11
0

Содержание:

История развития альтернативной истории(АИ)

Самый ранний пример альтернативной  истории можно найти в книге Ливия Ab Urbe Condita Libri (книга IX, разделы 17-19). Ливий размышлял об альтернативном 4-м веке до н. э., в котором Александр Великий расширил свою империю на запад, а не на восток; его интересовало : «каковы были бы результаты для Рима, если бы она участвовала в войне с Александром?» Ливий пришел к выводу, что римляне, скорее всего, победили бы  Александра. Еще одним примером АИ является длинное письмо  De Divina Omnipotentia  кардинала и учителя Церкви Петра Дамиани в 11 столетии. Он обсуждает всемогущество Бога, рассматривает вопросы, связанные с пределами Божественной силы, в том числе вопрос о том, может ли Бог изменить прошлое, например, он пришёл к такому выводу, что Рим никогда не был бы основан. Также примером  является эпический роман, написанный на каталанском языке[1],  Йоано Марторелла 1490 года Tirant lo Blanch, который был написан, когда потеря Константинополя турками была еще недавней и травмирующей памятью для христианской Европы. В ней рассказывается история рыцаря Тиранта Белого из Бретани, который путешествует по остаткам Византийской империи. Он становится мегадуком  и успевает отбить вторжение Османской армии Мехмета II. Он спасает город от исламского завоевания и даже гоняет турок вглубь завоеванных ими ранее земель. Один из произведений альтернативной истории, опубликованной в больших количествах для получения большой аудитории может быть Луи Жоффруа  История Всеобщей монархии: Наполеон и завоевание мира (1836), в которой один из наиболее выдающихся деятелей в истории Запада [2],Наполеон одержал победу во французском вторжении России в 1811 и в вторжение в Англию в 1814 году, и в последствии объединил  мир. На английском языке первой известной полной альтернативной историей является рассказ Натаниэля Хоторна «переписка П.», опубликованный в 1845 году. В нем рассказывается о человеке, которого считают «сумасшедшим» из-за его восприятия другого 1845 года, реальности, в которой до сих пор живы давно умершие известные люди, такие как поэты Роберт Бернс, Лорд Байрон, Перси Байсе Шелли и Джон Китс, актер Эдмунд Кин, британский политик Джордж Каннинг и даже Наполеон Бонапарт. Сэр Арнольд Тойнби, живший на рубеже 19-20 веков, создал несколько произведений, в которых «продлил» жизнь Александра и описал события, имевшие место в связи с этим. Также автор рассмотрел вариант мира, в котором великий полководец никогда не рождался. Тем не менее АИ как конкретный жанр стал сформировываться лишь в XXв. В 20х был написан  «Бесцеремонный Роман В.Гишгорного, Б.Липатового, И.Келлера. Сюжет этого произведения таков: современник авторов, комсомолец Роман отправляется на машине времени в XIX век и помогает Наполеону победить под Ватерлоо, что, по мысли авторов, на девяносто лет приближает пролетарскую революцию. Однако тогда новый жанр литературы не закрепился. Достаточно сказать, что другой писатель того времени М.Первухин опубликовал свое первое произведение в жанре альтернативной истории «Вторая жизнь Наполеона?» в Москве в 1917 году, а второе — «Пугачев-победитель» — уже в Берлине в 1924 году.. По-видимому, жанр «альтернативной истории» плохо сочетался с марксистскими принципами детерминизма и закономерности исторического развития. В 1931 году британский историк сэр Джон Сквайр собрал серию эссе от некоторых ведущих историков того периода для своего сборника, «Если бы это произошло иначе» . В этой работе ученые из крупных университетов (а также важные авторы, не относящиеся к университетам) обратили свое внимание на такие вопросы, как «если бы Мавры в Испании выиграли» и «если бы у Людовика XVI был атом стойкости». Эссе варьируются от серьезных научных усилий до причудливого и сатирического изображения  независимого голландского городского государства 20-го века на острове Манхэттен. Среди авторов были Илер Беллок, Андре Моруа, и Уинстон Черчилль. Одна из записей в томе Сквайра была «если бы генерал Ли не выиграл битву при Геттисберге» Черчилля, написанная с точки зрения историка в мире, где Конфедеративные Штаты Америки выиграли американскую гражданскую войну. Запись рассматривает то, что произошло бы, если бы Север был победителем (другими словами, персонаж из альтернативного мира представляет себе мир, более похожий на реальный, в котором мы живем, хотя и не идентичный во всех деталях). Эссе Черчилля повлияло на создание альтернативного романа истории Уорда Мура «Принесите юбилей»,  в котором генерал Роберт Э. Ли выиграл битву при Геттисберге, проложив путь к окончательной победе Конфедерации в американской Гражданской войне[3] (названной «войной за независимость Саутрона» в этой временной шкале). Главный герой, возвращается к вышеупомянутой битве и непреднамеренно меняет историю, что приводит к появлению нашей собственной временной шкалы и последующей победе Севера. Американский юморист Джеймс Тербер написал рассказ в 1930 «Если бы Грант напился в Аппоматоксе», где он расположил очень краткое введение: «Скрибнер журнал публикует серию из трех статей: ‘если бы Бут пропустил Линкольн», «если ли бы выиграл битву при Геттисберге», и «если Наполеон бежал в Америку’. Это уже четвертое.». . Настоящее рождение жанра альтернативной истории произошло после окончания Второй Мировой войны, о точнее — в 60-е — 70-е годы ХХ века. Тогда были опубликованы ставшие классическими романы Дика Кинреда, Роберта Харриса (1962) и Пола Андерсона, рассматривавшие возможные альтернативные варианты развития Человечества. В нашей стране бум альтернативной истории начался в перестроечную эпоху также с романа, ставшего классическим — «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева (1990). И хотя «альтернативе» посвящена только одна из частей романа, именно она обеспечила произведению оглушительный успех. В 1962 году был опубликован также роман английского писателя Джона Браннера «Времена без числа» — о мире, в котором испанская Великая армада не погибла во время морского перехода, а благополучно добралась до берегов Англии, высадила десант и победила. Советская, (тогда еще научная) фантастика ответила западным «альтернативщикам» одним романом, зато идеологически выдержанным. В романе Севера Гансовского «Демон Истории» Главные герои отправляются в прошлое на машине времени, чтобы уничтожить Юргена Астора, Великого Отца Германской Нации, основателя нацистской партии, автора идеи концлагерей, развязавшего в 1938 году Вторую Мировую войну. Их план блестяще осуществляется, но, вернувшись в свое время, они узнают, что ничего в истории не изменилось. Просто вместо Астора Великим Фюрером Германской Нации стал встреченный главным героем в прошлом «маленький человечек с толстыми усами и короткими ручками» по фамилии Шикльгрубер. Правда, потом он сменил фамилию на более благозвучную — Гитлер[4]. То есть, «независимые от сознания отдельного человека» исторические законы скорректировали вмешательство группы хрононавтов. Таким образом, марксистская догма была спасена, а тема альтернативной истории в советской фантастике — закрыта.

вернуться к меню ↑

Особенности жанра

Альтернативная фантастика[5] – произведения, в которых рассматриваются события, ставшие результатом изменения хода истории в далеком или недавнем прошлом. Происшествие, повлиявшее на развитие мира, может оказаться абсолютно любым в зависимости от воли автора. Одни писатели предпочитают вмешиваться в судьбы исторических персонажей, другие предлагают альтернативное развитие исторических событий (войны, революции). В итоге в книгах мир становится другим. Действие в произведениях может развиваться не только в настоящем, но и в прошлом или будущем. Одни авторы рассказывают о событиях, последовавших за изменением истории, другие – о том, каким стал мир много веков спустя. В некоторых произведениях используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Можно выделить три основных принципа:

1) до точки расхождения описываемая в произведении история полностью соответствует описанной истории нашего мира (т.е., АИ не может основываться на криптоистории, гипотезах, в произведении должны участвовать реальные исторические персонажи, и т.д.);

2) альтернативная история — история человечества (а не разумных динозавров, мышей, собак, или кошек);

3) если в произведении используется приём с параллельным миром, виртуальной реальностью и т.д., то они должны быть идентичными истории нашего мира до точки расхождения.

Альтернативная история – направление, за более чем двухтысячелетнее существование разбившееся на многие поджанры

-Постапокалиптика. Без этого поджанра сложно представить себе такое явление, как фантастика. Альтернативная реальность становится результатом тех или иных глобальных катаклизмов. К примеру, писатель может выдумать экологическую катастрофу, ядерную войну, эпидемию. В этом случае события происходят уже после того, как население планеты пережило этот кризис.

-Альтернативная география. Автор вносит некоторые изменения в географию планеты, в результате чего иной становится и история мира. Скажем, можно вспомнить произведение «Остров Крым», написанное Аксеновым. Писатель предполагает, что Крым является островом, что помогло барону Врангелю основать независимое государство.

-Стимпанк. В центре внимания оказывается общество, чьи технологии застряли на уровне 19-20 веков.

Дизельпанк — жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся на уровне технологий середины XX века.

вернуться к меню ↑

Проблемы альтернативной истории[6]

  1. Проблема реальности изначальных допущений АИ-сценариев, то есть необходимость четко отличать реально возможные варианты хода истории от нереальных. Сюда можно отнести и преувеличение роли отдельных факторов возможного изменения истории. Например, многочисленные модели, касающиеся триумфа Наполеона после выигранной им битвы под Ватерлоо (правда, львиная их доля приходится все же на художественные произведения). Наполеон вполне мог (и должен был) победить в этой злосчастной битве, однако, по целому ряду объективных причин, особой пользы это бы ему не принесло — разве только продлило бы агонию Империи, и современные историки изучали бы период не “Ста дней”, а, скажем, двухсот.

Еще один характерный пример — сценарий Х. Беллока, рассматривавший более успешный вариант “Вареннского бегства”, когда Людовик XVI пытался улизнуть из революционной Франции (побег сорвался из-за нелепой случайности). Беллок взахлеб описывает спасение павшего короля и якобы последовавшие за этим события — разгром революции и предотвращение прихода капитализма. Но даже если бы Людовик все же спасся, что бы это изменило? Он не блистал ни умом, ни военными талантами… Чего бы он добился? Его младшие братья граф Прованский и граф Артуа сумели эмигрировать, но остановить революцию были не в состоянии.

  1. Проблема внутренней логичности АИ-сценариев. Прогноз должен содержать цепь событий, спаянных между собой непротиворечивыми причинно-следственными связями. Имеется в виду, что реконструкция возможного хода событий определяется не богатством фантазии историка, а вытекает из исходного условного допущения. Увы, объективность оценки гипотетических событий слишком часто зависит не только от воображения, но и от идеологических предпочтений исследователя (впрочем, это одна из традиционных проблем всей исторической науки).

В данном случае главным методом исследователя может быть применение аналогий. Практически все исторические события многократно повторялись на протяжении развития нашей цивилизации. Поэтому автор , разрабатывая АИ-сценарий, должен сначала провести отбор схожих событий, происходивших в реальной истории. Еще один метод — применение экстраполяции, когда исследователь в своей АИ-модели рассматривает дальнейшее развитие тех тенденций, истоки которых видны в состоявшемся потоке исторических событий.

  1. Проблема вероятности АИ-сценариев, когда прогноз вероятных последствий гипотетического события предполагает разработку веера возможных сценариев, имевших различную вероятность реализации. Сама суть прогнозирования заключается в предположении, что у реального хода истории есть альтернативные варианты, которые могли воплотиться в жизнь, но не воплотились. Однако множественность путей развития должна предполагаться и внутри альтернативного потока событий, причем число подобных сценариев может быть довольно многочисленным. Научный прогноз должен содержать не только их наиболее полный перечень, но и сравнительную оценку вероятности реализации.

Исторический процесс напоминает собой горный обвал: невозможно стопроцентно прогнозировать, какие камни рухнут вниз, а какие — удержатся на своем месте. Авторы научно-исторических альтернатив активно используют в своем творчестве этот “обвальный” принцип, но только до определенного момента. Стоит им “изменить” историю, как почти гарантированно они “забывают” и о декларируемом ранее принципе альтернативности событий, и о лавинообразном течении исторических процессов.

Типичным примером может служить классическая работа А. Тойнби “Если бы Александр не умер тогда…”, до сих пор являющаяся эталоном для многих АИ-авторов. Исходя из предположения чудесного выздоровления Александра Великого[7], Тойнби выстраивает блестяще выписанную схему возникновения “мировой” македонской империи с последующим серьезным изменением истории. Однако, уже добившись поставленного результата, Тойнби отодвигает в сторону, как ненужный хлам, принцип той самой вариативности, который он так удачно использовал при построении своего мира. Ведь нет никакой гарантии, что экспансионистские планы Александра Македонского, буде он действительно оправился от болезни, принесли бы ему успех. Александр мог погибнуть в очередной битве или в результате дворцового заговора (есть предположения, что он умер не от болезни, а был отравлен). Он мог потерпеть фиаско в очередном походе, как это в реальности случилось во время индийской кампании — в дело вступил человеческий фактор, когда войска настояли на возвращении домой. Он мог просто поумнеть, решив довольствоваться уже захваченным… Но Тойнби отметает все варианты — оставив лишь единственный, самый невероятный: Александр громит врагов, уничтожает Рим и основой западной цивилизации становится македонская, а не римская империя.

вернуться к меню ↑

Причины популярности жанра

На западе причина распространенности АИ другая. Там пропагандируется  идея собственной исторической исключительности.Что это значит?.Это значит, что писатели изображают мир без своего государства.Цель подобных действий – это показать то ,как мы важны и то где бы был мир без нас.В СССР АИ не пользовалась огромной известностью т.к это противоречило главным марксистским принципам. Сегодня же жанр альтернативной истории популярен как никогда и на это есть причина. Прежде всего-это неудовлетворенность современным положением дел, современным состоянием мира. Изменить настоящее (даже в фантастическом романе) можно только поменяв что-то в прошлом. Конечно же это ничего не изменит, что сделано то сделано, но подобные манипуляции с историей по сути являются своего рода медитации. После распада Советского союза люди потеряли цель. Если раньше их целью являлся – социализм,то теперь у общества нет подобной конкретной задачи. Не мудрено,что народ начинает задаваться вопросом: «А правильно ли мы шли и продолжаем идти?»; «Не стоит ли свернуть, пока не поздно?».

[1]  Ж. Мартурель, М.-Ж. де Галба. Тирант Белый: Роман / Перевод П. Скобцева, М. Абрамовой, Г. Денисенко. — М.: Ладомир; Наука, 2005. — (Литературные памятники). — 832 с. — ISBN 5-86218-453-8

[2]  Napoleon I (англ.). Britannica

[3] Иванов Р. Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США. — М., 1964.

 

[4] Адольф Гитлер. Судьбы XX века. / Автор проекта Жак Легран, пер. с фр. Т. Кунициной, предисловие Л. Чёрная). — М., АСТ-ПРЕСС, 1999, 7 000 экз.

 

[5] Сергей Соболев. Альтернативная история пособие для хронохичхайкеров. — Липецк: Крот, 2006. — 232 с. — 50 экз. (лауреат премии Бронзовая улитка, 2007), так же в сборнике «В иных временах» ISBN 978-5-93883-153-7

 

[6] Невский Б. Альтернативно-историческая фантастика — статья в журнале «Мир Фантастики»

 

[7] Аверинцев . Плутарх и античная биография. — М.: Наука, 1973. — 280 с.

 

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

×
Зарегистрировать новую учетную запись
Сбросить пароль
Compare items
  • Включить общее количество Поделиться (0)
Сравнить