12
1

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Содержание:

Трагедия 1941 года не даёт покоя любителям альтернативной истории. «Если немного поменять танковый парк РККА, удалось бы развернуть ситуацию в нашу пользу», — считают они. WARНЕAD.SU собрал самые популярные в Сети и в художественной литературе альтернативы и расставил всё по местам.

1. Т-28 навсегда

Альтернативщикам очень нравится оптимизировать советское танкостроение предвоенных и военных времён. Популярна идея не строить новые Т-34 и КВ, а вместо этого модернизировать какую-то старую машину. И тут больше всего внимания достаётся танку Т-28. Творят с ним всякое непотребство постоянно.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Испытание торсионной подвески на Т-28 в 1939 году

Начинают обычно с установки вместо пулемётных башенок наклонной бронеплиты. По мнению авторов, это доведёт защиту Т-28 во лбу до уровня Т-34, а то и больше, — ведь можно поставить плиту не 45-мм толщины, а, например, 60-мм. Тут же вспоминают об опытах с установкой 85-мм пушки в башню Т‑28.

И вот у Красной армии на 1941 год танк круче Т-34, а главное — массовый.

Не надо мучительно осваивать новые машины, можно продолжать уже давно налаженное производство. Году так к 42-му стоит сменить танку подвеску, ведь был же прототип с торсионной подвеской. Под это ставим новую башню с пушкой минимум 100 мм и более эффективный двигатель. Так самое позднее в 1943 году у Красной армии будет танк уровня Т-44 или первых «центурионов».

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Ещё один источник вдохновения для фантазёров — проект немного укороченного Т-28 с подвеской от Т-35

Понятно, что все эти фантазии в реальности смысла не имеют. Даже кажущаяся незначительной замена пулемётных башенок на наклонную броню на деле по сложности не уступит освоению нового танка. Пушка 85 мм в обычную башню лезет только как макет. Чтобы из неё стрелять, надо увеличить погон, а значит переделать минимум половину корпуса. Ровно то же и с новой подвеской, и с другими «простыми» модернизациями. При этом остаются архаичная конструкция и множество старых недостатков машины. И чем тратить время на натягивание Т-28 на глобус супертанка, проще приложить немного больше усилий и поставить в серию принципиально новую бронеединицу. Её освоение займёт не больше времени, чем освоение супер-Т-28.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

И это тоже Т-28. Как ОБТ 50-х годов

вернуться к меню ↑

2. Нужно больше САУ

Советские танковые армады не дают покоя неравнодушным людям. Так много танков — и такая незавидная судьба. Понятно, что воевать с немцами на равных парком БТ-7 и Т-26 уже сложно. Поэтому альтернативщики выдвигают «революционную» идею — переделать все старые танки в самоходки и бронетранспортёры. Длинноствольную 57-мм пушку потащит БТ, 85-мм — уже Т-26, из Т-28 собираем аналог Су-152. Как результат — тысячи наших САУ громят немецкий блицкриг, и Красная армия переходит в контратаку на БТР и БМП из старых танков и с поддержкой ЗСУ и гаубичных самоходок на их же базе.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Сделать АТ-1 из существующего Т-26 совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд

Картина, конечно, красивая, но опять не совсем реалистичная. Мы даже не говорим о том, что установить мощную пушку на шасси старого лёгкого танка — задача нетривиальная. Переделать уже имеющийся танк в САУ просто так практически невозможно. Зачастую проще собрать новую самоходку — и сделать это без мощностей танковых заводов нельзя. А они заняты выпуском современной бронетехники. И непонятно, то ли авторы предлагают возобновить выпуск шасси Т-26 и БТ, то ли загрузить заводы переделкой изношенных танков.

С переделкой в БТР те же проблемы. Оба решения имеют один итог — начало войны РККА встретила бы без новых танков и с небольшим количеством очень уязвимых и малоподвижных самоходок и бронетранспортёров.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

САУ на шасси БТ-7

вернуться к меню ↑

3. Прыжок в ОБТ

Зачем тратить лишнее время и выпускать массово Т-34? Ведь всем известно, что Т-44 — это очень глубокое развитие «тридцатьчетвёрки». В серию в 1941 году надо ставить именно их, ну или хотя бы Т-34 со всеми «нужными» изменениями — торсионной подвеской, 100-мм орудием, увеличенной бронёй или полусферической башней. Так делает чуть ли не каждый попаданец на Великую Отечественную — не могут же столько авторов ошибаться?

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Болгарская огневая точка из корпуса Т-34 с башней Т-62 больше всего напоминает подобные фантазии

Конечно же могут! Да, попаданец, используя свои знания, расскажет о всех этих улучшениях (хотя на самом деле конструкторы о них и так догадывались). Но для освоения новшеств должна серьёзно измениться и промышленность: надо получить новые станки по ленд-лизу, накопить опыт массового выпуска Т-34 и научиться лить броню. Всё это требует времени. Собирать же Т-44, или тем более Т-54, без всего этого или просто невозможно, или партии будут в пару десятков танков в год.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

ОБТ из Т-34

вернуться к меню ↑

4. Количество и ещё раз количество!

«Танков у СССР было слишком мало. Нет, стареньких БТ и Т-26 — понятно, хватало. А современных машин типа Т-34… Вот если бы был новый массовый лёгкий танк, тогда бы мы немцам показали».

Например, стоит обратить внимание на знаменитый «автострадный агрессор» А-20. Ну и что, что 45-мм пушка, — её против немцев хватит, да и брони на 1941 год много не надо. Зато А-20 можно раньше начать производить и к 1941 году накопить большой танкопарк. И проблемы Т-34 решать не надо.

Другой вариант — кинуть все ресурсы на создание замены для Т-26 и получить Т-50 или его аналог пораньше, а там уже наплодить танк в количествах. Позже, в 1942 году, можно довести А-20/Т-50 до уровня Т-34, а в 1944 году и до Т-34-85!

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Любимый многими альтернативщиками А-20. Якобы из него можно было сделать советский Пз.3!

К сожалению, далеко не всё на войне зависит от количества оружия. На западной границе в 1941 году было достаточно современных танков, но победить это не помогло. Немцы на тот период лучше управляли подвижными соединениями, у них лучше была поставлена разведка. Это и многое другое и позволяло им бить советские части. Может быть, большее количество лёгких машин нанесло бы им больше потерь. А может, и наоборот — лёгкие танки показали бы себя сильно хуже. В любом случае уже к 1942 году модернизационный потенциал подобных машин оказался бы исчерпан и промышленности пришлось бы спешно осваивать более тяжёлую и сложную машину, что могло привести к серьёзным проблемам.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Глубокая модернизация лёгкого танка Т-50

вернуться к меню ↑

5. Сверхтяжёлый ответ

Т-100/СМК, КВ-4 и КВ-5 — предвоенная РККА была славна проектами тяжёлых и очень тяжёлых танков. Многие видят именно в них спасительную альтернативу. Сверхтяжёлые монстры смяли бы нелепые «пазики» Третьего рейха и проложили бы СССР путь к победе.

Кто-то предлагает не терять время и делать подобных монстров сразу на базе Т-35. Это идея очень похожа на историю с Т-28 — выкидываем дополнительные башни, ставим наклонную броню и башню с пушкой побольше. Другие говорят, что вместо «простого» КВ надо было ставить в серию сразу что-то большое. Желательно КВ-3, а то и крупнее. Как раз к 1941 году успеют освоить.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Вершина советского «монстро-рисования» сверхтяжёлый танк КВ-5

Данная альтернатива, наверное, самая непопулярная из нашей пятёрки. Сверхтяжёлый танк — это, конечно, круто, но проблемы с подвижностью и надёжностью были даже у «лёгких» КВ. Да и сами немцы каких-то значительных проблем с истреблением тяжёлых машин не испытывали. Со времён французской кампании такие танки били авиацией, применяли зенитки и тяжёлую артиллерию, а иногда уничтожали и просто пехотой. Ровно так же, как сточили предвоенные запасы КВ, сточили бы и куда меньшее количество сверхтяжёлых машин. Вот только если КВ удалось выпускать массово в военных условиях, с более тяжёлыми машинами это могло и не сработать.

Броней по «блитцкригу»: пять танковых альтернатив 1941 года

Сверхтяжёлый танк из Т-35

Итог не самый вдохновляющий. Большинство популярных идей не то что не несут пользы — они даже вредны. Возможно, было какое-то решение, способное сгладить некоторые углы в развитии танковой промышленности и чуть улучшить ситуацию. Но, как ни грустно это признавать, картину в целом оно никак не изменило бы.

——————————————————————-
Замецки

Стакан наполовину пуст — но он и наполовину полон. Все же не надо забывать, что советские танковые войска ценой страшных мучений и потоков крови остановили противника, а затем и начали наносить ему поражения тем несовершенным арсеналом, который у них был в реальности.
——————————————————————-

А если вам самим хочется «порулить» альтернативной историей танкостроения, лучше всего это делать в игре World of Tanks. На полях её сражений можно не только посмотреть, как показал бы себя А-20, АТ-1 или даже КВ-3 и КВ-4, но и поиграть с различными вариантами башен и орудий для них.

источник: https://warhead.su/2019/05/27/bronyoy-po-blitskrigu-5-tankovyh-alternativ-1941go

35
Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
11 Цепочка комментария
24 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
13 Авторы комментариев
dragon.nurДмитрий ЧумовzKILAzdragon .nurСергей Сталк Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
byakin

забыл добавить: все рисунки в статье с сайта АИ

NF

И тех танков, которые реально имелись в РККА на 22.06.1941 года, вполне могли бы обойтись не смотря на все многочисленные недостатки этих танков. Надо было лишь по уму использовать РККА. А не как в басне про лебедя, рака и щуку.

Ogre

Надо было лишь по уму использовать РККА

По-уму, это как, коллега? Не могли бы вы развернуть идею?

byakin

По-уму, это как, коллега? Не могли бы вы развернуть идею?

я, разумеется, не наш уважаемый коллега NF, но частично смогу ответить. имхо пользуясь послезнанием

1) не нужно было создавать громоздкие и малоуправляемые мехкорпуса, а вместо них оставить старые танковые бригады, добавив им полки мотопехоты, артиллерийские полки, саперные, усиленные ремонтные и связные части. т.е. довести бригады до фактически танковых дивизий;
2) мобилизованную осенью 1939 года не демобилизовывать и держать у границы по штатам военного времени.

имхо даже этих двух пунктов будет достаточно, чтобы избежать катастрофы 1941 года

Ogre

Хорошо, коллега, убираем чехарду в АБТ, а чем будем компенсировать общее 3-хкратное превосходство агрессора в численности войск, снабжении, транспорте и связи?

byakin

а чем будем компенсировать общее 3-хкратное превосходство агрессора в численности войск, снабжении, транспорте и связи?

по поводу численности — как я написал выше армию, которая была отмобилизована перед освободительным походом, демобилизовыввать не будем.
снабжение — хотелось бы по-подробнее,
транспорт и связь — имхо мобилизация в гражданской сфере (как слышал недавно исаева довоенный ссср был страной грузовиков — около 1 млн. машин) и закупки за рубежом.

имхо все это, разумеется, не претендует на истину в последней инстанции и представляет собой самые грубые наброски.

Ogre

по поводу численности — как я написал выше армию, которая была отмобилизована перед освободительным походом, демобилизовыввать не будем.

Имхо, вместе с мобилизованными запасниками +- 500 000, при этом не сказать что все части и соединения были полнокровны и оснащены ТИВ.

транспорт — имхо мобилизация в гражданской сфере

допустим, без коллапса тылового снабжения мы изымем из нархоза полмиллиона полуторок, это против минимум 600 тыс. райхопейских трёхтонок.

и связь

а тут совсем грустно, мало того что обеспечение самими РС войск менее половины, так ещё и пользоваться радиосвязью командиры в массе не умеют.

ПыСы.:
Строго ИМХО, в качестве обмена мнениями с целью выяснить, что я упустил.

byakin

а тут совсем грустно, мало того что обеспечение самими РС войск менее половины, так ещё и пользоваться радиосвязью командиры в массе не умеют.

увы да. на том же вархеде по этому вопросу самое серьезное обсуждение

А заодно донес бы и легкий способ развития советской радиоэлектронной промышленности в стране, где такая отрасль 10 лет назад отсутствовала практически вообще. Или иной способ достать эти тысячи танковых раций.

первый пост в той ветке.

зы забыл добавить — перевести промышленность на военное положение и гнать производство для дооснащения армии + моб запас

maksim korotkij

Мехкорпуса обр. 1941 г. не предназначались для самостоятельных действий. На это указывает , например , неукомплектованость оперативных отделов их управлений . Мехкорпуса играли роль МТС , базы бронетехники , которые формировали дивизионные или полковые танковые и мотострелковые группы , предназначенные для нанесения контрударов на коротком плече . Ввиду малой оснащенности автотранспортом говорить о каких-то глубоких операциях невозможно. Практически — для удара на одной заправке и одним боекомплектом . Отсюда , кстати , такое внимание к дизельным двигателям и возимому боекоплекту.
Корпуса должны были сгореть , прикрывая мобилизацию и эвакуацию.

NF

Во первых соединия РККА расположенные в западной части страны, те примерно на удалении до 400-500 от границы не нужно было разделить на 3 эшелона как это было сделано в реальности. Лучше всего было бы их расположить вместе где то на линии старой госграницы или не много западнее старой границы-это позволило бы быстро создать сплошную линию обороны, не перемещать на большое расстояние сразу большое количество часте и содинений РККА и наносить контрудары с помощью своих подвижных соединений,а не бросать их наобум к западной границе СССР. Часть подвижных частей выдвинуть ближе к границе с такми расчетом, чтобы эти части могли помоть отойти к основным силам РККА хоть какой то части советских пограничников. Эти пограничники по любому попадали под удар немцев, но пограничники и передовые части РККА отступая могли хотя бы передавать информацию о преследующем их противнике включая и авиацию противника. При разумном подходе основные силы авиации РККА так же расположенные неподалеку от основных сил РККА у западной границы СССР получали дополнительные 15-20 и более минут на то, чтобы поднять в небо основную часть своих самолётов после того, как крупные силы авиации Германии пересекли границу СССР. Тоже самое касается и складов с ГСМ, боеприпасы и с прочим имущиествм. Следовало обеспечить эти соединения необходимым… Подробнее »

byakin

зы

Станислав Гунин
сегодня, 09:47
Приветствуя общий подход к раскатыванию паровым катком влажных фонтазии инвалидов-альтернативщиков (причем в основном с сайта бороды), долженпризнать, что статья слабая и поверхностная. А некоторые выводы как минимум неоднозначны — к примеру про САУ, где взята некая геволюционная идея, доведена до абсурда и типа опровергнута

На то что Вадимке, ансарчкгу и прочим котятам по губам поводили?))

.
хотелось бы узнать, что это за гунин
comment image

https://warhead.su/user/73170
https://vk.com/id3969208
https://valet.ru/user/3969208/

и чем ему на сайте АИ прошлись по первичным половым признакам

Ansar02

Похоже, какой-то обиженный жизнью чмошник.

byakin

имхо скорее всего попытался что-то сделать свое, но получилось неважно.

зы этот станислав зачем-то потер фотки со своей страницы вконтакте и скрыл год рождения 1988

byakin

ззы

Это разумный подход, но проблемы РККА были слишком комплексные, что бы решить их просто. От того и ищут авторы радикальные решения, что бы переломить 41-ый.

наш коллега юрокер не совсем прав. на моей памяти никто на сайте АИ не планировал разгромить в 41-м немцев и вследующем году взять берлин. напротив во многих АИ заклепками, роялями типа мобилизации все сводилось к сокращению войны на несколько месяцев — на год и задержке немцев в 1941-м в километрах 150-200 от питера и москвы

зззы опять же сошлюсь на исаева. в передаче про ленд-лиз он упомянул, что для нас котлы 1941 года это «круги ада»(с) и «ужас-ужас-ужас», а с точки зрения союзников мы довольно неплохо держались, т.к. по всем предвоенным прогнозам немцы нас должны были давным давно в асфальт закатать

Wasa

Я там задал вопрос есть ли в обсуждении наши.

byakin

Я там задал вопрос есть ли в обсуждении наши.

уважаемый коллега, вы там выступаете как Вячеслав Васильевич?
https://warhead.su/user/56920
не узнал вас в гриме. smile

Wasa

Ну мое имя как бы не было секретом.

byakin

ну я не знал.
уважаемый коллега, вы можете выложить на вархеде ответ ансара?

Wasa

Ну если он сам попросит, то конечно. Не могу я без его ведома.

Wasa

Кстати Гунин это читает.

byakin

Кстати Гунин это читает.

я знаю, он меня уже неоднократно упомянул

Ansar02

Ну да. Знакомый приём. Самый простой способ показать, какой ты «самый умный» — это приписать оппонентам массу глупостей и азартно их опровергать. Были тут, какие «специалисты»… раздували щёки… Теперь по пунктам: 1. «Популярна идея не строить новые Т-34 и КВ, а вместо этого модернизировать какую-то старую машину.» Популярна где? «Огласите весь список, пжалста…» Вот ведь идиоты! Да? 2. «Поэтому альтернативщики выдвигают «революционную» идею — переделать все старые танки в самоходки и бронетранспортёры.» Так прямо все скопом альтернативщики и требуют переделки прямо всех старых танков? Ну тупые….! 3. «Зачем тратить лишнее время и выпускать массово Т-34? Ведь всем известно, что Т-44 — это очень глубокое развитие «тридцатьчетвёрки». В серию в 1941 году надо ставить именно их, ну или хотя бы Т-34 со всеми «нужными» изменениями …» Я лично, знаю(знал) только одного «альтернативщика» продвигавшего идею, вместо Т-34, форсированно осваивать Т-34М. 4. «Например, стоит обратить внимание на знаменитый «автострадный агрессор» А-20.» Кто это предлагал? «Имя сестра!» Да, на сайте был ОДИН, всё тот же «альтернативщик», предлагавший штамповать… А-32. Про А-20 — это что-то новое. Откель «дровишки»? 5. «Т-100/СМК, КВ-4 и КВ-5 — предвоенная РККА была славна проектами тяжёлых и очень тяжёлых танков. Многие видят именно в них спасительную альтернативу. Сверхтяжёлые монстры смяли бы… Подробнее »

КосмонавтДмитрий

Трагедия 1941 года не даёт покоя любителям альтернативной истории.
да. есть такое дело. и мне она не дает покоя тоже

«Если немного поменять танковый парк РККА, удалось бы развернуть ситуацию в нашу пользу», — считают они.

тут не согласен. напротив нигде не читал о таком мнении. буду рад почитать. В действительности у трагедии 1941 года очень много причин

Дмитрий Чумов

со многими идеями статьи согласен.(а со многими нет). ИМХО начинать надо с середины 30-х — нужен высокооборотный дизель 300 л.с. для танков,тягачей, САУ и ГРУЗОВИКОВ(что должно прилично повысить манёвренные способности РККА). И если бы КБ сосредоточились именно на этой работе то к 1940-му такой дизель у нас бы был у нас в производстве(и даже с уже устранёнными детскими болезнями). ИМХО всё-таки рядный шестицилиндровый В-4 проще в производстве чем V-образный В-2… Кроме грузовиков(высокой проходимости и грузоподъёмности) я бы предложил сосредоточиться не на танках а именно на САУ — штурмовых орудиях с 76мм пушкой и СПТП с 57мм орудием. Причём не обязательно сразу делать эти пушки с предельными параметрами. Можно в штурмовом орудии иметь 76 пушку с баллистикой полковушки Грабина типа Ф-24, а в СПТП не ЗиС-2, а пушку попроще — ИС-1 того же Грабина(Можно и ЗСУ-23-2 на этой же платформе для механизированных войск сваять…). Их вполне хватит на первый год войны…База самоходок естественно Т-50… К тому же выпуск более конструктивно простых самоходок будет значительно повышен по сравнению с танками. Эти самоходки сводить в армейские/фронтовые ДШБр и ПТБр. ОБТ тоже надо делать. На базе КВ!(КВ-13? КВ-85?). Только двигателей для платформы ОБТ понадобится ДВА(от тех же самоходок — ЕМНИП на «Шерманах» М4А2 такие… Подробнее »

dragon.nur

Скажите, пожалуйста, а какой грузовик вы планируете сделать с 300-сильным мотором? Это, извините, по современным меркам довольно крупный тягач, чем он поможет РККА? Особенно, если учесть, что во всей стране советской острая нехватка автомобильной резины. Это не на грузовик двигатель, а на недо-Ворошиловец, скорее.

Дмитрий Чумов

грузовик типа «Камаз» или «Урал» smile ! Дефорсировать танковый движок 300 л.с. и как раз подойдёт. Артиллерию таскать… Армейскую/фронтовую…Много и не потребуется…

dragon.nur

Т.е. сугубую фантазию. Понятно, вычёркиваем

Сергей Сталк

Ну, вот… Пришёл и всё опошлил!

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить