Альтбитва при марианских островах

Июл 10 2015
+
13
-

       В РИ победа досталась американцам . Альтернативой , соответственно , будет победа японцев . Не то чтобы я сопереживал япам или недолюбливал пиндосов . Ну разве что самую малость и того и того . Просто обидно . Собралась масса кораблей , в том числе мощнейшие в мире линкоры и авианосцы , с обеих сторон ряды очень решительно настроенных мужчин . В общем , всё для крутейшей битвы . А вместо этого происходит какая-то «охота на индюков». Вообще неинтересно .

        Свои решения на битву японцы принимали вроде бы из рациональных соображений . У японских самолётов больше дальность + они могли не возвращаться на авианосцы , а садиться на ближние островные  базы => японское авианосное соединение могло наносить удары по американским кораблям , находясь вне досягаемости ответного удара . Хотели , в общем , как лучше - однако , решения оказались ошибочными .  

         Большая дальность японских самолётов была достигнута не благодаря каким-то изыскам инженерной мысли , а тупо за счёт других качеств боевого самолёта . Американцы ещё за 150-200 км обнаруживали подлетающие авиагруппы японцев и поднимали превосходящие силы истребителей . Когда японские самолёты долетели , они столкнулись с американским превосходством - во всём . Лучше авиатехника , лучше подготовлены пилоты , лучше организация воздушного боя . На кораблях первоклассные зенитки , причём во множестве + хорошо подготовленные расчёты + передовое управление огнём . В общем , японские самолёты были сбиты , лётчики погибли . Они упали слишком далеко , чтобы можно было их спасти . И это были последние хоть как-то обученные лётчики авианосной авиации . При этом ущерб , нанесённый амерам вышел почти никакой            
        Другой результат битвы , победный для японцев , возможен только , если их адмиралы изменят тактику на предстоящую битву . В РИ японские адмиралы сделали ставку на авиаудар с авианосцев и островных баз . Однако , то , что они считали своими козырями , было бито американцами с такой лёгкостью , что граничила с издевательством . По оценке американцев борьба с японской авиацией оказалась не опасней , чем охота на индюков .
         Итак , японским адмиралам надо менять тактику . А на каком основании они это сделают , в смысле : какая-такая историческая причина их может на это сподвигнуть ? Предвидеть , что их авиаудар так провалится - это вряд ли . Другой замысел на битву возможен только , если с самого начала будет сделана ставка не на авианосцы , а на удар линкоров . В РИ у японских адмиралов ещё с начала тридцатых годов в головах висела мысля решить предстоящую войну со США в генеральной битве линкоров .
         Японцы сильно ошиблись со своими линкорами типа «Ямато». Столько ресурсов было угрохано на их постройку . Вместо каждого линкора можно было построить несколько тяжёлых авианосцев — пользы было бы гораздо больше . В 42-ом до японцев это дошло . В пожарном порядке они кинули всё и всех на строительство авианосцев . Решили даже не достраивать третий линкор типа «Ямато» , а переделать его в авианосец . Только и это решение - тоже явная ошибка . И линкор похерили и авианосец из него получился хреновый . В огромный корпус бывшего линкора японцы смогли впихнуть лишь 40 с гаком самолётов ( вдвое меньший авианосец «Сёкаку» нёс вдвое большую авиагруппу ). Очень малоудачное использование крайне дорогого корабля . Да и переделка в авианосец вышла очень долгой , начали её в 42-ом — а на конец осени 44-го работы всё ещё не были завершены . Кстати , строился и четвёртый линкор , весной 42-го он уже был готов на треть — и тут его вообще разобрали .
        Лучше уж эти японцы были бы последовательны и гнули уж одну линию , а не метались туда-сюда . Вот как задумали они нанести врагу решающий удар линкорами - вот этой бы идеи и держались*. К середине 44-го они вполне могли достроить и ввести в строй третий Ямато , а может даже и четвёртый ( если б их экономика нереально поднатужилась . Хотя почему нереально ? К середине 44-го японская экономика ещё тянула . Металлургия и всё остальное уже начали обваливаться — но быстро этот процесс пошёл во второй половине года ). В 40-м заложили , 42-й — спуск на воду , 43-й — достройка , первая половина 44-го — освоение личным составом и вступление в строй . Сроки реальные . И получил бы их флот четыре суперлинкора , с самой толстой в мире бронёй и самыми большими пушками . Так бы к лету 44-го японцы получили все условия для реализации своей идеи-фикс .     
        15 июня 1944-го американский флот начал высадку на Сайпане — с которого дальние бомберы американцев уже могли доставать территорию Японии . Ждать чего то ещё японский флот не мог . Время большого похода наступило .
       Силы американцев : Оперативное соединение : 7 тяжёлых и 8 лёгких авианосцев ( 900 самолётов ) , 7 линкоров ( Вашингтон , Норт Каролина , Айова , Нью-джерси , Саут Дакота , Алабама , Индиана — у всех ГК 3х3 406 мм ) , 21 крейсер , 69 эсминцев + подводные лодки ; группировка у Сайпана — 7 линкоров , 11 крейсеров , 11 эскортных авианосцев , 67 эсминцев + ещё 282 судна ; десантников 70 с гаком тыщ ( т. е. , собственно десантников меньше , 70 000 — это вместе со всеми обеспеченцами ).   
        Общие силы японцев в РИ : 8 линкоров , 10 авианосцев . К сражению они собрали 9 авианосцев ( 5  тяжёлых и 4 лёгких ) и 5 линкоров . В этой АИ они отрядили не 5 , а 8 линкоров — в том числе три Яматы ( пусть будет три для пущей реалистичности . Готовность в это время четвёртого — это уже , кажется , будет натяжкой . Хотя нет — не реалистично как раз будет на что-то рассчитывать в сражении без четвёртой Яматы . Так , что пусть их будет таки 4 ( и всего 9 линкоров ).
        Кстати , восемь из девяти японских авианосцев — корабли ещё довоенной постройки . Это к тому , что достройка линкоров не приведёт в результате перераспределения ресурсов к тому , что у японцев должно стать меньше авианосцев .   
        Вечером 18 июня между флотами 400 миль . Утром 19 сближение продолжалось . Скажем , к полудню американская авиаразведка обнаружила вражеское соединение . По команде на вылет поднялись 280 самолётов первой волны .
         В этой АИ японское соединение должно подойти к американскому на расстояние артиллерийского огня . Пока японцы будут подходить , американцы будут стремиться уничтожить их авиаударами . Японское соединение должно эти удары выдержать . Вопрос — возможно ли это ?  
        Ответ «нет» более чем обоснован . Да , японцы могут выставить несколько сотен истребителей . Этот зонтик мог бы их прикрыть — если бы уровень японской техники и пилотов был сопоставим с уровнем их противника . Но в этом как раз закавыка . И потому сочинять какую-то АИ , победную для японцев — безнадёжное занятие . Японские корабли по любому будут частью уничтожены , частью повреждены и те , кто останутся на плаву , будут вынуждены уносить винты .           
         Но и для ответа «да» тоже есть обоснования . Такой пример в поддержку : соединение Куриты 24 октября 1944 - японцы шли даже без истребительного прикрытия , весь день соединение подвергалось массированным атакам с воздуха , отбиваясь только зенитками и манёвром . Да , был потерян один линкор* , но и только . В целом то , соединение сохранило боеспособность — и на следующее утро оно таки подобралось к американским авианосцам . Пример Куриты показывает : шанс выдержать американский авианатиск таки есть . А если ещё какими то мерами повысить эти шансы — то АИ имеет право на своё придумывание .
       Японские авианосцы получили задачу прикрыть линкоры на переходе к цели . Для этого на авианосцах расположись преимущественно истребители ( не треть , как обычно , а за две трети ) , на лёгких авианосцах — так одни истребители , их и больше влезает => больше авиагруппа . Не 440 всего самолётов на всём авианосном соединении как в РИ , а все 500 с гаком .
        Истребители есть и на линкорах с крейсерами . Вместо гидросамолётов их катапульты были готовы метнуть в небо истребители . Скажем , на типе «Ямато» размещалось в ангаре 7 гидросамолётов => 7 истребителей в кормовом ангаре + еще не меньше семи поместилось бы над ангаром на палубе . Самолёты на палубе оказываются под стволами кормовой башни ГК — при её залпе эти самолёты сметёт нахр... заборт . Только до стрельбы из главного калибра надо ещё дожить . Вражеские налёты случились бы гораздо раньше , до того как линкор выйдет на дистанцию своего огня . Взлетевшие ( и не сбитые ) самолёты затем садятся на авианосцы - их авиагруппы уменьшатся после большого боя с массированно налетающими вражескими самолётами . Появится место в ангарах .
        Истребители сражаются рядом с защищаемыми кораблями . Сбитых лётчиков подбирают . Они садятся на новые самолёты . Потерянные самолёты заменяются с авиатранспортов . 
       У японцев было время подготовиться к решающей битве . От мясорубки у Гуадалканала прошло 1,5 года . Хотя бы на часть кораблей эскадры они могли поставить радары — пусть гораздо примитивнее американских . Но воздушные атаки для эскадры будут уже не внезапны . Также и ночью можно обнаружить то , что вражеские корабли находятся рядом — и обнаружить не тогда , когда эти корабли уже открыли кинжальный огонь .  
       Часть эсминцев были переделаны в полноценные корабли эскорта с приборами обнаружения подлодок и бомбомётами . Не универсальная артиллерия заменена на установки меньше калибром (105 мм ) , но более скорострельные и скоровертящиеся ( чтобы успевать за самолётами ).*
        Было время , чтобы запустить в серию новые модификации самолётов - с меньшей дальностью , но лучшей защищённостью — потолще бронеспинка , запротектированный бензобак . И уже их не так легко сбивать . Вооружение истребителя ( А6М5с ) : две 20мм пушки с боезапасом по 125 снарядов + три 13мм пулемёта . Хотелось бы , конечно , чтоб и мотор был помощнее . Работы в этом направлении японцами велись , но к середине 44-го до путного результата было ещё далеко .  
        Ударную волну американцев встретили японские истребители . Всего японцы подняли более 400 машин . Полностью сорвать налёт им не удалось , но и американцы в условиях сильного противодействия не разгулялись . Потери в бою соотносились как 3 к 1 . 125 Зеро против 42 американских самолёта ( ещё больше десятка повреждённых не дотянули до своих кораблей , упав в море ). Вторая волна тоже проходила через остервенелое противодействие .   
       Бомбы с американских пикировщиков проломили палубу «Тайхо» , на авианосце полыхнули пожары . Через пару часов , огонь вышел из под всякого контроля . Корабль был потерян для авианосного соединения , взлетевшие с его палубы самолёт вынуждены были садиться на другие авианосцы . Загорелся и лёгкий «Рюхо». Накренился , получивший торпеду «Хиё» , вскоре в его левый борт попали ещё пять торпед и через полчаса «Хиё» перевернулся . На «Мусаси» навалились одна за другой несколько авиагрупп . Огромный линкор как магнит тянул к себе американских лётчиков . Всего в «Мусаси» попало десятка полтора торпед и множество бомб . Японское соединение лишилось ещё одного корабля . «Ямато» тоже получил несколько попаданий , но это не произвело особого вреда . Хуже было с более старым «Конго» — три торпедных попадания вызвали поступление воды , с которым экипаж не мог справиться . Линкор вышел из общего строя — на него налетели ещё несколько групп американцев , истерзанный корабль перевернулся . Адмирал Одзава запрашивал помощь с островных баз , но истребители с них так и не прилетели .
       С наступлением темноты американские атаки прекратились . Ночью флоты сблизились . Утром 20 июня между ними оказалось меньше 40 миль .                             
        Даже 3 Яматы имеют плохие шансы против своры амерских линкоров с 16 дюймовым ГК . Остальные яп. линкоры шанса вообще не имеют . В ночном бою американцы имеют ещё большее преимущество благодаря радарам . А с рассветом снова начнутся авиаатаки . Да и авианосцы , даже  лишившись , вдруг , линейного прикрытия , не станут лёгкой добычей - у них есть самолёты , скорость и эскорт в 17 крейсеров ( 4 тяжёлых ) и 49 эсминцев . Всё , опять тупик . 

      Inter scriptum . Осознав общую идею и начав её писать , наткнулся на статью «Линкоры микадо начинают и выигрывают». Это было ударом . Не один я такой умный . Павлин самомнения сложил распустившийся было хвост . Лисапед оказался уже изобретён . Такая идея : линкоры вместо авиации в битве у Марианских островов есть уже на сайте . Воплощена идея более реалистично ( меньше допущений по сравнению с РИ — всего только один адмирал-прозорливец* ) + написано всё лучшим стилем .    
       В этой АИ замысел японцев на битву таков : хитрым манёвром побудить американцев разделить свои силы ( и потом разбить их по по частям ). Такой финт почти удался японцам в реальной филиппинской битве — американцы таки разделили свои силы , вот только разбить их не удалось . Минус такого финта вот в чём : чтобы побудить американцев к разделению , японцам самим пришлось разделить свой флот на части . Вот по этим частям японцы и были разбиты .
        Так как же японцам действовать : одним единым соединением или частями ?
* Хотя , возможно , что адмирал-прозорливец — это вот и есть невероятная спекуляция , а вот глобальная муторня с достройкой линкоров и переделками эсминцев в корабли ПВО и ПЛО эскорта — всё это гораздо реальнее , вполне возможная АИ .

       Поражение американский флот может потерпеть только при каком-то неблагоприятном для него стечении обстоятельств . Скажем , 19 июня японский флот обнаружат поздно . Убьют ещё время в колебаниях , ожидая японской авианосной атаки ( которой не будет ). Будет ещё мешаться японская авиация с островов — американцы реально отвлекались 19-го на удары по островным базам . И плюс погода - она тоже сыграет за японцев своими тяжёлыми для авиаторов условиями .
       Да , плохая погода помешает американцам реализовать своё подавляющее преимущество в авианосных самолётах и уничтожить японское соединение на подходе . Что тут нереального ? Какие-то авиагруппы достигнут таки японцев — те поднимут пятьсот истребителей и что-то собьют . Да ещё 80 самолётов разобьются по возвращении при ночной посадке . Урон уже ощутимый . Абзац о японских потерях вычёркиваем . Редактируем , то есть .
        Американский командующий Спрюэнс тоже был сторонником решающего боя линкоров ( так написано в 9-ом томе ( реальной ) «Истории второй мировой войны» ). Про 4 яматы Спрюэнсу знать необязательно . В рубке американского флагмана было сказано : «Если джапы хотят сражения — мы его им дадим . Тем более , что в ходе вчерашних налётов вражеское соединение сильно сократилось ( как докладывали наши лётчики ). Направление японского соединения примерно известно , осталось устроить ему кроссинг Т».
        К утру на японских авианосцах закопошились экипажи . Надо было упредить противника - вылететь первыми . На уцелевшие со вчерашнего дня зеро ( за 300  штук ) цеплялись бомбы . Ещё затемно вылетели разведчики .          
       С первыми лучами солнца старшина Нисимура увидел вражеский флот и передал по радио его координаты : цель в сорока милях на северо-восток . Масса зеро ринулась к американским авианосным группам . Такие удары называют кинжальными — с расстояния почти в упор , уже не промахнуться и у цели нет времени отреагировать . Вражеские корабли близко , сбиться с курса невозможно . Время подлёта малое , американцы не успеют поднять достаточное количество истребителей ( а те , что поднимутся , не успеют набрать скорость и высоту — зеро будут иметь преимущество в воздушном бою ).
       Зеро , конечно , не пикировщики . Их бомбы потопить вражеский корабль не могут . Задача зеро — повредить палубы американских авианосцев , вывести из строя часть самолётов на них , лишить возможности взлёта остальных .
       Пара зеро проскочила первый залп зениток , пока наводчики ввели поправки , самолёты уже были над целью , но в бомбометании промахнулись . Вторая пара наткнулась на снарядные трассы , подбитый пилот попытался совершить огненный таран , но плохо слушавшийся его самолёт пролетел в нескольких метрах мимо . Другому авианосцу так не везло — упавшая на него бомба вызвала взрывы стоявших на палубе самолётов и быстро распространяющийся пожар . Быстро прибывали новые группы японцев , кидая бомбы и пытаясь штурмовать вражеские палубы пушечно-пулемётным огнём . Загорелись ещё несколько авианосцев . Освободившиеся от бомб зеро вступали в бой с успевшими подняться американскими истребителями . В океан падали десятки машин .     
       Лицевые мышцы Спрюэнса окаменели . Битва начиналась не так , как планировалось . Но надо было принимать бой . Японская колонна быстро приближалась . Впереди шли яматы , другие линкоры держались в арьергарде ( их броня тоньше американской — они очень уязвимы для 16-дюймовых снарядов ).        
       С началом перестрелки между линкорами , наконец то вступили в дело ударные самолёты с японских авианосцев . Взлетели три группы , каждая из девятки торпедоносцев . Не набирая высоты , группы устремились к вражеским линкорам . Американцы не сразу увидели угрозу . Рывок истребителей запаздывал .    
       Но на линкорах мощная ПВО , неподалёку эсминцы эскорта . Японское командование позаботилось облегчить задачу торпедоносцам . Их линкоры вели обстрел фугасными снарядами ( Яматы стреляли бронебойными , остальные — фугасными ( тем более , что их 356 мм бронебои всё равно слабоваты против новейших американских линкоров ). Цель - поражение палубы , с расположенными на ней зенитками , расчётами и приборами управления . Зенитная и противоминоносная артиллерия американских линкоров получили повреждения от нескольких прямых попаданий и множества осколков близких разрывов . Удалось и отогнать подальше американские эсминцы .
        Несколько попаданий относительно маломощных авиаторпед не могли нанести фатальных повреждений . Однако они отвлекли внимание от главной атаки . Выжимая из турбин 35 узлов , на дистанцию пуска выходили японские эсминцы . Их 610 мм торпеды с 800-кг БЧ вспарывали подводную защиту .       
       Японцы сосредоточили свой торпедный удар на четырёх линкорах из арьергарда американской колонны . Авангард был блокирован яматами и группой эсминцев . Остальные японские корабли - пять линкоров и пятнадцать тяжёлых крейсеров устремились через бывшую позицию арьергарда к группам американских авианосцев .
        Сразу две яматы сосредоточили огонь на американском флагмане . Тяжеленный снаряд пробил рубку , убив всех , кто там находился . Управление американским соединением было потеряно - на время , но на это время нужные распоряжения запоздали . Авианосцы слишком поздно стали выходить из битвы .       
        Американцы защищались яростно . Торпедоносец лейтенанта Мак-Рински уже через несколько минут после взлёта с палубы оказался вблизи вражеского крейсера . Торпеда распорола его борт . Подбитый пикировщик врезался в надстройку другого крейсера , его командир погиб . В отчаянную атаку пошли эсминцы и лёгкие крейсера эскорта . Японские корабли встретили их частыми залпами . От близких разрывов лопались корпуса . Надводный борт и надстройка иссекались осколками . Попадание ! - общий грохот не заглушил крики искалеченных матросов . Ещё прямое попадание , снаряд разнёс котельное отделение , потерявший ход эсминец стал лёгкой мишенью и был быстро добит . На идущем следом возник пожар , вскоре , добравшийся до торпед . Взрыв — и только волны расходились там , где только что был корабль . Другой повреждённый эсминец медленно стал выворачивать назад , но новые накрытия добили его . Получил смертельные попадания и эсминец , попытавшийся подобрать экипаж из воды .
        Три японских тяжёлых крейсера получили фатальные повреждения , ещё четыре были вынуждены прекратить погоню . Один через несколько часов таки затонул , ещё два были добиты подлодками . Старый «Конго» получил четыре торпеды . Несколько часов его команда боролась с затоплением , но вода всё прибывала . Японский линкор ушёл на дно .
       У американцев смогли оторваться лишь два быстроходных авианосца из крайней от японцев группы . Вскоре их настигли торпедоносцы . «Хорнет» успел поднять несколько остававшихся истребителей , сбивших три японских машины . От торпеды четвёртой американец увернулся . А вот «Йорк-тауну» не повезло — разворотившая борт торпеда сильно снизила его скорость . Вскоре из его рубки наблюдали удаляющийся на северо-восток «Хорнет» и подходящий с юго-запада японский авангард .        
        Битва между японским Объединённым флотом и американским 58-ым Оперативным соединением была недолгой , к 9 утра всё закончилось . К японским кораблям подошли танкеры и авиатранспорты ( под этим подразумевается судно с полусотней полуразобранных самолетов на борту и парой катапульт на палубе . Самолёты собирают и запускают к авианосцам , нуждающимся в пополнении авиагруппы . Пилотируют их лётчики , сбитые во время битвы и затем подобранные из воды .) В это время был торпедирован подлодкой «Сёкаку». На оставшихся шести авианосцах количество самолётов было доведено с жалких менее чем 150 , до могучих почти трёхсот .
       Остававшиеся ещё на Марианских островах японские самолёты с вечера 20 июня начали сосредотачиваться поближе — на Гуаме — в 180 км от Сайпана , небольшая группа попыталась перелететь на Тиниан - в десяти километрах от Сайпана . 
       Одна победа ещё мало что решает . Необходимо развитие победной атаки , чтобы собрать побольше плодов . Следующей целью японцев стали десантные силы врага у Сайпана . Там уже получили известия о разгроме . После совещаний было принято решение о эвакуации . Морская пехота поспешно выходила из боя с гарнизоном Сайпана . Части грузились обратно на корабли . Но быстро выйти из боя и погрузиться было невозможно . 
        К утру 21-го июня японское соединение отрезало американцам пути отхода от Сайпана . Одзава оценил положение : 7 свежих американских линкоров ( хотя и не таких мощных , как в погибшем ОС ) - против несколько потрёпанных , израсходовавших часть боезапаса , японских кораблей . + У американцев ещё десяток авианосцев . Авианосцы мелкие , но в сумме дают две с половиной сотни самолётов .    
       Японский адмирал решил не ввязываться немедленно в бой , а предварительно ослабить вражеский флот авиаударами , лишить его линкоры поддержки от остальных сил .
       Зеро сосредоточились на эскортных авианосцах противника . Утренняя атака для американцев не стала неожиданностью . Потеряв более полусотни машин , японцы подожгли три авианосца . Более десятка эсминцев , пытавшихся прикрыть их своими зенитками , тоже получили повреждения . Для организации полноценного ответного удара на эскортных авианосцах было слишком мало ударных самолётов .
       Стали появляться и небольшие группы японцев с Гуама . В течение длинного дня японские авиатаки усиливались . У американцев загорелись ещё несколько авианосцев , на некоторых пожары уже вызвали внутренние взрывы .             
       Видя ухудшающееся положение , американский командующий повёл в атаку свои линейные силы ( Теннеси , Калифорния , Колорадо , Мериленд , Айдахо , Пенсильвания и НьюМексико ) . Он надеялся сковать японцев , отвлечь их от транспортов .  
       Последующие события были названы были названы японцами охотой на куропаток . Яматы превосходили старые американские линкоры в скорости и дальнобойности орудий ГК . Пользуясь этим преимуществом , японцы , держась вне зоны ответного огня , сосредотачивали свой огонь на одном вражеском линкоре , быстро выводя его из строя , затем огонь переносился на следующего . Два американских линкора взорвались , три перевернулись от подводных пробоин , ещё двое тонули долго , их добили торпедами .       
       Американский конвой получил приказ рассеяться . Почти триста кораблей стали рассыпаться по морю , им предстояло прорываться самостоятельно . Несколько суток японские корабли и самолёты выискивали и уничтожали суда американцев . Из 70 тысяч морпехов до родных баз вернулись меньше десятка тысяч . В ходе преследования огнём японских линкоров были уничтожены передовые базы американцев на атоллах Эниветок и Кваджалейн . Одновременно японцы деблокировали свои силы на Маршалловых островах .              

       Повреждённые корабли японцев несколько месяцев латались на верфях . В августе-октябре были введены в строй три авианосца типа «Унрю» , возместившие марианские потери . Японский флот подготавливал удар по Оахе и Мидуэю . По плану должна была быть использована та же тактика — под прикрытием авианосных истребителей линкоры подходят и расстреливают американскую оборону . Затем с десантных кораблей идут волны Ка-ми .        

                                                           Вариант Бэ .

         Слабым , сомнительным местом в этой АИ является погода . А ну как она 19-го будет хорошей ? На этот случай у японцев должен быть план Б . Весь день японское соединение будет изображать бегство , держась вне радиуса авиации с американских авианосцев . Американцы , правда , могут и не погнаться — десантным силам у Сайпана угрозы нет , ну и чёрт с этими японцами . Значит , японцы будут изображать обход 58-го ОС с целью прорыва к Сайпану . Американцам тут уж по любому придётся погнаться .
        Поздно вечером , когда уже не надо опасаться вражеского налёта , японское соединение разворачивается . Выжимая 27 узлов ( те корабли , которые могут это делать , остальные подходят немного позднее ) соединение идёт к американцам . Американцы , опасаясь упустить врага , тоже идут на большой скорости . В результате флоты быстро приближаются друг к другу . Расстояние уменьшается к утру с более чем 500 км до менее чем 70 .
        В РИ есть такой эпизод «Одзава успел поднять 10 торпедоносцев для ночной атаки , но попаданий они не добились». А если не десяток , а все 150 торпедоносцев поднять ? У японцев есть летающие лодки с бортовым радаром и большой продолжительностью полёта . Всю ночь лодки будут поддерживать контакт с американским соединением , давая курс на него японскому флоту . С подлётом торпедоносцев , самолёты подсветки устраивают иллюминацию над американским соединением .  
      Лететь торпедоносцам недалеко — с курса не посбиваются . Если поднять самолёты , скажем , в 3.30-3.50 , то возвращаются они на посадку уже засветло . Второй волной , ещё затемно , поднимаются зеро . С рассветом они появляются над палубами вражеских авианосцев — бомбят их , штурмуют , мешают американцам поднять свои самолёты . В это время подготавливаются к повторному вылету торпедоносцы — и вскоре они возвращаются . И тут уже не важно — сколько Ямат будет у японцев . Пусть будет даже три ( с введением в строй четвёртого в ближайшие месяцы ).
        Если в общем это не фантастика , то вариант вроде бы получается верняковый . Этот финт я хотел оставить для статьи «Гибель 59-го ОС» , но затем шо-то засомневался .      
       Что делает такой вариант фантастикой ? Является ли организация массовых ночных полётов таки невозможным делом ? Или только высокорисковым ? Только ведь в дневных полётах риск для японцев превышает уже всякую меру .

* Кстати , и Мидуэй можно повернуть так , чтобы он укрепил эту идею . После сражения хасирские адмиралы стали скандалить : «Ваши авианосцы сгорели как дурацкие свечки . А нашим линкорам поучаствовать даже не дали . Дайте нам шанс — и мы уничтожим врага» .
** В эскадре есть авианосцы => функции гидросамолётов ( воздушная разведка , к примеру ) и без них есть кому выполнять .  
*** Для чего вообще нужны эти эскортные эсминцы ? - Хочется исключить из битвы успешные атаки амерских подлодок . А то портят картину .   
**** В силу стечения каких-то обстоятельств большая часть американских атак пришлась на этот линкор ( соответственно меньше затрагивая другие корабли ). На это можно глянуть иначе : американцы сосредоточились на линкоре — и таки его потопили . Размазали бы усилия по всей эскадре — вообще бы результата могли не добиться .

Пейзаж после битвы

У американцев оставались 8 линкоров ( 4 в Атлантике ) + "Миссури" и "Висконсин" вступили в ближайшие месяцы . + тогда же две Аляски . В постройке ещё две Айовы . + возможно привлечь несколько британскиз линкоров .

Авианосцев оставалось ещё за 50 штук . Но настоящих - ударных , быстроходных , несущих по сотне самолётов , преимущественно тяжёлых ударных - таких только 3 типа Эссекс + старый Саратога . Остальные корабли - мелочёвка на 20-30 самолётов . В течение полугода после битвы вступили в строй ещё 5 Эссексов . Ещё 5 в достройке - вступают в 45-ом . 

  P.S. Мир опять спасла советская армия . В августе ( - ноябре ) 1945 советские войска покончили с японским милитаризмом . Жуков на белом коне принял парад победителей в Токио .
        О десанте на Хоккайдо и Хонсю в советском генштабе вроде бы подумывали и в реальном 45-ом . За неимением достаточного количества своих , десантно-перевозочные и высадочные средства должны были предоставить американцы . И у тех была некоторая готовность к этому — из-за пессимистичных прогнозов : мол , война с Японией продлится до 47-го , завоевание островов обойдётся в мильён убитых . Но не срослось . В этой АИ всё уже должно срастись . Больших потерь это принести не должно . А вот хороших трофеев — да .

      
     

Comment viewing options

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
VladimirS's picture
Submitted by VladimirS on Mon, 12/10/2015 - 11:14.

Для увеличения реальности и усиления шансов для детей Фудзи.
А если япошки при марианнах массово применят камикадзе? И подтянут туда побольше подлодок?
И может подставить под первый удар парочку конг? Чтоб Спрюэнс почуял запах крови и ввязался в бой с яматами.

i.grafova's picture
Submitted by i.grafova on вс, 13/09/2015 - 09:20.

Притянуто за уши, на мой взгляд...

Не умножайте сущностей сверх необходимости

Ярослав 2's picture
Submitted by Ярослав 2 on Fri, 17/07/2015 - 23:48.

 О массированной ночной атаке торпедонсцев - опять догадка любителя нашла подтверждение своей возможности у историка-профессионала .

Альтернатива от Больных А.( к сражению у м.Энганио в книге "Дуэли авианосцев") :

"Ведь еще до войны японцы начали отрабатывать воздушные атаки в сумерках, хотя никак не могли решиться их применить
Напомним, что в стандартный комплект оснащения японских палубных бомбардировщиков входили цветные парашютные осветительные ракеты и плавучие навигационные огни, и это была заводская комплектация, а не «самоделка» в строевых частях. Сюда можно приплюсовать осветительные бомбы, разработанные еще до войны. Самолеты могли нести их на внешней подвеске...

перед ( американским ) офицером наведения встала тяжелая проблема: если навести истребители на группу самолетов было не слишком тяжело, то перехватить разлетевшиеся, словно стая мошек, отдельные самолеты оказалось почти невозможно
надо признать откровенно, американцы не ожидали, что японцы проведут организованную ночную атаку...

В этот момент самолеты-осветители выпустили серию ракет, которые повисли над кораблями, медленно снижаясь на парашютах. Беспорядочная пальба с кораблей стала еще более интенсивной, но четверка «Кейтов» продолжала свою работу. Вскоре по правому борту на воде вспыхнули пиропатроны, и одновременно с ними у американских командиров вспыхнули нехорошие подозрения...
 и сейчас темнота сыграла на руку японцам, так как невозможно было уклониться от смертоносных снарядов, если их не видеть.
можно лишь пожалеть, что японцы, подготовив технику ночных атак торпедоносцев, использовали ее считаное число раз."

 

Насчёт плохой подготовленности яп.лётчиков . Ну а если массовый ночной вылет - не импровизация , а действие по плану . По этому плану и лётчиков загодя готовили как могли .

То ,что новобранцы-пилоты поразбиваются при ночной посадке - это понятно . Ну а если при взлёте затемно , они будут садиться уже наступившим утром . Скажем , если восход в 6 , то взлёт - в 3.30-4~

В дневных налётах большая часть японских самолётов и приблизиться к американским кораблям не смогла — были сбиты далеко от них истребителями . А тех , кто долетел встретили изготовившиеся зенитчики . От этого и эффективность была околонулевая .
       Перехватить же японцев ночью получится гораздо менее результативно — видимость плохая , да ещё трудности наведения из-за поставленных японцами помех радарам . Да ещё не вся масса истребителей может подняться - не все могут летать ночью . Зенитный огонь ночью , да по внезапно появляющимся с неожиданных сторон и высот самолётов уже не так эффективен ; да ещё этот огонь будет задевать и свои же истребители . 
       На дистанцию пуска выйдут уже большинство торпедоносцев . Скоко из них попадёт ? Ну , 25-30 из сотни — уже хлеб . Шо-то даже потонет , у кого-то понизится боеспособность .
 

 

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on Sat, 18/07/2015 - 07:39.

О массированной ночной атаке торпедонсцев - опять догадка любителя нашла подтверждение своей возможности у историка-профессионала .

Да это вообще-то как бы давно известно, вот только "Кейты" - это наземные бомбардировщики. И их ночные атаки к 1944-му стали практически неэффективны из-за прогресса американских радаров.

Насчёт плохой подготовленности яп.лётчиков . Ну а если массовый ночной вылет - не импровизация , а действие по плану . По этому плану и лётчиков загодя готовили как могли .

Это значит, что у японцев будет ЕЩЕ МЕНЬШЕ летчиков. И они будут еще хуже, ибо и так недостаточные учебные часы будут тратиться на отработку вспомогательных операций.

да ещё трудности наведения из-за поставленных японцами помех радарам . 

Японцы? Помехи радарам? Не смешите.

   Перехватить же японцев ночью получится гораздо менее результативно — видимость плохая ,

Что работает в обе стороны. Как результат - большая часть японских самолетов просто не находит цели.

   На дистанцию пуска выйдут уже большинство торпедоносцев .

Большая часть из которых бестолково кружится в воздухе, не в силах найти цели. Особенно если видимость неважная. Те немногие, которые все-таки выходят на цель, сбиваются зенитным огнем и жертвами американских ночных "Корсаров" с радарами AIA.

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on Sat, 18/07/2015 - 10:39.

Raikov. пишет:

Да это вообще-то как бы давно известно, вот только "Кейты" - это наземные бомбардировщики. 

С каких это пор В5N стал наземным боомбардировщиком?

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)
 

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on вс, 19/07/2015 - 09:14.

Виноват. Моя ошибка.

NF's picture
Submitted by NF on Sat, 11/07/2015 - 14:53.

При таком соотношении военно-экономического потенциала Японию могло спасти только чудо:

 

Таблица 11. Производство основных видов промышленной продукции в США в первой половине 1944 г.{1036}







Виды продукции

2-е полугодие 1943 г.

I êâ. 1944 ã.

II êâ. 1944 ã.

Всего за 1-е полугодие 1944 г.

1-е полугодие 1944 г. в процентах ко 2-му полугодию1943 г.

Электроэнергия, млрд. квт-ч

141,6

70,5

69,5

140,0

98,9

Уголь, млн. т

304,7

161,7

156,8

318,5

104,5

Нефть, млн. т

111,0

54,1

55,6

109,7

98,8

Чугун, млн. т

28,9

14,5

14,5

29,0

100,3

Сталь, млн. т

40,8

20,5

20,4

40,9

101,2

Алюминий первичный, тыс. т

583,2

217,0

200,0

417,0

71,5

Станки, млн. долл.

482,2

158,4

124,7

283,1

58,7

 

Таблица 17. Производство основных видов промышленной продукции в Японии в первом полугодии 1944 г.{1202}





Виды продукции

2-е полугодие 1943 г.

1-е полугодие 1944 г.

1-е полугодие 1944 г. в процентах ко 2-му полугодию 1943 г.

Электроэнергия, млрд. квт-ч

17,0

16,1

94,7

Уголь, млн. т

27,8

24,7

88,8

Нефть и синтетическое горючее, млн. т

0,6

0,8

133,3

Чугун, млн. т

2,2

1,4

63,6

Сталь, млн. т

3,9

2,9

74,4

Железная руда, млн. т

1,3

1,8

138,5

Медь, тыс. т

62,4

49,5

79,3

Алюминий, тыс. т

70,7

55,2

78,1

 

 

Таблица 12. Производство основных видов вооружения, боевой техники и боеприпасов в США в первой половине 1944 г.{1045}







Виды вооружения и боевой техники

2-е полугодие 1943 г.

I êâ. 1944 ã.

II êâ. 1944 ã.

Всего за 1-е полугодие 1944 г.

1-е полугодие 1944 г. в процентах ко 2-му полугодию 1943 г.

Винтовки и карабины, тыс. шт.

3813,4

1510,9

872,6

2383,5

62,5

Автоматы, тыс. шт.

274,9

105,5

63,7

169,2

61,5

Пулеметы, тыс. шт.

398,1

211,9

203,8

415,7

104,4

Минометы, тыс. шт.

13,7

5,0

5,7

10,7

78,1

Орудия всех видов, тыс. шт.

100,9

34,2

28,4

62,6

62,0

В том числе 75-мм и выше

27,7

10,2

9,6

19,8

71,5

Танки, тыс. шт.

13,0

3,6

4,0

7,6

58,5

САУ, тыс. шт.

4,5

0,8

0,8

1,6

35,6

Самолеты, тыс. шт.

48,5

26,6

25,3

51,9

107,0

В том числе боевые

32,7

19,9

19,6

39,5

120,8

Боевые корабли основных классов, ед.

150

62

69

131

87,3

В том числе подводные лодки

33

16

22

38

115,2

Десантные суда, тыс. ед.

10,9

6,8

7,5

14,3

131,2

Снаряды и мины, млн. шт.

445,2

214,6

163,3

377,9

84,9

Авиабомбы, тыс. т

797,4

317,5

418,2

735,7

92,3

 

Таблица 18. Производство основных видов вооружения и боевой техники в Японии в первом полугодии 1944 г.{1207}





Виды вооружения и боевой техники

2-е полугодие 1943 г.

1-е полугодие 1944 г.

1-е полугодие 1944 г. в процентах ко 2-му полугодию 1943 г.

Винтовки и карабины, тыс. шт.

317,0

442,5

139,6

Пулеметы, тыс. шт.

56,7

78,0

137,6

Минометы, шт.

842

551

65,4

Орудия всех видов, тыс. шт.

13,8

42,2

305,8

В том числе 75-мм и выше

3,3

4,3

130,3

Танки и САУ, шт.

343

215

62,7

В том числе тяжелые и средние

279

176

63,1

Самолеты, тыс. шт.

9,9

14,1

142,4

В том числе боевые

6,7

10,5

156,7

Боевые корабли основных классов, ед.

33

27

81,8

В том числе подводные лодки

22

16

72,7

 

 

Даже примерно 40 % военно-экономического потенциала США которые США задействовали против Японии были примерно в 4 раза больше чем 100 % японского военно-промышленного потенциала. Если сравнить объёмы получения нефти и синтетических нефтепродуктов, то тут превосходство США просто подавляющее и ничего изменить японцы при всём желании не могли.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Ярослав 2's picture
Submitted by Ярослав 2 on Fri, 17/07/2015 - 23:26.

Ну я и не клонил к тому , что Япония спасётся . Выклонилось к тому , что она можнт подзатянуть войну так , чтобы успеть оказаться побеждённой преимущественно Советской армией .

NF's picture
Submitted by NF on вс, 19/07/2015 - 15:37.

"Ну я и не клонил к тому , что Япония спасётся . Выклонилось к тому , что она можнт подзатянуть войну так , чтобы успеть оказаться побеждённой преимущественно Советской армией.

 

Если япония всё же каким то чудом сумеет продержаться по дольше, то и в этом случае при примерно 4-х кратном приемуществе военно-промышленного потенциала США задействованного против Японии от японской армии и флота ко времени когда РККА СССР могла бы серьёзно заняться японскими войсками мало чтобы удалось бы сохранить потому как США тоже не оставили бы Японию в покое и удары ВВС и ВМФ США становились бы всё сильнее и сильнее с соответствующими для Японии последствиями. К тому времени когда СССР в РИ объявил войну Японии от японских армии и флота остались лишь жалкие клочки к тому же еще и практически лишенные жидкого топлива.

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо как мокрое полотенце.

Марк Твен.

Prostak_1982's picture
Submitted by Prostak_1982 on Sat, 11/07/2015 - 14:42.

Почему-то прочел "Альтбитва при марСианских островах".

Sahalinets's picture
Submitted by Sahalinets on Sat, 11/07/2015 - 14:18.

Сочинять прояпонские АИ насчет Марианского сражения я смысла не вижу. В РИ и так японцам дались всевозможные козыри - американцы вели себя пассивно, не знали, где находится противник, на протяжении почти всего сражения японцы маневрировали за пределами дальности американских палубников и единственный серьезный удар организовали лишь в последний вечер. Ну можно предположить, что американцы не нанесли удара по авиабазам на островах, хотя уж это соображение было совершенно очевидно. Так или иначе, американское командование сделало почти все возможные ошибки. И не зря подверглось жесткой критике.

Но это ровным счетом ничего не изменило. Все решило подавляющее превосходство авиации в качестве самолетов, пилотов и их количественное превосходство. Все японские волны словно москиты на стекло налетали. Ну осталось бы что-то у япов на островах - их попытка закончилась бы тем же.

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on Sat, 11/07/2015 - 14:23.

Уважаемый коллега!

Так или иначе, американское командование сделало почти все возможные ошибки. И не зря подверглось жесткой критике.

Тут я не соглашусь. Американское командование действовало консервативно, но эта тактика гарантировала защиту их соединения. Все, что удалось добиться японцам - одного попадания в "Саут Дакоту". Действуй американцы более агрессивно - им бы, возможно, удалось нанести большие потери японцам, но и риск американских потерь повышался значительно.

"Более активная" же тактика привела к бардаку при Лейте, когда японцам удалось отвлечь основные силы прикрытия Хэлси и прорваться в тыл американцам. Правда, это им не помогло. Так что я солидарен с Нимицем, Тернером и Кингом - Спрюэнс действовал осторожно, и выиграл с минимальными потерями. 
Андрей Толстой's picture
Submitted by Андрей Толстой on Sat, 11/07/2015 - 13:36.

Уважаемый коллега Ярослав2,

Ваша альтернатива, не самая плохая альтернатива на этом сайте, поэтому плюсую. Но есть одно важное замечание. Даже если бы Япония, напряжением всех сил, выиграла бы какое-нибудь морское сражение, (что маловероятно, но возможно) войну она однозначно проигрывает и это без вариантов. В 1944г. это было ясно даже японским адмиралам. Но еще раз повторюсь за полет фантазии плюсую.

                                                         С уважением Андрей Толстой

Ярослав 2's picture
Submitted by Ярослав 2 on вс, 12/07/2015 - 12:37.

Благодарю . Я и сам немножко устыдился , когда таки нажал кнопку "Сохранить" . Успокаивался именно этим - ну не самая же последняя альтернатива ( добавляя : а там и варианты возможны ). Ну хотя бы разлёт фантазии признан .

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on Sat, 11/07/2015 - 10:40.

Альтернативой , соответственно , будет победа японцев . 

Каким образом? Японцы отставали практически во всем.

 Так , что пусть их будет таки 4 ( и всего 9 линкоров ).

Это уже чистое фэнтези. В таком случае, я требую для американцев 2 "Монтаны"

В общем- неубедительно.

 Яматы превосходили старые американские линкоры в скорости и дальнобойности орудий ГК .

Американские линкоры превосходили в возможностях СУО, и главное - имели радары. Т.е. американцы просто ставят дымовые завесы и расстреливают японцев как в тире.

Абзац о японских потерях вычёркиваем . Редактируем , то есть .

Может хватит нелепых натяжек?

Выжимая из турбин 35 узлов , на дистанцию пуска выходили японские эсминцы . Их 610 мм торпеды с 800-кг БЧ вспарывали подводную защиту .

И американские эсминцы и легкие крейсера раздирают их на металлолом. Американцы уже знали о японских торпедах, и совершенно не собирались подставляться.

до могучих почти трёхсот .

Вот только пилотов у японцев нету. Так что имеется кучка новобранцев, которые даже не обучены приземляться.

Блин, большая охота на индюшек - забыли?!

 Зеро сосредоточились на эскортных авианосцах противника . Утренняя атака для американцев не стала неожиданностью . Потеряв более полусотни машин , японцы подожгли три авианосца . 

Даже не смешно. Японские пилоты образца 1943-1944? Против американской ПВО?

     Слабым , сомнительным местом в этой АИ является погода .

Слабым местом этой АИ является все. Попросту - тут выводок роялей в кустах скачат.

Ярослав 2's picture
Submitted by Ярослав 2 on Fri, 17/07/2015 - 23:23.

 ~~Это уже чистое фэнтези. В таком случае, я требую для американцев 2 "Монтаны"

С Монтанами было бы интересней . Для "Синано" же есть базис для фантазий - на декабрь 41-го он на 50% построен . Что сильно нереального в его вступлении к середине 44-го ?

 

~~Американские линкоры превосходили в возможностях СУО, и главное - имели радары. Т.е. американцы просто ставят дымовые завесы и расстреливают японцев как в тире. вступлении к середине 44-го ?

Интиресно ~~интересно , а помешать работе радаров японцы могут ? Как ? Ну я шо-то слыхал о разбрасывании ленточек фольги . Эта любительская догадка нашла подтверждение у осведомлённого человека — Больных А. , в его «Дуэли авианосцев» есть такой эпизод из Марианской битвы : ~ "Кстати. японцы сделали даже свой первый шаг в области радиоэлектронной борьбы — группу ( японских самолётов , направлявшихся к американцам   ) сопровождал «Джилл», который имел на борту 15 пачек алюминиевой фольги, чтобы попытаться обмануть американские радары. Этот самолет должен был рассеять фольгу в точке к северо-западу от ОС 58 и отвлечь на себя истребители противника. Уловка сработала, ...  в воздухе были рассеяны дипольные отражатели, поэтому воздушный патруль ОГ 58.1 полетел истреблять полоски фольги. Можно только удивляться, почему японцы не применяли этот прием более широко, ведь англичане очень широко и довольно успешно использовали его во время налетов на Германию, о чем японцы просто не могли не знать"

~~Блин, большая охота на индюшек - забыли ?!

Да помню , конечно . Поэтому и попытался создать для японских авиаторов какие-то более щадящие условия боя  

 

~~Даже не смешно. Японские пилоты образца 1943-1944? Против американской ПВО?

Но что-то же японцы поджигали . Фото горящих американских авианосцев полно . Ну то , что подожжено сразу три штуки за одну атаку - это да , перебор маленько .

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on Sat, 18/07/2015 - 07:44.

С Монтанами было бы интересней . Для "Синано" же есть базис для фантазий - на декабрь 41-го он на 50% построен . Что сильно нереального в его вступлении к середине 44-го ?

Во-первых, на середину 1942-го он был готов едва-едва на 45%. Во-вторых, среди того, что японцы успели воткнуть, были барбеты башен главного калибра - которые пришлось выдирать. В третьих, корабль должен был быть по плану СПУЩЕН НА ВОДУ в апреле 1945. Работы над ним кое-как ускорили только после Битвы в Филиппинском Море, да и то - из-за дефицита стали и рабочих рук, корабль и в конце 1944 не был готов даже приблизительно.

Интиресно ~~интересно , а помешать работе радаров японцы могут ? Как ? Ну я шо-то слыхал о разбрасывании ленточек фольги .

Не могут. Японские средства РЭБ были примитивны, и отчаянно отставали от требований времени. Кроме того, частота работы корабельных радаров - как бы весьма другая.

Да помню , конечно . Поэтому и попытался создать для японских авиаторов какие-то более щадящие условия боя  

Это не создание условий боя, а откровенное подыгрывание.

Но что-то же японцы поджигали . Фото горящих американских авианосцев полно . Ну то , что подожжено сразу три штуки за одну атаку - это да , перебор маленько .

В реале, за всю битву на Марианах, ни один американский авианосец не был даже поврежден.

прол's picture
Submitted by прол on Sat, 11/07/2015 - 10:39.

Даже если бы япы победили в том бою-результат войны бы не изменился,наваляли бы им позже.

"Можно выиграть кучу сражений-но проиграть войну" (с)

Рейхс-маршал's picture
Submitted by Рейхс-маршал on Sat, 11/07/2015 - 10:38.

Главной проблемой у Марианских островов стала плохая выучка японских пилотов. Если бы такое сражение произошло на год раньше, возможно, был бы достигнут более эффективный результат. Хотя бы удалось избежать гибели массы пилотов и кораблей.

Можно выстроить себе трон на штыках, но нельзя на него сесть!

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on Sat, 11/07/2015 - 10:41.

Именно. Японские пилоты образца 1944, были абсолютно не способны не только к скоординированным ночным полетам - они в воздушных боях продували все, что можно.

DM-Vladimir's picture
Submitted by DM-Vladimir on Sat, 11/07/2015 - 09:36.

 Истребители есть и на линкорах с крейсерами . Вместо гидросамолётов их катапульты были готовы метнуть в небо истребители . Скажем , на типе «Ямато» размещалось в ангаре 7 гидросамолётов => 7 истребителей в кормовом ангаре + еще не меньше семи поместилось бы над ангаром на палубе . Самолёты на палубе оказываются под стволами кормовой башни ГК — при её залпе эти самолёты сметёт нахр... заборт . Только до стрельбы из главного калибра надо ещё дожить . Вражеские налёты случились бы гораздо раньше , до того как линкор выйдет на дистанцию своего огня . Взлетевшие ( и не сбитые ) самолёты затем садятся на авианосцы - их авиагруппы уменьшатся после большого боя с массированно налетающими вражескими самолётами . Появится место в ангарах .

        Истребители сражаются рядом с защищаемыми кораблями . Сбитых лётчиков подбирают . Они садятся на новые самолёты . Потерянные самолёты заменяются с авиатранспортов 

Как смогут нормальные истребители взлетать с линкорных и крейсерских катпульт? Ведь там необходима особая конструкция самолета. Стандартный А6М туда не запихнёшь. Насколько упадет скорость соеденения если оно начнёт подбор сбитых летчиков, что вообще для японцев не характерно, и пополнять авиагруппы с транспортов, что вообще не реально. Самолет слишком нежный, тяжелый и неудобный груз, для перегрузки его в море.

Было время , чтобы запустить в серию новые модификации самолётов - с меньшей дальностью , но лучшей защищённостью — потолще бронеспинка , запротектированный бензобак . И уже их не так легко сбивать . Вооружение истребителя ( А6М5с ) : две 20мм пушки с боезапасом по 125 снарядов + три 13мм пулемёта . Хотелось бы , конечно , чтоб и мотор был помощнее . Работы в этом направлении японцами велись , но к середине 44-го до путного результата было ещё далеко .  

НЕ для японской промышленности. Да и операции на Соломоновых островах не давали однозначного вывода о необходимости самолета с меньшей дальностью и лучшей защищенности. Так же учитывая большое расстояние между базами и рушащуюся с 43 года на глазах систему транспортировки грузов по воде - это плохая идея.

По поводу сближения с противника на артиллерийский залп. Во первых маловероятно, что американцы имея преимущества в скорости потпустят на оный залп.

Во вторых американские линкоры представлены "каролинами", "дакотами" и "айовами" со скоротями хода в 27, 28 и 32 узла соответственно. При этом японские линкоры за день до этого перенесли тяжелый бой, получили множество повреждений, можно смело предположить, что их скорость не будет больше 25 узлов (Учитывая небронированные и слабобронированные оконечности может быть и хуже). Так же примите в учет, что за время авиаатак предыдущего дня на некоторых японских линкорах будут разбиты дальномеры, радары, вычислительные машины, что скажется на эффективности. Сейчас на сайте идёт активное обсуждение, что более медленная эскадра инеёных кораблей фактически не имеет шансов против быстроходной, так что если американцы смотгут сгруппировать свои линкоры в ожидании японской атаки, то пожалуй получим аналог Цусимы.

И самое главное. Пилоты. Подготовка летчика-истребителя дороже и сложнее подготовки пилота пикировщика или торпедоносца. Старых пилотов почти не осталось, а толпа новых далеко не факт, что сможет сражаться с эффективностью 3:1. Это кратенько, сейчас подтянутся более умные коллеги, они объяснят подробнее. А вообще конечно +

Ярослав 2's picture
Submitted by Ярослав 2 on Sat, 18/07/2015 - 00:19.

"~~американские линкоры представлены "каролинами", "дакотами" и "айовами" со скоротями хода в 27, 28 и 32 узла соответственно. При этом японские линкоры за день до этого перенесли тяжелый бой, получили множество повреждений, можно смело предположить, что их скорость не будет больше 25 узлов (Учитывая небронированные и слабобронированные оконечности может быть и хуже). Так же примите в учет, что за время авиаатак предыдущего дня на некоторых японских линкорах будут разбиты дальномеры, радары, вычислительные машины,~~"

 

Никто и не надеется , что крепко побитые накануне авиацией яп.линкоры что-то смогут против новейших американских . Идея в том , что у японцев могут быть варианты избежать при сближении с американцами их авиаудара .

 

 

"~~Насколько упадет скорость соеденения если оно начнёт подбор сбитых летчиков, что вообще для японцев не характерно, и пополнять авиагруппы с транспортов, что вообще не реально. Самолет слишком нежный, тяжелый и неудобный груз, для перегрузки его в море."

Не , идея не в том , чтобы кранами перегружать самолёты с корабля на корабль . Идея — запускать самолёт катапультой с транспорта с последующей посадкой на авианосце .

Всему соединению не обязательно останавливаться для сбора сбитых лётчиков . Это могут делать несколько эсминцев — подбирают летчиков ( тем более что в оборонительном бою они падают недалеко ) , отвозят к транспорту — там эти лётчики садятся на новые самолёты и катапультой отправляются к своим авианосцам . Понятно , что времени это займёт не меньше , чем полдня — пока доберёшься до транспортов . Им же надо держаться километрах в ста от соединения , подвергающегося ударам . Ну хоть какое-то оперативное восстановление авиагруппы .

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on Sat, 18/07/2015 - 07:34.

Откуда японцы возьмут резерв пилотов, умеющих приземлиться на авианосец? Лимитирующим фактором было не отсутствие самолетов, а неспособность подготовить пилотов. Т.е. ваш сценарий де-факто требует от японцев иметь летчиков еще и на транспортах - в то время как они едва-едва сумели заполнить авиагруппы авианосцев.

Идея в том , что у японцев могут быть варианты избежать при сближении с американцами их авиаудара .

Не против Спрюэнса.  Хэлси еще мог бы оставить авианосцы без защиты, Спрюэнс - никогда.

Raikov.'s picture
Submitted by Raikov. on Sat, 11/07/2015 - 10:34.

Как смогут нормальные истребители взлетать с линкорных и крейсерских катпульт? 

Ну, в общем-то могут. Те же итальянцы проверяли. 

 

DM-Vladimir's picture
Submitted by DM-Vladimir on вс, 12/07/2015 - 10:57.

Ну, в общем-то могут. Те же итальянцы проверяли. 

В любом случае пришлось бы для этого создавать и запускать в серию ещё одну модификацию А6М, скорее всего на основе А6М2-N, который как истребитель был мягко-говоря не особо.

Долго и дорого. И вряд ли принесет что-то хорошее.

redstar72's picture
Submitted by redstar72 on вс, 12/07/2015 - 11:29.

Обычные, банальные, сухопутные Харрикейны англичане легко адаптировали для катапультного старта. Причём переделывали строевые, уже побывавшие в употреблении и даже в боях машины. Не думаю, что это станет такой проблемой в случае Зеро. Может быть, по европейским меркам он и выглядит переоблегчённым - тем не менее он был истребителем, более чем успешно использовался по прямому назначению, участвовал в маневренных боях, испытывал соответствующие перегрузки и отнюдь при этом не разваливался... Так что и катапультный старт должен выдержать. Разумеется, местные усиления потребуются, но ничего особо критичного.

"Мне... больше всего пришёлся по душе самолёт конструкции Яковлева. Это была во всех отношениях великолепная боевая машина" (Е. Савицкий)