комсомоле прячелась по кустами на Рождество и записьвала кто идьот в церкве. Потом ему стучали по голову, храни Бог, он бьл в Партию, у его бьли б сериозние проблемь. Так же и над, а религия опиум народа.

Tatcelvurm's picture
Submitted by Tatcelvurm on Mon, 16/01/2012 - 10:06.

 

 

 Вспоминаются слова Зиновия Герда игравшего эпизодическую роль в фильме "Место встречи изменить нельзя" Привожу по памяти

"Я тоже молодой человек в молодости каждый день просыпался с ощущением ожидания чего то светлого и радостного. Потом это ощущение как то сморщилось."

В детстве одним из ярких моментов была гордость за мою страну, построившую такую фантастическую машину, мирную машину.

Теперь гордость за свою страну  как то сморщилась... Осталось недоумение и стыд.

 

 

Не важно веришь  ли ты в Господа сын мой. Взвод! Цельсь! Пли!

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Mon, 16/01/2012 - 10:24.

А чего стыдного то. Поздравили людей с праздником, пожелали всего доброго и хорошего. Коммунисты что - нелюди? С большой разумеется буквы. Примазавшихся везде хватает!!!

Tatcelvurm's picture
Submitted by Tatcelvurm on Mon, 16/01/2012 - 13:58.

Хех!

Коммунисты конечно люди да еще какие . Особенно те кто раньше был ярым коммунистом  и рвал рубаху на груди на партсобраниях,  а как стукнул 91 й сразу в церкви побежали.

Конечно люди. Тот же Сима воно как в десны с попами в засос лобызается.  И верует в Бога. А ниаче как ? Неужто не люди?

Только вот ... вместо ледоколов церкви строим. 

И скоро Божее слово будет превыше реальности.

И те же коммунисты вроде Симы туда нас и пихают.

Вот за них стыдно.

За этих .......... простименя Господи за откровенные маты в эфире.

 

 

 

Не важно веришь  ли ты в Господа сын мой. Взвод! Цельсь! Пли!

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Mon, 16/01/2012 - 16:10.

А кто такой Сима?

Только вот ... вместо ледоколов церкви строим. 

Так и раньше строили, не говорили только про это.

И скоро Божее слово будет превыше реальности.

И те же коммунисты вроде Симы туда нас и пихают.

Вот за них стыдно.

За этих .......... простименя Господи за откровенные маты в эфире.

Вы написали это слово с большой буквы. Только за это я Вам благодарен! Мне глава администрации тоже говорил, что ты мне икону (разумеется чудотворную), а я тебе Крестный ход разрешу. Он тоже типа "Православный" и мне за него стыдно. А небудет грит иконы, небудет и Крестного хода. И невдомек ему болезному, что Крестный ход не смогла запретить даже вся Советская Власть. Дурашка. И всеже, кто такой Сима? А идти или нет в Церковь личное дело каждого. И если Вас туда пихают, то подайте на пихалу в суд! Самый нормальный способ. Ну и помяните пихал добрым словом. Чтоб им клятим пся кревам ноуз бил боттл, эйблом оf тэйбл анд сыктым форточка ляхтырды (армейская присказака такая)

Tatcelvurm's picture
Submitted by Tatcelvurm on Mon, 16/01/2012 - 23:58.

Так и раньше строили, не говорили только про это.

 

За то теперь о ледоколах только и говорим :)

 

Народный депутат, лидер Коммунистической партии Украины удостоен высокой награды за заслуги перед Православной Церковью, украинским народом и государством, и в связи с 50-летием со дня рождения. Орден Петру Симоненко вручил Предстоятель Украинской Православной Церкви Митополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир.

// 13.06.2003 // 15:52 // 

 

Не важно веришь  ли ты в Господа сын мой. Взвод! Цельсь! Пли!

papa's picture
Submitted by papa on Mon, 16/01/2012 - 18:22.

Сима-это Петр Симоненко главный коммунист Украины (на фото слева внизу)

Aley's picture
Submitted by Aley on Mon, 16/01/2012 - 00:23.

 по моему - 130 мм установки со щитами

Чето я заврался там АК-726.

vasia23's picture
Submitted by vasia23 on Mon, 16/01/2012 - 10:19.

Стотридцатки и зенитные 20мм на Микояне были. Недолго правда. Вспомогательный крейсер черноморского флота.

Aley's picture
Submitted by Aley on вс, 15/01/2012 - 19:59.

 Я как большой фанат ПК

Всегда жалел, что в моей любимой  Rhye’s and Fall of Civilization нет ледоколов.

Skuto's picture
Submitted by Skuto on вс, 15/01/2012 - 19:42.

Я как большой фанат ПК игр, рекомендую к прохождению игру "Анабиоз: сон разума". Там события происходят на атомном ледоколе "Северный ветер" (копия Арктики). 

http://www.youtube.com/watch?v=QaFd3JIVdnE

 

 

Что еще можно ожидать от человека, который считает идеальным попаданцем – юриста?!

 

boroda's picture
Submitted by boroda on вс, 15/01/2012 - 18:14.

Всегда интересовал вопрос. А почему СССР ни когда не строил боевых ледоколов. Были ли проекты? И актуальна ли эта тема сейчас?

За Ваше мнение, я готов перегрызть Вам глотку, но за Ваше право его высказать - я отдам свою жизнь.

Вольтер

Aley's picture
Submitted by Aley on Tue, 17/01/2012 - 18:51.

 

Уважаемый коллега! Надо сказать, что с начала я легкомысленно отнесся к вашей идее о боевых ледоколах (белых медведей гонять?), но по здравому размышлению понял, что здесь есть над чем подумать.

Прежде всего, боевыми ледоколами можно считать линейные корабли типа «Севастополь», линейные крейсера типа «Измаил», а так же финские броненосцы береговой обороны (у них у всех наличествует ледокольное носовое образование), но наибольший интерес представляет идея боевого ледокола в современных условиях. Речь идет о безопасности проводки караванов по Северному морскому пути.

Поскольку появление во льдах боевого надводного корабля противника является нонсенсом, остановимся на решение задач ПВО и ПЛО.

Поскольку проводимый во льдах караван является лакомой добычей для авиации противника (невозможность маневрирования, частые остановки), необходимо обеспечение зональной обороны ПВО конвоя. Однако для решения данной задачи ледокол подходит менее всего, так как сильнейшие сотрясения корпуса при преодолении льдов не позволяют разместить на нем адекватное зенитное вооружение. Можно конечно повозится с амортизацией, но стоит ли игра свеч? Оптимальным прикрытием в этом случае может служить лишь зонтик истребительной авиации (впрочем, этот вопрос надо адресовать знатокам авиации).

Вторым вопросом является обеспечение безопасности от атак ПЛ противника, и вот тут, как мне показалось, открывается возможность для рассуждений. Современное противолодочное оружие совершенно неприспособленно для борьбы с подводными лодками в таких условиях, подводная лодка же прикрытия проигрывает ПЛ противника поскольку шумы (мягко говоря) создаваемые ледоколом скроют атакующую подлодку от своей, одновременно обеспечивая великолепные условия для атаки противнику.

Однако, проконсультировавшись со знакомыми подводниками, я уяснил что все обстоит совсем наоборот. Ледокол создаст своего рода «шумовую завесу» затрудняя тем самым определение своего точного местоположения, зато эскортирующая ПЛ сможет отфильтровать эти шумы, наблюдая лишь частоты характерные для подводных лодок.

Таким образом и здесь боевой ледокол не найдет своей «экологической ниши», и для него остается лишь уже привычная профессия ПСКР, вооружения которому почти не требуется.

Спасибо за интересную тему.

 

boroda's picture
Submitted by boroda on ср, 18/01/2012 - 01:08.

Тем более мне кажется с будущей борьбой за арктический шельф военный ледокольный флот становится всё более актуальным. Его задачей будет не только проводка конвоев но у прикрытие разнообразных добыващих платформ.

Да и просто он будет необходим для того что бы закрепить территорию за собой. Без такого флота все притензии России на арктический шельa выглядят, мягко говоря необоснованными.

За Ваше мнение, я готов перегрызть Вам глотку, но за Ваше право его высказать - я отдам свою жизнь.

Вольтер

Aley's picture
Submitted by Aley on ср, 18/01/2012 - 20:31.

 Без такого флота все притензии России на арктический шельa выглядят, мягко говоря необоснованными.

Здесь я совершенно с вами согласен. Но вот вопрос: что охранять и чем охранять?

Если наступит долгожданное глобальное потепление, полярные льды летом будут таять, а за зиму смогут стать только однолетними, появление добывающих платформ может иметь смысл. В противном случае многолетний лед повалит (или срежет, что то же самое) любую платформу. Возможно появление подводных станций, но на мелководье они тоже окажутся под воздействием глубоко сидящих льдов.

При растаявшем или покрытом только однолетними льдами океане, можно осуществлять задачу прикрытия обычными военными кораблями, при содействии ледоколов, но здесь вступают в силу все те же факторы о которых я уже писал.

G1359's picture
Submitted by G1359 on Tue, 17/01/2012 - 19:11.

На мой взгляд, Вы не правы:

1) Ледоколы всё больше и больше будут брать на себя функции ДРЛО и РЭБ;

2) На другой ветке я предлагаю, чтобы они взяли на себя функции:

-аэродром подскока;

-носитель глубоководного аппарата-спасателя.

3) Методы проводки ПЛ здесь не обговариваю...

Всё идёт по кругу, но с шагом наверх...

Aley's picture
Submitted by Aley on Tue, 17/01/2012 - 20:15.

 Ледоколы всё больше и больше будут брать на себя функции ДРЛО и РЭБ;

Хотите вынести радиолокационный дозор к американскому континенту?

Под удар авиации противника?

-аэродром подскока;

Вы себе размеры такого аэродрома представляете? И сможете обеспечить прочность его корпуса, что бы лед мог колоть?

-носитель глубоководного аппарата-спасателя.

Для этого есть подводные лодки.

G1359's picture
Submitted by G1359 on вс, 05/02/2012 - 10:34.

Хотите вынести радиолокационный дозор к американскому континенту?

Нет. Хочу лишь обратить внимание на известное физическое явление:

сигнал РЛС ослабляется не менее чем ВДВОЕ, пройдя путь от источника к цели и обратно.

Поэтому средства РТР "видят" супостата РАНЬШЕ.

А дальше пошла тактика и применение БСФ.

Всё идёт по кругу, но с шагом наверх...

G1359's picture
Submitted by G1359 on Mon, 16/01/2012 - 11:11.

 Строил:

http://lib.rus.ec/b/286607/read

Но надо идти вровень и с такими корабликами:

http://www.polarpost.ru/articles/Ships/Norge/Svalbard/w303.html

 

 

 

Всё идёт по кругу, но с шагом наверх...

Имперец's picture
Submitted by Имперец on вс, 15/01/2012 - 20:02.

 А. Лазарчук "Все способные, держать оружие". Атомный ледокольный авианосец "Адмирал Колчак"

 Не бывает плохих и хороших народов. Бывают плохие и хорошие люди.

Aley's picture
Submitted by Aley on вс, 15/01/2012 - 20:05.

  А. Лазарчук "Все способные, держать оружие". Атомный ледокольный авианосец "Адмирал Колчак"

Ну это меня просто убило. Честно говоря столь уважаемый мной Лазарчук в кораблях разбирается как.. В "Транквилиуме" тоже здорово.

Aley's picture
Submitted by Aley on вс, 15/01/2012 - 18:31.

 А почему СССР ни когда не строил боевых ледоколов. Были ли проекты?

На ледоколах типа "Арктика" вооружение в условиях войны было запроектировано. Точно не помню, но по моему - 130 мм установки со щитами. + зенитная мелочь.