Альтернативный Дюнкерк. Малый линкор Франции типа "Тулон" -2 продолжение. Сражение при Амазонке

Dec 6 2017
+
18
-

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагаю продолжение темы альтернативного "Дюнкерка", или малых линкоров Франции.

Строго прошу не судить, критиковать конструктивно, а если кто сможет помочь в визуализации (мое слабое место) - буду весьма признателен.

Итак...

 

... Декабрь 1939-го в Южном полушарии был летним месяцем. Жара изматывала, вытягивала душу, отнимала все силы. ЛК "Тулон" французского флота вел патрулирование в заданном квадрате Атлантики, недалеко от берегов Бразилии.

Утро 10 декабря незаладилось с самого начала. Отказал уже второй гидросамолет - техника не выдерживала тропической жары и влажности, отказал двигатель. Поднять в воздух для патрулирования гидросамолет не получилось, и пока пытались заменить самолет на катапульте, объявили боевую тревогу - на горизонте был обнаружен очередной корабль.

Команда вяло разбежалась по боевым постам - всем уже давно надоели эти ложные тревоги. И хотя все понимали, что любой корабль на горизонте может оказаться кораблем противника - тем не менее апатия и усталость сказывались на действиях экипажа.

ЛК "Тулон" набирал ход, намереваясь проверить очередного "купца".

Тем не менее, первые 30 минут погони на мостике вызвали удиление командира корабля. Капитан 1 ранга Сегуин с удивлением отметил, что дистанция между кораблями не сокращается, хотя ЛК "Тулон" шел 22-узловым ходом.

Единственным кораблем в этих водах, который мог развивать скорость более 20 узлов был германский карманный линкор "Адмирал Шпее". В эту пользу свидетельствовало и отсутствие дыма из труб "купца".

За эти 30 минут удалось заменить самолет-разведчик на катапульте и была дана команда на запуск самолета. Сам же линкор набирал скорость, которая из-заобрастания и высокой влажности, не превышала 29 узлов полным ходом. Дистанция начала постепенно сокращаться.

Спустя 20 минут поступило сообщение от летчика-наблюдателя, что да, это "карманный линкор". Началась гонка-преследование.

Командир немецкого корабля капитан цур зее Ганс Лангсдорф не тешил себя иллюзиями насчет воможного боя. Даже если удастся отбиться от "малого линкора" французов, уйти от преследования было трудной задачей. Сдаваться без боя он не собирался, пытаясь выиграть время и не дать возможности сблизиться для опознания с кораблем французов. Немецкие сигнальщики изначально не ошиблись ни в принадлежности, ни в класификации вражеского корабля.

Погоня длилась уже третий час. Дистанция сокращалась недопустимо медленно - французский линкор не выдавал должной скорости, держа 28,5 узла, но и германский корабль не мог развить более 26. Дистанция медленно, но уверенно сокращалась.

В 11.17 ЛК "Тулон" открыл огонь с дистанции 12 миль. Немцы немедленно ответили и неприятно удивили французов, накрыв "Тулон" уже 5-м залпом кормовых 283-мм орудий. Попаданий не было, но осколки осыпали палубу линкора.

Вялая перестрелка продолжалась более часа. Французы запустили второй корректировщик, не останавливаясь чтобы подобрать выработавший топливо гидросамолет. 

Только 9-м залпом удалось накрыть германский рейдер. И так же малорезультативно.

"Адмирал Шпее" отвернул, вводя в бой обе башни ГК. 10 залп вновь дал накрытие, осыпав "Тулон" осколками и разбив шлюпки, повредив зенитки и вызвав пожар в ангаре, который сравнительно быстро потушили. Следующий залп немцев дал 2 попадания в борт, один 283-мм снаряд разбил окончательно зенитки левого борта, пробил верхнюю палубу, был отражен главной палубой, разнес ангар, катапульту, кран левого борта и ушел за борт,  так и не разорвавшись.

Второй 283-мм снаряд пробил 150-мм борт, но скосы палубы отразили осколки снаряда и обломки бортовой брони. Тем не менее, в борту появилась солидная дыра, которую при повороте и крене заливало волнами, было убито 16 и ранено 23 французских матроса. 

Французы тоже пристрелялись, но попаданий в "карманный линкор" все еще не было. Спустя 20 минут после начала боя 240-мм снаряд попал в крышу кормовой башни "Адмирала Шпее", был отражен, и не разорвавшись, улетел в море. От сотрясения механизмы башни вышли из строя на 40 минут, вдвое сократив мощь "карманного линкора".

Следующая фаза боя была малорезультативной, корабли маневрировали, сбивая пристрелку себе и противнику, французы неубедительно пытались сблизиться, серьёзно опасаясь мощи 283-мм германских орудий. Немцы старались выиграть время, пуская дымовые завесы, маневрируя и пытаясь наладить работу кормовой башни, что через 40 минут боя им удалось.

В 15.23 бой разгорелся с новой интенсивностью. Немцы добились двух попаданий в "Тулон", выведя из строя возвышенную башню ГК. Броня не была пробита, но осколками и сотрясением повредило орудия ГК и дальномерный пост. Также от близких разровов образовалась течь в 1-м КО, из-за чего пришлось сбросить скорость до 23 узлов, чем не приминули воспользоваться немцы, уходя на 25 узлах в океан...

"Адмирал Шпее" тоже уходил далеко не в лучшем состоянии - корпус сильно "попятнало" осколками, были выбиты занитки и расчеты 150-мм орудий, не действовали 150-мм орудия правого борта, вышел из строя 1 дизель, но была надежда его "реанимировать". Кормовая башня проворачивалась с большим трудом, не действовало 1 орудие ГК и исправить его не было возможности. Было убито 31 и ранено 43 человека из экипажа броненосца.

Французский ЛК тоже был малобоеспособен. Вскрылся главный недостаток этих ЛК - единственный дальномер, выйдя из строя, делал всю дальнейшую стрельбу ГК малорезультативной. Это не говоря уже о недостаточном бронировании для противодействия 283-мм снарядам. Число погибших в бою составило 37 человек, раненых 54. 

По результатам боестолкновения французы пришли к выводу, что "карманные линкоры" "малым линкорам" Франции как говорится "не по зубам". Для противостояния им нужно было бы увеличивать толщину бронирования и соответственно, водоизмещения. Тем не менее, сражение при Амазонке, как назвали этот бой газетчики Франции, было засчитано в актив французскому флоту, считая это победой.

В британском адмиралтействе были удивлены мощью германских карманных линкоров - корабль водоизмещением в 10 КТ (по-факту 12,5 КТ, но кто ж это знал кроме немцев?) на равных провел бой с ЛК ВИ почти вдвое большим... И тем не менее поспешили поздравить своего союзника пусть и с неполной, но победой.

В Германии бой при Амазонке также назвали своей победой. Ганс Лангсдорф получил рыцарский крест и звание адмирала... Сам "Адмирал Шпее" смог прорваться в ночь под рождество 1939 года мимо лини блокады союзников и 29 декабря пришел в Вильгельмсхафен под звуки фанфар берлинского радио...

Продолжение следует...

 

P.S. Коллеги, у меня просьба - разьясните бестолковому автору альтернатив, как изменить размер картинки, чтобы она не вылазила за пределы текста.

Я пытаюсь это сделать, выбираю "изменить размер" у загруженной картинки, но почему-то пропорции пляшут. То слишком растяну картинку, то наоборот.

Вставлял по рекомендации одного из коллег, размер 680Х в рассчете, что второй размер сам подставится, но почему-то выдает ошибку...

Буду признателен за помощь в редактировании картинок.

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Ansar02's picture
Submitted by Ansar02 on Sat, 09/12/2017 - 09:05.

yes!!! Результат конечно невнятный, но в целом весьма интересно.

Юра 27's picture
Submitted by Юра 27 on Thu, 07/12/2017 - 08:18.

  А какой корабль взят за прототип ?

Alex K's picture
Submitted by Alex K on Thu, 07/12/2017 - 08:39.

http://alternathistory.com/alternativnyi-dyunkerk-malyi-linkor-frantsii-...

Вот.

С уважением, Алексей.

Юра 27's picture
Submitted by Юра 27 on Fri, 08/12/2017 - 09:41.

  Имел ввиду реальный корабль. Такого нет ?

Alex K's picture
Submitted by Alex K on Fri, 08/12/2017 - 11:05.

Там в статье описано. Это "Дюнкерк" взят за основу.

С уважением, Алексей.

Юра 27's picture
Submitted by Юра 27 on Mon, 11/12/2017 - 09:28.

  У вас длина короче на 20м и ВИ меньше намного, поэтому "Дюнкерк" не прототип.

 Достижение заявленной скорости при указанной мощности, полностью нереально.

Alex K's picture
Submitted by Alex K on Mon, 11/12/2017 - 10:04.

Что за мода цепляться к словам. Вы ведь прекрасно поняли, что имелся ввиду не рабочий чертеж ЛК "Дюнкерк", а концепция.

А насчет скорости/мощности, реальный Дюнкерк бегал свыше 29 узлов, иногда разгоняясь и поболее.

С чего это Вы, уважаемый коллега, решили, что при почти в 1,5 разаменьшем ВИ и при той же мощности силовой установки скорость альт-Дюнкерка не прирастет на 3-4 узла? (10-15%).

Если так безальтернативно утверждаете, то обоснуйте тогда расчетами, что невозможно и все.

С уважением, Алексей.

ale81012803's picture
Submitted by ale81012803 on Mon, 11/12/2017 - 09:43.

Что это не прототип,вполне себе прототип,если употреблять это слово в широком смысле,а в инженерном,конечно нет.
А насчёт мощности и скорости вполне согласен,нереально,особенно с таким коэфф.полноты.

«Где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен»

Alex K's picture
Submitted by Alex K on Mon, 11/12/2017 - 10:06.

Отчего же невозможна такая скорость? 

С уважением, Алексей.

ale81012803's picture
Submitted by ale81012803 on Mon, 11/12/2017 - 10:17.

Ну если не лезть в теорию кораблестроения... То возьмём,к примеру,Де Мойн,при меньшем водоизмещении и гораздо более мощной СУ всего 32,5 узла.

«Где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен»

Alex K's picture
Submitted by Alex K on Mon, 11/12/2017 - 10:54.

Уважаемый коллега, Спасибо за уточнение. Пересчитал эерговооруженность

Де Мойн 120.000 л.с./17.273тонн ст ВИ= 6,947 л.с/тонну стандартного ВИ.

РИ "Дюнкерк" 110960/26500=4,187 л.с/тонну ст.ВИ

Альт-ЛК "Тулон". 103860/17500= 5,934 л.с/тонну. Это я брал данные по СУ из книги С.Сулиги, а если брать приведенные источники (СУ та же как и на РИ Дюнкерке) тогда получим:

110960/17500=5,769 л.с/тонну ст ВИ, что покаывает меньшую энерговооруженность. Учитывая и меньшую длину корабля (волновое сопротивление), скорость будет по факту в районе 31,5-32 узлов.

Данные отсюда:

Водоизмещение Стандартное — 17 273 т,
полное — 20 933 т
Длина 213,36 м / 218,39 м
Ширина 22,96 м
Осадка 7,92 м
Двигатели ТЗА General Electric
Мощность 120 000 л. с.
Скорость хода 32,5 узла
Дальность плавания 10 500 морских миль на 15 узлах

Данные Вики, их проще найти. Как Вы видите, силовая установка 120 тыс ЛС.

Оригинальный ЛК "Дюнкерк"

«Дюнкерк» —26 500 т, полное — 34 884 т, Длина: 209

Ширина: 31,1 м 

Силовая установка: 4 ТЗА Parsons

Мощность: «Дюнкерк» — 110 960 л. с.,

   «Страсбург» — 112 000 л. с.

Скорость: 29,5 узлов (54,6 км/ч) Дальность плаванья: 16 400 морских миль на 17 узлах.

 

Альт-вариант ЛК "Тулон"

Водоизмещение стандартное/ полное 17500 / 23697 Т

Главные размерения 189,1 х 29,08 х 9,23 м 

Мощность на валах = скорость 103860 л.с. (105300 метр.л.с.) = 33,5 уз. 

Но Вы не забывайте также тот момент, что во Франции работало бюро Юркевича (вроде правильно фамилию назвал, пишу по памяти, могу и ошибиться), с обводами в том бюро умели работать, и скорость получали весьма высокую. Так что гипотетически за 32 узла могли и перескочить. Хотя я в статье оптимистично нарисовал 33, с гаком... (гак - это не гидроакустика))) это шутка, к слову. )))

Будем считать, что франки рекламу себе сделали, и чтобы враги боялись! ))) А реальная скорость да еще и в полном грузу чуть превышала 30 узлов.

Пока что текст править не буду, может еще нестыковки выплывут какие.

Спасибо за мысль и дельный комментарий.

С уважением, Алексей.

ale81012803's picture
Submitted by ale81012803 on Mon, 11/12/2017 - 11:35.

Там ещё момент,у РИ Дюнкерка лучшее соотношение длины к ширине,что при прочих равных даст лучшие скоростные характеристики корпуса,чем корпус вашего корабля. Грубо ширина вашего корабля должна быть 27,3 метра,чтоб сохранить обводы подобные РИ Дюнкерку.

«Где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен»

Alex22's picture
Submitted by Alex22 on ср, 06/12/2017 - 13:10.

Alex K:

P.S. Коллеги, у меня просьба - разьясните бестолковому автору альтернатив, как изменить размер картинки, чтобы она не вылазила за пределы текста.

Я пытаюсь это сделать, выбираю "изменить размер" у загруженной картинки, но почему-то пропорции пляшут. То слишком растяну картинку, то наоборот.

Вставлял по рекомендации одного из коллег, размер 680Х в рассчете, что второй размер сам подставится, но почему-то выдает ошибку...

Буду признателен за помощь в редактировании картинок.

 

Делаем операции согласно 

http://alternathistory.com/administrativnoe-kak-vykladyvat-na-brauzer-saita-graficheskie-i-video-materialy

вплоть до последнего рисунка. Далее я внесу небольшую коррекцию,

чтобы было более понятно. Исходный текст правил выделен бордовым,

свою коррекцию я выделю жирным.

У вас рисунок появялется в правом нижнем окне. Кликаете на него и он оказывается автоматически в окне ввода прямо на странице вашего коммента и статьи.
Ну и жмёте «ОК» - рисунок появляется в статье.

Если рисунок большой, то откорректируйте его размеры. В окне ввода есть окна «Ширина и «Высота». Вписывайте в окно ширины 680 и высота откорректируется автоматически. 680 это оптимальная ширина что бы рисунок целиком был виден в статье.

Как это сделать, см. рисунок:

В этот момент в ячейке, подчеркнутой красным и устанавливаются параметры

разрешения картинки предпросмотра. Изменять, как я понимаю, нужно только

параметр "ширина". Нажимаем OK. Все, картинка-превью (в данном случае -

675x417), вызывающая изображение большого размера (в данном случае -

1058х653), вставлена.

 

P.S. На днях сам помучился с этим, пока не разобрался​. Не совсем очевидно это

описано. Надеюсь, это помогло.

2moderators: Имхо, имеет смысл дополнить правила этим дополнением.

Alex22

Alex K's picture
Submitted by Alex K on ср, 06/12/2017 - 14:37.

Спасибо огромное, надо попробовать. Буду редактировать статью - обязательно воспользуюсь подсказкой.

Еще раз спасибо!

С уважением, Алексей.

alex66ko's picture
Submitted by alex66ko on ср, 06/12/2017 - 10:25.

Гм, чтобы пробить 150-мм борта для немца нужно подойти на расстояние менее 80 кабельтовых. Что для него смерти подобно.  С более дальних расстояний снаряды падают практически сверху и бортовую броню пробить ну никак не могут.

Alex K's picture
Submitted by Alex K on ср, 06/12/2017 - 11:03.

Уважаемый коллега, я конечно не великий математик, но Вы считаете, что такое описание боя, как дано в тексте - нереально? 

Подскажите, где и что - я подправлю текст.

С уважением, Алексей.

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on ср, 06/12/2017 - 11:16.

Нереально, особенно учитывая что немцы стреляют в нос идущим на них французам. Попадания в пояс приходятся под острыми углами не только по вертикали, но и по горизонтали. Из такой позиции, пробить пояс затруднился бы и "Ямато".

На дистанции в 10-12 миль (морских), т.е. около 18-22 км, немецкие снаряды падают под углом около 20-25 градусов. Прибавьте наклон пояса француза... попадания идут под углом около 40-45 градусов. Рикошет гарантирован.

Кстати: а почему снаряды французских 240-мм пушек у вас весят 170 кг? Если я не ошибаюсь, снаряд французской 240-мм пушки весил 220 кг.

Тот самый Граф Цеппелин

NF's picture
Submitted by NF on ср, 06/12/2017 - 14:13.

На дистанции в 10-12 миль (морских), т.е. около 18-22 км, немецкие снаряды падают под углом около 20-25 градусов. Прибавьте наклон пояса француза... попадания идут под углом около 40-45 градусов. Рикошет гарантирован.

 

Это если снаряды попадут в пояс, а если снаряды попадут в оконечности, что тоже вполне вероятно, то тогда уже эти снаряды вполне могут создать большие проблеммы по скольку это приведёт к затоплению отсеков вне цитадели.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Alex K's picture
Submitted by Alex K on ср, 06/12/2017 - 11:32.

Я не исключаю варианта в 220-кг. Просто то, что я нашел по данному орудию - 162-кг осколочный снаряд. У немцев их 240-мм (238-мм) весили примерно столько же (вроде 148 кг). Потому посчитал, что это нормальный вес.

Если укажете источник данных - я исправлю в альтернативе. Пока что то что я накопал - это 162-кг.

С уважением, Алексей.

NF's picture
Submitted by NF on ср, 06/12/2017 - 14:15.

 У немцев их 240-мм (238-мм) весили примерно столько же (вроде 148 кг). Потому посчитал, что это нормальный вес.

 

Это же снаряды к старым артсистемам разработанным за долго перед ПМВ.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

ale81012803's picture
Submitted by ale81012803 on ср, 06/12/2017 - 12:06.

Ну вроде как все за 220 кг.))
http://le.fantasque.free.fr/php3/ship.php3?page_code=danton#weapon
http://www.navweaps.com/Weapons/WNFR_94-50_m1902.php

«Где раз поднят русский флаг, он уже опускаться не должен»

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on ср, 06/12/2017 - 12:10.

Фридман за 220 кг)

Тот самый Граф Цеппелин

frog's picture
Submitted by frog on ср, 06/12/2017 - 11:51.

   Скажем, у Доценко в "Истории военно-морского искусства" в, типа, основных ТТХ корабельной арты накануне ПМВ для французской 240/50 указано 220 кг и 875 м/с. Хотя сие издание лично я бы за икону не посчитал)))

frog

Alex K's picture
Submitted by Alex K on ср, 06/12/2017 - 12:20.

Нашел по нашему проекту крейсера Х с 9х240-мм... Снаряд должен был весить 235-кг и 940 м/с.

Я исправлю в тексте вес снаряда с 170 кг на 220 кг... Еще раз Всем спасибо за дополнения и уточнения.

С уважением, Алексей.

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on ср, 06/12/2017 - 12:23.

А с 220-кг снарядами, "Тулон" почти гарантированно пришибет "Шпее", особенно на догонном курсе. Уж очень хилые у "Шпее" палубы, да и траверзная переборка всего в 100 мм.

Тот самый Граф Цеппелин

Alex K's picture
Submitted by Alex K on ср, 06/12/2017 - 12:33.

Уважаемый коллега, мне очень не хочется топить этот "карманник". Я могу воспользоваться произволом автора и ссылаясь на качество постройки и обученность немецкого экипажа свести бой вничью?

Может, как вариант, кто из британских ТКРов добьет "карманник" уже у берегов Европы, но мне не хочется этого делать, если честно. Нравится корабль. Да и ничейный результат я считаю вполне вероятным. 1 КДП на "Дюнкерке" как в РИ так и в АИ - это самое слабое их место. И повод свести бой вничью, отделавшись незначительными повреждениями.

Конечно, надо бы переписать "бой", с учетом более тяжелого снаряда и высказанных замечаний по углам встречи и дистанциям. Пока что подожду немного, может еще какие "бока" всплывут - тогда сделаю сразу всем комплексом.

Еще раз спасибо за коррективы, если раньше я заставлял себя писать "бой", не шел текст, то теперь даже интересно стало. )))

С уважением, Алексей.

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on ср, 06/12/2017 - 12:43.

Скажем так: француз явно лучше адаптирован для дальнего боя, так что для немца единственный вариант - спасаться, пользуясь темнотой/непогодой.

1 КДП на "Дюнкерке" как в РИ так и в АИ - это самое слабое их место.

Почему один? На кормовой надстройке есть второй, с 8-метровым дальномером. И на каждой башне - 12-и метровый.

Тот самый Граф Цеппелин

Alex K's picture
Submitted by Alex K on ср, 06/12/2017 - 12:57.

Я наверное что-то пропустил. Полистаю С.Сулигу, вроде там писали про 1 КДП. Пока спорить не буду и доказывать обратное тоже.

Вот, нашел.

С.Сулига "Линкоры "Дюнкерк и Страсбург", Москва 1995 год.

"...Сосредоточение главного калибра в носу было смелым, но объяснимым решением. Ведь упор делался на экономию веса. При размещение башен ГК в носу требовался всего один директор (пост УАО), сокращалась длина броневой цитадели, хорошо изолировались от воздействия дульных газов шлюпки и авиационное оборудование. Но серьёзным недостатком, также проявившемся в Мерс-эль- Кебире, становилось отсутствие огня в кормовом секторе..." (стр 134).

"...Для управление стрельбой имелся только один командно-дальномерный пост (директор) с 12- мстровым дальномером, расположенный в закрытой башне наверху носовой надстройки. Наличие таких же дальномеров в башнях ГК позволяло им в случае выхода его из строя вести стрельбу при локальном управлении, но с меньшей эффективностью..." (стр 52 там же).

Уважаемый коллега, если верить С.Сулиге (а у меня причин для сомнений нет), то Вы не правы насчет КДП.

 

С уважением, Алексей.

The same Fonzeppelin's picture
Submitted by The same Fonzeppelin on ср, 06/12/2017 - 13:06.

Коллега, просто посмотрите на кормовую надстройку:

 

Как видите, на корме тоже есть 330-мм директор. С меньшим дальномером, но вполне рабочий.

 

Тот самый Граф Цеппелин

Андрей's picture
Submitted by Андрей on ср, 06/12/2017 - 13:49.

Уважаемый коллега, Ваша картинка неверна. У Дюнкерка 2 "елочки" КДП - из трех КДП на носовой надстройке и 2 КДП на кормовой надстройке. На носовой это (снизу вверх) - КДП 330-мм ( 12-м дальномером), КДП 130-мм калибра (с 8 м дальномером) и КДП для зенитного огня 130-мм артиллерии (да вот так уж - отдельный КДП для надводно-наемной и зенитной стрельбы).

На кормовой надстройке - соответственно КДП для 130-мм с 8 м дальномером и КДП для зенитной стрельбы 130-мм