Дуэль Пушкинъ - Лермонтовъ

Dec 1 2015
+
16
-

Уважаемые коллеги.

Прошу простить меня за эту статью, опыт написания рецензии на фильм у меня даже не околонулевой, а отрицательный. Тем не менее, рискну, уж больно тема благодатная. Фильм этот имеет самое прямое отношение к нашему сайту, так как снят в жанре альтернативной истории. Зная печальную историю отечественного кинопопаданчества («Мы из будущего» и «Туман») я настроился на очередную лжеисторическую клюкву с толпой всезнающих и всеумеющих попаданцев и был приятно удивлен. Попаданцев там нет, от слова совсем. Фильм называется «Дуэль. Пушкинъ – Лермонтовъ». Фильм идет почти два часа. Не сказать, что он смотриться на одном дыхании, тем не менее выглядит вполне достойно. Пожалуй самое главное в этом фильме, что несмотря на всю свою альтернативность, он снят с огромной любовью к главным героям, а режиссеру удачно удалось избежать того что мы знаем как безруковщина и михалковщина. А кто же в этом фильме главные герои. Как видно из названия фильма это «наше все Пушкин» и «почти все» Лермонтов.

Фильм начинается с 1857г. «Простите - спросите Вы, а причем здесь Пушкин и Лермонтов. Они вроде бы уже того». Так в этом и есть главная интрига. Да, Россия, но Россия совершено иная. Нам неизвестная. В этой альтернативной реальности, Россия, каким-то невероятным образом выиграла Крымскую войну. В этой России, Пушкин не погиб на дуэли в 1837г., а благополучно дожил до 1857г. В этой России, очаровательнейшая Наталья Николаевна Пушкина, раз в год ездит на одну ей известную могилу, где покоиться Дантес, убитый на дуэли её мужем. В этой России смерть обошла, стороной и Лермонтова. И наконец, в этой России не погиб в 1829г. году другой великий тезка Александра Сергеевича – А.С. Грибоедов, отличившийся на дипломатическом поприще. В этой реальности А.С. Грибоедов задумывает второе издание своего «Горя от ума» - «Дым отечества», в которой Чацкий, через 20 лет возвращается в Россию, и находит, что в ней ничего не изменилось. В конце концов, он снова уезжает за границу, прихватив с собой Софью. В этой России полковник Мартынов, отличился в Севастополе. Вот такая странная эта Россия. Жив и император Николай I. Именно он поручает Пушкину написать многотомную «Историю дома Романовых».
В этой реальности Пушкин богат, знаменит и издаваем, но увы бесплоден. Нет, не физически, а литературно. Последнее его произведение, наделавшее шум в свете, это «Ода на смерть Нахимова». Написанная им в двух экземплярах. Классическая верноподданническая и более крамольная для близких друзей. Тем не менее Николай I о них знает и одобряет обе версии. А вот майор, да-да, майор М.Ю. Лермонтов, отличившийся на бастионах Севастополя, наоборот ни особой славой, и денежными успехами похвастаться не может. Стихи его никто не печатает, в свете они не приняты, а карты окончательно пробили брешь в его финансах. Вот в таких печальных обстоятельствах Пушкин предлагает стать Лермонтову соавтором, заказанного ему труда о доме Романовых. Лермонтов посещает дом Пушкина и сначала собирается приударить за старшей дочерью Пушкина – Машей, но затем влюбляется в младшую Наташу. Пушкин и Лермонтов постоянно пикируются и дело доходит до дуэли, впрочем, окончившийся ничем. Пушкин умрет в 1865 г. в Михайловском. Майор Лермонтов погибнет в 1860г. под Палермо, сражаясь за Гарибальди. А многотомный труд «История дома Романовых» будет закончен в 1863г. Булгариным под редакцией князя Вяземского.
Что хочется отметить. Фильм смотриться довольно легко. Удивляют стихи, стилизованные под Пушкина и Лермонтова, очень удивила и порадовала литературная дуэль Пушкина и Лермонтова на балу. Впечатление от фильма светлое и приятное, как в теплый, солнечный, осенний день. Фильм снял режиссер Денис Банников и малоизвестная студия «Храбрый кролик» (Brave Rabbit). Несмотря на малобюджетность, фильм получился. Снимался он в интерьерах Крымских дворцов, а в немногочисленных батальных сценах обороны Севастополя (воспоминания Лермонтова), снимались крымские реконструкторы.

Что касается актеров. Актеры в картине были задействованы малоизвестные, некоторые с полумертвой Ялтинской киностудии. Тем не менее, игра их смотрится вполне достойно. Очень хорош актер Александр Карпов в роли Пушкина, он играет престарелого, страдающего подагрой, желчного 57-летнего старика. Но, даже в свои 57 лет такой Пушкин вполне может волновать сердца дам. Он остроумен, изящен и гениален. Поначалу мне был непонятен и не понравился Лермонтов, казалось, что актер Геннадий Яковлев провалил, свою роль. Как можно так играть изящнейшего Лермонтова. И только потом я понял, что актер играет уже побитого жизнью, немолодого, проигравшегося в пух и прах майора Николаевского времени. Это не салонный Лермонтов, а самый, что ни на есть настоящий. Из актрис можно отметить игру актрисы Марии Баевой, сыгравший дочь А.С. Пушкина – Наталью Александровну. Из провалов можно отметить игру актрисы Светланы Агафошиной (Наталья Николаевна Пушкина-Гончарова). Боюсь, что в такую Наталью Николаевну Пушкин, вряд ли влюбился.

Вообщем, всем соскучившимся по хорошему костюмированному кино, в жанре альтернативной истории, в котором актеры, говорят на правильном русском, литературном языке советую смотреть. Сразу оговорюсь, ни чернухи, ни порнухи, ни очернения нашей истории Вы в этом фильме не найдете. Режиссер, несмотря на эксперимент с изменением истории, обошелся с материалом, чрезвычайно бережно. А пикантность фильму придает здоровая доля патриотизма. Поэтому всем коллегам, кто решит посмотреть это кино, желаю ХОРОШЕГО ПРОСМОТРА.

                                                                         С уважением Андрей Толстой

видео http://kinoprice.ru/13387-duel-pushkin-lermontov-2014.html

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 01/12/2015 - 14:02.

Уважаемые модераторы,

И да, самое главное, забыл Вас поблагодарить за вставленную ссылку на видео. сам я вставлять видео не умею, да и опасался по понятным причинам. Еще раз, большое спасибо за ссылку на видео.

                                                  С уважением Андрей Толстой

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Tue, 01/12/2015 - 12:41.

Спасибо, какнить надо будет посмотреть. Рецензия кстати, написана очень хорошо. Только "безруковщина" и "михалковщина" как-то напрягают... Гениальные работы есть и у того и у другого. Я же лично, стою на позиции - даже одна гениальная работа легко прощает всю прочую халтуру.

С уважением, Ансар.

р.с. Касательно Пушкина. Сам волочился за бабами налево и направо, а стоило кому-то за его жёнушкой ухвастнуть - дюэль! ИМХО - с таким характером - он однозначно до старости не дожил бы. С Лермонтовым сложнее - но, его комплексы и его рано или поздно сгубили бы.

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Tue, 01/12/2015 - 14:35.

Касательно Пушкина. Сам волочился за бабами налево и направо, а стоило кому-то за его жёнушкой ухвастнуть - дюэль! 

Тут, еще личность ухвастнувшего роль сыграла, повторюсь кто такие Дантес с Гекереном весь Питер знал. Ну и темперамент конечно...

Кстати ЕМНИП это шестая дуэль Пушкина. просто даже полный отморозок Толстой-американец понимал кто такой Пушкин и пальнул в сторону, а тут это франко-голандское чудо. 

Что до наших кинодеятелей, то мне грешным делом и Безруков и Хабенский и прочие нравятся как актеры... но кое кого немножко много на экране и это рано или поздно сыграет злую шутку с ним.

А Михалков ... он классик, но к сожалению понял это и ... все. Ремесло хорошо знает, а вот чего то нехватает.

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on ср, 02/12/2015 - 18:11.

Совершенно согласен!

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 01/12/2015 - 13:55.

Уважаемый коллега, Ansar02,

Спасибо за комментарий, мне он очень интересен. Насчет "Михалковщины" могу поспорить, его последние работы за гранью добра и зла. Начиная с "Сибирского цирюльника" и кончая "Предстоянием" и "Цитаделью". А вот насчет Безрукова, согласен, тут не все однозначно. Безруков меня приятно удивил в "Высоцком. Спасибо. что живой", тут можно обоснованно сказать "гений сыграл гения". Очень неплохо Безруков сыграл в "Есенине". Но все его остальные работы включая Пушкина и Христа в "Мастере и Маргарите" ни об чем. Возможно его извиняет, то что тогда он был слишком молод и не набрался достаточного актерского опыта. Брался за роли которые не мог поднять. Впочем это только мое мнение и я не настаиваю на "истине в последней инстанции".

И если могу дать Вам совет, обязательно посмотрите, не пожалеете.

                                                                   С уважением Андрей Толстой

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Tue, 01/12/2015 - 11:06.

Надо бы досмотреть до конца... Лицитиса давно не видел:)))

Все же любовная история Дантеса и Натальи Николаевны вызывает у меня некое нехорошее отношение. Уж больно любят разные личности вроде Арбатовой (или как там ее) мазануть грязью гения. А разные постредственности читают и радуются, "каков классик. так же мелок как мы, так же грязен и жена у него такая же".

Нет, я конечно в курсе что он женился на сестре Натальи Николаевне (которую никто за муж не брал) и детей с ней нажил, но весь Петербург был в курсе какого рода он "сын" Гекерену.

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Tue, 01/12/2015 - 11:58.

Уважаемый коллега, st.matros,

Насчет того, что у Дантеса с Натальей Николаевной, что-то было, это вряд ли, но то, что он её домогался, однозначно. Кроме того есть свидетельства, о том что господь, что-то дав прекраснейшей Наталье Николаевне, у неё, что-то и отобрал, и это не красота. Так, что её могли просто подставить, использовав втемную. Что же касается, что она ходит на могилу Дантеса, так Вы же наверняка знаете, про русскую бабью жалость. А тут ещё и чувство вины, как же "мальчик" погиб вроде бы из-за неё. Даже в тот век дуэлей, количество красавцев застреленных из-за дам было ничтожно мало. Чаще всего стрелялись из-за оскорблений, эпиграмм и даже политических взглядов, но никак не из-за женщин. Поэтому гибель молодого красавца, вполне могла польстить самолюбию Натальи Николаевны. Вот из ложного чувства жалости и вины, а так же удовлетворенного самолюбия, вполне могла ходить на могилку Дантеса, тем более что Пушкину теперь ничего не грозило. Ну а с учетом, что это фильм по альтернативной истории. все возможно.

И таки да Арнис в роли Берга, как всегда на высоте, вот, что значит советская школа актера :))))))

                                                           С уважением Андрей Толстой

                                   

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Tue, 01/12/2015 - 14:26.

Даже в тот век дуэлей, количество красавцев застреленных из-за дам было ничтожно мало.

Вспомнился клип "Белого Орла" после которого "хруст французской булки" стал нарицательным. Мы с моей тогдашней подругой поспорили кто та девушка из за которой дуэль. Она что жена, а я что дочь ибо из за жены только такой олух как толстовский П.Безухов стал бы стрелятся.

Ну а с учетом, что это фильм по альтернативной истории. все возможно.

Досмотреть времени нет... ну, с костюмерами понятно, фильм бюджетный, висит мундир на флигель-адьютанте как черт знает что, ну что поделаешь. А вот то что граф Бенкендорф (умерший в 1844)  с бородой аля ранний АлександрIII (отрасти не успела) как то нехорошо...

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте

st.matros's picture
Submitted by st.matros on Tue, 01/12/2015 - 10:48.

МОДЕРАТОР

старший матрос на флоте как генерал в пехоте