Артиллерия Европы в 1505–1515 годах. Часть 1

17
7
Артиллерия Европы в 1505–1515 годах. Часть 1

Артиллерия Европы в 1505–1515 годах. Часть 1

Содержание:

Крупнейшие конфликты с участием европейских государств в первые десятилетия XVI века — это Итальянские войны, борьба за земли Руси, отражение турецкого вторжения, а также первые колониальные войны за пределами континента. Артиллерийская «гонка вооружений» в этот период делает уверенный поворот в сторону увеличения мобильности артиллерийских орудий. Огромные бомбарды XV века постепенно уходят в прошлое, как и примитивные ковано-сварные орудия.

Битвы и осады

Осады Пизы в 1500 и 1505 годах предпринимаются Флоренцией после того, как город выходит из-под флорентийского владычества в 1495 году. Обе осады оканчиваются неудачей, и флорентийцы — с согласия французского и испанского королей, купленных за 100 и 50 тысяч флоринов соответственно, организуют блокаду Пизы. Они полностью отрезают подвоз продовольствия и дважды в год уничтожают урожай на прилегающих полях. Пиза сдаётся в 1509 году.

В этих осадах применяется и становится известной так называемая «пизанская стена» — вторая, внутренняя стена, возводимая внутри крепости на опасных направлениях, не слишком далеко и не слишком близко от внешней, с широким рвом в промежутке.

Северная Италия и места некоторых событий войн Лиг и других итальянских войн

Северная Италия и места некоторых событий войн Лиг и других итальянских войн

Бой у Малабарского берега (начало 1503 года). Эскадра Васко да Гамы встретилась здесь с существенно превосходящим её по численности индо-арабским флотом. Да Гама разделяет свои корабли на два отряда. Первый из них состоит из лёгких каравелл, вооружённых тяжёлыми орудиями, второй включает тяжёлые корабли (каракки). Каравелльный отряд, пользуясь превосходной манёвренностью, совершает быстрый охват противника и наносит ему большой урон орудийным огнём. Отряд крупных кораблей завершает разгром. Бой

«кладёт начало столетию португальского господства в Индийском океане и делает из мелкого королевства сверхдержаву» (Гильмартин).

Осада Генуи (1507 год). По сути дела, карательная экспедиция Людовика XII, направленная против попытки Генуи выйти из-под французского контроля. Полное неравенство сил делает невозможным для генуэзцев серьёзное сопротивление армии французского короля, которая насчитывает 20 тысяч человек.

Французы имеют «60 больших орудий, из которых 20 усиленных пушек [курто?] и 12 двойных [двойных курто?] и 500 гаковниц (hacquebuttes à crochets), пороху и ядер взято на полгода, 27 пушкарей штатных и сверхштатных, и две с половиной тысячи французских сапёров (pionniers françois), лучших, какие нашлись в Бретани».

В кратковременной осаде Генуи французы используют «6 больших пушек, называемых серпентины… 4 неправильные кулеврины [batardes], 9 средних [кулеврин], 8 фальконов, 50 гаковниц на станках». Попытка генуэзцев остановить продвижение французов на оборонительной позиции на горе Промонторио успеха не имеет. Французы обходят позицию и устанавливают два орудия с фланга. Обстрел заставляет пехоту отступить, после чего всё генуэзское войско обращается в бегство.

Битва при Аньяделло на барельефе мавзолея Людовика XII. Одно из первых сражений, в изображении которого появляются «ряды орудий» [здесь — венецианских]

Битва при Аньяделло на барельефе мавзолея Людовика XII. Одно из первых сражений, в изображении которого появляются «ряды орудий» [здесь — венецианских]

Битва при Аньяделло или Вайле (14 мая 1509 года) происходит между французским войском, в составе которого находится крупный швейцарский контингент, и частью наёмного войска Венеции под началом д’Альвиано. Венецианцы с 20 пушками (иногда считают — с 30 и даже с «60 большими пушками») укрепляются на гребне холма среди виноградников. Первоначально французский авангард (конница и швейцарские пикинёры) не может прорвать венецианскую оборону. Батарея на холме ведёт эффективный огонь. Но к месту сражения постепенно подтягиваются основные силы французов под началом Людовика XII, и, в конце концов, венецианские войска оказываются окружёнными с трёх сторон.

С помощью подведённой французской артиллерии их сбивают с позиции и обращают в бегство. Гасконская пехота под началом рыцаря Баярда поворачивает захваченную венецианскую артиллерию в спины бегущим. Как напишет Флеранж,

«не много навоевала венецианская артиллерия против французов, зато очень хорошо воевали ею французы».

Разгром приводит к фактическому уничтожению всей армии Венеции, поскольку другая часть войска — под командованием Орсини, графа Питильяно, который, как иногда считается, мог выручить д’Альвиано — под впечатлением вестей о битве начинает разбегаться. Битва упоминается в «Князе» Маккиавелли:

«В один день Венеция теряет всё, ради чего напрягала силы восемьсот лет».

Осада некоего города войсками Максимилиана. Kulturgeschicht, Band 1

Осада некоего города войсками Максимилиана. Kulturgeschicht, Band 1

Осада Падуи (середина сентября – 3 октября 1509 года) ведётся войском императора Максимилиана с участием французского контингента против венецианского гарнизона. После летнего восстания горожан и бегства немецкого гарнизона все усилия Венеции направляются на укрепление города. Его крепость получает сильную артиллерию. Максимилиан имеет под Падуей до 40 тысяч человек и 136 орудий, среди них великие пушки «Frau Humserin», «wunderlich Dirn», «Baldauf», «Narr», «Gnad, dir Gott».

Одна из самых крупных, «schöne Kathi», весит «100 центнеров», и для неё изготавливаются 100 гранитных ядер из каменоломен Бриксена (Южный Тироль). До окрестностей Падуи «прелестная Кати» доезжает благополучно, но здесь она падает с моста в реку, и достать её оказывается невозможно. Также среди орудий Максимилиана «столь великие, что из них не чаще четырёх раз в день стрелять возможно», называемые «Merkruf», «Thurmkrätzel», «Strauss», «scharfe Metze» [здесь как имя собственное].

Великие пушки Максимилиана при Падуе, 1509. Слева вверху «Frau Humserin», слева внизу «Narr», справа «Strauss». Взаимный масштаб примерный, по размерам дельфинов. Zeugbuch

Великие пушки Максимилиана при Падуе, 1509. Слева вверху «Frau Humserin», слева внизу «Narr», справа «Strauss». Взаимный масштаб примерный, по размерам дельфинов. Zeugbuch

Плохая обеспеченность конным транспортом заставляет перевозить великолепный артиллерийский парк Максимилиана по частям, в две ездки, на что свысока посматривают присутствующие знатные французы. Однако же, как позже замечает Флеранж, «осадная артиллерия императора ведёт более сильный огонь, чем королевская [французская]».

Обстрел города из 80 орудий (уже прибывших и установленных) начинается 16 сентября и длится две ночи и один день. Иногда падают одновременно 10 ядер, «земля трясётся, и вспышки выстрелов непрестанно освещают ночь». Однако штурм 18 сентября отбит. Обстрел возобновляется, деревянные заграждения «ломаются и разлетаются как соломинки», но уже видно, что против стен с земляными подкреплениями даже крупнокалиберные орудия не столь эффективны, как ожидалось.

Это укрепляет дух защитников, и они вешают на одном из ронделей крепости дохлого кота, приглашая ландскнехтов прийти и снять его. Кардинал Феррары предлагает 10 тысяч дукатов тому отряду, который возьмёт это укрепление, и после кровопролитной схватки отряд тирольцев и испанцев врывается в рондель. Но, «в тот самый миг, когда на стенах уже трепещут стяги Максимилиана», защитники подрывают укрепление с огромными потерями для штурмующих. Взрывами мин падуанцы блокируют подход подкреплений.

Максимилиан ещё дважды посылает войска на приступ, 24 и 26 сентября, но дух его армии после катастрофы на «кошачьем» ронделе подорван. Оба штурма неудачны. Падуанцы отражают их, в том числе с помощью мин (фугасов), устанавливаемых в брешах. Им также удаётся вылазка, в которой они разрушают укрепления осаждающих, сжигают много пороха и загвозжают семь орудий, из них три больших. Бреши и опасные направления падуанцы защищают «пизанскими укреплениями».

На 29 сентября назначается решающий штурм. Артиллерийский обстрел длится с четверга до субботы, на город выбрасываются последние из 1500 ядер великих пушек. Утром 29 сентября войска Максимилиана идут на приступ, но падуанцы «предупреждены предателями» и успешно отражают атаки. Максимилиан пытается уговорить французских и немецких рыцарей усилить штурмующих в пешем строю. Французы соглашаются сразу — «если то же сделают и немцы», однако немецкие и фламандские рыцари возмущены и поднимают «шум, который полчаса не утихает», и объявляют, что сражаться спешившись, де, «ниже их достоинства». Многочасовой штурм отбит, потери штурмующих исчисляются в тысячах.

По причине отсутствия существенных результатов и в связи с исчерпанием средств к 3 октября, после 17 дней осады, император вынужден её снять. Его артиллерия за это время успевает сделать «не менее 20 тысяч выстрелов».

Максимилиан оправдывает свою неудачу тем, что падуанцы, де, выстроили «такие могучие укрепления, каких свет не видывал». И действительно, за счёт применения «пизанской стены» защитники сводят на нет преимущества, создаваемые мощным огнём осадной артиллерии новых образцов. Это первый опережающий «итальянскую систему» систематический ответ средств защиты новым средствам нападения (Даффи).

Бой на реке По (при Полеселле) состоялся 22 декабря 1509 года. Это был не столько бой, сколько расстрел, который артиллерия Феррарского герцогства учиняет венецианской флотилии на реке По. Феррарцы ночью скрыто подводят и устанавливают свои пушки, а с рассветом открывают огонь в упор по стоянке венецианских галер, уничтожая пятнадцать из семнадцати.

Штурм Гоа (1511 год). Португальский отряд в 1500 человек, имеющий огнестрельное оружие, высаживается с кораблей и штурмует город Гоа, из которого ранее армией раджи Биджапура был выбит португальский гарнизон. В городе португальцев встречает «многотысячная» индийская армия. После ожесточённых уличных боёв индийская армия бежит. Потери португальцев и индийцев соотносятся как 50:6000. Это одно из первых сражений, где против «тонкой европейской линии» выступают «варварские толпы» — как это преподносят европейские авторы.

Осада Болоньи в 1512 году ведётся папско-испанским войском. Обороняется в городе французский гарнизон. Осада примечательна тем, что здесь впервые достоверно применяются средства противоминной войны: с помощью погремушек и колокольчиков, расставленных по стенам, защитники отыскивают направление минной галереи, которую испанцы ведут под руководством Педро Наварро. Найдя мину, французы пробивают к пороховой камере колодец, дабы рассеять силу взрыва. И это им удаётся — при взрыве стена повреждена, но не обрушена.

В конце концов, гарнизону удаётся продержаться до подхода подмоги и снятия осады. Таким образом, при осаде Болоньи находится ответ на мину — «последнее неотразимое средство атаки крепостей» (Даффи).

Битва под Равенной (1512) в позднейшем изображении. Внимание художника больше привлекала схватка пехоты, и артиллерия изображена схематично, типично для XVI века. «Трезубцы на колёсах» это, конечно, боевые возки́ Педро Наварро

Битва под Равенной (1512) в позднейшем изображении. Внимание художника больше привлекала схватка пехоты, и артиллерия изображена схематично, типично для XVI века. «Трезубцы на колёсах» это, конечно, боевые возки́ Педро Наварро

Битва при Равенне (11 апреля 1512). Французское войско Гастона де Фуа, включающее контингенты феррарцев и ландскнехтов, берёт в осаду город Равенна, защищаемый гарнизоном Священной Лиги. Войско Лиги (испанско-папско-венецианское), идущее на выручку, приближается и занимает «неприступную» (Дельбрюк) оборонительную позицию неподалёку.

За рвом, вдоль фронта позиции, расставлены 30 импровизированных рибодекинов.

«Это были деревянные двуколки, очень лёгкие, с длинным 6-футовым дышлом; спереди у них были пики длиною с обычное копьё, остро наточенные, а сверху были прибиты большие аркебузы [так в позднейшем французском переводе]. Их поставили перед [испанской] пехотой, и были они столь лёгкими, что солдаты могли их перетаскивать за дышло и, упирая дышло в землю, выстраивать из торчащих пик преграду для французских жандармов [конных латников], которых они только и опасались».

В промежутках располагаются стрелки и полевые орудия. За укреплением двумя линиями строится пехота, испанская и итальянская. Фланги позиции упираются в реку и в малопроходимую низину.

Французское войско приближается, но вместо ожидаемого штурма позиции начинает её артиллерийский обстрел. Прочие французские силы лишь прикрывают действия артиллерии. Пушек у французов вдвое больше (около 50 против 24, по Дельбрюку), и их действиями умело руководит Альфонсо д’Эсте, герцог феррарский, большой знаток и энтузиаст артиллерии. Как полагает Дельбрюк, его-то присутствием и объясняется сила артиллерии французов в 1512 году.

Феррарский герцог Альфонсо д'Эсте, творец успехов французской артиллерии в Италии при Людовике XII, на прижизненных портретах. Цвета искажены при составлении коллажа, чтобы высветлить изображённые на картинах пушки

Феррарский герцог Альфонсо д’Эсте, творец успехов французской артиллерии в Италии при Людовике XII, на прижизненных портретах. Цвета искажены при составлении коллажа, чтобы высветлить изображённые на картинах пушки

Испанцы попадают в тяжёлое положение. Д’Эсте удаётся разместить пушки так, что они обстреливают испанские позиции и с фронта, и с фланга; обстрел продолжается около двух часов. Испанской пехоте приказано залечь, чтобы уменьшить потери, а испанская конница несёт потери от перекрёстного огня. Попытки конных отрядов Лиги на флангах уйти из-под обстрела и атаковать неудачны. Французская и феррарская конница преследуют их.

Испанская пехота обстреливает (из гаковниц? аркебуз?) подступающую французскую пехоту и ландскнехтов, наносит им большой урон и даже пытается перейти в атаку, но остановлена ландскнехтами. Остаткам испанской пехоты удаётся организованно отступить. При попытке атаковать отступающих ружейным огнём убит главнокомандующий французов Гастон де Фуа.

Сражение, как отмечает Дельбрюк, примечательно именно ролью в нём артиллерии. Её целенаправленно использовали для того, чтобы вынудить хорошо вооружённых ручным огнестрельным оружием обороняющихся покинуть полевые укрепления и перейти в невыгодную для них атаку.

Осада Прато и сдача Флоренции (сентябрь 1512 года). Ополчение Флоренции защищает город Прато, прикрывающий северные подступы к самой Флоренции («в двух милях на север», Дельбрюк), которому угрожают испанцы. Укрепления Прато устаревшие и эффективны лишь против средневековых средств нападения. Однако у испанцев имеются лишь два осадных орудия, одно из которых разрывается. Оставшимся орудием испанцы всё же пробивают узкую и вроде бы недостаточную брешь в стене «четыре метра шириной и два метра высотой» (Дельбрюк). Однако при штурме они подводят стрелков к самой стене и открывают такой сильный и точный огонь, что защитники оказываются не способными отразить штурм и обращаются в бегство. Под впечатлением от этой (неожиданной) победы испанцев и последующей резни и грабежа Флоренция сдаётся без боя. Восстанавливается владычество семьи Медичи.

вернуться к меню ↑

Техника

Артиллерийская техника в указанный 10-летний период не претерпевает существенных изменений. Продолжается «вымывание» из действующих армий орудий сверхкрупных и крупных калибров, требующих для боевой работы слишком много пороха, людей и лошадей. Отрабатывается техника бронзового литья, и происходят попытки перехода к литью железному. Ковано-сварная конструкция продолжает отсеиваться из «передней линии» на периферию, сохраняясь, в виде исключения, на военных кораблях. Стандартизация артиллерии пока ещё остаётся преимущественно в благих пожеланиях теоретиков, хотя движение к ней уже обозначено.

Французское орудие на надгробном барельефе могилы Галиота де Женуйяка, начальника артиллерии при Франциске I. Изображение с большими подробностями, хотя и отражает состояние дел уже к началу 1540‑х годов

Французское орудие на надгробном барельефе могилы Галиота де Женуйяка, начальника артиллерии при Франциске I. Изображение с большими подробностями, хотя и отражает состояние дел уже к началу 1540‑х годов

Колёсный лафет и передок для перевозки (не считая самых лёгких орудий) вводятся во всех основных армиях Европы. В новых изделиях лафет утрачивает «бургундские» дуги и обретает «дюреровскую» или «максимилиановскую» форму, в которой вертикальная наводка производится подводом клиньев под казённую часть, а движущихся частей в самом лафете нет.

Рассказы про некий немецкий обычай делать особо низкие лафеты, чтобы, де, поражать пехоту, «идущую в атаку низко пригнувшись», конечно, апокрифичны. Колёсный лафет, с которого ведётся огонь из дульнозарядного орудия, ограничен по высоте удобством обслуживания и ростом человека. Особенно это справедливо для полевой пушки, которой и самой следует быть полегче.

Низкий лафет означает малое и более лёгкое колесо. Кроме того, орудия тяжелы, а малые колёса легче сделать более прочными, особенно в технике начала XVI века. Особые «немецкие колёса», о которых говорится в «Этюдах» – это также, скорее всего, попытка увидеть систему там, где её не было.

вернуться к меню ↑

Техника: Франция

При Людовике XII и в первые годы правления Франциска I французская артиллерия в общем сохраняет линейку типов начала XVI века: 80-фунтовые двойные курто и 50-фунтовые курто, 33-фунтовые двойные серпентины и 12-фунтовые средние серпентины (сакры), 6-фунтовые фальконы.

Названия типов, однако, в эту пору начинают «плавать». Курто именуются «пушками» (canon), «серпентины» превращаются в «кулеврины»; теряется «сакр» — второе наименование «средней кулеврины». Возникает обычай без разбора именовать крупнокалиберные орудия (условно — крупнее 50 фунтов) «василисками», как, например, в описаниях осады Родоса (1522). Французские военачальники не «держатся» за сверхкрупные калибры при осаде, а на поле боя предпочитают манёвренность артиллерии, как при осаде Генуи (1507) или при Равенне (1512).

вернуться к меню ↑

Техника: Германия

В немецких землях окончательно оформляется «максимилианова» система орудийных образцов. Осадные типы – это 100-фунтовая шарфмеца, 50-фунтовые зингерин и нахтигаль, 25-фунтовая (условно) картауна. Полевые типы («шланги», т. е. «змеи») начинаются с 20-фунтового (условно) нотшланга («удава»), продолжаются шлангами различной дробности (большой, полный, половинный и др.) и завершаются ½–1-фунтовыми пушками (фальконетами и шарфентинами).

Стволы осадных типов, как правило, короткие в калибрах; несколько вне этой системы находятся василиски — по сути, сверхкрупные «змеи». В осадных парках сохраняются бомбарды. Экспедиционный корпус Максимилиана в 1513 году ещё имеет 29 орудий калибром 50–150 фунтов.

Мортиры становятся важным компонентом защитного вооружения немецких крепостей. Немецкий (Тевтонский) орден имеет в Балгском арсенале в 1513 году 237 орудий нового литья и 50 мортир для стрельбы зажигательными снарядами. Венский городской арсенал в 1519 году имеет великую мортиру «Шут» («Narr») и две мортиры меньшие, перелитые из большой. Также здесь есть две великие пушки, для большей из которых, «Lauerpfeife», имеются лишь три ядра. Ещё две четверть-пушки отданы в замок Графенек. Венский арсенал в Циллергофе имеет две великие мортиры, «Pumbler» и «Archan», четыре шарфмецы «на колёсах», одного василиска, пять зингеринов, одну четверть-пушку и две гуфницы (все «на колёсах»), одну мортиру на повозке, а также 35 полевых и мелких орудий.

Камнестрельное орудие 1507 года отливки. На стволе как будто читается фрактурное «fait a Lion» — «сделано в Лионе». Цапфы, как у большинства новых камнестрелов, сильно смещены к казне. Essenwein, изображения 100, 101

Камнестрельное орудие 1507 года отливки. На стволе как будто читается фрактурное «fait a Lion» — «сделано в Лионе». Цапфы, как у большинства новых камнестрелов, сильно смещены к казне. Essenwein, изображения 100, 101

Некоторые старые образцы орудий даже делаются заново, для новых тактических задач — это камнестрелы (Steinbüchse), которые также определяются как огнестрелы (Fewerbüchse) и могут иметь множество других названий («обезьяны», «коты» и под.). Эти орудия могут иметь казнозарядную конструкцию, иногда со сложным механизмом запирания. Прочие старые образцы, гуфницы и тарасницы, лежат на складах без лафетов.

Сохраняются гаковницы, в том числе усиленные — двойные, или доппельгаки, и уменьшенные — половинные, или хальбгаки.

вернуться к меню ↑

Техника: итальянские земли

Артиллерийская техника в итальянских землях в 1500‑х–1510‑х годах развивается, в первую очередь, в Венеции. В 1507–1511 годах это государство ведёт борьбу за своё собственное существование, причём в 1509 году враги стоят буквально «у ворот». Лишь с 1513 года опасность со стороны христианнейших государей несколько снижается. Зато усиливается натиск Османской империи.

25 марта 1505 года венецианская Конгрегация бомбардиров открывает первую в Европе артиллерийскую школу. Кроме того, в бывшем «брессальо» (тире для лучников) цех создаёт полигон для испытаний огнестрельного оружия. С 1500‑х годов Венеция, всё ещё имеющая значительные владения в Средиземном море, активно развивает новые возможности военных кораблей, даваемые артиллерией. А в 1513 году д’Альвиано посылает с конницей для преследования отступающего противника 3 фальконета.

Французские и венецианские орудия в примерно едином масштабе. Слева направо: французское орудие времён Людовика XII (33-фунтовое?), французское орудие времён Франциска I (4-фунтовое?), венецианские орудия 1508 и 1510 гг. отливки, соответственно (6–9? и 10–12?). Etudes, T. 3, лист 33, Rocchi; масштабная линейка 2 метра и размеры ядер по Etudes

Французские и венецианские орудия в примерно едином масштабе. Слева направо: французское орудие времён Людовика XII (33-фунтовое?), французское орудие времён Франциска I (4-фунтовое?), венецианские орудия 1508 и 1510 гг. отливки, соответственно (6–9? и 10–12?). Etudes, T. 3, лист 33, Rocchi; масштабная линейка 2 метра и размеры ядер по Etudes

Видимо, в эти же годы уже выработана венецианская система из всего двух классов крупных орудий: пушек как таковых («cannone») и длинноствольных кулеврин («colubrina»). Тогда же была заложена техническая основа появления «чудесных [своим качеством]» венецианских орудий XVII века. Однако известная по многим изображениям кулеврина-«античная колонна» якобы 1487 (!) или 1497 года явно датируется ошибочно и относится к 1597 году (Морин).

Другие итальянские государства не обладают в это время сравнимыми ресурсами и мотивацией. Исключением оказываются феррарские герцоги: энтузиаст и знаток артиллерии Альфонсо I д’Эсте создаёт мощный, для маленькой Феррары, артиллерийский парк. В нём имеются большие кулеврины «Землетрясение» и «Большой чёрт» (сделаны, вероятно, около 1510 г.), «Королева» и «Юлия» (отлита в 1512 г. из разбитой статуи папы Юлия II работы Микеланджело). Орудий «весьма подвижных» [полевых и мелких] герцог имеет до 200. На портретах герцог Альфонсо неизменно изображается на фоне пушек.

вернуться к меню ↑

Техника: Испания

Примерно с 1500 года в испанской артиллерии, направляемой в Италию, лучшими считаются «пушки на французский лад» (итал. «cannoni a la francese»), то есть более или менее удачные копии французских образцов. Можно полагать, что в первые десятилетия XVI века основные усилия испанских разработчиков направляются на ручное огнестрельное оружие, которым вооружается пехота — основная ударная сила испанских королевств. Между 1505 и 1515 годами на поле боя появляется «испанская ручница» – аркебуза, а к 1521 году появляется сверхтяжёлая аркебуза-мушкет.

Также известно, что в 1515 г. Педро Наварро применяет двухфунтовые орудия, перевозимые на вьюках. Это очевидная попытка создания орудия сопровождения пехоты, хотя и неудачная из-за долгого времени перевода такой пушки в боевое положение. В 1513 году в кастильском Бургосе открывается артиллерийская школа.

В титуле статьи использован фрагмент гравюры Альбрехта Дюрера 1518 года «Пейзаж с пушкой» (иначе «Большая нюрнбергская пушка») — аллегории противостояния Запада натиску турецких орд.

вернуться к меню ↑

Источники и литература:

  1. Bonaparte M.‑L. Études sur le passé et l’avenir de l’artillerie. T. 1. Paris, 1846. URL: books.google.com/books?id=0rpf2TsXHz8C.
  2. Coltman Clephan R. The Ordnance of the Fourteenth and Fifteenth Centuries // Archaeological Journal. 1911. Vol. 68, no. 1. P. 49–138.
  3. Delbrück H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der politischen Geschichte. Vierter Teil: Neuzeit, Berlin: Georg Stilke, 1920 (Nachdruck Berlin: Walter de Gruyter, 1962). URL: zeno.org/Geschichte/L/Delbr%C3%BCck+Gdk+4.+Teil. Renaissance, 2. Kapitel. Die Feuerwaffe.
  4. Dolleczek A. Geschichte der österreichischen Artillerie von den frühesten Zeiten bis zur Gegenwart. Wien, 1887. URL: literature.at/viewer.alo?viewmode=overview&objid=13437.
    Duffy C. Siege warfare. The fortress in the Early Modern World 1494–1660. London, 1979.
  5. Essenwein A. Quellen zur Geschichte der Feuerwaffen. Leipzig, 1872–1877. URL: mdz-nbn-resolving.de/urn/resolver.pl?urn=urn:nbn:de:bvb:12-bsb10982206–4.
  6. Favé I. Études sur le passé et l’avenir de l’artillerie. T. 3. Paris, 1862. URL: books.google.com/books?id=gh9EAAAAYAAJ.
  7. Favé I. Histoire et tactique des trois armes et plus particulièrement de l’artillerie de campagne. Paris, 1845. URL: gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k73360t.
  8. Górski K. Historya artyleryi polskiej. Warszawa, 1902. URL: archive.org/details/bub_gb_gvkRAAAAYAAJ.
  9. Greener W.W. The gun and its development. 9th edition. London, 1910. URL: archive.org/details/gunitsdevelopmen00greerich.
  10. Heilmann J. Kriegsgeschichte von Bayern, Franken, Pfalz und Schwaben von 1506 bis 1651. Band I. Kriegsgeschichte und Kriegswesen von 1506–1598. München, 1868.
  11. Hoffman P.T. Why is it that Europeans ended up conquering the rest of the globe? Prices, the military revolution, and Western Europe’s comparative advantage in violence. URL: researchgate.net/publication/268012938.
  12. Morin M. Morphology and constructive techniques of Venetian artilleries in the 16th and 17th centuries: some notes // Ships & Guns. The sea ordnance in Venice and Europe between the 15th and the 17th centuries / ed. by C. Beltrame, R.G. Ridella. Venezia, 2011. P. 1–11.
  13. Morin M. Venetian iron artilleries in the XVth-century // Cannon casting in Medieval and Early Modern period (Nemzetközi ágyúöntő konferencia Sárospatakon november 6–7-én, 2014).
  14. Procter G. The history of Italy, from the fall of the Western Empire to the commencement of the wars of the French Revolution. 2nd edition. London, 1844.
  15. Sicking L. Naval warfare in Europe, c. 1330–c. 1680 // European warfare, 1350–1750. Cambridge University Press, 2010. P. 236–263.
  16. Wikimedia Commons. URL: commons.wikimedia.org.
  17. Zeugbuch Kaiser Maximilians I. [BSB Cod. icon. 222]. Innsbruck, [1500–1510]. URL: nbn-resolving.de/urn/resolver.pl?urn=urn:nbn:de:bvb:12-bsb00020956–6.

источник: https://warspot.ru/6317-artilleriya-evropy-v-1505-1515-godah-chast-i

Часть 2

Комментировать

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о
×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить